Как найти синтаксический элемент

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим скорее!

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

Сколько цветов на лугу!

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

Из темной тучи закапало.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Золотая осень.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией (            );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями (            );
  • определение — волнистой линией (            );
  • дополнение — штриховой линией (            );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка (            ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.


Возьмёмся за руки, ребята!

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Возьмёмся за руки, ребята!

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Схема:

                ], и [                 ]


Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Схема:

       , (на которой                  ),         ]


Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Схема:

                 ] : [                  ]

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Тест

{{ word.morphem }}
{{ word.word }}

Характеристика

По цели высказывания: {{ purpose[syn.purpose] }}

По интонации: {{ emotionalColoring[syn.emotionalColoring] }}

Простое

Сложное

По наличию главных членов: {{ mainMembers[syn.mainMembers] }}

По наличию второстепенных членов: {{ minorMembers[syn.minorMembers] }}

Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами

Осложнено однородными членами

Осложнено вводными словами

Осложнено обращениями

Сложносочинённое предложение. Количество простых предложений: {{ syn.countRoot }}.

Cложноподчиненное предложение.

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Как сделать синтаксический разбор предложения в режиме онлайн?

С нашим сервисом легко и просто.

*Обратите внимание, что в русском алфавите «е» и «ё» – разные буквы. Старайтесь вводить в поисковую строку текст без орфографических и пунктуационных ошибок, так как они негативно влияют на результат разбора.

Пользователям с разными статусами открыто различное количество знаков для разбора:

  1. Юзерам, пользующимся сервисом без регистрации – 10 000 символов,

  2. Пользователям, прошедшим регистрацию – 15 000 символов,

  3. Людям, оформившим PRO версию – 100 000 символов. Также, в эту опцию включены отключение рекламных показов и выделенная очередь, позволяющие осуществлять разбор намного быстрее.

Сервис Текстовод Синтаксис предназначен, в большей степени, для учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов высших учебных заведений.

Также, наша программа может помочь повысить качество текста в работе копирайтера или текстового редактора. Любой специалист, работающий с текстами, знает, что разбор предложения по частям речи способствует уменьшению и стилистических ошибок тоже.

Для чего нужен синтаксический разбор предложения?

Исходя из определения, синтаксис необходим для характеристики предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Как происходит синтаксический разбор предложения в нашей программе?

Последовательность выполнения разбора на Текстоводе абсолютно идентична синтаксическому разбору, производимому по школьной программе России.

Ниже предоставлен алгоритм разбора предложения.

*Имейте ввиду, что некоторые действия можно выполнять устно.

Этап I. Прочитайте и, при необходимости, спишите предложение.

Этап II. Определите цель высказывания предложения.

Выберите подходящий вариант:

  • Повествование (например, «Мама работает.»)

  • Вопрос (к примеру, «Мама работает?»)

  • Побуждение (образец, «Мама, работай!»)

Этап III. Уточните эмоциональную окраску, исходя из знаков препинания в конце предложения.

Тут 2 варианта:

  • Восклицательное.

  • Не восклицательное.

Этап IV. Выясните, простое предложение или сложное.

Подсказка: простое содержит одну-единственную грамматическую основу, а сложное две и более.

В зависимости от IV-го этапа, синтаксический разбор делится на 2 направления.

1. Произведите разбор простого предложения.

Этап V. Определите, односоставное или двусоставное предложение.

В первом случае, предложение имеет один главный член (подлежащее или сказуемое), во втором варианте, и подлежащее, и сказуемое являются главными членами.

Этап VI. Уточните, каким является ваше предложение: распространённым или нераспространённым.

В распространённом предложении есть главные и второстепенные члены.

В нераспространённом же содержится лишь одна грамматическая основа (состоящая из подлежащего и сказуемого).

Этап VII. Отнесите предложение к осложнённому или неосложнённому.

Осложнённое, когда есть:

  • обращения,

  • вводные слова,

  • прямая речь,

  • дополнения,

  • причастные или деепричастные обороты, однородные члены.

Неосложнённое предложение не содержит осложнений.

Этап VIII. Определите какое предложение: полное или неполное.

Неполное имеет недостающие члены. В противоположном случае, когда все члены, необходимые для полноты построения предложения на месте, предложение считается полным.

Этап IX. Выделяются (подчеркиваются) члены предложения

Этап X. Уточните все части речи.

  • В нашем сервисе части речи находятся над словами. Они указаны в сокращенном виде. Расшифровку вы найдете по ссылке, которая находится под разбором.

Этап XI. Изобразите графическую схему предложения.

2. Далее необходимо выполнить разбор сложного предложения.

Этап XII. Найдите средство связи в предложении (интонация, подчинительные или сочинительные союзы).

Этап XIII. Подумайте над способом соединения простых предложений в составе сложного.

Бывают союзная связь (с помощью союзов) и бессоюзная (соединение только интонацией).

Этап XIV. Определите тип вашего предложения.

Выделают следующие типы: сложносочинённое (в составе сочинительные союзы), сложноподчинённое (в предложении есть подчинительные союзы), бессоюзное, с комбинированными видами связи (соответственно, присутствуют оба вида союзов).

Этап XV. Далее, каждую часть сложного предложения разберите отдельно как простое (этапы IX – XII).

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? – Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

образец синтаксического разбора предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) – «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
  • Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

    синтаксический разбор предложения

    Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Синтаксический элемент

Cтраница 1

Синтаксический элемент называется рекурсивным элементом, если для некоторого фиксированного п найдется некоторое структурное дерево, цепь которого содержит этот символ как наименование узла более чем п раз.
 [1]

Синтаксическими элементами операторов являются ключевые слова, символические имена, константы, знаки операций и метки.
 [2]

Ограничитель представляет собой синтаксический элемент, отмечающий просто начало или конец некой синтаксической единицы: выражения или инструкции.
 [3]

В языке ОГРА-1 основным синтаксическим элементом, описывающим графическую или служебную операцию, является оператор. Базовый набор операторов разбит на подмножества служебных и графических операторов.
 [5]

Система символов и образуемых ими синтаксических элементов, с помощью которых записывается алгоритм программируемых задач, называется входным языком.
 [6]

Общий стиль синтаксиса языка определяется выбором основных синтаксических элементов. Рассмотрим кратко наиболее характерные из них.
 [7]

Другая важная особенность состоит в способе различения литералов и синтаксических элементов.
 [8]

Вкладка Colors ( Цвета) диалогового окна Environment Options позволяет выполнить полную настройку цветов окна редактора кода и синтаксических элементов.
 [9]

Каждая фраза в статье характеризуется присутствующим в ней зарезервированным словом, которое является как смысловым, так и синтаксическим элементом статьи. В каждом конкретном случае состав фразы будет указан особо.
 [10]

В принципе такие файлы могут создаваться и модифицироваться с помощью любого ASCII-редактора, но, начиная с версии 5, в MATLAB появился свой редактор, обеспечивающий, в частности, цветовое выделение синтаксических элементов языка, а также интегрированный с отладчиком.
 [11]

На этом этапе вам не нужно ничего, кроме самого приблизительного представления о том, как работает эта программа. Фактически она сшита из некоторого числа важных синтаксических элементов, которые, на мой взгляд, являются существенными для создания надежных и легко поддерживаемых программ. Я даже зашел так далеко, что опустил DEF – и МАКЕ-файлы, чтобы вы сосредоточились только на общих представлениях об этой программе.
 [12]

По всей видимости, ограничение уровня Undo ( отмены) значением 32 767 достаточно в большинстве случаев, поэтому я сомневаюсь, что вам потребуется изменять эту установку. Поле Syntax extensions ( Расширения для синтаксиса) позволяет выбрать типы файлов, для которых будет применяться выделение синтаксических элементов.
 [13]

Оценочные функции по своей природе могут быть композиционными или рекурсивными, при этом значение программы определяется как функция значений, соотнесенных с отдельными синтаксическими элементами.
 [14]

Измените цвет выделения синтаксических элементов на темно-серый для строк, целых чисел и чисел с плавающей точкой.
 [15]

Страницы:  

   1

Порядок проведения синтаксического анализа слова, произведения, текста с примерами

Синтаксический анализ — это действие, которое направлено на выявление связей между словами в словосочетании, между членами одного предложения. Получается, что термин синтаксический анализ слова не применим в принципе. Действительно, в языкознании, лингвистике такого термина нет, что логично.

В случае, если вам необходима помощь при написании дипломной или научно-исследовательской работы, но вы не можете найти на это время, то тогда предлагаем воспользоваться услугами компании ОЦ DissHelp, предлагающих качественные услуги по оптимальным ценам.

Синтаксический анализ может включать в себя изучение лишь трех конструкций:

  • Словосочетаний. Таких, в которых имеется лишь один главный член предложения. Например, красивый цветок. Или читать книгу, читать газету. В словосочетаниях анализу подлежит тип связи, способ построения сочетания.
  • Предложений. Будь они простыми, сложносочиненными или сложноподчиненными. Как раз для выявления главных членов, определения способов построения предложений и требуется синтаксический анализ.
  • Полноценных текстов. Полноценных статей, художественных произведений и прочих. В этом случае задача стоит более глобальная. Например, определить авторскую позицию через лексические средства. А если провести еще и стилистический анализ, то и через средства выразительности. Как правило, их проводят вместе.

Далее мы разберемся, как именно проводится синтаксический анализ. Что он в конечном итоге дает.

Зачем проводить синтаксический анализ

Синтаксический анализ проводится для решения нескольких задач. Среди них можно назвать:

  • Определение сущности словосочетания. Благодаря точному синтаксическому анализу можно понять смысл словосочетания, отталкиваясь от конкретной формы изложения информации. Например, если сочетание звучит как «читать книгу», речь идет об инфинитиве, описании действия. Само словосочетание имеет тип управления.
  • Изучение способов построения предложений. Это важно, поскольку позволяет с одной стороны досконально понимать высказывания. А с другой самому точно их строить. Без понимания предложений нет возможности узнать язык во всем его многообразии. Базовые знания в области синтаксиса нужны и чтобы грамотно говорить, доносить свои мысли до собеседников. Как устно, так и письменно.
  • Изучение способов построения текста. Влияния синтаксиса, грамотного выбора лексических средств для создания письменного послания. Особенно важно это для писателей, людей, которые имеют дело со словом. Для авторов художественной литературы, публицистов, журналистов. Но также и для тех, кто имеет дело с наукой. Поскольку от точности изложения материала, информации зависит характер исследования, его достоверность и логика повествования.

Базовые задачи решаются с помощью стандартных средств и инструментов. Синтаксическим анализом как словосочетаний, так и предложений занимаются школьники, начиная с 3-4 классов. В меньшей мере — изучением текстов.

Работают с синтаксисом и старшеклассники, студенты лингвистических направлений, факультетов словесности. Также и ученые, которые имеют дело с языкознанием, литературой, русским языком. Это обширная категория деятельности. Но далеко не единственная. Для полноты картины специалисты прибегают сразу к нескольким видам аналитики. Синтаксические исследования играют большую роль. Но ими все не ограничивается.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды синтаксического анализа

Синтаксический анализ — это обобщенное название целой группы работ. На самом деле, как можно уже понять из сказанного выше, существуют четыре основные формы исследования.

Первая и наименее обширная — это анализ словосочетания. Он проводится, чтобы определить способ связи между словами, оценить точный смысл высказывания. Поскольку словосочетание считается одно из наименьших информационных единиц в русском языке, ему уделяют много внимания. Словосочетания в чистом виде не имеют большого значения. Их анализ проводится в системе с другими.

Виды синтаксического анализа

Виды синтаксического анализа

Вторая и наиболее многочисленная категория — это анализ предложения. Он делится еще на два подвида. Исследования простых предложений. Тех, которые состоят из двух главных членов, подлежащего и сказуемого (реже — только сказуемого). Проводятся для понимания общей логики построения высказываний. С этого начинается как знакомство иностранца с русским языком, так и изучение русского в школе, в университете (курс повторяют с нуля, обращая внимание на существенные моменты).

Анализ сложного предложения предназначен для препарирования высказываний, где не одна пара главных членов, а больше. В этом случае имеет значение не только порядок слов, а также дополнительные члены, но и связь между главным и придаточными предложениями. Поскольку при неправильно выбранном способе связи смысл предложения может полностью или частично потеряться. Или, по крайней мере, высказывание будет выглядеть откровенно безграмотным. Точную мысль человек таким способом донести не сможет.

Наконец, анализ текста. Анализ проводится на базе целого текста. Художественного или же публицистического, научного или какого-либо иного. Не имеет большого значения. Как бы то ни было, синтаксический анализ текста позволяет определить логику повествования, обозначить авторскую позицию и добиться максимально точного понимания смысла.

Эти виды различаются по размерам, объему проводимой аналитической работы. Но суть всегда остается прежней. Понимание текста, понимание правил русского языка и логики построения предложений любого характера. Учитывая, что русский язык не имеет строгого порядка слов и все зиждется на верном выборе слов, окончаний, это крайне важный раздел и очень значимое дело. В том числе и для носителей языка, которые считают себя грамотными и умелыми.

Синтаксический анализ словосочетания

Синтаксическое исследование словосочетания проводится для определения сущности высказывания на первичном уровне.

Синтаксический анализ словосочетания

Синтаксический анализ словосочетания

Немного об анализе

С синтаксическим анализом словосочетаний школьники знакомятся одним из первых. Наравне с разбором слова, определением структурных частей отдельных лексических единиц. Исследование позволяет изучить характер высказывания, оценить способы соединения слов в предложении.

Как именно его проводить: алгоритм и особенности

Анализ словосочетания проводится сразу же. Вычленять отдельные структурные единицы в этом случае не приходится. Достаточно найти в каких отношениях находятся составные компоненты словосочетания. Алгоритм простой:

Для начала следует определить главное слово в сочетании. Это такое слово, от которого можно задать вопрос к другому. Например, синее небо. От слова «синее» вопрос задать невозможно. А вот к нему — более чем. Значит главным словом будет небо. Небо (какое?) синее. Сделать это несложно.

После оценки главного слова нужно определить способ связи. Существует три способа связи в словосочетании:

  • Согласование. Такая ситуация, когда главное и зависимое слово стоит в одной форме. Например заброшенный дом. Большой лес. Темная комната и тому подобное. Согласование используется для описания конкретных вещей и явлений. Выступает своего рода статичной картинкой.
  • Управление. Второй способ связи, который выражается в том, что зависимое слово ставится в определенном падеже, в зависимости от главного. Например: Пошли (куда?) домой. Увидели (что?) звезду. Управление встречается особенно часто. Управление отвечает за динамику. То есть за описание определенных действий в тексте. Развитие ситуации, экспрессию высказываний.
  • Примыкание. Последний способ связи в словосочетании. Суть его заключается в том, что зависимое слово связано с главным по смыслу. Никакой другой связи кроме смысловой нет. Например: сразу увидел или быстро побежал. Примыкание выполняет сразу обе функции: описывает, придает динамику и позволяет добавить экспрессии явлению, высказыванию.

Определение словосочетаний без учета особенностей построения предложений не имеет большого смысла. Поэтому, как правило, после понимания базовых правил, студенты и школьники учатся определять способы связи главного слова и подчиненных слов в предложениях.

Пример: мужчина неспешно побрел в бревенчатый дом.

Главным словом, которое определяет второстепенные члены тут выступает сказуемое «побрел». От него и можно задать вопросы к зависимым словам:

  1. Побрел (куда?) в дом. Глагол+существительное. Способ связи — управление.
  2. Побрел (как?) неспешно. Они связаны по смыслу. Способ связи — примыкание.

Также можно задать вопрос в словосочетании «бревенчатый дом. Дом (какой?) бревенчатый. Это согласование.

Вот еще один пример: маленький мальчик открыл дверь.

Разбор проводится по тому же принципу.

  • Мальчик (какой?) маленький. Поскольку и главное, и зависимое слова стоят в одной форме, это согласование.
  • Открыл (что?) дверь. Зависимое слово ставится в определенном падеже. Значит, речь идет об управлении.

Так можно продолжать и далее.

Это базовые правила исследования словосочетаний. Прежде чем браться за анализ полноценных предложений и исследование лексической структуры высказываний, публицистических, художественных или научных текстов, нужно выучить все три способа связи и особенности их использования на практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты

В результате исследования словосочетаний можно определить две вещи:

  • Способ связи отдельных слов в словосочетании.
  • Способ связи в самом предложении.

Словосочетание в рамках синтаксического анализа выступает основной и наиболее мелкой частицей информации.

Исследование связей в предложении

Синтаксический анализ предложения во многом похож на разбор словосочетаний. Только в большем масштабе.

Подробнее об анализе

Исследование структуры предложений позволяет добиться полного понимания высказывания. А также правил русского языка, которые в некоторых частях не всегда понятны даже носителям. Например, не всегда ясно, уместно ли использовать деепричастный оборот в том или ином месте. И таких ситуаций много.

Анализ предложения позволяет выявить главные члены и определить остальные значимые моменты. Анализ простого предложения нужно отграничивать от подробного исследования структуры сложного предложения.

Как его проводить

Синтаксическое исследование предложений проводится по четкому алгоритму. Для начала стоит рассмотреть изучение простого предложения, в котором имеется ровно одна пара главных членов (а то и один). Порядок будет таким:

Определение главных членов. Первый из них — это подлежащее. Оно отвечает на вопрос (кто?) или (что?) и описывает действующее «лицо», субъекте предложения. Хотя это может быть и неодушевленный предмет. Затем нужно найти сказуемое. Оно отвечает на вопрос (что делать?) и его производные. Сказуемое описывает действие, которое совершает предмет, субъект. Это может быть как реальное действие, так и бездействие, ментальная операция и т.д.

После определения главных членов нужно определить все второстепенные. Оценить их по типу. Выделяют несколько видов:

  • Определение. Оно выступает описательной категорией и чаще всего отвечает на вопросы (какой?) или (чей?). Чаще всего выражается прилагательным. Например, большой дом, черный материал, моя книга.
  • Обстоятельство. Разделяются на несколько категорий: времени, места и т.д. В зависимости от формы отвечает на вопросы (когда?), (где?), (почему?) и пр. Мы встретились в час дня (когда?). Я видел тебя в офисе (где?).
  • Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей (кому?), (чему?), (о ком?) и многие другие. Определяет дополнительную важную информацию, которая играет роль в высказывании. Например, я слышал о нем (о ком?). Я хотел сказать два слова (что?).

Второстепенные члены предложения играют большую роль в определении сути высказывания. Придают ему информативности и дополнительной окраски.

Затем проводится изучение связей в предложении. Анализ по словосочетаниям.

Сложные предложения состоят из двух и более пар главных членов. Из анализировать сложнее. Сложные предложения включают в себя главную и придаточную части. Они отвечают на определенные вопросы, а также позволяют получить информацию. Придаточные предложения зависимы от главного. Делятся на три категории: обстоятельственные, определительные и изъяснительные.

Придаточные предложения связаны с главным несколькими типами связей. Сочинительной и подчинительной.

Сочинительные предложения описываются как равноправные главному. Они стоят с ним в одной форме, перечисляют последовательность действий. Чаще всего соединяются через союз «и», но не только.

Пример: закончилась зима, и весна наступила.

В этом случае обе части представлены простыми предложениями, равными по смыслу. Показывающими последовательность равнозначных событий во времени.

Другой тип связи — подчинение. Сложноподчиненные предложения неравноправны. Одна часть ставится в зависимое положение, что видно по синтаксису. Вот несколько примеров:

  • Я понял, что он хотел сказать.
  • Он хочет, чтобы ты сказал правду.
  • Когда приходит весна, трава зеленеет.

Практически всегда в сложноподчиненном предложении можно найти слово-маркер. Они помечены в примерах выше. Выступают той самой составной частью, которая и оформляет подчинение. Зависимость придаточного и главного предложений.

Результаты

В результаты исследования становятся понятны высказывания, мысли, выраженные в предложении.

Проведение синтаксического анализа текста

Синтаксический анализ текста считается наиболее сложным в отношении работы, ее сложности и длительности.

Об анализе

Исследование текста представляет собой наиболее комплексную работу, которая проводится для точного понимания сути высказываний автора. Как показывает практика, синтаксический анализ текстового материала редко проводится изолированно. Это всего лишь один из инструментов качественного понимания сути материала.

Как проводится

Как и в предыдущих случаях, анализ текста, будь то произведение художественной литературы, публицистическая статья или научный материал, проводятся по определенному алгоритму. Представить его можно простой последовательностью действий.

  • Выделение главной мысли текста. Найти ее можно после тщательного прочтения материала.
  • Определение второстепенных мыслей. Тех, которые подтверждают мнение или позицию автора, дополняют ее деталями, позволяют лучше понять.
  • Определить способы связи между частями текста. Их роль в повествовании. Какую именно функцию они выполняют.
  • Вычленить позицию автора.

Вполне может быть, что придется сидеть над текстом дольше обычного. Без достаточного опыта провести аналитический разбор целого текста очень непросто.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты исследования

После проведения полного и системного анализа текстового материала можно понять суть. Однако в случае с художественной литературой методы синтаксического анализа не дают полной картины. Кроме того, это намного сложнее. Поскольку там работают правила не столько синтаксиса, сколько классической драматургии (трехактная структура и пр.). Поэтому для изучения литературных текстов нужно иметь солидный багаж знаний в нескольких областях. В том числе в области искусства, словесности.

Все три виды синтаксического анализа рассматриваются в комплексе. Они дополняют друг друга и дают больше информации.

Основные сложности

Сложности, с которыми сталкиваются аналитики, школьники и студенты довольно типичны:

  • Сложности с определением главного слова. Это вопрос неопытности. Все решается тренировками.
  • Сложности с определением связи в предложении. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, вообще придаточные предложения заслуженно считаются одними из самых сложных. Как и те, в которых присутствует только один член. Для изучения он трудны. Но как и в прошлом случае, чтобы понять тему, требуется много практики. Другого выхода из ситуации нет.
  • Недостаточность инструментария. В особенности это касается текстовых материалов, художественной литературы. Определить позицию автора (как вариант) может быть крайне непросто. Синтаксический анализ направлен на получение информации. А для определения эмоционального и волевого компонента, понимания мыслей автора, требуется нечто большее. Потому для исследования текстов нужен широкий инструментарий.
  • Сложности с определением главной мысли. Подобное встречается разве что на первых этапах текстового анализа. Или в сложных и запутанных текстах, где непросто определить, где и что располагается.

Действительно большие сложности с синтаксическим исследованием наблюдаются у школьников и, реже, у студентов. Поскольку им не хватает практических навыков и знаний, опыта. Но это дело более чем поправимое.

Часто совершаемые ошибки

Ошибки, которые допускают студенты и учащиеся встречаются куда чаще. Опытные специалисты при проведении синтаксического исследования их практически не совершают. Вот основные недочеты:

  • Непонимание способа связи в словосочетании. Отсюда ошибки. Как правило, эта проблема наблюдается на начальном этапе. Когда нет точного понимания правила. Но это очень легко решается опытным путем, тренировками.
  • Ошибки в определении способа связи в предложении. Где главные, а где второстепенные члены. Есть ли они в полном составе вообще. Какого типа то или иное обстоятельство и какая это вообще часть речи. И прочие трудности подобного плана.
  • Ошибки в определении главного и придаточного предложений. Где и какое находится.
  • Ошибки в определении типа связи между главным и придаточным предложениями. Как было сказано выше, это одна из наиболее сложных тем в русском языке.
  • Ошибки в определении главной мысли. Также и в формулировании авторской позиции.

Часто совершаемые ошибки решаются только опытом. Требуется многократная практика. Как минимум под контролем ответов на готовые вопросы. А еще лучше под наблюдением преподавателя. Тем более, что сложности в синтаксическом анализе возникают даже на базовом уровне. Это не такое простое дело даже для носителей языка.

Если вдруг у вас имеется необходимость в написании дипломных или научно-исследовательских работ, то тогда можете воспользоваться услугами ОЦ DissHelp.

Добавить комментарий