Как найти склонение навигация

Рис. 3.2. Горизонтальная составляющая земного магнетизма

(3.1)

где – вектор напряженности магнитного поля Земли;

J – магнитное наклонение.

С приближением к магнитным полюсам значение J увеличивается, а следовательно, уменьшается и показания магнитного компаса становятся менее точными.

3.2.1. Магнитное склонение. Магнитные направления

Так как магнитные полюсы не совпадают с географическими полюсами, то и направление истинного меридиана не совпадает с направлением магнитного меридиана на какой-то угол.

Угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного и северной частью магнитного меридианов называется магнитным склонением и обозначается как d

(рис. 3.3, 3.4).

Магнитное склонение отсчитывается от NИ к востоку (Е) или западу (W) от 0° до 180°.

Если магнитный меридиан (NM) отклонен к востоку (к Е) от истинного меридиана (рис. 3.3), то магнитное склонение считается восточным и, при вычислениях, ему приписывается знак «+».

Рис. 3.3. Магнитное склонение (восточное)

Рис. 3.4. Магнитное склонение (западное)

Если магнитный меридиан (NM) отклонен к западу (к W) от истинного меридиана (рис. 3.4), то магнитное склонение считается западным и, при вычислениях, ему приписывается знак «–».

Из рис. 3.5 следует, что для судов№ 1 и № 3 d = 0°, а для судна № 2 – d = 180° (max). Для всех других судов, не находящихся на линии, соединяющей Pи P, (№ 4), склонение может иметь самое различное значение от 0° до 180°.

Рис. 3.5. Значения магнитного склонения

Наблюдениями установлено, что магнитное поле Земли не остается постоянным. Изменение магнитного поля сопровождается изменением элементов земного магнетизма, а, значит и изменением магнитного склонения.

Величина изменения магнитного склонения за один год называется годовым изменением магнитного склонения и составляет, в среднем, от 0,0° до 0,2°.

Данные о магнитном склонении для целей судовождения (его величина, наименование, годовое изменение, к какому году оно приведено) приводятся на МНК (в ее заголовке и в «картушках» на участках карты).

Если магнитное склонение в различных точках карты разное, то данные о нем приводятся или в «картушках» истинных направлений или на меридианах карты.

Изогона – линия, соединяющая точки с одинаковым склонением. Агона – линия, соединяющая точки с d = 0.

Магнитная аномалия – точка или район, где магнитное склонение резко отличается от окружающего. ( 1,2°W или магнитное склонение от 6,0°E до 7,0°W ).

Расчет значения магнитного склонения на день плавания производится по данным МНК (карты).

Например: Магнитное склонение 5,7°Е, приведено к 1990 г. Годовое уменьшение – 0,1° (дано в

заголовке МНК).

Для плавания в 2008 г. d2008 г. = +5,7° − (0,1° · 18 лет) = 5,7° − 1,8° = 3,9°E

Если на карте указано «годовое увеличение», то для нашего примера d2008 г. = 7,5°E

Примечание: Независимо от наименования магнитное склонение (d) увеличивается или уменьшается по своей абсолютной величине.

Магнитные направления – это направления, измеряемые относительно магнитного меридиана. К ним относятся:

магнитный курс (МК);

магнитный пеленг (МП) – (рис. 3.6).

Магнитный курс судна – направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью магнитного меридиана и носовой частью продольной оси судна. Обозначается – МК.

Рис. 3.6. Магнитные направления

Магнитный пеленг – горизонтальный угол между северной частью магнитного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект. Обозначается – МП.

Магнитный курс (МК) и магнитный пеленг (МП) измеряются от NM по часовой стрелке от 0° до 360° (круговая система счета направлений).

Связь магнитных и истинных направлений осуществляется по формулам:

(3.2)

(формулы алгебраические).

Так на судне определяются истинные направления по магнитному компасу если бы он находился под воздействием только одного магнитного поля Земли.

Но на магнитный компас, установленный на судне, кроме магнитного поля Земли, будет воздействовать и общее магнитное поле судна, создаваемое судовым железом, намагниченным силой земного магнетизма, а также работой судовых электроустановок.

Следствием этого является то, что стрелка магнитного компаса отклонится и от направления магнитного меридиана и установится по направлению равнодействующей всех вышеуказанных сил (магнитного и электромагнитного полей судна).

Т.е. далее будем говорить уже не о магнитных, а о компасных направлениях и связывать их и с магнитными и с истинными направлениями.

3.2.2. Девиация магнитного компаса. Компасные направления.

Плоскость компасного меридиана – вертикальная плоскость, проходящая через стрелку магнитного компаса, установленного на судне и перпендикулярная плоскости истинного горизонта наблюдателя.

Компасный меридиан (NК – SК) – линия пересечения плоскости компасного меридиана с плоскостью истинного горизонта наблюдателя.

Девиация магнитного компаса – угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северными частями магнитного и компасного меридианов (обозначается символом – δ – дельта) рис.

3.7.

Девиация магнитного компаса (δ) отсчитывается от северной части магнитного меридиана к Е или к

W от 0° до 180°.

При вычислениях восточную (Е) девиацию принято считать положительной («+»), а западную (W)

– отрицательной («–»).

Рис. 3.7. Девиация магнитного компаса

Девиация магнитного компаса (δ) зависит от многих причин:

района плавания;

курса судна;

состояния корпуса судна;

работы электромеханизмов и др.

Направления, измеряемые относительно компасного меридиана называют компасными направлениями. К ним относятся: – компасный курс, компасный пеленг (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Компасные (по магнитному компасу) направления

Компасный курс (по магнитному компасу) – направление продольной оси судна, измеряемое

горизонтальным углом между северной частью компасного меридиана магнитного компаса и носовой частью продольной оси судна. Обозначается – ККМК.

Компасный пеленг (по магнитному компасу) – горизонтальный угол между северной частью

компасного (по магнитному компасу) меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект. Обозначается – КПМК.

Компасные направления по магнитному компасу (ККМК и КПМК) измеряются от северной части компасного меридиана магнитного компаса по часовой стрелке от 0° до 360° (круговая система счета направлений). Зависимость между компасными направлениями магнитного компаса и его магнитными направлениями определяется формулами:

(3.3)

(формулы алгебраические).

Сближение меридианов, магнитное склонение и поправка направления.

Сближение меридианов. Вертикальные линии координатной сетки не совпадают с направлениями истинных меридианов, а образуют с ними некоторый угол. Происходит это потому, что меридианы сходятся у полюса в одной точке, в то время как вертикальные линии координатной сетки в пределах каждой зоны остаются па­раллельными между собой.

Угол между северным направ­лением истинного меридиана дан­ной точки и вертикальной линии координатной сетки называется сближением меридианов и обозначается греческой бук­вой γ(гамма).

Навигация. Определение поправки направления.

Из рисунка видно, что во всех точках осевого меридиана сбли­жение равно нулю. Чем дальше вертикальные линии отстоят от осевого меридиана зоны, тем этот угол становится больше; на краях зоны он достигает 3°.

Если вертикальная линия сет­ки отклоняется северным концом к востоку от истинного меридиана – считается восточным (со знаком +), при отклонении же в противоположную сторону – западным (со знаком -).

Магнитное склонение. Истинный меридиан в свою очередь не совпадает с магнитным меридианом.

Угол между одноименными направлениями истинного и магнитного меридианов называется магнитным склонением и обозначается греческой буквой δ (дельта). Склонение считается восточным (со знаком +), если северный конец стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, и запад­ным (со знаком —) при уклонении к западу.

В силу магнитных свойств Земли магнитное склонение в раз­личных пунктах земной поверхности неодинаково. На одном и том же месте оно также не остается постоянным, а из года в год изменяется ввиду того, что магнитный полюс земли смещается.

Навигация. Определение поправки направления.

Поправка направления. Таким образом, из сказанного видно, что вертикальные линии координатной сетки и магнитные меридианы образуют между собой угол. Этот угол называется отклонением магнитной стрелки или поправкой направления (ПН).

Он отсчитывается от северного направления вертикальной линии координатной сетки и считается положительным (со знаком +), если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от этой линии, и отрицательным (со знаком -) — при западном отклонении магнитной стрелки.

Данные о величине поправки направления и слагающих ее величинах сближения меридианов и магнитного склонения помещаются в виде схемы на полях карты, под нижней стороной ее рамки.

Поправку направления вычисляем по формуле ПН:

ПН= ±δ (Ск)-(± γ (Сб)

Где δ (Ск) – магнитное склонение,

γ (Сб) – сближение меридианов.

Эти данные указаны в легенде карты, а также указано магнитное склонение и составляет оно 14º16´ и это и есть ПН если прикладывать компас при ориентировании карты к боковой рамке карты и нет необходимости учитывать сближение меридианов.

Вычислим ПН сами.

ПН = (14º16´)-(-0º19´)=14º35´

Но, необходимо не забывать, что годовое изменение склонения восточное (+) и составляет 2´, т.е. нам еще необходимо посчитать на сколько изменилось склонение за 37 лет. 2´x37=1º14´. Итак, прибавляем еще

1º14´(14º35´+1º14´) и получаем ПН = 15º49´.

Однако, есть одно НО.

Если годовое склонение ранее изменялось относительно равномерно, со скоростью 10 км в год, то в 2004 году скорость дрейфа магнитного полюса уже составила 60 км в год. Поэтому для более точного определения магнитного склонения можно воспользоваться онлайн-сервисом:

https://www.ngdc.noaa.gov/geomag/calculators/magcalc.shtml

Поправка направления нам нужна для определения дирекционного угла или магнитного азимута на карте.

Яхта эпизодически превращается в машину времени. В случае поломки современного навигационного оборудования — или если просто сели батарейки у планшета с iSailor или Navionics — мы перемещаемся на несколько десятилетий (если не сотен лет) назад, и на помощь приходят традиционные бумажные карты и магнитный компас. Ниже приведены основные расчёты, которые необходимо уметь делать в таких ситуациях — к тому же, их обязательно спрашивают на экзаменах на умение управлять судном в открытом море.

Содержание

  1. Расчёт склонения
  2. Расчёт девиации
  3. Переводы истинного курса в компасный
  4. Переводы компасного курса в истинный

Расчёт склонения

Магнитное склонение — это отклонение магнитного курса от истинного севера в данной местности. Поэтому его величину необходимо знать для внесения поправки при снятии курса с компаса, или для получения компасного курса для удержания необходимого направления.

На всех картах встречается специальное обозначение с указанием склонения на определенный момент и его динамикой изменения в год. Благодаря этому, можно получить значение магнитного склонения на сегодняшний день.

На иностранных и отечественных картах оно обозначается по-разному, но принцип тот же:

Обозначения магнитного склонения на морских навигационных картах

Вначале указывается значение склонение на определенный год, а далее указывается величина и направление изменения склонения в год.

Для получения магнитного склонения на текущий момент, необходимо прибавить от начального значения величину изменения в год, умноженную на количество прошедших лет. Причем если склонение или его изменение указано с направлением E (восток) — то числа берем со знаком плюс, а если на запад (W) — то со знаком минус.

Кстати, запомнить знаки можно по простой мнемонике, которую я услышал на курсах — «в России всё позитивно, весь негатив с Запада» (мы находимся на северной, положительной широте и на восточной, положительной долготе) — то же верно и для склонений. Да простят меня считающие иначе, к политике это не имеет отношения.

Например, для указанных на картинке выше значений, склонение на 2018 год будет следующим:

Пример расчёта магнитного склонения

Пример расчёта магнитного склонения

Обратите внимание, что в западном варианте используются минуты, а в отечественном — десятичные доли градуса.

Расчёт девиации

Девиация — это разница между магнитным и географическим севером в определенной местности. Она измеряется в градусах и может колебаться в зависимости от местоположения. Расчет девиации может выполняться с использованием таких инструментов, как магнитный компас и географический компас, или с помощью информации из географической информационной системы(GIS).

В общем случае, для расчета девиации нужно следующее:

  1. Определить текущее местоположение и магнитное направление с помощью магнитного компаса.
  2. Определить географическое направление с помощью географического компаса.
  3. Вычесть географическое направление из магнитного направления для получения текущей девиации.

Также можно использовать информацию из географической информационной системы(GIS) для определения текущей девиации в определенной местности. Для этого нужно знать географические координаты места и использовать специализированные программы или интернет-сервисы для расчета девиации.

Переводы истинного курса в компасный

Истинный курс — это направление, в котором движется судно или самолет, измеренное относительно истинного севера. Компасный курс — это направление, в котором движется судно или самолет, измеренное относительно магнитного севера.

Для перевода истинного курса в компасный необходимо добавить или вычесть девиацию (разницу между магнитным и истинным севером) от истинного курса.

Например, если девиация равна 10 градусов и истинный курс равен 35 градусов, то компасный курс будет равен 45 градусов (35 + 10). Если девиация является отрицательной, то ее нужно вычесть из истинного курса.

Важно отметить, что девиация может меняться в зависимости от местоположения и времени, поэтому ее нужно регулярно обновлять и использовать для перевода истинного курса в компасный.

Переводы компасного курса в истинный

Чтобы перевести компасный курс в истинный, нужно вычесть девиацию или добавить ее (в зависимости от знака девиации) из компасного курса.

Например, если девиация равна 10 градусов и компасный курс равен 45 градусов, то истинный курс будет равен 35 градусов (45 — 10).

Как и в предыдущем случае, девиация может меняться в зависимости от местоположения и времени, поэтому ее нужно регулярно обновлять и использовать для перевода компасного курса в истинный.

Еще одной важной вещью, которую следует учитывать при переводе компасного курса в истинный, является дифференциал девиации. Дифференциал девиации — это разница между девиацией на начальном и конечном маршруте. Это может приводить к тому, что компасный курс не будет совпадать с истинным курсом на всем маршруте. Поэтому, если известно, что девиация будет меняться во время путешествия, необходимо учитывать и дифференциал девиации при переводе компасного курса в истинный.

Содержание

  • Впереди еще одна часть рассказа о классической навигации и двух терминах, означающих нечто совершенно отличное от парусного спорта. Нет необходимости склонять существительные по падежам, чтобы подсчитать склонение. Отклонение, в свою очередь, есть отклонение от нормы, но оно касается не социальных практик, а… положения компаса на север. Давайте поближе познакомимся с девиацией и склонением, чтобы использовать их в навигационных расчетах.
  • Магнитно, географически…
  • Склонение – что показывает компас?
  • Девиация, или озорство компаса

Впереди еще одна часть рассказа о классической навигации и двух терминах, означающих нечто совершенно отличное от парусного спорта. Нет необходимости склонять существительные по падежам, чтобы подсчитать склонение. Отклонение, в свою очередь, есть отклонение от нормы, но оно касается не социальных практик, а… положения компаса на север. Давайте поближе познакомимся с девиацией и склонением, чтобы использовать их в навигационных расчетах.

Вы используете бумажные карты при планировании круиза? Если вам доводилось бродить по большим листам и предпринимать шаги для измерения курса, вы наверняка сталкивались с понятиями отклонения и склонения. А если нет, то вы обязательно встретите их на одном из наших курсов обучения судовождению. Ниже мы объясним, что именно означают эти термины и когда они пригодятся.

Это вторая статья из серии о навигации. Из первого вы можете узнать, почему классическая навигация все еще полезна.

Магнитно, географически…

Знаете ли вы, что магнитный и географический полюса Земли не совпадают? И хотя географический северный полюс фактически находится в Арктике, а южный — в Антарктике, магнитные полюса по отношению к ним сдвинуты и… расположены инверсно.

Вы привыкли удивляться почему стрелка компаса указывает на север к северному полюсу? Ведь физика говорит нам, что заряды, отличные друг от друга, должны притягиваться друг к другу.

Конечно, физика права – на севере – фактически южный магнитный полюс, а на юге – северный полюс. Для удобства, однако, в номенклатуру были приняты географические полюса, чтобы этот магнитный трюк не сбивал нас с толку.

Склонение и девиация – что это такое?

Однако на этом магнитные фокусы не заканчиваются! Магнитные полюса немного смещены по отношению к географическим.. Почему? Что ж, магнитные полюса на протяжении веков смещались из-за постоянно меняющейся электромагнитной активности Земли, географические, в свою очередь, оставались предопределенными картографами, разбивающими мир на глобусы и карты. Эта разница в положении полюсов и есть склонение.

Склонение – что показывает компас?

Так склонение – это угол между истинным севером и магнитным севером (определение по учебнику «Навигация для моряков» Яцека Чаевского). Если север, указываемый компасом, смещен вправо от географического севера, мы имеем дело с положительным склонением, т. е. с восточным. Если наоборот, склонение отрицательное, западное.

Склонение меняется географически и со временем. Мы считываем его с карты для данной области, и его значение регулярно обновляется.

Девиация, или озорство компаса

Компас показывает магнитный север – фу, так что просто учтите склонение и… оно у нас есть? К сожалению, на тонкую стрелку компаса влияет практически каждый металлический элемент на яхте. А как известно, у металла нет меры. Такелаж, иногда стальной корпус и электронные устройства. Итак, чтобы найти этот правильный магнитный север, нужна еще одна “поправка” – девиация.

Склонение и девиация – что это такое?

Отклонение угол между магнитным севером в этом районе (включая склонение) и северным компасом. Если компас указывает на север немного восточнее, чем должен быть, отклонение положительное, в противном случае отрицательное.

Устанавливаем девиацию для данного компаса – желательно перед каждым круизом, но обычно это делается время от времени. Вы можете использовать его для этого девиантные буи – поворачивая яхту вокруг них, штурман может определить поправку на отклонение на разных курсах.

Стоит помнить, что девиация может измениться — например, в результате столкновения яхты или замены двигателя. Такие вариации мы узнаем после… значительного расхождения между заданным нами курсом и окружающей действительностью. Звучит не очень красиво!

Желаем вам, чтобы уклонение и склонение были к вам благосклонны. А если вы ищете еще больше знаний о парусном спорте, прочитайте о том, как подготовиться к зимнему сезону.


Склонение и девиация – что это такое?

Малгожата Харасимович

Моряк и инструктор по парусному спорту, феминистка, копирайтер, студентка. Чаще всего ее можно встретить на Мазурах или Балтийском море, но она не чурается и других направлений. В свободное от плавания время он пишет увлекательные тексты, сочиняет рассказы и разрабатывает контент для интернета.

2022-04-04

Опять берем апельсин (в первый раз апельсин “брали” в прошлой статье о проекциях карт: /map_projection/)

На этот раз без обмана, это действительно апельсин 🙂

На нем сразу нарисована готовая карта из мира фильма Водный мир (В далеком будущем полярные снега растаяли, покрыв всю Землю водой. Авторы погружают нас в фантастический мир немногочисленных людей, живущих на воде… ) Такая карта нам, как ни странно, подойдет. Человечество не сильно задумывалось о проблемах навигации, пока ходило по суше или удалялось в море не дальше, чем виден берег. Поэтому все, о чем мы будем говорить, было изобретено в эпоху Великих географических открытий.

Отмечаем на нашем глобусе северный и южный полюса.

____

Как я говорил в прошлой статье, это точки, проткнув которые спицей, мы получим ось вращения планеты вокруг своей оси (благодаря этому вращению происходят смены дня и ночи).

Теперь я не только пишу, но и делаю!

Ось прекрасна.

Но сейчас я нарисую одну внезапную штуку.

Это Северный Магнитный Полюс. Именно туда показывает стрелка компаса. В настоящее время магнитный полюс находится около Канады и смещается в северном и северо-западном направлении со скоростью около 10 км в год, поэтому любые его координаты являются временными и неточными. Южный полюс ведет себя точно так же. На магнитном полюсе стрелка компаса будет крутиться вокруг себя, и вы не сможете определить направление.

Расхождение между магнитным полюсом и географическим (это тот, куда воткнута моя спица) называют магнитным склонением.

В зависимости от того, где находится компас, магнитное склонение может быть:

восточным (от показаний компаса нам надо взять левее, чтобы найти географический север);

западным (от показаний компаса нам надо взять правее, чтобы найти географический север).

На этой картинке черные стрелки показывают на географический север, а красные на магнитный.

Чем ближе к полюсу мы находимся и чем на более дальнее расстояние собираемся передвигаться, тем более внимательно надо относиться к магнитному склонению при движении по компасу.

Например в Москве магнитное склонение восточное и составляет 10.91°. При этом оно сдвигается к востоку на  0.12° за год.

В Кандалашском заливе Белого моря магнитное склонение будет уже почти 15° (14.98° Восточное), и оно сдвигается к востоку на  0.18° за год.

Все-таки 15° можно заметить даже на самом простеньком компасе.

Только в XX веке изобрели гирокомпас – прибор, указывающий не на магнитный, а на истинный (географический) север. Он очень тяжел, и устанавливается только на больших кораблях.

О магнитном склонении можно не думать, если вы бегаете спортивное ориентирование в парке, но если вы идете через море или заснеженную тундру, то ваш штурман должен быть предельно трезв!

Проще всего узнать магнитное склонение на сайте nakarte.me

Красным квадратом я выделил кнопку, которую надо нажать, чтобы инструмент включился. Проведите в любом месте нужного вам района прямую (синяя), так чтобы Magnetic azimut равнялся 0. Значение True azimut (истинный север) и будет величиной магнитного склонения в этом районе.

Магнитное склонение меняется со временем. Если вы хотите узнать магнитное склонение для какого-то места в определенный момент времени, то для этого вам понадобится вот этот сайт: https://www.ngdc.noaa.gov/geomag-web/#declination

Только надо будет задать координаты места. Как раз о них и поговорим (тут тему с компасом мы закончили, о том, как пользоваться им при ориентировании, есть отдельная статья)

Для начала вернемся к нашему глобусу-апельсину и начертим на нем экватор – линию, равноудаленную от обоих полюсов

Теперь у нас есть Северное и Южное полушария. И мы можем уже начать ориентироваться по нашему апельсину в направлении север-юг (верх-низ). Ведь мы можем нарисовать параллельные линии экватору – паралели и пронумеровать их как-нибудь.

Их может быть нарисовано сколько угодно, лишь бы не заслоняли собою изображения объектов на глобусе.

Напоминает пчелу.

Чтобы создать координаты еще и по направлению запад-восток (лево-право), надо  прочертить еще линии, соединяющие полюса – меридианы.

Слово “меридиан” происходит от латинского “meridianus” — полуденный. Когда солнце светит прямо на такую линию, то люди на этой линии говорят, что сейчас полдень.

Прочертить-то мы их прочертили, но надо будет выбрать какую-нибудь одну, от которой начать считать. Это с экватором, все ясно, он – линия, равноудаленная от полюсов, ровно посредине планеты (на линии север-юг), а тут надо решить творчески, какая из линий будет ровно посередине на линии запад-восток.

Разные страны и народы по разному решали этот вопрос. Если вы французский капер и захватили испанский галеон, то трофейными картами не удастся так просто воспользоваться. У испанцев и португальцев долгое время был точкой отсчета меридиан, проходящий через остров Ферро, а у французов через Париж. У англичан – через Гринвичскую обсерваторию, а в России – через Пулковскую обсерваторию под Санкт-Петербургом. В итоге на международной конференции в 1884 году за начальный (нулевой) меридиан принят Гринвичский, и все современные карты ведут отсчет меридиан от него.

Собственно, на глобусе у нас появилась такая сетка.Похоже на клеточки для игры в морской бой. Казалось бы, чтобы придумать систему координат, достаточно поставить вдоль экватора буквы, а вдоль Гринвичского меридиана цифры. И клеточки готовы. Но как тогда быть с картами более крупного масштаба? Тоже в них начертить сетку и нумеровать клеточки и буквы? А в них еще более мелкую сетку? Такая система неудобна.

Что придумали? Мерить углы.

На оси север-юг измеряют градус от экватора и называют это широтой. Широта бывает северная (выше экватора) или южной (ниже экватора);

На оси запад-восток измеряют градус от Гринвичского меридиана и называют это долготой. Долгота бывает западной (левее гринвича)  или восточной (правее).

Углы измеряются в градусах (обозначается кругляшком сверху °) . На экваторе широта будет 0°, а на северном полюсе она будет 90° СШ (северной широты), на южном соответственно 90° ЮШ (южной широты).

Долгота может быть от 0° до 180°. По полкруга: западной или восточной.

Градус слишком крупная величина, и только градусами нельзя указать точное место на Земле. Поэтому каждый градус делят на на 60 угловых минут (обозначаются штрихом сверху ′ ), а тот на 60 угловых секунд (обозначаются двумя штрихами сверху ″). Да, к сожалению это наследство астрономии, которое пришло к нам от древних шумеров, у которых была шестидесятеричная система счисления, а не привычная нам десятеричная. Позже это деление перенесли для определения времени, и теперь у нас в одном часе столько же минут, а в минуте столько же секунд.

Как это записывают?

Существуют различные форматы записи координат.

Это все координаты одного и того же места, записанные разным способом:

  1. 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В
  2. 55°38.288’С  37°28.816’В
  3. 55.638133°С  37.480267°В
  4. 55.638133  37.480267

Исторически первым был формат “градусы, минуты, секунды

Пример записи: 55°38’17.28″С 37°28’48.96″В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 17 целых 28 сотых секунд северной широты; 37 градусов 28 минут 48 целых 96 сотых секунд восточной долготы.

Чем удобен: получив координаты вашего местонахождения (используя GPS приемник или путем астрономических наблюдений), вы можете найти это место на карте с координатной сеткой.

Например. Наши координаты 55°41’10”C 36°3’50”В. Где мы на карте?

В каждом углу координатной сетки карты указаны координаты этого угла. Чередующиеся черные и белые полосочки – минуты широты или долготы. Точки рядом с полосками – разделяют десятки секунд.

Найдем сначала широту. Широта нижней грани листа составляет 55°40’00”, откладываем вверх еще одну полосочку. У нас станет 41’, и доходим до ближайшей точки – это еще 10”. Кладем туда линейку.

Подобную операцию проделываем для нахождения долготы. Только от угла карты будем двигаться вправо. Координаты левой грани листа 36°00’00” , до требуемых 36°3’50” нам не хватает 3’50” – это три полосочки и пять точек. Ставим туда линейку.

На пересечении линеек окажется поворот дороги, который я обвел желтым кругом.

Определив свое местоположение на местности и найдя его на карте, можно провести обратную операцию, найдя свои координаты. Подробнее я об этом расскажу в следующих статьях, когда буду рассказывать подробнее о том, как работать с картами.

Формат “градусы, минуты, доли минут

Пример записи: 55°38.288’С  37°28.816’В

Читается как: 55 градусов, 38 минут 288 тысячных минут северной широты; 37 градусов 28 минут 816 тысячных минут восточной долготы.

Чем удобен: сухопутчикам ничем. Но встречается у моряков, у них это сложилось исторически. Это связано с строением шкалы секстанта и долю минуты удобно представлять в виде доли морской мили.

Формат “градусы, доли градусов

Пример записи: 55.638133°С  37.480267°В

Читается как: 55 точка 638133 северной широты; 37 точка 480267 восточной долготы

Чем удобен: Во-первых, в современном компьютерном мире этот формат более пригоден для печати на клавиатуре или в смс (или попробуйте найти все эти обозначения градусов, минут и секунд на клавиатуре и в телефоне – долго!); во-вторых, его проще диктовать, например, по рации.

Это всем знакомая десятичная дробь. Количество знаков после запятой может быть разным (обычно 5 или 6), но пропущенный последний шестой знак не критично повлияет на точность. Обычному человеку хватит и четырех знаков. (6й знак уточняет позицию на 8 см на экваторе, а в остальных местах еще меньше, а 5й знак 80 см на экваторе. В наших широтах – 64 см). При этом для той же точности в других форматах записи надо использовать большее количество знаков.

Мало того, в современном цифровом мире не только всё выражают в виде десятичной дроби, но и при записи координат часто уходят от частей света и значков градуса (55.638133  37.480267). Условно обозначая положительными значениями широты северное полушарие, а отрицательными – южное, а для долготы, соответственно, положительные значения у восточной долготы, а у западной – отрицательные.

Например координаты столицы Кубы: 23.135435, -82.412522

Именно в этом виде пользователи чаще всего увидят координаты во всяком пользовательском софте (Яндекс-карты, Гугл-карты, MapsMe и т.д.) Мало кто догадывается, но в этих приложениях, тыкнув пальцем на экран и подержав, можно увидеть координаты любого места, затем скопировать в буфер обмена и потом отправить по смс например.

____

Часто возникает вопрос. Сколько во всех этих градусах и минутах метров, километров и попугаев с удавами?

Один градус, измеренный по параллели, всегда разный – Земля мало того что не плоская, так еще и сплющенная. Поэтому у экватора один градус (ну или угловой минуты или угловой секунды) будет сильно больше градуса (соответственно минуты или секунды) находящегося ближе к полюсам. Например 1’ дуги экватора равняется 1855 метрам, а 1’ долготы на широте Москвы будет равнятся 1040 метров.

Длина дуги меридиана на уровне экватора будет составлять 1843 метра, а на уровне той же Москвы 1856 метров. На уровне 85°почти у северного полюса, 1’ она составит 1864 метра. В среднем 1852 метра.

Измерять дугу по меридиану (находить широту) люди научились раньше (для этого морякам было достаточно измерить (с помощью секстанта) угол между Полярной звездой (висит почти ровно над северным полюсом) и горизонтом), а меркаторские карты, как мы знаем из прошлой статьи, по которым плавали моряки, имеют искажение как раз по меридиану. Поэтому моряки измеряют расстояние как раз одной минутой дуги меридиана (1’), которая в среднем равна 1852 метра. Это расстояние они называют одной милей. Поскольку морская миля выведена естественным путем, моряки не спешат от нее отказываться и переходить на километры и метры.

В следующей статье я наконец-то дойду до карт и расскажу, какие они бывают. Над апельсинами больше издеваться не буду 🙂

Вот ТУТ можно прочитать о картах Генштаба, фрагмет которых я приводил в части о координатной сетке.

А ЗДЕСЬ о спутниковой навигации и как выбрать навигатор в путешествие.

Присоединиться к моим походам можно через группу во Вконтакте: https://vk.com/shuriktravel. Там есть расписание планируемых мероприятий, но проще вступить в группу, и тогда вам будут приходить приглашения в походы (у вас же стоит разрешение на приглашения на мероприятия в настройках?) 🙂

Добавить комментарий