Как найти середину голоса

Как осанка влияет на голос

Постановка речи и голоса: педагог Хабенского и Нагиева отвечает на вопросы

Профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства Евгения Ивановна Кириллова ответила на вопросы о голосе и речи.

постановка голоса

Оглавление:

Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

В чем заключается ваша система постановки голоса?

У каждого человека свой тембр голоса, манера общаться, голосовой фокус. Когда собранный фокус чуть-чуть впереди, он становится для человека и слышимым изнутри, и управляемым, и легким, и комфортным. Тогда человек слышит голос внутри себя и может вести его куда угодно для того, чтобы выразить мысли, чувства, нюансировку, все что угодно.

Он может транслировать мысли в любом чувстве, которое испытывает. И при этом не потерять эту легкость и комфортность управления звуком.

Какие существуют для этого шаги?

Тут очень важно для начала найти середину звука и ее укреплять.
И, как ни странно, вот эти начальные упражнения они самые нудные и самые опорные. Это как столбы вбивать, и это еще не дом. Такая работа, когда не видно, что строится, ну вбивают куда-то столбы, часто в неприглядную землю. Потом на них какое-то сооружение будет, а поначалу это довольно скучная работа.

Нахождение этого среднего звука работа, которая может быстро лишить интереса человека. Любой человек хочет быстрого результата, он хочет позаниматься час или два и после этого иметь этот речевой капитал, звуковой капитал на всю оставшуюся жизнь. Но так не бывает. Любой капитал нужно умело приумножать. На это необходимо время.

В музыке гаммы – это фундамент.

Точно так же здесь вот эти звуковые гаммы, которые позволяют тебе потом уверенно пользоваться звуком: поначалу к ним нужно привыкнуть, потом их нужно полюбить, потом ими нужно наслаждаться, а потом ими можно пробовать управлять. И это основа.

Я со студентами много занимаюсь голосом. Мне важно, чтобы человек изнутри услышал звук, понимал, какая часть его «Я» озвучена. Голос, он же перемещается, иногда он концентрируется в голове, иногда очень близко к губам, в спине, иногда он в груди, иногда он в руках и ногах. Как он собирается воедино и создаёт свободу объема для выражения именно того, о чем говоришь, — и для этого нужны такие гаммы.

Педагог по сцен речи

Евгения Ивановна объясняет студентам, что желание вызвать жалость у зрителя — плохое намерение.

Следующий шаг после того, как нашли середину: что вы делаете?

Когда человек немножечко расширит хотя бы на небольшую ступенечку возможность звука, тогда от этого управления он получает колоссальное наслаждение.

Важно начать расширять объем, причем по всем направлениям – это и вверх, и вниз, это в объем дальше, ближе. Это самое важное, потому что «тише» или «громче» совсем другой параметр, отличающийся от «дальше» и «ближе». Можно сказать очень тихо, но далеко-далеко отправить. А можно сказать громко и совсем недалеко. И управлять полетностью звука. Если человек ей управляет, он управляет многим. Но важно, чтобы он понимал, что в нем работает.

Всё может влиять на качество звука: погодные условия, настроение и события жизни. Всё может влиять на то, чтобы голос был не так ровен, не так охотно отдавал бы свои богатства. Смысл надо реализовывать этим звуком. И вот тут надо понять, что ты должен проконтролировать в себе. Грубо говоря, почему там такой палец не так работает при нажимании на клавишу, почему в нем меньше энергии, чем в другом. Значит, этот палец на какое-то время должен стать объектом большего внимания. И эта нюансировка внимания по распределению звука внутри себя – то, чем надо заниматься дальше.

Когда человек немножечко расширит хотя бы на небольшую ступенечку возможность звука, тогда от этого управления он получает колоссальное наслаждение. Информацию из внешнего мира через звук. Соединяет свое пространство с пространством вокруг него. Он получает какой-то кусок радости от этого. Тогда он охотно будет повторять тренинг, будет хотеть получать этот кусочек радости.

Какой следующий шаг в постановке голоса?

Ищу устойчивость в этой середине. Надо её расширять. Мне очень важно, чтобы человек понял, что такое вибрирующая спина. Тогда не надо долго объяснять, какие мышцы создают опору. Он слушает полную вибрации спину, и у него будут правильно работать мышцы, которые держат этот звуковой столб.

Конечно, можно пойти путем, когда сначала вырабатываются эти мышечные условия, для создания звукового столба.

Но я предпочитаю, чтобы человек через звук создавал. Сначала он слышит и устанавливает контакт своим звуком с телом. А потом любой объём ему говорит, какую координацию мышц произвести. И он бы делал это, не задумываясь даже. Там бы не было перебора мышечной работы.

Упражнения для голоса

Студенты 4 курса готовятся к голосовой разминке. С этого начинается каждое занятие.

Это поиск некого баланса?

Баланс звука и дыхания. Если только дыханием заниматься – это создает перебор и закрепощение дыхания.

Когда мы достаточно позанимаемся, у нас есть результаты, когда он сам в своем звуке уже какие-то открытия сделал и сформулировал сам, тогда ученик говорит: «Ой как интересно, когда вибрирует верхушка спины – это один звук, а когда вибрируют нижние ребра – это совсем другой звук».

Он сформулировал это. Тогда, когда есть разговор: «А что еще может помочь?», – вот тут можно осторожно сказать: «Еще попробуй удержать дыхание, чтобы немножечко продлить это ощущение вибрации в нижних рёбрах, воссоединить их потихоньку с такой же вибрацией по всей длине позвоночника и рёбер». Это кости, они вибрируют, и мы слышим их, изнутри слышим.

Все находят эти вибрации? Всем удаётся это почувствовать?

Если заниматься – всем. В разной степени. Это не значит, что навсегда закрепостил это умение в себе, законсервировал. Он сегодня нашел, а завтра оно ушло. А вот как сделать так, чтобы оно довольно устойчиво было в человеке? Вот это сложно.

Можно всё это прочувствовать, укрепить звук, но все равно периодически терять эти ощущение?

Конечно, для того и нужны гаммы, которые музыканты играют. Кто-то говорит: «Я ненавижу гаммы», – но он разыгрывается на каких-то произведениях. Первые двадцать минут эти произведения выполняют роль гаммы. Все равно он прислушивается к звуку. Для него очень важно поймать этот звук. Поймать звук, который выразит то, что он сегодня хочет выразить.

У кого-то это гамма, кто-то уже разыгрывается на произведении. Тут личный выбор.

Как улучшить дикцию?

Улучшить дикцию можно через звук. Нужно чтобы ученик услышал и в варианте, более приближенном к идеалу, и в варианте плохом.

Это надо записывать и дать послушать. Проанализировать: что меняется, что в этой акустике меняет информацию. Тогда человек будет заниматься любыми звукосочетаниями, которые должны создать упругость его мышц для дикционной работы. Так, чтобы он мог и темпом владеть, и ритм создавать, напряженность смысла, чтобы он мог слышать вариативность звука. Вот тогда он начинает понимать, для чего эти все звукосочетания.

Скороговорки помогают?

Если они опять же сначала своей трудностью интересуют. Ученику интересно эту трудность освоить. Но он может освоить трудность, начнет выговаривать эти звуки, но при этом свистящие как были тупыми, так и остаются тупыми. Он справляется со скоростью, но не справляется со свистящими или шипящими.

И вот тут важно внимание направить на то, что часть акустической информации – искажена. Нужно, чтобы ученик добивался усовершенствования, а не искажения этой информации, соответствия тому, чего он хочет добиться.

Как тренировать звук -с, если он плохо звучит?

Надо записать и показать, чтобы человек послушал, как звучит этот «плохой звук». Потом сделать некоторые упражнения, чтобы он этот толчок звука, меру выдоха проверил несколько раз. Сравнил первый вариант со вторым. Сравнил с собой, понял, что в нём работает не так координированно и почему не получается хороший звук. Что в случае хорошего звука в нем работает более интенсивно. Внутри себя нужно понять звук.

Скороговорки нужно сочетать с трудновыговариваемыми звукосочетаниями, где много «с». Струсту-стросто-страста-стрэстэ-стрысты. Где было бы несколько «с». Из них вырастить скороговорки. Потом сказать: «Вот в этом слове ушло, в этом сочетании ушло». Чтобы он понимал, что утрачивает в этом месте определенную работу мышц внутри себя.

Статья

Можно добиться идеальной дикции?

Можно практически всем. Только если нет органических повреждений.

Например, у человека верхняя губа очень короткая. Он не может соединить губы настолько, насколько хотелось бы соединить. При чрезмерной работе губ получается немного другой звук. У него вариант этого звука резко отличается от различимого варианта.

Каждый из нас чуточку произносит по-своему звуки -м, -п, -б, -в, -ф. Но мы же их различаем в нашем восприятии. Понимаем, что это вариант данных звуков. Но если звук -с пропадает, я недополучаю информацию именно этого звука. Либо я получаю информацию, но это вариант звука либо просто отсутствие звука.

Например, -с в начале слова сейчас пропадает начисто. И по радио я это слышу, и в бытовой речи. А это недодышанность. Неумение сфокусировать поток этого тепла -с на ту длительность и на ту мощность, которую должен создать такой звук, любой из вариантов этого звука, а не его отсутствия.

Недодышенность: я не оснащаю достаточно мощным потоком этот звук.

Развитие речи

Подготовка к экзамену по сценической речи. Студенты читают стихи и прозу. Евгения Ивановна подсказывает, что было неточно по логике, дыханию, голосу

Дыхательные упражнения помогают в работе над дикцией?

Человек может делать прекрасные дыхательные упражнения и при этом не создавать нужного потока, когда говорит. Я много раз с этим сталкивалась.

Это зависит от того, что он сам внутри себя слышит. Для него есть отдельное упражнение, отдельно звук в создании смысла. Не соединился тренинг со смыслом.

Ленивый звук, например, мне очень многое говорит о человеке. Я могу неточно охарактеризовать это восприятие, но оно будет для меня точным. Точно так же, как небрежно одетый человек. Один небрежно одетый человек мне нравится, а другой небрежно одетый человек меня отталкивает. Разная степень небрежности, потому что разная степень свободы небрежности.

Точно так же и со звуком и голосом. Когда говорят: «А мне все равно, как я говорю», – для меня это какой-то знак. Либо человек не знает свои возможности. Либо он не открыл для себя своё собственное «Я», которое есть в нем, в голосе. Это такое его богатство. А он знать о нем не знает.

Что делать, если голос тихий, человек тихо говорит?

Развивать громкость. Если никогда этим не занимался, кажется, что это невозможно. Важно, чтобы человек понял, что у каждого есть градус громкости. Он просто привык им не пользоваться, а это тоже мышечная работа дыхания и распределение дыхания.

Существует психологическая причиназапрет на громкий голос, т. е. боязнь проявить себя?

Да: «Я никогда громко не говорил, не знаю, как собой управлять». В тихом звуке он знает, как собой управлять, и говорит. Как его слушают, ему не важно, потому что внутри чувствует себя комфортно, полно. Вот он так и говорит. Но ни на кого не направляет звук, направляет только на себя.

Нужно заниматься таким образом, чтобы человек через голос знакомился с возможностями своей личности. Инструментом тогда должен быть звук.

Евгения Ивановна Кириллова

Евгения Ивановна советует ученику: «У всего должна быть предыстория. Надо ее придумать. Найти болевую точку»

Как кроме громкости понять, что ты на правильном пути?

Это всегда можно узнать по реакциям собеседника.

Во-первых, если ты после второй фразы чувствуешь, как человек соединился с тобой и разъединился, он смотрит на тебя, контакта нет. Как в электричестве – нет контакта. Уходит напряженность контакта друг с другом. Я говорю, вижу интерес. Я сейчас вижу ваши глаза, вижу в них интерес. И начинаю говорить, а слежу не за звуком, а за вашими глазами. Слежу за тем, как вы меня слушаете. Я понимаю, что есть контакт.

Если содержание будет настолько неожиданным, настолько незнакомым, оно и само по себе будет срабатывать. Но если послушать человека, который тихо говорит, но знает тему своего «говорения», то в этой тихости мы столько услышим нюансов, еще больше будем погружаться в это. Мы обнаружим там бездну информации.

Я ни разу не слышала, чтобы человек говорил абсолютно никак и не заинтересованно в теме своего разговора и его бы слушали. Для этого, как бы человек ни говорил, если он заинтересован в теме разговора, весь погружен в эту тему, собеседники погружаются и пытаются даже из этой неудобной манеры выудить все, что им необходимо.

Статья

Как говорить низким и глубоким голосом?

Это вибрации, которые находишь сначала в середине звука. Если находишь эти вибрации и, догадавшись о том, что они у тебя есть, а потом, однажды в себе услышав, начинаешь развивать их в себе, то обнаруживаешь такой объем себя, который тебя делает.

Он от много уберегает и охраняет твою безопасность. Это как забронированный первый этаж. Еще надо понять, как открывается этот первый этаж. Если я закрыл на этот первый этаж все двери, то надо довольно хитро меня каким-то образом пробить.

Как добиться такого звука?

Спина, весь позвоночник, человек должен слышать озвученный позвоночник: от копчика и ниже. Зазвучал один позвонок, рядом с ним другой начинает звучать, потом еще один. Так пройдешь этим звуком по всему позвоночнику и обнаружишь, что не знал, что есть такие помещения внутри тела. А это дополнительная жилплощадь просто. Она же всегда придаёт мотивацию к существованию и уверенность.

Когда мужчина слышит у другого эти звуки, интуитивно понимает, что у того есть какое-то богатство, которого у него нет, а он бы хотел такое приобрести. Если хватит терпения это услышать хотя бы в упражнении, а потом часть этого внимания устремлять на то, чтобы не терять в разговоре этого качества вибрации, тогда и объяснять не надо: зачем.

Такой человек акустически для нас более убедителен. Он заполняет пространство. Даже если у него никаких достоинств нет. Он обмануть может кого угодно, что они у него есть.

техника речи

Евгения Ивановна объясняет студентам законы восприятия: «Дайте слушателю войти в материал. Не начинайте равнодушный рассказ истории»

Сколько нужно заниматься, чтобы поставить голос?

У каждого по-разному. Одному нужно месяц только для того, чтобы хоть как-то услышать вот этот звук. Некоторым хватает 3–4 занятия. Это все зависит от психофизики того человека, с кем занимаешься. Если человек трудно преодолевает это, ему трудно предположить, что он еще что-то умеет. Эта часть ему неведома. Он опасливо с ней знакомится.

А есть люди, которые радостно с ней знакомятся: «Да? Я это могу?». И чем радостнее человек знакомится с собой, со своими возможностями, тем быстрее он овладевает голосом.

Есть люди, которые на первом курсе охотно начинают этим заниматься, начинают себя слушать. А есть те, которые только на третьем курсе начинают. «Евгения Ивановна, я наконец понял, про что Вы говорите!». У него какие-то сведения были, он пробовал. Но, видимо, пробовал отдельно звук и отдельно смысл. И только где-то там что-то соприкоснулось одно с другим, и он сделал для себя очень важное открытие.

Разминка для голоса

Экзамен по сценической речи. Первый этап — групповая звуковая разминка. Студенты показывают как они умеют посылать звук, управлять громкостью, ритмом, дыханием.

Что мешает в постановке голоса?

Человек не находит того манка, который его бы толкнул на то, чтобы он заинтересовался и создал контролер внутри себя. Манков миллионы, но только сам человек может обнаружить их. А может и не обнаружить. Но они есть.

Кто-то вдруг так заговорил или что-то случилось. И человек почувствовал: «Я хочу быть таким». Он не для чего-то это делает: ему просто понравилось. Почему? Не знаю, почему. Но человек все время себя куда-то ведет. Процесс самовоспитания очень важен.

Получается, никто тебе не может сказать, ни один педагог, какой у тебя манок?

Нужно полюбить повтор. В повторе обнаруживаешь это умение в себе. И чем больше повторяешь, тем больше совершенствуешь умение.

Конечно. Это процесс обоюдный. Точно так же, как и музыке нельзя научить. Ученик обязательно должен, в какой-то мере научиться. Все эти глаголы «учиться» с частицей «ться» – возвратные. Я себя должен научить. Я должен.

А чем человек может научиться? Тем, что в себе воспитывает контролера, который в любой момент ему говорит: «Нет, не так. Нет, не так». В любой момент ведет в этом умении. Это знают спортсмены, они должны научиться бегать. А что они для этого делают? Тренируются.

Нужно полюбить повтор. В повторе обнаруживаешь это умение в себе. И чем больше повторяешь, тем больше совершенствуешь умение.

Что делать тем, кто хочет быстрых результатов?

Такого не бывает. Любой каменщик знает, что надо много печей, домов, стен сложить, чтобы навык ровного строения был в руке. Не бывает достижений без момента самообучения.

Индивидуальность начинается в человеке, когда он чему-то начинает сам себя обучать. Когда он что-то вычленил, появляется желание приобрести такое же, и этому он сам себя начинает обучать. Открывает сам себя.

Создавая самого себя, мы не пробуем себя в одном направлении, мы пробуем и в этом, и в этом, и в этом – и только тогда понимаем, какое направление нас больше всего интересует. И там мы становимся более интересными и более продвинутыми. Там мы создаем себя.

актерское мастерство

Экзамен по сценической речи. Студенты читают «Фауст», «Илиада», «Отелло», стихотворения Николая Рубцова, Саши Чёрного, Маяковского

Что делать, когда во время выступления голос дрожит?

Надо перенести внимание. Включить тот кусок внимания, который следит за звуком.

Потерял механизм управления? Надо сосредоточиться на каком-то звуке, найти эту вибрацию внутри себя. И как только я овладею звуком, я перестану теряться. Я стану самим собой.

Вернись к звуку. Я, как человек, занимающийся голосом, знаю, что это очень помогает. И мне это помогает отлично. Много раз мне это студенты говорили: «Я вспомнил, стал распределяться и даже забыл, что волнуюсь».

Воссоединился со своим «Я». Он этим кусочком «Я» его присоединил. А начал с того, что отсоединил, и контроль ушел. Существо стало неполным – неполное существо стало мстить.

Можно самостоятельно поставить голос или нужен преподаватель?

Если есть природная постановка, то, может быть, и не нужен преподаватель. Когда Вишневской дали учителя по вокалу, она разучилась петь, у нее пропал голос. Она пела как птица. Это значит, она кого-то когда-то услышала, сама стала петь, сформировала свой голос. Многие вещи внутри себя сформулировала. Не словесно – в ощущениях. А ей стали ломать эти ощущения. Так подбери тут, это сделай, это сделай, она и не думала, просто этим управляла.

Есть люди, которых не надо учить этому, надо это использовать. Тогда надо уточнять смысл, расширять объем информации, привлекать все больше и больше ассоциаций. Тогда возникнет другой объем голоса.

Как связан голос и характер?

Мы очень многое понимаем по голосу. Человек, который не создаёт напряженную линию общения, – мы не будем ему говорить важные вещи о себе. Придем к нему решать какие-то деловые вопросы. Решим. И скажем: «До свидания». А те вопросы, которые нас как-то касаются, непростых для нас дел касаются, мы к нему решать не пойдем.

Голос очень много дает информации о человеке и создает абсолютно разные нюансы поведения. Это тоже способ ориентации в социуме.

актерский тренинг

Студенты готовятся к экзамену по сценической речи.

Как научиться понимать характер человека через голос?

Если сам начинаешь заниматься через голос, ты уже кое-что начинаешь формулировать и начинаешь понимать в этом голосе кое-что. Когда человек начинает заниматься собственным голосом, он многое меняет в себе к лучшему. Или, во всяком случае, он овладевает методикой управления массами. Понимает, что такое голос.

Как сделать голос сексуальным?

Это нужно владеть голосом. Сексуально звучать – это нужно на верхах не терять низы, а на низах не терять верхов. И это тоже управление.

Иначе он глухой будет или визгливый?

Только тогда голос сексуален, когда мужчина убежден, что в этот момент женщина разговаривает только с ним.

Конечно, чтобы в нем обертоны были. Чем больше обертонов, тем больше манит. Каждый мужчина откликается на неведомое ему. Потому что он сам не знает, на что он откликается. Иногда он на такой противный голос откликается – вдруг в нем все встрепенется. Это женский голос, он не бывает просто сексуальным.

Момент погружения в партнера – самое главное. Только тогда голос сексуален, когда мужчина убежден, что в этот момент женщина разговаривает только с ним. О том, что важно между ним и ею. Только то, что она произносит для одного человека и никому другому она в данный момент это рассказывать не будет. Она создает круг интимности. Тогда этот голос – он направленный, обволакивающий.

Она же не мир хочет завоевать, не для 50 человек хочет выглядеть сексуальной. Она должна одного завлечь.

Нужно не на технике сосредотачиваться, а на партнере?

Я говорю и должна внушить партнеру, что он единственный объект моего внимания. Он единственен, уникален, неповторим. Тогда человек раскроется.

Что такое вообще сексуальность? Когда человек не боится раскрыться. Как у женщины есть масса ограничений в этом смысле, так и у мужчины. Все время боязнь несоответствия чему-то. Так надо убрать какие-то границы, и женщина должна убрать эти границы. Тогда у нее голос будет сексуальнее. А если она в это время думает о том, какой у нее голос…

Совет тем, кто решил заниматься голосом самостоятельно?

Могу только один совет дать: внимательно прислушиваться к внутреннему звучанию голоса. Когда начинаете говорить, делайте открытия для себя в своем собственном голосе.
Сделайте голос той частью своего «Я», которую мало знаете, которую хотели бы знать.

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

13 простых упражнений для развития голоса

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Обновлено: 17 октября 2022

Привет-привет, дорогие читатели!👋 На связи Людмила Редькина. В этой статье поговорим о моем хобби, о том, что приносит многим хороший доход, дается некоторым с рождения и без чего мы не можем полноценно общаться. О том, что вспоминается после памятной встречи с любимым человеком и чем славится грузинский народ. О чем это я? Как объединяются все эти характеристики? Поговорим мы сегодня о голосе! А именно как поставить голос, чтобы он мог работать на нас. Рассмотрим, как самостоятельно можно добиться бархатного, красивого и льющегося как река голоса.

ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА

Оглавление

  • Что значит поставить голос
  • Причины проблем с голосом
  • Как поставить голос в домашних условиях: советы
  • Особенности постановки голоса
    • Для пения
    • Для публичных выступлений
    • Для озвучки
    • Для мужчин
    • Для женщин
  • Упражнения для самостоятельной постановки голоса
    • Дыхание
    • Опора голоса
    • Дикция
  • Книги
  • YouTube-каналы
  • Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга
  • Сколько нужно заниматься?
  • Заключение

Что значит поставить голос

Вокалисты и театральщики знают, что голос – очень тонкий, изящный и капризный инструмент. Его легко “ранить”, если неправильно пользоваться. Вот, например, вы знали, что во время менструации девушкам нельзя напрягать голосовые связки, иначе придется срочно искать фониатора для их терапии?! Этот орган даже свой местный иммунитет имеет – у одних сразу садится, а другим везет больше.

Но этот “инструмент” нужно уметь еще и настраивать. Как на скрипке струны, так и с голосом – чтобы он звучал, его нужно суметь поставить.

В музыкальной практике поставить голос – это значит постигнуть науку о том, как поддерживать звук с помощью дыхания и направлять его в резонаторы.

Вам что-нибудь понятно? Объясню: воздушные полости в разных музыкальных инструментах делают звук ярче и громче. Например, гитара не плоская, а объемная – это помогает ей красиво звучать. У человека тоже есть органы с такими воздушными пространствами – это грудная клетка, голова, нос. Это все называется одним словом – резонаторы.

Вокал сам по себе не появляется, вокальные способности нужно тренировать. Чтобы петь, читать рэп, выступать на публике, озвучивать роли, нужно иметь крепкий и поставленный голос. Звук формируется с помощью определенного механизма: воздушный поток при выдохе проходит через носовую, потом ротовую полости – на выходе получается звук.

Причины проблем с голосом

У человека во время пения или разговора с голосом могут происходить разные неприятные вещи. Это сковывает говорящего, заставляет начать сомневаться в своих силах и умениях. Итак, с какими проблемами может сталкиваться человек во время пения или выступления:

  • нарушение громкости – это слабость или сильная громкость голоса;
  • нарушение высоты своего тона – либо высокий, либо низкий голос;
  • нарушения тембра голоса: охриплость, грубость, монотонность;
  • нарушение резонанса.

Некоторые проблемы возникают из-за органических поражений голосового аппарата, но это уже медицинские проблемы. Я сегодня не об этом. Еще причиной может быть застенчивость, когда человек стесняется выступать.

Особенно часто встречается проблема – зажимы мышц гортани, которые мешают правильно образовываться голосу. Многие вокалисты допускают огромную ошибку – при зажимах давят на ноту, стараются вытянуть, спеть громче, изменять интонации. Но так делать нельзя. Это создает дополнительную нагрузку на голосовые связки, и после таких давлений придется лечиться у врача.

Зажимы могут провоцировать психологические трудности при выступлении. Здесь важно работать с самооценкой и учиться красиво говорить и излагать свои мысли.

Еще на голос влияют внешние факторы, которые при большом желании вы тоже можете устранить: пыль, курение, частые болезни горла, новообразования, аллергия.

Ну это все понятно – скажете вы. Но что теперь с этим делать, как все-таки поставить голос? Отчаиваться при заболеваниях не нужно, сходите к врачу для адекватного лечения. А вот если причины проблем с голосом кроются в психологических трудностях или просто некому поставить голос, тогда welcome дальше читать статью!

Как поставить голос в домашних условиях: советы

В настоящее время с развитием технических возможностей самостоятельно поставить голос не так сложно. В интернете много материала на эту тему. Придется, конечно, покорпеть и изучить этот вопрос. Но с моими рекомендациями, я уверена, у вас все получится!😉

Обратите внимание, что самостоятельная постановка голоса и речи дома занимает больше времени, чем с репетитором. Но что нам стоит, правда? Если нужно, разберемся, если нужно, поставим, не зря же мы с вами тут развиваемся в достижении личной эффективности?!

Минус домашних тренировок в том, что вовремя некому вас поправить, поэтому будьте внимательны к следующим советам, чтобы исправиться и не навредить себе.

  • Почувствуйте себя во время пения. Звук должен исходить изнутри тела. Обратите внимание на струю воздуха, которая выходит из речевого аппарата. Звуки должны приводить к вибрации внутри тела. Если нет вибрации, звук тихий и неуверенный, самое время поработать с зажимами.

Органы, которые отвечают за голос у человека

Вокальный аппарат человека
  • Начнем с распевок. Пойте “а”, “о”, “у”, добавляйте к ним согласные. Но делать это лучше с клавиатурой. Это может быть специальная программа на смартфоне или фортепиано дома. Начнем с ноты “до” первой октавы и дальше пропевайте гласные звуки, поднимаясь голосом по лесенке – ступеням лада.
  • Такие распевки должны быть каждый день. Помните, что голосовые связки – это мышцы, которые нужно тренировать каждый день.
  • Нельзя переутомлять голосовой аппарат! Распевки должны длиться до 3 минут, потом упражнения, которые опишу ниже. Постепенно увеличивайте время занятий, как и при физических нагрузках.
  • В обычном общении старайтесь не переходить на крик и не напрягать голос, так как все ваши труды сойдут на нет.
  • Если в горле першит, не откашливайтесь, а лучше выпейте теплой воды. Потом сделайте распевку, и голос восстановится.
  • Не переохлаждайте горло и потом резко его не нагревайте. Для голосовых связок перепады температур нежелательны.

Особенности постановки голоса

После распевок и таких мер предосторожности самое время определиться, для чего именно вам нужно сделать голос поставленным. От этого будут зависеть остальные рекомендации.

Для пения

Пение – это музыка. Поэтому ориентироваться в постановке голоса нужно на мелодию, чтобы звук лился, а не скакал по ухабистой дороге! Представьте, что ваше тело – инструмент, а голосовые связки – преобразователь воздуха в звук.

Главной изюминкой поставленного голоса при пении является вибрация.

Можно быстро достичь поставленного певческого голоса только после достижения вибрации. Как это почувствовать? Сделайте глубокий вдох, после этого начинайте говорить. Попробуйте расслабиться, и звук пойдет плавно, легко, немного вибрируя.

Обязательно используйте распевку, а потом разминку: чтобы правильно петь, нужно правильно дышать. Конкретно о дыхательных упражнениях мы поговорим ниже, а разминка поможет расслабиться и красиво петь.

Разминка. Встаньте прямо, положите ладонь на диафрагму (это между солнечным сплетением и желудком). Выдохните до конца, чтобы воздуха не оставалось, потом очень медленно и глубоко вдохните. В этот момент старайтесь не поднимать плечи, а дышать животом, чтобы он двигался, а не плечи и грудная клетка. Эта разминка является еще и профилактикой коронавируса!

Человек делает дыхательную разминку

Дыхательная разминка

Для пения нужен дома музыкальный инструмент или специальная программа на смартфоне. Начиная от нотки “до” начинайте петь гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Потом вниз в обратном порядке. Старайтесь правильно дышать животом, чтобы диафрагма поднималась, а не плечи.

Для правильного пения важно дыхание, диапазон (сколько нот вы берете), свобода голоса. Ну а если вы захотите петь народным голосом, тут необходимо сформировать правильное направление струи воздуха во рту: немного прикрыть рот и направить воздух в верхнее небо, и звук должен слетать с кончика языка. При такой манере пения нужно сохранять интонацию каждого гласного звука.

И именно в народном пении больше всего поощряется открытость звуков, даже “а” и “о” поются приблизительно одинаково. На народных песнях очень хорошо распеваться и учиться петь, так как они очень сходны по артикуляционному аппарату с обычной разговорной речью.

Для публичных выступлений

Во время публичных выступлений человек тратит массу энергии, работают не только язык и губы, но и все тело. Поэтому при постановке голоса именно для публичных выступлений важно разогреть сначала все тело. Это же наш инструмент, не забыли?!

Итак, что необходимо выполнять при постановке голоса для сцены и кафедры:

  1. Разминка обязательно! Для этого трусим руками и ногами по очереди. Потягиваемся вверх, поднимаем плечи и опускаем их. Наклоняем голову вправо и влево. Постарайтесь зевать – вызовите зевок: широко раскройте рот, напрягите весь речевой аппарат, чтобы его прочувствовать.
  2. Встаньте в удобную позу. Но при этом следите, чтобы позвоночник был ровным, плечи отведите назад, голова должна держаться ровно: не опускайте и не запрокидывайте. Это важно для вашей уверенности и свободного полета голоса. Наклоните голову вперед и посмотрите, как изменится голос! Недаром известные ораторы стоят прямо и уверенно ведут себя на сцене.
  3. Следите за тем, чтобы речь была громкой, но не крикливой. Бархатный громкий голос помогают делать резонаторы. Чтобы проверить их работу, встаньте прямо, положите руку на грудную клетку, спойте звук “а” – если в груди есть вибрация, резонатор работает. При работе грудного резонатора голос становится низким и бархатным.
  4. Если для выступления вам нужен более писклявый и высокий голос, встаньте прямо, положите руку на горло. Протяните звук “а” – если шея вибрирует, значит этот резонатор работает. Голос становится слабее, выше.

Здесь тоже важно практиковаться каждый день. Читайте перед зеркалом произведение любимого писателя или свой доклад. Попробуйте говорить с разными резонаторами, меняйте громкость, интонацию, но не перенапрягайте связки.

Для озвучки

При озвучке ролей или подражании голосу другого человека нужно изменить тип своего голоса. Если перед вами такая задача, важно понять, что именно предстоит менять для озвучки:

  1. Высоту тона – старайтесь не звучать монотонно, здесь важно переходить на высокие и низкие ноты, чтобы голос звучал экспрессивно. Но! Если у вас высокий голос, а предстоит записывать его с помощью усилительных приборов, старайтесь сделать его ниже – так будет красивее. Высокие тона сильно искажаются и неприятны для слуха.
  2. Громкость – зависит от объема воздуха в легких. Если много воздуха, вы выпалите всю информацию очень громко и люди подскачут на своих стульях. Поэтому регулируйте поток воздуха, если вам нужно сказать что-то тихо, и “прибавьте газку”, если нужно на что-то обратить внимание.
  3. Слышимость – зависит от помещения. Если озвучить роль нужно в маленьком помещении, особо можно не напрягаться. Но если это театр, то правила правильного дыхания, как при пении, потока воздуха во рту, высота голоса тут работают на все 100%.
  4. Экспрессия – помогает речи стать выразительней. Старайтесь в уме рисовать картинки, чтобы вместе с информацией выражать еще и эмоции. Приучайтесь на слух улавливать эмоцию и читать тексты экспрессивно.

Для мужчин

Постановка голоса для мужчин отличается резонаторами. Мужчины часто пользуются именно грудным резонатором, что делает их голос более насыщенным, басовым, бархатным, красивым.

Чтобы пользоваться популярностью, многие стараются сделать свой голос более низким, ведь мы не привыкли встречать мужчин с писклявыми голосами – это как-то не слушается. Но есть и такие представители мужской половины общества. Вспомните, хотя бы Витаса…

Что нужно, чтобы сделать голос ниже:

  1. Расслабьте мышцы лица и челюсти.
  2. Расслабьте мышцы шеи, плавно вращайте голову в разные стороны, сопровождая это действие вздохом.
  3. Наклоните голову вбок, расслабьте челюсть, приоткройте рот и зевните глубоко-глубоко, мягко растяните рот на максимум.
  4. Затем так же зевните, только при этом голова должна быть наклонена вперед.

Эти упражнения помогут расслабить голосовые связки и мышцы других органов, и это будет способствовать постановке низкого мужского голоса. Так, кстати, ставится и голос диктора, только там еще очень важны упражнения на дикцию.

Для женщин

У женщин больше работает головной резонатор, когда голос берет высокие ноты. Здесь важно не напрягать голосовые связки и не пищать. Головной резонатор часто называют фальцетом – это еще одна разновидность пения, когда работают края связок. Это немного неправильно, так как фальцет – это разновидность головного резонатора (очень высокие ноты).

Женщинам легче брать высокие ноты, и переход резонаторов практически не слышится зрителю при правильном переходе. Важно развивать диапазон, а это достигается разминками и распевками.

Упражнения для самостоятельной постановки голоса

И вот мы с вами перешли к практике тренировки и постановке голоса. Не бывает дефолтных голосов, которые невозможно развивать. Поэтому вооружитесь временем, свободными руками и желанием ставить голос самостоятельно.

Приступим.

Дыхание

Правильное дыхание – основа правильного пения и выступления. Не задумывались никогда, почему при заикании ребенку говорят петь? Потому что ему нужно научиться правильно дышать, тогда и заикание пройдет. Так и в пении: чтобы красиво петь, нужно уметь дышать диафрагмой, животом, чтобы опора голоса была в теле, а не в горле какой-то крошечный звук.

Ловите классные упражнения на дыхание:

  1. Распределение воздуха. Поднимитесь на носки, руки в стороны – и вдох. Наклонитесь вперед, сводя руки, прижимайте их к груди. На поклоне протяните “здрасссссссссссссте”. Проследите, чтобы слог “те” звучал громко, четко, хоть и почти без воздуха.
  2. Сила выдоха. Без напряжения шеи и плечевого пояса задуйте свечу, которая стоит на расстоянии полметра. Следите, чтобы губы были собраны в трубочку, немного напряжены для свиста. Постарайтесь одним выдохом затушить свечу. Поэкспериментируйте с пламенем: “положите” его не задувая, потом поднимите, удержите на 45 градусов, регулируя дыхание.
  3. Объем дыхания. Вслух ведите отсчет времени по секундной стрелке: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! При этом говорите громко, отрывисто, равномерно, не добирая дыхания. Для этого перекрывайте дыхание в паузах между словами. Громкость и энергия не должны прекращаться даже на последних цифрах.

Научитесь дышать “животом”, затем разрабатывайте объем дыхания, дозированный и равномерный поток воздуха – и уже половину дела по постановке голоса вы сделали!

Опора голоса

Опора голоса помогает удерживать равномерное выражение звуков. Они звучат на одинаковой громкости, одинаковым тембром и с такой же интонацией. Опора нужна не только при пении, но и при выступлениях, чтобы работать “инструментом” для донесения информации. Для этого сделайте несколько упражнений на опору голоса:

  1. Выдохните воздух, потом вдохните и, выдыхая, говорите: “Ммии – Мммэ – Ммма – Мммо – Ммму – Мммы”. Это нужно делать на одной ноте, с одной громкостью и с той же силой.
  2. Это упражнение проделайте высоко, на головном резонаторе. Затем низко на грудном резонаторе. Не добирайте воздуха – и тем самым еще и дыхание потренируете.
  3. Найдите длинное стихотворение. Когда будете читать его, сочетайте короткий вдох с долгим выдохом. Поиграйтесь – постепенно делайте голос слабым, потом усиливайте. Иногда делайте его низким, потом высоким. При этом старайтесь направлять голос в разные резонаторы.

Дикция

Правильная дикция – это вообще важнейший навык для человека, который работает с людьми, развивается в актерском мастерстве и творческих сферах. А, в принципе, дикция важна уже лет с 5, чтобы ребенок умел правильно и красиво выражать свои мысли. Если с произношением гласных у людей все ок, то согласные в речи оставляют желать лучшего.

Улучшить дикцию можно с помощью несложных упражнений:

  1. Поочередно произносите звуки “П” и “Б”. “П-Б” – 3 раза, “Б-П” – 3 раза, повторите упражнение.
  2. Старайтесь быстро произнести пары слов: борт-порт, почка-бочка, балка-палка, пыл-был, быль-пыль, пас-бас, брага-прага, бар-дар, папочка-бабочка.
  3. Четко прочитайте словосочетания: беспризорный ребенок, бесшабашное поведение, победная песня, беспокойная публика, порхающая бабочка, неприбранное помещение, барабанная дробь, пустая бутылка, забинтованный палец, потрепанный полушубок, покрашенная палуба, пропущенная шайба.

Отдельного внимания при развитии дикции требует чтение и быстрое произношение чистоговорок. Они, кстати, очень полезны для рэпа. Чтобы вы не искали их по всему интернету, воспользуйтесь моим списком. Я нашла чистоговорки на тренировку разных звуков:

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.
  3. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  4. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
  5. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
  6. Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
  7. В Чите течет Читинка.
  8. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Соньку – с ног, Саньку – в бок, Сеньку – в лоб, все – в сугроб.
  9. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
  10. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Сначала работайте над речью не торопясь. Следите за выговариванием всех согласных, тщательно отрабатывайте правильное звучание. Затем ускоряйте темп, превращая чистоговорки в скороговорки. И через некоторое время вы заметите, что уже заметно лучше стали разговаривать. После закрепления правильных звуков в речи самое время приступить к отработке непосредственно дикции:

  1. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  2. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  3. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  4. Не тот товарищ товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
  5. На дворе – трава, на траве – дрова: дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.

После автоматизации всех звуков правильно, закрепления навыка скороговорения возьмите отрывок из какого-нибудь романа со сложными словами и продиктуйте несколько фраз быстро, как диктор.

Книги

Воспользуйтесь отличными книгами по теме:

  1. Евгения Шестакова “Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи”.
  2. Владимир Аннушкин “Техника речи. Учебное пособие”.
  3. Борис Ляшенко “Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору”.
  4. А. И. Савостьянов “300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией”.
  5. Владимир Ульянов “Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи”.

YouTube-каналы

Иногда хорошая теория должна подкрепляться практикой. В постановке голоса наглядно понять, что от вас требуется, тоже очень важно. Поэтому я подготовила несколько YouTube-каналов, где вы увидите уроки по вокалу и тренировке речи. Поймете, как дышать на примере видео с учителем, и узнаете остальные вокальные нюансы.

  • Академия Вокала
  • John Kalligan
  • Вокальный Дзен / Уроки Вокала
  • Школа Вокала Николая Фокеева / Уроки Вокала
  • Мастерская голоса Сергея Вострецова

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Школа по технике речи и постановке голоса @LABVoice включает 6 основных блоков:

  1. Постановка речевого дыхания.
  2. Работа с дикцией, артикуляторами, резонаторами.
  3. Манипуляция, интонация и выразительность речи.
  4. Самопрезентация, импровизация и логика речи.
  5. Логопедические упражнения.
  6. Публичные выступления, страх выступлений, дискомфорт в общении.

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1 273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 870 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения. Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете пройти пробный урок за 199 рублей.

Сколько нужно заниматься?

Именитые преподаватели говорят, что ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Время и количество занятий зависит от вокальных данных человека и его цели. Одним нужно позаниматься месяц, чтобы добиться хоть одного правильного звука, другие сразу понимают, как его извлечь.

В среднем в день нужно уделять внимание постановке голоса до 30 минут – смотрите по состоянию своих связок. А количество всех занятий зависит от того, как человек понял и чего достиг.

Заключение

Мы с вами рассмотрели очень полезную для всех тему. Идеальное пение будет после того, как уберете зажимы в голосе, хорошая речь на сцене – когда потренируете дикцию и тембр. Поставить голос самостоятельно нелегко, но возможно при упорной и постоянной тренировке.

Для своей цели используйте все: описанные советы, упражнения, книги, видеоуроки, а также курсы ораторского мастерства, где тоже огромное количество мощных, эффективных и классных советов и практических упражнений.

А на сегодня у меня все. Добавляйте статью в закладки, чтобы быстро открыть и восполнить забытое. И, конечно же, поделитесь своим мнением в комментариях.

Подписывайтесь на обновления блога levelself.ru – впереди вас ждет много всего интересного и полезного!😉

Дерзайте, дорогие мои, и пусть у вас все получится!

С Уважением, Людмила Редькина

Как тренировать голос, чтобы красиво петь: упражнения в домашних условиях

  • 30 Сентября, 2019
  • Стиль жизни

Как тренировать голос в домашних условиях? Это вполне возможно, но большинство людей уверены, что пение – дар от природы. Либо мы с этим родились, либо нет. Однако это совсем не так. Да, генетика влияет на музыкальный слух, голос, тембр и так далее, но хороший голос – это тот навык, который может быть изучен и освоен, как и остальные.

Какие использовать упражнения для постановки голоса? Рассмотрим это в нашей статье.

Тренировка голоса

Нужно начать с основ. Давайте изучим упражнения для постановки голоса, а также ознакомимся с советами профессионалов, которые помогут улучшить пение. Вот они:

1. Разогревайте связки. Это поможет исключить травмы. Когда человек поет, его голосовые связки постоянно вибрируют. Поэтому перед самим процессом нужно разогреть их, как и мышцы перед тренировкой. Для этого необходимо вдыхать и выдыхать через рот в течение 2 минут.

2. Часто пейте воду. Такой совет полезен не только для худеющих, но и для певцов. При пении горло пересыхает быстрее, чем при разговоре. Если вы употребляете много воды, то ваши связки “смазываются”, как механизм в машине.

Как тренировать голос, чтобы красиво говорить

3. Принимайте правильную позу. Мы думаем, что на пение влияют только голосовые связки. Это не так. Диафрагма тоже принимает в этом участие. Чтобы красиво петь, нужна правильная поза. Плечи требуется немного отвести назад, грудь максимально расправить, а тело держать прямо. При этом необходимо расслабить мышцы.

4. Записывайте свой голос. Для чего это нужно? Когда человек слышит свой голос в записи, он легче может определить, что не так, чтобы выявить свои слабые места и не повторять ошибок в дальнейшем.

5. Как тренировать голос для пения? Почаще исполняйте свои любимые музыкальные композиции. Для этого лучше выбрать какой-нибудь один жанр и не менять его. Так вы сможете пройти практику и научиться азам пения. Кроме того, это занятие всегда поднимает настроение.

Как тренировать голос, чтобы красиво петь

Упражнения для постановки голоса и речи

Мы выяснили, как нужно начинать учиться петь. Сейчас поговорим к дикции. Чтобы красиво петь, нужна постановка голоса для речи. Самостоятельно упражнения можно выполнять в домашних условиях. Слова в песнях бывают трудными и замысловатыми, но переходить от строчки к строчке необходимо плавно, не запинаясь. Чтобы этому научиться, нужно выполнять следующие упражнения для постановки голоса и правильной красивой речи:

  1. В начале работы обратите внимание на положение органов вашего рта. Язык не должен быть слишком поднят, а губы широко раздвинуты. Следите за этим во время пения и разговора.
  2. Отрабатывайте слова с повторяющимися звуками. Старайтесь, чтобы они были и в начале, и в середине, и в конце слов. Отрабатываемые звуки должны быть парными. Например, сочетания “п-б”, “г-к”, “з-с”. Также можно сочетать звуки с гласными, например, “дби-дбэ-дба” или “гзи-гзэ-гза”.
  3. Отрабатывайте звуки до такой степени, чтобы они произносились вами очень четко и быстро.
  4. Тренируйтесь на произношении скороговорок. Забудьте все те, которые у вас уже хорошо получаются. Целенаправленно ищите новые, произнося их с разными интонациями.

Эти упражнения для постановки голоса и речи помогут вам в начале вашего творческого пути

Как тренировать голос в домашних условиях

Музыкальный слух

Зачем его развивать? Без музыкального слуха невозможно уловить мотив, спеть правильно куплет или припев. Именно поэтому необходимо развивать слух. Вот несколько упражнений, которые помогут в этом:

  1. Вам понадобится музыкальный инструмент или соответствующее приложение в телефоне. С его помощью нужно воспроизвести: “до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до”, при этом пропеть их, стараясь попадать в ноты. Играйте гаммы с самого начала до конца, а затем в обратном порядке: “до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до”. За один подход такое действие нужно проделывать около 30 раз, чтобы запомнить и прочувствовать каждую ноту.
  2. Упражнение под названием “Эхо”. Оно подходит не только взрослым, но и детям. Прослушайте песню, а затем постарайтесь сами ее воспроизвести. Делайте это вслух. Можете разучивать строчку за строчкой. Повторяйте правильно не только слова, но и мотив. Не переходите к следующей, пока у вас не получится предыдущая. Это делается для того, чтобы четко и правильно попадать в каждую ноту.
  3. Нотная грамота. Научитесь читать ноты, сопоставлять их звучание с мелодией песни. Тогда это будет способствовать тому, что музыкальный слух начнет развиваться быстрее, а воспроизведение звуков станет более осмысленным и понятным.
  4. Пойте интервалы. Для выполнения этого упражнения понадобится музыкальный инструмент. Интервал – это расстояние между двумя нотами. Например, “до-ре”, “до-ми”, “до-фа”, “до-соль”, “до-ля”, “до-си”. Поднимайтесь по нотным “ступенькам” вверх, а затем спускаясь по ним вниз.
  5. Пение соседних нот, например, “до-ре”, “до-си-до”.
  6. Изучение классики. Когда мы стремимся в чем-то преуспеть, то начинаем больше интересоваться этим предметом. Интерес к классике возникнет как раз при изучении азов пения. Бывает, что сложный аккорд гораздо легче запомнить, если заучить мотив, в котором он содержится.

Красивый голос

Как тренировать голос? Этот вопрос часто задают те, кто хочет самостоятельно научиться петь. После того как вы научились четко и быстро говорить, следует перейти к упражнениям для пения. Сам голос при этом станет более низким, диапазон расширится, а произношение улучшится в несколько раз. Главное, перед началом упражнений для постановки голоса записывайте, как он звучит на первом уроке, а после нескольких недель тренировок сравните с тем, каким он стал. Вам нужно выполнить такие действия:

  1. Встаньте перед зеркалом и начинайте произносить гласные звуки в последовательности “и-э-а-о-у”, протягивая каждый из них до того момента, пока хватает дыхания. Почему именно такая последовательность? Дело в том, что это упражнения начинается со звука “и”, который имеет самую высокую частотность. Далее следуют все остальные звуки по мере уменьшения этого показателя. Каждый звук обладает уникальной особенностью. Например, “и” при протягивании будет способствовать тому, что положив руки на голову, вы будете ощущать легкую вибрацию кожи.
  2. Теперь активизируйте диафрагму, произнося звук “м” с закрытым ртом по три раза в день. При этом его нужно тянуть, словно это гласный (“м-м-м-м”). Первый раз произносите звук тихо, далее чуть громче, а потом совсем громко, чтобы при этом голосовые связки напряглись. Если после упражнений на следующий день они болят, то необходимо в следующий раз не так громко произносить звуки, уменьшая диапазон звучания.
  3. Звук “р” придает голосу напористость звучания, энергию и силу. Подготовьтесь к упражнению, подняв кончик языка к небу и произнося звук “р”. У вас должно получиться некое подобие рычания. После этого начните выразительно и с разной интонацией произносить этот звук в словах “роль”, “руль”, “рубль”, “ринг”, “рыло”, “риск”, “рысь”, “ритм”, “товар”, “сыр”, “повар”, “мороз”. Используйте слова, в которых звук находится в разных частях слова, а также повторяется, Например, “терраса”.
  4. Упражнение “Тарзан”. Его вы должны выполнять в обязательном порядке, если вас интересует, как тренировать голос. Оно является эффективным завершением заданий, о которых мы рассказали выше. Вам нужно проделать упражнение под номером 1, протягивая звуки в такой же последовательности, но при этом нужно стучать себя по груди кулаками (только не очень сильно, чтобы не навредить себе).

Все упражнения дадут более действенный эффект, если выполнять их по утрам. Кроме того, при этом вы зарядитесь положительной энергией на весь день, а ваше дыхание будет легким.

Как тренировать красивый голос

Как увеличить диапазон голоса

Данный показатель меняется у каждого человека на протяжении его жизни. До 9 лет расширять его можно, но бесполезно, так как у детей только формируются голосовые связки. После 10-12 лет можно начинать упражнения, поскольку в этом возрасте грудная клетка расширяется, голос становится более взрослым. Возможно, вы замечали это у своих детей или помните, как это было у вас самих. Как тренировать голос, чтобы увеличить диапазон? Для этого можно использовать следующие упражнения:

  1. Начните с простой распевки. Учтите, что у каждого человека своя примарная зона. Это диапазон, в котором ему удобно петь и говорить. Начните распевку именно с этой зоны. Ваше пение должно быть легким и свободным, без напряжения. Дыхание нужно брать после перехода на каждое звено. Поднимайтесь постепенно к самым высоким нотам, а затем начните двигаться вниз. Следите за тем, чтобы голос был естественным. Обратите внимание, как он изменяется на разных участках распевки, после каких нот становится совсем другим? Отметьте, когда голос перешел нагрудное звучание. Комфортно ли вам петь в этой тесситуре. Если да, то это и есть самый низкий участок вашего диапазона.
  2. Как тренировать красивый голос? Выберите распевку в диапазоне октавы и пропойте ее только на гласных звуках, например, на слогах “ла”, “ю”, “мю”. Именно в верхних нотах эта распевка поможет расширить диапазон.
  3. Можете выбрать песню с большими скачками и широким диапазоном, например, “Аве Мария”. Начинайте в удобной для вас тесситуре. Это тоже поможет его расширить. Кроме того, вы узнаете предел своих возможностей.
  4. Пойте в одной манере, но при этом делайте скачки на сексту сверху вниз. Возможно, поначалу это будет трудно, но после нескольких недель упорных занятий, все получится.

Эти советы помогут значительно расширить диапазон вашего голоса, а вы сможете красиво спеть любые произведения.

.Как тренировать голос для пения

Как научиться красиво говорить

Сейчас обратим ваше внимание на основной голос. Его, как и певческий, тоже необходимо тренировать. Для этого есть специальные упражнения. Они помогут вам понять, как тренировать голос, чтобы красиво говорить. Вам нужно выполнять такие действия:

  • Найдите случайную скороговорку в Интернете и проговорите ее так, чтобы были слышны только согласные буквы. То же самое проделайте с гласными. Они должны быть протяжными, но при этом глухими.
  • Произнесите ту же скороговорку, но теперь совершенно другим тоном, интонацией и голосом. Вслушивайтесь в свои слова. Попытайтесь определить эпицентр собственного голоса, понять, в каком тоне он звучит более естественно. Сделайте упражнение еще раз, но добавляя, допустим, наклон головы в какую-либо сторону.
  • Прочитайте скороговорку, выставляя язык на губы, изменяя проговаривание гласных.
  • Попробуйте на одном вдохе прочитать какой-нибудь текст. Выдохните. Далее вдыхайте через нос в отрывках, в которых нужно сделать паузу.

После этих упражнений читайте текст обычным голосом. Постарайтесь почувствовать разницу до и после упражнений.

Советы профессионалов

У одного певца спросили, как он добился такого красивого звучания своего голоса. “Как я тренировал тихий и невнятный голос?” – переспросил он и рассказал об упражнениях, которые ему в этом помогли. Оказывается, нужно делать вот что:

  • суть этого упражнения в том, чтобы открыть рот и начать двигать в разные стороны челюсть;
  • наклонитесь в какую-либо сторону, произнося гласные звуки и протягивая их, после этого аккуратно и плавно поднимитесь, потом снова начните делать наклон, но уже в другую сторону;
  • чтобы размять язык, двигайте им быстро примерно 3 минуты, но при этом он не должен выступать изо рта;
  • откройте рот, высуньте язык, потом поднимите его кончик и прикасайтесь к каждому зубу.

Как тренировать голос, чтобы увеличить диапазон

Что делать, если речь невнятная

Небольшой дефект речи может наблюдаться у людей, которые имеют проблемы с артикуляционным аппаратом. Патологии могут быть врожденные и приобретенные. Они приводят к тому, что люди проглатывают во время разговора отдельные звуки и целые слоги, поэтому их трудно понять. Во многих случаях от дефекта можно избавиться с помощью специальных упражнений:

  • несколько раз в день произносите длинные слова, в которых много гласных;
  • декламируйте вслух стихотворения. При этом следите за ритмом.

Эти упражнения помогут исправить невнятную речь, а окружающие начнут вас понимать.

Как улучшить четкость речи

Если при разговоре вам часто приходится повторять одни и те же слова, а собеседник вас не понимает, тогда можно сделать вывод, что ваша речь нечеткая. Это нужно исправлять. Вот упражнения, которые вам помогут:

  1. Нельзя спешить во время разговора. Контролируйте свое дыхание. Когда вы сделали вдох, начинайте говорить. При этом медленно выдыхайте. Тогда дыхание будет происходить в унисон речи. Это приведет к тому, что вы не будете спешить.
  2. Не торопитесь при разговоре. Во время публичных выступлений многие люди говорят быстро и сбивчиво. Чтобы этого не происходило, сделайте небольшую паузу, успокойтесь. После продолжите разговор.
  3. Проглатывайте лишнюю слюну во рту. Ее остатки мешают нам произносить буквы “к” и “с”. Важно помнить, что проглатывать слюну нельзя в середине предложения, так как оно получится недосказанным.
  4. Обдумывайте все то, что хотите сказать. Четко произнесенные слова так же важны, как и то, что вы хотите донести для людей.
  5. Репетируйте. Если вам придется произносить речь, волнение может помешать сказать то, что задумали. Также вы можете начать говорить сбивчиво, перескакивать с одной темы на другую. Репетиция поможет вам преодолеть эти трудности.
  6. Повторяйте те слова, которые вам кажутся сложными. Учитесь правильно их произносить. Тогда в компании у вас не возникнет “случайная” оговорка.

Частые ошибки

При обучении пению в домашних условиях люди часто допускают следующие ошибки:

  1. Пытаются повторить исполнение песни точно так же, как это делают известные певцы. Этого делать не нужно, вы же не пародисты. Выше мы рассмотрели, как тренировать красивый голос. Расширяйте его диапазон, доводите до совершенства свой музыкальный слух. Однако пойте своим голосом.
  2. Проводят занятия от случая к случаю. Эта проблема встречается часто. Если вы занимаетесь один день в неделю по 3 часа, то значительных успехов не добьетесь. Если заниматься 5 раз в неделю по часу, результаты будут гораздо лучше.
  3. Психологическая скованность. У вас ничего не получится, если вы всегда будете думать, что делаете что-то не так.

Упражнения для постановки голоса

Заключение

Мы рассмотрели, как тренировать голос. Это достаточно трудно, нужно долго работать над собой. Особенно тяжело тем, кто хочет освоить навык в домашних условиях, не прибегая к услугам преподавателей. Как тренировать голос, чтобы петь красиво? Нужно следовать рекомендациям специалистов, выполнять все упражнениям, чаще заниматься. Идите к своей цели, и у вас все получится.

В этой статье я сделала для Вас подборку самых эффективных упражнений для постановки голоса для речи и пения. Это универсальные упражнения и подойдут Вам если Вы хотите поставить голос для ораторского искусства или пения. Поехали!

Постановка голоса для речи и пения. Лучшие упражнения.

1. Упражнение Счет

Это наикрутейшее упражнение работает сразу на два фронта. Первое, развивает дыхание, а именно длину выдоха. Второе, твердость, четкость голоса, дикцию. Умение говорить уверенно и настойчиво. Подключайте эмоции и вперед!

2. Упражнение УАУ

Работает над базой, а именно шириной голоса (звук А) и глубиной (звук У). Делайте это упражнение каждый день по 8-16 раз максимально расслабленно в первую неделю, не старайтесь делать его громко, а со второй недели можно добавлять твердость, подачу и громкость. Но все в меру, чтоб не пошло напряжение в связки.

3. Упражнение БИМ-БОМ

Хотите сильный, уверенный голос? Тогда ежедневно делайте это упражнение, результат не заставит себя долго ждать. Но нужно выполнять его правильно. Старайтесь максимально меня копировать, записывайте себя на диктофон, сравнивайте. Результат Вы сможете заметить уже через пару дней!

4. Упражнение АВ-АВ

Эта техника отлично прокачивает диафрагму, опору. Делает голос уверенным, объемным, полетным! То что нужно ораторам и певцам! Но будьте осторожны, не садитесь на горло, иначе все будет бестолку. И если делать неправильно может начать болеть горло, появится першение, в этаком случае прекратите делать упражнение и посмотрите видео сначала.

5. Упражнение ХАННА

Для тех, кто выполнил идеально 4 предыдущих техники, поскольку для этого упражнения уже нужна подготовка. Оно не такое простое как может показаться на первый взгляд. Делайте его точно также как я, копируйте интонацию, это очень важно. не старайтесь делать громко, главное сделать правильно.

Старайтесь делать эти упражнения ежедневно, по 8-16 раз каждое и уже через неделю таких интенсивных занятий Вы услышите положительные изменения в своем голосе. Я Вам обещаю! И не забудьте потом поделиться в комментариях своими успехами!

Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.

Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен, впереди много всего интересного!

Добавить комментарий