Как найти сакские курганы

Общая информация

Фотографии

Добавить фотографию

Описание места

Сакские курганы – земляные рукотворные холмы в форме пологого усеченного конуса, созданные в V-VI веках племенами саков, населяющих в то время территорию Казахстана.Курганы встречаются довольно часто в большей части страны, однако наибольшее их скопление наблюдается в районе озера Иссык.

У сакских племен курганы служили погребальными могилами. Большинство курганов было разграблено еще в древние времена, за исключением кургана Иссык, где был найден Золотой человек – останки воина, погребенного в одежде с золотой отделкой. В настоящее время образ Золотого воина стал одним из основных национальных символов Казахстана.Кроме основной находки, археологи обнаружили в могиле более 4 000 украшений, предметов одежды, сосудов и оружия. Все находки были сделаны из листового золота либо украшены им.

Сегодня на месте раскопок построен Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык», ставший одной из основных достопримечательностей южной части Казахстана. Музей был создан по настоянию Бекмуханбета Нурмуханбетова- археолога,открывшего в 1970 году эту находку. Оригинал Золотого человека находится в Астане, в то время как в музее установлена его копия.

Оценки гостей

Культурная значимость

Хорошо, 4.00

Загруженность

Плохо, 0.00

Экскурсионное сопровождение

Плохо, 0.00

Туристическая инфраструктура

Плохо, 0.00

Оригинальность

Хорошо, 4.50

Все оценки – 1
Добавить оценку

Туристы

Похожие места

Все похожие места на Сакские курганы

Сакские курганы Бесшатыр

Историко-культурный памятник 

Сакские курганы Бесшатыр (Пять шатров) – историко-культурное наследие Казахстана на территории национального парка «Алтын-Эмель», датируемое VI-IV вв. до н.э. Курганы Бесшатыр представляют собой некрополь эпохи саков-тиграхауда (восточные скифы). Издалека они и правда напоминают шатры, за счет чего и получили свое название. А число «5» в название просочилось видимо из-за количества самых крупных погребений. 

Всего здесь обнаружен 31 курган, относящийся к эпохе раннего железного века. Самый крупный курган (Царский) диаметром 104 м и высотой 18 м. Как и большинство других курганов данной эпохи, курганы Бесшатыр снаружи уложены камнями, а изнутри – щебнем и землей. Длина исторического памятника с севера на юг составляет 2 км, а с запада на восток – 1 км. Сакские курганы Бесшатыр впервые исследовали с 1957 по 1961 гг. под руководством известного казахстанского археолога К. Акишева (вел раскопки «Золотого человека», Ишимских курганов, городища Бозок, памятников Отырара и др.) 

Большие курганы предназначались для захоронения вождей и выдающихся воинов, в средних хоронили родовитых людей, а в маленьких – простой народ. Усыпальницы царской семьи сооружали из ценной древесины тянь-шаньской ели, срубы которой добывали в Заилийском Алатау (в 200-250 км от Алтын-Эмеля), а после сплавляли по р. Или. Внутреннее обустройство кургана зависело от положения погребенного – знатный человек или простолюдин. 

В некрополе были обнаружены разные виды оружия (мечи, кинжалы, луки со стрелами и пр.), посуда, изделия из золота, бронзы и агатов. Под большими курганами найдены целые сети туннелей. Вокруг захоронения устанавливали поминальные оградки в виде спиралей. 

Место священных обрядов и жертвоприношений 

Как полагают археологи, местность между горами Джунгарского Алатау и долиной реки Или издревле использовалась древними кочевниками не только для погребений, но и для проведения священных обрядов и поклонений. Свидетельством тому служат менгиры (жертвенники) в форме круга из вертикальных камней. Самыми высокими камнями выложен менгир у Царского кургана. На некоторых из них можно увидеть высеченные древними племенами изображения разных животных, солнечные символы, а также тамги (родовой знак).  

Это место привлекает людей своей неповторимой атмосферой и загадочностью. Ведь здесь можно прикоснуться к уникальным объектам, оставшимся от древнего племени, которым уже более 2,5 тыс. лет. Исследования курганов Бесшатыр позволили ученым и археологам дополнить знания о сакских племенах, их быте, ведении хозяйства, религиозных убеждениях и сословиях.  

По дороге к курганам у туристов есть возможность насладиться красотой национального парка Алтын-Эмель, его ландшафтами, флорой и фауной. Если приобрести тур по Алтын-Эмелю, то удастся повидать еще и другие значимые объекты парка: Поющий бархан, меловые горы Актау и вулканические горы Катутау, стелы Ошактас и многое другое. Скучно не будет! 

Туристам следует помнить, что Алтын-Эмель – это особо охраняемая территория и причинение вреда историческим памятникам либо обитателям животного и растительного мира парка категорически запрещается.  

Местонахождение: 

Казахстан, Жетысуская область, Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель». 

Как добраться? 

Доехать до нацпарка Алтын-Эмель из г. Алматы можно на своем авто или такси по трассам Алматы-Хоргос или Алматы-Усть-Каменогорск до дороги Р-20. Хотя путь до парка заасфальтирован, на территории Алтын-Эмеля лучше всего передвигаться на внедорожнике, т.к. это предгорная местность. Путь к курганам Бесшатыр лежит через пост № 1, что со стороны с. Шенгельды.  

Вся необходимая информация о наших турах по парку Алтын-Эмель здесь. Узнать больше об удивительных обитателях и пейзажах парка можно по этой ссылке. 

Достопримечательности рядом: 

  • Поющий бархан; 
  • Стелы Ошактас; 
  • Урочище Косбастау; 
  • Горы Актау и Катутау; 
  • Капчагайское водохранилище; 
  • Мемориальный музей Ш. Валиханова (~165 км); 
  • Археологический парк «Боралдайские сакские курганы» (180 км); 
  • Город Текели (~ 250 км); 
  • Аулие Агаш (Cвященное дерево) (~ 315 км).

Тур в национальный парк Алтын-Эмель

Тур в национальный парк Алтын-Эмель

Индивидуальный

Цена рассчитывается индивидуально

Длительность: 2 дня

Алтын-Эмель – один из самых красивых национальных парков Казахстана, расположенный на юго-востоке страны между долиной р…

Тур «Золотое кольцо Семиречья»

Тур «Золотое кольцо Семиречья»

Индивидуальный

Цена рассчитывается индивидуально

Длительность: 5 дней

Во время этого путешествия вас ждут: национальный природный парк Алтын-Эмель, Чарынский каньон, Кольсайские озера, непов…

Тур в национальный парк Алтын-Эмель и Чарынский каньон

Тур в национальный парк Алтын-Эмель и Чарынский каньон

Индивидуальный

Цена рассчитывается индивидуально

Длительность: 3 дня

Во время этого путешествия вы посетите два уголка первозданной природы – крупнейший национальный природный парк Алтын-Эм…

Джип-тур в Национальный парк Алтын Емель

Джип-тур в Национальный парк Алтын Емель

Джип-туры и экспедиции

Цена рассчитывается индивидуально

Длительность: 3 дня

Путешествие на внедорожниках в Национальный природный парк Алтын Емель позволит Вам сделать новые открытия и получить не…

Джип-тур в Национальный парк Алтын Емель и Чарынский каньон

Джип-тур в Национальный парк Алтын Емель и Чарынский каньон

Джип-туры и экспедиции

Цена рассчитывается индивидуально

Длительность: 4 дня

Джип-тур в Национальный природный парк Алтын Емель и Чарынский каньон для тех, кто любит проводить свободное время на пр…

Курганы являются наиболее примечательной деталью ландшафта Жетысу. Они различаются размерами, высотой и образуют цепочки, скопления и могильные поля. Среди наиболее известных — могильники Алматы, Талгар, Новоалексеевский, Кугалы, Бурундай, Иссык, Тургень, Чилик, Кегень, Мерке, Джетытобе, Уштобе, Берккара. Все они были обследованы, частично раскопаны, а такие, как Иссык, Бесшатыр, приобрели, всемирную известность. К сожалению, многие из могильников разрушены, часть курганов снесена, снивелирована и застроена.

Первые обобщающие исследования по истории кочевников Семиречья принадлежат М.П. Грязнову и А.Н. Бернштаму.

[adsense]

Существенный вклад в разработку археологии кочевников Семиречья внесли К.А. Акишев, Е.И. Агеева, Г.А. Кушаев., И.И. Копылов, А.Г. Максимова, А.К. Акишев, Б.Н. Нурмухамбетов.

Особое значение имел обобщающий труд по культуре саков и усуней долины Или (К.А.Акишев, Кушаев T.A.). В нем были систематизированы все известные на начало 60-х гг. материалы, уточнена периодизация истории культуры, исследованы вопросы хозяйства, общественного строя, а также происхождения этих народов.

В 50-60-х гг. в долине р. Талас также развертываются исследования курганов ранних кочевников (А.К. Абетеков,
Ю. Д. Баруздин).

Исследованы памятники на северных склонах Киргизского хребта, прилегающих к долине Таласа (А.Г. Максимова, 1970; 1972; 1975). Возобновляются раскопки в долине Чу (А.К. Абетеков) и в котловине Иссык-Куля.

В Семиречье, как и в других частях евразийского пояса степей, раннесакские памятники изучены недостаточно.

Они представлены курганами с единичными могилами с бедным инвентарем, а также отдельными находками изделий
«скифской триады». Могилы имеют три разновидности: обычные грунтовые ямы, подбои и каменные ящики. Последние можно рассматривать, видимо, как пережиточное явление, связанное с эпохой бронзы. Захоронения различаются
также ориентировкой погребенных: на северо-запад и северо-восток. Иногда умершего сопровождало погребение верхового коня в отдельной яме. В могилу ставили ритуальную пищу — мясо барана. Инвентарь погребений беден и однообразен, оружие отсутствует. В могилах находят предметы конской упряжи с характерными стремевидными удилами, пряжками. В этот период, особенно к концу его, в Семиречье уже были известны изделия прикладного искусства, выполненные в так называемом зверином стиле. В быту население употребляло простые бронзовые ножи, деревянные и костяные гребни. Лепная круглодонная посуда, частично изготовленная на матерчатом шаблоне, резко отличалась по форме и отсутствию орнамента от керамики позднебронзового века. Случайно найденные бронзовые и железные акинаки с бабочковидным перекрестием, а также наконечники стрел ромбовидной формы со втулкой и некоторые другие изделия по аналогии с раннескифскими относят к раннесакскому периоду. Таким образом, все три компонента «скифской триады» — оружие, уздечный набор, звериный стиль — уже представлены в культуре саков Семиречья раннего периода.

К раннесакскому периоду отнесены некоторые случайные находки бронзовых и железных акинаков с бабочковидным перекрытием и зооморфным навершием, бронзовый кинжал из Текели, а также клад из Биже, о котором сказано ниже.

Рис. 4.16. Тасмолинская культура. Курган с усами (по М.К. Кадырбаеву)

Рис. 4.16. Тасмолинская культура. Курган с усами (по М.К. Кадырбаеву)

Период (V-III вв. до н.э.). По сравнению с раннесакским периодом количество археологических памятников сакского времени увеличилось во много раз, что свидетельствует о значительном росте численности населения края. Почти все основные районы Семиречья и Тянь-Шаня были обжиты саками именно в это время. В ходе накопления богатств появились условия для создания огромных погребальных сооружений, подобных курганам Иссык и Бесшатыр.

Можно выделить несколько групп могильников, часть которых в дальнейшем, по мере накопления материалов, вероятно, составит самостоятельные археологические культуры.

Группа сакских памятников Чуйской и Таласской долин представлена царскими курганами (Джеты тобе) и захоронениями рядовых общинников, погребальный обряд которых аналогичен обряду рядовых погребений долины р. Или. Сопровождающий покойников инвентарь составляют один-два сосуда, украшения, бронзовые наконечники стрел, среди которых встречаются трехперые черешковые и трехгранные втульчатые.

В разных пунктах долины Чу обнаружены случайные находки бронзовых изделий сакского времени: несколько кинжалов с прямым клинком, бабочковидным перекрестием и брусковидным или антенным навершием, а также литые бронзовые котлы на коническом поддоне с двумя вертикальными ручками.

Могильник Бесшатыр. Могильник расположен на правом берегу р. Или у подножия гор Желшалгыр, в 170 км восточнее г. Алматы. Могильник протянулся с севера на юг на 2 км, с востока на запад — на 1 км и состоит из 31 кургана, из которых 21 имеет каменную насыпь, остальные — насыпи из щебня и земли.

Курганы в могильнике расположены бессистемно, однако выделяются две группы — северная и южная. Самый крупный курган, названный «Большой», расположен в северо-восточной части могильника. Диаметр его 104 м, средняя высота 15 м. Насыпь имеет форму усеченного конуса с плоской вершиной, диаметром 32 м. Каменная насыпь кургана у основания уложена в несколько плотных рядов, что создает впечатление цоколя, на котором и покоится вся громада насыпи. Вокруг кургана сооружен вал. Рядом с насыпью расположены кольцевые сооружения, составленные из крупных каменных столбов (менгиров) и больших валунов, получивших название «оградки». Таких оградок 94, и в плане они напоминают спираль, закрученную вокруг кургана. Оградки имели ритуальное назначение и, видимо, были связаны с культом огня.

Рис. 4.17. План и разрез большого Бесшатырского кургана (по К.А. Акишеву)

Рис. 4.17. План и разрез большого Бесшатырского кургана (по К.А. Акишеву)

Обстоятельно исследовался «Первый» Бесшатырский курган, имевший диаметр 52 м, высоту свыше 7 м и расположенный севернее остальных. Как и «Большой», он имел плоскую вершину. Насыпь состояла из трех слоев. Верхний слой представлял собой каменное покрытие толщиной до 1 м у вершины и до 3 м у основания. Второй слой, самый мощный, толщиной от 3,5 до 13 м, сложен из земли и щебня. Третий слой, нижний, образован из крупного битого камня. Под этим слоем находилась большая деревянная постройка из обработанных бревен тянь-шанской ели. Это строение и являлось «царской» усыпальницей, воздвигнутой на материке.

Усыпальница состояла из коридора (дромоса), тамбура и погребальной камеры. Коридор — длинное, высокое и не перекрытое сверху сооружение размером 5,75×1,50 м, высотой более 5 м. Тамбур примыкает к восточной стенке погребальной камеры. Коридор с помощью поперек положенных плах делится на два отсека. Погребальная камера имеет в плане форму неправильного квадрата, ориентированного по сторонам света, состоит из 16 рядов бревен тянь-шанской ели. Потолком и крышей служили бревна наката, положенные вдоль прямо на стены камеры. Толщина наката 7-8 бревен. Стены снаружи и изнутри удерживают 16 вертикально врытых столбов. Все бревна хорошо обработаны — с них срублены сучья, снята кора. Бревна, образующие стены камеры, тщательно оттесаны и плотно пригнаны друг к другу. Местами на них сохранились следы плотничьих инструментов. Для транспортировки бревен на концах и посередине делали отверстия для веревок — проушины. Сверху на бревна наката были положены камышовые маты, перевязанные веревками.

После совершения погребения вход в камеры был заложен крупными камнями, а отсеки коридора до самого верха забутованы камнем вперемешку со щебнем. После этого над погребальным сооружением, возвышающимся над окружающей местностью более чем на 5 м, была сооружена насыпь.

Погребальная камера оказалась разграбленной. На полу после расчистки завала обнаружены разрозненные кости мужского и женского скелетов, кости животных, деревянная ножка какого-то предмета.

Остальные Бесшатырские памятники имеют сходную архитектуру, но отличаются размерами курганов и усыпальниц. Так, раскопки «Третьего» кургана выявили 17 слоев в насыпи, а вокруг кургана явственно возвышалась стена, первоначально имевшая высоту свыше 1 м. «Шестой» курган имел подземные ходы и катакомбы общей протяженностью 55 м.

Помимо курганов в могильнике зафиксированы шесть оград, расположенных на возвышении к северо-востоку, и четыре,— к западу от курганов. Ограды из вертикальных камней (менгиров) в окрестностях могильника — не самостоятельные памятники, а дополняющие архитектуру курганов. На некоторых из них выбиты фигуры горных козлов, кабана и волка.

Насыпи мелких курганов сооружались из земли и речной гальки. Под насыпью находилась грунтовая яма, своей длинной осью, как правило, ориентированная с востока на запад. Покойника клали в вытянутом положении, головой на запад. Сверху яму перекрывали деревянными плахами. В могильнике Кзылауз, расположенном рядом с Бесшатыром, обнаружено коллективное погребение в двух могильных ямах; в одной из них погребенные уложены в два яруса.

В южной и западной частях камер обычно расставлена посуда, а в северной находились останки погребенного, лежавшие прямо на дощатом полу. Могильник Бесшатыр датирован V-IV вв. до н. э.

Курган «Иссык» находится на южной окраине большого могильника, в 40 км восточнее Алматы, состоящего из более 40 курганов. Диаметр кургана — 60 м, высота — 6 м. Насыпь многослойна (3-4 слоя), слои гальки чередуются с щебеночно-глинистыми. Под насыпью два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральная могила полностью ограблена. Боковая могила оказалась не потревоженной.

Погребальная камера сооружена из обработанных бревен тянь-шанской ели, ее размеры: по внутреннему обмеру 2,9x 1,5 м, по наружному — 3,3×1,9 м, высота ее с накатом 1,3-1,5 м.

Вначале выкапывался котлован могильной ямы прямоугольной формы, ориентированный длинной осью с запада на восток. На дне котлована строился бревенчатый сруб — погребальная камера. Конструкция ее весьма проста: бревна определенной длины укладывались горизонтально друг на друга, образуя стенки камеры. На стенах камеры бревна уложены в пять рядов, сверху она перекрыта также бревнами, уложенными поперек на длинные стены. На дне настлан пол из десяти хорошо обработанных досок. На полу размещались останки умершего и погребальный инвентарь.

Участок пола, предназначенный для покойника, покрывался матерчатой подстилкой, расшитой мелкими золотыми бляшками. На подстилку был положен усопший, облаченный в парадную одежду, при полном вооружении. Покойника, судя по костяку, уложили на спину в вытянутом положении, головой на запад, лицом вверх, кисть правой руки уложена на пах, левая рука откинута в сторону.

Вдоль правого бедра рукоятью у пояса (скорее всего, подвешенный к портупее) плашмя был помещен железный меч в деревянных ножнах, окрашенных в красный цвет. Ремни портупеи украшали золотые обоймы и пронизь (изделие для крепления меча или кинжала) с рельефным изображением головы тигра. Между туловищем и левой рукой положен железный кинжал также в деревянных ножнах, обтянутых кожей и украшенных двумя золотыми пластинками с изображениями коня и лося и с двумя цилиндрическими бляхами-обоймами для перекрестных ремней с рельефными изображениями свернувшегося волка.

Рядом с покойником у локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя — нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, еще выше — матерчатая (шелковая) туалетная сумочка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска.

[adsense]

На полу камеры сосуды с заупокойной пищей и питьем. К последним относится бронзовая с позолотой миска, поставленная обособленно. В ней лежали несколько золотых фигурных пластин, выполненных в виде клюва и когтей хищной птицы. У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда, рядом, но на переднем плане, — миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними миски. Среди них, но также вместе две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Бронзовая чаша стоит в стороне, у изголовья захороненного. Участок пола у восточной стены камеры свободен от вещей. Очевидно, вход в камеру был именно с восточной стороны. После совершения похорон и размещения инвентаря камеру перекрыли короткими бревнами, яму заполнили грунтом, затем возвели насыпь.

По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове носил высокий (до 65-70 см) конической формы головной убор. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений. Большинство из них имеют штампованные изображения снежных барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц. Переднюю часть головного убора украшали скульптурные изображения двух
крылатых лошадей с козлиными рогами, а также две пары длинных птичьих крыльев и многие другие фигурные пластины. На шее находилась золотая спиралевидная гривна (шейное украшение), концы которой завершаются рельефными изображениями голов тигров.

Рис. 4.18. Курган Иссык. «Царское» погребение и инвентарь (по К.А. Акишеву)

Рис. 4.18. Курган Иссык. «Царское» погребение и инвентарь (по К.А. Акишеву)

Верхняя одежда состояла из кафтана и штанов. Короткий, судя по фрагментам, кожаный кафтан (сохранились кусочки окрашенной в красный цвет кожи) сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот — крупными квадратными с изображениями голов тигра. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам обшиты мелкими прямоугольными пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высокими голенищами. Голенища сапог также украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.

Рис. 4.19. Могильник Иссык. Графическая реконструкция головного убора из «царского» кургана (по К.А. Акишеву)

Рис. 4.19. Могильник Иссык. Графическая реконструкция головного убора из «царского» кургана (по К.А. Акишеву)

Под кожаным кафтаном была матерчатая нательная рубаха, ворот и рукава которой украшены орнаментальным узором из золотых пластинок разных форм. Кафтан подпоясывался кожаным ремнем с набором массивных золотых блях с рельефными изображениями лежащего лося и лосиных голов. К ремню справа подвешивался длинный железный меч, а слева — железный кинжал, богато инкрустированный золотом. Меч и кинжал находились в кожано-деревянных ножнах, окрашенных в красный цвет. Ножны кинжала украшали по внешней стороне две большие золотые пластины-обкладки с изображением фигур лося и лошади. На пальцах рук сак из кургана Иссык носил два массивных золотых перстня, один из них перстень-печать с изображением головы человека в профиль в пышном головном уборе. Захоронение в кургане Иссык датируется концом IV — началом III вв. до н.э.

Могильники рядовых саков (VII—IV вв. до н.э.). Погребения рядовых общинников сакского времени по размерам, конструкции могильного сооружения и инвентарю резко отличны от царских захоронений бесшатырского и иссыкского типа.

К таким захоронениям раннего этапа сакской культуры (VII—VI вв. до н. э.) относятся могильники Каргалы I и Алтын-Эмель II. Курганы имели сферические каменные насыпи, под ними находились каменные ящики с костяками. Костяки лежали вытянуто, головой на северо-запад. Исследователи датируют могильник Каргалы I переходной от эпохи бронзы к сакам эпохой VIII—VII вв. до н. э.

К раннему этапу сакской культуры относятся также курганы в могильнике Жуантобе. Они небольших размеров, насыпь имели земляную вперемежку с речной галькой. Под насыпью в могилах человеческие костяки лежали в грунтовых ямах, ориентированных длинной осью с запада на восток. Могилы перекрыты поперечно положенными бревнами. Найденные при погребенных бронзовые удила, ножи, костяной и деревянный гребни, бусы, бронзовые подпружные пряжки, керамические сосуды датируют Жуантобе VI—V вв. до н. э.

Лучше известны памятники позднесакского времени (V—IV вв. до н. э.). К этому времени относятся такие памятники, как Кадырбай III, Карашокы и Кзылауыз.

В могильнике Карашокы (Кара-Чоко), расположенном на правом берегу реки Или в Чулакских горах, раскопанный курган имел небольшую насыпь из земли со щебенкой, на насыпи выступали камни, образующие два кон¬центрических кольца. Погребение совершено в грунтовой яме. При захороненном найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел, относящиеся к V—IV вв. до н. э.

Клад из Биже. Уже отмечалось, что наиболее ранний этап сакской культуры относится к IX — VIII вв. до н. э. В Жетысу комплекс ранних изделий саков известен как «клад из Биже». В его составе были удила. Они бронзовые, литые, с прямоугольным стремечком и упором, а также с полуовальным стремечком и дополнительным отверстием. Поверхность стержней покрыта орнаментом в виде нарезных и выпуклых прямоугольников и квадратов. Псалии (опоры) удил двух видов, первый — слабоизогнутый, трехдырчатый, бронзовый, с продолговатым срединным отверстием. На одном конце псалия дисковидное уплощение, лежащее в той же плоскости, что и центральное отверстие, другой конец оформлен в виде расширяющегося к концу конуса. Второй псалий — дуговидный — с тремя круглыми отверстиями. Один конец имеет эллипсоидное утолщение, другой — коническое. В состав сбруйного набора входят бронзовые навершия, украшенные головками горных козлов. Они имеют втулки в виде усеченного конуса. В числе других вещей — бронзовые бляшки в виде колечек, украшавшие ремни поводьев; бронзовые распределители ремней узды; петельная бляха и две подвески. Датируется клад второй половиной VIII — VII вв. до н. э. Интересно, что в этом же районе также случайно был найден бронзовый кинжал длиной 39 см с прямым перекрестием и овальной в сечении рукоятью с грибовидным навершием. Кинжал датируется VIII в. до н. э. Эти находки позволяют судить о том, что VIII — начало VII вв. до н. э. были временем сложения сакской культуры Семиречья, уходящей корнями в эпоху бронзы.

Жалаулинский клад. Свое название клад получил по имени аула, расположенного в 200 км восточнее Алматы. Все найденные случайно вещи лежали в войлочном мешке, который был зарыт в землю в начале XX в. Все эти предметы извлечены из ограбленных курганов неизвестным кладоискателем. Среди более чем двухсот предметов общим весом более полутора килограммов выделяются детали наборного пояса, украшения одежды и головного убора, а также пектораль — нагрудное украшение. Пектораль представляет собой массивную овальной формы пластину, украшенную по краям бордюром из крученого золотого дрота — проволоки. На концах ее сохранились петли для подвешивания.

Поверхность пекторали украшают напаянные в 4 ряда миниатюрные фигурки горных баранов — архаров, выполненных в характерной для сакского искусства позе «с поджатыми ногами». На туловищах баранов предусмотрены гнезда для крепления цветных камней — бирюзы, сердолика или других, которые должны были «разбить» однородную желтую поверхность пекторали.

Бляхи от наборного пояса сделаны в виде миндалин. Лицевая поверхность блях, а они крепились к поясу попарно, образуя круг, украшены, как и пектораль, фигурками архаров и зернью — напаянными шариками золота. К деталям пояса, которые «скрывали» его кожаную основу, относятся прямоугольные обоймочки, орнаментированные узором в виде «елочки».

Интересны бляхи в виде парных фигур оленей с ветвистыми древоподобными рогами. Две литые бляхи с оленями имеют еще изображение орла «с распахнутыми крыльями».

В кладе есть штампованные бляхи с изображением барса, терзающего козла, а также вырезанные из листового золота горные козлы, изображенные в позе «летучего галопа».

Вызывает интерес массивная треугольная пластина с напайками в виде шерсти. Назначение ее непонятно, но скорее всего это украшение одежды. Очень много золотых конусовидных подвесок, некогда украшавших одежду и головной убор.

Важное значение для датировки всего клада имеют бляшки с оленями, большие и маленькие. Вот одна из них.

Бляшка изготовлена из золота; вес ее 6,15 г, максимальные размеры 31×25 мм. Бляшка имеет подтреугольно-сердцевидное очертание, сформированное внешним абрисом фигур и рогов животных. При этом бляха слегка асимметрична: один олень расположен несколько выше другого. Она изготовлена в технике литья по восковой модели с последующей подработкой резцом. С оборотной стороны бляшки, в области крупов оленей, имелись две плоские петли, расположенные под углом друг к другу.

Особенностью моделировки фигур оленей является широкое использование сквозных просветов, которыми обозначены глаз, ухо, ноздря, рот, разделка рогов животных. Клювовидную форму имеют просветы на плече и ягодице оленей; кроме того, они использованы в моделировке ног животных.

Просветы могли закрываться вставками из другого материала, например, цветных камней, с целью придания вещи большей декоративности — двух- или многоцветности. Не исключен, однако, следующий вариант: бляшка с внутренней стороны покрывалась тонированной мастикой, которая после высыхания и шлифовки, заполнив просветы, могла напоминать декоративный камень.

Возможно, просветы ничем специально не закрывались, но благодаря тонировке основы, к которой прикреплялась бляшка, создавалось впечатление полихромности изображения.

Аналогии бляшке, датируемые в пределах начала VIII — VI вв. до н. э., происходят с Алтая и Минусинской котловины, что позволяет отнести рассмотренную бляшку к этому же времени. Датировку подтверждают аналогичные золотые бляхи, найденные, как выше отмечалось, в могильнике Чиликты. Этим же временем датируются и остальные изделия из Жалаулинского клада, представляющего собой набор украшений парадного костюма представителя или представительницы сакской аристократии.

Археологические памятники саков

Сакские племена, населявшие территорию Казахстана, оставили замечательное культурное наследие. Самые древние памятники сакской культуры обнаружены на территории Восточного Казахстана. Восточный Казахстан являлся одним из центров древней металлургии. Письменных сведений о древних жителях этого региона сохранилось мало. Исходя из сообщений Геродота, ученые сделали вывод, что на востоке современного Казахстана со стороны Алтая проживали саки-аримаспы – «стерегущие золото». В степных районах Восточного Казахстана, на территории Зайсанского района расположены грандиозные царские курганы. Наибольшее их количество – 51 курган – располагается в Шиликтинской долине. Эти курганы были разграблены еще в глубокой древности. Шиликтинские памятники впервые исследовал профессор С. Черников в 1960-е гг. Курган №1 в Шиликты является самым древним в Казахстане царским курганом. Ученые датируют его возраст VIII в. до н. э. Этот памятник также известен как Байгетобе. Он был открыт ученым А. Толеубаевым. Высота этого кургана – 8 метров, диаметр – 100 метров. Внутри кургана был расположен деревянный мавзолей-склеп. В могиле был захоронен один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинками из самородного золота. Самая интересная находка – пятиугольная звезда, в древности она являлась символом власти. Курган Байгетобе ученые называют «Шиликтинским золотым человеком».

В Катон-Карагайском районе на востоке страны был обнаружен Берельский могильник. Он состоит из 40 курганов. Время сооружения курганов – V–IV вв. до н. э. Высота самого большого из них составляет 9 метров. В кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по четыре лошади в четыре ряда. Лошади были захоронены в полном снаряжении.

Одни из наиболее древних сакских памятников – Тагискен и Уйгарак – находятся в Южном Казахстане, на восточном побережье Аральского моря. Принадлежали сакам-массагетам. В 300 км от Кызылорды археологи провели раскопки города Чирик-Рабат. В центре города находилась цитадель. Крепостные стены города имели толщину 4,5 метра. Город был окружен рвом. Также раскопки были проведены в сакском городе Бабиш-Молда. Он тоже имел крепостные стены и ров.

Бесшатырские погребения саков расположены в Жетысу, на правом берегу реки Или. Они состоят из 31 кургана разных размеров. Курганы были построены в V–IV вв. до н. э. Большой Бесшатырский курган называют «царским».

Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы. Здесь более 40 погребений. Самое знаменитое из них – курган Иссык. Он был сооружен в V–IV вв. до н. э. Его диаметр составляет 60 метров, а высота – 6 метров. Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. Внутри кургана в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми пластинами и украшениями. 4 тысяч золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду знатного сака. При нем находилось полное вооружение – меч, кинжал. По определению ученых, похороненный в кургане человек умер в возрасте 17–18 лет. Археологическая находка вошла в историю под названием «Золотой человек из кургана Иссык». Для научного мира большой интерес представляет высокий конусообразный головной убор царевича, украшенный золотыми пластинами в виде снежных барсов, горных козлов, архаров, крылатых лошадей, птиц. Головной убор отражал представления саков о мироустройстве. Пластины с изображением крылатых коней с козлиными рогами (тулпаров) символизируют солнце. Человек, носивший этот головной убор, возводился в ранг солнцеподобного божества. По представлениям саков мир состоял из трех частей – небесной, земной и подземной. Узоры на головном уборе разделены на три вертикальных уровня. Головной убор по кругу окаймляет рисунок из гряды золотых гор и деревьев. У подножия гор размещены звери. По мнению ученых, орнаментальная кайма означает мировую горную цепь, а орнамент символизирует трехуровневую организацию мира. Звери являются хранителями сторон света. Высота головного убора и его форма позволяют отнести погребенного в кургане Иссык к сакам-тиграхауда.

Среди посуды из глины, дерева, металла особый интерес ученых вызвала серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Надпись до сих пор не расшифрована. Однако она, возможно, является доказательством наличия у саков письменности.

Саки поклонялись духам предков. Умерших людей они хоронили на родовых кладбищах, помещая в могилу предметы быта. Они верили в существование подземного мира. Саки хорошо были знакомы с технологией бальзамирования. Солнце у саков возводилось в культ, обычай жертвоприношения коня солнечному божеству был широко распространен.

Символом сакской культуры является звериный стиль в ювелирном искусстве. Он получил распространение на территории современного Казахстана в VIII в. до н. э. Различными изображениями животных украшались одежда, посуда, оружие, конская упряжь. С традицией звериного стиля саки познакомились во времена походов в Переднюю Азию и Иран. В то же время звериный стиль является отражением традиции тотемизма. Изображения зверей, по мнению саков, охраняли их от злых духов.

Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана сохранилось мало. Памятники саков-исседонов представлены так называемыми курганами с «усами». Они составили тасмолинскую археологическую культуру. В местности Тасмола в Павлодарской области был раскопан первый курган данной культуры. Поэтому археологическая культура получила такое название. Особенность курганов тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане – лошадь. От них в восточном направлении отходят два ответвления – насыпи из камней. Их археологи и называют «усами». Длина «усов» составляет от 10 до 30 м. Другой особенностью тасмолинской культуры является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда.

На северо-западе Сарыарки проживали саки-аргиппеи. Курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры. Поэтому памятники региона составляют улыбай-тасмолинскую культуру. В регионе хорошо исследованы курганы: Бирлик, Алыпкаш, Бектениз, Покровка, а также поселения Карлыга, Борки, Кеноткел. Племена Северного Казахстана находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу, Южного и Западного Казахстана.

В Западном Казахстане, на Устюрте археологами обнаружены погребения Байте, Карамонке, Терен. Здесь были обнаружены молитвенные места, где совершались жертвоприношения и групповые молитвы. В молитвенных местах во множестве встречаются остатки пепелищ. Это в очередной раз доказывает существование культа Солнца у саков.

Многочисленные памятники саков – курганные могильники и обнаруженные в них предметы – доказывают наличие у саков богатой и самобытной культуры, а также отображают их религиозные представления.

  • Под конспектом желательно разместить качественные рисунки: «Золотой человек из кургана Иссык», Курган с «усами» (фото дано ниже).

Содержание лекции

1. Памятники саков на территории Казахстана.

2. Курган Иссык. «Золотой человек».

3. Религиозные представления саков. Звериный стиль в искусстве.

ТЕЗИСЫ

  • Саки проживали на территории Казахстана в период раннего железного века, в VIII–III вв. до н. э.

  • На востоке современного Казахстана со стороны Алтая проживали саки-аримаспы – «стерегущие золото».

  • В Восточном Казахстане расположены грандиозные царские курганы аримаспов.

  • Курган – погребение; земляная насыпь над погребальной ямой.

  • Наибольшее количество царских курганов (51 курган) располагается в Шиликтинской долине.

  • Шиликтинские курганы впервые исследовал профессор С. Черников в 1960-е гг.

  • Курган №1 в Шиликты (также называется Байгетобе) является самым древним в Казахстане царским курганом.

  • Ученые датируют шиликтинский курган №1 VIII в. до н. э.

  • Курган Байгетобе был открыт ученым А. Толеубаевым.

  • Пятиугольная звезда была найдена в Байгетобе.

  • Курган Байгетобе ученые называют Шиликтинским золотым человеком.

  • Берельский могильник находится в Восточном Казахстане.

  • Могильник – группа погребений.

  • Берельский могильник состоит из 40 курганов.

  • Время сооружения Берельских курганов – V–IV вв. до н. э.

  • Памятники Тагискен и Уйгарак находятся в Южном Казахстане.

  • В 300 км от Кызылорды археологи провели раскопки города Чирик-Рабат.

  • Цитадель – крепость, защищающая город, либо внутреннее укрепление крепости, имевшее самостоятельную оборону.

  • Бабиш-Молда – сакский город на юге Казахстана.

  • Бесшатырские курганы саков расположены в Жетысу.

  • Бесшатырские курганы состоят из 31 кургана.

  • Бесшатырские курганы были построены в V–IV вв. до н. э.

  • Иссыкские курганы расположены в 50 км к востоку от Алматы, в Жетысу.

  • Курган Иссык был сооружен в V–IV вв. до н. э.

  • Иссыкские курганы принадлежат сакам-тиграхауда.

  • Серебряная чаша с надписью из 26 знаков была обнаружена в кургане Иссык.

  • Саки поклонялись духам предков.

  • У саков существовал культ солнца.

  • Саки приносили коня в жертву солнечному божеству.

  • Звериный стиль в ювелирном искусстве получил распространение на территории Казахстана в VIII в. до н. э.

  • Тотемизм – одна из ранних форм религии, вера в существование мистического родства между человеком и животным, растением (тотемом).

  • Саки-исседоны населяли территорию Центрального Казахстана.

  • Памятники исседонов представлены так называемыми курганами с «усами».

  • Курганы с «усами» составляют тасмолинскую археологическую культуру.

  • В местности Тасмола в Павлодарской области был раскопан первый курган тасмолинской культуры.

  • В большом кургане тасмолинской культуры хоронили человека, в малом кургане – лошадь.

  • На северо-западе Сарыарки проживали саки-аргиппеи.

  • Памятники Северного Казахстана составляют улыбай-тасмолинскую культуру.

  • Памятники Северного Казахстана: курганы Бирлик, Алыпкаш, Бектениз, Покровка; поселения Карлыга, Борки, Кеноткел.

  • Курганы Байте, Карамонке, Терен обнаружены в Западном Казахстане.

  • Молитвенные места обнаружены при раскопках памятников Байте и Терен.

Курган Иссык

Про «Золотого человека» знают все. Он стал одним из символов Казахстана, про него пишут в школьных учебниках . Когда в 1969 году алматинские археологи возле города Иссык обнаружили чудом уцелевшее от разграбления захоронение юноши сакского периода, это было сенсацией. Но надо знать и об открытых раньше Пазырыкских, Шиликтинских курганах. А за последние десятилетия в разных частях Казахстана было найдено еще несколько захоронений с утварью, оружием, золотыми украшениями, и теперь у нас есть не только еще несколько «золотых мужчин», но и  «золотая женщина» из могильника Таксай, и 17-летний сакский  царевич из Елеке-Сазы. Я расскажу о самых известных казахстанских курганах. В конце есть ссылка на презентацию, которую вы можете посмотреть или скачать.

Щелкните по нужной вам строчке содержания и вы перейдете на соответствующую главу.

Содержание

    1. Берельские и Пазырыкские курганы Алтая. В. Радлов 
    2. Курганы Шиликтинской долины  
    3. Могила 17-летнего сакского царевича «Елеке сазы» 
    4. Открытие кургана Иссык. Золотой человек.  Академик Акишев.
    5. Звериный стиль. Символика сакских узоров.
    6. Курганы Аралтобе, Таксай, Талды

Берельские Курганы Алтая В. Радлов  

Надо сказать, открытия первых курганов на территории Казахстана началась еще в середине XIX века. Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов. Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф. Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции. Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю. Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий  Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия. Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.

В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом». Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.

Курганы

Потом в 1929 году экспедицией академика  С. И. Руденко  недалеко от Береля были  обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. Могильники Пазырыка относят к V-IV  вв. до н. э. Находки, обнаруженные там, были уникальны, потому что сохранились не только скелеты, посуда и металлические изделия, но и такни, фрагменты кожи. Высокая сохранность стала возможна благодаря тому, что древние люди владели умением создавать в могильниках вечную мерзлоту. Во врем раскопок археологи смогли проследить, как они это делали. Могилу, где в выдолбленной колоде лежал умерший, сверху закрывали берестяными полотнами, ветками, заваливали стволами лиственницы до верха ямы, потом засыпали землей, а сверху наваливали камни. Вода, проникавшая в могилу, превращалась в лед и благодаря теплоизоляционным слоям он не таял. Во время раскопок археологи поначалу лили кипяток, чтоб растопить его.

Курганы Казахстана

Археологи обнаружили сохранившиеся гобелены и войлочные ковры, на которых изображались люди и сказочные звери, например, крылатое существо с головой человека, рогами и оленя и туловищем льва, седельные покрышки, украшенные аппликацией Сохранилась даже татуировка, нанесенная на тело вождя с изображением фантастических существ (см. ил.). Благодаря этим раскопкам мы знаем, как одевались люди древнего Алтая.  Женщины носили  кожаные шубы на беличьем меху, мужчины — штаны, сшитые из кусочков кожи, меховые или войлочные кафтаны, кожаные сапоги на мягкой подошве. Все находки хранятся в Эрмитаже.

Алтай курганы

С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. Всемирно известным комплекс захоронений на Алтае близ села Берел стал в 1999-99 годах, когда археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Чем удивительны алтайские курганы? Люди, жившие там в 5-4 веках до н.э., умели в могилах искусственно создавать вечную мерзлоту, поэтому предметы, найденные там, очень хорошо сохранились, причем, не только металлические, но и деревянные. Так, до нас дошли позолоченные рога из дерева, которым были украшены головы лошадей. В некоторых могилах сохранились не только кости скелета, но и фрагменты кожи. Ученые даже смогли понять, чем питались кони. Они восстановили их внешний вид.

Курган №11 Берел

В витрине мы видим фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Есть изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая.

В кургане № 11 обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей. Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя.  Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину.   

Шиликтинская (Чиликтинская) долина

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская  (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Курганы Казахстана

Голова оленя с ветвистыми рогами — пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Говорят, слово «сака» означает «олень», так что это, очевидно, их племенной тотем. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым деревом. Радлов в своих исследованиях о камлании шаманов у алтайцев пишет о том, что шаман поднимается в верхний мир по ветвям этого дерева. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники, выходцы из Центральной Азии. Они считали , что эти животные помогают путникам находить дорогу. Еще о символическом значении находок сакских курганов можно прочесть в разделе Звериный стиль. Символика сакских узоров 

Могила 17- летнего сакского царевича Елеке сазы 

В 2018 году в  Тарбагатайских горах Восточно- Казахстанской области  во время раскопок кургана «Елеке сазы» археологами, которыми руководил  Зайнолла Самашев, было найдено захоронение юноши 17-18 лет. Археологи считают, что жил он в 8-7 веках до н.э, то есть в ранний сакский период.  При юноше нашли золотой колчан, кинжал, на шее – гривна из золота в виде обруча. Кинжал вставлен в золотые ножны в форме рыбы.  Рядом лежало множество бляшек в виде головы оленя, барса и т д. Были найдены и крохотные золотые бусинки, каждая диаметром меньше милиметра с отверстием. Одни полагают, что  ими была украшена его обувь, другие — что полы одежды.

царевич из кургана Елеке-Сазы

Все эти предметы свидетельствуют о высоком положении юноши, который скорее всего принадлежал к царскому роду. По черепу установили, что он имел в основном европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности. Как и могила Золотого человека из кургана Иссык, захоронение 17-летнего царевича из кургана Елеке Сазы не подверглось разграблению. Предметы лежат вдоль тела так, как  они располагались сначала,  так что можно довольно точно судить о  том, как он был одет. Если Золотой человек из кургана Иссык был убит, то юноша из Елеке Сазы умер не насильственгой смертью. Ученые считают, что после смерти его подвергли мумификации, очевидно, чтоб все могли с ним проститься.  Так как кости хорошо сохранились, стало возможным сделать анализ ДНК. 

Курган Иссык. Золотой человек.

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу. Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение. Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками. Череп пострадал при раскопках, а потом и вовсе был утерян. Ученые говорят, что если бы был череп и хотя бы один зуб, это был бы убедительный материал для генетической экспертизы, и мы бы точно знали пол, национальность, цвет глаз, волос, причину смерти. А пока обо всем этом можно только гадать.

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР.  Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке.  Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского  археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

Потом посчитали, что в могиле было больше 4 000 золотых предметов. Там был меч, скифский кинжал, серебряная чаша, украшенная неизвестными письменами. Есть разные версии о том, на каком языке сделана надпись: на одном из иранских наречий или древнетюркском. Были попытки расшифровать ее, но на одна не признана наукой. Первую версию предложил Олжас Сулейменов который прочел текст справа налево. Вот что у него получилось: «СЫН ХАНА В ДВАДЦАТЬ ТРИ (ГОДА) УМЕР. ИМЯ И СЛАВА (НАРОДА) ИССЯКЛИ». Чашу относят к V веку до н.э.

Золотой человек

У левой руки – стрела с позолоченным наконечником. В обшитой золотом кожаной сумочке – бронзовое зеркало и кусочек охры.  Каждый предмет имел символическое значение. Это было важно, т. к.  юноша, скорее всего, был царского рода, и в нем видели не только земного, но и небесного царя. Он должен был осуществлять связь земного мира с верхним.  После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И. Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов. Решили сделать  их копии.

Казахстан археологи

А потом стало любопытно: как это все выглядело в древности. Говорят, первую реконструкцию они делали за свои деньги: покупали материалы, реактивы, ткань. Сделали копии всех украшений, покрыли их тонким слоем золота гальваническим способом. На это ушло 3 года, а после этого «Золотой человек» побывал на многих выставках в Казахстане и за рубежом. Позднее было сделано еще несколько копий.

Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО. Где сегодня находится Золотой человек? Его скелет в 2014 году обнаружили в Казахском институте судмедэкс­пертизы,  теперь он в Музее-запведнике «Иссык«. А где золото? В интернете пишут по-разному. Говорят, сначала его хранили в Академии Наук, потом создали Музей драгоценных металлов, одно время он даже был во Дворце Независимости. Но сейчас, вроде, хранится в Национальном музее РК в Нур-Султане. По крайней мере, там под стеклом лежат позолоченные детали его одежды и головного убора. Хотя на вид они такие новенькие…

Звериный стиль. Символика сакских узоров

Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие.  Большая часть фигурок сделана из дерева и лишь покрыта тонкой золотой фольгой. Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный символический смысл. В могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном. Грифон – символ верховной власти. Это то мистическое животное, которое может существовать в трех мирах.…О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные. Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Это один из важных элементов символики сакских узоров.
У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках».  Как раз к этому племени саков относят юношу из сакского кургана,  на это указывает его головной убор. Шапка украшена тулпарами, крылатыми конями, 4-мя стрелами, что, как считают, говорит о принадлежности юноши к высшей знати. Наверху — архар, а сзади — дерево с птицей.

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони. Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот.  Сзади шапку украшает дерево и птица на нем.

Мировое дерево — Байтерек, занимало важное место в символике степных народов. На нем жила птица, Самрук, а внизу- дракон, который поднимался по стволу и съедал птенцов. Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека. На поясе изображение лосей. Одно из любимых изображений — олень. Полагали, что это животное — тотем саков. По отворотам — головы тигров.

Хищник и травоядное животное в фигурках звериного стиля часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти. Где находятся подлинные фрагменты костюма золотого человека? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов.

Вопросы викторины о Золотом человеке и зверином стиле вы найдете, пройды по ссылке: Наша степь — родина яблок, тюльпанов и других очень важных вещей.

Курганы Аралтобе, Таксай.

В 1999 году «золотых людей» нашли уже в Западном Казахстане в 65 километрах от города Кульсары. Это место называется курган Аралтобе. Время его создания относят ко II веку до н. э. Там работала археологическая экспедиция под руководством Зайнуллы Самашева. Считается, что в Аралтобе похоронен сарматский вождь и его жена. Сарматы —  кочевой воинственный народ, о котором ходит много легенд. Геродот писал, что они произошли от брака скифов и амазонок. Говорят, статус женщин у этого народа был очень высок. Они носили мужской костюм, владели оружием. Утверждали, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага. Территория где жили сарматские племена, занимала часть Евразии от Средней Азии до Балкан,  их следы находят в Испании и даже в Англии. Многие нарды считают их своими предками: осетины, почему-то поляки утверждают, что произошли от сарматов.

Могильник  Аралтобе представлял собой круглое помещение, в центре  — очаг , можно судить, что в нем было мощное пламя. Это не случайно, ведь сарматы поклонялись огню, верили в его очистительную силу. Могила несколько раз была ограблена. Но археологам все же досталось более 300 золотых бляшек, наконечники стрел, фрагменты железного посоха. Сохранился и скелет беркута, полагают, он был священной птицей племени. По итогам раскопок восстановили образ мужчины. Реконструкция вождя из Аралтобе находится в Атырауском историко-краеведческом музее.

Курганы Талды, Аралтобе

А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали.

У ее ног зеркало. Может, она все же была просто модница? Кстати, в кургане Иссык тоже нашли зеркало, что дало повод некоторым ученым предполагать, что там тоже женщина похоронена. Пол «золотого человека», вроде, никто уверенно определить не может. Честно говоря, разбираясь с курганами, я запуталась, сколько же у нас золотых людей. В 2010 году в Карагандинской области раскопали могильник Талды II, один из 7 курганов, как считают, V века до н.э. Грабители там побывали, как полагают археологи, не один раз. Но, судя по тому, что дошло до нас, это была могила очень знатного человека. Изделия сделаны из золота высокой пробы.

Больше иллюстраций о курганах вы можете посмотреть в презентации, пройдя по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/12Ch-gctXN2a_tbQc47dGJE9TQv8pywFZ/view?usp=sharing

Добавить комментарий