Синекдоха — это пример метонимии в русском языке
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о весьма «экзотическом» термине в русском языке – синекдохе. Слово это, прямо скажем, для многих незнакомо.
Хотя даже в повседневной речи мы частенько прибегаем к подобным оборотам, но даже не догадываемся, что у данной фигуры речи может быть такое заковыристое название.
Что такое синекдоха и ее примеры
Синекдоха – это фигура речи, в которой одни слова используются вместо других в переносном значении. В отличие от метафоры замена базируется на количественном изменении, то есть единственное вместо множественного, частное вместо общего и наоборот.
Эта фигура речи является разновидностью метонимии, о который мы поговорим в отдельной статье по приведенной ссылке. Как и многие термины в русском языке, слово «синекдоха» имеет древнегреческие корни. Его можно перевести, как «соотношение, перенимание и подразумевание».
Ну и, наконец, если захотите блеснуть знаниями в компании, это слово нужно произносить с ударением на второй слог, то есть синЕкдоха.
Как уже было сказано, мы часто используем синекдоху в повседневной речи.
Ну, например, всем знакомы выражения «Мы люди не гордые» или «Начальство пришло». Мы говорим во множественном числе, но на самом деле подразумеваем единственное.
Так, «мы люди не гордые» относится к конкретному человеку, как правило, к нам самим. А под словами «начальство пришло» подразумеваем также конкретного начальника, а не нескольких человек.
Также примерами синекдохи являются выражения «золотая голова» и «уносить ноги». Тут имеет место замена общего на частное. Другими словами, под «золотой головой» подразумевается не отдельная часть тела, а весь человек.
Так говорят про того, кто обладает большим умом и может предложить интересные идеи. То же самое касается и фразы «уносить ноги». Естественно, она употребляется в переносном смысле и означает, что человек убегает – опять же целиком, а не только его конечности.
А вспомните, какие выражения часто используются в спортивных трансляциях.
Например, комментаторы говорят «Россия пришла первая к финишу», «Франция победила Хорватию в финале» или «Китай завоевал 5 золотых медалей». Под названиями стран здесь подразумеваются конкретные спортсмены и конкретные виды спорта.
Но подобное обобщение, что также является синекдохой, звучит более впечатляюще. А в этом и заключается художественная миссия данного оборота речи.
Как и многие приемы в русском языке, синекдоха используется для создания более выразительного образа, чтобы у слушателя или читателя отложилась в голове конкретная картинка.
Это также отличный способ избежать тавтологий и разнообразить свою речь. Конечно, использование одной только синекдохи не сделает из вас оратора, но ее роль нельзя недооценивать.
Виды синекдохи
Синекдоха описывает количественное изменение от частного к общему, от части к целому. Но работает и обратный принцип. В зависимости, какая «подмена» используется, этот речевой оборот можно разделить на несколько категорий:
- Единственное число употребляется вместо множественного.
Например, у Лермонтова в «Бородино» есть такие слова: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз».
Здесь под «французом» подразумевается не какой-то конкретный человек, а целая армия.
- Множественное число употребляется вместо единственного.
Можно вспомнить уже упомянутую фразу «Мы люди не гордые» или «Наш номер шестнадцатый».
Эти выражения человек часто использует, имея в виду себя самого, а не всех вокруг.
- Вместо целого используется только какая-то часть.
Опять же вспомним Лермонтова и его знаменитое стихотворение: «Белеет парус одинокий».
Под парусом подразумевается целая лодка, но выделяя какую-то конкретную часть, автор усиливает образ – в данном случае лучше передает состояние одиночества.
- Вместо видового названия используется родовое.
Например, «Это животное ведет преимущественно ночной образ жизни».
Тут словом «животное» заменяется его конкретное название. Чаще всего подобный прием используется, чтобы избежать тавтологии.
- Вместо родового значения используется видовое.
Например, распространенное выражение «Это нам обойдется в копеечку».
Под «копеечкой» подразумеваются деньги в целом, но в таком варианте фраза звучит более поэтично.
Примеры синекдохи
Чаще всего эту фигуру речи можно встретить, конечно, в литературе. Особенно любят ей пользоваться поэты. С помощью синекдохи они более точно и более красиво передают нужные образы.
«Ну что ж, садись, светило» (В.В.Маяковский)
«Всё спит — и человек, и зверь, и птица» (Н.В.Гоголь)
«Все флаги в гости будут к нам» (А.С.Пушкин)
Даже название популярной сказки «Красная Шапочка» может считаться синекдохой, так как девочка названа по небольшой детали в ее одежде.
Также синекдохи употребляются и в других сферах:
- В песнях — «Эти глаза напротив», «Под крышей дома моего»;
- В спортивных комментариях – «Россия победила Испанию и вышла в четвертьфинал»;
- В рекламе – «Победа над микробом гарантирована»;
- В политических лозунгах – «Власть не уважает рабочего человека»;
- В пословицах (что это?) – «Дурная голова ногам покоя не дает»;
- В устоявшихся выражениях – «Там, где не ступала нога человека», «Ни одного знакомого лица».
Вот и все, что нужно знать синекдохе.
Чтобы хорошо выполнить задание №26 в ЕГЭ по русскому языку, нужно твердо знать ответы на следующие вопросы:
Что такое метонимия и чем она отличается от синекдохи?
Почему в одном источнике литературный пример отнесен к метонимии, а в другом – к синекдохе?
На самом деле все просто! Это настолько близкие понятия, что некоторые теоретики даже считают синекдоху одним из видов метонимии. Придерживаюсь этого мнения и я. Однако в задании №29 наш любимый ФИПИ просит найти синекдоху и метонимию, подразумевая разные тропы. /Кстати, ссылка на подробный разбор синекдохи – в конце этой статьи/.
Будем разбираться с метонимией!
Метонимия – это перенос названия с одного предмета или явления на другой на основе смежности, близости, пространственной и временной связи. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.
Метонимия – от греческого «переименование». Ударение: метонИмия.
Метонимия – это скорее сжатое описание предмета. Синекдоха – упоминание части, при котором целое лишь подразумевается. От этого в синекдохе более выражен переносный смысл, чем в метонимии.
Объяснение М.Петровского в «Литературной энциклопедии» 1925 года.
Давайте рассмотрим некоторые виды метонимии, и вы начнете понимать, о чем речь. (Наверняка сейчас удивитесь, ведь часто вы просто не осознаете, что употребляете в своей речи метонимию…)
1. Связь субъекта и орудия.
В кабинете секретаря надрывалась печатная машинка.
(Мы подразумеваем человека – секретаря, который печатал, а говорим об орудии секретаря – печатной машинке).
Кстати, обычно, чтобы рассказать о таком виде метонимии используют строчку из песни композитора Бориса Мокроусова на стихи Михаила Исаковского «Одинокая гармонь».
Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно – на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.
То пойдёт на поля, за ворота,
То обратно вернётся опять, –
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.
Мы понимаем, что бродит «гармонист молодой», а не музыкальный инструмент, и это просто – метонимия.
А вот еще пример:
На поля легла роса,
По полям пошла коса.
Пошел человек с косой, а не сама коса.
2. Связь предмета и материала.
Бабушка любовно протерла и убрала хрусталь в сервант.
(Мы подразумеваем посуду из хрусталя, а говорим о материале, из которого она сделана).
Здесь же похожий пример вдогонку:
На аукционе был продан корниловский фарфор.
(Речь, конечно, идет об изделиях завода братьев Корниловых, а не о материале).
Стало страшно, ведь подошли ребята в черной коже и с бейсбольными битами.
(Подразумеваем, что ребята – в кожаных куртках).
3. Связь сообщества с членами сообщества.
Профессор сказал: «Сейчас буду спрашивать, что такое метонимия!». Аудитория напряглась, ведь никто не учил!
(Аудитория – в значении «сообщество студентов»).
Выслушав докладчика, конференция единогласно приняла резолюцию.
(Конференция – в значении «сообщество делегатов»).
Зал замер, когда на сцену вышла Волочкова, а потом галерка засвистела.
(Зал – в значении «сообщество зрителей», галерка – в том же значении).
4. Связь автора с его произведением (принадлежность автору).
Она вынесла Малевича из музея, спрятав под майкой.
(Имеется в виду картина Малевича, а не сам художник Казимир Малевич).
Еще примеры этого ряда:
С подоконника упал замусоленный Гумилев.
Вася поставил Пушкина в шкаф.
(Я думаю, нелегко иностранцам, когда они пытаются перевести подобные фразы! Воистину могуч наш язык!)
5. Связь между содержимым и содержащим.
Бабушка так классно готовит, что я сразу же съел и вторую тарелку!
(Содержимое (возможно, суп) заменили содержащим – тарелкой)
Еще примеры этого ряда:
Я залил в бак всю канистру и сел за руль.
Горячую воду отключили, но я согрел себе целый таз.
Есть и другие виды метонимии. Я привела самые распространенные. Чтобы определить в тексте этот троп, достаточно понять сам принцип замены слова смежным понятием.
Иногда у школьников встает справедливый вопрос: а как не спутать метонимию с метафорой?
Метафора ведь тоже подразумевает замену слов другими словами на основе некоторого сходства. Чаще всего, в выражение с метафорой можно подставить слова «как» или «словно». А в выражения с метонимией таких слов не подставишь… О метафоре и олицетворении обязательно напишу на канале позже. Подписывайтесь.
Синекдоха – что за «зверь» такой? (Много примеров к заданию №26 в ЕГЭ по русскому).
И вот еще почитайте, это любопытно:
Как правильно: ноль или нуль?
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. В современной литературе используется множество художественных средств для создания выразительной и образной речи. К ним относятся,в первую очередь, художественные тропы.
Тропы в художественной литературе
Тропы играют в художественных произведениях исключительную роль. Их использование увеличивает возможности опосредствованного отражения объективной реальности, усиливает эмоционально-оценочный и смысловой диапазон слова, изобразительность и выразительность речи, тропы помогают, наконец, образно и лаконично определить сущность явления и высказать авторское отношение к ним.
Троп в переводе с греческого значит оборот речи. Тропы — это форма поэтического мышления, перенос наименования с одного предмета на другой, осуществляемый писателем по какому-то сходству предметов при их сопоставлении друг с другом.
Синекдоха — художественный троп
Одним из художественных тропов является сине́кдоха, которая представляет собой разновидность метонимии. Возникновение синекдохи основано на переносном значении слов. Но в ее появлении в отличие от собственно метонимии присутствуют количественные отношения целого и части.
Синекдоха, как художественный троп, возникает в литературе, когда предмет называют по одному характерному признаку, выделяемому в качестве главного для обозначения данного объекта, то есть это название целого по его части или наоборот.
Первая ракетка мира серб Новак Джокович вновь подтвердил свой титул, выиграв теннисный турнир в Австралии.
Словосочетание «первая ракетка» (часть) называет лучшего теннисиста мира (целое).
Что волнует современного зрителя в театре?
Существительное в форме единственного числа «зритель» подразумевает всю зрительскую аудиторию, интересующуюся современным драматическим искусством.
Примеры употребления синекдохи в литературе
Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.
Читаем у Н.В. Гоголя в романе «Мёртвые души»:
— Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Писатель назвал мужика бородой по одному характерному признаку в его внешности. И перед читателем возник зримый образ этого человека с густой бородой. Это и есть художественный троп — синекдоха.
В сказке Шарля Перро маленькая девочка названа Красной Шапочкой из-за одного, выделяющегося в ее наряде головного убора — красной шапочки, которую ей подарила мама на день рождения.
Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)
Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький)
Художественный троп синекдоха возникает, когда в тексте произведения употребляется единственное число существительного в качестве множественного.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Видеоурок «Метонимия. Синекдоха»
Тест
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 31
Синекдоха (от греч. synekdoche — соотнесение) — это фигура речи, в которой используется какое-то частное понятие для обозначения целого, и наоборот. Например:
- носить каблуки — означает носить не только каблуки, а туфли на высоком каблуке (каблуки — понятие части, а понятие большего, целого — туфли);
- за решёткой — обозначает нахождение в тюрьме (решётка — понятие части заменяет целое, понятие тюрьма — целое, большее);
- уносить ноги (ноги — понятие частное, убегает же весь человек — это понятие общее, целое);
- влететь в копеечку — означает быть чрезвычайно дорого (т.е. “копеечка” — только часть той огромной суммы, которую придётся заплатить);
- Россия выиграла чемпионат мира по хоккею (спортсмены — понятие только части всей страны, а Россия — понятие общее, целое).
Слово синекдоха произносится с ударением на “е”.
Синекдоха не может быть выражена никакими частями речи, кроме:
- существительных (например: “он — голова”, когда говорится об умном человеке);
- глаголов (например: дымить — синекдоха, т. к. это часть всего действия “курить”).
Примеры синекдохи из художественной литературы
“Люди послушно текли туда, откуда слышалось шуршание ассигнаций: тускло сияющая копейка стала их солнцем, тугой кошелёк – реликвией, а богатый дядюшка – богом.”
М. Н. Гордеев
В данном случае автор говорит о деньгах, а не о копейках, но использовав именно это слово, он преуменьшает понятие денег, показывает, как мелочно желание людей разбогатеть.
“Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.
“Медный всадник”, вступление, А. С. Пушкин
Под одним шведом подразумеваются “шведы”, во множественном числе. Под флагами, как символ государства, подразумеваются сами государства.
“И теперь мне хочется увериться, что моё имущество находится в надёжных руках“.
“Лабиринт Мёнина”, Макс Фрай
Подразумеваются не только руки, а целый человек или группа людей, управляющих имуществом.
“Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает: и человек, и зверь, и птица“.
“Вечера на хуторе близ Диканьки”, Н. В. Гоголь
Говоря о всём живом, автор использовал единственное число вместо множественного.
“Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?”
“Мёртвые души”, Н. В. Гоголь
Борода — часть целого человека, и писатель так его назвал из-за этой важной детали его внешности.
Синекдоха и метонимия
Что такое метонимия?
Метонимия (др. гр. μετονυμία — переименование) — это вид тропа, когда существует логическая связь между двумя терминами, один заменяется другим. Например:
- город громко встретил Новый год (т. е. жители, не сам город);
- налить ещё одну чашку? — произошла замена напитка на посуду;
- послушать Моцарта, почитать Пушкина, увидеть Айвазовского (их произведения, не их самих).
Разница между синекдохой и метонимией
И синекдоха, и метонимия выделяют связи между значениями. Иногда синекдоха считается видом метонимии, может называться количественной метонимией.
Однако в синекдохе одно понятие является частью чего-то другого целого / сущности. Метонимия — оборот речи, в котором одно слово заменяет другое, они связаны между собой, но одно понятие не является меньшей частью другого. Примеры:
- “на пике карьеры” — синекдоха, “пик” используется как высшая точка карьеры и меньшая часть от “опыта работы”, который и считается “целым”;
- “куча работы” — метонимия, идея немного отличается, но связана с понятием “груды документов”, т. е. они связаны по значению, но одно не является меньшим другого.
Узнайте больше про Метонимию.
Синекдоха и метафора
Метафора — это фигура речи, два термина сравниваются между собой на основании их сходства, но в необычном смысле. Например:
- волчья хватка;
- золотые руки;
- осень жизни;
- наступать на те же грабли.
Разница между синекдохой и метафорой
Синекдоха создаётся переносом “части на целое” и наоборот, а метафора — произвольной заменой одного термина на другой по сходству.
Узнайте больше про Метафору.
Виды синекдохи
Существует много разных мнений деления синекдохи на виды. Классический вариант деления:
- Часть вместо целого — Эй, Седая Борода (обращение к человеку с седеющей бородой).
- Целое вместо части — Вчера Россия обыграла Испанию (используются названия целых стран для обозначения лишь команд, которые за них играют).
- Единственное число вместо множественного — “Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше”.
- Множественное число вместо единственного — “А вы думаете, Марья Васильна, нам, царям, легко?… Мы, цари, работаем без выходных” (из к/ф “Иван Васильевич меняет профессию”).
Узнайте и про другие Средства выразительности.
Русский литературный язык – это стройная и вместе с тем образная система. Образность ему придают тропы и фигуры речи. Особенно хочется сказать о тропах, потому что их функция образности построена на переносном значении слова. Наиболее интересным тропом с позиции названной функции является синекдоха. Именно об этом понятии пойдет речь в настоящей статье.
Определение
Синекдохой называют троп, в основе которого лежит наименование целого через его составляющую. Также наименование в этом тропе может выражаться, наоборот, в части как целом.
Примеры употребления стилистической единицы очень часто можно встретить в упражнениях по стилистике.
Что такое синекдоха
Приведем некоторые из них:
- Вся школа вышла на субботник.
- Интернет сам работать не начнет.
- Я не пойду за покупками, ни копейки не осталось.
- Колхозное стадо в сто голов.
- Сейчас ученик совсем не тот, что был раньше.
- У тебя есть денежка на мороженое?
- Что волнует современного телезрителя?
- Лучший бас России – Федор Шаляпин.
- Над этой разработкой трудились лучшие умы.
Это интересно! Для чего нужна антитеза и что это такое
Определение синекдохи исходит из слова греческого происхождения и в дословном переводе на русский язык означает «соотнесение». Этот термин входит в понятийный аппарат русской стилистики. Он обозначает наименование тропа, в основе которого лежит перенос значения слова по количеству.
Важно! Синекдоха всегда однозначна. Она придает речи особую выразительность и образность.
Синекдоха в русском языке
В курсе русского языка понятие синекдохи изучается в разделе стилистики. Как правило, этот раздел в полной мере осваивается в старших классах средней школы. Почему так происходит? Ответ прост. Выпускной экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ предусматривает деление всех заданий, входящих в его структуру, на базовые и повышенной сложности. Естественно, что для выпускников, определившихся продолжить обучение в высших учебных заведениях, нужны максимальные баллы. А их можно «заработать», выполнив все задания.
В одном из заданий предлагается в пустующие строчки вписать названия тропов и фигур из предложения. Среди прочих стилистических единиц в указанном задании довольно часто встречается синекдоха.
Важно! В русском языке под синекдохой понимается перенос значения по признаку количества.
В современном информационном мире на первое место выходят электронные носители информации. К их числу можно отнести электронную энциклопедию – википедию. В ней размещена достаточно большая статья, посвященная понятию. В начале статьи дано подробное определение. Затем приведен пример, чтобы было наглядно понятно, что такое синекдоха. Далее названы грамматические средства, с помощью которых создается троп. В конце статьи даны электронные ссылки на источники информации, в которых можно найти дополнительный материал.
Ссылка:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Синекдоха
Полезное видео: метонимия — синекдоха
Троп в литературе
В школьном курсе литературы понятие синекдохи вводится в 6 классе. В учебнике говорится об этом стилистическом средстве как о тропе, который основан на перенесении значения на основе количественной связи. Что это за количественная связь? Другими словами, это когда в речи для выражения целого и части употребляется несвойственное контексту число.
Примеры с синекдохой:
- В двери лезли бушлаты, шинели…
- Англия выиграла Кубок мира в 20 веке.
- Двадцать парусов двигались по руслу реки.
- Первая ракетка школы в настольном теннисе.
- Такой лоб вырос, а родителям не помогает.
- В окно была видна льняная голова.
- Покупатель выбирает продукты от проверенного производителя.
- Осталось немного до гробовой доски.
- У родного очага забываются обиды.
- Я услышал туфельки Марьи Ивановны.
- Одинокое красное пальто виднелось на аллее парка.
- Мы негордые люди.
- Ремонт в копеечку встанет.
- Эти глаза напротив…
- Едем на волка.
- Я читаю Пастернака.
- Двадцать пар глаз смотрели на молодую учительницу.
Это интересно! Для чего нужна парцелляция, что это такое: конкретные примеры
Изобразительно-выразительные средства языка
Примеры синекдохи из художественной литературы:
№п./п. | Пример | Автор |
1. | И флаги будут в гости к нам… | А. Пушкин |
2. | Белеет парус одинокий | М.Лермонтов |
3. | ТССС! Усы идут… | В.Каверин |
4. | Эй! Борода! | Н.Гоголь |
5. | Слышно было…, как ликовал француз! | М. Лермонтов |
6. | Садись, светило! | В.Маяковский |
7. | Пуще береги копейку… | Н.Гоголь |
8. | Мы все глядим в Наполеоны | А.Пушкин |
9. | Мчатся мамы, папы, пиджаки и шляпы… | И.Резникова |
10. | Как архангельский мужик…. Стал разумен и велик… | Н.Некрасов |
11. | Одинокая бродит гармонь… | И.Исаковский |
12. | Читал охотно Апулея… | А.Пушкин |
13. | Не то на серебре! На золоте едал! | А. Грибоедов |
14. | Я три тарелки съел… | И.Крылов |
15. | Мне Брамса сыграют – тоской изойду… | Б. Пастернак |
16. | Все спит: и человек, и зверь… | Н.Гоголь |
17. | Белинского и Гоголя с базара понесут… | Н.Некрасов |
В поэзии
В стихотворениях очень часто используется этот вид тропа. Она придает поэтическим текстам особую образность. Ведь поэзия – это особый вид искусства.
Достаточно часто синекдоху употребляет в собственных поэтических текстах А.А.Ахматова, например:
- Улыбнется мне ль твое лицо?
- Милым прощу я губам их жестокие шутки…
Обратимся к лирике А.С.Пушкина и в ней тоже найдем примеры синекдохи:
- И вот ко мне идет незримый рой гостей…., плоды мечты моей.
- И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге….
- Громада двинулась и рассекает волны.
- Люблю я пышное природы увяданье…
Троп в рекламе
Современное телевещание на 60-70% состоит из трансляции различных рекламных роликов. В их слоганах есть достаточно много примеров употребления стилистической единицы.
Примеры синекдохи в рекламе:
- Чай «Липтон» неземной вкус.
- «Жемчуга» самая рейтинговая мелодрама 2016 года.
- Новое поступление косметики «AVON». Волна скидок.
- Журнал «Лиза» ищет своего читателя.
- «Нескафе» новый сливочный поцелуй.
- Закопай тещу в песок. (туры в Турцию).
- Победа над микробом в вашей ванной.
Полезно видео: литература — метонимия
Заключение
Стоит отметить, что на современном этапе развития русского языка, это стилистическое средство достаточно хорошо изучено и описано как с точки зрения русского языка, так и с точки зрения литературы.
Если говорить о структуре синекдохи, то можно считать, что у нее две разновидности: простая (однословная) и сложная (многословная). Есть синекдохи идиоматические и авторские. Синекдоха в речи, как в устной, так и письменной необходима для придания эмоциональности, а также для воплощения неповторимых поэтических образов. Синекдоха очень часто употребляется в лирике русских поэтов 19 и 20 веков.