Как найти символы в стихотворении

Что такое символ
в литературе

Слово «символ» в переводе с греческого языка означает «опознавательная примета, язык, условный знак». На территории Древней Греции такое название получили половинки вещи, разделённой на две равные части (монеты, чаши из глины, медальона). В художественных текстах дело обстоит примерно также. В литературе символом называют некое понятие, состоящее из двух частей. Первая из них – созданный автором образ. Вторая часть представляет собой его толкование, обозначение. Следовательно, символ в литературе – это самостоятельный художественный образ, который воплощает в себе какую-либо идею.

Что такое символ в литературе

Символизм– это литературное течение конца 19 – начала 20 века. Оно предусматривало выражение интуитивно постигаемых идей при помощи разнообразных символов.

Обратите внимание! Символ в толковании символистов – отражение сверхчувственной интуиции автора, в моменты озарения постигающего истинную суть вещей. Таким образом появился новый поэтический язык, характеризующий сущность предмета при помощи цветовой гаммы, многозначного иносказания, музыкальности.

Образ-символом называют мощное орудие, которое позволяет «прорваться» через пелену повседневности к высшей реальности. Он отражает, прежде всего, индивидуальное, собственное представление автора о мире.

Символ – это особый поэтический образ, который предусматривает ответную творческую работу поклонников писателя. Его можно назвать важной связующей нитью, которая соединяет автора и читателя. В этом и состоит важность переворота, который был произведён символизмом в искусстве.

Типы символов в литературе

Литературные символы подразделяются на два основных типа. Классификация выглядит следующим образом:

символы, тесно связанные с культурными традициями. Для их построения авторы используют язык, хорошо понятный более или менее осведомлённым читателям. Естественно, такие образы-символы приобретают и близкие автору индивидуальные смысловые оттенки. Ведь они играют важную роль в конкретном произведении художественной литературы. В качестве примера стоит привести образы-символы дороги, моря, метели, щита и меча и т.д. В русской литературе источником новых идей для писателей часто служили библейские сюжеты, фрагменты античных мифов;

символы, которые создаются без опоры на культурные традиции. Они возникают на основе смысловых ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К их числу стоит отнести образ вишнёвого сада в одной из пьес Антона Павловича Чехова.

Русские писатели-символисты воспринимали символы как важную категорию художественного мировоззрения, а не просто называли их одним из видов иносказательных образов. Яркий тому пример – литературное творчество А. А. Блока. Поэт широко использовал как традиционные (щит, крест), так и индивидуальные символы.

Сходство и отличия символов от метафоры и аллегории

Так же и аллегория, метафора символ образует переносное значение слов на основе связи между предметами и явлениями. В то же время между этими понятиями есть весомые различия. Символ подразумевает безграничное множество значений. Именно этим он отличается от аллегории и метафоры. К примеру, слово «весна» символизирует:

  • Наступление нового этапа в судьбе;

При использовании метафоры обычно подразумевается связь с конкретным предметом («сноп волос твоих овсяных» у С. Есенина). Символ – это попытки автора отразить что-то нематериальное, вечное, постоянно ускользающее из поля зрения человека. В качестве примера приведём пламя свечи на окне в романе «Доктор Живаго». При помощи этого символа Б. Пастернак изображает надежду на воцарение мира, обретения счастья. Пламя свечи – это ещё и воплощение душевного тепла, которое удаётся сохранить в суровых реалиях военного времени.

Метафора углубляет восприятие реальности. Символ же уходит за её пределы. Как было упомянуто ранее, посредством него автор пытается постичь «высшую реальность». Следовательно, по смысловой нагрузке символ значительно глубже метафоры.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Символизм в литературе

Родиной символизма как литературного направления считается Франция. Выделяют следующие его характерные черты:

  • Идеалистическое восприятие жизни;

  • Оторванность от полной недостатков действительности;

В 1886 году Ж. Мореас представил на суд общественности свой «Манифест символизма». В этом произведении символ был назван средством постижения «тайн мира».

В русской

Русские писатели также прекрасно отдавали себе отчёт в том, что символы несут в себе глубокий, потаённый смысл. На территории нашей страны символизм как отдельное направление зародился в начале 1890-х годов. Движение подразумевало наличие двух групп:

Московская группа принадлежала к старшим символистам. Её руководителем был В. Брюсов. Представители московской группы символом называютинструмент, позволяющий показать явный конфликт с окружающим миром. Реальная жизнь представлялась старшим символистам всего лишь иллюзией. Творчество и мечты им виделись отдельным миром, в котором личности суждено обрести свободу. Реальность писатели называли «пошлой и бессмысленной». В творчестве символистов было весьма точно подмечено несовершенство мира.

Первые представители второй группы движения появились в 1901 году (в период роста революционных настроений). Последователи философских идей В. С. Соловьева верили в торжество мира Красоты. Считалось, что она сумеет соединить в себе земное и божественное начало. Следовательно, именно Красота спасёт мир. Младшие символисты были полны оптимизма. Они ждали «царства божьего на земле», полного преображения мира.

Символика, тайны которой хранит русская литература, довольно часто олицетворяет собой любовь, женственность, красоту. Так происходит и в произведении А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Символика придаёт образность эпическим произведениям. К примеру, в сказке «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина в центре повествования находится образ измученной до полусмерти крестьянской лошади. Он довольно сложен. Образ животного, искалеченного тяжёлой работой, является воплощением порабощённости трудящегося крестьянства.

В западной

Понятие символа в литературебыло издавна известно зарубежным авторам. Писатели активно применяли их в своём творчестве. Ниже приведены некоторые примеры символов в литературе.

Герой романа «Убить пересмешника» предостерегает своих детей от убийства птиц. Он считает подобный поступок актом бессмысленной жестокости. Пересмешники – птицы, которые воплощают собой красоту и непорочность. Этот образ символизирует невинность.

Огромная чёрная птица из стихотворения «Ворон» Э. А. По отображает глубину переживаний рассказчика, олицетворяет горечь потери. Образ огромного ворона символизирует печаль, одиночество, траур.

В повести Д. Оруэлла «Скотный двор» животные выступают в роли представителей человеческого общества. Этот образ – слегка завуалированный символ событий, происходящих в СССР. Он олицетворяет собой сложный переход от революционных идей к построению тоталитарного общества. Под Наполеоном в этом произведении подразумевается И. В. Сталин.

Автор Дж. К. Роулинг умело продолжает традиции английской литературы. Известный во всём мире мастер пера широко применяет разнообразные символы. Ниже перечислены наиболее популярные из них:

шрам Гарри. Он олицетворяет собой смелость этого литературного персонажа;

имя Альбуса Дамблдора. Основные функции художественного символа – олицетворение образа добра, демонстрация положительных качеств волшебника. К слову, имя литературного героя переводится с древнеанглийского как «шмель»;

золотой снитч. Он подразумевает собой духовное просветление, желанное для каждого «искателя».

Олицетворяющий дикую природу символ, которыми богата зарубежная литература – это, безусловно, предмет отдельного обсуждения. В связи с этим стоит вспомнить произведение Э. Бронте «Грозовой перевал». Листва в лесу ассоциируется с изменчивой природой любви. Камни – воплощение боли, которой нередко сопровождается глубокое чувство.

Многогранность понятия символа наглядно показана в произведении У. Голдинга «Повелитель мух». В образе раковины запечатлены порядок и власть. Остров олицетворяет собой чудесный райский сад, голова свиньи – зло. Символы помогают раскрыть основную идею произведения. Младшие дети представляют собой рабочий класс, старшие – правящий. Очки Пигги – иносказательное толкование способности ясно видеть и трезво оценивать происходящее. Стоило им разбиться, как дети сразу же впали в безумие.

Почему авторам стоит использовать символы в своих произведениях

Индивидуальные образы-символыактивно используются писателями по следующим причинам:

  • Благодаря ним текст выглядит более эмоциональным;

  • Одно из главных предназначений символов – визуализация основных тем и сложных концепций.

Обратите внимание! Индивидуальный художественный образ-символ наделён особым смыслом. К примеру, в одном из произведений О. Мандельштама ласточка считается проводником между миром живых и мёртвых. Это образ-символ,олицетворяющий быстротечность жизни. Чёрного человека в поэтическом языке Есенина стоит воспринимать как отражение душевного смятения автора, его пессимистического мировосприятия.

Образ-символ в литературных произведениях многозначен и неисчерпаем. Эта мысль предельно точно отражена в одной из фраз Федора Сологуба. Русский писатель, драматург и сценарист утверждал, что «Символ – окно в бесконечность».

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Символ – это многозначный иносказательный образ, который основывается на сходстве, подобии либо общности предметов и явлений.

Понятие символа

В древнем фольклоре из прямого двучленного образного параллелизма произошел такой вид словесно-предметной иносказательности, как символ. Впоследствии символами стали называть различные начертания, являющиеся условным обозначением тех или иных отвлеченных понятий. Однако в своем основном значении символ – это самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально-иносказательный смысл.

Появлению символических образов предшествовала длительная песенная традиция. Фольклорные песни переходили от одних исполнителей к другим, сохранились в памяти поколений. В тех случаях, когда песни строились на основе прямого двучленного параллелизма, в сознании певцов и слушателей постепенно закреплялась смысловая связь входящих в него образов. В связи с этим, когда в песне появлялся образ природы – первый член параллелизма – он сразу же вызывал в памяти слушателя известный ему заранее второй член – образ человека. другими словами, изображение жизни природы стало означать жизнь человека. Тем самым оно получило символическое значение. Люди стали осознавать жизнь человека через скрытую аналогию с жизнью природы.

В художественной литературе символика получила более широкое применение. Изображение природы при этом сохраняет для читателя прямое значение, а затем эмоциональным содержанием вызывает эмоциональные параллели.

Замечание 1

Следует отличать символику – наличие образов-символов от символизма – литературного направления. Для писателей-символистов рубежа 19-20 вв. символ был не только художественным образом, но и важнейшим инструментом постижения реальности. Они считали символ «сверхэстетической» категорией», элементом мифологического мировосприятия.

Особенно богата символикой поэзия. Лирическая символика обладает многозначностью эмоционального осмысления. Например, стихотворение «Лес» А. Кольцова посвящено памяти А. С. Пушкина и истолковывается как иносказательное изображение трагических лет жизни поэта, его смерти.

В символе может выражаться система соответствий между разными сторонами действительности:

«Изобразительно-выразительные средства поэтического языка: символ» 👇

  • обществом и личностью;
  • жизнью человека и миром природы;
  • земным и небесным;
  • реальным и фантастическим;
  • внутренним и внешним.

Отличие символа от других средств выразительности

Символ по происхождению, по принципам образного выражении действительности тесно связан с другими видами иносказаний. Однако в отличие от сравнения или образного параллелизма, образ-символ одночленен. В символе сходство и тли тождество с другим явлением или предметом не очевидно, не закреплено синтаксически или словесно.

Образ-символ, в отличие от метафоры, многозначен. Символ допускает, что у читателя могут возникнуть разнообразные ассоциации. Значение символа, кроме того, часто не совпадает со значением метафоры. Толкование и понимание символа шире метафорических иносказаний или уподоблений, из которых он складывается.

Образ-символ может возникнуть как результат использовании разнообразных образных средств: сравнений, образных параллелизмов, сравнений. В ряде случаев символ может быть создан и без использования других иносказаний.

Отличие символического образа от аллегории заключается в том, что он не имеет рассудочного, прямолинейного значения. Символ всегда сохраняет эмоциональные, живые ассоциации с широким спектром явлений.

Символы в художественных произведениях

Символы широко применяются в литературных произведениях: в эпосе, лирике и драматургии. Верное толкование символов способствует более глубокому и верному прочтению художественных текстов. И наоборот, непонимание символической природы художественных образов способно привести к грубым ошибкам в интерпретации текста и искажению авторского замысла.

Символ расширяет смысловую перспективу художественного произведения, позволяет читателю выстроить цепь ассоциаций, которая связывает различные явления жизни.

Символизация используется писателями для разрушения иллюзии жизнеподобия, которая часто возникает у читателей. Образы-символы помогают автору подчеркнуть большую смысловую глубину и многозначность создаваемых образов.

Символизация является излюбленным приемом М. Ю. Лермонтова. В его произведениях символами часто становятся природные явления. Так, одинокие пальма и сосна, старый утес, дубовый листок являются символами одиноких людей, страдающих от отчуждения или одиночества. «Тучка золотая» является символом недолговечного счастья, заставляющего человека страдать.

Ярким символом является природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Здесь природа – это мир, в котором герой видит идеальный мир «тревог и битв», созданный им в душе. Для него природа – смысл и цель его бегства из монастыря, это родина, куда он так жаждет вернуться. Однако природа для героя оказывается и грозным соперником. Барс не просто красивый и сильный зверь, это символ грубой, враждебной человеку силы. Символичен и бой Мцыри с барсом – это поединок природы, воплощенной в барсе, и гордого, несгибаемого человеческого духа.

Символизация – яркая черта литературы романтической, но символы часто используются и реалистами.

Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой создает образы-символы, которые проясняют отношение героев к жизни и помогают понять их прозрение или самопознание. Раненый князь Андрей видит «бездонное синее небо». Здесь символ неба является и психологическим символом, поясняющим душевное состояние героя, и философским, выражающим отношение автора к жизни.

В основу пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова лег образ-символ вишневого сада. Он раскрывает представления автора и персонажей о судьбе, о жизни, о времени. Символ вишневого сада становится образным отражение духовного мира героев. Вишневый сад, кроме того, является и философским символом, подчеркивающим связь времен, судеб бывших и новых хозяев, взаимопроникновение различных пластов жизни.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

:все видимое нами –
только отблеск, только тени
от незримого очами.
(В.С. Соловьев)

Тема урока – поэтический символ как одна из
величайших тайн языка. Мы будем говорить о
символе, который в своей словесной оболочке
содержит потаенный смысл. Нам предстоит ответить
на вопрос, можно ли этот смысл понять, определить.

Символы как таковые существуют тысячелетия).
В них отголоски древних представлений о мире, они
и родились как результат познания человеком
окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам,
древним верованиям

Возникнув в древности, символы существовали во
все времена, и спустя тысячелетия они способны
заворожить своим смыслом.

Бывают символы религиозные, исторические,
художественные. Мы будем говорить о символе
художественном, поэтическом.

Приложение 1, Приложение
2.

Символ и аллегория

1. Чтобы лучше понять суть художественного
символа, отграничим его от понятия, с которым его
нередко путают – от аллегории (приложение 1,
слайд 3)
.

Многие аллегорические образы уходят корнями в
античную мифологию. Марс – воинственность,
Венера – красота. Если я скажу про кого-то, что он
– Геркулес, вы подумаете о чем? А Аполлон?

Если вы попадете в незнакомый город и на одном
из его зданий увидите это изображение, вы
догадаетесь, что это за здание? Почему?

(Это Фемида – изображение женщины с
завязанными глазами и весами в руке. Мы знаем, что
в древнегреческой мифологии Фемида – богиня
правосудия..)

Ваши ответы опираются на знание мифологических
мотивов.

Наиболее типичный пример поэтической
аллегории – басня.

– Какие животные традиционно являются героями
басен?

– Какой персонаж олицетворяет трусость?
Упрямство?

– А за таким персонажем, как лиса, какое
свойство закреплено?

Мы это знаем. Такова традиция.

2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его
юношеского стихотворения “Воспоминание в
Царском Селе” (приложение 2, текст 1).

Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:

– Можете ли вы сказать, в каком значении
употреблены Пушкиным слова лев и орел?

Подсказка:

– А если не знать про гербы, можно понять, что
имел в виду Пушкин?

Перед нами аллегория. Чтобы ее понять, надо
знать: речь идет о победе России в 1721 г. над
Швецией (на гербе Росcии изображен орел, на
гербе Швеции – лев, а в царскосельском саду есть
памятник в честь этой победы).

– Аллегория однозначна или многозначна? Нужно
ли для ее понимания думать, “включать”
воображение? Или достаточно фактических знаний?

Аллегория всегда однозначна.

3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в
незнакомом городе на фасаде здания вы увидели
изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она:
подглядывает из-под повязки.

– Сможете ли вы однозначно ответить, что это
здание – храм правосудия? А какие предположения
могли бы высказать?

(Если ученики затрудняются с ответом, то
предложим вариант вопроса: а если бы такое
изображение мы увидели на гербе города, что мы
подумали бы? Это город праведный? Здесь есть
закон и справедливость? Или здесь царят
безнравственность, взяточничество, может быть –
жестокая сила? Еще одно предположение: а может
быть, Фемида просто любопытна, как всякая
женщина, и ей хочется видеть, кого она судит?!)

Перед нами не однозначный образ. Это уже не
аллегория. Это – символ.

Прочитайте определение символа (на слайде).

То есть образ-символ подразумевает
неоднозначный, потаенный смысл, который надо
разгадывать. Символ предполагает наличие
внутренней тайны.

– Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы.
Это, по-вашему, символы или аллегория?

Приложение 1, слайд 7

Символ в поэтическом тексте

1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2,
текст 2).

В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.

(:..)

Намереваюсь! – кричал тот кузнечик.
Может ли быть? – отзывался сверчок.
Из-за досок, из щелей, из-за печек
Крался насмешливый этот басок,
Но из-за речек, с лугов отдаленных
“Намереваюсь!” – как песня, как гром:
Я их встречал, голубых и зеленых,
Печка и Луг им служили жильем.

(:..)

Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной…

Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки
русской словесности. СПб.,1996

– Почему слова “Печка” и “Луг” написаны с
большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?

– Можно ли точно сказать, кто такие “кузнечик”
и “сверчок” в контексте стихотворения? А
приблизительно, ассоциативно?

– Можно ли сказать, что за этими образами
угадывается определенный тип человека? Какой?

– А бывает ли, что в одной личности уживаются
оба этих начала?

– Как вы поняли заключительные строки
стихотворения?

– Достаточно ли просто конкретного знания,
чтобы понять символ?

Символ многозначен, мы постигаем его
интуитивно, в то время как для понимания
аллегории нужны конкретные знания.

Своеобразие и притягательность символа
связаны не только с тем, что он обозначает, но и с
тем, как обозначает, с его внешней стороной.
Причем символ – это мотивированный знак,
внутреннее содержание и внешнее выражение
всегда связаны. Иногда очень опосредованно,
ассоциативно, но эта связь воспринимается,
“схватывается” сразу, целиком, и не на
логическом уровне, а с помощью только интуиции.

Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось
с древних времен, что намекают они на тайну,
которую способны открыть посвященные.

– Как вы думаете, символы нас окружают повсюду?
Приведите примеры символов, окружающих нас.

Пример.

1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно
зацветает слива: Символом чего вы можете
назвать расцветшее дерево?

2) Символом чего может быть дорога?

Мы сложные, абстрактные понятия передали
через символ, подтвердив способность символа
делать это.

2. Чтение стихотворения И.Бунина “Петух на
церковном кресте” (приложение 2, текст 3).

Плывет, течет, бежит ладьей,
И как высоко над землей!
Назад идет весь небосвод,
А он вперед – и все поет.
Поет о том, что мы живем,
Что мы умрем, что день за днем
Идут года, текут века –
Вот как река, как облака.
Поет о том, что все обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мертвых сон,
Да божий храм, да крест, да он.

Крест – один из древнейших символов
человечества, и образы его трансформировались.

– Что символизирует крест в христианской
традиции? (Символ страдания, а также –
бессмертия. Через крестные муки и смерть –
возрождение. Воскрешение.)

– А петух, по-вашему, символ чего? (Петух – это
связь с солнцем, символ света и возрождения. У
многих народов петух символизирует бессмертие.)

– О чем же главном “напел” петух? (Жизнь –
скоротечный миг, потом – ничего. Бессмертие
храма не дарит бессмертия человеку, храм и
человек “разведены” в разные стороны, человек
отлучен от церкви, от вечности.)

– Может ли нас удовлетворить то понимание
символа петуха, о котором говорилось выше? Каким
смыслом наполняется образ в стихотворении?

Образ петуха причастен не только к жизни и
свету!

– “С первыми петухами” – это когда?

Это полночь! Вторые петухи – до зари, третьи –
заря (словарь Даля). Помните сказку
Погорельского? Откуда приходит черная курица?

По мифологическим сюжетам, существует три мира:
небесный, земной и подземный. Петух связан и с
подземным миром, т.е. с царством смерти, тьмы.
Двойственность образа петуха закреплена в
мировой традиции. А в народных верованиях славян
петух – еще и вещая птица!

– Где это – у Бунина? (Предсказание в двух
последних строчках.)

– А почему (исходя из текста стихотворения)
петух может предсказывать? (“Назад идет весь
небосвод, а он вперед”. “Назад” – прошлое,
“вперед” – будущее.)

– Осталось ли у вас после чтения стихотворения
гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее
предсказание, стихотворение все-таки не
“гнетущее”. И может быть, это тоже связано с
последней строкой: ведь “вечен божий храм”.)

– Божий храм: Можно ли понять этот символ как
божий мир?

К тому же написано стихотворение прекрасным,
“летящим” языком и читается легко и свободно
(возможно, благодаря не только размеру, но и
внутренней рифме).

– А для чего, собственно, существует символ?

Символ призван выражать нечто принципиально
невыразимое. И при этом сам является ярким,
впечатляющим образом, который действует на
подсознание.

Эстетическая функция поэтического символа
призвана пробудить эстетические эмоции, так как
в конечном счете единственная цель
стихотворения – красота.

Насладимся же красотой стихотворения
К.Бальмонта, которое можно назвать гимном
символизму.

3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение
2, текст 4).

Звучит соната 17 Бетховена (Storm).

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

Какой образ-символ является центральным
образом стихотворения?

Башня – это восхождение. Восхождение по
ступеням, т.е. по лестнице. Лестница – один из
древнейших символов человечества, зародившийся
еще тогда, когда мирское не отделялось от
духовного и язык символов, их значение были очень
важны. (Помните – лестница Иакова?. В Библии, в
книге Бытия, сказано: “И увидел (Иаков) во сне: вот
лестница стоит на земле, а верх ее касается неба;
и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И
вот, Господь стоит на ней”.

– Что символизирует упоминаемая в Библии
таинственная лестница? (связь человека с
Божественным. К этой связи человек всегда
стремился, но она всегда оставалась
недостижимой).

– Что же символизирует башня Бальмонта?

Может быть, это восхождение к свободе? Только
там, наверху, в одиночестве может герой
почувствовать свободу?

Может быть, это поиски вдохновения? “Поймать
уходящие тени” – поймать вдохновение?

А может быть, тени – это ускользающая истина,
которую стремится постичь лирический герой?

Во всяком случае, думаю, вы согласитесь, что это
стихотворение – гимн вечному устремлению
человеческого духа ввысь.

Мы можем продолжать разгадывать символы, при
этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа
повлечет за собой другую тайну, другой образ,
который, в свою очередь, тоже потребует разгадки.
Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно
только приблизиться, приблизиться на уровне
чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу
разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было
содержание стихотворения, оно всегда, если это
подлинное искусство, само выступает как символ.
Символ прекрасного, красоты, гармонии.

В начале урока я говорила, что символы не
исчезают в течение десятилетий, напротив,
появляются все новые символы. Чем же это
объяснить?

– Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы
можем объяснить (с помощью науки, например)?

Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и
помогает человеку удовлетворить свое неуемное
стремление к познанию, помогает выразить
необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять,
так хотя бы приблизиться к тайне на уровне
интуиции.

Я думаю, вас заинтересовало это удивительное
явление языка, одна из его тайн – символ, который
содержит в себе потаенный смысл разноликого
бытия

Закончить мне бы хотелось философскими
строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отзвук искаженный
Торжествующих созвучий?

На дом ученикам предлагается найти два-три
символа в окружающем нас мире.

Приложение 1, приложение
2.

Роль
авторских символов в произведениях русских писателей и поэтов.

 Образы-символы широко используются в
литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное
толкование символов способствуют глубокому и верному прочтению художественных текстов.
Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым
ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда
расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе
авторских  «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления
жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов)
для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у
читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых
ими образов.  Символ – скрытое  сравнение, при котором сравниваемый
предмет не называется, а подразумевается; зависит от восприятия читателя.
Каждый человек в зависимости от своего интеллектуального потенциала различит в
символе определённое количество значений.

Центральные символы – образы  любой культуры – солнце, дерево, дорога.

В прозе  М. А.
Булгакова можно выявить  авторские образы-символы. По высокой степени
художественной обобщенности и способу ее создания авторские образы-символы
тождественны образам вечным, но в отличие от них, не имеют давних традиций.

Свет в
символическом значении, присущем образам солнца, луны, звезд, электрического
света, огня, лампы
развивается на протяжении всего
творчества М.А. Булгакова-прозаика. Образы света приобретают в контексте
произведений  писателя своеобразное авторское значение. Булгаков настойчиво
соотносит образ солнца с событиями начала века в России.

 В рассказах
«Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона»
образ солнца  имеет  смысл, характеризующий влияние исторических событий на
жизнь человека как драматическое.

 В повести «Роковые
яйца» образ солнца  определяется  библейским и языческим ассоциативными планами
и отражает  неоднозначный характер размышлений писателя о революционных
событиях, метафорически переосмысленных в сюжете произведения.

 В романе «Белая
гвардия»  символика солнца создает контраст между представлениями о ценности
ушедших в историю времен и антиценностным характером современных автору
событий, а также выражает авторскую надежду на неокончательность происходящего.

 В романе «Мастер и
Маргарита» образ солнца  объединяет  мысли  о пагубности попрания нравственных
основ для человека и мира. Солнце –привычный смысл жизни, радости, подлинного
света – сопровождает Иешуа на крестном пути как излучение жаркой и опаляющей
реальности. В романе Мастера оно преобладает, отмечено 11 раз (и ещё 7 раз
упомянуто).

 В процессе
развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает символическое
значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления
нравственного начала в человеческом обществе.

Образ луны  в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни
человека.

В повести «Роковые
яйца» содержание образа выражает авторскую мысль о важности творчески-позитивного
начала в процессе самореализации человека.

В пьесе «Бег»
образ луны
получает дальнейшее развитие, приобретая значение вины,
страдания и раскаяния. Смысл образа связан с авторским осознанием того, что
современная ему эпоха, эпоха борьбы и ненависти, не дает человеку возможности
развивать в себе позитивные начала и ведет к дисгармонизации жизни.

 В романе «Мастер и
Маргарита» образ луны как символ, имеющий ярко выраженное традиционное
сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и
бытии, получает наиболее полное выражение. Луна – это фантастический мир
теней, загадок, призрачности, царства Воланда и его гостей; кроме того, это
холодящий свет успокоения и сна. Семантика луны многообразна.  Она включает в
себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в
способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться,
любить и прощать, спасая, таким образом, себя и окружающий мир от власти
разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание
образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей
достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным
основам.

Содержание образа
звезд
в прозе М.А. Булгакова близко семантике образа луны. Сохраняя
богатейший традиционный смысловой потенциал,  образ в контексте произведений
писателя приобретает принципиально новое содержание и  отражает авторское
стремление определить место и степень значимости человеческой жизни в рамках
конкретного исторического времени и в масштабах вневременных. Кроме того,
символика звезд,
прямо соотносимая в произведениях писателя с
революционными событиями, отражает стремление Булгакова отыскать в них
нравственное начало, способное объяснить и оправдать происходящее.

 В романе «Белая
гвардия» образ-символ звезд сохраняет указанные значения, углубляя и
развивая их. Содержание образа выражает авторские размышления о человеке и
времени, итогом которых является мысль о вневременной значимости человеческой
жизни и ее ценностей.

Образ
электрического света
в прозе Булгакова выражает
восприятие новой эпохи писателем.

 В рассказах «В
ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Красная корона», «Я убил», «Налет» электрический
свет (фонарь)
  является символом революции и гражданской войны. В
ранней прозе возникает связь электрического света и мотива смерти, становящаяся
в последующих произведениях постоянной и определяющей в семантике образа.

 В повести «Роковые
яйца» электрический свет, сопровождающий течение событий, приобретает
символическое значение смертельной опасности внедрения в жизнь непроверенных
теорий.

 В романе «Белая
гвардия» содержание образа включает, помимо названных значений, значение
болезни и предательства.

 В пьесе «Бег» образ
фонаря
становится символом бесконечных жертв братоубийственной войны. 
Образ  электрического фонаря в творчестве писателя приобретает характер
глубокого  и емкого символа революции и гражданской войны. Они  основаны  на
идее классовой борьбы и расцениваются  автором как ложной, по своей сути, 
идеей, влекущей к напрасным насилию и убийствам.

В романе «Мастер и
Маргарита» символика электрического света отражает авторский взгляд на
проблему соотношения истинного и ложного в жизни человека, а также выражает
булгаковскую оценку новой эпохи как времени утраты важных духовно-нравственных
ориентиров. Содержание образа неоднозначно и подвижно. Обращаясь к
характеристике интенсивности света, его ограниченности рамками замкнутого
пространства, прибегая к «несветовому» варианту образа света – мотиву
угасания
– автор размышляет об историческом конфликте прошлого и
настоящего, о революции и эволюции, о путях и способах противостояния
разрушительному характеру наступающей эпохи.

Размышления о том,
что делает жизнь человека прочной основой бытия и бессмертия, реализуются в
содержании образа света, наполняющего человеческое жилье. Образ лампы и
образ огня
в прозе М. Булгакова имеют символическое значение первостепенной
значимости Дома – точки пересечения бытового и бытийного. Содержание образа
огня
опирается на мифологическую основу, включающую в себя позитивное,
созидательное и негативное, разрушительное значения. Писатель реализует оба
смысловых варианта.  Каждый из них является трансформацией мысли о важности и
спасительности Дома,  как воплощения нормы жизни.

В романах «Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита» семантический спектр образа включает в себя
значения помощи и спасения, связанных с темой памяти. Эта тема также
является важной смысловой составной образа лампы. Образ в контексте
произведений писателя «Записки юного врача», «Необыкновенные приключения
доктора», «Роковые яйца», «Собачье сердце»,  «Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита»  приобретает позитивное значение ценности человеческой жизни,
хранящей память о былом и обладающей творческим началом.

Итак, образы-символы
света
в прозе М. А. Булгакова являются способом выражения авторского
взгляда на бытийные проблемы в аспекте взаимосвязи и взаимозависимости человека
и времени. Символика света в художественном мире писателя образует
своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе
существования истории и вечности. Личность, имеющая богатый духовный,
творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая
связь с предшествующими поколениями, является залогом возможности
противостояния самым страшным историческим катаклизмам, противостояния
трудного, но необходимого  для каждого конкретного человека.

Дорога
образ-символ, который имеет особое значение для русского человека. Жизненный
путь – своеобразная дорога, которую должен пройти каждый. Дорога издавна
подкупает  и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими
впечатлениями, заманчивыми переменами.

Тема дороги
является композиционным стержнем повествования в бессмертной поэме Н.В. Гоголя  «Мёртвые
души».

1) «Направо, – сказал мужик. – Это и будет
тебе дорога в Маниловку» (гл.2).

Здесь дорога – путь сообщения: по
столбовым просёлочным дорогам едет в своей бричке Чичиков.

2) «Правда, с такой дороги и очень нужно
отдохнуть»  (гл.3).

Помещица Коробочка имеет в виду испытания,
выпавшие на долю Чичикова во время грозы. Здесь слово дорога приобретает
метафорический (привычный в разговорной речи) смысл.

3) «Забирайте же с собою в путь, выходя из
мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все
человеческие движения, не оставляйте их в дороге, не подымете потом» (гл.6).

Дорога – процесс
возрастного развития человека  (так Гоголь обращается к молодёжи).

4) «Какие искревленные, глухие, узкие,
непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги  избрало человечество, стремясь
достигнуть вечной истины…» (гл.7)

Слово дорога употреблено в широком
общественно-философском смысле  – путь развития человечества.

5) «В дорогу! В дорогу! Прочь набежавшая на
чело морщина и строгий сумрак лица!» (гл.7)

Так художник заканчивает свой поэтический
манифест, приглашая  читателя последовать за ним по его творческой дороге,
 вдаль его поэтического труда. Это дорога писателя-сатирика.

6)  «…Другая судьба писателя, дерзнувшего
вызвать наружу всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров,
которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…» (гл.7)

Это та жизненная дорога, на которой
писатель-реалист  встречает героев своих произведений.

7) «Не так ли и ты, Русь, что бойкая   необгонимая 
тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога…»  

В высоком символическом значении
исторического пути родины употребляется здесь слово дорога.

8)  «… Летит мимо всё, что ни есть на земле,
и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Выражение « дают ей дорогу»  подразумевает
неудержимое движение вперёд, величие исторического  пути России.

 Таким образом,
дорога
– это и жизненный путь Чичикова, и дорога, по которой этот герой
едет в бричке, и дорога истории, по которой несётся Русь-тройка. Это и пути
развития человечества, и путь развития России – жгучий  вопрос современности,
которому Н.В. Гоголь хочет дать своё решение.

 Исключительно
важная роль в русской поэзии принадлежит образам деревьев. Особое
пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. В поэзии  первой половины 19
века мы находим краткие и не особенно выразительные упоминания о берёзе: «семья
младых берёз»  – у В.А. Жуковского, «под сению берёз ветвистых» – у 
Е.Баратынского, «чета белеющих берёз»  – у М.Ю.Лермонтова. Правда, Лермонтов
закрепляет за берёзой общий смысл –одного из символов всей России.
Именно в таком качестве – как «русское дерево» – и начинает  изображаться
берёза в русской поэзии, а  достигает своей кульминации в творчестве С.А.
Есенина.

Какие же наиболее устойчивые мотивы связаны
с образом берёзы в лирике Есенина?

Их несколько: «берёза – русское дерево»,
«берёза – плач», « берёза – женщина»,  «берёза – символ стойкости», «берёза –
символ  России».

 Берёза становится  «героиней» многих
поэтических произведений  поэта. Есенинская берёза «похожа на майское деревце
русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжен в холщовый
сарафан или в белую юбку».  Сама берёзовая крона и ствол делают её похожей на
молодую женщину. Но это не ритуальное, а  метафорическое перевоплощение. (Стихотворения
«Мой путь», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»)

 А в стихотворении «Берёза»  С.А. Есенин,
рисуя свою берёзу, передаёт поэзию и нежность русской зимы. Берёза у него
белая. Определение «белая» вызывает в памяти множество образов: белый свадебный
наряд невесты, белокаменная церковь, белый свет, белая Русь. Белый цвет в
старину отождествлялся с божественным: белый ангел, белые ризы, белые одежды
святых. Благодаря олицетворению «принакрылась»  создаётся одушевлённый образ
берёзы, которая предстаёт живой, во многом похожей на женщину. Берёза у
Есенина  светоносная.  Её  образ вызывает ощущение радости, сияющего
снега, чистоты. Она праздничная, нарядная, выделяется своей красотой, словно
спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Берёза как бы противостоит
застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу. Есенину удалось не
только запечатлеть прекрасный миг бытия, но и воссоздать картину
мироустройства. В центре мира, в котором живёт человек, находится дерево.  И в
этом стихотворении открывается для нас тайна познания этого мира, которая
начинается с поэтического открытия.

Образ-символ в литературе

Образ-символ – самостоятельный художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Теория литературы дает такое определение символу: это художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим образом, не тождественен ему.

Слово «символ» происходит от греческого «symbolon», что обозначает «условный язык, знак, опознавательная примета». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое вещи (пластины, палки, глиняной чаши, монеты, медальона и т.д.), соединив которые их обладатели или потомки могли узнать друг друга. Символ – это тоже нечто, разделенное на две части: первая часть – это созданный автором образ, вторая – его обозначение, содержание, толкование, тайный смысл.

Образ-символ – неисчерпаем и многозначен. Поэт-символист Вячеслав Иванов утверждал: «Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении». У него может быть множество толкований. Так, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» образ паруса символизирует мятущуюся душу лирического героя, находящего спасение в бегстве из чуждого его мира. При этом парус можно рассматривать и как символ освобождения из мучительного плена обыденного мира. Образ дороги в романе «Герой нашего времени» символизирует жизненный путь героя, который так же, как и бесконечная дорога, не имеет конца, финиша, ведь Печорин так и не может найти себе пристанище и обрести счастье. В то же время дорога, по которой странствует герой, становится символом поиска истины.

Отличие символа от тропа (метафоры и аллегории)

Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а, как уже говорилось выше, безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать (обозначать) начало жизненного пути, время года, наступление нового этапа в жизни, пробуждение любви и других возвышенных чувств героя.

Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом (например «сноп волос твоих овсяных», «алый сок ягоды на коже» у Есенина), а символ стремиться обозначить, отразить вечное и ускользающее, часто нематериальное, невещественное (например, пламя свечи на окне в метельную ночь в романе Пастернака «Доктор Живаго» символизирует надежду на счастье, воцарение мира, душевное тепло и человечность которые удается сохранить в нечеловеческих условиях военных времен).

Метафора создает или дополняет образную картину мира, скрашивает действительность, углубляет понимание реальности, а символ уходит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасна Дама в лирике Блока – не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность. То есть трактовка символа Прекрасной Дамы не ограничивается образом идиллической возлюбленной лирического героя Блока. А незнакомка Блока – это символ несбывшихся надежд на тожество Вечной Женственности, образ мечты, подменяющей реальность. То есть символ по смысловом нагрузке гораздо глубже метафоры.

Что может быть образом-символом

Каждый элемент художественной системы может быть образом-символом – метафора, сравнение, пейзажа, художественная деталь, заголовок и даже литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза» стала символом отчаяния и очищения. Название пьесы «Вишневый сад» Чехова – символизирует память предков, красоту, это чувство родины, это культура: «вся Россия – наш сад!», который был обречен на уничтожение в начале XXвека.

Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: например, буран (его разновидность – сильная метель) символизирует разгул разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белой гвардии» Булгакова, «Докторе Живаго» Пастернака. Или образ пути, странствия по бездорожью, а вместе с ним повозки, брички, запряженной лихими конями,. Вспомним путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», птицу-тройку из «Мертвы душ» Гоголя, уже упомянутую бричку Печорина – образ дороги всегда имеет философски-символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.

Существуют индивидуальные образы-символы, которые писатель наделяет особым смыслом: например, ласточка у Мандельштама – проводник между миром живых и почивших, символ быстротечности, бренности человеческой жизни; черный человек у Есенина становится отражением трагического мироощущения поэта, его душевного смятения.

Образы-символы и символисты

Символизм – литературное течение конца ХIХ – начала ХХ века, было сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символисты считали, что цель искусства – не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они собирались именно с помощью символа. Символ в трактовке символистов – это выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинна суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание с помощью иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности.

От реалистического образа символ отличатся тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты – это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ символ у символистов принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смысла. Эту его черту неоднократно подчеркивали сами символисты. Федор Сологуб говорил: «Символ – окно в бесконечность».

Добавить комментарий