Как найти силу массы корабля

Корабли бывают разные, большие и малые, пассажирские, грузовые, военные. Все они имеют свои базовые технические характеристики. В частности, среди базовых показателей для каждого судна фигурирует его вес. Это важный показатель, исходя из которого необходимо подбирать двигатель, его мощность, ходовые и другие элементы. Возможная нагрузка на водный транспорт, другие эксплуатационные характеристики также высчитываются с учетом его веса. Таким образом, подсчет данного показателя необходимо осуществлять с максимальной точностью. Но как взвесить корабль?

Можно представить себе поставленную на весы моторную лодку, но даже небольшую яхту едва ли удастся взвесить таким образом. А ведь корабли бывают очень большими по размеру. Представить себе огромный авианосец, стоящий на весах, уже не получится. Так каким же образом осуществляется подсчет веса судов? Многие любознательные люди задаются этим вопросом. Ответ на него предоставить не сложно.

Вытесненная вода и закон Архимеда

Архимед

Архимед

На самом деле, все не так уж сложно. Взвесить авианосец или любое другое судно смог бы еще Архимед в свои древние века. Ведь именно он открыл закон, согласно которому вес тела равен весу воды, которая была вытеснена при его погружении. Таким образом, получить результат можно, просто спустив судно на воду. Едва только построив корабль, поместив его в родную среду, можно узнать, сколько именно он весит, с максимальной точностью.

Как осуществляется подсчет объема вытесненной воды?

Шлюз

Шлюз

Но вода – это очень пластичная стихия, тот объем, который был вытеснен при погружении объекта в открытом водоеме, определить крайне проблематично. Разумеется, что объекты для взвешивания помещаются не в открытое море, а в специальный док. Но это актуально только в случае с небольшими по размерам объектами, которые можно поместить в док методом погрузки. Вода при этом поднимется до той или иной отметки, что позволит вычислить вес, учитывая, что все габариты дока в точности известны.

Если рассматривать вариант, при котором корабль будет заходить в шлюз или док своим ходом, будет очевидно, что некоторая часть воды покинет док при входе судна в его ворота. Подход окажется нецелесообразным, данные окажутся неточными. Такая ситуация вынуждает использовать кардинально другой подход. Приходится производить сложные расчеты, учитывая целый ряд конструкторских аспектов, учитывая при этом корпус и особенности его формы, величину его осадки от ватерлинии.

Бывает так, что сведений о той части корабля, что находится под водой, просто нет. Это актуально в первую очередь для военных судов. И в этой ситуации можно рассчитать только приблизительный вес водного транспорта, прояснить точные данные по нему не получится. Результатом сможет стать только приблизительный его тоннаж.

Узнать вес корабля можно до его строительства!

Строительство корабля

Строительство корабля

Есть еще более простой способ узнать вес корабля. Причем его общая масса при таком подходе будет известна до того, как его спустят на воду, даже до его создания. Каждый из элементов, входящих в состав судна. Имеет собственный вес. Учитывая массу каждой детали, сложив показатели, можно узнать точный вес судна с минимальной погрешностью.

Интересный факт: современные инженеры узнают другие показатели корабля еще до его строительства – известны заранее его водоизмещение, тот объем, который приходится на подводную часть. Проведенные заранее вычисления исключают ошибки при строительстве судна, позволяют сделать его максимально эффективным в эксплуатации.

Но стоит помнить, что базовый вес корабля, рассчитанный до его строительства инженерами за счет суммирования массы оборудования и деталей – это еще не все. Для обеспечения судну устойчивого положения на воде используется балласт, а кроме того, корабль всегда имеет на борту дополнительные грузы. Стоит помнить о весе членов команды и пассажиров, если таковые есть, мебели и вещах, находящихся на борту, перевозимых грузах, и так далее. Перегружать корабль нельзя, при этом его посадка понижается, возникают проблемы с управлением, риск затопления.

Плотность воды и другие нюансы

А еще стоит помнить, что вода в разных водоемах имеет различную плотность. Ведь соленость водоемов варьирует, разница есть не только между реками и морями, но и между разными участками океанов. В зависимости от плотности воды масса корабля, разумеется, не изменяется, однако осадка варьирует, и этот фактор необходимо иметь в виду.

Таким образом, вес корабля определяют преимущественно расчетами. Каких-то особенных приспособлений, весов или иного оборудования для этого не существует. Зная вес каждой из деталей, можно получить общий показатель для всего корабля. Но также необходимо иметь в виду вес команды, погруженных вещей, чтобы иметь максимально точную для текущего момента цифру.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Закон всемирного тяготения

(F=Gdfrac{m_1m_2}{R^2} )

(G ) – универсальная гравитационная постоянная

( G=6,67 cdot 10^{-11} ;; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )

(m_1 ) – масса первого тела

(m_2 ) – масса второго тела

(R ) – расстояние между центрами тел



1.  Найти силу с которой притягиваются друг к другу два космических
корабля массами (m_1=100000 кг ; и m_2=100000 кг ), если расстояние между их центрами (R=10 м ) .

( G=6,67 cdot 10^{-11} ; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )


Показать ответ
Показать решение
Видеорешение


2.  Найти силу с которой притягиваются друг к другу два астероида
массами (m_1=10^{15} кг ; и m_2=10^{15} кг ), если расстояние между их центрами (R=10^8 м ) .

( G=6,67 cdot 10^{-11} ; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )


Показать ответ
Показать решение
Видеорешение


3.  Найти силу с которой притягиваются друг к другу два астероида
массами (m_1=10^{15} кг ; и m_2=10^{17} кг ), если расстояние между их центрами (R=10^{10} м ) .

( G=6,67 cdot 10^{-11} ; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )


Показать ответ
Показать решение
Видеорешение


4.  Найти силу с которой притягиваются друг к другу два небесных тела
массами (m_1=10^{16} кг ; и m_2=10^{18} кг ), если расстояние между их центрами (R=10^{9} м ) .

( G=6,67 cdot 10^{-11} ; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )


Показать ответ
Показать решение
Видеорешение


  Задачи на закон всемирного тяготения

5.  Найти силу с которой Луна притягивает космический корабль массой (m_1=10000 кг ), если он находится
на расстоянии (H=8263000 м ) от ее поверхности, а ее радиус (R_{Луны}=1737000 м ) . Масса ( m_{Луны}=7,35 cdot 10^{22} кг )

( G=6,67 cdot 10^{-11} ; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )


Показать ответ
Показать решение
Видеорешение


10. На космический корабль массой (m_1=100000кг ) со стороны другого космического
корабля действует сила притяжения (F=0,00667 Н ), расстояние между их центрами (R=10 м ).
Найти массу второго корабля (m_2) .

( G=6,67 cdot 10^{-11} ; dfrac {Нcdot м^2}{кг^2} )


Показать ответ
Показать решение
Видеорешение


Василий Сотников
10 июля, 18:04


0

Чтобы найти массу рассматриваемого корабля, будем использовать формулу: mк = m – mг = Р / g – mг.

Постоянные и переменные: Р – водоизмещение указанного корабля; сила тяжести, действующая на груз и судно (Р = 6 * 10⁴ кН = 6 * 10⁷ Н); g – ускорение свободного падения (g ≈ 10 м/с²); mг – масса груза (mг = 4000 т = 4 * 10⁶ кг).

Произведем расчет: mк = Р / g – mг = (6 * 10⁷) / 10 – 4 * 10⁶ = 2 * 10⁶ кг.

Ответ: Собственная масса рассматриваемого корабля равна 2 * 10⁶ кг.

  • Комментировать
  • Жалоба
  • Ссылка

Макеты страниц

Рис. 1.10. Разложение силы веса на связанные оси

Второй поворот осей осуществляется относительно поперечной оси на угол дифферента против часовой стрелки (состояние 2 на рис. 1.10). Третий вокруг продольной оси из промежуточного достояния 2 на угол крена в также в положительном направлении. В состоянии 3 подвижная система координат, связанная с корпусом МПО, Занимает произвольно ориентированное положение. Последовательное проектирование силы веса в каждом положении связанных осей в конечном счете приводит к значениям проекций на произвольно расположенные оси подвижной системы:

Сила водоизмещения А – подъемная сила вытесненной корпусом МПО жидкости так же, как и сила веса, ориентирована по вертикальной оси полусвязанной системы координат. Но ее точка приложения не совпадает с центром масс, а занимает положение, определяемое координатами в подвижной координатной системе. Поэтому сила водоизмещения не только компенсирует вес корабля, но и создает момент, который изменяет его угловую ориентацию в пространстве. Проекции подъемной силы А на связанные оси определяются по аналогии с проекциями силы веса. При использовании выражений (1.38) достаточно учесть, что направление силы водоизмещения противоположно силе веса:

Суммарное воздействие сил веса и водоизмещения определяется наложением их проекций:

где разность представляет собой плавучесть корабля.

Сила веса так же, как и масса МПО на ограниченных временных интервалах, остается постоянной, в то время как сила водоизмещения может изменяться, например, в результате морского волнения. Если в стационарных невозмущенных условиях движения вес корабля и его водоизмещение взаимно компенсируются, то при плавании на волнении их суммарное силовое воздействие проявляется существенно. Ненулевая плавучесть характерна также для режимов всплытия и погружения подводных аппаратов.

Проекции момента силы водоизмещения на связанные оси имеют вид

Их можно преобразовать, подставив (1.39) в (1.40). Тогда кренящий момент силы водоизмещения

дифферентующий момент

и момент рыскания

.

Моменты существуют даже при нулевой плавучести. В связи с тем, что они зависят от углов крена и дифферента, при постоянной силе водоизмещения можно найти условия равновесия, т. е. такое угловое положение МПО, при котором моменты сил водоизмещения обращаются в ноль:

Балансировка корабля на тихой воде достигается правильным расположением груза. При этом стремятся получить нулевой крен и небольшой (1 —2°) дифферент на корму. Бортовая и килевая качка при волнении моря происходит в окрестностях балансировочных значений углов крена и дифферента.

Разработка урока по теме “Подъемная сила судов “

Цель урока: развитие технического интеллекта через формирование исследовательских навыков у учащихся.

Задачи обучения:

1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала;

2. Способствовать овладению знаниями по теме «Подъемная сила судов»;

3. Формирование умения работать в группе;

4. Развитие интереса к физике, повышение мотивации к успеху.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения: Исследовательская работа.

Оборудование: небольшой аквариум, модель корабля, мензурка, весы с разновесом.

Ведущая технология: личностно – ориентированное обучение (диалог, развитие, понимание, творчество и исследовательский поиск).

Система принципов: последовательность, сознательность и активность, наглядность, доступность, научность, связь теории с практикой.

Методы обучения:

по источнику знаний – словесный (беседа, рассуждение), наглядный (демонстрация через презентацию), практический (учащиеся ставят эксперимент), видеометод;

по назначению – приобретение знаний (расчет подъемной силы), формирование умений (пользоваться физическими приборами) и навыков (логическое умозаключение), применение знаний (позволит в дальнейшем объяснить теорию воздухоплавания), творческой деятельности (домашняя работа), закрепление приобретённых знаний (решение задач, рефлексия);

по характеру познавательной деятельности – проблемное изложение темы (демонстрации, сравнение), исследовательский – исследовать с помощью опыта, проанализировать результат.

Предполагаемый результат:

Урок будет интересный для учащихся, познавательный. Все ребята будут активны, сотрудничать с друг другом и со мной. Мое педагогическое кредо: «От сотрудничества к сотворчеству»

План урока:

1. Постановка проблемного вопроса (5 минут)

2. Расчет подъемной силы затонувшего корабля с сокровищами (10 минут), по ходу вопросы для расчета.

3. Показ спасательных работ (2 минуты)

4. Физминутка. Релаксация «Звуки моря». (1,3 мин)

4 Исследование поведения модели корабля в жидкости, расчет подъемной силы (15 минут)

5. Видеофильм Плавучесть тел.3 минуты

5. Домашнее задание. 2 минуты

6. Рефлексия.

Ход урока

  1. Проблемный вопрос – видеозапись.

Октябрь 1771 года. Балтийское море. Этот корабль направлялся в Россию. На борту находились бесценные полотна великих мастеров. Но шторм перечеркнул все планы. Шедевры голландских художников до сих пор погребены глубоко под водой. Затонувший корабль и груз, который он перевозил, стали заветной мечтой для многих охотников за сокровищами. В 1999 г. дайверы обнаружили останки корабля на дне моря. Специальные технологии, которые использовались в фильмах “Титаник” и “Бездна”, помогли исследователям осмотреть затонувшее судно, но до сих пор корабль с сокровищами не поднят.

Вопрос и данные. Презентация, слайды 1-5.

В трюме судна на глубине 41 метр находятся купленные на аукционе в Амстердаме 300 полотен “великих голландцев”, коллекции фарфора, золотые и серебряные статуэтки, а также несколько бочек с монетами. Совершенно точно, что на глубине 41 м покоятся и картины Рембрандта. Предположительная стоимость груза – более 50 млрд руб.

Как передает Санкт-Петербург.ру, у корабля минимальные повреждения корпуса. Постоянная температура, отсутствие разрушающих микроорганизмов позволяют надеяться, что содержимое трюмов сохранилось. К тому же, перед тем как загрузить картины, фаянс, серебряные и золотые украшения в трюмы, ценности упаковывали в пеналы из лосиной кожи, а потом — в свинцовые футляры.

Корабль “Фрау Мария” был построен в 1748 году, то есть сейчас ему уже 260 лет. Длина корабля 26,34 м, ширина 7,20 м, сделан он в основном из дуба, причем настолько крепкого, что ныряльщикам даже в наши дни не удалось вбить гвоздь в палубу. Мачты, скорее всего, сделаны из лиственницы.

  1. Расчет подъемной силы.

  1. Для расчета подъемной силы, что необходимо? Кто пойдет к доске рассчитывать подъемную силу? Записываем известные данные: длина 26,34 м, ширина 7,2 м, высота 4,5 м, плотность морской воды 1030 кг/м3, масса корабля вместе с грузом 1154 т = 1154000 кг. Найти подъемную силу.

1. Как рассчитать выталкивающую силу?

Записать формулу для расчета выталкивающей силы Fа = ρж * Vт * g

2. Как рассчитать объем корабля? (V = l*d*h =26,34м * 7,2м * 5,9 м = 1118,9232 м3

≈ 1119 м3)

Записать формулу на доске.

3. Что еще необходимо знать для расчета подъемной силы? Fпод = P – Fа

4. Как рассчитывается вес корабля? P = m *g =1154000 кг *10 Н/кг = 11540000 Н

Fа = ρж * Vт * g = 1030 кг/м3 *1119 м3 * 10 Н/кг = 11525700 Н

Fпод =P– Fа = 11540000 Н – 11525700 Н = 14300 Н = 14,3 кН

3. Показ спасательных работ (2 минуты)

Для этого спроектирована конструкция из стали, которая должна “надеваться” на корабль. На бортах разместят емкости, куда будут закачивать воздух. На конструкции будет закреплен механизм для разработки тоннелей под судном. Сквозь тоннели водолазы протянут под кораблем стропы – полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 40-60 см. С их помощью и будут поднимать корабль.

4. Физминутка. Релаксация «Звуки моря». (1,3 мин) Поставить музыку, включить презентацию.

5. Исследовательская работа

Исследование поведения модели корабля в жидкости, расчет подъемной силы (10 минут)

Fпод = P – Fа

Оборудование: весы, мензурка, модель корабля, небольшой аквариум.

Ответить на вопросы:

1. Какие условия необходимы для плавания корабля

– когда корабль плавает на поверхности воды? (объяснить, что такое осадка корабля и ватерлиния).

– когда будет плавать внутри жидкости?

– когда потонет?

2. Какова масса корабля?

3. Каков вес корабля?

4. Каков объем корабля?

5. Какова выталкивающая сила?

6. Какова подъемная сила корабля?

7. Сделать выводы по исследовательской работе (дома)

6. Видеофильм «Плавучесть» (3 минуты)

поставить кассету заранее и взять пульт

7. Вывод: Как рассчитывается подъемная сила корабля? Ребята, давайте назовем условия плавания тел.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание 1) записать выводы по исследовательской работе, сделать рисунки условий плавания тел в жидкости.2) задачи по сборнику на расчет подъемной силы №№. Не забудьте, на следующий урок лабораторная работа, принести соль 3 ст. ложки и чайную ложечку

9. Рефлексия Цветок настроения

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Предлагаю вам создать цветок настроения, в котором: розовые лепесток означает, что вам всё понравилось на уроке; желтый – понравилось, но не всё; зелёный – ничего не понравилось

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

3

Добавить комментарий