-
Главная
-
ГДЗ
- 1 класс
- Русский язык
-
Полякова. Учебник
- Упражнение 10
Вернуться к содержанию учебника
Страница 10
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вопрос
1. Спиши первое предложение и подчеркни его основу.
2. Найди секрет речи.
Подсказка
Основа предложения это: подлежащее и сказуемое.
Секрет речи – это одно из средств художественной выразительности речи, передающие нужный образ.
Ответ
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вернуться к содержанию учебника
Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.
Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?
Что такое «грамотная речь»?
Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.
Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.
В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.
Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.
Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».
Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.
Литературный язык как составляющая грамотной речи
Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.
Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.
Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.
И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.
Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].
К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].
Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.
Словарный запас для красивой грамотной речи
Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т.д.
Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»
Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.
Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.
Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].
Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].
Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.
Техника речи
Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.
Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.
Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.
Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.
Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.
Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.
Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.
Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».
В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.
Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».
Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.
Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».
Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.
Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните 5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:
В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:
- Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
- Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
- Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
- Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
- Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
- Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.
Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.
Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».
Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».
Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.
Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.
Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].
Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].
И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.
Как научиться красивой грамотной речи
Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.
Топ-20 секретов красивой грамотной речи:
- Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
- Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
- Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
- Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
- Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
- Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
- Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
- Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
- Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
- Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
- Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
- Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
- Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
- Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
- Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
- Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
- Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
- Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
- Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
- Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.
Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.
И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?
Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.
И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.
Для чего нужна грамотная речь:
- Для общения и взаимопонимания.
- Для передачи информации.
- Для обмена сведениями.
- Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
- Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
- Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
- Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
- Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.
Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.
Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:
Содержание
- Урок русского языка по теме «Секреты речи», 1-й класс
- Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли
- Тренировка дикции
- Советы тем, кто будет самостоятельно заниматься дикцией
- Работа над содержанием и техникой своей речи
- Как «поставить» голос
- Развитие речи
- Учимся говорить красиво
- 1. Стройте правильно предложения
- 2. Увеличивайте словарный запас
- 3. Учитесь выделять главное
- 4. Избавляйтесь от слов-паразитов
- 5. Расширяйте разговорную практику
Урок русского языка по теме «Секреты речи», 1-й класс
Класс: 1
Цели:
- ознакомить детей с выразительными средствами русского языка: синонимами образными сравнениями;
- развивать речь и творческие способности учащихся;
- учить детей делать выводы, обобщать.
Оборудование:
- учебник под редакцией А.В.Поляковой “Русский язык” 1 класс;
- карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
— Составьте пословицы, которые записаны у меня на доске.
— Как понимаете смысл этих пословиц?
III. Изучение нового.
1. Синонимы.
1. На доске записаны слова:
Огонь, дело, тоска, занятие, удача, грусть, непогода, успех, ненастье, пламя.
— Что вы можете сказать про эти слова?
— Объедините эти слова в пары по общему признаку. Какой это признак?
— Объясните свой выбор.
(эти слова, близкие по значению)
— Пропустите одну строчку для нашей сегодняшней темы, которую мы запишем в конце урока, а на второй запишите эти слова.
— Близкие по значению слова называются синонимы.
2. Составьте предложение с любым словом и запишите.
2. Образные сравнения.
1. На доске записано предложение.
— В нём есть секрет языка. Может кто-то найдёт?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
— Какие слова помогают создать образ леса?
— С чем сравнивается лес?
— А почему его сравнивают с теремом?
— Точно терем расписной – называют образное сравнение.
2. Перед вами лежат листы.
— Прочитайте и найдите в них образные сравнения.
Ночь зимой – как чёрный кот,
День – как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
(Ночь – чёрный кот, день – серенькая мышь,
Ночь – серенькая мышь, день – большой блестящий кот)
— Почему автор использовал эти образные сравнения?
— Почему сначала день был как серенькая мышь, а потом он сравнил ночь с мышью?
(Мышь как будто быстро убегает)
3. Физминутка.
4. Образные названия месяцев.
— Какое сейчас время года?
— Назовите весенние месяцы.
— Кто-нибудь знает, как называется месяц март?
— Записать в тетради.
— Подберите однокоренные слова.
У вас на столах лежат листочки с отрывками из стихотворений.
Распустился ландыш.
Распускается сирень.
На дворе звенит капель.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Солнце в марте ходит выше.
Горячей его лучи.
— Найдите на ваших листках отрывки, которые подходят к этому месяцу.
(Солнце в марте ходит выше.
Горячей его лучи.)
— А апрель? (Апрель. Снегогон. Цветень.)
— Запись в тетради.
— Найдите отрывок про апрель.
(На дворе звенит капель.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.)
— А май? (Май. Травень. Травник)
— Найдите отрывок про май.
— Может быть, кто-нибудь знает, откуда пришли к нам названия месяцев?
— Оказывается, все современные названия месяцев пришли в русский язык из латинского или греческого языков.
В древнем русском языке были разные образные названия месяцев. Об этом рассказывают нам старинные книги, пословицы и поговорки.
5. Итог урока.
— Я попросила вас пропустить строчку, чтобы написать тему нашего урока, а сама забыла.
Источник
Как научиться красиво говорить и грамотно излагать свои мысли
Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами — словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.
Что же значит «говорить красиво»? В первую очередь, это грамотно, членораздельно, убедительно. Человек с «кашей» во рту, вещающий в эфире радиостанции, вызывает лишь желание переключиться на другую волну, а к преподавателю, вставляющему через каждое слово, слова-паразиты, вряд ли будут ходить на лекции.
Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:
- тренировка дикции (чёткого произношения);
- работа над техникой и содержанием речи;
- увеличение своего словарного запаса и развитие речи.
Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: жестикуляция, интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие — ваша красивая речь — будет давать свои плоды.
Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом — все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.
Тренировка дикции
Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.
Дальше начинается работа непосредственно над правильным произношением — дикцией. Для этого нужно произвести простые действия:
- Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
- Прослушать получившуюся запись.
- Дать прослушать её другим.
- Сопоставить своё мнение и чужое.
- Выделить основные недостатки.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:
- неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
- «съедание» отдельных согласных звуков;
- утрата гласных звуков;
- неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
- нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
- неправильное произнесение мягких звуков и т. д.
Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.
Советы тем, кто будет самостоятельно заниматься дикцией
Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.
Работа над содержанием и техникой своей речи
Одна из частых ошибок речи — чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.
Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.
Как «поставить» голос
Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.
Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).
Развитие речи
К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.
Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.
Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, — пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.
В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное — понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».
Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.
Учимся говорить красиво
Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.
1. Стройте правильно предложения
Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.
Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.
Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.
2. Увеличивайте словарный запас
Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.
Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы — это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.
Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.
Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах — не только в глянцевых.
Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.
Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.
3. Учитесь выделять главное
Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот во время выступлений, особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?
Огромную роль играет составление плана. План позволяет определить последовательность, сосредоточить внимание на главном, а также сделать акцент на важнейших деталях. Для сжатия текста используются три основных приёма — исключение, обобщение и замена. Овладение этими приёмами поможет из любого самого растянутого и неинтересного текста создать настоящий шедевр красноречия.
4. Избавляйтесь от слов-паразитов
Нет ничего более тягостного, чем публичная речь, пересыпанная словечками вроде «типа», «вот», «так сказать», «как бы» и множеством других. Не случайно их и называют словами-паразитами, потому что они вживляются в речь, убивая её красоту и звучание. Поэтому здесь требуется очень кропотливая работу по очищению своей речи от «речевых шлаков». Для начала нужно записать своё выступление на публике с помощью диктофона. Далее требуется прослушать это выступление, отметив те слова, которые засоряют его. Попросите знакомых постоянно замечать подобные слова в общении с ними, каждый раз поправляя вас.
Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.
5. Расширяйте разговорную практику
Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.
Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене — всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.
Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.
Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.
Источник
Вы заметили, как общаются публичные люди? Они бешено уверены в себе!
Но как же уверенно формулировать свои мысли, когда вы говорите?
Слово артикулировать – это глагол, и оно означает способность говорить что-то ясно и легко. Давайте взглянем на ясную часть.
Ясность – способность четко что-то сказать, чтобы тот, с кем Вы говорите, мог понять, что Вы говорите. Но сначала Вы сами должны иметь ясность того, о чём вы говорите.
Часть «легко» – это значит, что люди слушают только ту информацию, которая подаётся легко и просто. Как быть твердо уверенным в том, что вы говорите?
Я Ольга Сосина – тренер речи с многолетней практикой. Хочу поделиться с Вами своими наработками в области коммуникации. Учимся уверенно выражаться при разговоре. Следите за моим каналом, каждый день я делюсь полезным контентом.
Люди будут благодарны Вам, если Вы будете общаться с ними на простом, легком, человеческом языке.
Тогда возникает вопрос, как достигнуть лёгкого и четкого формулирования своих мыслей.
Если Вы хотите с легкостью передать текст, то Вы должны уметь говорить на разговорном языке или по-другому, на человеческом. Даже, если в зале присутствует множество людей, имеющих ученую степень, юристов и врачей, они будут благодарны Вам, если Вы будете общаться с ними на простом, легком, человеческом языке. Никаких сложных определений из официальных бумаг. Вас одинаково должны понимать и школьник и доктор наук.
Если большинство людей в зале не понимает, о чём Вы говорите, то это полный провал.
И это, скажу я вам, целое искусство. Ведь вас всю жизнь, в школах и университетах, просят усложнять текст, писать длинные непонятные предложения и множество канцеляризмов. Канцеляризм (или концелярит) – это общение чиновников, научных деятелей и сотрудников образования. Они любят говорить так, чтобы их не понимала основная часть населения. «Что он сказал? Да, вроде, что-то умное». На самом деле, если большинство людей в зале не понимает, о чём Вы говорите, то это полный провал. Теперь Вы понимаете, почему видеоблогеры так популярны?
Говорить надо так, как будто перед вами близкий друг.
В Америке даже провели исследование, кто из президентов был самым любимым у людей. Наивысший рейтинг у Джона Кенеди и далее – по убывающей. Народными любимцами оказались те, кто говорил простым человеческим языком, понятным любому возрасту. Потому что люди резонируют, они понимают, о чем говорит человек, им не надо ничего расшифровывать. Они не чувствуют себя глупыми и чего-то недопонимающими.
Говорить надо так, как будто перед вами близкий друг. Это же правило действует и при работе на камеру. Единственное отличие публичного выступления от встречи с друзьями – это ответственность за каждое сказанное слово. Чёткая артикуляция, отсутствие слов-паразитов, больших пауз, мэканий и эканий и, конечно, по возможности, правильные ударения. Люди ищут простого общения, люди смотрят интервью, стендап-шоу, блогеров только из-за того, что они максимально открыты и естественны без научных слов и докладов. Они настоящие. Не надо ничего выдумывать, будьте собой!
Говорите больше и записывайте себя на видео.
Теперь про интонацию. У приятных ораторов она идет вверх и вниз, ищет краски и эмоции в голосе постоянно и создает чувство человеческого бытия. Интонацией мы выражаем эмоции. Вам нужно научиться контролировать свой голос. Говорите больше и записывайте себя на видео, прослушивайте и улучшайте свой голос.Неважно, что вы говорите, даже если вы споткнулись, даже если стали заикатьсядаже если вы забудете слова. Вас выручит поставленный голос, уверенность в себе и простота подачи текста.Кстати, на своем курсе «Мастер публичных выступлений» я подробно разбираю речь, советую пройти его.
Создайте такую речь, которой будут доверять.
В продолжении темы уверенной речи. Все это не о попытке произвести впечатление. Лучше показать себя настоящего. Здесь больше о возможности легко формулировать то, что Вы должны сказать, при этом, оставаясь собой. Когда Вы поднимете уверенность в себе, Вы поймете, чего можно добиться при помощи общения. Вам будут доверять. И я готова оказать профессиональную помощь в качестве наставника каждому, кто решил всерьез заняться своим речевым имиджем. С помощь мастерства общения – можно поднять карьеру на новый уровень, построить свое наследие, можно передать знания, свою мудрость другим людям.
Если вы серьезно настроены, то записывайтесь на консультацию. Мечтаю познакомиться с вами. А если мои мысли действительно принесли пользу, то жмите на лайк, у меня ещё много всего интересного. Ваш тренер по речи и общению Ольга Сосина.
Цели:
- ознакомить детей с выразительными средствами
русского языка: синонимами образными
сравнениями; - развивать речь и творческие способности
учащихся; - учить детей делать выводы, обобщать.
Оборудование:
- учебник под редакцией А.В.Поляковой
“Русский язык” 1 класс; - карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
– Составьте пословицы, которые записаны у меня
на доске.
– Как понимаете смысл этих пословиц?
(высказывания детей)
III. Изучение нового.
1. Синонимы.
1. На доске записаны слова:
Огонь, дело, тоска, занятие, удача, грусть,
непогода, успех, ненастье, пламя.
– Прочитайте слова.
– Что вы можете сказать про эти слова?
– Объедините эти слова в пары по общему
признаку. Какой это признак?
– Объясните свой выбор.
(эти слова, близкие по значению)
– Пропустите одну строчку для нашей сегодняшней
темы, которую мы запишем в конце урока, а на
второй запишите эти слова.
– Близкие по значению слова называются синонимы.
2. Составьте предложение с любым словом и
запишите.
3. Проверка.
2. Образные сравнения.
1. На доске записано предложение.
– В нём есть секрет языка. Может кто-то найдёт?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
– Какие слова помогают создать образ леса?
– С чем сравнивается лес?
– А почему его сравнивают с теремом?
– Точно терем расписной – называют образное
сравнение.
2. Перед вами лежат листы.
– Прочитайте и найдите в них образные сравнения.
Ночь зимой – как чёрный кот,
День – как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
(Ночь – чёрный кот, день – серенькая мышь,
Ночь – серенькая мышь, день – большой
блестящий кот)
– Почему автор использовал эти образные
сравнения?
– Почему сначала день был как серенькая мышь, а
потом он сравнил ночь с мышью?
(Мышь как будто быстро убегает)
3. Физминутка.
4. Образные названия месяцев.
– Какое сейчас время года?
– Назовите весенние месяцы.
– Кто-нибудь знает, как называется месяц март?
(Март. Протальник )
– Записать в тетради.
– Почему протальник?
– Подберите однокоренные слова.
(талый, протальник)
У вас на столах лежат листочки с отрывками из
стихотворений.
Распустился ландыш.
Распускается сирень.
На дворе звенит капель.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.Солнце в марте ходит выше.
Горячей его лучи.
– Найдите на ваших листках отрывки, которые
подходят к этому месяцу.
(Солнце в марте ходит выше.
Горячей его лучи.)
– А апрель? (Апрель. Снегогон. Цветень.)
– Запись в тетради.
– Найдите отрывок про апрель.
(На дворе звенит капель.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.)
– А май? (Май. Травень. Травник)
– Найдите отрывок про май.
(Распустился ландыш.
Распускается сирень.)
– Может быть, кто-нибудь знает, откуда пришли к
нам названия месяцев?
– Оказывается, все современные названия месяцев
пришли в русский язык из латинского или
греческого языков.
В древнем русском языке были разные образные
названия месяцев. Об этом рассказывают нам
старинные книги, пословицы и поговорки.
5. Итог урока.
– Я попросила вас пропустить строчку, чтобы
написать тему нашего урока, а сама забыла.
– Скажите, как бы вы её назвали?
(Высказывания детей)