Как найти сатиру в тексте

Пожалуй, нет такого человека, который бы не любил посмеяться. В основном мы смеемся над шутками, причем все они очень разные и отличаются не только своим содержанием или смысловой нагрузкой, но и направленностью.

Часто они призваны развеселить человека, поднять настроение, но иногда используются для изобличения, критики, злобного осмеяния чего-либо. Шутки подобного рода относятся к такому проявлению комического, как сатира.

Что означает слово «сатира»?
Что такое сатира в литературе?
Против кого направлена сатира?
Чем отличается сатира от юмора?
Примеры сатиры в литературе

Что означает слово «сатира»?

Термин «сатира» происходит от латинского слова satura, которое означает «полное блюдо различных фруктов». Первоначально его употребляли для обозначения узкого жанра стихов, используемых в Древнем Риме.

Позже это понятие ассимилировалось с греческим глаголом satyros, переводимым как «высмеять», а в Средние века попало во французский (satire) и стало пониматься как «стихотворная смесь» или «всякая всячина». Традиционно создателем сатирического литературного жанра считается Аристофан, хотя в широком смысле этого слова первым сатириком называют древнеримского писателя Апулея.

Что такое сатира в литературе?

Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Для этого в своих творениях он использует резкие, порой унизительные насмешки, осмеивающие других людей, группы лиц или существующую действительность.

В сатирических повествованиях могут использоваться различные средства – от пародий и аллегорий до сарказма или гротеска.

Одна из основных особенностей сатиры – это возможность посмеяться в тех случаях, когда положение человека является крайне плохим. Сатирики изобличают даже такие трагедии, как смерть, причем подобным способом они помогают людям воспрянуть духом и на какое-то время забыть о безвыходном положении.

Как правило, на сатире строятся тонкие шутки, она выступает высшим проявлением философского ума и дает возможность акцентировать внимание на важных деталях.

Против кого направлена сатира?

Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

Чем отличается сатира от юмора?

Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.

Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию.

Примеры сатиры в литературе

Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», где Сервантес высмеивает отрешенного от жизни романтика, перепутавшего мечту с реальностью.

Произведение «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя.

К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром.

Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма.

Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского.

Что такое сатира?

Сатира считается острой формой комического. Слово латинского происхождения называло «блюдо, полное разных фруктов». Философы Древнего Рима именовали им стихи.

Со временем значение слова изменилось. Оно соединилось со смыслом греческого глагола satyros – «высмеивать». А в эпоху Средневековья было заимствовано французским языком, в котором приобрело значение «всякая всячина», «поэтическая смесь».

Сейчас данным словом называют несколько понятий:

  • жёсткая критика общественных и человеческих пороков;

  • литературный жанр, в котором используются приёмы комического;

  • «злой» смех, направленный на высмеивание недостатков действительности.

Литературоведческие справочники формулируют определение сатиры как острое проявление комического, которое служит обличению пороков людей, общества, государства.

Сатирические приемы и их особенности

У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп. Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры.

Сарказм

Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения. В его основе лежит усиление контраста того, что предполагается, имеет скрытый смысл и того, что выражается, демонстрируется.

Сарказм – наивысшая степень иронии. Он отличается особой остротой высказывания, которое вызывает раздражение, крайнее недовольство происходящими событиями.

Например, субъекту, который оказал «медвежью услугу», то есть сделал что-то бесполезное, могут сказать: «Спасибо за помощь!». Слова благодарности содержат сарказм, негативный комментарий к происходящему.

Гипербола

Слово греческого происхождения означает «чрезмерность, избыток». В литературе гиперболой называют чрезмерное преувеличение чего-либо для создания выразительного образа. К данному средству авторы прибегают тогда, когда хотят усилить эмоциональное воздействие на читателя.

В русской литературе гиперболу использовали Н.В.Гоголь, М.Е Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов, др. Она присутствует в обычной речи. Например, когда говорят: «Повторяю в сотый раз» – имеют в виду многократное повторение чего-либо, но явно не 100 раз. Здесь явное преувеличение.

Гротеск

Это художественный приём, построенный на контрасте простого/сложного, комического/трагического. Конфликт противоположностей рождает в воображении читателя (зрителя) интересные формы.

Гротеск как средство художественной выразительности позволяет автору создать нечто несообразное общепринятым представлениям, абстракцию, граничащую с абсурдом. Если читатель (зритель) сможет понять это, он разгадает замысел творца.

приемы сатиры

В литературе этот приём используется, чтобы пробудить воображение читателя. Особого мастерства в гротескном изображении действительности достиг М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках, «Истории одного города».

Аллегория

Это способ передачи понятия на основе конкретного образа, иносказание. Автор использует не прямое наименование, а намёк, систему скрытых представлений. Аллегория – это слово (фраза), использованное в переносном смысле для обозначения каких-либо общепринятых явлений, понятий. Например, смерть – фигура с косой, Фемида – правосудие. Они имеют символическое значение, которое позволяет автору выразить свою позицию, а читателю/зрителю представить её.

Аллюзия

Это намёк. В литературе этим словом называют приём, указывающий на какой-либо общеизвестный факт, явление, событие. Писатели и обычные люди используют фразы, содержащие имена собственные или лексемы, связанные с историческими, мифологическими, др. знаниями. Например, очень сильного человека могут назвать Гераклом, ассоциируя его с древнегреческим героем. Это аллюзия.

Эзопов язык

Данный фразеологизм в литературе обозначает иносказание. Связан он с именем древнегреческого баснописца Эзопа, который использовал особую форму высказывания, обличающего пороки общества и человека. Этот приём характерен для басен и притч.

В русской литературе к нему прибегали прозаики (М.Булгаков, М.Зощенко, др.). Писатели-сатирики пользуются им, когда не могут (по цензурным соображениям) высказать свою точку зрения открыто.

Сатира и её приёмы во все времена позволяли прогрессивным людям ярко и образно выражать свою позицию и критиковать то, что они считали неправильным.

Сатира — это стиль письма, который часто обучает и развлекает своих читателей. Вы можете писать сатиру, если работаете в газетах или средствах массовой информации, создаете собственные художественные или научно-популярные произведения или просто хотите добавить элементы преувеличения и юмора в свои профессиональные тексты. Знание наиболее эффективных приемов сатиры может помочь вам сблизиться с вашими читателями или привлечь новую аудиторию, которой нравится такой стиль письма. В этой статье мы обсудим, что такое сатира, и перечислим методы и советы по эффективному использованию этого стиля письма.

Что такое сатира?

Сатира — это использование литературных приемов, таких как юмор, преувеличение или ирония, для образовательной критики кого-либо или чего-либо. Общественные деятели, политики, политические группы, известные философы и представители популярной культуры являются одними из наиболее распространенных целей сатиры. Сатира — это способ дать социальный комментарий, и вы можете использовать сатиру в различных литературных жанрах, таких как комиксы, романы, рассказы, поэзия и юмористические новостные статьи или эссе.

Вот три основных типа сатиры:

  • Horatian: Horatian — это сатира, направленная на недостатки людей, а не на социальные проблемы. Его основная цель часто состоит в том, чтобы развлекать на основе связанных тем, а не обучать более крупным проблемам.

  • Ювенальский: ювенальная сатира часто представляет собой политическую сатиру, используемую для разоблачения недостатков, несправедливости или других проблем в обществе или группе людей. Тон его часто более серьезен, чем сатира Горация.

  • Мениппейская сатира — это сочинение, нацеленное на отношение людей. Он похож на горатовскую сатиру, так как ориентирован на человека, но его серьезный тон больше похож на сатиру Ювенала.

Кто использует сатиру?

Профессиональные писатели любого жанра могут использовать сатиру. Если вы профессиональный писатель, рассмотрите возможность использования сатиры для комментирования соответствующих тем с использованием таких приемов, как пародия. Сатира предоставляет вашей аудитории информацию, часто замаскированную под развлечение или глупый контент. Авторы газет могут включать раздел сатиры, а авторы комиксов, эссеисты и романисты — одни из наиболее распространенных профессионалов, использующих сатиру.

Методы сатиры — это стратегии, которые профессиональные писатели используют для включения сатиры в свои произведения. Вот семь приемов, которые следует учитывать при написании сатиры:

1. Преувеличение

Преувеличение влечет за собой то, что ситуация или человек выглядят лучше или хуже, чем они есть, за счет преувеличения или занижения определенных характеристик, выходящих за рамки реальности. Преувеличение обычно учитывает реальные характеристики человека или ситуации и делает их смешными или надуманными. Например, рассмотрим постоянно увеличивающийся размер мобильных телефонов. Используя сатиру, вы можете написать о будущей версии телефона, для переноски которого потребуются обе руки.

Вот несколько типичных примеров преувеличения:

  • Карикатура: Карикатура — это преувеличение физических характеристик. Например, если вы описываете кого-то как высокого, вы можете сравнить его с деревом или зданием.

  • Бурлеск: бурлескное преувеличение — это преувеличение языка. Это может включать создание новых слов на основе того, как их произносит кто-то из определенного города.

  • Преувеличение и занижение: эти методы либо увеличивают, либо уменьшают размер или значение человека, объекта или идеи. Преуменьшение последствий чего-либо может показать обман персонажа, в то время как преувеличение может подчеркнуть желания человека по отношению к реальности.

2. Несоответствие

Несоответствие — часто абсурдный метод сатиры, когда вы представляете что-то неожиданное в обычной сцене или истории. Авторы комиксов обычно используют этот стиль, когда действия персонажей в сцене могут казаться нормальными, но заголовок отображает несоответствие. В письменной форме вы можете написать рассказ о ребенке, который является генеральным директором компании. Они могут носить костюм или держать телефон, но все равно болтать при общении. Поскольку эти вещи невозможны или неуместны, эта ситуация является сатирической.

3. Разворот

Инверсия — это тип сатиры, который меняет положение двух вещей или людей. Это может быть эффективно для выделения нелепостей в человеческих действиях или поведении. Например, история о собаке в натуральную величину, выгуливающей человека на поводке, — это инверсия. Инверсия часто выявляет проблемные качества в ситуациях или характеристиках, которые мы считаем нормальными.

4. Пародия

Пародия в сатире — это подражание человеку или оригинальному произведению. В письменной форме вы можете имитировать структуру глав, сеттинг или главных героев в конкретном произведении, но изменить другие элементы. Если ваш читатель узнает оригинальную работу в вашем письме, пародия, которую вы используете, может быть более эффективной. Пародии часто высмеивают общие условности в литературе и стиле. Например, в пародийной статье можно написать заголовок «Главная знаменитость обедает». Хотя это не подлинная статья, она имитирует абсурдность культуры знаменитостей и папарацци, подчеркивающих мирскую деятельность.

5. Ирония

Ирония — это сатира, которая сравнивает то, что кто-то на самом деле имеет в виду на своем языке, с тем, что он на самом деле говорит или делает. Вот четыре основных типа иронии:

  • Вербальная: Вербальная ирония — это когда смысл того, что кто-то говорит, противоположен предполагаемому сообщению. Например, если по прогнозу ожидается дождь, сатирическое высказывание о том, что впереди прекрасные выходные, является примером словесной иронии.

  • Драматическая: Драматическая ирония — это когда ситуация возникает, несмотря на то, что персонаж знает. Например, если персонаж заканчивает отношения, чтобы быть с кем-то другим, а этот другой человек находится в отношениях с другим человеком, в этой ситуации присутствует драматическая ирония.

  • Ситуационная: ситуационная ирония — это разница между тем, что люди ожидают, и тем, что происходит на самом деле. Например, вы можете написать историю, в которой мужчина идет на работу и обнаруживает, что его офис постоянно закрыт.

  • Сократик: Сократовская ирония — это когда человек притворяется невежественным ради личной выгоды. Это раскрывает информацию аудитории через одного персонажа, обманывающего другого персонажа.

Рассмотрите возможность использования иронии в своем письме, чтобы объяснить противоречивые идеи и сделать ваше письмо более привлекательным для аудитории.

6. Анахронизм

Анахронизм — это разновидность сатиры, в которой люди или предметы помещаются в другие периоды времени. Например, включение автомобилей в рассказ о динозаврах — пример анахронизма. Это может показать философские различия или поведенческие различия между людьми и периодами времени, добавляя глупый и развлекательный элемент к вашему письму.

7. Малапропизм

Малапропизм — это преднамеренное неправильное произношение или неправильное использование слова писателем. Например, персонаж может сказать, что класс должен взять напрокат «книгу свободы». Свобода звучит почти как библиотека, поэтому читатель понимает ее намерения. Это создает развлекательный контент и часто может отражать реальные неправильные произношения, допущенные общественными деятелями.

Советы по написанию сатиры

Вот несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы эффективно использовать сатиру в своем письме:

Знай свою аудиторию

Знание своей аудитории предполагает понимание того, что им нравится и какие другие произведения или ситуации им знакомы. Многие сатирические приемы требуют предварительных знаний, чтобы письмо было эффективным. Например, если вы преувеличиваете малоизвестную физическую характеристику, ваша аудитория может воспринять это как негативное описание без всякого контекста.

Сосредоточьтесь на том, как сделать обыденные события абсурдными

Важным аспектом сатиры является то, что знакомые люди, ситуации и идеи кажутся новыми или странными. Инверсия — отличный способ поменяться знакомыми ролями и прокомментировать поведение, которое мы считаем нормальным. Точно так же карикатура выигрывает от того, что она узнаваема, но преувеличена.

Учитывайте свой тон

Тон включает в себя общее отношение к написанному. Сатира часто комична, но юмор часто проистекает из уже измененной реальности. Шутки или изюминки часто отвлекают аудиторию от восприятия сатиры. Подумайте о том, чтобы писать свой контент серьезно, как если бы он был правдой, не говоря вашей аудитории открыто, что это сатира.

Принять сопоставление

Сопоставление — это размещение двух вещей или идей рядом друг с другом. Во многих сатирических произведениях, особенно если вы используете несоответствие, контраст двух вещей создает сильный комментарий. Например, статья о знаменитости, известной своими роскошными вечеринками, может включать в себя воздушные шары, слонов и инопланетян. Это показывает, как широкая публика может воспринимать эти типы вечеринок. В любом случае сопоставление, казалось бы, не связанных между собой изображений создает сатиру.

Что такое сатира вообще и в литературе в частности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.

Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?

Сатира

Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.

Определение сатиры — что это такое

Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.

Сатира это...

Существует несколько значений термина:

  1. Сатира — это сам по себе тип отношений к действительности, критикующий пороки общества.
  2. Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.

  3. Литературный приём отрицания через смех, применимый в рамках любого рода и жанра литературы.

Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:

сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.

К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).

Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.

История зарождения сатиры

Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.

Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.

Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».

Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.

сатурналии

Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.

Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.

Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.

Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.

Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.

Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.

Жанры сатиры

Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.

Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.

Наиболее известные жанры сатиры:

  1. собственно сатира;
  2. сатирический роман;
  3. басня (что это такое?);
  4. эпиграмма;
  5. памфлет;
  6. пасквиль.

Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:

  1. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
  2. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
  3. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.

Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».

Сатирический роман

В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.

Сатирик Крылов

Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.

Сатирические эпиграммы Пушкина

В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.

А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.

Признаки сатирических произведений

В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.

Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:

  1. недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения));
  2. насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная;
  3. цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
  4. задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
  5. нельзя представить сатиру вне жизни общества;
  6. сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.

Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.

Примеры сатиры в литературе

Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей. Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:

  1. «Похвала глупости» Э.Роттердамского;
  2. «Гулливер» Дж.Свифта;
  3. «Кандид, или Оптимизм» Ф.Вольтера;
  4. «Тартюф» Ж. -Б.Мольера;
    Пример сатиры в литературе
  5. «Колыбель для кошки» К.Воннегута;
  6. «99 франков» Ф.Бегбедера.

В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:

  1. «Недоросль», «Бригадир» Д.Фонвизина;
  2. повести из цикла «Миргород» Н.В.Гоголя;
  3. «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского;
  4. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина;
    Сатирические произведения Салтыкова-Щедрина
  5. «Клоп» и «Баня» В.Маяковского,
  6. «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М.А.Булгакова;
  7. «Школа дураков» С.Соколова.

Список можно продолжать бесконечно.

Краткое резюме

Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.

Сатирические приемы в художественном произведении

Название
сатирического приема

Краткая
характеристика

Пример

Гипербола

Художественный
прием, средство выразительности речи,
заостряющее и преувеличивающее
свойства реальных явлений

“Даже
слов
никаких не знали, кроме
:
“Примите уверение в совершенном
моем почтении и преданности”. (М.
Е. С-Щ “Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил”)

Гротеск

Вид
сатирической типизации, про котором
реальные жизненные отношения
разрушаются; реальность отступает
перед фантастикой, происходит
контрастное совмещение реального и
фантастического

“Только
вдруг
очутились на необитаемом острове
,
проснулись и видят: оба под одним
одеялом лежат, разумеется, сначала
ничего не поняли и стали разговарить,
как будто ничего с ними не случилось”.
(М. Е. С-Щ “Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил”)

Фантастика

Средство
сатирического освещения действительности;
форма отображения мира, при которой
на основе реальных представлений
создается логически несовместимая
с ними картина жизни

Д.
Свифт “Путешествие Гулливера”

Эзопов
язык

Вид
подцензурного иносказания, намерено
маскирующий идею автора

Сказки
М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ирония

Тонкая,
скрытая насмешка

“Откуда,
умная
(обращение к ослу), бредешь ты голова?”
И. А. Крылов

Сарказм

Язвительная
насмешка, с предельной резкостью
изобличающая негативное социальное
явление, отрицательную черту характера
персонажа

“Пожалел
волк кобылу, оставил хвост да гриву”.
Пословица. Концовка “Невского
проспекта” Н. В. Гоголя

Аллегория

Иносказание,
с помощью которого отвлеченное понятие
передается посредством конкретного
образа

Лиса
в русских народных сказках – аллегория
хитрости, ловкости; волк – аллегория
злобы, жестокости; басни И. А. Крылова,
Лафонтена, Эзопа

Название
– авторское наименование конкретного
художественного произведения

Особенности
названия художественного произведения

Пример
названия художественного текста

В
основе – имя главного героя произведения

“Евгений
Онегин” А. С. Пушкина; “Рудин”
И. С. Тургенева

В
основе – художественная деталь,
характеризующая главного героя
произведения

“Шинель”
Н. В. Гоголя

Название
– пословица, отражающая суть конфликта
произведения

“Свои
люди – сочтемся!”, “На всякого
мудреца довольно простоты” А. Н.
Островский

В
основе – место, где происходит событие
произведения

“Васюткино
озеро” В. П. Астафьева; “Невский
проспект” Н. В. Гоголя

В
основе – главный конфликт художественного
произведения

“Отцы
и дети” И. С. Тургенева; “Горе от
ума” А. С. Грибоедова

В
основе – проблема, поставленная автором
в произведении и разрешаемая им в
самом повествовании

“Кому
на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова;
“Что делать?” Н. Г. Чернышевского

В
основе – образ-символ

“Гроза”
А. Н. Островского; “Вишневый сад”
А. П. Чехова

В
основе – время, в которое разворачиваются
ключевые события художественного
произведения

“Ночь
накануне Ивана Купала” Н. В. Гоголя;
“После бала” Л. Н. Толстого

Название
многозначное, выражающее многоплановую
проблематику произведения

“Война
и мир” Л. Н. Толстого; “Преступление
и наказание” Ф. М. Достоевского

В
основе – характеристика героя, типичная
черта персонажа

“Идиот”
Ф. М. Достоевского; “Толстый и тонкий”
А. П. Чехова

Пейзаж
– (фр.
pays

– страна, местность) – изображение картин
природы в художественном произведении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий