Как найти съемочную группу

Где найти команду?

Как найти съемочную группу на проект: лайфхак от Вейцмана

Любой, кто собирается снять свой фильм, сталкивается с проблемой поиска команды. Каждый решает её в силу своего опыта – кто-то просит помощи у друзей, кто-то приглашает профессионалов, кто-то пытается справляться своими силами.

У каждого из этих вариантов есть минусы: друзья могут быть не заинтересованы в кинопроизводстве, на профессионалов нужен бюджет, а заниматься всем и сразу самому, как минимум, не продуктивно.

Студент мастерской режиссуры игрового кино Илья Вейцман решил проблему поиска команды случайно. Впрочем, как известно, ничего случайного с нами не происходит.

Съемки студенческие ВШРиС

В сентябре 2018 года в Высшей школе режиссеров и сценаристов проходил короткий курс “Основы режиссуры игрового кино”. Илья, будучи студентом долгосрочной мастерской, пришел на интенсив в качестве режиссера-стажера, помогал слушателям интенсива на съемках. На тот момент у него уже был готов сценарий собственного короткометражного фильма “Яблочная история”, и Илья находился в поиске не только главного героя, но и команды для проекта. И… нашел их на этом коротком курсе. 

Съемки студенческие ВШРиС

Исполнитель главной роли Янис Пыдра, ассистент по актерам Маргарита Титова (она тоже снялась в фильме), исполнительный продюсер Юлия Снеткова, дизайнер костюмов Ксения Кузнецова – слушатели интенсива, которых Илья пригласил в команду фильма “Яблочная история”.

Исполнитель главной роли Янис Пыдра: “Никакого профессионального образования или навыков в сфере актерства у меня не было, но я все же решился. И тут же окунулся в омут бесконечных репетиций, правок, работы над персонажем. И, конечно же, съемки. 4 незабываемых дня мы снимали эту картину. Огромное количество сил было потрачено всей командой. Я сам приобрёл бесценный опыт съёмок и научился говорить правильно слово “понял”. Толкал больничную тележку и по 12 часов стоял на ногах. Повторил бы я все это? Конечно, с огромным удовольствием.”

Съемки студенческие ВШРиС

Съемки фильма проходили зимой, сейчас – период постпродакшна. Монтаж готов на 90 процентов, но дальше нужно озвучивать фильм голосами, шумами, звуками, проводить окончательную обработку изображения, применять спецэффекты. Команда фильма осилила бюджет на подготовку и съемку фильма, но сейчас им нужны средства на дальнейшую работу. Илья запустил краудфандинговую кампанию.

Режиссер фильма, студент мастерской режиссуры игрового кино Илья Вейцман: “Съёмочные дни запомнит каждый из находившихся на площадке. С одной стороны, комедия – снимаем и сами шутим, сами смеёмся, с другой – с раннего утра и до позднего вечера напряжённая работа по всем направлениям. Кто-то даже гримирует яблоки.”

Съемки студенческие ВШРиС

В состав съемочной группы вошли студенты киношколы:

оператор – Дмитрий Ализарчик (мастерская режиссуры изображения и операторского мастерства, мастер А. П. Лапшов)

второй режиссер – Анастасия Родионова (мастерская режиссуры игрового кино, мастер Ю. Н. Фетинг)

ассистент оператора – Екатерина Аронова (мастерская режиссуры изображения и операторского мастерства, мастер А. П. Лапшов)

звукооператор – Ростислав Матвеев (мастерская режиссуры игрового кино, мастер Ю. Н. Фетинг)

Также в кадре появились студенты класса киноактера: Инна Клявлина, Алексей Лебедев и Наталья Павлова (мастер В. А. Зиновьев).

Оператор Дмитрий Ализарчик поделился, какой самый важный урок вынес для себя после съемок проекта: “Благодаря тому, что подготовительный период “Яблочной истории” был таким основательным, я больше не ем яблоки, но зато к съёмке мы подошли во всеоружии, готовые к любым трудностям, которые могли бы случится. Потому что главные были оставлены уже позади. Именно на препродакшне происходит то самое творчество, когда прорабатываются и визуальная составляющая, и художественный замысел картины. Как следствие, именно здесь закладывается успешность будущего фильма.”

Съемки студенческие ВШРиС

Киношник о кино. Как режиссеру найти команду.

Представим, что Вы, молодой режиссер. У Вас есть несколько идей, возможно, сценариев для небольших короткометражных фильмов. Что же Вам нужно? Ну как минимум команда!

Нужно понимать без кого Вы не обойдетесь: оператор, художник постановщик, звукорежиссер. Пожалуй этого хватит. Есть еще куча людей и профессий, которые в кино, действительно важны, но мы говорим с Вами про минимальный набор людей.

Как же их найти? Для начала используйте социальные сети, фейсбук, вконтакте, там полно тематических групп, где люди постоянно ищут себе команду, актеров, каких-то дополнительных людей. Писать о поиске, желательно, максимально подробно, о чем Ваша работа, кто нужен, что важно, нужно ли иметь при себе оборудование. Думайте на перед, Вам важно понимать все мельчайшие аспекты создания кино. Да, это не просто, нужно постоянно быть включенным в работу, но что поделать, Вы же хотите снимать кино, как по-другому?

Оператор

(Бекстейдж моей последней крупной съемки)
(Бекстейдж моей последней крупной съемки)

Для меня всегда было важно, чтобы все члены команды были внутренне чем-то похожи на меня, поэтому я всегда отталкивался от того, интересно ли мне общаться с человеком, что ему нравится, что между нами общего. Но! При этом я никогда не держал людей в команде потому, что они классные, нет – важно найти идеальную команду, поэтому я менял большое кол-во людей.

Так вот! Оператор. Это то, как будут смотреть вашу историю зрители. Поэтому важно, чтобы человек был действительно профессионалом и имел представление о том, как показать конкретную историю. Не бойтесь задавать вопросы, просить смотреть портфолио и говорить нет.

Для того, чтобы трезво понимать, что хорошо, а что плохо, вам необходимо много смотреть кино и смотреть разное кино, понятное и не очень, динамичное и затянутое, массовое и авторское, только так у вас появится взгляд не только на то, что вам предложит оператор, но и какой-то собственный взгляд на роль оператора в кино.

Художник постановщик

(почти полностью готовая декорация)
(почти полностью готовая декорация)

Стоит отметить, что художественная команда супер важна, вообще, лучше найти максимальную комплектацию художников для кино, если так можно сказать. (реквизитор, художник по костюмам, раскадровщик, оформитель декораций и художник постановщик) Но так как мы с вами говорим о маленьком и аматорном кино, поэтому идеально было бы найти хотя бы постановщика.

В моем случае, я нашел сразу двух художников: постановщика и костюмера. Мы какое-то время притирались характерами и привыкали к друг другу, поэтому я не могу сказать, что это было так же просто для меня, как с оператором. В моей команде каждый член группы имеет права голоса, поэтому я внимательно слушаю предложения художников даже насчет сценария. Вам я бы советовал тоже самого, не бойтесь критики и вопросов, они могут значительно улучшить качество вашей работы!

Киношник о кино. Как режиссеру найти команду.

Вот как пример. Мой художник по костюмам придумала концепт трех образов одного и того же персонажа, который соответствует разным эмоциональным и внутренним настроения одного героя. Каждый из образов был ею продуман и подробно описан, что в итоге сыграло только на пользу, если бы я ее не послушал. У меня был бы один и тот же образ, только актеру нужно было бы по-разному это отыгрывать. Умейте слушать и слышать!

На что же обращать внимания при выборе художника? Конечно же, в первую очередь на его работы, что и как он рисует, как видит мир, что его волнует как художника. Если в случае с оператором, важно понимать, что ему необходимо знать много технических аспектов, то художник должен быть так же подкован в материалах. Важен ли опыт? Да, наверное, но гораздо важнее усидчивость и самоотдача. Мой художник всю ночь красил для моей работы декорации, хотя мог спокойно сказать, что не может работать по ночам! Но вам так же не стоит забывать еще и о том, что нужно понимать, что требовать от художника. Про взаимодействия с каждым цехом в отдельности, я напишу отдельный блог!

Звукорежиссер

(еще бэкстейдж)
(еще бэкстейдж)

Пожалуй поиск звукорежиссера был самым долгим и сложным для меня. Во-первых потому, что я не силен в музыке и звуке, как таковом. Во-вторых потому, что очень сложно оказалось найти человека, готового работать за идею. Важно понимать, что, если у звукорежиссера руки не растут из одного не самого удачного места, то он, скорее всего, будет занят на коммерческих проектах и они для него будут приоритетом, так как в начале своей кинокарьеры навряд ли вы сможете платить ему так же, как заказчики какой-то очередной рекламы или вирусного ролика.

Что я могу сказать вообще про работу звукорежиссера. Для меня это супер важный цех, но не совсем на стадии съемок. Важно понимать, что все, что он сделает на съемках это запишет реплики, если они у вас вообще есть. Остальная его работа переходит на стадию монтажа. Вот тут начинается настоящее поле для экспериментов и для режиссера, и для звукорежиссера! Что именно меняет монтаж я так же расскажу вскоре.

На что именно обращать внимания в выборе звукорежиссера? Я бы сказал, что только на ответственность, потому что чаще всего это люди с хорошим образованием, с опытом различной работы и найти супер неопытного и зеленого звукорежиссера почти не возможно. Поэтому тут я бы обращал внимание только на то, ходит ли он на встречи, предлагает ли он решения и что он вообще думает насчет конкретной вашей работы.

Заключение

В заключении, я бы хотел сказать, что выбор команды влияет на очень многое. Атмосфера на съемках, активность перед съемками, погруженность всех после съемок. Команда нужна крепкая и дружная – это действительно ваша команда, далеко не на один год. Важно понимать насколько ответственно нужно подходить к выбору людей!

Наверняка у вас есть вопросы, почему я не написал про некоторых людей по типу: актеры, продюсеры, вторые режиссеры, какие-нибудь рабочие и тд. Актеров стоит искать из проекта в проект, продюсеры могут быть супер полезными, а могут только мешать, мне, лично, мешали, поэтому я отказался, второй режиссер снимает много обязанностей, но не является обязательным, если есть – отлично, нет – ничего страшного, а рабочие и тд, приглашайте своих знакомых, друзей или любых других людей, которые готовы хотя бы посмотреть на кино!

Надеюсь вам может помочь этот блог или может вам нравится приоткрывать для себя завесу создания кино! Подписывайтесь дальше будет только интереснее!



Кастинг в сказку “Снежная королева”

Кастинг актеров / Полный метр / Художественный фильм / Кастинги для детей

ВНИМАНИЕ!
Объявляется старт кастинга актерского состава в масштабный…

Гонорар: 999000 руб.

Город Москва
Прием заявок до: 25.06.2023

Пробы актеров

Кастинг актеров / Художественный фильм / Сериал / Фестивальное кино

Пробы актеров в российском кинематографе.
Кастинг-агентство проводит…

Гонорар: по договорённости

Город Москва
Прием заявок до: 16.06.2023

без опыта

высокий гонорар

срочный кастинг

высокий гонорар

срочный кастинг

Кастинг новых лиц

Кастинг актеров / Художественный фильм / Фестивальное кино / Кастинг моделей

Здравствуйте. Я, кастинг-директор международной кинокомпании Анна…

Гонорар: по договорённости

Город Москва
Прием заявок до: 30.06.2023

высокий гонорар

срочный кастинг

Кастинг в рекламный ролик продукции мтс

Кастинги для детей / Съемки в рекламе / Кастинг актеров

Ищу на следующие роли:
1. Курьер – 25-35 лет, приятные черты лица,…

Гонорар: 25000 руб.

Город Москва
Прием заявок до: 27.05.2023

Требуются актеры с портретным сходством

Кастинг актеров / Художественный фильм / Телевидение / Реконструкция

В исторический фильм для 1-го канала «Империя» нужны актеры на роли:…

Гонорар: 15000 руб.

Город Москва
Прием заявок до: 06.06.2023

высокий гонорар

срочный кастинг

Кастинг в рекламу лекарственного средства

Кастинг актеров / Съемки в рекламе / Кастинг моделей

ТРЕБУЕТСЯ ТИПАЖ
• девушка  27-35 лет, стройная, миловидная…

Гонорар: 25000 руб.

Город Москва
Прием заявок до: 25.05.2023

Нужны девочки для съемки в ролике на ВДНХ

Массовка / Кастинг актеров / Кастинги для детей

Требуются ДЕВОЧКИ 16-18 ЛЕТ
Умеют кататься на лонгборде, со своим…

Гонорар: 3000 руб.

Город Москва
Прием заявок до: 27.05.2023

Кастинг на съемки комедии “Хоккейные папы”

Кастинг актеров / Полный метр / Художественный фильм / Массовка

С мая месяца в Клину возобновились съемки комедии “Хоккейные папы”,…

Гонорар: по договорённости

Город Москва
Прием заявок до: 04.06.2023

С 2007 года я поучаствовала в десятках проектов: снималась в фильмах, сериалах и рекламе.

Съемок могло быть и больше, но я не ставила цели серьезно зарабатывать таким образом или побывать на съемочной площадке максимальное количество раз. К подработке на киносъемках я отношусь как к любимому хобби, заниматься которым можно только в свободное время и не в ущерб основной работе.

Расскажу, как попасть в массовку, сколько длится съемочная смена, что требуют от статиста и каков размер вознаграждения. Еще поделюсь, в каких кинопроектах участвовать интереснее и где больше платят.

Как богатеть

Главные материалы обо всем, что влияет на ваши деньги и жизнь, — в вашей почте по средам и субботам. Бесплатно

Как попасть в массовку

Чтобы происходящее на экране выглядело максимально реалистично, съемочная группа приглашает актеров массовых сцен. В фильмах эти люди изображают прохожих на улице, гостей на мероприятии, посетителей кафе. А на передачах и ток-шоу — зрителей. В конце съемочного дня статистам платят гонорар.

Как узнать о наборе в массовку. В каждом телепроекте есть кастинг-менеджер, который подбирает актеров. Этот человек размещает объявления о наборе людей на тематических сайтах и форумах, в специализированных группах в соцсетях и мессенджерах.

Если вы один раз откликнулись на объявление, то кастинг-менеджер добавит ваши контакты в базу актеров массовых сцен. Даже если не пройдете кастинг, вас могут пригласить на следующий проект.

На мой взгляд, одна из самых больших баз данных — форум massovki.net. Там постоянно появляются новые объявления о поиске людей. Разделы самые разные. Набирают массовку в кино и сериалы, зрителей на телепередачи, ищут героев с интересными историями для телешоу. В основном ищут людей в Москве, но есть ветки про киносъемки в Санкт-Петербурге и регионах.

Еще есть кастинг-агентства, которые собирают свои базы данных — в том числе с анкетами непрофессиональных актеров. В студенчестве я отправляла заявки в пару таких агентств, но на съемки меня так и не пригласили. Возможно, я просто выбрала не те агентства, загрузила неудачные фото или мой типаж не подходил под требования к массовке.

Я сделала вывод, что больше шансов попасть в массовку, если подать заявку в готовый проект, где уже сейчас нужны люди. А не ждать, пока кто-то заметит анкету.

Главная страница форума massovki.net. Источник: massovki.net
Кастинг-менеджеры создают группы в Вотсапе и добавляют всех, кто ранее откликался на объявления

Как отправить заявку. Чтобы записаться на съемки, нужно рассказать кастинг-менеджеру о себе. Обычно в объявлении указывают, как именно оставить заявку: написать на электронную почту, в мессенджер или просто ответить на форуме. Если очень хотите участвовать и чувствуете, что подходите под требования, можно и ответить на форуме, и продублировать заявку на почту.

Кастинг-менеджер обычно просит такие данные:

  1. Фамилию, имя, отчество.
  2. Возраст. Важен так называемый игровой возраст — то есть не количество лет по паспорту, а визуальный возраст. Если в объявлении ищут молодых людей 18—25 лет, а человеку 30, но он выглядит младше, то есть смысл отправить заявку.
  3. Рост, размер одежды и обуви. Эта информация понадобится, если нужно будет переодеваться в костюмы. Иногда указывают конкретные инструкции относительно типа внешности, роста, размера одежды, прически, длины и цвета волос. С 2007 года мои параметры менялись, цвет волос был разный. Я просто смотрела, какие требования на проекте, и откликалась, если подходила.
  4. Фотографии. Обычно просят два фото: в полный рост и портрет крупным планом. Подойдут обычные любительские фотографии. Если есть профессиональные снимки — отлично. Если планируется съемка крупным планом, могут понадобиться детальные снимки, например фото кистей рук без маникюра. У меня не всегда были нормальные фото в полный рост, в этих случаях я отправляла несколько других — лицо, по пояс и т. д.
  5. Опыт участия в киносъемках. Это поможет понять, можно ли доверить актеру эпизодическую роль и пару фраз.
  6. Район проживания или станцию метро. Менеджеры стараются приглашать людей, которые живут недалеко от места съемок. Так вероятнее, что никто не опоздает. А если съемки затянутся до времени закрытия метро, то такси в ближайшие районы обойдется дешевле для бюджета проекта.
  7. Гражданство. Некоторые проекты могут платить только гражданам РФ.
  8. Номер телефона.

Кастинг-менеджер свяжется с подходящими людьми и подробно расскажет, что нужно делать.

Если у кандидата изменились планы и он не сможет участвовать в съемках, то нужно как можно раньше сказать об этом кастинг-менеджеру, чтобы нашли другого статиста. Если пропустить проект без предупреждения, то с большой вероятностью вас больше никогда не пригласят на другие съемки. Я всегда приходила на проекты, на которые записывалась, поэтому в черные списки кастинг-менеджеров не попадала.

Оплата зависит от бюджета проекта, сложности роли и редкости подбираемого типажа. Я буду говорить о средних ценах, чтобы просто показать порядок. Так, за съемочный день в массовке в фильмах предлагают 800—2500 Р. А если человеку дадут роль с текстом в эпизоде, то оплата может быть около 3000—6000 Р.

Приглашают актеров-мужчин на съемки в исторический фильм. Оплата выходит стандартная — 1500 Р за смену. Сниматься придется в собственной теплой одежде. Источник: massovki.net

В какие проекты можно попасть

Кастинг-менеджеры подробно пишут в объявлениях, какие сюжеты планируют снимать и что требуется от актеров массовых сцен.

Я встречала такие виды проектов.

Фильмы и сериалы про наше время. Актеры приходят на съемки в обычной одежде. Но кастинг-менеджеры просят не надевать вещи в мелкую полоску или клетку, потому что они будут рябить на экране. Могут попросить взять с собой два комплекта одежды, если планируют снять две разные сцены с одной и той же массовкой. В новой одежде будет казаться, что люди уже другие.

Пример объявления, в котором набирают массовку на роль менеджеров и акционеров. Приглашают привлекательных мужчин среднего возраста. Просят взять с собой деловой костюм не черного цвета, рубашку, галстук и туфли. Оплата — 1500 Р. Источник: massovki.net

Исторические или фэнтезийные фильмы и сериалы. Массовка одевается в костюмы, которые выдают на съемочной площадке. Также могут попросить принести что-то свое, если концепция не очень сложная, например, на съемки 90-х можно прийти в своих лосинах и объемном свитере.

Оплата здесь стандартная — такая же, как и в проектах про сегодняшние дни.

В декабре 2022 года набирали актеров массовых сцен на роль моряков и солдат в исторический сериал. Съемки проходили на улице, поэтому утепленные вещи, которые можно надеть под костюмы, просили взять с собой. Вознаграждение за участие — 1800 Р за смену. Источник: massovki.net

Телепередачи. Тут в основном ищут зрителей, но иногда можно стать героем. Причем не обязательно рассказывать историю из своей жизни. Например, в передачах про судебные дела часто распределяют роли с текстом между людьми, которые будут играть участников судебного процесса.

Тут платят около 800—1500 Р за участие в качестве зрителя и в районе 1500—2000 Р за роль с текстом.

Набор зрителей на съемки программы «Голос 11 сезон» на Первом канале. В объявлении подробно указаны пожелания к внешнему виду и одежде гостей. Плата за участие обозначена в заголовке темы — 900 Р. Источник: massovki.net
А тут приглашают участников в судебную телепередачу. Пробный текст роли выдадут сразу на кастинге. Оплата от 2500 до 3500 Р. В этом проекте 3500 Р полагается профессиональным актерам, 3000 Р — студентам театральных училищ и людям, окончившим актерские курсы. Актерам-любителям заплатят 2500 Р. Источник: massovki.net

Рекламные ролики. Для рекламы обычно ищут людей определенных типажей на конкретные роли. Например, менеджера 25—30 лет в одежде офисный кэжуал, девушку 21—25 лет или мальчика 6 лет «с открытым умным лицом».

Для кастинга недостаточно одних фотографий — человек должен уметь играть, а режиссеру нужно заранее узнать, как актер выглядит в кадре, какой у него тембр голоса, поставлена ли речь. Для этого просят шоурил — это такая актерская видеовизитка. Иногда можно снять самопробы — кастинг-менеджер пришлет нужный текст, а человеку нужно прочитать его на камеру так, как он планирует сделать на съемках.

За участие в съемках рекламы обычно предлагают от 15 000 Р.

Я ни разу не подавала заявки на участие в рекламе и на роли с текстом, не делала шоурил. Решила, что в моем случае усилия не окупятся, потому что съемки для меня — это просто хобби, а не способ заработка.

Пример объявления о кастинге героя в промо-ролик. Главным героям заплатят 20 000 Р — 20% комиссии агенту. Иногда в таких объявлениях указывают процент агентских — это часть вознаграждения, которую нужно отдать агентству-посреднику в случае утверждения на роль. Источник: massovki.net

Иногда актеры массовых сцен только создают фон для профессиональных актеров, а иногда активно участвуют в съемочном процессе. Я знаю о нескольких форматах участия.

Массовка. Это самые масштабные проекты и, на мой взгляд, самые веселые для участников. Когда требуется около 100 актеров массовых сцен, разрешают взять с собой друзей, предварительно утвердив их кандидатуры с кастинг-менеджером.

Такое количество людей набирают, например, для реконструкции массовых сражений, съемок представлений в театре с полным залом, съемок празднования Дня города.

Менее масштабные варианты — съемка посетителей на вечеринке в клубе, гостей в ресторане с полной посадкой или пациентов в больнице. Для таких съемок приглашают 20—50 человек.

За участие в массовке в среднем платят 1000—2000 Р.

Для сериала «Больница» ищут мужчин 30—50 лет на роли сотрудников и посетителей больницы. На съемки просят приходить в повседневной одежде. Видимо, это больше касается тех, кого отберут на роль посетителей, а врачи поверх наденут выданные медицинские халаты. Фото в этой же одежде нужно прикрепить к заявке на участие. Оплата — 1200 Р. Источник: massovki.net

Групповка. Почти то же, что массовка, только здесь набирают меньше людей — обычно 10—20. И поэтому больше шансов попасть в кадр. Потом можно узнать себя на экране, но эта роль будет недолгой — массовщик промелькнет только на 1—2 секунды.

Групповку подбирают тщательнее, потому что это относительно заметные персонажи. Это может быть компания друзей главных героев, их коллеги, люди за соседними столиками в кафе.

Здесь могут заплатить немного больше, чем за участие в массовке — где-то 1200—2500 Р.

В зависимости от сюжета в групповку могут искать людей определенных типажей. Например, статных женщин сорока лет на роли полицейских или респектабельных мужчин 35—45 лет на роли бизнесменов. Оплата при этом будет выше — в диапазоне 1500—3500 Р.

Пример объявления, где приглашают парней на роль солдат-срочников. Из одежды просят черные носки. Форму выдадут на месте. Вознаграждение — 2500 Р. Источник: massovki.net
На съемки музыкального клипа ищут активных людей пенсионного и предпенсионного возраста. Кандидатов просят снять, как они танцуют дома, и прикрепить видео к заявке. Заплатят 3500 Р, но еду и напитки нужно взять с собой. Источник: massovki.net

Эпизод. Это уже настоящая роль, хоть и короткая. В эпизоде дадут роль с текстом — скорее всего, это будет одна или несколько реплик. Например, попросят сыграть официанта в кафе, продавщицу в продуктовом или прохожего, который спросит у главного героя, который час.

Роль слишком мала, чтобы приглашать профессиональных актеров, а для актера-любителя это настоящий успех. Кандидата могут попросить записать самопробы. Шоурил тоже не будет лишним.

Заплатят в среднем 3000—5000 Р. Но сумма вознаграждения может быть и меньше — 1500—2000 Р.

На проект ищут мужчину на роль охранника. В конце сообщения есть подробная инструкция о том, как кандидату записать видеопробы, и текст будущей роли. Оплату разобьют на две части: 1000 Р выдадут наличными в конце смены и 3500 Р переведут на банковскую карту после подписания договора. Источник: massovki.net

Дублерство. Дублеров профессиональных актеров ищут, когда нужно подменить актера в том действии, которое он не может выполнить сам.

Например, если герой по сюжету играет на фортепиано, то на съемки пригласят дублера рук — музыканта. К объявлению о поиске могут прикрепить фото кистей рук актера, чтобы подобрать человека с максимально похожими руками.

Еще дублера могут искать, когда съемки планируются издалека или со спины и нет смысла тратить на это время профессионала. В этом случае дублеру необязательно быть точным двойником актера. Достаточно быть одного роста и телосложения, иметь общее внешнее сходство, похожую прическу и цвет волос.

Схожие черты лица могут понадобиться, например, когда планируется реконструкция исторических событий и нужен человек, который сыграет кого-то из исторических персонажей.

Дублерам платят по-разному в зависимости от проекта, но средний диапазон — 2000—6000 Р.

На проект ищут дублера на одну съемочную смену с оплатой 5000 Р за смену. Нужен человек, похожий на Андрея Губина в молодости. Источник: massovki.net
На одну съемочную смену ищут дублера, который похож на человека на фото. За участие заплатят 10 000 Р. Источник: massovki.net

Как проходят съемки

Каждая съемка — это отдельный творческий процесс, но все же есть общие черты. Я постараюсь ответить на вопросы, которые могут появиться у массовщика, еще не знакомого с миром кино.

Где переодеться и поесть. Актеров массовки могут накормить, если позволяет бюджет. Например, предложат обед с первым и вторым блюдами и открытый буфет с печеньем и горячими напитками. Обычно это указывают в объявлении.

Если съемки на выезде, например на природе или просто на улице, то переодеваться и наносить грим придется в специальных трейлерах. Они называются гримваген и костюмваген. Внутри — зеркала и кресла, как в парикмахерской, и рейлы для одежды с местами для переодевания.

Сколько времени работать. Съемочная смена обычно длится 12 часов. Но актеры массовки не заняты все это время — большая часть дня уходит на ожидание, пока отснимут дубли с профессиональными актерами, пока съемочная группа переедет на новую локацию и выставит аппаратуру. Поэтому актеры массовых сцен сильно не устают и всегда могут отдохнуть.

Иногда массовка нужна на полсмены или на несколько часов. Об этом говорят заранее в объявлении о наборе. Оплата может быть ниже, чем за полную смену. А если съемки проходят ночью, то заплатят больше.

Вознаграждение выдают в конце съемочного дня наличными под подпись в ведомости или переводом на банковскую карту.

Если смена затянулась дольше, чем планировалось изначально, то могут оплатить часы переработки. Если съемки закончатся слишком поздно, то участникам вызовут такси до дома. Все это будет заранее оговариваться в процессе набора.

Пример того, как может выглядеть гримваген снаружи. Источник: kinoservice.ru
А так гримваген выглядит внутри: настоящая гримерка на колесах. Источник: kinoservice.ru

Где снимают. Кино снимают во многих городах России, но большинство проектов — в Москве. Там находятся самые крупные киностудии и съемочные павильоны. Массовка там нужна ежедневно и часто сразу на несколько проектов.

По запросам «массовка — название города» или «кастинги — название города» в поисковике можно найти сайты и тематические группы в соцсетях практически во всех больших городах. Но съемки там проходят намного реже, чем в столице. Постоянно так подрабатывать вряд ли удастся.

Иногда часть картины снимают в Москве, а несколько сцен в других городах или на природе — у моря или в горах. Для этого актеры и съемочная группа приезжают на подходящую локацию, а массовку набирают уже на месте.

Бывает, что после съемок остаются впечатляющие декорации, которые не разбирают, а сохраняют в качестве достопримечательности. Например, место съемок сериала «Записки экспедитора Тайной канцелярии» в Подмосковье превратили в киногород «Пилигрим Порто», а на месте съемок фильма «Викинг» в Крыму создали одноименный кинопарк.

Я снималась в массовке в Крыму и Москве, потому что жила и там, и там. Расскажу о самых запоминающихся проектах, в которых мне довелось участвовать.

Художественные фильмы

Первый раз я попала на съемки случайно. Это было в 2007 году в Крыму. В троллейбусе ко мне подошла женщина и спросила: «Девушка, вы хиппи?» Молодежь в то время действительно любила выглядеть ярко. Мы разговорились с попутчицей, она предложила поучаствовать в съемках фильма про хиппи, сказала, что можно взять с собой кого-то из друзей.

Благодаря такому несложному кастингу я попала на съемки фильма «Дом Солнца» — и подругу с собой взяла. По сюжету снимали вечеринку хиппи 70-х — друзей главного героя. Съемки этих сцен проходили летом 2007 года на полудиком пляже в окрестностях Балаклавы в Крыму.

Фильм «Дом Солнца». В массовку набрали около 60 человек на простых условиях: нужна была своя одежда в стиле хиппи. Я надела длинную юбку с геометричным принтом, топ с бахромой и байковую рубашку в крупную клетку с закатанными по локоть рукавами. На шею — несколько бус разной длины в этническом стиле, на каждую руку — браслеты. На голове была тонкая повязка красного цвета — хайратник. На ногах — низкие черно-белые кеды.

Художники по костюмам осматривали всех актеров массовых сцен и могли доработать костюм или прическу. Многих просили снять обувь и ходить по пляжу босиком, потому что по обуви было заметно, что она современная.

Происходящее было похоже на фестиваль или опен-эйр. Организаторы оформили прибрежную территорию антуражными декорациями: установили индейские шатры — палатки хиппи — и развели большие костры. А мы изображали веселящихся людей. Кому-то из массовки выдали реквизитный алкоголь — стеклянные бутылки без этикеток, в которых был вишневый сок.

Всего было три смены — и все ночные. За каждую смену платили по 60 гривен. В то время это была значительная сумма. В массовке можно было получить эквивалент обычной зарплаты за 1—2 дня. Поэтому официально трудоустроенные люди брали выходные за свой счет на основной работе, чтобы подработать на съемках.

Этот проект запомнился мне больше всего. Может, потому что до этого я не видела ничего подобного и вообще не представляла, как снимают художественные фильмы. А подруга, которая была со мной в массовке, через год поступила учиться на звукорежиссера и теперь сама работает на киносъемках.

Кадр из фильма. Так сцена с танцующими и веселящимися актерами массовых сцен выглядит на экране. Источник: domsolncafilm.ru

Фильм «Гамлет. XXI век». На съемки этого фильма я попала по сарафанному радио. Знакомые рассказали, что записались на проект, и поделились контактами кастинг-менеджера, чтобы и мы с подругой отправили свои фото. Все получилось — нас обеих утвердили.

Съемки проходили летом 2009 года в Воронцовском дворце в Алупке, который на время превратился в замок Гамлета. Массовке нужно было сыграть придворную свиту главных героев, гостей на похоронах Офелии и очевидцев финального сражения Гамлета и Лаэрта — всего пригласили около 100 человек.

В массовку отбирали преимущественно молодежь с темными волосами. Костюмы нужны были свои, просили надеть что-нибудь черное и необычное: одежда в стиле кэжуал бы не подошла, а вот неформальные балахоны и юбки — то что нужно. Такие вещи были у нас дома, поэтому сложностей не возникло. Мы с подругой оделись похожим образом: юбки в пол и блузы в викторианском стиле.

На площадке работали визажисты и костюмеры, которые отвечали за внешний вид актеров массовых сцен. Некоторым выдавали особые костюмы, например рыцарские доспехи.

На этом проекте тоже кормили: организовали горячее питание в обеденный перерыв, а остальное время работал буфет с напитками и печеньем. В течение дня оставалось свободное время, чтобы отдохнуть или погулять по территории Воронцовского парка в окрестностях дворца.

Снимали два дня по 12 часов. За каждый съемочный день заплатили 80 гривен — около 300 Р по курсу 2009 года, но на тот момент эта сумма тоже была значимой.

Автобус, на котором массовку возили до места съемок и обратно. На лобовом стекле надпись: «Кинофильм „Гамлет“, актеры»

Сериалы

На съемки первого сериала меня с подругой пригласили уже знакомые кастинг-менеджеры в Крыму, у которых были наши контакты.

Сериал «Анна Герман. Тайна белого ангела». По сюжету снимали Италию конца 60-х. Массовке нужно было сыграть гостей музыкального фестиваля, проходившего в Сан-Ремо в 1967 году.

Съемки проходили летом 2011 года в Ялте, в концертном зале «Юбилейный». На сайте «Юбилейного» сказано, что зал рассчитан на 2600 мест. Но по факту людей было меньше — пространство было заполнено не все. Нас периодически просили пересаживаться так, чтобы в кадре люди сидели максимально плотно, а за кадром оставались только пустые сиденья.

Костюмеры и гримеры осматривали каждого человека и переодевали, если была такая необходимость, а потом делали прическу и макияж. Я была в платье-футляре и в туфлях на широком каблуке. Художники по костюмам одобрили. В течение дня массовке предлагали горячие обеды. Еще работал буфет с холодной водой, горячими напитками и печеньем.

Снимали один день — с утра до вечера. За участие заплатили 100 гривен (350—400 Р по курсу 2011 года), но на тот момент такая сумма была ощутимой.

Пилот сериала. В 2016 году я уже жила в Москве и искала подработку на форуме massovki.net.

Я нашла тему «Массовка в кино, сериалы, рекламу, клипы», а там — объявление о поиске актеров для пилотного выпуска сериала. Пилотный эпизод — это тестовая серия, своеобразный трейлер всего сезона. Его снимают, чтобы презентовать новый сценарий заказчику, например ТВ-продюсерам, киностудии или телеканалу. Если пилот утверждают, то приступают к съемкам всего сериала.

Рабочее название этого проекта я уже не помню, зато помню, что было на съемках и сколько удалось заработать. В массовку пригласили около 30 человек — нам нужно было изображать прохожих и посетителей в кафе. По сюжету действие происходило в наши дни, поэтому все приходили в своей одежде. Снимали в торговом центре.

За участие заплатили 1000 Р. Из них 800 Р — это вознаграждение за полную дневную смену. Смена длилась около 12 часов, но большую часть времени мы просто отдыхали и ждали, пока пригласят на съемочную площадку.

Всех заранее предупредили, что съемки могут затянуться. За каждый час переработки пообещали выплатить по 100 Р. В итоге мы задержались на 2 часа и за это получили дополнительные 200 Р.

В объявлении ничего не было сказано по поводу питания. Я почему-то подумала, что оно по умолчанию будет, и не уточнила этот момент отдельно. Видимо, бюджета хватило на обеды только для съемочной группы — массовку не кормили. Поэтому я пообедала на фудкорте за свои деньги.

Поняла, что нужно заранее уточнять все интересующие моменты, чтобы четко представлять, как готовиться к участию и что брать с собой.

Телепередачи

На том же форуме в ветке про поиск зрителей я нашла объявление о наборе людей на последний день съемок «Голубого огонька». Мы с подругой заинтересовались и решили поучаствовать. Кастинг был очный — на проходной киностудии «Мосфильм». Это было зимой 2014 года.

Массовку разделили на 2 группы. Отдельно отбирали тех, кто будет сидеть недалеко от знаменитостей. Им обещали заплатить за участие 1000 Р. Всем остальным зрителям полагался гонорар в 800 Р.

По условиям нужно было приходить в своих платьях в пол. Таких платьев у нас с подругой не было, но мы решили не брать их напрокат, чтобы не тратиться. Поэтому захватили с собой обычные нарядные платья чуть ниже колена, которые у нас были.

На кастинге кто-то был в вечерних платьях под верхней одеждой, а кто-то принес вещи с собой, как мы. Мы попали в конец очереди, и когда дело дошло до нас, нам сказали, что оплачиваемые места уже почти закончились. И что могут взять только одну меня с оплатой 800 Р. Я решила не бросать подругу и отказалась от участия. Но при желании мы могли бы остаться и посмотреть, как будут проходить съемки, то есть стать зрителями, но бесплатно.

Сделала вывод, что надо приходить на кастинг пораньше, чтобы не потерять время зря.

Реклама

Зимой 2018 года я участвовала в съемках рекламы акции МТС на покупку мобильного телефона. Я была статистом — дублером актрисы Юлии Александровой. О том, что нужен дублер, я узнала в Вотсапе — кастинг-менеджер отправила сообщение в чат для массовщиков: за съемки обещали 3000 Р.

Я была уверена, что не подойду. Отправила заявку наудачу и забыла об этом. Недели через две со мной связалась кастинг-менеджер и попросила прислать фотографии еще раз, так как файлы почему-то прикрепились низкого качества, при увеличении все было размытым. После этого меня пригласили на съемки — других испытаний или репетиций не было: утвердили только по фото.

Снимать планировали ночью на улице. В то время было довольно холодно — около −17 °C. Знакомые начали отговаривать меня от участия. Я позвонила кастинг-менеджеру, чтобы узнать, можно ли назначить кого-то другого. Кастинг-менеджер успокоила: сказала, что будет где погреться и что будут кормить. И еще пообещала доплатить 1000 Р от кастинг-агентства. Я согласилась.

Перед съемками мне дали такую же одежду, как у актрисы, и сделали похожую прическу и макияж. Из вещей было красное пальто, черные брюки, светлый свитер в тонкую полоску и белая шапка. А сумка, шарф и телефон, который мы рекламировали, были одни на двоих. Под одеждой было термобелье — его мне выдали новым, как и всю одежду. Еще нас спасали от холода греющие стельки для обуви и химические грелки для рук.

В кадре мне нужно было сделать несколько пробных дублей вместо актрисы, чтобы съемочная команда настроила аппаратуру и нашла нужный ракурс. Еще мне нужно было пробежать по улице — в это время меня снимали со спины. Эта пробежка должна была попасть в ролик, но финальную версию сильно сократили, и в нее попали только крупные планы актеров.

В итоге большую часть времени я просидела в теплом гримвагене, а вот актеры и съемочная группа работали на морозе всю ночь. Еще мне можно было питаться в общем буфете, где было много еды и горячие напитки. Даже не знаю, окупилось ли для организаторов мое участие в этом проекте.

За съемки мне заплатили 4000 Р переводом на карту. Из них 3000 Р — изначально обещанная сумма, 1000 Р — доплата от кастинг-агентства. Это было мое самое высокое вознаграждение.

Давнее сообщение в Вотсапе, где аналогично ищут статиста — дублера профессиональной актрисы. Фотография уже не грузится
У меня осталась фотография части сценария рекламного ролика. Итоговые версии роликов сильно укоротили, многое из отснятого в них не попало

Запомнить

  1. Объявления о поиске участников в массовку можно найти в интернете и отправить свои данные на отбор.
  2. Меньше всего платят зрителям на телепередачах.
  3. Самая высокая плата — за роли с текстом в рекламных роликах. Но сюда непросто даже подать заявку — кандидату понадобится видеовизитка и самопробы с текстом роли.
  4. Средняя стандартная оплата, на которую можно ориентироваться в массовке, — 1500 Р.
  5. Интереснее участвовать в проектах не про наше время, где массовке нужно переодеваться в костюмы, а в качестве декораций могут построить целый город.

Продюсерский / Административный

Продюсеры / Ассистенты

  • Генеральный продюсер

  • Исполнительный продюсер

  • Линейный продюсер

  • Креативный продюсер

  • Финансовый продюсер

  • Продюсер монтажно-тонировочного периода

  • VFX-продюсер

  • Саунд-продюсер

  • Продюсер 3D-stereo

  • Продюсер Digital media

  • Ассистент продюсера

Административный

  • Директор производства

  • Заместитель директора производства

  • Локейшн-скаут / Локейшн-менеджер

  • Продакшн-координатор

  • Продакшн-менеджер

  • Администратор площадки

  • Администратор по питанию

  • Хелпер / Рабочий

  • Водитель спецтранспорта

Режиссерский / Монтаж / Сценарный

Режиссерский

  • Режиссер-постановщик

  • Режиссер-постановщик / Motion capture

  • Режиссер-постановщик / Secondunite

  • Второй режиссер / 1st AD

  • Второй режиссер / Планирование

  • Второй режиссер / Площадка

  • 2-й ассистент режиссера / 2nd AD

  • Скрипт-супервайзер

  • Помощник режиссера / Хлопушка

Монтаж / Цветокоррекция

  • Режиссер монтажа

  • Ассистент режиссера монтажа

  • Монтажер / на съемочной площадке

  • Колорист

Сценарный

  • Шоураннер

  • Сценарист

  • Редактор

  • Консультант в специальных областях

Актеры / Таланты / Кастинг

Кастинг

  • Актерский агент

  • Кастинг-директор

  • Ассистент кастинг-директора

  • Кастинг-директор по актерам массовых сцен

  • Ассистент режиссера по актерам

  • Ассистент режиссера по актерам массовых сцен

Операторский

Операторская группа

  • Оператор-постановщик

  • Второй оператор

  • Фокус-пуллер

  • 1st AC (Фокус-пуллер + Механик камеры)

  • 2nd AC (Механик камеры)

  • Ассистент механика камеры

  • Камермен

  • DIT – специалист

  • Запись на площадке / Логгер

  • Плейбекер

  • Оператор крана / Jib-оператор

  • Ассистент оператора крана

  • Стедикам-оператор

  • Ронин-оператор

  • Russian arm-оператор

  • Оператор Motion Control камеры

  • Профессиональный фотограф

  • Бэкстейдж-оператор

  • Бэкстэйдж-фотограф

Свет / Grip

  • Гафер / Gaffer

  • Помощник гаффера / Best Boy Electrical

  • Осветитель

  • Электрик / Electrical

  • Кей грип / Key grip

  • Ассистент Кей грип / Best Boy Grip

  • Грип / Grip

  • Долли грип / Dolly grip

  • Диммер борд / Dimmer board

  • Риггинг гаффер / Rig gaffer

  • Риггинг грип / Rig grip

Ландшафтная видео- и фотосъемка

  • Оператор дрона / UAV-пилот

  • Оператор подводной съемки

Художественный

Художники

  • Художник-постановщик

  • Концепт-Художник

  • Ассистент художника-постановщика

  • Художник-декоратор

  • Художник-бутафор

  • Архитектор декораций

  • Декоратор

  • Художник-раскадровщик

Реквизит

  • Художник по реквизиту

  • Ассистент художника по реквизиту

  • Ассистент художника по реквизиту / Антиквариат

  • Ассистент художника по реквизиту / Милитари

  • Реквизитор

  • Изготовитель реквизита / Бутафор

Костюм

  • Художник по костюмам

  • Ассистент художника по костюмам

  • Костюмер

  • Художник по фактурам

Грим

  • Художник по гриму

  • Ассистент художника по гриму

  • Художник по специальному гриму

  • Художник по пластическому гриму

  • Ассистент художника по пластическому гриму

  • Гример

  • Постижер

  • Стилист по прическам

  • Стилист / Makeup

Фуд-стайлинг

Фуд-стилисты

  • Фуд-стилист

  • Ассистент фуд-стилиста

Звук / Музыка

Музыка

  • Композитор

  • Музыкальный редактор

Звук

  • Звукорежиссер

  • Звукооператор

  • Бум-оператор

  • Саунд-дизайнер

  • Сведение звука / Мастеринг

  • Специалист по записи шумовых эффектов

  • Звукорежиссер дубляжа

Трюки / Пиротехника / Оружие

Трюки

  • Постановщик трюков

  • Ассистент постановщика трюков

  • Каскадер

  • Каскадер / Автотрюки

  • Постановщик боев / Инструктор

  • Мастер-риггер

  • Риггер

Пиротехника

  • Постановщик спецэффектов / SFX-супервайзер

  • Художник-пиротехник

  • Бригадир-пиротехник

  • Пиротехник

Оружие

  • Консультант по работе с огнестрельным/холодным оружием

  • Специалист по обслуживанию 
огнестрельного/холодного оружия

  • Специалист по работе с огнестрельным/холодным оружием / Оружейник

Другое / Сервисные услуги

Другое

  • Студент

  • Без опыта

Сервисные услуги

  • Юрист-консультант

  • Бухгалтер

  • Врач / Медик

Создание визуальных эффектов

VFX специалисты

  • Супервайзер VFX

  • Ассистент супервайзера (VFX)

  • Супервайзер CG

  • Художник раскадровщик 2D / Бордматик

  • Арт-директор VFX

  • Компоузер VFX

  • Моушен дизайнер / Дизайн титров / Инфографика

  • 3D Артист моделинг / Текстуринг

  • 3D Артист лайтинг / Шейдинг

  • VFX Артист ротоскопинг/ Кеинг

  • VFX Артист клинап / Трекинг

  • VFX Артист симуляция CG пиротехника

  • VFX Артист симуляция жидкостей

  • VFX Артист симуляция мягких тел

  • VFX Артист симуляция волос / Шерсти

  • VFX Монтажер

Анимация

  • Супервайзер 2D анимации

  • Супервайзер 3D анимации

  • Риггер

  • Аниматор / Аниме

  • Аниматор / Мультипликация

  • Аниматор / Гиперреализм

  • Аниматор / Игровая

  • Аниматор / Моушен Кепчер

  • Аниматор / Стоп-моушн

Добавить комментарий