Средства связи предложений в тексте
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 240.
Обновлено 14 Января, 2022
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 240.
Обновлено 14 Января, 2022
Текст — самая большая синтаксическая единица речи. Он состоит из предложений. Однако не всякий набор предложений можно считать текстом. Предложения должны быть объединены по смыслу и грамматической связью. Как она осуществляется? Средства связи предложений в тексте определяются типом речи (повествование, описание или рассуждение), стилем (разговорный, книжные). Способы и средства связи изучаются в 6 классе.
Способы связи предложений в тексте
Предложения в тексте могут быть связаны цепной или параллельной связью.
Параллельная связь характерна для текстов-описаний. При этом способе связи предложения в тексте объединены темой, которая, как правило, обозначена в первом предложении. Все остальные предложения раскрывают эту тему, детализируют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением. Обычно второе и последующие предложения содержат слова, напрямую к теме относящиеся.
Например, описание лесной прогулки обязательно начнётся с упоминания леса или его синонимов (чаща, заросли, березняк и пр.). В каждом из следующих высказываний непременно встретятся слова, относящиеся к лесной тематике. Примеры: деревья, стволы, тропинка, хвоя, кусты и т. д.
Слова из одной сферы делают текст единым целым, даже если предложения больше ничем не связаны.
Последовательная (цепная) связь — это оптимальный способ связи для рассуждения или рассказа. Второе предложение связывается с первым, третье — со вторым и т.д., образуя что-то вроде звеньев цепи.
Средства связи предложений в тексте
Способов и средств связи в русском языке множество. Способы могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими.
Лексические способы включают в себя следующие языковые средства связи предложений в тексте:
- Повтор слова. Мальчик взглянул на рыцаря. Рыцарь обернулся.
- Однокоренные слова. Меня звали обедать к соседям. Но, когда я вошёл в зал, за обеденным столом сидел только хозяин.
- Синонимы и антонимы. Много добрых слов услышал Аким. Ласковые приветствия, душевные пожелания сыпались со всех сторон. Днём было хорошо, даже весело. Только по ночам становилось страшно.
- Перифраз (описательный оборот). Понятное всем выражение, которым обозначают явление. Я приехал в Петербург утром. Гуляя по городу на Неве, я заметил множество львов. “Как? — скажете вы. — Львы в городе?!” Конечно, это были скульптурные изображения царя зверей.
Морфологические (грамматические) средства:
- Местоимения. От сестры пришло письмо. Она волновалась за меня. Это было приятно.
- Союзы (сочинительные). Обычно они стоят между частями ССП, но могут соединять и предложения в тексте. День за днём идёт, мелькая. А царевна молодая всё в лесу.
- Наречия. Ребята вошли в пещеру. Здесь было сыро.
- Частицы. Я успокоился. Только какая-то грусть точила душу.
- Единая видовременная форма глаголов. Меж холмов река вьётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся.
Синтаксические средства:
- Эллипсис, другие виды неполных предложений. Сегодня запланирована прогулка по городу. В среду — поездка в Суздаль.
- Синтаксический параллелизм. На закате легче прощаться. На рассвете хорошо встречаться.
Предложения в тексте связаны разными способами. Для тренировки определите связь предложений в любом тексте, понаблюдайте за тем, как они связываются, назовите средства связи.
Что мы узнали?
Предложения в тексте могут быть объединены параллельным и последовательным способами связи. Для этого в арсенале русского языка имеются лексические, морфологические и синтаксические средства.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Андрей Смирнов
5/5
Оценка статьи
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 240.
А какая ваша оценка?
Русский язык
Средства связи предложений в тексте
Все предложения в тексте неразрывно связаны между собой по смыслу и с помощью специальных средств. Это обеспечивает целостность синтаксической единицы и позволяет последовательно излагать важные мысли. Так автор может донести до читателя ту или иную информацию более связно и доступно. В этом уроке мы познакомимся со средствами связи предложений в тексте.
В быстроразвивающемся мире уже мало учиться только в рамках школьной программы, важно получать полезные знания о финансах и инвестициях, чтобы гарантировать материальное благополучие
Создай себе задел на будущее, получай уже сегодня расширенный объем знаний и навыков по ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ в режиме онлайн
Зарегистрируйся сейчас, ПРИБЛИЗЬ СВОЙ УСПЕХ
Перейти
План урока:
Теоретические основы средств связи
Союзы и предлоги
Местоимения и частицы
Лексическое значение слова как средство связи
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»
Теоретические основы средств связи
Для начала необходимо разобраться с тем, что такое средства связи и какими они бывают. Только познакомившись с теорией, можно начать выполнять задания для подготовки к сдаче экзамена.
Средства связи предложений. Понятие
Существует много трактовок данного определения в различных словарях. Использование средств связи незаменимо при написании текста, поскольку именно они обеспечивают его целостность и последовательность. Очень важно знать морфологические характеристики, чтобы уметь подбирать связующие средства в предложения по смыслу контекста.
Можно дать этому термину следующее определение:
«Средства связи – это элементы речи, которые соединяют предложения друг с другом и способствуют их объединению в полноценный текст».
Без них синтаксические единицы будут казаться несвязными и непоследовательными, что приведет к плохому восприятию информации. Поэтому связующие части речи очень важны в составе предложений.
К основным средствам связи относятся:
- местоимения;
- союзы и союзные слова;
- лексические повторы;
- перефраз;
- частицы;
- союзы;
- предлоги и т.д.
Виды средств связи. Особенности соединения
В русском языке предложения связываются между собой неоднозначно. Есть два способа, которые позволяют соединить одну синтаксическую единицу с другой.
Выделяют следующие виды:
Свойства средств связи в тексте. Функции
Роль средств связи в тексте достаточно велика. Помимо главных задач в тексте они выполняют еще и второстепенные. Рассмотрим основные функции этих морфологических инструментов:
- помогают связывать предложения в тексте между собой по смыслу и грамматически для более точного донесения информации до читателя;
- распространяют синтаксические единицы и делают речь богаче;
- позволяют противопоставить факты или предложения, сравнить их друг с другом и выделить основные отличия;
- делают текст гармоничным и более приятным для восприятия.
Именно поэтому средства связи предложений в такой синтаксической единице как текст очень важны. Без них повествуемая информация потеряет всякий смысл.
Союзы и предлоги
Употребление союзов предлогов между предложениями является неотъемлемой частью правильного восприятия текста. Поэтому на основании таблиц и правил необходимо ознакомиться с этими категориями частей речи.
Союзы. Особенности употребления
Сочинительные союзы связывают части в сложносочиненных предложениях и части последовательных синтаксических единиц. Такие части речи делятся на следующие категории:
Примеры:
На улице шел то снег, то дождь.
В саду нельзя было ходить, так как там росли редкие цветы.
По городу ходили люди да причудливые звери.
Андрей хотел в школу, но он боялся своего врага.
Подчинительные союзы используются в сложноподчиненных предложениях и делятся на следующие виды:
Примеры:
Хотя Миша и не был трусом, но Колю он все равно боялся.
По небу пробежал раскат грома, словно сотни музыкантов ударили в барабан.
Надо быстрее сделать домашнее задание, чтобы выйти погулять.
Мама сказала, что я точно поступлю в Москву.
Эти части речи можно встретить в любом предложении. В начале синтаксической единицы они играют совсем другую роль – связывают ее с предыдущей. Благодаря смысловым местоимениям сохраняется основное содержание текста.
Предлоги. Производные и непроизводные
Предлоги в качестве связующих элементов делятся на три категории:
К непроизводным предлогам относятся: от, на, по, с, у, в, о, к, без, из-за, пред, через, под, для, над, при.
Эти правила нужно запомнить, чтобы в случае необходимости их употребления не запутаться со значениями и разрядами. Часто попадаются задания, где нужно вставить или определить предлоги и союзы.
Местоимения и частицы
Употребление местоимений и частиц так же предусматривает свои правила и нюансы. Рассмотрим каждый раздел более подробно.
Правописание местоимений. Разряды и характеристика
Местоимения позволяют обозначать действующих лиц при помощи других слов. Это распространяет лексику и делает язык богаче. Они характеризуют человека и делятся на следующие разряды:
Местоимения связывают не только части предложений, но и сами единицы между собой. Они относится к средствам цепной связи, которые продолжают смысл излагаемого текста.
Разряды частиц. Правильное употребление
У частиц тоже есть разряды. Эти части речи добавляют эмоциональной окраски предложениям, уточняют информацию и помогают более точно выразить мысль. Делятся частицы на следующие виды:
Нельзя ошибаться в определении категорий частиц, хотя эти ошибки являются самыми распространенными. По каждой частице можно интуитивно догадаться, к какому разряду она относится. Главное уметь применять знания на практике.
Лексическое значение слова как средство связи
Под лексическим значением слова понимается совмещение звукового произношения этой единицы с соответствующим ему объектом действительности. Иными словами – это прямое значение того или иного слова, его толкование. Значение может быть:
- прямым: золотая монета;
- переносным: золотые руки.
Также слова делятся на многозначные и на те, у которых представлено только одно значение.
Пример многозначного слова:
МИР
- соглашение воюющих государств;
- отсутствие вражды;
- объединение по общим признакам;
- совокупность всех форм живой материи;
- область жизни;
- планета Земля.
Пример однозначного слова:
Гимн – торжественная мелодия, которая является символикой государства или иного образования, выражающая преданность общепринятым ценностям.
Лексическое значение слова играет большую роль в структуре текста и предложений. С помощью него смысл доносимой информации не теряется. Кроме того, слова связывают предложения друг с другом при помощи видоизменения своих форм, что тоже не маловажно.
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»
На Едином государственном экзамене в конце 11 класса встречаются сразу три задания, которые предполагают определение средств связи, лексического значения слова и основной мысли текста. Рассмотрим их структуру более подробно.
Задание 1
Самое первое задание предполагает прочтение короткого текста и выявление двух предложений, которые максимально точно передают основную мысль автора. Нужно исключать информацию, которая не присутствует в тексте вообще, и второстепенную.
Ошибиться в этом задании легко, если не вчитываться в предлагаемые предложения. Лучше выделять все самое основное ручкой, чтобы не запутаться.
Задание 2
Здесь необходимо самостоятельно дописать часть речи, которая связывает части предложения или сами синтаксические единцы. На основе теории нужно подобрать подходящую частицу, местоимение, предлоги и т.д.
Важно помнить разряды и их значение, чтобы выполнить это задание. Также нужно внимательно вчитываться в предложение, где пропущено слово. Там зачастую кроется подсказка.
Задание 3
В последнем задании этого блока требуется установить лексическое значение отдельно взятого слова из текста. В каждом контексте смысл речевых единиц отличается. Поэтому следует перечитать предложение, из которого взято слово, и обратить внимание на рядом стоящие слова.
Подсказкой могут являться сноски после толкования в задании. Там приведены примеры, которые можно сопоставить с исходной формой слова, что поможет не ошибиться при выполнении третьего задания в ЕГЭ по русскому языку.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вопрос: 1
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРА́ВИЛО, -а, ср.
(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.
1Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.
2Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
3Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.
Вопрос: 2
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.
(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.
2перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.
3перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.
4железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.
5железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!
Вопрос: 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.
1Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.
4Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
5Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
6Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
Вопрос: 4
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СФЕ́РА, -ы, жен.
(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.
1Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
2Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).
3Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).
Вопрос: 5
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.
(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
1Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.
2кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
3кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
5считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.
6считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.
Ваши ответы:
1 вопрос:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРА́ВИЛО, -а, ср.
(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3)<…> волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.
1) Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.
2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.
3) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.
2 вопрос:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ, -ая, -ое.
(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.
1) см. железо.
2) перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы.
3) перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.
4) железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно.
5) железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!
3 вопрос:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.
3) Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.
4) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.
5) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение).
6) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
4 вопрос:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СФЕ́РА, -ы, жен.
(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.
1) Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
2) Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах).
3) Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).
5 вопрос:
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЧИТА́ТЬ, -аю, -аешь; считанный; несовер.
(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают,<…> лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).
1) Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.
2) кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
3) кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4) кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
5) считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек.
6) считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.
Посмотреть ответы
Правильные ответы:
1 вопрос: Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики.
2 вопрос: перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы.
3 вопрос: Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий.
4 вопрос: Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
5 вопрос: кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.
Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
Лексические средства
Слова одной тематической группы |
Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной. |
Лексические повторы |
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв) |
Повторы формы слова |
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев) |
Повтор однокоренных слов |
На суде убийца упорно отрицал свою вину. Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная. (А.П. Чехов) |
Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) |
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов) |
Антонимы (в том числе контекстуальные) |
На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев. |
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п. |
Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья. |
Морфологические средства
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений |
Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв) Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна. |
Личные, притяжательные и указательные местоимения |
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов) Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев) |
Наречия времени и места |
Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв) |
Единство временных форм глаголов-сказуемых |
Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. |
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий |
Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел. |
Синтаксические средства
Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) | Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом. |
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) | Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер. |
Неполные предложения | – Знаете, о чём мы спорили?
– О литературе, музыке, живописи. |
Вводные слова | Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно. |
Прямой и обратный порядок слов | Этот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос. |
Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.
Определение
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. (И.С. Тургенев «Уездный лекарь»)
Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.
Определение
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)
Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.
Задание ER2521R
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…
(8)Два десятка лет назад американцы провели опрос учёных: что дали человечеству полёты в космос? (9)Много было интересного в ответах. (10)Мне запомнился этот: «Во Вселенной мы одни, и непохоже, что где-нибудь нас ждут. (11)Надо беречь свой дом – родную Землю». (12)Хороший ответ.
13)Сегодня с высоты своих знаний человек может сказать: «Замечательная нам досталась планета». (14)В самом деле, есть на планете вода, без которой жизнь была бы невозможной. (15)Близость Солнца даёт не иссякающее от времени тепло. (16)Вращение Земли обеспечивает чередование дней и ночей на планете, смену времён года. (17)Зелёные растения наполняют атмосферу кислородом. (18)Они накапливают углерод и выделяют в верхние слои атмосферы животворный кислород и озон, прикрывающий всё живое от губительных лучей Солнца.
(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.
(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей: зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.
(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.
(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.
Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Нам нужно найти такое(-ие) предложение(-я), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Читаем и анализируем указанные в задании предложения:
(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.
(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.
Содержит все три средства связи предложение 29.
Предложение 29 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения «эти», лексического повтора «места» и формами слов «животных», «животным»:
(29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно.
Ответ: 29
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0221R
Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.
Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложение № 2. Затем подберём подходящий по смыслу предлог.
(2)С развитием общества <…> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.
На месте пропуска должен стоять предлог ПЕРЕД.
Правильно:
(2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.
Ответ: перед
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2518T
Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.
(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.
(6)Козовалов говорил уныло:
— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.
— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.
(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:
— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?
(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».
(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.
(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.
(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.
(44)Лиза остановила Сеппа:
— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.
(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:
— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.
(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:
— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.
(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:
— Милая, милая!
(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.
(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:
— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!
(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:
— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.
(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:
— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.
(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:
— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.
(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:
— Вот мой жених, мамочка.
(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:
— Лиза, что ты говоришь!
(77)Лиза проговорила с гордостью:
— Он защитник Отечества.
(По Ф. Сологубу*)
* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.
- Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
- Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспоминаем собирательные числительные – двое, трое, четверо… Перечитаем предложения: числительное обоих (Р.п. собирательного числительного оба) встречается в предложении 69.
Ответ: 69
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2501
Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.
(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.
(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.
(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)
- Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
- Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспомним указательные местоимения – этот, тот, это, то, который… Перечитаем предложения: местоимение «это» встречается во втором предложении. В нем же мы видим повтор местоимения «я».
Ответ: 2
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2502
Среди предложений 1—4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(1)Жителю России ежедневно формируют мировоззрение катастрофического периода. (2)Он, житель России, уже свыкся с выживанием среди наводнений, ограблений, обрушений и взрывов. (3)Поселки смывает, здания горят, самолёты падают, автомобили сталкиваются, поезда сходят с рельс, а вот интервью с вором, а это трупы боевиков. (4)Теперь про погоду.
(5)Итак. (6)В России. (7)Ежегодно. (8)Гибнет. (9)На дорогах — 30 000. (10)Тонут — 15 000. (11)Опиваются спиртным — 40 000. (12)Убивают — 30 000. (13)Пропадает без вести — 30 000. (14)Падают с крыш, балконов, окон, деревьев, столбов — десятки человек по стране в день. (15)Суют в станки все части тела и отрывают — ежедневно. (16)Кусаются псами, бодаются быками — что ни час. (17)Кончает самоубийством, вешается, вскрывает вены, бросается под поезд — 25 000 в год. (18)Сосульками с крыш по голове — десятки трупов по стране каждую весну. (19)Бьет током в ванных — чище электрических стульев в старой Америке. (20)Ещё можно насмерть подавиться шашлыком и запариться в сауне.
(По Михаилу Веллеру «Разрушительные теленовости»)
- Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
- Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Личные местоимения – я, мы, он, она, ты, вы, они… Местоимение мы видим во втором предложении. Там же повторяется и сочетание «житель России», употребленное в первом предложении.
Ответ: 2
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2503
Среди предложений 15-18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(9)Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом… (10)Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. (11)Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу… (12)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом расчете… (13)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (14)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (15)Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». (16)«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (17)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. (18)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».
(По И. Ильину)
- Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
- Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте. Вспоминаем местоимения. Определительные – каждый, всякий, любой, весь… Указательные – это, то, этот, тот, который… Внимательно перечитав текст и ища в нем местоимения, в 18 предложении мы видим следующие подряд местоимения «все эти» — определительное и указательное. Лексический повтор здесь тоже есть – «дружбы»; в 17 предложении автор также употребляет форму слова «дружба».
Ответ: 18
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0201
Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<…> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.
- Итак, в задании требуется вставить частицу, вспоминаем необходимую нам группу слов.
- Сравнивая первое и второе предложения, мы видим, что автор делает акцент на колючках как на особом приспособлении кактусов, но не утверждает, что это их единственное средство выживания в пустыне. Методом подбора мы приходим к выводу, что лучше всего подходят частицы именно или ведь.
Ответ: именно
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0202
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
(1)Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. (2)<…> явление называется обвалом. (3)Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту — по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.
- Итак, в задании требуется подобрать указательное местоимение, что сильно облегчает нашу задачу. Вспоминаем соответствующую группу местоимений
- Из указанной группы нам в соответствующей форме подходят местоимения такое или это (не забываем согласовывать грамматически самостоятельные части речи с главным словом). Выбираем один ответ.
Ответ: такое
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0203
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
(1)В городах существует особый микроклимат. (2)<…> очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.
- Итак, в задании требуется наречие, вспоминаем слова соответствующей части речи.
- Сравнивая первое и второе предложения, мы видим, что именно в городах очень много искусственных твёрдых поверхностей, то есть, нам нужно наречие, обозначающее место: тут, там или здесь (последнего слова нет в таблице, но его также можно использовать). Попытка подставить любое другое наречие будет безуспешной. Выбираем один из нужных нам вариантов.
Ответ: тут
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER2522T
Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5) В класс заглянула Женя Румянцева:
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
‒ Зачем?
‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.
‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…
‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.
‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
‒ Где же и когда мы встретимся?
‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину*)
Читаем задание. Вспоминаем, какие местоимения относятся к притяжательным (мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их). Внимательно читаем предложенный отрывок текста:
(5) В класс заглянула Женя Румянцева:
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
‒ Зачем?
‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…
Находим притяжательное местоимение ЕЁ в предложении (12):
(12)Жизнь (ЧЬЯ?) её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах.
Записываем цифру 12 в ответ.
Ответ: 12
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0222T
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Чтобы правильно ответить на вопрос, внимательно прочитаем предложения 2 и 3. Затем вспомним, что такое определительные местоимения.
Определительные местоимения указывают на обобщенный признак лица или предмета (сам, самый, весь, всякий, иной, любой, другой, каждый).
Исходя из смысла предложения, на месте пропуска должно стоять определительное местоимение все (мн. ч. от весь). Понимаем, что все они – это науки («биология и химия, астрономия и космология, математика и философия»), которые упоминаются во 2-ом предложении.
Ответ: все
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Задание ER0220T
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада для науки состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)<…> наиболее ценным для археологов является не сам клад, а представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
- Итак, в предложении необходимо вставить сочинительный союз, вспоминаем необходимую нам группу слов.
- Если сравнить второе и третье предложения, мы заметим, что связаны они по принципу противопоставления. Клад ценен для науки качеством изделий, но самое ценное, что он отражает быт и нравы народа того времени. Даже перебирая методом подстановки союзы и, также, тоже, то есть, однако, мы увидим, что лучше всего подходит однако или но. Записываем один из вариантов.
Ответ: однако
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор
Алёна Базан | Просмотров: 2.7k
Сегодня
мы…
· Ещё раз вспомним о том, что может связывать предложения в тексте.
· Научимся находить связь между предложениями в тексте.
· Составим алгоритм для выполнения двадцать пятого задания.
Нам нужно
посмотреть на двадцать пятое задание.
Мы всё
ещё работаем с текстом, который предлагается нам для заданий с двадцать второго
по двадцать шестого. И, как в прошлом задании, нас интересует в тексте
несколько предложений, определённый интервал, который указывается.
Среди
этих предложений нам нужно отыскать такое или такие, которые связаны с
предыдущим предложением или предложениями при помощи определённых средств
связей в тексте.
Рассмотрим
это задание подробнее. Прежде всего, мы ищем одно предложение или несколько – в
ответе могут встретиться оба варианта.
Иногда
нам нужно найти предложения, связанные с предыдущим. А иногда – с предыдущими.
Обычно
указывается два-три средства связи – например, лексический повтор, местоимение
и синонимы. Все эти элементы могут нам встретиться в одном предложении. Или нам
придётся искать их в разных предложениях.
Мы уже
говорили о средстве связей предложений в тексте, когда обращались ко второму
заданию. Но там нам нужно было самостоятельно подобрать связующий элемент,
исходя из контекста.
Здесь же
наша задача усложняется.
В этом
задании мы не только демонстрируем свои знания о средствах связи предложений в
тексте. Мы анализируем связь между предложениями. И находим нужные нам средства
связи.
Во время
выполнения этого задания у нас могут возникнуть некоторые трудности.
Во-первых,
отрывок текста нам достаётся немаленький – примерно десять предложений. В этих
предложениях бывает огромное количество разных средств связи! Наконец, даже
если мы нашли нужный нам элемент – он может оказаться просто частью
предложения, которая никак не влияет на связь в тексте.
Обратимся к теории.
Предложения
в тексте обязательно связаны между собой. В зависимости от смысловых отношений
можно выделить два вида связи: цепную и параллельную.
При цепной
связи каждое последующее предложение связывается с предыдущим при помощи
структурных элементов. Ключевые слова повторяются, используются синонимы,
местоимения.
Параллельная
связь не настолько очевидна. Но её можно узнать по одинаковым грамматическим
формам и одинаковому порядку слов и так далее. Для связи предложений в таком
случае используются синтаксические приёмы: единоначалие, синтаксический
параллелизм. А также союзы, вводные слова, наречия времени и места.
Обычно в
тексте сочетается цепная связь и параллельная.
Итак,
средства связи предложений в тексте могут быть лексическими, морфологическими и синтаксическими.
Лексические
средства – это повторы слов и фраз, синонимы и антонимы, слова той же
тематической группы.
Легче
всего увидеть повторы слов или словосочетаний. Слова могут повторяться в
разных формах или в одной и той же формы.
В
соседнем доме жила девочка. И считали эту девочку довольно странной…
Синонимы
– как мы помним, слова, которые при внешнем несходстве имеют одинаковое
значение.
Недавно
мы встретились с Алексеем Петровичем. Наш старый учитель вполне бодр и
по-прежнему ироничен. Здесь синонимы – наш старый учитель.
А антонимы
– наоборот, имеют противоположное значение.
Умные люди
обычно учатся на чужих ошибках. А глупые – на своих.
Здесь две
пары антонимов: умные – глупые, чужих – своих.
Средством
связи могут быть также контекстные синонимы и антонимы – то есть, слова,
которые становятся синонимами или антонимами только в этом тексте.
А что такое
слова одной тематической группы?
Это слова, которые обладают общностью лексического значения. Они могут
относиться к разным частям речи, но зато обозначают сходные понятия, явления,
признаки. То есть раскрывают одну и ту же тему.
В эту
зиму стояли особенно лютые морозы. От стужи падали на землю птицы, и дорогу
непросто было рассмотреть через заиндевевшие ресницы. Холод пробивался внутрь
сквозь слои одежды, леденил руки и ноги.
Морфологические
средства – это обычно союзы, местоимения, числительные, наречия и глаголы.
Если
говорить о союзах, то для связи предложений в тексте могут
использоваться любые союзы. Обычно сочинительные. Но иногда могут быть и
подчинительные.
Мы
были уверены, что на нас никто не нападёт. Однако на всякий случай
приготовились бежать.
Здесь в
качестве средства связи используется противительный союз
однако.
Настанет
время, и я позову тебя. Если это случится, явись ко мне немедленно.
Здесь,
кроме других средств связи, используется подчинительный союз если.
Поговорим
о местоимениях как средствах связи предложениях. Обычно это личные,
притяжательные, указательные местоимения. Но могут быть и другие.
Она
решила поступать в университет. Это поразило её родственников, и все бросились
её отговаривать.
Здесь в
качестве средств связи используется указательное местоимение это,
притяжательное – её и личное – она в форме родительного падежа единственного
числа.
Для связи
предложений в тексте могут использоваться и порядковые или собирательные
числительные.
Вспомним,
что собирательные числительные обозначают множество предметов как нечто общее: двое,
пятеро.
А
порядковые числительные обозначают порядок предметов при их счёте.
Врач
попросит призывников заходить по одному. Первый и второй парни вежливо
поздоровались, остальные пятеро будто язык проглотили при входе.
Здесь как
средство связи предложений используются и порядковые, и собирательные
числительные.
Связывать
предложения между собой могут и наречия – обычно места, времени. Или местоименные наречия.
Вы всё
же успели познакомиться. Когда это случилось?
Здесь мы
видим наречие времени в качестве средства связи.
Наконец,
средством связи могут служить глаголы, вернее, формы их вида и времени. Эти
формы указывают на время, когда происходят ситуации, указывают на последовательность
или одновременность действий.
Собака,
помахивая хвостом, встала на лапы. Подошла к двери и поскреблась в неё.
Затем, поскуливая, начала крутиться по комнате.
Здесь мы видим
глаголы в форме совершенного вида, прошедшего времени. Эта форма связывает
действия, а значит, и предложения.
Могут
быть и другие морфологические средства связи – например, частицы или
сравнительная степень имён прилагательных.
Конечно,
можно было уйти. Но будет лучше, если вы останетесь. Лишь вам дано принять это
решение.
Синтаксические
средства связи предложений в тексте – это порядок слов, парцелляция,
синтаксический параллелизм, вводные слова и предложения.
Порядок
слов в предложении связан с такими понятиями, как актуальное членение
предложения, рема и тема.
Рема,
то есть новая информация, сообщённая нам в первом предложении, в следующих
предложениях будет выступать как тема. То есть то, что нам уже известно.
Они
вернулись ночью. Вернулись они усталые, до довольные.
Как
видим, здесь изменение порядка слов в предложении сопровождается лексическими
повторами.
Синтаксический
параллелизм – это когда предложения, стоящие рядом, имеют одинаковое
строение.
Трудолюбие
помогает. Лень мешает.
Разновидностью
такого параллелизма могут быть анафора – то есть, единоначалие
предложений. Или эпифора – одинаковое окончание предложений.
Однажды
люди осознают, что все войны тщетны. Однажды все поймут, как много всего мы
пропускаем в этой жизни. Однажды устанут от вражды и мелочных дрязг.
Средством
связи может быть неполное предложение. Например:
Я
обязательно доделаю этот проект сегодня. А Олег, видимо, – завтра.
Ещё одно
средство связи – риторические вопросы и восклицания.
Казалось
бы, совесть – понятие эфемерное. Почему же, когда мы поступаем неправильно,
словно что-то сжимается в груди?
Одно
высказывание в тексте часто разделяется на несколько частей. Такое явление
называется парцелляцией. В таком случае эти части тесно связаны между собой.
Чтобы
добиться чего-то в жизни, нужно иметь сильную волю. Стремление идти вперёд.
Умение подниматься после ошибок.
Одно
из самых важных средств связи – вводные слова. Одна из их функций – это
именно связь предложений между собой.
Кажется,
мы перечислили все варианты. Итак, настало время выводов…
При этом
нужно заменить, что в тексте для связи предложений между собой очень редко
используется один вид средств. Чаще
всего комбинируются лексические, морфологические и синтаксические средства
связи.
Попробуем
выполнить пробное упражнение. Для удобства сразу же возьмём новый отрезок
текста. Хотя в ЕГЭ нам придётся выделять нужный интервал из текста самим.
В этом
тренировочном задании нам нужно найти предложение или предложение, средство
связи для которого – указательное наречие.
Вспомним,
какие наречия являются указательными. Это такие слова, как там, тут, здесь,
сейчас, тогда, туда, отсюда и так далее.
Теперь
поищем такое наречие в предложениях.
В сорок
восьмом предложении есть наречие откуда. И в предложении 51 мы видим
наречие там.
Теперь
определим, служат ли они для связи предложений?
В
предложении 48 откуда – это союзное слово. Оно связывает две части сложноподчинённого
предложения, но не предложения между собой.
В
пятидесятом предложении речь идёт о дворе. В предложении номер 51 место
обозначается уже при помощи наречия там. Значит, наречие – это средство связи.
В ответе
мы укажем номер одного предложения – 51.
Попытаемся
составить алгоритм для выполнения этого задания.
· Выделяем нужные нам предложения в тексте.
· Потом вспоминаем определение средства связи, которое от нас
требуется найти в предложениях.
· Находим этот элемент.
· Проверяем, выступает ли элемент как средство связи.
Можно
выполнять это задание и по-другому. Например, определить все средства связи
для каждого предложения. И потом выбрать те, которые интересуют нас.
Посмотрим
на это тренировочное задание.
Здесь
нужно найти предложения или предложения, которые связаны при помощи
сочинительного союза и лексического повтора.
Посмотрим,
как связаны двадцать пятое и двадцать шестое предложения. Можно увидеть
синонимию: непростое дело – сложно, отличить – понять разницу, настоящее –
действительное. К тому же, мы видим слова одной тематической группы:
искусство, красота и так далее.
Посмотрим
на двадцать седьмое предложение. Его связывает с двадцать шестым повтор: понять
– понимание.
Обратимся
к предложению 28. Сразу же видим союз но, потом
указательное местоимение это.
Предложение
29. Здесь слова одной тематической группы: ребёнок – детский, поэзия, проза,
песенка, симфония.
Тридцатое
предложение. Мы видим союз и, затем частицу только, потом
указательное местоимение эту. Есть тут и повтор – дистанция. И
слова одной тематической группы: симфония, Чайковский, музыка.
Посмотрим
на тридцать первое предложение. Оно связано с остальными параллельной связи,
которая проявляется через слово той же тематической группы: в отрывке речь идёт
о прекрасном и об умении воспринимать.
Тридцать
второе предложение начинается с сочинительного союза но.
За ним идет указательное местоимение эта, а потом
лексический повтор слова способность.
А теперь
посмотрим, в каких предложениях встречается одновременно лексический повтор и
сочинительный союз.
И запишем
в ответ номера 30 и 32, без пробелов и запятых.
Обратим
внимание на то, что в обоих этих предложениях есть и другие средства связи. Но
раз среди них есть то, что указано в условиях задания, мы принимаем их за
ответ.
Составим
второй алгоритм.
· Сначала выделяем нужный нам отрезок текста.
· Находим средства связи для каждого предложения.
· Выделяем предложения, в которых есть нужные нам средства связи.
· Проверяем.
Мы можем
и совмещать два способа выполнения этого задания. В любом случае, очень важно
вспомнить – что именно подразумевается под тем или иным средством связи,
привести для себя примеры. И важно проверить, что найденный элемент
используется именно для связи предложений в тексте.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я хочу вернуться к теме связи предложений в единый текст.
Мы уже не раз говорили о том, что такое ТЕКСТ и в чем отличие его от простого набора предложений (загляните на эту страничку и на эту). Так вот, чтобы текст приобрел смысловую законченность, нужно правильно расположить предложения в тексте, связав их между собой.
Расположить предложения в тексте можно двумя способами: параллельно или последовательно (подробнее о способах связи предложений читайте в предыдущей статье).
Но что же позволяет разграничить между собой данные СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений?
Ответ: языковые средства, с помощью которых и связываются предложения. Поэтому сегодня наша статья
о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте
Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.
Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:
Лексические средства связи:
- Слова на одну тему в каждом предложении.
- Однокоренные слова.
- Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
- Антонимы.
- Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.
Морфологические средства связи:
- Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
- Личные, указательные и другие местоимения.
- Наречия времени и места
- Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
- Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.
Синтаксические средства связи:
- Синтаксический параллелизм.
- Неполные предложения.
- Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
- Прямой и обратный порядок слов.
Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.
Для последовательной (цепной) связи предложений, где каждое последующее предложение должно «цепляться» за слова предыдущего предложения, средствами связи являются:
повторяющиеся слова, однокоренные и слова-синонимы, антонимы, местоимения, союзы и союзные слова, глаголы-сказуемые в одинаковой временной форме. Прямой или обратный порядок слов.
Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются:
слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
Лексические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
- повторяющиеся слова:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
- однокоренные слова:
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
- слова-синонимы:
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
- контекстуальные синонимы:
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
- антонимы:
Недруг поддакивает. Друг спорит.
При параллельной связи используйте
- слова одной тематической группы:
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
(Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)
Морфологические средства связи
При цепной, или последовательной, связи используются
- Союзы:
Очень хотелось спать. Но надо было работать.
- Местоимения:
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
- Степени сравнения прилагательных и наречий:
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
- Единство временных форм глаголов-сказуемых:
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
При параллельной связи используются
- наречия времени и места:
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Синтаксические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
- прямой или обратный порядок слов:
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
При параллельной связи предложений используйте
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
- вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!
Удачи!