Как найти синонимичные словосочетания

Синонимия словосочетаний

Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных  предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают  сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.

Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.

Например: город у моря – приморский город; держаться с достоинством – держаться достойно; идти лесом – идти через лес – идти по лесу; землетрясение в девять баллов – девятибальное землетрясение.

Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.

Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора – нора лисы, Петин карандаш – карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.

Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.

Сравните: ночная тишина – тишина ночи, дивизионный штаб – штаб дивизии, каменная плита – плита из камня, шерстяные носки – носки из шерсти, годовой отчет – отчет за год, молочный бидон – бидон для молока, школьный товарищ – товарищ по школе.

При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным: дом в пять этажей – пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров – десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов – при тысячеградусной температуре.
Существуют синонимы и среди глагольных словосочетаний, главным образом благодаря способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне – рассказывать про сына, указать недостатки – указать на недостатки, платить рубль за килограмм – платить по рублю за килограмм
и т. п.

Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами – работал по вечерам, летели самолетом – летели на самолёте, испытывать всхожесть семян – испытывать семена на всхожесть, нужный всем – нужный для всех и т. п.

Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными существительными (сравните: вопрос о кадрах не решён – вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве – совещание по животноводству и т. п.).

Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни – из-за болезни – по причине болезни, вошёл в кухню – на кухню, ушёл из кухни – с кухни, ехать на метро – в метро, просеять через сито – сквозь сито и т п.

Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн
2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

Например: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо;
2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное.

Например: топот коня – топот (чей?) конский.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать;
2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием.

Например: поехать работать – поехать на работу.

Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим:

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно.
2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания – зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании – прилагательным, при управлении – существительным.
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченнорассказывала с увлечением).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении – ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).
 

Синтаксические
синонимы (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку)

Системное изучение словосочетания
начинается в 5 классе и продолжается в течение двух лет. В 8 классе изучается
тема «Связь слов в словосочетании», даются понятия «согласование»,
«управление», «примыкание», формируются умения определять вид связи в
словосочетании, заменять словосочетание синонимичным с другим видом связи.
Навык отрабатывается на протяжении
реализации всей программы по русскому языку (включая 11 класс).

Несмотря на это, в проведенных в подготовительный период диагностическом
и тренировочных  тестах  9 человек из
девятнадцати как минимум один раз допустили ошибки при выполнении задания по
замене словосочетания синонимичным с другим видом связи, т.е. 47% 
учащихся 9 а класса не обладают прочным навыком выполнения  задания
 №7 ОГЭ . 

Предлагаемые материалы направлены на систематизацию и обобщение знаний
по этой теме и могут быть использованы на разных стадиях работы: объяснение
материала, закрепление изученного, контроль.

Планируемый результат: сформированность навыков определения вида связи в
словосочетании, замены синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

Теория

Чтобы справиться с заданием
7, необходимо знать способы связи слов в словосочетании.

 В русском
языке существует 3 способа (вида) связи слов в словосочетании:

1.
СОГЛАСОВАНИЕ
 

2. УПРАВЛЕНИЕ 
3. ПРИМЫКАНИЕ

Способ связи можно определить по
зависимому слову.

Рассмотрим, какими частями речи
выражаются зависимые слова при каждом виде связи.
Согласование

При СОГЛАСОВАНИИ зависимое
слово может быть выражено:

1.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Например: зелёный луг 
2.МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на
прилагательное

Например: мой портфель 
3.ПРИЧАСТИЕМ
Например: летящий шар 
4.ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
Например: второй этаж 
Управление
При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово
может быть выражено:

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
Например: иду в школу
2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное
Например: письмо для меня
Примыкание
При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:

1. НАРЕЧИЕМ
Например: говорить тихо
2. ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Например: меняемся не глядя
3. НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ
ФОРМОЙ ГЛАГОЛА

Например: уехал учиться
ЗАПОМНИТЕ: 
  1. Способ связи определяется НЕ
по главному, а только по
зависимому слову!

2. Не важно, на какой вопрос
отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено!
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
словосочетанием!

4. Однородные члены предложения
словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

СОВЕТЫ, которые  помогут  вам
избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать
вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос
от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без
изменения (то есть не меняем его
грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и
оставляем).
3. Теперь в центре внимания – зависимое слово! Определяем, какой частью речи
оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании  прилагательным,
при управлении  существительным. 
4. Читаем в задании, какой тип
связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление,
значит, наречие заменяем
синонимичным существительным,
можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ 
ГРАЦИОЗНО – ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление,
то прилагательное заменяем
синонимичным существительным(например, 
БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ – ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно
может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД
главным (
БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а приуправлении – ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
                                      Тренировочные задания  
Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь – 
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача – 
4. школьный портфель – 
5. плюшевый медвежонок – 
6. приморский парк – 
7. клетчатый шарф – 
без предлога:
1. полковое знамя – 
2. солнечная энергия – 
3. лесной запах – 
4. учительский стол – 
5. конское ржание – 
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – 
2. снаряд для спортсменов – 
3. тропинка в гору – 
4. человек без совести – 
5. вопрос по литературе – 
6. гостиница при вокзале – 
7. костюм в полоску – 
8. кусты сирени – 
9. совет отца – 
10. ком снега – 
11. судьба матери – 
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью – 
14.ружьё с двумя стволами – 
15.парень с рыжими волосами – 
16.особняк в три этажа – 
17.девушка двадцати лет – 
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел – 
2. смело спрыгнул – 
3. устало шагал – 
4. осторожно слез – 
5. спокойно делал – 
6. беззаботно жил – 
7. бесшумно едет – 
8. бесстрашно бросился – 
9. бездушно пел – 
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ
СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – 
2. ждал с напряжением – 
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением – 
5. уезжал со спокойствием –
6. отзывался с гордостью – 
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука – 
9. поступил без жалости – 
Задание 5 УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
(ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.

Образец: бак для мусора (У) – мусорный бак (С)

1.варенье из груш –

2. тьма без просвета –

3. командир дивизии –

4. стол из дерева –

5. соревнования по шахматам –

6. утро сентября –

7. заболевания сердца –

8. работа вручную –

Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным

Образец: обиженно ответить (П) – ответить с обидой (У)

1.узнать беседуя –

2. радостно согласиться –

3. журавлиный клин –

4. станционный буфет –

5. напряжённо всматриваясь –

6. бесцельно бродить –

7. уважительно относиться –

8. травяной отвар –

В) Замените зависимое слово однокоренным наречием

Образец: сибирские пельмени (С) – пельмени по-сибирски (П)

1. корейский салат –

2. выслушать с вниманием –

3. относиться с заботой –

4. работал с упорством –

5. сделанный с умом –

6. покраснеть от смущения –

7. исчезнуть без следа –

8. заниматься без системы –

Ответы

Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель – портфель для школы
5. плюшевый медвежонок – медвежонок из плюша
6. приморский парк – парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол – стол учителя
5. конское ржание – ржание коня
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору – горная тропинка
4. человек без совести – бессовестный человек
5. вопрос по литературе – литературный вопрос
6. гостиница при вокзале – привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью – гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами – двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами – рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа – трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет – двадцатилетняя девушка
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил – жил без забот
7. бесшумно едет – едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием – спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука – беззвучно плакал
9. поступил без жалости – безжалостно поступил

Задание
5.

УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
(ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

А) Замените зависимое слово
однокоренным прилагательным.

1.варенье из груш
(У) – грушевое варенье (С)

2.тьма без
просвета (У) – беспросветная тьма (С)

3.командир дивизии
(У) – дивизионный командир (С)

4.стол из дерева
(У) – деревянный стол (С)

5.соревнования по
шахматам (У) – шахматные соревнования (С)

6.утро сентября
(У) – сентябрьское утро (С)

7.заболевания
сердца (У) – сердечные заболевания (С)

8.работа вручную
(П) – ручная работа (С)

Б) Замените зависимое слово
однокоренным существительным

1.узнать беседуя (П) – узнать в беседе (У)

2. радостно согласиться  (П) – согласиться с радостью (У)

3. журавлиный клин (С) – клин журавлей (У)

4. станционный буфет (С) – буфет на станции (У)

5. напряжённо всматриваясь (П) – всматриваясь с напряжением
(У)

6. бесцельно бродить (П) – бродить без цели (У)

7. уважительно относиться (П) – относиться с уважением (У)

8. травяной отвар (С) – отвар из трав (У)

В) Замените зависимое слово
однокоренным наречием

1. корейский салат (С) – салат по-корейски (П)

2. выслушать с вниманием (У) – внимательно выслушать (П)

3. относиться с заботой (У) – заботливо относиться (П)

4. работал с упорством (У) – упорно работал (П)

5. сделанный с умом (У) – умно сделанный (П)

6. покраснеть от смущения (У) – смущённо покраснеть (П)

7. исчезнуть без следа (У)  – исчезнуть бесследно (П)

8. заниматься без системы (У) – заниматься бессистемно (П)

Используемые
материалы:

М.В.Козулина.
Подготовка к экзамену по русскому языку. Саратов. Издательство «Лицей»,2013

http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/08/1.html#more

Образовательный
блог Крюковой Марины Анатольевны

Синонимичные словосочетания Алгоритм выполнения.. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИнесса Тагильцева

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Синонимичные словосочетания Алгоритм выполнения..” — Транскрипт:

1 Синонимичные словосочетания Алгоритм выполнения.

2 Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово –бассейн 2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?)для плавания. Например: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла.

3 Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции: 1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?)гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо; 2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой?чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное. Например: топот коня – топот (чей?) конский.

4 Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги: 1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием. Например: поехать работать – поехать на работу.

5 : Обобщенный алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим 1. Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, рассказывала (как?) увлеченно. 2. Главное слово оставляем без изменения (не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания – зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании – прилагательным, при управлении – существительным.

6 4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, рассказывала увлеченно – рассказывала с увлечением). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, хрустальная ваза – ваза из хрусталя). 5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (хрустальная ваза), а при управлении – ПОСЛЕ главного (ваза из хрусталя).

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

“>Способы связи слов в словосочетании.

“>Синонимичные словосочетания. В8.

“>Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

“>Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного.

“>Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола (инфинитив)

“>сверкающий на снегу

“>сверкая на снегу

“>движение на дороге

“>привёз от знакомого

“>гостить у друга

“>Рекомендации для выполнения задания В8 в формате ГИА:

  1. “>Найди главное слово, оставь его неизменным.
  2. “>Измени способ связи зависимого слова с главным.
  3. “>Проверь, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
  4. “>Помни, что, если ты просто поменял слова местами, ты ;text-decoration:underline”>не изменил “> способ связи между ними!

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

“>СОЛОМЕННАЯ ;text-decoration:underline”>ШЛЯПА “>– ;text-decoration:underline”>ШЛЯПА “> ИЗ СОЛОМЫ

“>МАМИНО ;text-decoration:underline”>ПЛАТЬЕ “> – ;text-decoration:underline”>ПЛАТЬЕ “> МАМЫ

“>ЖУРНАЛ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ – ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ

;text-decoration:underline”>СЛЕД “> ЗВЕРЯ – ЗВЕРИНЫЙ ;text-decoration:underline”>СЛЕД

“> “>БЕЗЖАЛОСТНО ;text-decoration:underline”>ВЫРЫВАЛИ “> – ;text-decoration:underline”>ВЫРЫВАЛИ “> БЕЗ ЖАЛОСТИ

“>С УСЕРДИЕМ ;text-decoration:underline”>РЫХЛИТЬ “> – УСЕРДНО ;text-decoration:underline”>РЫХЛИТЬ “>

“>Выполни задание по этой теме в формате ГИА:

Узнать стоимость написания работы –>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Синтаксические синонимы словосочетаний. Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Синтаксические синонимы (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку)

Системное изучение словосочетания начинается в 5 классе и продолжается в течение двух лет. В 8 классе изучается тема «Связь слов в словосочетании», даются понятия «согласование», «управление», «примыкание», формируются умения определять вид связи в словосочетании, заменять словосочетание синонимичным с другим видом связи. Навык отрабатывается на протяжении реализации всей программы по русскому языку (включая 11 класс).

Несмотря на это, в проведенных в подготовительный период диагностическом и тренировочных тестах 9 человек из девятнадцати как минимум один раз допустили ошибки при выполнении задания по замене словосочетания синонимичным с другим видом связи, т.е. 47% учащихся 9 а класса не обладают прочным навыком выполнения задания №7 ОГЭ .

Предлагаемые материалы направлены на систематизацию и обобщение знаний по этой теме и могут быть использованы на разных стадиях работы: объяснение материала, закрепление изученного, контроль.

Планируемый результат: сформированность навыков определения вида связи в словосочетании, замены синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

Чтобы справиться с заданием 7 , необходимо знать способы связи слов в словосочетании.
В русском языке существует 3 способа (вида) связи слов в словосочетании:
1 . СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ

Способ связи можно определить по зависимому слову.
Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом виде связи.
Согласование
При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Например: зелёный луг
2. МЕСТОИМЕНИЕМ , похожим на прилагательное
Например: мой портфель
3. ПРИЧАСТИЕМ
Например: летящий шар
4. ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
Например: второй этаж
Управление
При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
Например: иду в школу
2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительное
Например: письмо для меня
Примыкание
При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. НАРЕЧИЕМ
Например: говорить тихо
2. ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Например: меняемся не глядя
3. НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА
Например: уехал учиться
ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову !
2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено !
3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!
4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
СОВЕТЫ , которые помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания – зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании – прилагательным , при управлении – существительным .
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит, наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО – ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление , то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ – ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении – ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
Тренировочные задания
Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель –
5. плюшевый медвежонок –
6. приморский парк –
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол –
5. конское ржание –
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот )
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору –
4. человек без совести –
5. вопрос по литературе –
6. гостиница при вокзале –
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью –
14.ружьё с двумя стволами –
15.парень с рыжими волосами –
16.особняк в три этажа –
17.девушка двадцати лет –
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил –
7. бесшумно едет –
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот ).
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием –
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука –
9. поступил без жалости –
Задание 5 УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.

Образец: бак для мусора (У) – мусорный бак (С)

1.варенье из груш –

2. тьма без просвета –

3. командир дивизии –

4. стол из дерева –

5. соревнования по шахматам –

6. утро сентября –

7. заболевания сердца –

8. работа вручную –

Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным

Образец: обиженно ответить (П) – ответить с обидой (У)

2. радостно согласиться –

3. журавлиный клин –

4. станционный буфет –

5. напряжённо всматриваясь –

6. бесцельно бродить –

7. уважительно относиться –

8. травяной отвар –

В) Замените зависимое слово однокоренным наречием

Образец: сибирские пельмени (С) – пельмени по-сибирски (П)

1. корейский салат –

2. выслушать с вниманием –

3. относиться с заботой –

4. работал с упорством –

5. сделанный с умом –

6. покраснеть от смущения –

7. исчезнуть без следа –

8. заниматься без системы –

Задание 1. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. школьный портфель – портфель для школы
5. плюшевый медвежонок – медвежонок из плюша
6. приморский парк – парк при море
7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка
2. солнечная энергия – энергия солнца
3. лесной запах – запах леса
4. учительский стол – стол учителя
5. конское ржание – ржание коня
Задание 2. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору – горная тропинка
4. человек без совести – бессовестный человек
5. вопрос по литературе – литературный вопрос
6. гостиница при вокзале – привокзальная гостиница
7. костюм в полоску – полосатый костюм
8. кусты сирени – сиреневые кусты
9. совет отца – отцовский совет
10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12.занятия музыкой – музыкальные занятия
13.собака с гладкой шерстью – гладкошёрстная собака
14.ружьё с двумя стволами – двуствольное ружьё
15.парень с рыжими волосами – рыжеволосый парень
16.особняк в три этажа – трёхэтажный особняк
17.девушка двадцати лет – двадцатилетняя девушка
Задание 3. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостливо посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
6. беззаботно жил – жил без забот
7. бесшумно едет – едет без шума
8. бесстрашно бросился – бросился без страха
9. бездушно пел – пел без души
Задание 4. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием – спокойно уезжал
6. отзывался с гордостью – гордо отзывался
7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8. плакал без звука – беззвучно плакал
9. поступил без жалости – безжалостно поступил

Задание 5. УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.

1.варенье из груш (У) – грушевое варенье (С)

2.тьма без просвета (У) – беспросветная тьма (С)

3.командир дивизии (У) – дивизионный командир (С)

4.стол из дерева (У) – деревянный стол (С)

5.соревнования по шахматам (У) – шахматные соревнования (С)

6.утро сентября (У) – сентябрьское утро (С)

7.заболевания сердца (У) – сердечные заболевания (С)

8.работа вручную (П) – ручная работа (С)

Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным

1.узнать беседуя (П) – узнать в беседе (У)

2. радостно согласиться (П) – согласиться с радостью (У)

3. журавлиный клин (С) – клин журавлей (У)

4. станционный буфет (С) – буфет на станции (У)

5. напряжённо всматриваясь (П) – всматриваясь с напряжением (У)

6. бесцельно бродить (П) – бродить без цели (У)

7. уважительно относиться (П) – относиться с уважением (У)

8. травяной отвар (С) – отвар из трав (У)

В) Замените зависимое слово однокоренным наречием

1. корейский салат (С) – салат по-корейски (П)

2. выслушать с вниманием (У) – внимательно выслушать (П)

3. относиться с заботой (У) – заботливо относиться (П)

4. работал с упорством (У) – упорно работал (П)

5. сделанный с умом (У) – умно сделанный (П)

6. покраснеть от смущения (У) – смущённо покраснеть (П)

7. исчезнуть без следа (У) – исчезнуть бесследно (П)

8. заниматься без системы (У) – заниматься бессистемно (П)

М.В.Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. Саратов. Издательство «Лицей»,2013

Образовательный блог Крюковой Марины Анатольевны

[spoiler title=”источники:”]

http://samzan.ru/206776

http://infourok.ru/sintaksicheskie-sinonimy-slovosochetanij-podgotovka-k-oge-po-russkomu-yazyku-4073216.html

[/spoiler]

Что такое синонимичные словосочетания?



Знаток

(322),
закрыт



14 лет назад

Ирина Беляева

Ученик

(112)


14 лет назад

Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.

Словосочетания омонимичны, если одна и та же грамматическая форма выражает разные грамматические значения, например: письмо — час; с другом — с увлечением. Эти словосочетания попарно построены по одной схеме (« + сущ. в вин. п. без предлога» , « + предлог + сущ. в тв. п.») , но их грамматические значения различны (писать письмо — действие и предмет — дополнительное; писать час — действие и время — обстоятельственное; говорить с другом — дополнительное, говорить с увлечением — обстоятельственное) .

Ekaterina Vasilevskaya

Ученик

(116)


6 лет назад

Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.

Словосочетания омонимичны, если одна и та же грамматическая форма выражает разные грамматические значения, например: письмо — час; с другом — с увлечением. Эти словосочетания попарно построены по одной схеме (« + сущ. в вин. п. без предлога» , « + предлог + сущ. в тв. п.») , но их грамматические значения различны (писать письмо — действие и предмет — дополнительное; писать час — действие и время — обстоятельственное; говорить с другом — дополнительное, говорить с увлечением — обстоятельственное) .

HULK VS THING

Ученик

(199)


6 лет назад

Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.

Словосочетания омонимичны, если одна и та же грамматическая форма выражает разные грамматические значения, например: письмо — час; с другом — с увлечением. Эти словосочетания попарно построены по одной схеме (« + сущ. в вин. п. без предлога» , « + предлог + сущ. в тв. п.») , но их грамматические значения различны (писать письмо — действие и предмет — дополнительное; писать час — действие и время — обстоятельственное; говорить с другом — дополнительное, говорить с увлечением — обстоятельственное) .

Любовь Чалова

Ученик

(116)


2 года назад

Потренируемся в подборе синонимичных словосочетаний.
Упр. 1 Лесной запах – запах леса – предмет и его признак
Мраморный памятник – памятник из мрамора – предмет и его признак
Бассейн для плавания – плавательный бассейн – предмет и его признак
Костюм для тренировки – тренировочный костюм – предмет и его признак
Держаться с достоинством – держаться достойно – действие и его признак
Парк при море – приморский парк – предмет и его признак
Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница – предмет и его признак
Идти полем – идти через поле – действие и его признак
Ехать берегом – ехать по берегу – действие и его признак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Грамматическая синонимия словосочетаний.

В нашем языке есть словосочетания, различные по строению, но близкие по значению. Их называют синонимичными. Например:

Рассказывать с увлечением (управление) – рассказывать увлечённо (примыкание)

Тишина ночи (управление) – ночная тишина (согласование)

Родниковая вода (согласование) – вода из родника (управление)

Держаться достойно (примыкание) – держаться с достоинством (управление)

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:

1) бессонная ночь –

2) подземный переход –

3) алгебраическая задача –

4) школьный портфель –

5) плюшевый медвежонок –

без предлога:

1) полковое знамя –

2) солнечная энергия –

3) лесной запах –

4) учительский стол –

5) конское ржание −

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

1) каша из гречки –

2) снаряд для спортсменов –

3) тропинка в гору −

4) человек без совести −

5) вопрос по литературе −

6) гостиница при вокзале −

7) костюм в полоску –

8) кусты сирени –

9) совет отца –

10) ком снега –

Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ

1) жалостно посмотрел –

2) смело спрыгнул –

3) устало шагал –

4) осторожно слез –

5) спокойно делал –

6) беззаботно жил −

7) бесшумно едет −

8) бесстрашно бросился –

9) бездушно пел –

10) неспешно наполняет −

Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

1) говорил с тревогой –

2) ждал с напряжением –

3) охранял с заботой –

4) глядел со смущением –

5) уезжал со спокойствием −

6) отзывался с гордостью –

7) сделал с аккуратностью –

8) плакал без звука −

9) поступил без жалости –

10) озиралась с грациозностью −

Добавить комментарий