Величину силы тяги лошади или тягового сопротивления повозки орудия и машины можно или измерить с помощью специального прибора — силомера (динамометра) или вычислить расчетом. Динамометр устроен в виде пружинных весов, в которых пружина соединена со стрелкой (стрелочный динамометр, рис.1) или с пишущим приспособлением (самопишущий динамометр, рис.2).
Рис.1 Динамометр стрелочный (система Г. Г. Карлсена и В. А. Щукина)
Динамометр укрепляют между вальком, за который тянет лошадь, и повозкой или сельскохозяйственным орудием таким образом, чтобы вся сила, с которой тянет лошадь повозку или сельскохозяйственное орудие, передавалась только через этот измерительный прибор (рис.3). Чем больше тяговое сопротивление, которое оказывает повозка или сельскохозяйственное орудие, тем большую силу тяги должна проявлять лошадь и тем сильнее будет сжиматься пружина динамометра, а стрелка укажет, как велика сила сопротивления повозки, то-есть какому количеству килограммов равна сила тяги. В самопишущем динамометре сжатие пружины автоматически регистрируется на бумаге в виде так называемой динамограммы, после обработки которой определяют величину силы тяги в килограммах.
Рис.2 Динамометр самопишущий (системы академика В. П. Горячкина): 1 – пружина, 2 – карандаши,. 3 – коробка с часовым механизмом
На транспортных работах величина силы тяги лошади вависит от веса и устройства самой повозки, груза, качества дороги и наличия подъемов и спусков. Динамометром можно определить, что по ровной, хорошей, сухой, накатанной грунтовой дороге, при весе самой повозки на железном ходу в 250 кг (мертвый или хозяйственно бесполезный груз) и груза в 550 кг (полезный груз), то-есть при общем весе воза в 800 кг, лошадь тянет с силой, равной 40 кг.
Силу тяги можно определить и путем расчета, зная величину коэфициента сопротивления, который в приведенном примере равен 0,05 . Это значит, что лошадь на перевозку по данной дороге каждого центнера веса воза должна проявлять силу тяги, равную
5 кг. Умножая вес воза — 800 кг на 0,05, получаем 40 кг, то-есть ту силу, с которой лошадь тянет этот воз по данной дороге. Иначе говоря, сила тяги (40 кг) равна весу воза (800 кг), умноженному на коэфициент сопротивления (0,05).
В рассмотренном примере коэфициент сопротивление определяется следующим образом:
Если в нашем примере, при весе воза в 800 кг и ровной, хорошей грунтовой дороге, лошадь должна работать с силой тяги, равной приблизительно 40 кг, то на асфальтированной дороге сила тяги лошади уменьшится с 40 до 16 кг, так как коэфициент сопротивления для такой дороги равен 0,02, или 2 кг на каждый центнер. По хорошей булыжной мостовой, при том же весе воза, сила тяги будет не 16, а 24 кг, так как коэфициент сопротивления по хорошей булыжной мостовой равен 0,03, или 3 кг на каждый центнер веса воза. На плохой, грязной грунтовой дороге сила тяги увеличивается до 80 кг (коэфициент сопротивления для нее — 0,10). И, наконец, по пашне, для которой коэфициент сопротивления равен 0 , 20 , лошадь должна проявить силу тяги около 160 кг, то-есть в десять раз большую, чем при работе в той же повозке, с тем же грузом по асфальтированной, ровной дороге. Разница, как видим, весьма значительная, и с нею считаться совершенно обязательно.
Кроме того, как увидим ниже, тяговое сопротивление зависит от устройства и качества самой повозки, осей и втулок, а также от смазки их, диаметра колес и ширины обода (шины).
Сила тяги на подъемах или спусках изменяется в зависимости от величины угла подъема или спуска, но это требует для своего определения довольно сложных вычислений. Учитывая, что в практических условиях этот угол обычно не измеряют, нет смысла и приводить эти расчеты.
Сила тяги на пахоте и в уборочных машинах. Тяговое сопротивление плуга вычисляют следующим образом: измеряют в сантиметрах среднюю глубину пахоты, среднюю ширину захвата плуга и эти величины перемножают; полученную площадь поперечного сечения пласта (в квадратных сантиметрах) умножают на величину сопротивления каждого квадратного сантиметра сечения пласта. Исследованиями Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, проведенными на конной пахоте, установлено, что тяговое сопротивление на каждый квадратный сантиметр сечения пласта при легкой пахоте (мягкая пахота, пахота супесчаных и других легких почв) равно 0,2 кг, при пахоте средних почв — 0,3 кг и на тяжелой пахоте (залежи, глинистые почвы и тяжелые суглинки) — 0,4 кг.
Пример. Если на легкой почве при перепашке зяби глубина пахоты равна 16 см, а ширина захвата плуга 25 см, то площадь сечения пласта составит 400 кв. см. Умножая 400 на 0,2 кг (сопротивление каждого квадратного сантиметра сечения пласта при такой пахоте), получаем тяговое сопротивление плуга, равное 80 кг. Для преодоления этого сопротивления лошадь должна работать с силой тяги, равной 80 кг.
Данные о тяговом сопротивлении для других сельскохозяйственных машин и орудий, определенные непосредственным динамометрированиом, приведены в приложении 2.
Однако трудность работы лошади обусловливается не только величиной тягового сопротивления. Так, на работах по скользкой дороге или по мягкому, рыхлому грунту (при пахоте, бороновании пашни, севе, при нарезке борозд, посадке картофеля и т. п.) лошадям приходится затрачивать повышенное количество энергии (примерно на 20% больше, чем на транспортных работах по хорошей дороге).
Весьма тяжела работа лошадей в уборочных машинах с режущим механизмом, несмотря на то, что абсолютная величина тягового сопротивления их, падающая на долю каждой лошади, не так уж велика. Значительно утяжеляют работу лошадей в этих машинах повышенная скорость движения, постоянная вибрация и частые толчки, создаваемые режущим механизмом, а также давление дышла на лошадей вниз и вправо. Последнее объясняется тем, что машина расположена на одной оси и режущий механизм размещен с правой стороны.
По данным Института коневодства, расход энергии у лошадей при работе в уборочных машинах примерно на 30% выше, чем на других работах, производимых с такой же силой тяги.
Сила тяги лошади — одно из важнейших рабочих качеств ее. Чем большую силу тяги способна проявить лошадь, тем она сильнее.
Наибольшее влияние на величину силы тяги оказывает вес лошади. Более крупные лошади, как правило, способны проявлять большую силу тяги, чем мелкие.
На оснопании проведенных исследований установлено, что нормальная сила тяги лошадей при работе шагом в течение всего дня составляет примерпо 13—15% их живого вега: для более крупных лошадей весом в 600 кг и более — 13%, для лошадей весом около 500 кг — 14%, для более мелких лошадей (весом до 400 кг) — 15%.
Исследованиями института коневодства установлено, что наименьший расход энергии у лошадей на единицу производимой ими работы (при движении шагом) достигается именно при силе тяги, составляющей примерно 13—15% их живого веса.
Следует однако, учитывать, что для более сильной и выносливой лошади вычисленная таким способом величина нормальной силы тяги фактически может быть несколько повышена, а для более слабой, хотя и того же веса, она должна быть несколько уменьшена. Кроме того, при установлении нормальной силы тяги для той или другой лошади большое значение имеет степень втянутости ее в работу, ее возраст, состояние, а также характер и условия работы (продолжительность рабочего дня, скорость движения, качество дороги, качество упряжи и пр.).
Принимая эту величину нормальной силы тяги как среднюю для всего рабочего дня, следует помнить, что на коротком расстоянии — в 200—300 м (на подъемах, плохих участках пути и т. п.) лошадь может проявить в 2—3 и даже 4 раза большую силу тяги. Некоторые особенно выдающиеся лошади оказывались способными на расстоянии нескольких метров тянуть с силой, составляющей 90 и даже 100°/о их живого веса. Обычно при использовании лошадей нормальной работоспособности стремятся к тому, чтобы при движении шагом они работали с полной нормальной нагрузкой, то-есть с силой тяги, близкой к
13—15°/0 их живого веса. Если заставляю1!’ лошадь работать с перегрузкой, то она быстрее устает и теряет свою работоспособность; при работе с недогрузкой — снижается ее производительность. Поэтому очень важно уметь правильно рассчитать нормальную нагрузку на лошадь как на транспортных, так и на полевых работах, учитывая особенности тон или иной работы.
Зная для лошади величину ее нормальной силы тяги на шагу и коэфициент сопротивления понозки по определенной дороге, можно легко определшь сперва общий вес воза, а затем и Dec груза, соответствующий нормальной нагрузке лошади в данных условиях.
Пример. Если для лошади весом в 500 кг нормальная сила тяги при работе шагом составляет 70 кг, а коэфициент сопротивления дороги равен 0,07 и вес повозки 250 кг, то вес воза должен быть равен
Определение величины силы тяги лошади.
Величину силы тяги лошади или тягового сопротивления повозки орудия и машины можно или измерить с помощью специального прибора – силомера (динамометра) или вычислить расчетом. Динамометр устроен в виде пружинных весов, в которых пружина соединена со стрелкой (стрелочный динамометр) или с пишущим приспособлением (самопишущий динамометр).
Динамометр укрепляют между вальком, за который тянет лошадь, и повозкой или сельскохозяйственным орудием таким образом, чтобы вся сила, с которой тянет лошадь повозку или сельскохозяйственное орудие, передавалась только через этот измерительный прибор. Чем больше тяговое сопротивление, которое оказывает повозка или сельскохозяйственное орудие, тем большую силу тяги должна проявлять лошадь и тем сильнее будет сжиматься пружина динамометра, а стрелка укажет, как велика сила сопротивления повозки, то есть какому количеству килограммов равна сила тяги.
В самопишущем динамометре сжатие пружины автоматически регистрируется на бумаге в виде так называемой динамограммы, после обработки которой определяют величину силы тяги в килограммах.
На транспортных работах величина силы тяги лошади зависит от веса и устройства самой повозки, груза, качества дороги и наличия подъемов и спусков. Динамометром можно определить, что по ровной, хорошей, сухой, накатанной грунтовой дороге, при весе самой повозки на железном ходу в 250 кг (мертвый или хозяйственно бесполезный груз) и груза в 550 кг (полезный груз), то есть при общем весе воза в 800 кг, лошадь тянет с силой, равной 40 кг.
Силу тяги можно определить и путем расчета, зная величину коэффициента сопротивления, который в приведенном примере равен 0,05. Это значит, что лошадь на перевозку по данной дороге каждого центнера веса воза должна проявлять силу тяги, равную 5 кг. Умножая вес воза – 800 кг на 0,05, получаем 40 кг, то есть ту силу, с которой лошадь тянет этот воз по данной дороге. Иначе говоря, сила тяги (40 кг) равна весу воза (800 кг), умноженному на коэффициент сопротивления (0,05).
В рассмотренном примере коэффициент сопротивления определяется следующим образом:
сила тяги (40 кг) : вес воза (800 кг) = 0,05 (коэффициент сопротивления).
Чем тяжелее перевозимый груз, тем, при прочих одинаковых условиях, большую силу тяги должна проявлять лошадь.
Чем хуже дорога, тем выше коэффициент сопротивления. При одинаковом весе воза, но по разным дорогам, лошадь должна проявлять различную силу тяги, и чем хуже будет дорога, тем больше должна быть сила тяги.
Это обстоятельство в практике многих хозяйств не всегда учитывается. Нельзя оценивать произведенную лошадью работу только по весу перевезенного груза, необходимо всегда определять, какова величина силы тяги.
Если в нашем примере, при весе воза в 800 кг и ровной, хорошей грунтовой дороге, лошадь должна работать с силой тяги, равной приблизительно 40 кг, то на асфальтированной дороге сила тяги лошади уменьшится с 40 до 16 кг, так как коэффициент сопротивления для такой дороги равен 0,02, или 2 кг на каждый центнер. По хорошей булыжной мостовой, при том же весе воза, сила тяги будет не 16, а 24 кг, так как коэффициент сопротивления по хорошей булыжной мостовой равен 0,03, или 3 кг на каждый центнер веса воза. На плохой, грязной грунтовой дороге сила тяги увеличивается до 80 кг (коэффициент сопротивления для нее – 0,10).
И, наконец, по пашне, для которой коэффициент сопротивления равен 0,20, лошадь должна проявить силу тяги около 160 кг, то есть в десять раз большую, чем при работе в той же повозке, с тем же грузом по асфальтированной, ровной дороге. Разница, как видим, весьма значительная, и с нею считаться совершенно обязательно.
Кроме того, как увидим ниже, тяговое сопротивление зависит от устройства и качества самой повозки, осей и втулок, а также от смазки их, диаметра колес и ширины обода (шины).
Сила тяги на подъемах или спусках изменяется в зависимости от величины угла подъема или спуска, но это требует для своего определения довольно сложных вычислений. Учитывая, что в практических условиях этот угол обычно не измеряют, нет смысла и приводить эти расчеты.
Сила тяги на пахоте и в уборочных машинах.
Тяговое сопротивление плуга вычисляют следующим образом: измеряют в сантиметрах среднюю глубину пахоты, среднюю ширину захвата плуга и эти величины перемножают; полученную площадь поперечного сечения пласта (в квадратных сантиметрах) умножают на величину сопротивления каждого квадратного сантиметра сечения пласта. Исследованиями Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, проведенными на конной пахоте, установлено, что тяговое сопротивление на каждый квадратный сантиметр сечения пласта при легкой пахоте (мягкая пахота, пахота супесчаных и других легких почв) равно 0,2 кг, при пахоте средних почв – 0,3 кг и на тяжелой пахоте (залежи, глинистые почвы и тяжелые суглинки) – 0,4 кг.
Пример: Если на легкой почве при перепашке зяби глубина пахоты равна 16 см, а ширина захвата плуга 25 см, то площадь сечения пласта составит 400 кв. см. Умножая 400 на 0,2 кг (сопротивление каждого квадратного сантиметра сечения пласта при такой пахоте), получаем тяговое сопротивление плуга, равное 80 кг. Для преодоления этого сопротивления лошадь должна работать с силой тяги, равной 80 кг.
Однако трудность работы лошади обусловливается не только величиной тягового сопротивления. Так, на работах по скользкой дороге или по мягкому, рыхлому грунту (при пахоте, бороновании пашни, севе, при нарезке борозд, посадке картофеля и т. п.) лошадям приходится затрачивать повышенное количество энергии (примерно на 20% больше, чем на транспортных работах по хорошей дороге).
Весьма тяжела работа лошадей в уборочных машинах с режущим механизмом, несмотря на то, что абсолютная величина тягового сопротивления их, падающая на долю каждой лошади, не так уж велика. Значительно утяжеляют работу лошадей в этих машинах повышенная скорость движения, постоянная вибрация и частые толчки, создаваемые режущим механизмом, а также давление дышла на лошадей вниз и вправо. Последнее объясняется тем, что машина расположена на одной оси и режущий механизм размещен с правой стороны.
По данным Института коневодства, расход энергии у лошадей при работе в уборочных машинах примерно на 30% выше, чем на других работах, производимых с такой же силой тяги.
Нормальная сила тяги лошади.
Сила тяги лошади – одно из важнейших рабочих качеств ее. Чем большую силу тяги способна проявить лошадь, тем она сильнее.
Наибольшее влияние на величину силы тяги оказывает вес лошади. Более крупные лошади, как правило, способны проявлять большую силу тяги, чем мелкие.
На основании проведенных исследований было установлено, что нормальная сила тяги лошадей при работе шагом в течение всего дня составляет примерно 13-15% их живого веса: для более крупных лошадей весом в 600 кг и более – 13%, для лошадей весом около 500 кг – 14%, для более мелких лошадей (весом до 400 кг) – 15%.
Исследованиями института коневодства установлено, что наименьший расход энергии у лошадей на единицу производимой ими работы (при движении шагом) достигается именно при силе тяги, составляющей примерно 13-15% их живого веса.
Следует, однако, учитывать, что для более сильной и выносливой лошади вычисленная таким способом величина нормальной силы тяги фактически может быть несколько повышена, а для более слабой, хотя и того же веса, она должна быть несколько уменьшена. Кроме того, при установлении нормальной силы тяги для той или другой лошади большое значение имеет степень втянутости ее в работу, ее возраст, состояние, а также характер и условия работы (продолжительность рабочего дня, скорость движения, качество дороги, качество упряжи и пр.).
Принимая эту величину нормальной силы тяги как среднюю для всего рабочего дня, следует помнить, что на коротком расстоянии – в 200-300 м (на подъемах, плохих участках пути и т. п.) лошадь может проявить в 2-3 и даже 4 раза большую силу тяги. Некоторые особенно выдающиеся лошади оказывались способными на расстоянии нескольких метров тянуть с силой, составляющей 90 и даже 100% их живого веса. Обычно при использовании лошадей нормальной работоспособности стремятся к тому, чтобы при движении шагом они работали с полной нормальной нагрузкой, то есть с силой тяги, близкой к 13-15% их живого веса. Если заставляют лошадь работать с перегрузкой, то она быстрее устает и теряет свою работоспособность; при работе с недогрузкой – снижается ее производительность. Поэтому очень важно уметь правильно рассчитать нормальную нагрузку на лошадь как на транспортных, так и на полевых работах, учитывая особенности той или иной работы.
Зная для лошади величину ее нормальной силы тяги на шагу и коэффициент сопротивления повозки по определенной дороге, можно легко определить сперва общий вес воза, а затем и вec груза, соответствующий нормальной нагрузке лошади в данных условиях.
Пример: Если для лошади весом в 500 кг нормальная сила тяги при работе шагом составляет 70 кг, а коэффициент сопротивления дороги равен 0,07 и вес повозки 250 кг, то вес воза должен быть равен:
сила тяги (70 кг) : коэффициент сопротивления (0,07),
то есть = 1 000 кг.
Вычитая из веса воза (1 000 кг) вес повозки (250 кг), находим вес груза, который можно положить на повозку. В данном случае он будет равен 750 кг, или 7,5 центнера.
При силе тяги, не превышающей 7-8% веса лошади, можно ехать тихой рысью со скоростью около 10-12 км в час, то есть примерно в два раза быстрее, чем на шагу. Так бывает в производственных условиях при езде по хорошему участку дороги (коэффициент сопротивления 0,05 и меньше), даже с возом, в тех случаях, когда нагрузка воза установлена из расчета на плохую дорогу (коэффициент сопротивления 0,1), составляющую большую часть пути. Обычно едут рысью, чередуя ее с шагом, и при легком возе (с половинной нагрузкой), а также порожняком.
По исследованиям Института коневодства, общий расход энергии у лошадей на 1 км пути, как при свободном движении, так и при работе в упряжи с половинной нагрузкой или порожняком, остается на одном уровне, независимо от того, движется ли лошадь шагом или рысью (со скоростью до 15 км в час). Выгода частичного перехода на рысь в этих случаях вполне очевидна, поскольку при езде рысью, по сравнению с шагом, примерно в два раза сокращается время прохождения того же участка пути.
Сила тяги – суммарная активная деятельность мышц животного, которую использует лошадь при передвижении сельскохозяйственного орудия или повозки, преодолевая их сопротивление передвижению.
Нормальной, или оптимальной силой тяги лошади называется сила, с которой лошадь проявляет нормальную работоспособность без переутомления, в течение продолжительного времени.
Величина сила тяги у лошадей различна:
а) у мелких, с живой массой до 400 кг – 15 %;
б) у средних, с ж.м. 400- 500 кг – 14 %;
в) у крупных, с ж.м. более 600 кг – 13 % по отношению к общей массе тела.
Крупные лошади, как правило, отличаются большей силой тяги, чем более мелкие, но по отношению к массе тела, у крупных она меньше в процентном отношении. Академик Горячкин В. П. и проф. Вюст предложили единую формулу для определения нормальной силы тяги лошади.
P=Q/9+12,
где P – нормальная тяговая сила; Q – масса лошади; 9; 12 – постоянные коэффициенты.
Тяговое сопротивление – сопротивление, преодолеваемое лошадью силу сопротивления воза или с/х орудия.
а) Для ровного пути: P=g f
б) При подъеме
P = g f + g sin α,
где P – тяговое сопротивление;
g – масса повозки и груза;
f – коэффициент сопротивления дороги;
sin α – угол подъема пути.
Тяговое сопротивление при пахоте (в кг) определяют произведением ширины захвата плуга и глубины вспашки (в см) на коэффициент сопротивления почвы или пахоты: а) легкой – 0,2; б) средней – 0,3; в) тяжелой – 0,4.
Тягловое сопротивление с/х машин и орудий указывается в их паспортах.
Таблица. – Коэффициенты сопротивления повозок и сельскохозяйственных орудий на конной тяге (по А.С. Красникову, С. А. Козлову, В. А. Парфенову)
Характеристика дорог |
Наименование повозок, саней |
Коэффиц. сопротив дороги |
Тяговое сопротив. на 1ц воза с грузом и без |
Грунтовые дороги |
|||
Дорога сухая, накатанная | на железном ходу |
0,05 |
5 |
Дорога сухая, накатанная | на дерев. ходу |
0,07 |
7 |
Дорога грязная, выбитая | на железном ходу |
0,1–0,15 |
10–15 |
Дорога по песку(плотная, сыпучая.) | на железном ходу |
0,2–0,3 |
20–30 |
Дорога по вспаханному полю или по старой пашне | на железном ходу |
0,2–0,15 |
20–15 |
Поле со стерней | на железном ходу |
0,1 |
10 |
Шоссе и булыжная мостовая |
|||
Хорошее состояние Среднее состояние |
на желез. ходу на желез. ходу |
0,03 0,05 |
3 5 |
Асфальтированная дорога |
|||
Среднее состояние | на железном ходу |
0,02 |
2 |
Зимние дороги |
|||
Хорошо накатанная Слабо накатанная, замет. Разбитая, сильно заметенная |
Сани с подрез. Сани с подрез. Сани с подрезами |
0.04 0,08 0,12 |
4 8 12 |
Таблица 9.2 – Сельскохозяйственные машины и орудия
С.-х. машины, орудия |
Описание орудия, машины; Условия работы |
Ширина захвата, см |
Тяговое сопротивление |
|
среднее |
от-до |
|||
Плуг однокорпусный Сеялка дисковая Сенокосилка Конные грабли |
Глубина пахоты 16см 8 дисков – – |
25 115 130 180 |
120 82 100 30 |
80-160 74-91 80-130 20-40 |
Величина работы.
Механическую работу лошади определяют в килограммометрах (кгм)
R = P S,
где P – сила тяги; S- путь.
Производительность на транспортных работах исчисляют в тонно-километрах, путем умножения массы груза (в тоннах), на длину пути (км). Нормальная нагрузка на повозку упряжной лошади обычно бывает немного больше массы животного, максимальная – для крупной в 4 и мелкой в 5 раз. Понятие «Легкая», «Нормальная» и «Тяжелая» работа определяется величиной тягового сопротивления по отношению к массе лошади и продолжительностью работы. Работу считают тяжелой, если в течение рабочего дня тяговое сопротивление, составляет 20% больше массы лошади; легкой – когда она меньше 10% массы животного. Чтобы установить дневную выработку лошади, нужно знать ширину захвата с/х орудия, скорость движения животного, продолжительность работы. Умножая скорость движения лошади, на продолжительность работы, узнают пройденный путь в метрах. Умножая длину пути на ширину захвата с/х орудия (м), определяем площадь выработки в квадратных метрах.
Деление площади обработки в м² на 10 000, получаем площадь обработки в гектарах.
Скорость. Скорость наряду с силой тяги является одним из основных рабочих качеств лошади.
Формула скорости (в м/сек, или км/час)
V = S/T; S = t V,
где V – скорость; S – путь; Т-время; t – продолжительность работы
Обычная скорость движения лошади:
а) шагом – 1,5–2 м/сек.(4–8 км/ч);
б) рысью – 3–4 м/сек (10–12 км/ч);
в) галопом – 6–8 м/сек ( 20–25 км/ч).
На с.-х. работах наиболее эффективно движение лошади шагом с нормальной силой тяги.
Сила тяги, скорость движения и время работы лошади находятся в определенной зависимости.
R=P S=P V t,
где R – работа; Р – сила тяги; S – путь; V – скорость движения; t – продолжительность работы.
Мощность.
Мощность лошади – это количество работы, производимой ею за определенное время, определяется по формуле:
N=R/T=P S/T= P V,
где R – величина работы; Т – время; Р – сила тяги; S – путь; V – скорость.
Единица мощности – лошадиная сила (ЛС) составляет 75 кгм/сек. Мощность в одну Л. С. проявляет животное весом в 500кг. Среднюю мощность рабочих лошадей исчисляют в 0,6–0,7 Л.С.
В короткие промежутки времени на максимальную грузоподъемность лошади могут проявлять мощность в 20 раз (и больше) большую, чем при нормальных условиях.
Способность лошади сохранять работоспособность, и быстро, после непродолжительного отдыха восстанавливать силы характеризует ее выносливость. Клинические показатели здоровой лошади в состоянии покоя: число дыханий в минуту 8–16; пульс – 36– 44 удара; t – тела – 37,5–38,5. Учащение дыхания до 100 и пульса до 120 ударов в минуту и повышения t тела до 40 и выше во время работы, указывает на чрезмерное напряжение лошади.
Если такое состояние сохраняется после 30 минутного отдыха, это значит, что утомление лошади достигло, крайнего предела.
Работа верховых и вьючных лошадей. Нормальная нагрузка верховой и вьючной лошади 100–120 кг, максимальная – до 1/3 их массы. Верховая лошадь массой 450–500 кг при движении затрачивает энергии на 1км пути:
а) шагом – 300–400 ккал;
б) рысью – 410–450 ккал;
в) полевым галопом – 500–550 ккал;
г) резвым галопом – 720–800 ккал.
Лошади могут выполнять разнообразные
работы в упряжи, под седлом и под вьюком.
Величина работы лошади определяется
силой тяги, массой всадника или вьюка,
пройденным расстоянием и скоростью
движения. Силой тяги называют величину,
с которой лошадь тянет повозку или
сельскохозяйственное орудие, преодолевая
сопротивление их перемещению. Оценивают
силу тяги с помощью соответствующих
формул. Основной формулой для определения
силы тяги служит формула В.П. Горячкина:
P = Q/9,
где P – сила тяги;
Q – масса лошади.
Измеряют силу тяги с помощью специального
прибора – динамометра, который помещают
между лошадью и повозкой, а свое выражение
сила тяги получает в килограммах. Тяговое
усилие зависит о массы груза, типа и
состояния повозки, качества дороги,
рельефа местности, количества лошадей
в упряжи, конструкции повозки, скорости
и направления движения и т.д. Наибольшую
силу тяги лошадь развивает при
прямолинейном движении. О качестве
дороги судят по величине коэффициента
сопротивления (f), под
которым понимают отношение силы тяги
(Р) к общей массе повозки с грузом (В).
Для этого существует формула:
f = Р/В
где Р – сила тяги
В – общая масса повозки с грузом.
Скорость движения является показателем,
характеризующим индивидуальные рабочие
качества лошади. Во время работы лошади
скорость ее движения будет зависеть от
профиля пути, массы груза и на каком
аллюре лошадь выполняет работу. Средняя
скорость движения лошади шагом равна
4,7км/ч, рысью – 10-12 и на галопе 20-25км/ч.
Наибольшую грузоподъемность лошадь
показывает при движении шагом.
Объем выполненной работы лошадью в
хозяйственных условиях определяют по
таким показателям, как коне-день,
тонно-километр, гектар обработанной
площади. Для определения объема работы,
выполняемой лошадью при перевозках
грузов, пользуются формулой:
R = P
∙ S
где R – объем выполненной
работы,
P – сила тяги
S – путь.
Выражается работа лошади в килограммометрах
(кг/м). Тяжелой принято считать работу
от 2,1 до 3кг/м, средней – от 1,5 до 2, легкой
– до 1,5км/ч. К тяжелым работам относят
вспашку, вывозку леса, работу в катках;
к средним – боронование, междурядную
обработку корнеклубнеплодов и овощных
культур, работу в косилке; к легким –
внутрихозяйственные работы по вывозке
и подвозке грузов.
Для характеристики рабочих качеств
лошади важно не только знать выполненную
ею работу, но необходимо учитывать также
время, затраченное на ее выполнение.
Количество работы, выполненное лошадью
в единицу времени, определяет ее
мощность:
N – R/t,
или PS/t ,
или PV,
где N – мощность, R
– работа, t – время работы,
Р – тяговое усилие, S –
пройденный путь, V –
скорость движения. Выражается мощность
в лошадиных силах. Одна лошадиная сила
(л.с.) равна 75кг/м в одну секунду. Рабочая
лошадь массой 500кг развивает мощность,
равную одной лошадиной силе. Мощность
мелких лошадей составляет 0,6-0,7 л.с. По
мере утомления лошади мощность падает,
что выражается в уменьшении силы тяги
и скорости движения.
Важным показателем при выполнении
определенной работы лошадью является
ее выносливость, под которой понимают
способность лошади продолжительное
время сохранять свойственную ей мощность,
а также быстро восстанавливать свои
силы после короткого отдыха с кормлением.
Внешними признаками усталости лошади
могут быть: сильная потливость, учащение
дыхания и пульса, повышенная температура
тела, нарушение ритма движения, отказ
от корма. Работоспособность лошади
зависит от ее возраста, роста, живой
массы, упитанности, типа телосложения,
подготовленности к работе, тренированности,
режима дня, условий работы, темперамента.
Крупные лошади проявляют большую силу,
чем мелкие. Ежедневным нормальным
тяговым усилием принято считать усилие,
которое составляет 13-15% от массы лошади.
Лошадей используют на работах с 3-летнего
возраста при пониженной нагрузке на
20-25% по сравнению с полновозрастными
лошадями. Лошади сохраняют высокую
работоспособность до 18-20-летнего возраста
при хорошем кормлении и содержании. На
работах необходимо использовать только
здоровых и хорошо упитанных лошадей.
Больная лошадь, как правило, понура,
движения ее вялые, волосяной покров
тусклый, аппетит пониженный. Такую
лошадь до работы не допускают до ее
выздоровления. При выборе рабочей лошади
предпочтение следует отдавать широкотелым
животным, с длинным туловищем на коротких
костистых ногах, с четкими движениями
и спокойным темпераментом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Новости 16.05.2023 16.05.2023 16.05.2023 |
Рабочие качества лошади17.11.2014 Лошадь способна трансформировать энергию корма в механическую работу, поэтому рациональное использование ее рабочих качеств в дополнение к механическим средствам рассматривается как одна из важнейших народнохозяйственных задач. При характеристике рабочих качеств лошади различают нормальное и максимальное тяговое усилие. Нормальной, или оптимальной, силой тяги лошади называется сила, с которой лошадь в течение рабочего дня проявляет нормальную работоспособность без переутомления. Доступным учету фактором, связанным с величиной нормального тягового усилия лошади, является ее живая масса. Зависимость величины тяговой силы лошади от ее массы выражается математически в виде формул: Р = 1/9*Q (по В. П. Горячкину); где Р — сила тяги; Q — масса лошади, кг; 12 — постоянная величина (по Вюсту). R = PS где Р — работа, Р — сила тяги; S — путь. V = S/t, где V — скорость движения лошади; S — пройденный путъ; t — время. N = РV. Условно принято, что рабочая лошадь массой 500 кг развивает мощность, равную 75 кгс-м/с (килограмм-силаметр в секунду). Такая мощность получила название лошадиная сила (л. с.). По системе СИ 1 л. с. соответствует 735,5 Вт (ватт).
|