Как найти синтаксис в тексте примеры

Порядок проведения синтаксического анализа слова, произведения, текста с примерами

Синтаксический анализ — это действие, которое направлено на выявление связей между словами в словосочетании, между членами одного предложения. Получается, что термин синтаксический анализ слова не применим в принципе. Действительно, в языкознании, лингвистике такого термина нет, что логично.

В случае, если вам необходима помощь при написании дипломной или научно-исследовательской работы, но вы не можете найти на это время, то тогда предлагаем воспользоваться услугами компании ОЦ DissHelp, предлагающих качественные услуги по оптимальным ценам.

Синтаксический анализ может включать в себя изучение лишь трех конструкций:

  • Словосочетаний. Таких, в которых имеется лишь один главный член предложения. Например, красивый цветок. Или читать книгу, читать газету. В словосочетаниях анализу подлежит тип связи, способ построения сочетания.
  • Предложений. Будь они простыми, сложносочиненными или сложноподчиненными. Как раз для выявления главных членов, определения способов построения предложений и требуется синтаксический анализ.
  • Полноценных текстов. Полноценных статей, художественных произведений и прочих. В этом случае задача стоит более глобальная. Например, определить авторскую позицию через лексические средства. А если провести еще и стилистический анализ, то и через средства выразительности. Как правило, их проводят вместе.

Далее мы разберемся, как именно проводится синтаксический анализ. Что он в конечном итоге дает.

Зачем проводить синтаксический анализ

Синтаксический анализ проводится для решения нескольких задач. Среди них можно назвать:

  • Определение сущности словосочетания. Благодаря точному синтаксическому анализу можно понять смысл словосочетания, отталкиваясь от конкретной формы изложения информации. Например, если сочетание звучит как «читать книгу», речь идет об инфинитиве, описании действия. Само словосочетание имеет тип управления.
  • Изучение способов построения предложений. Это важно, поскольку позволяет с одной стороны досконально понимать высказывания. А с другой самому точно их строить. Без понимания предложений нет возможности узнать язык во всем его многообразии. Базовые знания в области синтаксиса нужны и чтобы грамотно говорить, доносить свои мысли до собеседников. Как устно, так и письменно.
  • Изучение способов построения текста. Влияния синтаксиса, грамотного выбора лексических средств для создания письменного послания. Особенно важно это для писателей, людей, которые имеют дело со словом. Для авторов художественной литературы, публицистов, журналистов. Но также и для тех, кто имеет дело с наукой. Поскольку от точности изложения материала, информации зависит характер исследования, его достоверность и логика повествования.

Базовые задачи решаются с помощью стандартных средств и инструментов. Синтаксическим анализом как словосочетаний, так и предложений занимаются школьники, начиная с 3-4 классов. В меньшей мере — изучением текстов.

Работают с синтаксисом и старшеклассники, студенты лингвистических направлений, факультетов словесности. Также и ученые, которые имеют дело с языкознанием, литературой, русским языком. Это обширная категория деятельности. Но далеко не единственная. Для полноты картины специалисты прибегают сразу к нескольким видам аналитики. Синтаксические исследования играют большую роль. Но ими все не ограничивается.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды синтаксического анализа

Синтаксический анализ — это обобщенное название целой группы работ. На самом деле, как можно уже понять из сказанного выше, существуют четыре основные формы исследования.

Первая и наименее обширная — это анализ словосочетания. Он проводится, чтобы определить способ связи между словами, оценить точный смысл высказывания. Поскольку словосочетание считается одно из наименьших информационных единиц в русском языке, ему уделяют много внимания. Словосочетания в чистом виде не имеют большого значения. Их анализ проводится в системе с другими.

Виды синтаксического анализа

Виды синтаксического анализа

Вторая и наиболее многочисленная категория — это анализ предложения. Он делится еще на два подвида. Исследования простых предложений. Тех, которые состоят из двух главных членов, подлежащего и сказуемого (реже — только сказуемого). Проводятся для понимания общей логики построения высказываний. С этого начинается как знакомство иностранца с русским языком, так и изучение русского в школе, в университете (курс повторяют с нуля, обращая внимание на существенные моменты).

Анализ сложного предложения предназначен для препарирования высказываний, где не одна пара главных членов, а больше. В этом случае имеет значение не только порядок слов, а также дополнительные члены, но и связь между главным и придаточными предложениями. Поскольку при неправильно выбранном способе связи смысл предложения может полностью или частично потеряться. Или, по крайней мере, высказывание будет выглядеть откровенно безграмотным. Точную мысль человек таким способом донести не сможет.

Наконец, анализ текста. Анализ проводится на базе целого текста. Художественного или же публицистического, научного или какого-либо иного. Не имеет большого значения. Как бы то ни было, синтаксический анализ текста позволяет определить логику повествования, обозначить авторскую позицию и добиться максимально точного понимания смысла.

Эти виды различаются по размерам, объему проводимой аналитической работы. Но суть всегда остается прежней. Понимание текста, понимание правил русского языка и логики построения предложений любого характера. Учитывая, что русский язык не имеет строгого порядка слов и все зиждется на верном выборе слов, окончаний, это крайне важный раздел и очень значимое дело. В том числе и для носителей языка, которые считают себя грамотными и умелыми.

Синтаксический анализ словосочетания

Синтаксическое исследование словосочетания проводится для определения сущности высказывания на первичном уровне.

Синтаксический анализ словосочетания

Синтаксический анализ словосочетания

Немного об анализе

С синтаксическим анализом словосочетаний школьники знакомятся одним из первых. Наравне с разбором слова, определением структурных частей отдельных лексических единиц. Исследование позволяет изучить характер высказывания, оценить способы соединения слов в предложении.

Как именно его проводить: алгоритм и особенности

Анализ словосочетания проводится сразу же. Вычленять отдельные структурные единицы в этом случае не приходится. Достаточно найти в каких отношениях находятся составные компоненты словосочетания. Алгоритм простой:

Для начала следует определить главное слово в сочетании. Это такое слово, от которого можно задать вопрос к другому. Например, синее небо. От слова «синее» вопрос задать невозможно. А вот к нему — более чем. Значит главным словом будет небо. Небо (какое?) синее. Сделать это несложно.

После оценки главного слова нужно определить способ связи. Существует три способа связи в словосочетании:

  • Согласование. Такая ситуация, когда главное и зависимое слово стоит в одной форме. Например заброшенный дом. Большой лес. Темная комната и тому подобное. Согласование используется для описания конкретных вещей и явлений. Выступает своего рода статичной картинкой.
  • Управление. Второй способ связи, который выражается в том, что зависимое слово ставится в определенном падеже, в зависимости от главного. Например: Пошли (куда?) домой. Увидели (что?) звезду. Управление встречается особенно часто. Управление отвечает за динамику. То есть за описание определенных действий в тексте. Развитие ситуации, экспрессию высказываний.
  • Примыкание. Последний способ связи в словосочетании. Суть его заключается в том, что зависимое слово связано с главным по смыслу. Никакой другой связи кроме смысловой нет. Например: сразу увидел или быстро побежал. Примыкание выполняет сразу обе функции: описывает, придает динамику и позволяет добавить экспрессии явлению, высказыванию.

Определение словосочетаний без учета особенностей построения предложений не имеет большого смысла. Поэтому, как правило, после понимания базовых правил, студенты и школьники учатся определять способы связи главного слова и подчиненных слов в предложениях.

Пример: мужчина неспешно побрел в бревенчатый дом.

Главным словом, которое определяет второстепенные члены тут выступает сказуемое «побрел». От него и можно задать вопросы к зависимым словам:

  1. Побрел (куда?) в дом. Глагол+существительное. Способ связи — управление.
  2. Побрел (как?) неспешно. Они связаны по смыслу. Способ связи — примыкание.

Также можно задать вопрос в словосочетании «бревенчатый дом. Дом (какой?) бревенчатый. Это согласование.

Вот еще один пример: маленький мальчик открыл дверь.

Разбор проводится по тому же принципу.

  • Мальчик (какой?) маленький. Поскольку и главное, и зависимое слова стоят в одной форме, это согласование.
  • Открыл (что?) дверь. Зависимое слово ставится в определенном падеже. Значит, речь идет об управлении.

Так можно продолжать и далее.

Это базовые правила исследования словосочетаний. Прежде чем браться за анализ полноценных предложений и исследование лексической структуры высказываний, публицистических, художественных или научных текстов, нужно выучить все три способа связи и особенности их использования на практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты

В результате исследования словосочетаний можно определить две вещи:

  • Способ связи отдельных слов в словосочетании.
  • Способ связи в самом предложении.

Словосочетание в рамках синтаксического анализа выступает основной и наиболее мелкой частицей информации.

Исследование связей в предложении

Синтаксический анализ предложения во многом похож на разбор словосочетаний. Только в большем масштабе.

Подробнее об анализе

Исследование структуры предложений позволяет добиться полного понимания высказывания. А также правил русского языка, которые в некоторых частях не всегда понятны даже носителям. Например, не всегда ясно, уместно ли использовать деепричастный оборот в том или ином месте. И таких ситуаций много.

Анализ предложения позволяет выявить главные члены и определить остальные значимые моменты. Анализ простого предложения нужно отграничивать от подробного исследования структуры сложного предложения.

Как его проводить

Синтаксическое исследование предложений проводится по четкому алгоритму. Для начала стоит рассмотреть изучение простого предложения, в котором имеется ровно одна пара главных членов (а то и один). Порядок будет таким:

Определение главных членов. Первый из них — это подлежащее. Оно отвечает на вопрос (кто?) или (что?) и описывает действующее «лицо», субъекте предложения. Хотя это может быть и неодушевленный предмет. Затем нужно найти сказуемое. Оно отвечает на вопрос (что делать?) и его производные. Сказуемое описывает действие, которое совершает предмет, субъект. Это может быть как реальное действие, так и бездействие, ментальная операция и т.д.

После определения главных членов нужно определить все второстепенные. Оценить их по типу. Выделяют несколько видов:

  • Определение. Оно выступает описательной категорией и чаще всего отвечает на вопросы (какой?) или (чей?). Чаще всего выражается прилагательным. Например, большой дом, черный материал, моя книга.
  • Обстоятельство. Разделяются на несколько категорий: времени, места и т.д. В зависимости от формы отвечает на вопросы (когда?), (где?), (почему?) и пр. Мы встретились в час дня (когда?). Я видел тебя в офисе (где?).
  • Дополнение. Отвечает на вопросы косвенных падежей (кому?), (чему?), (о ком?) и многие другие. Определяет дополнительную важную информацию, которая играет роль в высказывании. Например, я слышал о нем (о ком?). Я хотел сказать два слова (что?).

Второстепенные члены предложения играют большую роль в определении сути высказывания. Придают ему информативности и дополнительной окраски.

Затем проводится изучение связей в предложении. Анализ по словосочетаниям.

Сложные предложения состоят из двух и более пар главных членов. Из анализировать сложнее. Сложные предложения включают в себя главную и придаточную части. Они отвечают на определенные вопросы, а также позволяют получить информацию. Придаточные предложения зависимы от главного. Делятся на три категории: обстоятельственные, определительные и изъяснительные.

Придаточные предложения связаны с главным несколькими типами связей. Сочинительной и подчинительной.

Сочинительные предложения описываются как равноправные главному. Они стоят с ним в одной форме, перечисляют последовательность действий. Чаще всего соединяются через союз «и», но не только.

Пример: закончилась зима, и весна наступила.

В этом случае обе части представлены простыми предложениями, равными по смыслу. Показывающими последовательность равнозначных событий во времени.

Другой тип связи — подчинение. Сложноподчиненные предложения неравноправны. Одна часть ставится в зависимое положение, что видно по синтаксису. Вот несколько примеров:

  • Я понял, что он хотел сказать.
  • Он хочет, чтобы ты сказал правду.
  • Когда приходит весна, трава зеленеет.

Практически всегда в сложноподчиненном предложении можно найти слово-маркер. Они помечены в примерах выше. Выступают той самой составной частью, которая и оформляет подчинение. Зависимость придаточного и главного предложений.

Результаты

В результаты исследования становятся понятны высказывания, мысли, выраженные в предложении.

Проведение синтаксического анализа текста

Синтаксический анализ текста считается наиболее сложным в отношении работы, ее сложности и длительности.

Об анализе

Исследование текста представляет собой наиболее комплексную работу, которая проводится для точного понимания сути высказываний автора. Как показывает практика, синтаксический анализ текстового материала редко проводится изолированно. Это всего лишь один из инструментов качественного понимания сути материала.

Как проводится

Как и в предыдущих случаях, анализ текста, будь то произведение художественной литературы, публицистическая статья или научный материал, проводятся по определенному алгоритму. Представить его можно простой последовательностью действий.

  • Выделение главной мысли текста. Найти ее можно после тщательного прочтения материала.
  • Определение второстепенных мыслей. Тех, которые подтверждают мнение или позицию автора, дополняют ее деталями, позволяют лучше понять.
  • Определить способы связи между частями текста. Их роль в повествовании. Какую именно функцию они выполняют.
  • Вычленить позицию автора.

Вполне может быть, что придется сидеть над текстом дольше обычного. Без достаточного опыта провести аналитический разбор целого текста очень непросто.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты исследования

После проведения полного и системного анализа текстового материала можно понять суть. Однако в случае с художественной литературой методы синтаксического анализа не дают полной картины. Кроме того, это намного сложнее. Поскольку там работают правила не столько синтаксиса, сколько классической драматургии (трехактная структура и пр.). Поэтому для изучения литературных текстов нужно иметь солидный багаж знаний в нескольких областях. В том числе в области искусства, словесности.

Все три виды синтаксического анализа рассматриваются в комплексе. Они дополняют друг друга и дают больше информации.

Основные сложности

Сложности, с которыми сталкиваются аналитики, школьники и студенты довольно типичны:

  • Сложности с определением главного слова. Это вопрос неопытности. Все решается тренировками.
  • Сложности с определением связи в предложении. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, вообще придаточные предложения заслуженно считаются одними из самых сложных. Как и те, в которых присутствует только один член. Для изучения он трудны. Но как и в прошлом случае, чтобы понять тему, требуется много практики. Другого выхода из ситуации нет.
  • Недостаточность инструментария. В особенности это касается текстовых материалов, художественной литературы. Определить позицию автора (как вариант) может быть крайне непросто. Синтаксический анализ направлен на получение информации. А для определения эмоционального и волевого компонента, понимания мыслей автора, требуется нечто большее. Потому для исследования текстов нужен широкий инструментарий.
  • Сложности с определением главной мысли. Подобное встречается разве что на первых этапах текстового анализа. Или в сложных и запутанных текстах, где непросто определить, где и что располагается.

Действительно большие сложности с синтаксическим исследованием наблюдаются у школьников и, реже, у студентов. Поскольку им не хватает практических навыков и знаний, опыта. Но это дело более чем поправимое.

Часто совершаемые ошибки

Ошибки, которые допускают студенты и учащиеся встречаются куда чаще. Опытные специалисты при проведении синтаксического исследования их практически не совершают. Вот основные недочеты:

  • Непонимание способа связи в словосочетании. Отсюда ошибки. Как правило, эта проблема наблюдается на начальном этапе. Когда нет точного понимания правила. Но это очень легко решается опытным путем, тренировками.
  • Ошибки в определении способа связи в предложении. Где главные, а где второстепенные члены. Есть ли они в полном составе вообще. Какого типа то или иное обстоятельство и какая это вообще часть речи. И прочие трудности подобного плана.
  • Ошибки в определении главного и придаточного предложений. Где и какое находится.
  • Ошибки в определении типа связи между главным и придаточным предложениями. Как было сказано выше, это одна из наиболее сложных тем в русском языке.
  • Ошибки в определении главной мысли. Также и в формулировании авторской позиции.

Часто совершаемые ошибки решаются только опытом. Требуется многократная практика. Как минимум под контролем ответов на готовые вопросы. А еще лучше под наблюдением преподавателя. Тем более, что сложности в синтаксическом анализе возникают даже на базовом уровне. Это не такое простое дело даже для носителей языка.

Если вдруг у вас имеется необходимость в написании дипломных или научно-исследовательских работ, то тогда можете воспользоваться услугами ОЦ DissHelp.

На уроках русского языка делается синтаксический разбор предложения, который предполагает не только поиск грамматической основы, но и других членов предложения. С помощью разбора можно понять, какие члены предложения являются главными, какие зависимыми, а какие добавочными. Кроме этого, синтаксический разбор помогает правильно расставить знаки препинания. 

В синтаксис входят слова, которые формируют словосочетания, предложения и, соответственно, текст.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор предложений и слов, и как его делать.

Что такое синтаксический разбор: слова, словосочетания и предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Это напоминает разбор на составные части – представляйте кирпичную стену, которую предстоит собрать.

Существует два типа предложений, которые подходят для синтактического разбора:

Синтаксический разбор включает в себя:

Разбор предложения по членам включает выделение каждого из них с помощью линий (одна черта, две черты, волнистая линия, пунктир, точка тире). Визуальная часть позволяет понять, что именно предстоит разбирать.

Как делать синтаксический разбор предложения: образец-памятка

Разберёмся, как сделать синтаксический разбор предложения. Для этого обратимся к понятию термина и памятке.

Порядок синтаксического разбора простого предложения включает следующие обязательные пункты.

Определить, какое предложение по цели высказывания. Это можно определить по знакам или по интонации:

Далее нужно определить основу предложения и убедиться, что оно действительно простое. Сначала рекомендуется определить, каким оно является (односоставным или двусоставным):

Определить, какое предложение: распространённое или нераспространённое.

Выделить положения, которые усложняют предложение: однородные или обособленные члены предложения. Синтаксический разбор предложения без этого невозможен.

Определить, полное предложение или неполное.

Сделать синтаксический разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются (обычно сверху каждого слова подписывается часть речи: сущ., прилаг., глаг., наречие и т.д.).

Важно соблюдать порядок синтаксического разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.

Подчеркнуть все члены предложения, сделать синтаксический анализ, выделить все составные части и разобрать их.

Синтаксический разбор простого предложения впервые проходят в начальной школе, со временем количество характеристик и сам разбор усложняются. Характеристика предложения включает в себя и смысловую часть, которая позволяет выразить мысль автора наиболее полно.

Синтаксический разбор предложения сложного типа включает в себя все вышеперечисленные пункты, однако требует выделения всех грамматических основ.

Разбор предложения по составу будет выглядеть так:

1. Выделение грамматических основ;

2. Определение частей речи;

3. Синтаксический анализ слов.

Что такое характеристика предложения? 

Это выделение всех особенностей предложения. В неё входят как постоянные, так и непостоянные признаки разных частей речи и предложения. Синтаксический разбор отличается от него тем, что необходимо выделить особенности каждой из представленных частей речи, и определить её роль в предложении, то есть выделить синтаксис.

Иногда приходится делать синтаксический анализ не только предложений, но и слов.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор слова.

Как сделать синтаксический разбор: пример

Рассмотрим пример синтаксического разбора предложения:

Подобный разбор можно подставить под любое предложение. Для закрепления материала попробуйте самостоятельно сделать синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим скорее!

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

Сколько цветов на лугу!

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

Из темной тучи закапало.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Золотая осень.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией (            );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями (            );
  • определение — волнистой линией (            );
  • дополнение — штриховой линией (            );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка (            ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.


Возьмёмся за руки, ребята!

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Возьмёмся за руки, ребята!

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Схема:

                ], и [                 ]


Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Схема:

       , (на которой                  ),         ]


Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Схема:

                 ] : [                  ]

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Тест

Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса

Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.

10 103

Что такое синтаксис – понятное определение

Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».

Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».

Всё.

Как понять, что изучает синтаксис

С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.

Пару слов скажу о каждом элементе

Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.

Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.

Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.

В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.

Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.

Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.

Как разобраться в синтаксисе

Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.

Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».

«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?

Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).

«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».

Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.

Зачем нужен синтаксис

Чтобы правильно ставить знаки препинания.

В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.

И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.

Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.

Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:

Пример сложного предложения из Чехова

Или вот такое:

Еще один пример из Чехова

Полезные материалы по теме статьи

Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.

Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:

  1. Подготовка к ОГЭ.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.

Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.

( 8 оценок, среднее 4.88 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ


Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский язык

Видео: Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский язык

Содержание

  • Примеры структуры предложений
  • Примеры знаков препинания
  • Примеры выбора слов
  • Статьи по теме YourDictionary

Наряду с дикцией синтаксис является фундаментальной частью письменного языка. Дикция определяет стиль письменной или устной речи, представляя выбор, который говорящий или писатель делает в рамках правил грамматики и синтаксиса. Синтаксис устанавливает правила использования слов, фраз, предложений и знаков препинания, в частности, для формирования предложений.

Примеры правильного синтаксиса включают выбор слова, соответствие числа и времени, а также размещение слов и фраз в правильном порядке. Хотя дикция может быть гибкой, особенно в повседневной беседе, правильный синтаксис является относительно строгим. Следование правилам синтаксиса жизненно важно при формальном письме всех видов, и это явный признак того, что писатель способен и хорошо информирован.

Примеры структуры предложений

По сути, синтаксис – это структура. Правила синтаксиса существуют, чтобы сделать предложения ясными и последовательными. Существует множество распространенных синтаксических ошибок, и все они легко исправить, если писатель знает, что делает не так. Например:

  • Неверно: Во время просмотра фильма люди, которые пишут на телефоне, очень раздражают.
  • Правильный: Люди, которые пишут текстовые сообщения на телефоне во время просмотра фильма, очень раздражают.

Или же…

  • Неверно: Рад по поводу ее предстоящего повышения, поездка домой была наполнена пением.
  • Правильный: Довольная своим грядущим повышением, Сэмми пела всю дорогу домой.

Здесь проблема в неуместном модификаторе. Модификатор – это слово или фраза, предназначенные для изменения или модификации другой части предложения, обычно подлежащего. Неуместные модификаторы делают предложения нечеткими, поскольку они могут изменять более одного предмета.

Во втором неверном примере в предложении говорится, что «поездка домой» (субъект) «рада предстоящему повышению по службе», что не имеет смысла. Напротив, именно «Сэмми» является счастливым человеком, получившим повышение по службе, как указано в правильном предложении.

Вот еще один пример:

  • Неверно: Просматривая экзамен Чарли, сразу стали очевидны несколько ошибок.
  • Правильный: Просматривая экзамен Чарли, учитель заметил несколько ошибок.

В неправильном предложении отсутствует подлежащее. Ошибки не просматриваются на экзамене. Чтобы иметь смысл, предложению нужно что-то или кто-то, чтобы выполнить действие, которое оно описывает. Речь идет о независимых и зависимых предложениях.

Примеры знаков препинания

Еще один набор распространенных ошибок связан с пунктуацией.

  • Неверно: Приходите в гости. У меня много еды.
  • Правильный: Приходите в гости! У меня много еды.

Проблема здесь в том, что приговор отсрочен. Отсутствие знаков препинания делает изложение расплывчатым и поспешным. Разделение слов на два предложения с помощью восклицательного знака добавляет ясности и усиливает эффект «Приходите в гости!»

  • Неверно: Прежде, чем мы пойдем в кино.
  • Правильный: Мне нужно вздремнуть, прежде чем мы пойдем в кино.

В этом примере противоположная проблема: это фрагмент предложения. Фрагмент предложения вроде «прежде, чем мы пойдем в кино» не является исчерпывающим заявлением. Без добавления «Мне нужно вздремнуть» читатель не узнает намерения автора.

В следующем примере есть аналогичная проблема, но требуется другое решение.

  • Неверно: Вы не можете пойти в кино. Или купите попкорн без денег.
  • Правильный: Вы не можете пойти в кино или купить попкорн без денег.

Неправильный пример – сломанное предложение. Разница в том, что фраза «Вы не можете пойти в кино» может быть законченным предложением, но после него следует фраза, которую необходимо включить в него. Вместо простого добавления текста, решение сломанного предложения состоит в том, чтобы объединить части.

Другой пример проблемы с пунктуацией – просто не использовать ее там, где это необходимо.

  • Неверно: Этот дом пыльный, грязный и вонючий.
  • Правильный: Этот дом пыльный, грязный и вонючий.

Ошибка в неверном примере – расстановка запятой, а точнее ее отсутствие. Для правильного синтаксиса требуется хотя бы одна запятая для разделения списка из трех элементов. «Дом пыльный, грязный и вонючий» также является синтаксически правильным, поскольку для отделения последнего элемента в списке используется «оксфордская запятая» (также называемая серийной запятой). Обычно приемлемо любое использование, хотя конкретные руководства по стилю обычно предпочитают одно другому.

Примеры выбора слов

Также существует синтаксический вопрос выбора слова. Это область, в которой правила синтаксиса предлагают наибольшую свободу действий и, следовательно, возможно, наиболее легкую область для совершения ошибок.

  • Неверно: В кино идем.
  • Правильный: Мы идем в кино.

Проблема здесь в устаревшей формулировке. По правилам синтаксиса выражение «в кино мы идем» технически не является неправильным. Это просто архаично. Шекспиру было бы хорошо, если бы «в кино мы идем», по крайней мере, если бы кто-нибудь объяснил ему фильмы.

Современный английский, однако, ожидает, что предложения будут выглядеть как субъект-глагол-объект, а не объект-субъект-глагол. Это прекрасный пример того, как правила синтаксиса меняются в зависимости от места и времени, и что первым приоритетом любого писателя должно быть четкое общение. Для получения дополнительной помощи прочтите соглашение между субъектом и глаголом.

По поводу хитрых глаголов…

  • Неверно: Вы когда-нибудь говорили с ним? Да, я разговаривал с ним вчера.
  • Правильный: Вы когда-нибудь говорили с ним? Да, вчера я с ним разговаривал.

В неправильном примере используется неправильное время глагола. В частности, вместо использования прошедшего простого времени в слове «говорил» используется прошедшее непрерывное время. Это предполагает действие в прошлом, которое все еще может продолжаться. Если вы «говорили», возможно, вы все еще говорите. «Говорил» – это прошедшее простое время, обозначающее действие, которое уже произошло и теперь закончилось. Если вы «заговорили», значит, вы закончили говорить. Последнее здесь уместно.

Даже безобидные маленькие предлоги, такие как «к», могут создавать синтаксические проблемы.

  • Неверно: Ее мать заставила ее позвонить и поблагодарить его за подарок.
  • Правильный: Ее мать позвонила и поблагодарила его за подарок.

Здесь «к» – просто ненужное слово. В то время как многие языки требуют наличия инфинитива («to глагол») в таких конструкциях, как «она сделала его глаголом» или «они сказали ей глагол», в английском – нет. «Сделал ее звонок» достаточно без слова «к».

Выбор слова может показаться незначительным, но выбор одного слова вместо другого может полностью изменить значение предложения.

  • Неверно: Я получаю машину прямо сейчас. Я могу быть там в кратчайшие сроки.
  • Правильный: Я получаю машину прямо сейчас. Я должен быть там в кратчайшие сроки.

Проблема здесь в том, что «можно» или «следует». Это классический пример строгости синтаксиса при слабой дикции. В обычном использовании «может» часто заменяет «следует» или «будет». В формальном синтаксисе эти слова имеют три различных значения. «Если» описывает вероятный результат, «воля» описывает определенный результат, а «может» описывает просто возможность результата.

Формально «я могу быть там в мгновение ока» просто означает «у меня есть возможность оказаться там в мгновение ока». С другой стороны, «я должен быть там в кратчайшие сроки» означает «у меня есть способность и намерение быть там в кратчайшие сроки (и, вероятно, буду)».

Статьи по теме YourDictionary

Добавить комментарий