Апостольский дворец в Ватикане — официальная резиденция Папы Римского. Именно в нём нашла прибежище самая известная часовня Ватикана — Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina). Всемирную славу капелле принесло её потрясающее сходство с ветхозаветным Храмом Соломона.
Над убранством капеллы трудились талантливейшие мастера эпохи Возрождения: Боттичелли, Рафаэль и Микеланджело. Туристов в капеллу влекут именно фрески работы Микеланджело: огромный монументальный «Страшный суд», легендарное «Сотворение Адама» и удивительный будто бы объёмный потолок, полностью расписанный великим мастером.
Площадь Святого Петра в Риме, где находятся Ватиканский Музей и Сикстинская капелла, является излюбленным местом для свадебных фотосессий. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что свадьба в Риме не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.
Фотосъёмка в самой Сикстинской капелле запрещена, но посетители всё равно тайком делают фотографии, которые довольно отдалённо передают всё величие знаменитых фресок.
Сейчас Сикстинская капелла — это исторический памятник, поэтому церковные службы здесь не проводят, но её используют для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу Римского.
Сикстинская капелла: история
Сикстинская капелла была построена в середине XV века по заказу папы Римского Сикста IV (отсюда название) как домовая церковь.
После постройки Сандро Боттичелли и группа других художников украсили боковые стены: на северной изобразили цикл из шести картин об истории Христа, на южной — шесть фресок из истории Моисея. Потолок расписал под звёздное небо художник Пьерматтео д’Эмилия.
Ещё через 30 лет по приглашению папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело. Ещё через 25 лет он же создал фреску «Страшный суд» на алтарной стене. Роспись потолка — самая масштабная работа великого мастера в технике фрески, а произведения «Страшный суд» и «Сотворение Адама» — одни из самых известных в мире шедевров эпохи Возрождения.
Потолок Сикстинской капеллы
На потолке Сикстинской капеллы представлен самый известный цикл фресок великого Микеланджело. Мастер создал его в рекордно короткое время, всего за 4 года, притом что сам себя называл не живописцем, а скульптором, и для него это был первый опыт настолько масштабной работы в технике фрески, к тому же большую часть работы он выполнял в одиночку, не доверяя помощникам. Потолок Сикстинской капеллы признан одним из главных шедевров искусства эпохи Высокого Возрождения.
Одно из впечатляющих свойств этой росписи — сводчатый потолок предстаёт объёмным за счёт ложных архитектурных элементов, выполненных в технике «тромплей». Пилястры, карнизы, барельефы — всё это нарисовано. С помощью этого приёма Микеланджело разбил пространство на зоны, в каждой из которых размещен тот или иной сюжет или персонаж.
Девять центральных фресок изображают сцены из Книги Бытия:
- Сотворение светил и планет,
- Сотворение Адама,
- Грехопадение и Изгнание из Рая,
- Потоп,
- Отделение света от тьмы,
- Отделение суши от вод,
- Сотворение Евы,
- Жертвоприношение Ноя,
- Опьянение Ноя.
По краям мастер изобразил двенадцать пророков и сивилл, над окнами капеллы — имена и изображения предков Христа. В углах часовни изображены четыре библейские драматические истории: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана.
Фреска «Страшный суд»
Монументальное произведение покрывает всю алтарную стену Сикстинской капеллы, ради его создания в своё время в этой стене заложили окна. Микеланджело создал её почти через 25 лет после того как расписал потолок, работа заняла также всего 4 года.
Композиция полотна делится на три части: вверху летящие ангелы, в центре — Христос, Дева Мария и блаженные, внизу — ангелы Апокалипсиса, возвещающие о конце времён, восхождение праведников на небеса и схождение грешников в ад.
«Страшный суд» в истории искусств считается произведением, завершившим эпоху Возрождения. В своё время работа подверглась жёсткой критике. Микеланджело обвиняли в ереси и непристойности за то, что он изобразил людей обнажёнными. В ответ на обвинения мастер изобразил одного из своих главных оппонентов в виде царя Миноса в аду.
Спустя 24 года после создания фрески наготу закрасили по решению Тридентского собора и распоряжению папы Римского Павла IV. Художник, который этим занимался, получил уничижительное прозвище «штанописец». Самый непристойный по мнению критиков фрагмент, изображающий святого Власия и святую Екатерину Александрийскую, ему пришлось полностью вырезать из стены и переписать, придав героям «пристойные» позы.
Сикстинская капелла: время работы в 2023 году
Ватиканский музей, в котором находится Сикстинская капелла, открыт с понедельника по субботу с 9:00 утра до 18:00 вечера, последний вход в музей в 16:00.
По воскресеньям музей закрыт, кроме последнего воскресенья каждого месяца, когда музей работает с 9.00 до 14.00 (последний вход в 12:30), и вход для всех бесплатный. Это правило действует за исключением тех случаев, когда последнее воскресенье месяца совпадает с Пасхальным Воскресеньем, Днём Святых Петра и Павла 29 июня, Рождеством 25 декабря и Днём Святого Стефана 26 декабря.
В даты религиозных праздников Ватиканский музей закрыт. В 2023 году это даты 1 и 6 января, 19 марта, 2 апреля, 1 мая, 29 июня, 14 и 15 августа, 1 ноября, 8, 25 и 26 декабря.
В 2023 году Сикстинская капелла закрыта для посетителей 27 июня с 17:00 до 18:00, последний вход в 16:30.
Ознакомиться с полным календарём работы Ватиканского музея на ближайшие два года вы можете на официальном сайте. Белым цветом обозначены обычные дни, зелёным — дни с бесплатным входом, жёлтым — дни, когда музей дополнительно работает в вечерние часы с 19:00 до 23:00, красным — дни, когда музей закрыт.
Билеты в Сикстинскую капеллу, цена в 2023
Билеты и экскурсионные туры можно забронировать на официальном сайте Музея Ватикана. Посетить отдельно только Сикстинскую капеллу невозможно, нужно купить общий билет в музей.
Билеты в Сикстинскую капеллу и Музеи Ватикана
- Стандартный входной билет в Ватиканский музей стоит 17 €.
- Билет «без очереди» через онлайн-бронирование стоит 21 €.
- Льготный билет — 8 €. Льготы действуют для детей от 6 до 18 лет, священников и семинаристов, бывших или действующих сотрудников Ватикана, а также студентов до 25 лет включительно при наличии документа.
- Льготный билет «без очереди» стоит 12 €.
- Для учащихся начальной и средней школы в организованных группах билет стоит 4 € за каждого ученика. На 10 детских билетов предоставляется один бесплатный билет для учителя. Групповое посещение нужно забронировать заранее с указанием всех участников, и в день посещения необходимо принести официальную заверенную бумагу из школы с тем же списком.
- Билет «без очереди» для школьников в организованных группах — 6 €.
- Аудиогид (для желающих) — 7 €.
- Аудиогид для детей от 6 до 12 лет — 5 €.
Подробно о стоимости билетов на официальном сайте Музея Ватикана
Главный вход в Ватиканский музей на панорамах Google:
Где находится Сикстинская капелла, как добраться
Здание Сикстинской капеллы находится справа от Собора Святого Петра, но попасть туда можно только через главный вход в Музей Ватикана со стороны улицы Viale Vaticano. Чтобы дойти до Сикстинской капеллы, придётся пересечь не один десяток других залов.
Как доехать до Музея Ватикана на метро
Ближе всего находится станция Cipro (линия A, оранжевая ветка), от неё до входа в музей идти около 10 минут. Другая ближайшая станция — Ottaviano (линия A, оранжевая ветка), от неё до Музея Ватикана идти около 5 минут.
Как доехать до Ватиканского музея на автобусе или трамвае
Вам подойдёт автобус № 49, который останавливается на площади перед Музеем Ватикана, также автобусы 32, 81, 982, остановка Piazza del Risorgimento и автобусы 492, 990, остановка на Via Leone IV / Via degli Scipioni.
Вы можете доехать на трамвае № 19 до остановки на Piazza del Risorgimento.
Другие способы доехать до Сикстинской капеллы в Ватикане
Вы можете воспользоваться обычными такси или вызвать его через приложение Uber или подобные.
Видео о Сикстинской капелле в Музее Ватикана
Отзывы с FOURSQUARE
Anna
август 2020
Знаменитейшее место в Ватикане, да и в мире! Обязательно покупайте билеты заранее! Лучше приходить утром.
Julja
ноябрь 2019
Это любовь!!!! В Рим хочется вернуться!
Иринка
июнь 2019
Много людей, стоять можно только в центре. С открытыми плечами и в коротком нельзя. Охранники выдают одноразовые накидки.Проход в собор Святого Петра справа в углу (деревянная дверь).
Vyacheslav
январь 2019
Ожидание было выше чем было увидено. Но определённо впечатляет, что это один человек сделал.
Igor
ноябрь 2018
Как бы сюда попасть без толп туристов?!?
Наталия
октябрь 2018
Впечатлило, но ожидала чего-то большего. Наверно в таком месте нужна тишина и единение с собой.
Олег
сентябрь 2018
Потрясающее, конечно. Слов нет.
Egor
июль 2018
Сайленси и ноу фото — самые шумные тут, это полиция Ватикана. Фото не будет.
Смотреть отзывы на
Куда сходить и что посмотреть в Риме
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Пожалуй, это тот самый случай, когда внешний облик совершенно не соответствует внутреннему содержанию. Уж слишком велик контраст между “упаковкой” и наполнением. На мой взгляд, во всем Риме, да что там в Риме, во всей Италии вы не встретите такого диссонанса, такого нарушения гармонии, такого сочетания не сочетаемого… Внешняя сдержанность, я бы даже сказала, неприглядность вкупе с внутренним поистине бесценным великолепием.
Думаю, что по названию моей статьи вы уже догадались, о чем идет речь. Правильно, о Сикстинской капелле, которая для меня лично является выражением мысли о соединении человеческой души и тела. Олицетворением того, сколь богат и насыщен может быть внутренний мир человека при всей его внешней простоте и неприметности.
В своей статье Ватикан я рассказала вам в двух словах об этом удивительном месте, но многое все же осталось за кадром. И вот пришло время пролить свет на историю создания и росписи. На труд утонченного Боттичелли. На роль великого Рафаэля. На муки творчества Микеланджело. На особую важность функции, возложенной на эту бывшую домовую церковь.
И начнем мы, как всегда, с истории.
История создания
Итак, все началось в конце XV века, с Папы Римского Сикста IV, в честь которого капелла и получила свое название.
Сикст очень опасался военной угрозы со стороны флорентийского клана Медичи и султана Османской Империи Мехмеда II, с которыми у него никак не складывались отношения.
Если с турками все понятно, все же народ импульсивный и воинственный, да и Османская империя жаждала завоевать весь мир, то с Медичи предлагаю разобраться более детально.
Почему все же Флоренция и Рим в те времена не могли найти общий язык? Казалось бы, одно вероисповедание, одна страна, одни культурные традиции, но все не так просто. И вообще, дорогие мои, просто не было никогда.
Медичи
Это имя на века связано с эпохой Ренессанса и с Флоренцией, а точнее с независимой Флорентийской Республикой, существовавшей с XII по XVI вв. и игравшей одну из важнейших ролей в политической истории Италии.
Здесь жили и творили такие величайшие мастера, как Петрарка, Бокаччо, Данте, Джотто, Макиавелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Рафаэль.
Становление клана Медичи началось в XV веке с Джованни Медичи, который основал во Флоренции один из богатейших банков Италии, за счет чего город превратился в крупнейший финансовый центр всей Западной Европы. Банк Медичи стал сетевым и имел представительства не только на территории страны, но также в Бельгии и Англии. Медичи стали баснословно богаты и влиятельны, так как являлись главным кредитором Папской Курии.
Не буду распространяться подробно на тему этой известной фамилии, все же статья посвящена не им. Но о Лоренцо Великолепном Медичи скажу отдельно, ведь именно в эпоху его правления Флоренция достигла своего наивысшего расцвета и именно тогда начался конфликт с Папой Сикстом. Именно эта “война” и положила начало истории Сикстинской капеллы. Видите, как в жизни все взаимосвязано?
Имя Лоренцо Великолепного уже можно делать нарицательным.
О, господа, это был уникальный персонаж. Единичный экземпляр. Бриллиант клана. Не только блистательный управленец и дипломат, но еще эстет, писатель, поэт и рьяный покровитель искусств, сделавший Флоренцию главным центром итальянского Возрождения.
Но давайте “ближе к телу”. Итак, как вы уже успели заметить, власть Медичи была безграничной, авторитет беспрекословным. Такое положение вещей не устраивало многих, в том числе и Папу Сикста, который решил поддержать большой заговор против этого клана.
В апреле 1478 во время службы в соборе было совершено нападение на Лоренцо и его родного брата Джулиано.
Первому удалось бежать, второй же скончался на месте от полученных ранений. Заговорщики были схвачены и казнены. Папа Сикст пришел в ярость, конфисковал имущество Медичи, закрыл все отделения их банка в Риме, отлучил Лоренцо от церкви, а в последствии наложил отлучение и на всю Флоренцию. На этом Сикст не успокоился. Он начал военные действия, которые продолжались 2 года. Но в итоге все закончилось хорошо, Лоренцо с Папой помирились и создали альянс против общего врага Италии – Османской Империи.
Вот в такой обостренной политической ситуации и была возведена Сикстинская капелла на месте, где до нее стояла капелла Великая – место сбора папского двора и знатных семейств Италии. Проект новой капеллы задумывался как небольшая крепость, и создал его флорентийский зодчий Баччо Понтелли. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).
Я не буду останавливаться на конклаве подробно, хоть это и очень примечательное мероприятие. Всю информацию вы можете прочитать в моей статье Ватикан.
Итак, капелла. Через 21 год после ее освящения возникла потребность в укреплении этого строения, и с тех пор оно претерпело немало изменений. Возводились опоры для дополнительного укрепления стен, создавались различные надстройки, реставрировались фрески. Еще бы, ни одно здание не может простоять нетронутым в течение 5 веков. Даже крепость.
Давайте немного постоим у капеллы и повнимательней посмотрим на ее внешний облик.
Внешний облик
Как я уже говорила выше, Сикстинская капелла задумывалась в качестве оборонительного сооружения, но так же служила домовой церковью для пап.
Здание имеет прямоугольную форму и в точности повторяет размеры Храма Соломона – 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Так указано в Ветхом Завете.
У крепости не может быть никаких особых изысков в отличии от дворца, поэтому все лаконично, строго и аскетично. Кстати, присмотритесь повнимательнее. Форма капеллы вам ничего не напоминает? Лично у меня возникают ассоциации со шкатулкой викторианской эпохи. Строгая классика, “рубленный” дизайн, ничего лишнего.
Папская домовая церковь имеет 3 этажа.
Первый этаж – очень прочен и основателен, с толстыми и высокими стенами, характерными для оборонительных сооружений тех времен.
На втором этаже мы с вами видим стрельчатые окна, благодаря размеру которых внутри капеллы всегда достаточно воздуха и света.
Третий этаж был караульным помещением, поэтому вместо окон здесь находится множество бойниц, которые служили отверстиями для ведения огня по мишени. Когда-то это помещение не имело крыши, галерея была открыта, но со временем было принято решение о возведении защитного покрытия, чтобы природные явления не испортили бесценные росписи.
Знаменитые росписи Сикстинской капеллы… это ее душа. Тот самый духовно-богатый внутренний мир, о котором я говорила в самом начале. След трех гигантов эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело. Неоценимый подарок, оставленный нам в наследство. Живая легенда, чудо, так бережно хранимое на протяжении пяти веков, чтобы сегодня мы с вами сказали: “Да, чудеса там, где в них верят и чем больше верят, тем чаще они случаются”.
Внутреннее убранство
Как я уже говорила, чудо капеллы заключено в трех великих именах. В трех неповторимых художниках, каждый из которых внес свой вклад в роспись этой церкви. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но эти три гиганта сыграли свою особую роль в том, чтобы словосочетание “Сикстинская капелла” стало самым известным словосочетанием в мире.
Но, господа, мы же понимаем, что всего этого никогда бы не произошло, не примирись Папа Сикст с Лоренцо Медичи. Ведь все трое вышеупомянутых мастеров являлись представителями именно флорентийской школы живописи. И, конечно, ни один из них не переступил бы порога капеллы, не усмири Папа свою гордыню.
А теперь давайте я расскажу вам про участие в этом грандиозном проекте каждого из трех гениев .
И начнем мы с Боттичелли.
Фрески Сандро Боттичелли
Думаю, многие из вас знают картину “Рождение Венеры”.
Так вот этот шедевр есть творение рук выдающегося художника эпохи Возрождения, итальянца – Сандро Боттичелли, настоящее имя которого было Сандро Филипели.
Боттичелли (или “бочонок” по-итальянски) – прозвище, доставшееся ему по наследству от старшего брата-толстяка.
Сандро очень быстро снискал себе славу талантливого портретиста и стал известен не только во Флоренции, но и за ее пределами. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.
И вот в 1481 году группа мастеров под предводительством Боттичелли прибыла в Рим. Компания была небольшая, всего-то 3 художника: Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, и сам “Бочонок”. Плюс несколько их помощников.
Еще один, четвертый и последний “фигурант” этого дела, Пьетро Перуджино из Умбрии, прибыл в Рим раньше и уже начал работы в капелле.
На тот момент Перуджино был одним из самых прославленных мастеров и входил в число лучших художников Италии. Кстати, самым известным его учеником был Рафаэль.
Но вернемся к нашей теме.
Задача заключалась в следующем – расписать стены папской церкви фресками, проводящими параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как взаимосвязь Ветхого и Нового завета. Художники рьяно взялись за дело. Работы длились год, и в результате было создано 16 картин, 4 из которых не дошли до наших дней по определенным причинам.
И сейчас мы рассмотрим повнимательней эти настенные росписи, включенные в список всемирного наследия и находящиеся на втором ярусе. Возможно, они несколько блекнут на фоне грандиозного потолка Микеланджело и его сцены “Страшного суда”, но поверьте, без этих уникальных изображений капелла не представляла бы из себя такого целостного и потрясающего зрелища.
Я расскажу вам о северной и южной стенах, которые при входе в папскую церковь будут находится слева и справа от вас соответственно.
Итак,
Второй ярус
- Северная сторона – отдана под цикл истории Спасителя и включает в себя 6 фресок, в том числе и одну фреску Боттичелли, на которой я остановлюсь подробней. Давайте посмотрим на каждую из них, начиная от алтаря и двигаясь по направлению к выходу.
Крещение Христа (Перуджино)
Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)
На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.
- Первый (слева вверху) – дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.
- Второй (в центре вверху) – дьявол, под личиной того же отшельника, пытается заставить Иисуса броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите.
- Третий (справа вверху) – дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет дьявола, и тогда тот предстает в своем истинном обличье.
- На переднем плане мы видим юношу, исцелённого от проказы, который приходит к верховному жрецу Храма, дабы явить это чудо и рассказать о своём очищении. В руках молодой человек держит жертвенную чашу. Две женщины подносят другие ритуальные предметы — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец символизирует Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь во искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Призвание первых апостолов (Гирландайо)
Нагорная проповедь (Росселли)
Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)
Тайная вечеря (Росселли)
Цикл завершался фреской “Воскресение” работы Гирландайо на стене над выходом. Но дело в том, что 1522 г. обрушилась балка, так называемый архитрав, и эта фреска была уничтожена. Пришлось перерисовывать. Правящий на тот момент Папа Григорий XIII сделал заказ на роспись по той же теме другим, малоизвестным художникам.
- Южная стена – история пророка Моисея, также состоящая из 6 фресок. Давайте я вам их покажу. Направление, как и в случае со стеной северной, от алтаря к выходу.
Путешествие Моисея в Египет (Перуджино)
Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)
Здесь изображены несколько эпизодов жития Моисея.
- Справа пророк убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню.
- В центре картины Моисей помогает дочерям священника подойти к колодцу, он прогоняет пастухов, которые не пускали девушек
- В левом верхнем углу пророк снимает обувь и слышит глас Божий, приказывающий ему вернуться в Египет и освободить свой народ
- В левом нижнем углу – сцена, как Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.
Переход через Красное море (Росселли)
Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли)
Наказание восставших (Боттичелли)
Основная тема картины – восстание левитов против правления Моисея и его брата-сподвижника Аарона.
- Справа изображены Моисей, мятежники и Иисус Навин (не путать с Иисусом Христом!), преграждающий им путь.
- В центре мы видим пророка в папской тиаре, который изгоняет заговорщиков.
- Слева земля поглощает предводителей заговора
На мой взгляд, примечательным является тот факт, что эта фреска расположена напротив эпизода «Вручение ключей Святому Петру», который был задуман как символ легитимности папской власти. Таким образом, “Наказание восставших” – это своего рода послание и даже предостережение вероломным, задумавшим посягнуть на власть Святого Престола
Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров)
Цикл завершался фреской “Спора над телом Моисея” работы Синьорелли на стене над выходом. Но как я уже говорила, в 1522 г. произошел неприятный инцидент с обрушением архитрава и наряду с фреской Гирландайо “Воскресение” была уничтожена и эта сцена из жития Моисея. Впоследствии она также была реанимирована силами других, малоизвестных художников, по заказу Папы Григория XIII.
Ну вот, господа, мы с вами изучили второй ярус Сикстинской капеллы и теперь, если вам посчастливится и вы попадете в эту сокровищницу мирового искусства, вам не понадобится даже аудиогид, вы сами будете в состоянии рассказать кому угодно, что изображено на северной и южной части папской церкви.
Третий ярус
Но ваш рассказ будет неполным, если мы не рассмотрим повнимательнее третий ярус, тот, который с арочными окнами. Посмотрите повыше, видите мужские изображения в проемах между окнами?
Это портреты первых понтификов, и выполнены они теми же мастерами, о которых я вам только что рассказала – Боттичелли & Co.
Вот для примера портрет Папы Сикста II работы Боттичелли.
С каждой стороны имеется по 12 изображений, еще 4 находятся на стене над входом вместе с двумя фресками, о которых я упоминала раньше. Вот как это выглядит:
Оставшиеся 4 портрета пап были погребены под фреской “Страшный суд”. Но, уверена, мир не скорбит по этому поводу. Эти жертвы оказались оправданы тем бесценным шедевром, который оставил нам в наследство Микеланджело.
Потолок и “Страшный суд” Микеланджело
Все началось со строительных раскопок, имевших место в 1504 году неподалеку от Сикстинской капеллы. В результате этих действий, потолок папской домовой церкви был сильно поврежден и покрылся трещинами. Началась реконструкция, которая привела к тому, что возникла потребность обновить и роспись потолка (на тот момент это были сверкающие звезды на ночном небе). Однако у правящего Папы Юлия II возникла другая идея.
Более масштабная. С размахом, так сказать. Он решил расписать свод по-новому и в самом что ни на есть величественном стиле.
Итак,
Рим. 1506 год. Весна. Скандал.
Серьезная размолвка между Микеланджело и Юлием II из-за масштабного проекта папской гробницы, статуи для которых понтифик заказал скульптору.
Буонарроти вкладывает колоссальное количество времени и сил, проводит несколько нелегких месяцев в Карраре для того, что лично подобрать лучшие сорта мрамора.
С этим проектом он связывает большие надежды. И тут как гром среди ясного неба – Юлий II отказывается платить за привезенный мрамор!
После эмоциональной сцены объяснения с Папой, Микеланджело в бешенстве покидает Рим. Он возвращается во Флоренцию. И только после неоднократных просьб, требований, увещеваний и призывов Юлия вернуться, скульптор с ним встречается и, поостыв, даже просит прощения за свои дерзкие слова.
Но о продолжении работ над гробницей речи уже не идет.
Если верить Джорджо Вазари (итальянский художник и писатель), то подножку мастеру подставит его недоброжелатель – любимый архитектор понтифика Донато Браманте.
Именно он убедит Папу в том, что строить гробницу при жизни плохая примета. И именно он предложит кандидатуру Микеланджело на роспись потолка капеллы.
План интригана расчетлив и коварен – полностью дискредитировать в глазах общественности известного скульптора, ведь Микеланджело никогда не занимался живописью, а значит должен был потерпеть сокрушительное фиаско. Браманте жаждет убрать хотя бы на время со своего пути этого талантливого выскочку и сам заняться гробницей Папы.
Но из писем флорентийца Пьеро Росселли, адресованных Микеланджело, вырисовывается иная картина. По его словам, следует, что именно Папе пришла в голову мысль поручить роспись свода Сикстинской капеллы Буонарроти. Что до Браманте, то тот, напротив, пытался отговорить Юлия от этой безумной затеи, утверждая, что скульптор не справится. У архитектора был свой протеже на этот проект – его друг и родственник Рафаэль Санти. Но Росселли вступился за честь земляка, и судьба Микеланджело была решена.
В общем, господа, история покрыта мраком. И до сих пор исследователи не могут придти к единому мнению, почему же все-таки для этой глобальной цели был выбран скульптор, а не какой-нибудь известный художник.
Как бы там ни было, в апреле 1508 году Микеланджело подписывает договор с Папой и приступает к работе.
И сразу сталкивается с первой серьезной проблемой.
“Летящие леса”
Отмена служб на время росписи не входила в планы Понтифика, поэтому возникла потребность в лесах особой конструкции – таких, чтобы художники не мешали священникам в их традиционной процедуре служения Господу.
И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Он берется выполнить поставленную задачу и проектирует леса таким образом, что по его задумке мостки должны подвешиваться на канатах. Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. Да, незадача…И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Довольный собой, он презентует идею Микеланджело, но тот лишь смеется при виде этого плода инженерной мысли. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Заделать их будет невозможно. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте? На этот вопрос у архитектора не нашлось ответа.
Ситуация довольно деликатная, так что дело решают отправить на рассмотрение Папе, который встает на сторону Микеланджело и приказывает ему сконструировать и возвести подмостки по собственному проекту. И тот блестяще справляется с этой задачей. Гений проектирует так называемые “летящие” леса – настил, опирающийся на крепления, которые, по задумке Буонарроти, должны были быть вмонтированы в стены около окон при помощи совсем небольших отверстий.
Под лесами Микеланджело планирует натянуть экран из ткани для предотвращения падения краски и раствора вниз.
Эта же конструкция будет использована в наши дни для реставрации свода капеллы.
Некоторые источники утверждают, что великий художник работал лёжа. Но это не так. Микеланджело делал роспись стоя, запрокинув голову назад. Четыре года, проведенные в таком положении, дадут о себе знать артритом, сильным сколиозом и инфекцией ушей от постоянно падающей сверху краски.
Помимо этого, гений эпохи Возрождения сильно испортит зрение и долгое время будет читать и рассматривать рисунки снизу вверх прямо над головой.
Но вернемся к нашей истории.
Скульптор приступает к процессу росписи после нескольких месяцев подготовки эскизов рисунков, возведения лесов, обработки поверхности для нанесения изображений.
Кстати, сказать, что у Микеланджело на момент начала работ вообще не было опыта в настенных фресках и живописи, значит, сказать неправду. Согласно историческим сведениям, он имел шанс познакомиться с этой техникой в мастерских Гирландайо, обучаясь там в 1487 году. Но с тех пор ни разу не практиковался в этом виде искусства, не считая эпизода своеобразного соревнования с Леонардо да Винчи, когда обоим было поручено сделать роспись стены в зале Большого совета дворца Сеньории во Флоренции.
Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнутся великому творцу. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Он сбивает поврежденную роспись и продолжает работу, используя уже более устойчивый к плесени раствор. Все это время с ним рядом находятся его помощники.
Муки и радости
К слову будет сказано, изначально заказ Папы Юлия II заключался только в изображении фигур 12 апостолов. Но Микеланджело яростно отказывался от этой идеи по причине ее “бедности”. После долгих препираний и споров папа уступил и позволил скульптору расширить иконографию по собственному желанию. Так родился грандиозный проект величественной росписи потолка, содержащий в себе сцены из Библии. И вот здесь мы с вами просто обязаны остановиться подробней.
Своей новой программой росписи великий мастер осуществил связь с фресками Боттичелли, Перуджино и других художников, о которых я рассказывала в начале статьи.
Зона над портретами пап и треугольники над окнами посвящены теме земного человека и предков Христа. Это так называемый нижний пояс свода.
Выше мы видим изображения пророков и сивилл (в античной культуре прорицательницы, зачастую предрекавшие бедствия), обладающих особым пониманием божественного и предсказавшие приход Спасителя. Это – средний пояс свода.
Центр потолка – это самая масштабная работа, которая включает в себя 9 эпизодов из Книги Бытия, начиная с сотворения мира, заканчивая опьянением Ноя. Эти сцены объединены в три группы и раскрывают три основные темы:
- Создание Небес и Земли
- Адам и Ева
- История Ноя
В углах капеллы мы можем видеть ветхозаветные истории спасения народа Израиля.
А чтобы вы представили себе все это наглядно, я покажу вам схему свода:
Очень кропотливый, просто каторжный труд четырех лет, ведь впоследствии Микеланджело будет расписывать потолок в одиночестве.
Он будет буквально жить в этой церкви, покидая ее исключительно на время сна. Будет сам готовить раствор, растирать краски и, в силу недостаточного опыта работы с настенной живописью, будет учиться всему прямо по ходу работы.
Ход работы
О том, как продвигался процесс росписи, сказано очень много, существует достаточное количество свидетельств современников Микеланджело, его биографов, а также теории современных исследователей, историков и искусствоведов. Каждый уважающий себя гид, специализирующийся на музеях Ватикана, обязательно остановится более подробно на эпизоде о том, как продвигались работы, как менялись по ходу пьесы планы и стиль мастера, каковы были его замыслы и т.д.
Я же не буду долго распространяться на эту тему, так как в своем развернутом виде она относится больше к искусствоведческому разделу. Но и совсем без информации я вас, конечно, не оставлю.
Итак, Микеланджело решает начать работу с дальнего конца капеллы, с того, где находится вход в само здание, и продвигаться по мере росписи к алтарной стене. Логически финальная сцена трилогии – фреска “Опьянение Ноя”– становится в работе первой.
В этом цикле, посвященном истории Ноя, фигуры персонажей мельче, количество их больше, по сравнению со сценами двух других циклов. Но по мере продвижения к алтарной стене, мы видим изменения. Изображения ключевых персонажей становятся более масштабными. К последней созданной сцене “Отделение света от тьмы”, которая является логическим началом всех трех циклов, Микеланджело достигает наивысшей композиционной точки всего своего замысла.
Почему же так получилось, спросите вы. Безусловно, этому есть свое объяснение.
Ноябрь 1509 года. Второй год кропотливых работ.
Согласно Вазари, после создания сюжетной линии”Сотворение Евы”, мастер принимает решение разобрать леса для того, чтобы смонтировать их в другой половине церкви.
И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Персонажи не просматриваются на такой высоте! Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. После сюжетов “Грехопадения и Изгнания из Рая” и “Сотворение Евы”, которые входят во второй тематический цикл, изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, “Сотворение Адама”.
Но такая очевидная смена стилей никоим образом не влияет на единство восприятия всей росписи в целом. Знаете почему? А из-за цветового решения. Микеланджело прибегнул к чистым, несмешанным, сильным и ярким тонам, первоначальный блеск которым вернула реставрация, закончившаяся в 1994 году.
Папа и Буонарроти
Думаю, этот момент тоже необходимо отметить, потому что отношения Папы Юлия и скульптора Микеланджело – это просто песня 🙂
Дорогие мои, не думайте, что в процессе работ Микеланджело сталкивался со сложностями исключительно художественного характера. Были и другие события, которые не давали художнику расслабиться ни на секунду.
Как то вопросы финансирования. К примеру, в августе 1510 года финансирование проекта было остановлено по причине нехватки денег в папской казне. Юлий II покинул Рим для участия в боевых действиях, вернулся только летом 1511 и сразу заставил Микеланджело убрать леса, чтобы посмотреть роспись свода. За этот прошедший год, даже несмотря на проблемы с финансами, папа оказывал давление на Буонаротти, чтобы тот завершил работу как можно скорей. В этой связи гиганту эпохи Возрождения пришлось трудиться в бешеном ритме, буквально как рабу на галерах. И это можно понять по его последним фрескам. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие! Вот что значит гений.
Папа же постоянно спорил с Микеланджело о том, что изображения выглядят совсем “бедненько”, без блеска и сияния, мало синего цвета и золота. На что последний всегда парировал тем, что на плафоне изображены святые люди, которые не были богаты.
Целиком и полностью фрески были завершены осенью 1512 года, и в октябре состоялось торжественное открытие Сикстинской капеллы.
Кстати, интересным является одно из свидетельств, повествующее о том, что Папа Юлий II в течение процесса росписи неоднократно пытался взобраться на леса с целью контроля, но Буонарроти каждый раз бранился как сапожник и Папе ничего не оставалось, как отступить. Но иногда ему все-таки удавалось настоять на своем, и тогда Микеланджело позволял подняться к нему наверх, чтобы под неровным светом свечи Папа мог рассмотреть сделанную работу.
На самом деле, отношения Папы Юлия и Микеланджело вообще были очень трогательными. Истинно итальянскими.
Микеланджело кричал и хлопал дверью, Папа дубасил его палкой, но оба любили друг друга без памяти. Юлий очень высоко ценил талант горделивого скульптора, осыпал его почестями, одаривал деньгами и подарками, не забывая при этом поколачивать Микеланджело за своенравный характер.
Страшный суд
Через 25 лет Микеланджело вернется в эту же капеллу для того, чтобы явить миру еще один свой бесценный шедевр –огромную настенную фреску “Страшный суд”, обличающую все пороки и слабости человека.
Эта масштабная работа занимает полностью всю стену позади алтарной части. Тема росписи глубока и серьезна – Второе пришествие Христа и апокалипсис.
В 1534 году, когда 60-ти летний Микеланджело вернется в Рим для выполнения новой миссии, уже не будет в живых ни Папы Юлия II, ни Рафаэля, ни Браманте. Художник получит заказ от нового Понтифика, Климента VII, который также захочет вписать свое имя в историю мирового наследия, как это сделали его предшественники – Сикст, Юлий и Лев X (в чье правление будут изготовлены великолепные гобелены по картонам Рафаэля, о которых я вам расскажу чуть позже).
Но вот ведь незадача, вскоре Климент VII тоже отойдет в мир иной и Микеланджело вернется обратно во Флоренцию в полной уверенности, что заказ больше не актуален, займется другими проектами и практически забудет идею росписи алтарной стены бывшей папской домовой церкви.
Но часто бывает так, что сама Судьба и само Провидение вмешиваются в планы, меняют ход событий, да и вообще, как говорится, “что суждено, того уж не изменишь”. Именно это и произойдет с историей создания фрески “Страшный суд”.
Пройдет время, сменятся лица, назначатся новые папы и жизнь выведет на сцену Павла III, который реанимирует идею украсить алтарную стену грандиозной росписью.
Это станет логическим завершением, финальным аккордом целостного внутреннего убранства Сикстинской капеллы.
Микеланджело вернется к этому проекту в 1536 году по указу Папы Павла. И вы себе не представляете, насколько серьезные подготовительные работы будут проведены!
Три фрески, нанесенные на алтарную стену в XV-начале XVI века и связанные с росписью второго яруса (история Моисея и Христа), будут принесены в жертву. Несколько портретов пап, два люнета с предками Иисуса, расписанных Микеланджело 25 лет назад – тоже.
Конфигурация стены будет изменена с помощью кирпичной кладки. Ей придадут уклон внутрь помещения во избежание оседания пыли в процессе росписи. А два окна ее окна будут заделаны.
И начнется очередной адский труд гения всех времен и народов, божественного Микеланджело Буонаротти…
Изначально ему предложат выполнять работу в технике масляной краски, так как техника “чистой фрески” уже слишком сложна физически для пожилого мастера. Но надо знать Микеланджело! Конечно, он категорически отвергнет такую заботу со словами, что писать маслом “занятие для женщин и богатых лентяев”. Таким образом, стена будет подготовлена именно под фресковый вариант.
Работы будут продолжаться более четырех лет. Папа освободит художника от всех параллельных проектов для максимальной концентрации на “Страшном суде”. Как и в случае с потолком, Микеланджело будет расписывать стену в одиночестве, пользуясь услугами единственного помощника, да и то лишь для приготовления красок и нанесения штукатурки.
Когда процесс создания фрески будет подходить к концу, пожилой художник упадёт с лесов и работы будут приостановлены на месяц.
Торжественное открытие “Страшного суда” состоится в 1541 году, в канун Дня Всех Святых, в ту же самую ночь, что и 29 лет назад, когда был показан потолок.
И теперь скажу буквально пару слов о самой композиции картины.
Условно она делится на 3 части:
- Верхняя часть – ангелы с атрибутами Страстей Христовых.
- Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.
- Нижняя часть – конец света: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
В этом шедевре Микеланджело изобразил немногим более 400 персонажей, центральной фигурой среди которых является, конечно, сам Спаситель. Есть сохранившиеся свидетельства очевидцев о том, что когда Папа Павел III увидел финальный, законченный вариант картины, он был настолько поражен, что упал на колени и начал горячо молиться.
Но фреска рождала как бесконечное восхищение, так и самую что ни на есть жесткую критику.
Кампания фигового листка
Ну уж очень хочется поведать вам одну историю, связанную с серьезным конфликтом, произошедшим между кардиналом Карафой и Микеланджело во время работ последнего над “Страшным судом”. Она известна всему миру под забавным названием “Кампания Фигового листка”. Обещаю не разочаровать вас своим рассказом.
Знаете ли вы, что Микеланджело был в одном шаге от обвинения в ереси? Да-да, господа, вы не ослышались. Именно Микеланджело. И именно в ереси. Если вы читали мою статью Ватикан, то уже знаете, что “обвинение в ереси” именем Святой Инквизиции был просто хитом, главным трендом тех времен.
Кто же посмел поднять руку на гения? Кардинал Карафа. Посмел. Да еще как.
Причина скандала заключалась в том, что в “Страшном суде” художник изобразил обнаженные тела, не скрыв гениталии. Причем в самой главной христианской церкви, в Сикстинской капелле! Его обвинили в полной безнравственности и непристойности. А инициатором этих обвинений выступил будущий папа Павел IV, на тот момент еще Кардинал Карафа.
Думаю, сейчас вы презрительно усмехнулись. Какой-то Карафа, подумаешь. Но не нужно недооценивать этот персонаж. И вот почему.
В миру его называли “кардиналом смерти”. Карафа был патологически жесток. Именно он стал подлинным основателем папской инквизиции, используя в ее работе самые страшные бесчеловечные пытки. Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель “правосудия”, безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Помилование мог даровать только Понтифик. На тот момент – Павел III. “Кардинал смерти” сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV.
Так что вот с каким противником пришлось столкнуться Микеланджело. К слову сказать, эти двое останутся врагами до самой смерти.
А теперь вернемся к нашей истории.
Если бы не покровительство Павла III, высоко ценившего талант Микеланджело, неизвестно, чем бы закончился этот конфликт.
В любом случае, кардинал отступать не собирался. Вместе с еще одним своим единомышленником, он организовал кампанию, направленную против “неприличной” фрески. Целью этого мероприятия было либо полное уничтожение “Страшного суда”, либо его жесткая цензура. Но понтифику и Микеланджело удалось отстоять свой шедевр, который оставался в капелле неприкосновенным вплоть до 1564 года. Вот тогда “кардинал смерти”, став Папой, все-таки добрался до картины.
Фреску было приказано “облагородить” и прикрыть все срамные места фиговыми листами или драпировкой. Дело получили ученику и поклоннику Микеланджело – Даниэлю да Вольтерра, который с трудом исполнил приказ, минимизировав свое вмешательство в работу великого мастера. Однако это вызвало недовольство со стороны общественности и бедный да Вольтерра получил обидное прозвище “штанописец”, так как по приказу Карафы ему пришлось прикрывать некоторые интимные части драпировкой.
Во время реставрации в 90-х годах XX столетия большая часть этих вмешательств была удалена.
По ходу рассказа этой истории, в моей памяти всплыл еще один очень примечательный случай. На этот раз комичный 🙂
Царь Минос
У Папы Римского Павла III был церемониймейстер. Звали его Бьяджо да Чезена.
И вот достопочтенный Бьяджо, увидев еще не законченную картину “Страшного суда”, в ужасе воскликнул:
«Позор, что в столь священном месте изображены нагие тела в столь непристойном виде!»
А погодя, иронично добавил, что это произведение больше подходит для украшения общественных бань и таверн, нежели папской церкви.
Микеланджело не мог снести такое оскорбление и в отместку изобразил Чезену в виде бога Ада – царя Миноса. Да не просто нарисовал портрет его лица, но еще добавил к нему ослиные уши (прямой намек на глупость церемониймейстера) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер Чезены, кусающей его в пах.
Согласно легенде, Чезена просил папу о содействии в том, чтобы заставить Микеланджело убрать свое изображение с фрески. Но Павел III был не промах. С совершенно серьезным лицом он ответил Чезене, что его юрисдикция не распространяется на чертей, так что придется церемониймейстеру самому договариваться с художником.
Изображение живо по сей день, как вы понимаете. И пользуется большим спросом у туристов , если они, конечно, знают эту историю. Но, как правило, гиды ее рассказывают, уж больно она потешная.
Ну и последний титан эпохи Ренессанса, принявший участие в судьбе Сикстинской капеллы. Рафаэль.
Гобелены Рафаэля
Рафаэль Санти, Рафаэль Санцио, Рафаэль Урбинский или просто Рафаэль – уверена, это имя слышал каждый из вас.
Универсально одаренная личность, живописец, архитектор, “мастер Мадонн”. С его работами ассоциируется возвышенная красота и гармония. Душевная чистота и умиротворение.
Руку Рафаэля не узнать просто невозможно. Вы тоже знакомы с ней по самой известной картине художника, по его потрясающей “Сикстинской Мадонне”.
Как я уже упоминала выше, этот гений также внес свой вклад в роспись папской церкви. Мало кто знает эту историю, но я вам ее поведаю.
Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир.
Правящий на тот момент Папа Лев Х пожелал завершить декорирование капеллы и заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов. Тема, как обычно, была религиозной – “Деяния апостолов”. Эти шпалеры предназначались для первого яруса стен, должны были находиться под фресками Боттичелли, Перуджино и Росселли и стать их логическим сюжетным продолжением. На самом деле это не было каким-то ноу-хау, гобелены существовали тут и ранее, и вывешивались на стенах первого уровня в дни церковных праздников. И тематика была та же самая – жизнь апостолов. По мнению Папы Льва Х, гобелены поизносились, выцвели и перестали служить украшением капеллы, поэтому потребовалась срочная замена. Все так, если бы не одно “но”. На этих тканях были изображены гербы Сикста IV и Юлия II и их полное обновление давало возможность Льву Х вписать в историю и свой герб. И здесь не обошлось без тщеславия:)
Рафаэлю был заказан целый цикл определенных сцен из жизни апостолов, но при условии сохранения уже имевшегося интерьера капеллы.
И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении. Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело? Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Ведь в его задачу входила подготовка просто эскизов, картона для последующего изготовления по ним гобеленов, которые могли в точности и не передать весь замысел, мельчайшие детали, палитру цветов. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно…Но заказ есть заказ.
Великий итальянский живописец работал над рисунками в течение 2 лет, сами гобелены ткались в Брюсселе, в самой лучшей мастерской и имели огромный успех при показе в капелле в 1519 году.
Но Рафаэля не подвела его интуиция, на самом деле ничто не могло идти в сравнение с шедевром, созданным даже не художником, а скульптором!
Как бы там ни было, но гении никогда не создают ничего посредственного, и “эти картоны стали сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог себе и представить”.
Сейчас шпалеры находятся в Ватиканских музеях, эскизы – в лондонском музее Виктории и Альберта . К сожалению, до нас дошло только 7 картонов из 10, и самым знаменитым является “Чудесный улов”.
Вот такая история. Ах да, чуть не забыла! На стенах капеллы теперь красуются нарисованные копии этих тканных ковров, которые большую часть времени скрыты от посторонних глаз. Мы же видим только имитацию драпировки.
И в заключение – немного практической информации.
Как добраться
Сикстинская капелла находится в Ватикане, Ватикан – в Риме, Рим – в Италии.
Ну а если серьезно, господа, то все явки и пароли даны мной в обзорной статье “Ватикан”. Не поленитесь, загляните 🙂
В ней вы найдете подробную информацию и по стоимости билетов, и по бронированию онлайн, и по часам работы музеев, в программу посещения которых входит и это мировое сокровище.
***
Вот, пожалуй, и все, что я знаю об истории этого уникального места, которое мне посчастливилось лицезреть собственными глазами. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Чувство священного трепета перед величием и одиночеством Микеланджело останется со мной надолго. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Италию не понять, не познакомившись с творчеством одного из самых прославленных ее мастеров, печального гения, простого человека, так щедро одаренного судьбой и посланного на эту землю с одной целью – явить миру красоту в самом ярчайшем ее проявлении.
“Вот так же, как чернила, карандаш
Таят стиль низкий, средний и высокий,
А мрамор — образ мощный иль убогий,
Под стать тому, что может гений наш…”
Сикстинская капелла в Ватикане: билеты и вся нужная информация
Calvin Craig / Unsplash
Сикстинская капелла — одна из главных достопримечательностей Ватикана. В этой статье мы расскажем, как посетить Сикстинскую капеллу, сколько стоит билет, где купить его онлайн, как правильно одеться и на что, собственно, смотреть. А также о бесплатном входе и хороших экскурсиях.
На месте вам придется отстоять 2-3-часовую очередь в музейную кассу. Чтобы сэкономить время, купите билет по этой ссылке или выберите дату в календаре ниже.
В год Сикстинскую капеллу посещают 5 миллионов человек
Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы 4 года.
Как попасть в Сикстинскую капеллу?
Посетить отдельно только Сикстинскую капеллу нельзя, нужно купить общий билет в музеи Ватикана. К тому же, вы попадете в капеллу, только пройдя через все коридоры музеев.
Билеты продаются в кассе у главного входа и онлайн. В первом случае придется постоять в большой очереди. В высокий сезон (с мая по сентябрь) будьте внимательны: билеты быстро заканчиваются, покупайте заранее.
Советуем немного переплатить и сэкономить время. Вот ссылка на билет в музеи Ватикана. Его можно купить в последний момент, даже если вы решили посетить музеи спонтанно.
Как купить билет в Сикстинскую капеллу?
В кассе:
- Полный билет — 17 евро.
- Льготный билет — 8 евро.
Покупка онлайн
- Полный билет — 21 евро (17 евро + сервисный сбор 4 евро).
- Льготный билет — 12 евро.
Право на льготный билет имеют дети с 6 до 18 лет и студенты до 25 лет включительно. Для детей до 6 лет бесплатный.
Время работы:
С 09:00 до 18:00 (последний вход в 16:00).
Воскресенье — выходной.
Бесплатно можно посетить Сикстинскую капеллу в последнее воскресенье каждого месяца, с 09:00 до 14:00 (последний вход в 12:30).
Очереди в этот день впечатляют!
Важно: за оформление бесплатного билета (в том числе детского) нужно заплатить 4 евро.
На осмотр фресок по официальному билету дается всего 20 минут. Так что лучше идти с этим аудиогидом, чтобы знать, куда смотреть.
Он рассказывает о 15 главных объектах музеев Ватикана и стоит всего 2,5 евро. Идеально для интровертов!
На осмотр фресок по официальному билету дается всего 20 минут. Так что лучше идти с этим аудиогидом, чтобы знать, куда смотреть.
Он рассказывает о 15 главных объектах музеев Ватикана и стоит всего 2,5 евро. Идеально для интровертов!
Как избежать очереди в Сикстинскую капеллу?
Рабочий способ избежать очереди и получить максимум пользы от посещения — экскурсия с гидом по музеям Ватикана и Сикстинской капелле. Например, эта.
Как добраться в Сикстинскую капеллу?
Адрес: Viale Vaticano Rome 00136 Italy.
На общественном транспорте:
- На метро: до станций «Ottaviano», «Cipro», линия A. Читайте здесь, как пользоваться метро в Риме. От метро нужно будет пройти 7 минут пешком.
- На автобусах 32, 81 и 982 до остановки Piazza del Risorgimento. Или на автобусах 492 или 990 до остановки Via Leone IV / Via degli Scipioni.
- На трамвае 19 до остановки «Piazza del Risorgimento».
- На автобусе Hop-on hop-off. Забронировать экскурсию на двухэтажном автобусе можно по этой ссылке.
Ездить по главным местам Рима удобно с проездным Omnia Card. Он дает право на бесплатное посещение музеев Ватикана, купола собора Святого Петра, вход в еще 2 достопримечательности на выбор и другие преимущества.
Подробнее читайте по этой ссылке. А здесь читайте лайфхаки об использовании общественного транспорта.
Сикстинская капелла находится в самом конце музейных залов, в Апостольском дворце.
Сохраните в свой смартфон карту музеев Ватикана в формате PDF
Дресс-код и правила посещения Сикстинской капеллы
Для посетителей прописан четкий дресс-код. Не допускаются кофты без рукавов, одежда с глубоким вырезом, шорты выше колена, мини-юбки и головные уборы. Если ваш гардероб не соответствует правилам, возьмите у охранников на входе одноразовую накидку.
И еще одно правило: в Сикстинской капелле уже несколько десятилетий действует запрет на фото- и видеосъемку. Ученые говорят, что вспышки могут повредить фрескам.
Что нельзя пронести с собой?
Объемные рюкзаки, пакеты и чемоданы с размерами больше 40×35×15 см нужно оставить в камере хранения. Большие зонты, трости (если они не используются в качестве вспомогательного средства при ходьбе) и штативы для фото- и видеотехники сдайте в гардероб.
Там же придется оставить продукты питания и напитки, ножи, ножницы и другие острые и режущие предметы.
Совет: перед посещением Сикстинской капеллы пообедайте в одном из ресторанов неподалеку. В Ватикане есть столовые и кафе, но очень людные.
Решить проблему питания во время долгих прогулок поможет экскурсия на целый день с папской аудиенцией, музеями Ватикана, Сикстинской капеллой и обедом. Смотрите подробности и бронируйте по ссылке.
Кто построил Сикстинскую капеллу?
Капеллу построили в 1475-1481 гг. как домовую церковь для Папы Римского Сикста IV — отсюда и название. Для росписи стен и потолка пригласили именитых художников — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли.
Микеланджело украшал стены позже, в в 1508-12 годах, хотя Сикстинская капелла ассоциируется прежде всего с его фресками. Он отреставрировал старые фрески и написал цикл собственных. Самые известные из них — «Страшный суд» и «Сотворение Адама».
Проходят ли службы в Сикстинской капелле?
С 19 века в Сикстинской капелле проходят выборы папы Римского путем голосования. Здесь проходит конклав (от лат. conclave — запертая комната), то есть, собрание кардиналов с целью избрания нового папы. Все это время дверь в часовню закрыта.
Как только папа избран и назначен, из трубы над Сикстинской капеллой идет белый дым.
Что посмотреть в Сикстинской капелле?
Потолок
Первым делом, зайдя в капеллу, смотрите наверх. Потолок украшают фрески Микеланджело, признанные шедеврами эпохи Высокого Возрождения. Сам Микеланджело, кстати, считал себя скорее скульптором, чем художником.
Девять центральных фресок иллюстрируют эпизоды Книги Бытия: «Опьянение Ноя», «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Сотворение Евы», «Сотворение Адама», «Отделение суши от вод», «Создание солнца и планет» и «Отделение света от тьмы».
По краям — семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира. Обратите внимание на углы капеллы. В каждом из них изображены библейские истории: «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».
Когда будете смотреть на потолок, подняв голову, делайте перерывы (особенно если шея — ваше больное место). А заодно представьте, что Микеланджело проводил целые дни в таком положении. Кстати, леса для работы он спроектировал сам. В XX веке капеллу реставрировали с помощью точно таких же лесов.
До того как к потолку приложил руку Микеланджело, на нем было изображено голубое небо с золотыми звездами. Художник Пьерматтео д’Амелии расписал его по моде своего времени.
Алтарная стена
Здесь бросается в глаза эффектная фреска «Страшный суд» (1536–1541). Еще на этапе создания она вызвала противоречивые отзывы. Одни зрители восхищались, другие роптали из-за количества обнаженных фигур в папской капелле.
Дошло до того, что на «причинных местах» нарисовали драпировки (braghe). Это сделал друг и ученик Микеланджело Даниеле да Вольтерра, которого с того момента прозвали «Штанишником» (Il Braghettone).
Северная стена и южная стена
На северной стене изображены сцены из жизни Христа, на южной — из жизни Моисея. Авторы — Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Росселли, Лука Синьорелли.
Восточная стена
Фрески на восточной стене напротив алтаря изображают два заключительных эпизода из циклов Моисея и Христа: «Вознесение Христа» и «Спор у тела Моисея».
Изначально они были написаны Гирландайо и Синьорелли, но в 1522 году архитрав (несущая балка) обрушился и их работы были уничтожены. Папа Григорий XIII заказал копии.
Экскурсии по Сикстинской капелле
Интереснее всего посетить капеллу с гидом, который расскажет вам самое важное о фресках и истории часовни.
Мы нашли для вас два подходящих варианта:
- Если хорошо знаете английский, выбирайте этот официальный тур.
- А здесь можно забронировать хороший тур с русскоязычным гидом.
Желаем вам незабываемого знакомства с Сикстинской капеллой!
» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ – Собор Святого Петра в Ватикане: как посетить без проблем
Сикстинская капелла
Бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения, используемый также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы – один из наиболее значительных хоров современной Римско-католической церкви.
Жанр:Архитектура Возрождения
Как добраться
Особенности
Похожие места рядом
14 отзывов
Поражает воображения и захватывает дух. Ты погружаешся в эпоху возрождения. Наблюдая в Ватикане работы Микилянджело,Рафаэля…
Незабываемые творения великого Микеланджело даже в охранительном полумраке оставляют незабываемое впечатление.Кажется, время не властно над созданием рук человеческих!
Огромное впечатление от каждого посещения этого места. Умеют все же люди сохранять и накапливать.
Величественно!!!
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
Частные вопросы о Сикстинской капелле
Кто расписал Сикстинскую капеллу в Ватикане?
Почему нельзя фотографировать в Сикстинской капелле?
На что обратить внимание при посещении Сикстинской капеллы?
Можно ли из Сикстинской капеллы попасть в собор святого Петра без очереди?
Нужно ли покупать билеты в Сикстинскую капеллу заранее?
Какой дресс-код действует внутри Сикстинской капеллы?
- Рекомендуем посетить: экскурсия в музеи и капеллу
- Смотрите также: Какие места в Риме нужно посещать с гидом?
- Вам пригодится: как добраться до Ватикана
История создания Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.
Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).
Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.
Росписи
Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.
Флорентийцы
Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.
В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.
Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.
Потолок Сикстинской капеллы
Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.
Вклад Микеланджело Буонарроти
В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.
Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.
Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).
Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.
Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.
Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.
В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.
Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».
Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.
Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.
Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.
Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.
«Страшный суд» (Giudizio universale)
Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.
Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.
Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.
Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.
Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.
Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.
Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.
Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.
Реставрация
Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!
Как сегодня используется Сикстинская капелла?
На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.
Мужской хор
Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).
Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива – Cappella musicale pontificia sistina (видео).
Интересные факты и тайны Сикстинской капеллы
Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.
В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.
Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.
Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске “Страшный суд”. Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.
В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.
Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.
Где находится, как добраться, билеты, время работы
Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina
- на метро линии А до станции Ottaviano
- трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
- автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
- арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
- на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.
Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.
Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.
Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.
Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!
Официальный сайт: www.mv.vatican.va