Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 августа 2022 года; проверки требует 1 правка.
Сбалансированность бюджета (балансировка бюджета, составление сбалансированного бюджета; англ. balanced budget) — принцип формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) расходов источникам их финансирования.
Определение[править | править код]
Согласно «Финансово-кредитному энциклопедическому словарю» сбалансированность бюджета — это один из принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Принцип, при котором достигается равенство между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета) и объёмом производимых расходов. Соответственно, отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность[1]:
- когда бюджетные расходы превышают бюджетные поступления (образуется дефицит бюджета), а значит бюджет в принципе не исполним;
- когда бюджетные поступления превышают бюджетные расходы (образуется профицит бюджета), а значит снижается общая эффективность использования бюджетных средств.
Ряд экономистов определяют составление сбалансированного бюджета как процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями, которые управляются с помощью изменений характеристик операционных бюджетов. Не только с помощью показателя рентабельности или величиной денежного потока: первое грозит кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе — отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств[2].
Некоторые экономисты определяют сбалансированный бюджет как бюджет, в котором общие расходы равны общим доходам[3].
Согласно Бюджетному кодексу РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учёту средств бюджетов.
Критерии балансировки бюджета[править | править код]
Сбалансированный бюджет обладает следующими характеристиками[2]:
- бюджет движения денежных средств является бездефицитным (приход покрывает расход, инвестиционные расходы погашаются кредитами и займами, обеспечивается резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях));
- рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям собственников;
- финансовые показатели соответствуют целям.
Инструменты балансировки[править | править код]
В качестве основных инструментов балансировки бюджета используются[2]:
- косвенный бюджет движения денежных средств;
- уравнение Дюпон;
- матрица Мобли[4].
Методы составления и исполнения сбалансированного бюджета[править | править код]
В процессе бюджетирования используются следующие способы балансировки бюджета[3]:
- сокращение предполагаемых расходов путём уменьшения объёма или стоимости закупаемых материалов и услуг, с тем чтобы они не превышали предполагаемых доходов;
- увеличение доходов за счёт повышения цен или количества продаж;
- использование различных форм заимствований.
К методам составления сбалансированного бюджета относятся[1]:
- лимитирование расходов с учётом доходов;
- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней;
- выявление резервов роста доходов;
- построение эффективной системы бюджетного регулирования;
- планирование направлений расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
- жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленной крайней необходимостью;
- различные формы заимствования, способные обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
К методам исполнения сбалансированного бюджета относятся[1]:
- введение процедуры согласования бюджетных расходов;
- строгое соблюдение установленных лимитов бюджетных расходов, ориентированных на фактически поступающие доходы;
- определение оптимальных сроков осуществления расходов;
- использование механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
- совершенствование системы финансирования на основе постепенного прекращения дотирования и введение ответственности за выполнение взятых обязательств;
- мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
- последовательное проведение финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
- проведение межбюджетного финансирования;
- использование бюджетных резервов;
- и другие.
Сбалансированность государственного бюджета[править | править код]
США[править | править код]
В Соединённых Штатах существует крупное движение за финансовый консерватизм, которое выступает за необходимость сохранения сбалансированного бюджета. В каждом штате, кроме Вермонта, есть правовая норма, предусматривающая некоторую форму запрета на дефицитный бюджет, а штат Орегон запрещает профицит бюджета, превышающий 2% доходов. Билль о правах налогоплательщиков Колорадо (поправка TABOR) также запрещает профицит бюджета и в случае, если такая ситуацию всё-таки случается, Билль обязывает выплату возмещения налогоплательщикам[5].
Швеция[править | править код]
Шведское правительство в последней четверти XX века обратилось за множеством займов как в государственном, так и в частном секторе, что привело к банковскому кризису в стране в начале 1990-х годов. Под влиянием ряда докладов о возможных будущих демографических проблемах, в шведском обществе сложился широкий политический консенсус в отношении осторожности в планировании бюджета. В 2000 году это нашло отражение в законе, в котором ставилась цель профицита в 2%, что должно было способствовать погашению государственного долга и достижению долгосрочных целей государства всеобщего благосостояния. Позднее профицит был снижен до 1%[6].
Великобритания[править | править код]
В 2015 году канцлер казначейства Джордж Осборн объявил, что намерен инициировать принятие закона, согласно которому правительство должно будет обеспечивать профицит бюджета, если экономика растёт[7]. Раскритиковали это предложение учёные-экономисты во главе с профессором Кембриджского университета Ха-Джуном Чангом, который сказал, что канцлер закрывал глаза на проблемы экономики XXI века, которые требовали от правительств сохранять гибкость и реагировать на меняющиеся глобальные события[8].
С 1980 года было только шесть лет с профицитным бюджетом: дважды при консерваторе Джоне Мейджоре, который был канцлером казначейства в 1988 и 1989 годах, и ещё четыре раза в 1998, 1999, 2000 и 2001 годах, когда канцлером был лейборист Гордон Браун[9].
См. также[править | править код]
- Устойчивость бюджета
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Сбалансированность бюджета//Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред. А.Г. Грязновой — М.: Финансы и статистика, 2002 — 1168с. — ISBN 5-279-02306-X
- ↑ 1 2 3 Кобенко А. Как сбалансировать бюджет. Критерии и инструменты Архивная копия от 29 марта 2020 на Wayback Machine//Финансовый Директор, № 9, 2004
- ↑ 1 2 Shim J.K. Budgeting basics and beyond/J.K. Shim, J.G. Siegel, A.I. Shim — John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2012 — P.473, 514 — 542p. — ISBN 978-1-118-09627-7
- ↑ Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования/ В.Е. Хруцкий, В.В. Гамаюнов. – М.: Финансы и статистика, 2006 — С.298 – 464 с. — ISBN 5-279-02681-6
- ↑ TABOR FAQ: Colorado’s Taxpayer Bill of Rights explained (англ.). The Denver Post (20 июня 2019). Дата обращения: 29 мая 2020. Архивировано 29 сентября 2020 года.
- ↑ Steinmo, Sven. 2001. “Bucking the Trend? The Welfare State and Global Economy: The Swedish Case Up Close.” University of Colorado, 18 December.
- ↑ Osborne confirms Budget surplus law, BBC News (10 июня 2015). Архивировано 9 июня 2021 года. Дата обращения: 27 февраля 2017.
- ↑ Inman, Phillip (12 June 2015). “Academics attack George Osborne budget surplus proposal”. The Guardian. Retrieved 27 February 2017.
- ↑ Rogers, Simon; Kollewe, Julia (22 May 2013). “Deficit, national debt and government borrowing – how has it changed since 1946?”. The Guardian. Retrieved 27 February 2017.
Содержание:
Баланс государственного бюджета – важнейший вопрос, от которого зависит благополучие граждан. Государственный бюджет – это финансовый документ, определяющий уровень благосостояния государства. И это оказывает большое влияние на ситуацию в обществе, дает государству определенное место и престиж на мировой арене.
Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.
Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.
Концепция сбалансированного бюджета
Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип позволяет достичь баланса (равновесия) между общей суммой доходов бюджета (доходы бюджета и источники покрытия дефицита) и объемом расходов даже при наличии дефицита бюджета. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Когда расходы превышают доходы, бюджет принципиально невыполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:
- Кризисные явления в экономике;
- Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
- исключительные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
- милитаризация экономики в мирное время;
- крупные централизованные инвестиции в развитие производства и изменение его структуры
- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Величина дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютного значения дефицита к расходному бюджету или объему ВВП. Многие экономисты считают нормальным финансовое положение страны, когда дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходов бюджета.
Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.
Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета
В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень – федеральный бюджет, второй – бюджеты субъектов Российской Федерации, третий – бюджеты муниципалитетов (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определить, что такое бюджет.
Бюджет – денежный фонд центрального характера, который формируется на одном из уровней бюджетной системы для обеспечения эффективной работы органов власти и выполнения ими социально-экономических задач.
Идеальная ситуация – это когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это происходит очень редко, чаще всего возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами бюджета в результате воздействия различных экономических, политических и других факторов. Профицит – это обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает своеобразное стимулирующее влияние на экономику и подталкивает некоторые ее отрасли к более эффективному развитию и работе, а профицит, напротив, является признаком неэффективного использования доходов, получаемых из бюджета.
Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).
Источники финансирования бюджетного дефицита
Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.
Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.
Внешние включают:
- Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации.
- Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:
- Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте.
- Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг
- Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы
В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.
Причины дефицита
Как упоминалось ранее, дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может возникнуть дефицит бюджета:
- Спад в промышленном производстве
- Экономические кризисы
- Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
- неэффективное функционирование финансовой системы
- Высокий уровень коррупции
- Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике
Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.
Наличие дефицита бюджета важно для того, чтобы отличить его от ситуации с кассовым разрывом – ситуации, при которой доходы и расходы разделены во времени, что приводит к нехватке финансовых ресурсов в определенный период. Кроме того, планируется дефицит бюджета, поскольку он планируется с самого начала процесса подготовки бюджета.
- Технология управления устареванием – терминология, суть и стратегия
- НТП и экономический рост – концепция и влияние
- Интеграция и интеграционные объединения – концепция и взаимосвязь
- План государственного бюджета – суть, концепция и ответственные органы
- Проблемы рыночной экономики – концепция, признаки и вмешательство
- Управление человеческим капиталом – теория, концепция и важность управления
- Экономические районы СССР – концепция, состав и история формирования
- Судебная экономическая экспертиза – концепция, важность криминалистики и порядок проведения
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Государственный бюджет состоит из нескольких уровней. Чтобы все эти уровни гармонично взаимодействовали друг с другом, нужно решить проблему сбалансированности бюджета. Рассмотрим, из чего он складывается:
• Из сформированной прибыльной части;
• Из финансовых средств всех уровней бюджета;
• Из перераспределения средств по уровням;
• Из балансирования прибыльной и затратной части.
Бюджет государства включает в себя фонд федерального уровня, фонды субъектов и муниципальных образований. В 2000 году в нашей стране был введен новый закон, согласно которому денежные фонды социального и медицинского страхования стали поступать в единую бюджетную систему. Однако пенсионный фонд продолжил осуществлять автономную деятельность.
Сущность сбалансированного бюджета
Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться. Если случится так, что доходы бюджета превысят расходы, то это состояние будет называться профицитом. Речь будет идти о положительном сальдо. К сожалению, в реальности профицит встречается крайне редко. Чаще всего наблюдается дефицит – это превышение расходов над доходами. Бороться с дефицитом можно посредством увеличения прибыли или сокращения расходов бюджета.
Дефицит и его виды
Дефицит бюджета может быть связан с разными причинами. Бывают случаи, когда власти специально стимулируют дефицит, чтобы увеличить спрос потребителей на товары. При этом государство, либо снижает налоги, либо создает новые рабочие места. Подобное отрицательное сальдо принято называть структурным. Также различают циклический дефицит. Он связан с массовым снижением производства, которое бывает в кризис. Дефицит бывает активным и пассивным. Активный вид – это когда затраты превышают прибыль, а пассивный вид – снижение налоговых отчислений, которые ведут к упадку экономики страны.
Размер дефицита бюджета
Законодательно установлено, что расходы бюджета не могут превышать его доходов. Дефицит бюджета РФ должен быть меньше 5% от объема всех его доходов. Денежные средства из источников финансирования могут быть направлены только на инвестиционные расходы, ими нельзя оплатить, например, долг субъектов РФ. Если говорить о местных бюджетах, то их дефицит не должен превышать 3% от доходов. Точно также как и в первом случае, ими нельзя оплачивать муниципальный долг. Источники погашения дефицита устанавливаются ежегодно на законодательном уровне на будущий финансовый год. Каждый уровень бюджетов имеет свои источники, которые финансируют дефицит. Они делятся на внешние и внутренние.
Внутренние источники финансирования – кредиты в национальной валюте, госзаймы при выпуске ценных бумаг, ссуды, полученные от иных бюджетов.
Внешние источники финансирования – кредиты в иностранной валюте, предоставленные банками и компаниями иностранных государств.
Баланс бюджета
Специалисты утверждают, что можно приравнять показатели прибыли и расходов даже при дефиците. Финансовый план не реализуется, если имеющиеся денежные ресурсы не покроют все издержки. Другими словами, если в бюджете не будет соблюден баланс, то он не сможет существовать. Нужно достичь именно состояния баланса, потому что даже профицит не принесет в этом случае пользы. Экономика страны будет загружена, использование и перераспределение денежных средств будет нарушено. Сбалансированный бюджет позволит нормально работать всем органам государственной власти, независимо от их уровня. В противном случае будут задержаны государственные и муниципальные заказы, произойдут массовые неплатежи среди населения.
Как достичь сбалансированности бюджета
Одним из самых эффективных способов считается создание специального финансового плана. В нем должны все расходы быть меньше доходов. При условии, что дефицит является неизбежным, придется занимать часть средств из других бюджетов. Специалисты добиваются состояния баланса разными методами. Кто-то предлагает составить финансовый план, а кто-то уменьшить затратную часть. Еще одним методом считается создание системы жесткого регулирования денежных средств. Достичь сбалансированного бюджета можно путем планирования расходов, которые в будущем будут положительно влиять на рост прибыли. Можно исключить также все лишние издержки, без которых легко можно обойтись.
Финансовая ситуация в нашей стране
Бюджетный кодекс гласит, что Госдума вправе рассматривать только сбалансированный финансовый план. В нем должны быть, как прибыльные части, так и дефицитные. Если в финансовом плане будет заметен профицит, то нужно будет уменьшить прибыль от реализации государственной собственности, уменьшить прибыль от налогов, увеличить бюджетные расходы. Как говорилось выше, профицит встречается крайне редко.
Откуда в бюджет поступает прибыль
Если в бюджете на будущий год выявили дефицит, то нужно начать разработку определенных мероприятий. Эти мероприятия позволят увеличить доходы. Во-первых, нужно увеличить прибыль от реализации госзапасов драгоценных камней и металлов. Во-вторых, увеличить прибыль от реализации государственной и собственности. В-третьих, выходом станет выпуск ценных бумаг и выдача государственных займов. Можно прибегнуть к получению кредитов в национальной валюте. Также можно получить бюджетные ссуды от внутренних систем других уровней. Эффективный способ увеличить прибыль бюджета – получить доходы от приватизации компаний, находящихся в собственности государства. К внешним источникам получения прибыли можно отнести государственные займы в иностранной валюте от финансовых международных организаций.
Чтобы добиться общего сбалансированного бюджета, нужно обеспечить его на всех уровнях финансовой системы. Для достижения этой цели нужно привлечь к работе профессионалов на всех уровнях власти.
0 из 9
уроков
пройдено
успешно
1:
Что такое бюджет и из чего он состоит?
Бюджет (от старонормандского «bougette» — кошель, сумка, кожаный мешок) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Доходы
– денежные средства, поступающие в бюджет от населения, организаций, учреждений и других бюджетов, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Расходы
– выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Бюджетные средства расходуются в различных направлениях: здравоохранение, транспорт, образование, социальная поддержка населения и прочее.
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
Бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов совместно с привлеченными источниками финансирования дефицита бюджета.
ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ
В случае превышения доходов над расходами образуется профицит бюджета.
Если расходная часть бюджета превышает доходную возникает дефицит бюджета. В таком случае возникает необходимость в привлечении источников финансирования дефицита бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, объем дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% от общего годового объема утвержденных доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для прохождения задания в рамках проекта “Город заданий” требуется зарегистрироваться в подсистеме “Открытый бюджет” города Москвы.