Как найти шамана в кызыле

#1

Ana’Stasia

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 25 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 07 декабря 2008 – 00:05

Родные, знаю, что шаманы есть в Туве, на Алтае и на Байкале, может кто то был, там в поездках, и знает где в окресностях их найти. Как добраться и остаться в живых)))
БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА!!!

  • Наверх


#2


Аскет

Аскет

    Блестящая плешь

  • Модератор
  • 5 533 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 07 декабря 2008 – 11:15

Смотря с какой целью их искать. В Кызыле раньше вообще на каждом углу шаманский кабинет был – они там расплодились как парикмахерские или стоматологи.

А в том, что касается добирания и выживания, какие сомнения?

  • Наверх


#3


grommit

grommit

    Новый путешественник.

  • Заслуженный
  • 10 457 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 07 декабря 2008 – 11:27

Родные, знаю, что шаманы есть в Туве…

Родная, у нас-же солидный форум. Своих штатных шаманов держим. Никуда ехать и бояться за жизнь не надо. Обслужит на дому по-полной.

Стучись сюда: http://www.bpclub.ru…hp?showuser=636

Все равно, удачи! B)

  • Наверх


#4


Капитан Boot

Капитан Boot

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 223 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва(Кунцево)

Отправлено 07 декабря 2008 – 14:02

Вот, наверное, подставил то человека. :D

  • Наверх


#5


Serge&

Serge&

    8

  • Модератор
  • 4 379 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 декабря 2008 – 15:12

ага, за полтора часа аж 11 человек его профиль посетило ;)

  • Наверх


#6


Katuha

Katuha

    Умудренный

  • Путешественник
  • 427 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Иркутск

Отправлено 07 декабря 2008 – 16:53

Тебе каких надо реальных или показных.? На Байкале на о. Ольхон в самой северной части еще можно найти парочку реальных. Только мало вероятно, что они захотят с тобой обшаться :D

  • Наверх


#7


Капитан Boot

Капитан Boot

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 223 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва(Кунцево)

Отправлено 07 декабря 2008 – 21:16

Естественно ей надо реальных, а не тех “магов”, что разводят богатеньких лохов. Но дело в том, что до реальных шаманов, при очень сильном желании, еще можно добраться живым. Но вот вернуться от них… :ph34r:

  • Наверх


#8


Семен Павлюк

Семен Павлюк

    Седая борода

  • Заслуженный
  • 1 472 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 07 декабря 2008 – 21:39

Я был у верховного шамана Тувы Монгуш Кенин-Лопсана. Посмотрел тот на меня внимательно и сказал: “Ученым будет!” :)

Кенин-Лопсан живет в домике на территории краеведческого музея город Кызыл. Думаю, в музее подскажут как записаться к нему на прием.

подробнее о нем

http://shaman.shude.ru/shaman.php
http://blog.jungleca…u/2008/07/18/1/

  • Наверх


#9


Z@mpoliT

Z@mpoliT

    Умудренный

  • Путешественник
  • 260 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Гомель

Отправлено 08 декабря 2008 – 02:38

Я в электрички познакомился с одним магом, он занимается целительством и расшифровывает черномрские дольмены. Зимой по дороге в Абхазию, собираюсь встретиться с ним и посмотреть дольмены…

  • Наверх


#10


лесовичок

лесовичок

    Новичок на форуме

  • Новый путешественник
  • 2 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Зеленоград

Отправлено 08 декабря 2008 – 03:53

Если задаться целью (грамотно сформулировать задачу), то жизнь не замедлит представить варианты ее достижения/решения. Правда, они могут совсем не совпадать с ожидаемыми :D
Может, и ехать никуда не надо, а достаточно спуститься во двор, чтобы обрести искомое. Да, в общем-то, даже из квартиры выходить необязательно B)

А в отношении Чижика – отчего такой скепсис? :rolleyes:

  • Наверх


#11


Sibumi

Sibumi

    Старожил

  • Путешественник
  • 896 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Отправлено 08 декабря 2008 – 06:08

а зачем шаманы?

  • Наверх


#12


Аскет

Аскет

    Блестящая плешь

  • Модератор
  • 5 533 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 09:52

Я был у верховного шамана Тувы Монгуш Кенин-Лопсана.

Думаю, в музее подскажут как записаться к нему на прием.

Но без особой нужды, без серьёзной подготовки к разговору его лучше не дёргать. Это очень серьёзный учёный, и не стоит отрывать его от работы, чтобы просто спросить, как дела.

  • Наверх


#13


Ana’Stasia

Ana’Stasia

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 25 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:12

Спасибо но нужда серьезная. это не мне а моей маленькой больной сестре нужна.
Ситуация серьезная. поэтому я впринципе отдаю отчет куда и к кому я собираюсь ехать.
ну не знаю а что кто то ездил в кызыл что бы просто спросить как дела??? Абсурд это же далеко!!!!
Не моглибы подсказать как лудше туда добраться самой??? не самолетом если есть поезд или что то еще.( сестре псле операции противопоказаны перелеты)
Спасибо огромное за совет!!!!

А в отношении Чижика – отчего такой скепсис? :rolleyes

:
А Что он разве шаман??????? :o

Я в электрички познакомился с одним магом, он занимается целительством

Спасибо но мне не нужны маги и целители, думаю с подобной темой я бы по на каких нибудь магических форумах искала а не здесь.

Я спрашивала именно о шамане и как к нему сомостоятельно добраться!!!!

Сообщение отредактировал grommit: 08 декабря 2008 – 11:05

  • Наверх


#14


Аскет

Аскет

    Блестящая плешь

  • Модератор
  • 5 533 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:24

ну не знаю а что кто то ездил в кызыл что бы просто спросить как дела??? Абсурд это же далеко!!!!

:thumbup:
Посетители этого форума и не такое откалывают! Короче… был грех :blush:

Не моглибы подсказать как лудше туда добраться самой??? не самолетом если есть поезд или что то еще.

Если говорить о Кызыле, то туда поезда нет, насколько я помню. Если добираться не самолётом, то только на автобусе, по автомобильной дороге.

Но повторюсь, на меня те “потомственные” шаманы, которых я видел в Кызыле (и к которым после беседы меня направил Кенин-Лопсан), произвели впечатление скорее добротных клоунов, чем великих целителей. Так что если соберётесь в Туву, тщательно наведите справки до выезда, чтобы не попасть на шарлатанов, которые будут на деньги разводить. Там эта тема модная, приезжают исцеляться и из России и из Европы, так что для прохиндеев раздолье.

  • Наверх


#15


Ana’Stasia

Ana’Stasia

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 25 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:25

Я был у верховного шамана Тувы Монгуш Кенин-Лопсана. Посмотрел тот на меня внимательно и сказал: “Ученым будет!” :)

Кенин-Лопсан живет в домике на территории краеведческого музея город Кызыл. Думаю, в музее подскажут как записаться к нему на прием.

Спасибо а как самостоятельно до Кызыла добраться????

  • Наверх


#16


Аскет

Аскет

    Блестящая плешь

  • Модератор
  • 5 533 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:28

Кстати, я в своё время легко нашёл в интернете довольно обширный список шаманов и целителей Кызыла с адресами и телефонами – это для облегчения поиска информации о реальности их чудесных дарований.

  • Наверх


#17


Ana’Stasia

Ana’Stasia

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 25 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:34

Но повторюсь, на меня те “потомственные” шаманы, которых я видел в Кызыле (и к которым после беседы меня направил Кенин-Лопсан), произвели впечатление скорее добротных клоунов, чем великих целителей.

Я поэтому и опасаюсь места повального поломничества.
Не думаю, что реальный шаман будет рекламу себе довать и т.д хотя могу и ошибаться…. мне кажется что они все таки должны быть отдалены от городской суеты…..
К тому же, я не очень доверяю, когда шаманы открывают салоны, скиптически к этому отношусь.
Поэтому сразу спрашивала еще и про Алтай и Бурятию там есть но к ним нужны проводники они по русски не понимают.

Кстати, я в своё время легко нашёл в интернете довольно обширный список шаманов и целителей Кызыла с адресами и телефонами

Я когда искала о них информацию впринципе это и нашла и меня это очень насторожило..!!!!! что именитые шаманы рекламу о себе дают.
Шаманом это наверно врожденное а не признание….. очень бы не хотелось скататься ку да то в пустую… к тому же с маленьким ребенком.
А в окрестностях кызыла нет ли пореальнее и чтобы без всяких там салонов???

северной части еще можно найти парочку реальных. Только мало вероятно, что они захотят с тобой обшаться :D

А остальные что Вымерли????
И почему не захотят со мной общаться????
сейчас собираюсь а по Байкалу новигация сейчас не работает
Что нужно сделать чтобы они захотели общаться?????

Сообщение отредактировал grommit: 08 декабря 2008 – 11:05

  • Наверх


#18


Аскет

Аскет

    Блестящая плешь

  • Модератор
  • 5 533 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:49

Я думаю, следует обращать поменьше внимания на всю эту атрибутику типа местонахождения, знания русского языка, безумности взгляда и т.д. Эффективный целитель вполне может находиться в Москве, носить классический костюм и немного понимать по-русски. Равно как и полубезумный старец, сидящий на священной горе под вековой сосной, увешанный сушёными жабами и мышиными хвостами и не понимающий человечьего языка, может быть заурядным прохиндеем, а совсем не посредником между мирами. Хоть на Ольхоне, хоть у Белухи, хоть в Туве (хотя настоящий коммерческий размах это дело приобрело, по-моему, только в Туве).

А чем вообще обусловлен поиск именно шамана? Что именно он должен сделать для сестры?

  • Наверх


#19


Ana’Stasia

Ana’Stasia

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 25 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 10:49

Я был у верховного шамана Тувы Монгуш Кенин-Лопсана. Посмотрел тот на меня внимательно и сказал: “Ученым будет!” :)

И все сбылось что скзал??? Ученым стали??? :o
А они только видят или еще чем помочь могут???

А чем вообще обусловлен поиск именно шамана?

Ну старцы, целители, колдуны….. это пройденый вариант сказать что и от чего они могут а помочь реально нет :(
Шаманы не много другое наверно сразу и не смогу объяснить….
В Москве проще нарваться на шарлатана, может кто то и есть но из шаманского рода настоящих навряд ли …
Дело в том, что из того что я накопала в инете, шаманы каплают в намоленных долгим временем местах….
Это в основном какая то не тронутая природа места уединения с ней, слияния рек, подножья гор и.т.д
к поиску, довольно, наверно, серьезно отношусь поэтому московские шаманы кроме как смеха ничего не вызывают… ну где они камлать будут у мовзолея с Лениным??? :D :D :D
Знаю что на Горном Алтае в районе Чемала есть … но там сейчас говорят они все поспвались …. а этого не очень бы хотелось
А про Кызыл и их клиники-салоны много начиталась в интернете… думаю так если они там этому еще и обучают и за 1000$ костюм шамана с освещением продают… ехать не стоит т.к. шаманы это все таки веще рожденная и переходящая по роду… а не приобретенное.
Поиск обусловлен тем что на шаманов последняя надежа…. у меня знакомые ездили то ли в перу … короче в те края помогло именно с той проблемой что у нас…. но сестре перелеты противопоказаны… вот и смотрим что есть на нашей местности.

  • Наверх


#20


Ana’Stasia

Ana’Stasia

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 25 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 08 декабря 2008 – 11:06

;)(хотя настоящий коммерческий размах это дело приобрело, по-моему, только в Туве).

Сколько стоит прием у шамана интересно???? если не секрет конечно..!!!
Я насколько осведомлена, что они берут только что им сам даешь ценны они не назначают … это то что у реальных шаманов ;)

  • Наверх


Кызыл: в гости к тувинским шаманам

Город Кызыл — не только столица Тувы, но и центр духовной жизни всей Юго-Восточной Сибири. С точки зрения религиозных традиций здесь сложилась абсолютно удивительная ситуация: тибетский ламаизм тут гармонично уживается не только с христианством, но и с традиционным тувинским шаманизмом.

Не менее важно, что в отличие какой-нибудь от Латинской Америки, где шаманские практики давно перешли в категорию развлечений для туристов, в Туве общение с духами — серьезное и почетное занятие, а шаман — такая же уважаемая профессия, как учитель или врач. Впрочем, если рассуждать логически, ничего странного в этом нет, ведь туристы в Юго-Восточной Сибири встречаются редко, зато те путешественники, что, презрев трудности и расстояния, все-таки попадают в Кызыл, оказываются вознаграждены сверх меры, ведь они получают уникальную возможность прикоснуться к той самой аутентичной культуре тувинских шаманов, которая здесь сохранилась в практически не искаженном современностью виде.

Добраться до столицы Тувы, действительно, непросто. Ближайшая крупная железнодорожная станция находится в Абакане, что в соседней Хакасии, то есть, в 390 километрах от Кызыла. Прямого авиасообщения с Москвой тоже нет. Для того, чтобы попасть сюда, нужно вначале долететь до Красноярска, Иркутска или Новосибирска, а затем пересесть на рейс, следующий в сердце Азии. Сердце Азии, в данном случае, не метафора, ведь Тува — географический центр этой части света, и, согласно одной из существующих систем подсчета, столица республики Кызыл расположена как раз в непосредственной близости от заветной точки X — об этом свидетельствует символический обелиск «Центр Азии», созданный по проекту бурятского художника Даши Намдакова и установленный на городской набережной близ другой скульптурной композиции «Царская охота».

На фото: скульптура Даши Намдакова «Царская охота» в Кызыле

Кстати, река Енисей берет свое начало как раз в столице Тувы, и многие приверженцы шаманизма усматривают в этом дополнительный сакральный смысл. Дело в том, что, согласно местным верованиям, могущественные духи любят обитать у истоков рек, вероятно, поэтому-то городской культурный центр шаманизма «Ай-Чурек» устроен по соседству с тем местом, где Большой Енисей сливается с Малым.

Основала центр потомственная шаманка и целительница Ай-Чурек Оюн, происходившая из древнего и очень уважаемого рода «Девять курганов». Местные жители приходят сюда не только ради ритуалов, но и чтобы поправить здоровье, ведь при центре открыта клиника нетрадиционной медицины «Тосс Дээр», название которого переводится, как «Девять небес», где  трудятся все лучшие местные целители. Кстати, подобная концентрация шаманов в одном месте — не совсем типична для Тувы с точки зрения традиций. Дело в том, что раньше представители этой древней профессии конкурировали друг с другом и занимались клиентами исключительно индивидуально, но новое время диктует суровые правила рыночной экономики, вот шаманам и приходится подстраиваться под современные реалии и создавать совместные предприятия.

Прием в «Тосс Дээр» — платный, но отбоя от желающих посетить центр нет. Сюда идут и коммерсанты, чтобы совершить обряд на удачу накануне важной сделки, и девушки, желающие узнать все о своем потенциальном суженом, и старушки — погадать на будущее внуков с помощью волшебных камушков хуваанак, что добывают из зоба улара или глухаря. В каждом кабинете центра сидят два шамана, у всех над столами — лицензии, подтверждающие классификацию специалистов. Однако, если вы думаете, что в центре занимаются одними лишь магическими или целебными практиками, то будем вынуждены вас удивить. Не меньшее внимание в «Ай-Чуреке» уделяют защите святых мест края, сохранению традиций и духовных ценностей Тувы.

Словом, тувинский шаман — профессия сложная и многозадачная. Представитель этого древнего ремесла должен не только камлать, призывать духов или очищать силовые центры человека с помощью ритуалов с шаманским бубном, но и в совершенстве владеть горловым пением, а также уметь безошибочно предсказывать будущее и заглядывать в прошлое. Если же говорить о техниках исцеления, то суть их в следующем: шаманы лечат при помощи природной энергии, помощи бубна они настраиваются на пациента, например, входят в резонанс с его сердечным ритмом, который затем ускоряют или замедляют. Также воздействие на больного происходит с помощью древних мелодий и горлового пения, а усиливают эффект уже, можно сказать, традиционными методами: отварами из целебных трав, ароматерапией и массажами.

Также в списке обязательных навыков профессионального шамана значатся: искусство привлечения здоровья и богатства, великолепное знание техник массажа, способность встречать души новорожденных и провожать души умерших в мир иной из серединного, где, как считается, мы живем сейчас. Кстати, священный бубен — это не просто главный ритуальный инструмент. Тувинские шаманы относятся к нему, как к живому человеку. Например, чтобы бубен начал обладать волшебными свойствами, его не просто освящают, а оживляют, если же инструмент портится или теряет свою магическую силу, его не выбрасывают на помойку, а торжественно хоронят.

Костюм каждого тувинского шаманов — совершенно уникальный в своем роде, и двух повторяющихся вы просто не сможете увидеть. Весь секрет в том, что обрядовую одежду каждый шаман делает самостоятельно и в полном соответствии с теми инструкциями, которые он получает напрямую от духов. Помимо разноцветных плетенных подвесок, веревочек и всевозможных сакральных предметов длиннополые кафтаны шаманов традиционно декорируется лапками животных или кусочками невыделанных шкур. А вот с головными уборами все более или менее стандартно, они всегда сделаны из перьев. Кстати, в шаманской традиции считается, что перья — это самый настоящий дар богов.

На фото: шаманский костюм в музее Хельсинки 

На особенно высоком уровне шаманская активность в Туве держится ровно три месяца в году: в мае, июне и июле. Именно в этот период здесь проходят массовые ритуалы по освещению рек, гор, долин и священных рощ, считается, что они способны усилить магические свойства природы. Во время камлания шаманы сжигают на ритуальных кострах печенье, сладости, мясо и прочую снедь, дабы явившиеся на зов духи были сыты и довольны, а сопровождается магическое действо танцами, пением и, само собой, игрой на бубнах.

Непосвященные на ритуал допускаются, проходят массовые камлания чаще всего в священных рощах, которые отличить от рощ обыкновенных — проще простого. Шаманы верят, что если из корня одного дерева вырастают два ствола разных пород, значит, это дерево — волшебное, если же в каком-то месте концентрация раздвоенных деревьев особенно высокая, то и вся роща получает статус магической. Кстати, в такие места очень часто приходят женщины, мечтающие о детях, о своем желании стать матерью они сообщают духам следующим образом — повязывают на ветки чаламы — шарфы или лоскуты яркой ткани. Словом, увидите подобное, знайте, вы в священном для тувинских шаманов месте.

Канал создательницы сайта Юлии Малковой, а также анонсов, новостей и личных заметок в мессенджере Telegram

Материал был подготовлен для журнала Natura Siberica

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова – Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com

ПРИПЕВ:
Мен — тыва мен
Мөңге харлыг дагның оглу мен.
Мен — тыва мен
Мөңгүн суглуг чурттуң төлу мен.

2. Өгбелерим чуртунда
Өлчей тарып иженген,
Өткүт хөөмей ырынга
Өөрүп талаан тыва мен.

3.Аймак чоннар бүлези
Акы-дуңма найыралдыг,
Депшилгеже чүткүлдүг
Демниг чурттуг тыва мен.

Припев

Возможно, сорвало ветром с головы. ноу комментс…

Численность населения Тувы по данным 2011 года составляет 308 160 чел. Удельный вес городского населения — 53,1 % (2010). Показатель естественного прироста населения по республике в целом в 2011 г. достиг 15,3 %. К чему я это? Ах да! В Туве есть пять городов. Еще есть поселок городского типа. А еще есть 12 сел с населением больш 3000 человек. Однако, село Саглы не входит в число 12 избранных. Если че, писать сюда: 668141, Республика Тыва, Овюрский район, с. Саглы

С очередного перевала открывается вид на монгольское озеро Увс-Нуур. Озеро является результатом усыхания внутреннего водоёма, чья площадь в ледниковый период достигала 16 тыс. км². Регион озера был заселён несколько тысяч лет назад. Множество курганов, оленных камней, петроглифов и рунических надписей оставили после себя племена кочевников — хунну, монголы и енисейские кыргызы.  Любителям пляжного отдыха на заметку: с октября по май озеро покрывается льдом, летом градиент температуры составляет от 25 °C на поверхности до 19 °C на дне. Годовое колебание температуры воздуха может составлять от −58 °C зимой до 47 °C летом. И смысл ехать в турции? Очень богат животный мир озерной котловины — здесь обитает 173 вида пернатых и 41 вид млекопитающих, включая таких редких животных как ирбис, аргали, сибирский горный козёл. 29 различных видов рыб обитает в озере Убсу-Нур, и один из них, алтайский осман, употребляется в пищу человеком.

С каждым днем тема, затронутая в журнале, становилась все актуальнее.

Вот и доехали до леса! У первого же ручья бросили якорь.

Трофейная рулька яка пошла на шурпу…

Ну а шурпа уже просто пошла…

На утро, доев на завтрак остатки шурпы с пивом/коктейлем, тронулись…

Стали появлятся первые заправки… По асфальту просто поперли

Рядом мясной рынок и у пернатых полное взаимопонимание…

Кстати, это один из тех пяти тувинских городов – Шагаан-Арыг (население 11,4 тыс. чел.) центр Улуг-Хемского кожууна. По простому – Шагонар. Город был основан в 1888 году. При заполнении Саяно-Шушенского водохранилища город оказался в зоне затопления и был перенесён на новое место, в 7 км от старого. Одно из немногих мест в Туве, где есть что-то вроде промышленности: малое производство стройматериалов индивидуальными предпринимателями (кирпич шлакоблочный строительный, пилорама), мелкие предприятия пищевой промышленности (хлебопекарни). Судя по развалинам, раньше тут был индустриальный центр Тувы. Ну а сейчас только произрастает конопля – ценное сырье при производстве многих видов продукции. Конопля посевная описана в 19-ом и 20-ом томах «Естественной истории» Плиния Старшего, который упоминает её использование как прядильного, пищевого и лекарственного растения. Упоминается что конопляные семена — хорошее средство для лечения запора у домашних животных, сок травы помогает от отита, а корень можно использовать в качестве припарок от боли в суставах, подагры и ожогов. Конопля имеет богатую историю использования человечеством в качестве: пищи (семена), материала для изготовления бумаги, одежды, обуви, верёвок, канатов, тросов и ниток.

Енисе́й (эвенк. Ионесcи «большая вода», хак. Ким, тув. Улуг-Хем «великая река», кет. Хук, селькуп. Пӱӱл Тяас-қолд, нен. Енся’ ям’) — река в Сибири, одна из величайших рек мира и России. Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Начинаясь слиянием рек Ка-Хем и Бий-Хем (Большой и малый енисей) в самом центре Кызыла, превращается во 2-ю по величине реку России (после Оби)

Большая река. От Шагонара начинается Саяно-Шушенское водохранилище, образованное плотиной Саяно-Шушенской ГЭС.

На горизонте – город Кызыл…

Город Кызыл  — город республиканского подчинения в России, столица Республики Тува. Население — 110,0 тысяч человек (в 2010 году). Город располагается в точке географического центра Азии. Географический центр Азии — гипотетическая точка, отмечающая географический центр Азии. Расположение центра зависит от определения границ Азии и главным образом определяется выбранной методикой подсчёта, а также тем, включаются ли удалённые острова в список крайних точек Азии или нет.
Таким образом, на звание географического центра Азия претендует несколько мест. Кызыл, Тува,  Россия — обелиск «Центр Азии» на набережной имени Кужугета Шойгу (51°43′30″ с. ш. 94°26′37″ в. д. (G) (O)); Юнгфен, Синьцзян-Уйгурский автономный район,  Китай — монумент «Географический центр континента Азия» (43°40′37″ с. ш. 87°19′52″ в. д. (G) (O)).

Вот и начало Енисея. Как уже было сказано, он начинается на набережной папы Шойгу. Кужугет Серээвич Шойгу (1921—2010) (урождённый Кужугет Шойгу Серее оглу: родовое и личное имя поменялись местами по ошибке паспортиста) в дальнейшем работал в партийно-советских органах, был секретарём Тувинского обкома КПСС и вышел на пенсию первым заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР. Также возглавлял тувинский госархив и шесть лет проработал редактором газеты «Шын» («Правда») на тувинском языке, написал повести «Время и люди», «Перо чёрного грифа» (2001), «Танну-Тыва: страна озёр и голубых рек» (2004)

Это не первый памятник, существующий на территории Тувы и символизирующий ее центральное георафическое положение. Долгое время считали, что центр Азии определил английский топограф и разведчик Александр Дуглас Каррутерс, посетивший Туву в 1910 г. Однако это не так. Впервые о нем упоминает В.М. Родевич – начальник партии по исследоанию Верхнего Енисея. В опубликованном в 1910 г. “Очерке Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)” он пишет: “В 90-х годах, однако, приехал Урянхай английский путешественник со специальной целью видеть центр Азии, который по его определению пришелся возле усадьбы Г.П. Сафьянова балдам, на Енисее. Столб в садике усадьбы знаменует этот примечательный пункт. Англичанин, по его словам, уже посетил центры Европы, Африки и Австалии”. Усадьба Г.П. Сафьянова стояла на левом берегу Улуг-Хема в 25 км выше слияния Бий-Хема и Ка-Хема. Позже каменный столб, символизирующий центр Азии, был перенесен из Салдама в Кызыл и установлен на берегу Енисея. Этот первый памятник не дошел до нашего времени, очевидно, он был унесен паводком, и лишь его каменный постамент долгое время сохранялся во дворе бывшей электростанции (ныне здесь располагается Тувинская судоходная компания). Затем на берегу Енисея, немного восточнее того места, где стоял каменный столб, был сооружен монумент в виде небольшой усеченной пирамиды. Сначала он был бетонным монолитом, без облицовки и имел весьма скромные размеры. В 1984 г. в честь празднования сорокалетия вхождения Тувы в состав СССР по проекту архитектора М. Куулара была произведена реконструкция памятника. При сохранении композиции в целом монумент был поднят на подиум и облицован мрамором. Одновременно была очищена и обустроена территория, прилегающая к памятнику, а также смотровая площадка и спуск к реке.

Кстати, Шойгу в Туве даже в бытность министром МЧС был суперкрут. На фотках в музее местный президент лично проводит экскурсия Кожугетычу. И вообще, фотка с Шойгу – обязательный атрибут власти местных чиновников. Справедливости ради, отметим, что под чутким патронажем министра МЧС город цветет и пахнет. 

По рассказам местных, как и повсюду в бывшем СССР в городе происходили межнациональные столкновения, короче, мочили русских. Однако сейчас город в этом плане выглядит вполне благополучным, по крайней мере на улицах славяне и тувинцы держатся вместе.

В городе расположен Национальный музей им. Алдан Маадыр (60 богатырей), располагающий богатейшей коллекцией археологических находок. В 2008 году было сдано новое здание музея, являющегося одним из красивейших в городе. Это позволило большую часть коллекции представить к экспонированию на 4 этажах комплекса. В музее также хранится «золото Скифов» и другие находки из всемирно известного кургана «Аржаан 2».

Неплохой стадион…

Музей политических репрессий, куда ж без него…

Памятник непокоренному тувинцу. Вот тут смысл несколько мутноват… Возможно, относится к периоду династии Цин.
Установлен на пересечении с ул. Комсомольской. Автор – скульптор Т.Ч. Ондар. Скульптура, которую он создал в 1992 г. и называл первоначально “Не сдался”, прежде была установлена на ул. Ленина у Дома художника. На нынешнее место перенесена в 1997 г.

Памятник героям войны…

В целом, город выглядит даже получше некоторых других областных/республиканских центров.

Приятный парк…

Ну а на турбазе на берегу Бий-Хема нас ожидала встреча с тувинской шаманкой Татьяной Кирилловной…

Кстати у Енисеев очень быстрое течение и он хорош для семейного сплава. Теплая вода (около +15), солнце и водный джакузи – что еще надо для отдыха изможденных трудом кызыльцев!

Нас ждала комфортабельная турбаза с душем (деревянная юрта), электричеством, рестораном и обогревателями в каждой юрте. Мечта!

Татьяна Кирилловна появилась в желтых брюках. Ребята попросили переодеть что-то понейтральнее, так как они снимали документальный фильм. Ритуал описывать не буду – все есть на видео, просто держите в уме, что это не реальное камлание, а по сути демонстрация.

Вот сам ритуал. Снято, конечно, фиговенько, но уж что есть… Не обессудьте, что про шаманов такой куцый рассказ: тема общирная и как не пиши получится либо занудно, либо неполно. Так что, заинтересовавшихся темой отправляем на поиски в инет.

Костюмы шаманов могут сильно различаться, скажем, в музее Кызыла их несколько видов совершенно другого кроя. Головной убор с перьями – общая черта всех костюмов. Также, общим являются подвески из бус, закрывающие глаза шамани (также они есть на куртке), предназначенные для защиты камлающего шамана от злых духов.

Тувинские шаманы сейчас очень популярны, добрая половина туристов едет только для того, чтобы посмотреть на них. За ними охотятся фотографы крупнейших агентств мира. Да и сами они уже побывали в Германии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Италии, Венгрии, Австрии, Америке. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания), переводят на немецкий, английский языки. Все лето рядом с шаманами – ученые из Италии, Австрии, Германии.

Раньше шаманы никогда не камлали вместе, более того, встреча двух шаманов всегда вызывала соперничество. Но нынешняя экономическая ситуация заставила и шаманов объединяться. Кроме шаманов, живущих в отдаленных районах, все кызыльские шаманы объединены в общества “Тос дээр” (“Девять небес”), “Дунгур” (“Бубен”), “Адыг-ээрен” (“Дух медведя”), в Ак-Довураке “Солангы-ээрен” (“Дух рудуги”).

К шаманам идет довольно много людей. Идут старушки – погадать на свое недолгое будущее или попросить о здоровье для внука. Идут коммерсанты – благословить сделку или партию товара. Бывает, правоохранительные органы обращаются – человека пропавшего найти. Верить? Не верить? Но люди идут. Шаманы сидят, как адвокаты: по два человека в комнате. Сверху – халат, а снизу – брюки “адидас” и кроссовки. На голове – шапка с перьями. Перед каждым нехитрые шаманские атрибуты, а листок с фотографией и надписями на тувинском языке – это лицензия. Подходишь к кассиру, говоришь, что тебя волнует, платишь деньги, он говорит номер комнаты, в которую тебе надо идти. Точь-в-точь как в сельской поликлинике. Основные атрибуты гадания – мелкие, похожие на черные семечки, одинаковые камушки – хуваанак. Эти камешки добывают из зоба улара или глухаря. Шаман бросает их на носовой платок и видит твою судьбу. Как прошлую, так и будущую.

На фотках можно рассмотреть детали костюма. Опять-таки, это не значит, что таковы костюмы всех тувинских шаманов.

Орудия культового служения шамана: бубен (дунгур), состоящий из круглого деревянного обода диаметром 60-70 см, одна сторона которого была обтянута сыромятной кожей марала или самца косули, и колотушка (орба). Бубен имел деревянную вертикальную рукоятку из березы, на которой вырезалось изображение человека (шамана, по одним объяснениям, и “хозяина” бубна – по другим), ниже которого вырезались изображения нескольких змей.

Когда мы прощались, она поинтересовалась куда мы направляемся и, когда мы сказали, что завтра должны уже быть в Моголии, как-то невзначай бросила, что завтра мы туда не попадем. Мы обратили внимание на ее слова только на следующее утро, когда выяснилось, что у одной из машин оторвало амортизатор. Однако это нас не тревожило, так как рядом Кызыл и поменять амортизатор дело получаса. Однако, несмотря на такую простую поломку, на сервисе провозились почти 4 часа (то, се, нет детали, мастера) и мы действительно не успели до закрытия пограничного перехода. Прямо мистика! 🙂

Границу решили переходить

ночью

через Цаган-Толгой. По дороге до поселка Эрзин вдоль дороги попадались оленные камни. Оленный камень — название древних камней с изображениями. Оленные камни — массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой. Датируются поздним бронзовым и началом железного века. Встречаются на Алтае, в Тыве, Забайкалье, Монголии и Китае и других местах. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений.

 

Ведь можем же прямые дороги строить 🙂

Пришлось заночевать недалеко от Эрзина (благо там протекает одноименная река и проблем с охлаждением пива не было). Какие-то пампушки рядом с местом нашей ночевки:

В селе Эрзин, кроме традиционных пиваса и водки, усталому путнику предлагается массах Нуга Бест: Массадтадып келиринерни чаладым! Если кого заинтересует, есть номер телефона 🙂

 

Ну и все про Туву. Заправились на дорожку солярой и пивасом и вперед, в Монголию! Но об уже этом в следующей части.

Предыдущие/следующие части:

Биография

В 2018 году в Кызыле на первом всероссийском съезде шаманов прошли выборы верховного шамана России. Им стал глава местной религиозной организации шаманов «Адыг-Ээрен» («Дух медведя»), верховный шаман Тывы Кара-оол Допчун-оол, за которого проголосовали 115 коллег из 116. Хотя шаманизм еще не признан официальной религией России, но, по утверждению знающих людей, этот статус приравнивается к титулу патриарха Московского и всея Руси.

Детство и юность

Весной 1948 года бабушка будущего верховного шамана России Улуг Кара-Хам (Великая черная шаманка) в особом месте силы проводила обязательный перед летней кочевкой священный обряд «чалама». И именно в этот момент у матери Кара-оола начались схватки:

«Бабушка застелила укромное место еловыми и пихтовыми ветками и помогла мне появиться на свет. Она же перерезала пуповину и обмыла меня в холодных водах трех рек. Потом, завернув в шкуру ягненка, отдала меня маме со словами: “Корми его грудным молоком до девяти месяцев, а потом я его заберу”».

Через девять месяцев знаменитая знахарка и повивальная бабка забрала младенца, родившегося 21 мая в местечке Кара-Булун Улуг-Хемского кожууна, и занялась воспитанием ребенка, поняв, что именно ему нужно передать свои знания целителя и силу шамана. Женщина, жившая в юрте на островке между селами Ийи-Тал и Баян-Кол, обладала необыкновенными способностями — ей удавалось поставить на ноги даже умирающего человека.

Ее супруг Долаан Суге-Лама, человек мудрый, добрый и понимающий, 40 лет посвятил учебе в Тибете и лечил разные болезни с помощью трав, обучив внука этому нелегкому ремеслу, а также тибетскому и старомонгольскому языкам.

Отец Кара-оола (Черного мальчика) приходился братом Адыг-Тюлюшу Хемчик-оолу, с 1936-го по 1938-й бывшему председателем президиума Малого хурала Тувинской Народной Республики. Осенью 1938-го последнего обвинили в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Японии и расстреляли вместе с другими участниками «дела девяти».

После его гибели репрессиям подверглась вся семья. Отца Допчун-оола негласно записали в число «врагов народа», не брали на работу, не разрешали держать скот и сеять пшеницу, а любой заработок конфисковывали. В итоге после смерти жены и младших сыновей от голода он вынужден был бежать в село Солчур Овюрского кожууна на границе с Монголией. Его брата Адыг-Тюлюша Шокар-Хама еще в 1939-м отправили в лагерь на Колыму, а Кара-оола вместе с бабушкой и дедушкой выслали на остров Улуг-Алаак на реке Енисей.

Верховный шаман Кара-оол Допчун-оол

Верховный шаман Кара-оол Допчун-оол / Фото: «ВКонтакте»

В 1953-м в жизни Допчун-оола случилась самая страшная трагедия: дедушку и бабушку сожгли прямо в юрте сотрудники НКВД. Мальчика, оставшегося в живых, забрал к себе брат Великой черной шаманки Черлик-Хам, арестованный и убитый по доносу через две недели:

«Черлик-Хам был сильным шаманом, всегда ездил на огромном сером волке. От него я унаследовал силу колдуна. Его звали Дикий Шаман. Он посадил меня на своего волка, завернул в тулуп и отвез к родителям в Ийи-Тал. Вот тогда вся моя радость к жизни угасла и пропала вера в людей».

В школе мальчик подвергался издевательствам со стороны одноклассников, поэтому, еле дотянув до окончания восьмого класса, он уехал в город Шагонар. Оттуда путь подростка лежал в Кызыл к старшему брату.

Военная служба и карьера

Отучившись в Кызыле в вечерней школе, молодой человек пытался поступить в Иркутский пушно-меховой техникум, но передумал и ушел в армию. Высокий, здоровый и сильный парень, отлично владевший боевым самбо, попал в воздушно-десантные войска — в военной части в Ярославле он был единственным тувинцем.

В 1968-м Допчун-оола в рамках военной операции «Дунай», развернутой против «Пражской весны», отправили в Чехословакию, где он арестовывал членов правительства и конвоировал их в московскую Бутырскую тюрьму. На следующий год десантник участвовал в советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманском, на всю жизнь запомнив, как тот горел и как он с сослуживцами собирал тела погибших пограничников.

Демобилизовавшись, вчерашний солдат первым делом записался на водительские курсы, а после устроился в Национальный музей республики. Под руководством Монгуша Кенин-Лопсана молодой человек собирал старинные предметы феодальной Тывы и, по особому поручению, каменные изваяния.

Спустя пять лет будущий верховный шаман России устроился в пассажирское АТП водителем маршрута № 7, много лет посвятив этой работе, которую действительно любил.

В конце 80-х мужчина пробовал заниматься бизнесом, но с предпринимательством в итоге не сложилось. Малое предприятие по выделке шкур «Тон» и организацию «Анчы», где он принимал шкуры белок и соболей, сдавал их на кировскую фабрику «Белка», а вырученные деньги раздавал охотникам, пришлось закрыть из-за притеснений.

Шаманизм

Заниматься шаманизмом Кара-оол Тюлюшевич начал в 1982-м, проводя обряды 7 и 49 дней, одного года и трех лет, разговаривая с умершими и служа проводником между ними и их родными, а в 1988-м, после того как к нему явилась бабушка, взялся за лечение людей.

Сперва пациентами целителя были домочадцы, которых он избавлял от зубной и головной боли, а затем к нему стали обращаться и их знакомые:

«Я от многих болезней могу излечить: опухоли, заболевания ЖКТ, печени, почек, мочеполовой системы. Меня даже пригласили в Кембриджский университет. Я прожил в Англии два года, вел прием пациентов, лечил их руками. Меня, вернее излучение, которое исходит от моих ладоней, исследовали ученые».

На старте 90-х Допчун-оол и Монгуш Кенин-Лопсан создали первое шаманское общество «Дунгур», вскоре вслед за ним появилось и второе — «Тос-Дээр». В обоих на должности председателя находился внук Великой черной шаманки, но в итоге эти посты ему пришлось оставить.

В 2000-м Кара-оол Тюлюшевич открыл собственную шаманскую организацию «Адыг-Ээрен», специально для этого выкупив бывшую базу Минторга. В 2009-м его избрали верховным шаманом Тывы, а в 2018-м — верховным шаманом России.

Личная жизнь

Несмотря на то что верховный шаман России производит впечатление грозного и хмурого человека, на самом деле он добрый и мягкий и всегда с состраданием относится к ближним.

Что касается личной жизни, то мужчина счастлив в третьем браке с избранницей Натальей Монгушевной. Отец семерых детей души не чает в многочисленных внуках, но самой любимой из них называет внучку Буяну, сейчас живущую с родителями в Югре. Девочку, у которой есть дар шамана и которая уже снялась в ряде фильмов, Допчун-оол воспитывал до восьми лет. Фотографию с любимицей целитель охотно предоставил из семейного архива для иллюстрации к интервью журналу «Тувиночка» в 2020-м.

Кара-оол Допчун-оол сейчас

Верховный шаман России и Тывы и председатель «Адыг-Ээрена» известен не только как целитель и травник, но и как предсказатель будущего по камням, картам и бараньей лопатке и толкователь сновидений. Раз в год потомственный шаман совершает своеобразное турне по зарубежным странам, где его ждут многочисленные пациенты, записавшиеся на прием за несколько месяцев.

Кара-оол Допчун-оол в программе Андрея Малахова

Кара-оол Допчун-оол в программе Андрея Малахова / кадр из передачи «Малахов»

Допчун-оол, видящий свою миссию в том, чтобы шаманизм официально признали в России в качестве пятой религии, сейчас прилагает все усилия, чтобы в Кызыле открылся этнографический центр «Дом шамана» с музеем, где будут представлены собранные им лично уникальные предметы шаманизма со всего мира.

Кара-оол Тюлюшевич является активным участником фестивалей шаманизма, охотно общается с представителями СМИ и не обходит стороной телевидение. Так, в октябре 2022-го он вписал в биографию программу «Малахов» на «России-1», где рассказал о том, что ждет Россию и весь мир в будущем.

Интересные факты

  1. В 2018-м потомственный шаман дал интервью для музея истории ГУЛАГа, где рассказал о репрессированных родственниках.
  2. Боевым искусствам Кара-оола еще в молодости научил друг старшего брата — титулованный спортсмен Тог Кок.
  3. В детстве мальчик просто обожал сказки, а самой любимой из них было народное сказание о Кезер-Чингисе, передававшееся из уст в уста.
  4. Верховный шаман России и Тывы не переносит человеческое высокомерие и несправедливость и не терпит, когда сильные обижают слабых, а самым прекрасным чувством на Земле называет любовь к детям.
  5. Открытие «Адыг-Ээрена», избрание на пост верховного шамана Тывы, а затем и на пост верховного шамана России Допчун-оол назвал важнейшими событиями своей жизни.

Тува — республика, лежащая на самой границе с Монголией, овеяна прежде всего криминальной славой. Регион действительно сложно назвать благополучным, однако у местных жителей есть другие, тоже вполне понятные, амбиции: они хотят привлечь сюда туристов. Корреспондент «Известий» съездил в этот край степей и горных озер вместе с командой сервиса «Туту.ру», чтобы посмотреть, что в Туве могут предложить гостям и на какой уровень не только комфорта, но и безопасности им стоит рассчитывать. И убедился, что иногда риск действительно может быть оправданным.

Через Саяны

Лететь из Москвы до столицы Тувы Кызыла около пяти часов. Разница во времени, как и с Красноярским краем, — четыре часа. Это значит, что полет обратно пройдет для вас почти без потерь во времени — если повезет с погодой, прилет придется почти на то же время, что и вылет.

Правда, прямые рейсы есть всего два раза в неделю. Если по времени вы с ними не угадаете — добраться до Тувы можно из Абакана (Хакасия). Путь неблизкий, зато дает возможность проехать по границе сразу трех регионов — через Хакасию, (совсем небольшую) часть Красноярского края и, собственно, Туву.

Вид из иллюминатора самолета

Фото: Наталья Анисимова

В аэропорту Абакана водители, предлагая свои услуги, наперебой выкрикивают: «Ергаки, Ергаки!». Это национальный парк, расположенный на границе Красноярского края. Ехать до него несколько часов. От границы до столицы Тувы Кызыла — еще часа три.

В общем, дорога (когда-то проложенная по просьбе купцов и золотопромышленников) сложная, но впечатляющая. Граница республики проходит по живописному хребту Саян. И все местные, услышав, что вы добирались сюда от Абакана, сразу спрашивают: «Саяны видели?» — и замирают в ожидании реакции.

Так что если вы располагаете временем, стоит воспользоваться случаем, чтобы получить возможность увидеть красоту сибирской природы и величественное спокойствие Саян. Это гордость местных жителей по обе стороны хребта. И неспроста.

Справка «Известий»

Тува к России присоединилась относительно недавно — в состав Российской империи республика, которая находится на самой границе с Монголией, вошла в 1911 году. Одной из советских республик она официально стала в 1944-м. Ближайшие зарубежные соседи — Монголия и Китай, российские — Республика Алтай, Хакасия, Красноярский край, Иркутская область и Бурятия. Название можно произносить по-разному — местные жители одинаково спокойно относятся и к «Туве», и к «Тыве». Общая численность населения — чуть больше 320 тыс. человек. В 2019 году республика по этому показателю занимала 78-е место среди 85 регионов России.

Золото скифов

Кызыл (население около 119 тыс. человек) — город небольшой и построенный сравнительно недавно. Основан был в 1914 году и раньше назывался Белоцарск.

Культурных достопримечательностей здесь две: Национальный музей Республики Тыва и монумент Центр Азии, установленный на берегу Енисея.

Главное сокровище республики (в самом прямом смысле) скрыто именно в музее — за тяжелой бронированной дверью и под пристальным присмотром двух охранников в полутемном зале хранится золото скифов. Около 30 кг золотых украшений в начале 2000-х годов археологи нашли в двух аржанах — как здесь называют курганы — в местной Долине царей, недалеко от самого Кызыла.

Золото скифов в Национальном музее Республики Тыва

Золото скифов в Национальном музее Республики Тыва

Фото: commons.wikimedia.org

Здесь можно увидеть древний символ власти — золотую гривну: целые табуны миниатюрных золотых лошадей и шпильку с замысловатой головой оленя. Точная копия его сегодня венчает монумент Центр Азии.

В других залах можно узнать об истории Тувы и быте кочевых народов, увидеть стенд, посвященный уроженцу Тувы Сергею Шойгу (его портреты здесь можно найти в каждой школе), посмотреть традиционные юрты, а в соседнем здании — увидеть священные камни с надписями, сделанными в том числе на тибетском языке. Их собирали в разных концах страны.

В самом Кызыле достопримечательности на этом заканчиваются — город относительно новый и вряд ли может впечатлить необычной архитектурой или многообразием культурных точек. За основными впечатлениями нужно отправляться за его пределы.

Справка «Известий»

Примерно в часе езды от Кызыла, в музее-заповеднике «Белдир-Кежии», находится памятник тувинской письменности, который стал победителем во всероссийском конкурсе самых необычных памятников, которые проводил сервис «Туту.ру».

Логистика

Тут, к слову, нужно сказать, что на общественный транспорт в республике лучше не рассчитывать. Железной дороги в республике нет. Автобусы есть только в больших городах. Междугородние тоже есть, но, по словам местных, существенно меньше, чем хотелось бы.

Сами жители говорят, что в основном полагаются на попутчиков — в каждом населенном пункте есть собственный чат в социальных сетях, куда водители из местных пишут о маршруте предполагаемой поездки. Все заинтересованные могут присоединиться, скинувшись водителю на бензин.

Шоссе в Туве

Фото: Наталья Анисимова

Метод не для туристов, прямо скажем. Поэтому лучше либо заранее арендовать автомобиль (при наличии смелости и уверенности в собственных силах), либо обратиться в местный туристический центр — там предлагают организованные туры по окрестностям, например, на автобусах, а также готовы организовать отдельный транспорт, в зависимости от пожеланий гостя. У туристического центра (расположен на улице Красных партизан, недалеко от Центра Азии) есть свой сайт — он, правда, не всегда доступен.

Еще один момент, который стоит учесть, — между населенными пунктами (а они часто расположены довольно далеко друг от друга) тут почти нет сотовой связи. Так что все нужные карты лучше закачать заранее, да и с важными звонками не откладывайте до выезда.

Озера и горячие источники

А транспорт вам наверняка понадобится. Природа — после полезных ископаемых — еще один предмет республиканской гордости.

Виды — на горы, степи и степенный Енисей — впечатляют сами по себе. Кроме того, тут можно отправиться на охоту и рыбалку. В качестве альтернативы можно также поехать к одному из нескольких горячих источников или живописных озер. Если в Енисее купаться, по словам местных, бывает прохладно даже летом, то озера для этого — самое то.

Ближайшее к Кызылу озеро — Чакдай, расположено от него примерно в 100 км. Добраться туда можно на машине. А славится озеро в том числе золотыми песками, которые можно обнаружить в этой местности.

Памятник тувинской письменности в Музее заповеднике Белдир-Кежии, который выиграл во всероссийском конкурсе на самый необычный памятник, проводившимся сервисом «Туту.ру»

Памятник тувинской письменности в музее-заповеднике «Белдир-Кежии», который выиграл во всероссийском конкурсе на самый необычный памятник, проводившемся сервисом «Туту.ру»

Фото: Наталья Анисимова

Еще одно озеро — Торе-Холь, находится на южной границе, почти у самой Монголии. Туда добираться сложно, и на легковом автомобиле не проехать, даже если вас не пугает дальний путь. Туристов возят туда на «Уралах».

Список источников обширный, а выбор зависит прежде всего от медицинских показаний (специфика разная у каждого) и в немалой степени от того, на что вы готовы пойти, чтобы их увидеть.

Так, до двух — Шивилига и Арголика — добраться относительно несложно. Они находятся в центральном районе республики, то есть в зоне прямого доступа от столицы. Еще один, Уш-Белдир, находится на границе с Монголией. В переводе его название означает «слияние трех рек» — добираться туда придется примерно так же, как и до озера Торе-Холь. А самый труднодоступный, Чойган, скрывается на границе с Иркутской областью. Добраться туда своим ходом практически невозможно, летом людей доставляют рейсовые вертолеты — правда, если соберетесь ехать, будьте готовы, что вертолет придется подождать из-за погоды.

Тувинцы разжигают костер

Фото: Наталья Анисимова

Те, кто едет на лечение, к таким сложностям готовы — попасть туда можно по путевке, которая выдается сразу на несколько недель или на месяц. И за время пребывания люди успевают организовать там свое собственное тесное сообщество со своими праздниками и играми на открытом воздухе.

Кстати, стоит иметь в виду, что особенных удобств ни там, ни, судя по всему, где-либо еще на просторах Тувы ждать не стоит. У источников вы сможете получить информацию о том, как правильно купаться в них, чтобы не навредить здоровью, но туристической инфраструктуры там не будет.

Праздники

Охоту, рыбалку и купание в источниках лучше, конечно, планировать на лето.

Тем более что летом занесенная снегом степная страна преображается. Убедиться в этом просто, посмотрев, например, снимки местных блогеров в Instagram (кстати, их там довольно много).

Национальная борьба хуреш

Национальная борьба хуреш

Фото: Наталья Анисимова

На лето же приходится и большая часть наиболее туристических событий. Например, республиканский турнир по национальной борьбе хуреш (июнь), этнический фестиваль «Зов 13 шаманов» (июнь), всевозможные (вполне современные) состязания в местных горах и фестиваль местной живой музыки «Устуу-Хурээ» (июль).

А еще в начале весны здесь можно увидеть цветение багульника, которое, судя по фотографиям, готово состязаться с лавандовым провансом. Посмотреть на усыпанные лиловыми цветами горы можно в мае.

Шаманы

В республике две официальные религии — буддизм и шаманизм. При этом выбирать не обязательно, отмечают сами жители: многие одновременно посещают и шаманов, и буддийские монастыри.

Шаманы для Тувы — одновременно элемент повседневности, помощники и советчики в делах и еще один способ заинтересовать туристов. Сами шаманы это тоже прекрасно понимают — и, солидно поправив головной убор из перьев ворона или головы лося, готовы максимально подробно рассказывать о своей работе. По крайней мере те из них, кто присутствует на публичных праздничных обрядах.

Шаман у костра

Фото: Наталья Анисимова

Для местных жителей у шаманов расценок нет — считается, что шаман не назначает цену за свои услуги, каждый сможет положить столько, сколько посчитает нужным (или сможет). Какие правила действуют для туристов, которые несильно ориентируются в таком ценообразовании, выяснить так и не удалось. Но, приехав в Туву, посетить шамана можно — если захочется поездки с полным погружением в местную культуру, действовать лучше всего через официальные шаманские общества, которые можно найти в Кызыле.

Если же захочется посмотреть на работу сразу нескольких шаманов со стороны, можно приехать в середине февраля на местный Новый год (Шагаан-Ол) и ночью пойти посмотреть на обряд очищения огнем или посетить праздник «Зов 13 шаманов», который проходит в республике в июне.

Еда

Отправляясь в Туву, нужно быть готовым есть баранину — много, иногда очень много. Иногда — руками (но тут — как договоритесь). Иногда — для разнообразия — можно будет обойтись субпродуктами: скажем, колбасой из бараньей печени, завернутой в баранье сало. Расслабляться не стоит: как только вы покончите с колбасами, вам, скорее всего, снова подадут баранину. Справедливости ради скажем, что готовить ее в республике действительно умеют.

Еще один специалитет, который вы сможете попробовать буквально везде, — традиционный соленый чай с молоком. Напиток на любителя, но для понимания культуры попробовать стоит. В идеале — сидя в юрте.

Тувинская юрта

Фото: Наталья Анисимова

Второй национальный напиток — молочная водка крепостью около 15%. Кстати, стоит иметь в виду, что на продажу алкоголя в республике действуют строгие ограничения — купить его в магазинах можно только в будни с 11:00 до 15:00. На рестораны и бары ограничение не распространяется, но и ресторанов с барами тут немного.

А вот что здесь можно найти без ограничений — так это кисломолочные продукты из очень вкусного и свежего коровьего молока (благо умиротворенных и вполне благодушных коров здесь можно встретить практически повсюду).

Добавить комментарий