План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Цветовая схема слова
Число букв и звуков в словах
Практические упражнения
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
- гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
- обязательно ставится ударение;
- звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
- мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
- Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
- Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Чтобы узнать, сколько звуков в слове, выполним его звуко-буквенный анализ, для чего предпримем несколько шагов:
- поставим ударение;
- разделим слово на слоги;
- запишем звучание слова, учитывая фонетические процессы, которые происходят в нем при произношении;
- запишем звуки вертикально по-одному ;
- дадим характеристику каждому звуку;
- подсчитаем количество букв и звуков в слове и сделаем итоговую запись.
Источник изображения: fedsp.com
Пример звуко-буквенного анализа слова
Возьмем для звуко-буквенного анализа слово «звезда».
Поставим ударение на конечный гласный [а]. В слове два гласных звука и столько же слогов:
Запишем его звучание:
Запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки и охарактеризуем их:
- буква «з» — [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «в» — [в’] — согласный звонкий парный, мягкий парный;
- буква «е» — [и] — гласный безударный;
- буква «з» — [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «д» — [д] — согласный звонкий парный, твердый парный;
- буква «а» — [а] — гласный ударный.
В слове 6 букв, 6 звуков.
Фонетические процессы в словах
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный анализ слова, учитываем, что в нем могут происходить следующие фонетические процессы:
- оглушение звонких согласных;
- озвончение глухих согласных.
Оглушение звонких согласных происходит в позиции перед последующим глухим согласным, например:
- колдовство [к а л д а ф с т в о],
- указка [ у к а с к а],
- изредка [и з р’ и т к а].
При произношении слов конечный звонкий согласный заменяется парным ему глухим согласным:
- столб [п]
- сустав [ф]
- утюг [к]
- поход [т]
- пейзаж [ш]
- паровоз [с].
Озвончаются глухие согласные, когда находятся перед звонкими, например:
- рюкзак [р’ у г з а к]
- сдать [з д а т’]
- отбежать [а д б’ и ж а т’]
- сдобный [з д о б н ы й’].
Также помним, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в нескольких позициях:
1. в начале слов:
- ено́т [й’ и н о т]
- ёкать [й’о к а т’]
- ю́бка [й’ у п к а]
- ярмо́ [й’ а р м о];
2. после разделительных мягкого и твердого знаков:
барьер [б а р’ й’ э р] | съехать [с’ й’ э х а т’] |
льёшь [л’ й’ о ш] | подъём [п а д й’ о м] |
обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а] |
объявить [а б’ й’ а в’ и т’] |
вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’] | адъюнкт [а д й’ у н к т] |
3. после другого гласного звука:
- поездка [п а й’ э с т к а]
- таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
- июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
- пиявка [п’ и й’ а ф к а].
При написании звучания слова следует учитывать также, что двойные согласные обозначают один длинный звук, например:
- ванна [в а н а]
- ссора [с о р а]
- жужжать [ж у ж а т’]
- аллея [а л’ э й’ а]
Обратим внимание на слова с непроизносимыми согласными, в которых букв больше, чем звуков:
- ненастный [н’ и н а с н ы й’]
- солнце [с о н ц а]
- здравствуй [з д р а с т в у й’]
- поздно [п о з н а]
Чтобы правильно подсчитать количество звуков, учтем, что сочетания согласных «зж», «сч» обозначают один шипящий звук, например:
- расчёска [р а щ’ о с к а]
- визжать [в’ и ж а т’]
В глаголах конечные -ться и -тся фонетически превращаются в [ц а]:
- смеяться [с’ м’ и й’ а ц а]
- красится [к р а с’ и ц а]
И, конечно, твердый и мягкий знак не обозначают звука. Мягкий знак после согласных, кроме шипящих, обозначает их мягкость, например:
- фасоль [ф а с о л‘]
- работать [р а б о т а т‘]
- букварь [б у к в а р‘]
- олень [а л’ э н‘]
На конце существительных после шипящих мягкий знак не звучит, а только обозначает их принадлежность к женскому роду:
- вещь [в’ э щ’]
- блажь [б л а ж]
- ветошь [в’ э т а ш]
- течь [т’ э ч’]
Учитывая все эти перечисленные нюансы фонетики, запишем правильно звучание слов и узнаем количество звуков, содержащихся в них.
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 43
- {{ error }}
Онлайн сервис Текстовод. Фонетика делает фонетический разбор слов за вас.
Введите необходимое слово в рабочую строку.
Программа разбирает по одному слову, количество слов не ограничено.
Фонетический разбор также является звуко-буквенным, так как происходит анализ звуков и букв. Кроме этого, в таком разборе слова делятся на слоги и определяется ударная буква.
Но основной задачей анализа слоговой структуры и звукового состава слова является составление транскрипции и характеристики звуков.
Наша программа содержит огромную базу слов, а также, обладает мощнейшей системой анализа.
Алгоритм фонетического разбора на Текстовод (может разнится с порядком разбора по вашей учебной программе):
1. Вычисление ударной гласной.
2. Разделение на слоги. Для вашего удобства программа производит два деления: вариант для анализа слова и для использования во время переноса.
3. В квадратных скобках указывается транскрипция (запись произношения слова).
4. Далее в сокращённом виде идёт характеристика слова.
5. В голубой таблице вы увидите транскрипцию каждого звука по порядку.
Звук заключается в [квадратные скобки].
а) Если он согласный, то указываются следующие его параметры:
звонкий/глухой/сонорный,
парный/непарный,
твёрдый/мягкий.
Мягкий звук помечается знаком апострофа.
б) У главного звука определяется ударность.
в) В случае, когда буква не имеет звук, ставится прочерк.
Заметка.
Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует. Эти буквы в различных словах содержат разные звуки. Например.
* Имейте ввиду, что непроизносимые согласные, стоящие в корне слова не имеют звука. К примеру, сердце – [с’эрцэ], здравствуй – [здраствуй’].
6. Потом вы увидите подсчёт букв и звуков.
7. Следом сервис делает цветовую схему слова.
Текстовод, в отличие от других сервисов, осуществляет фонетический разбор слов любых частей речи.
Наш сервис позволяет сделать звуко-буквенный разбор слова русского языка любой части речи.
В русском языке е и ё – это разные буквы. Написание вместо ё буквы е может существенно повлиять на результат работы программы.
Также, учитывайте, что слова с идентичным написанием, но различным произношением (так называемые омографы) будут по-разному разобраны программой.
Посмотрите на примере:
На нашем сайте textovod.com вы можете сделать фонетический разбор всех существующих омографов.
Только дополню прекрасный ответ Звенки. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука не только в начале слова, но и в начале слога. Пример: “маяк” произносится, как “ма-йак” – 5 звуков. Одним словом достаточно запомнить, что эти буквы после согласных обозначают один звук, а если перед ними согласного нет или есть мягкий или твердый знак, то два. И еще. Если в слове есть удвоенная согласная, то она считается за один звук. Например “ванна” – только 4 звука. Но ванная – целых 6. Из-за Я (йа). автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Каролина 7 лет назад В словах русского языка число звуков далеко не всегда равно количеству букв. Для определения количества звуков в конкретном слове нужно придерживаться определенного алгоритма действий. Например, такого:
Limitless 7 лет назад В русском языке звуков на девять значений больше, чем букв. Буквы могут означать от 0 до 2 звуков. Чаще всего одна буква означает один звук. При подсчёте общего количества звуков следует обратить внимание на буквы, которые не дают звуков, либо дают удвоенный звук. Кроме того, следует учесть, что непроизносимые согласные также звуков не дают. ** Также особое внимание необходимо уделить глаголам. Rogneda 7 лет назад Чтобы узнать, сколько звуков в слове, сначала делим его на слоги и ставим ударение. Второй шаг -запись его точного звучания, то есть транскрипции. Все в этом деле упирается в правильную фонетическую запись анализируемого слова. Чтобы не ошибиться, помним некоторые фонетические процессы, которые могут происходить в слове. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в трёх позициях: 1) в начале слова ясный [й’а], ёмкость [й’о], ель [й’э], юмбрик [й’у] ; 2) после разделительных мягкого и твердого знака портье, курьёзный, пеньюар, сватья въедливый, подъёмник, предъюбилейный, съязвить; 3) после других гласных сияние, твоё, пою, гортензия. Некоторые сочетания согласных, как, например, зж обозначает один длинный звук[ж]: брюзжать, мозжечок, визжать. Помним, что ь и ъ знак не обозначают звука. Мягкий знак только смягчает предыдущие согласные: плавать [т’], любовь [ф’], соль [л’], рвань [н’], морось [с’]. Мягкий знак может быть морфологическим знаком обозначения существительных женского рода, и в этом случае он не звучит. Значит, количество букв и звуков не совпадет в словах: мышь, рожь, картечь, немощь. Существуют слова с непроизносимымии согласными: радостный, солнце, чувство, гигантский, прздничный. В них звков окажется меньше, чем букв. В возвратных глаголах на -ться или -тся оно звучит как [ца] славиться[с л а в’и ц а]; пишется [п’ и ш ы ц а]. Орфографическоеи написание двух одинаковых букв дает один звук: дрожжи [д р о ж ы]. moreljuba 7 лет назад Чтобы понять сколько в слове звуков, ножно помнить о том, что есть гласные которые дают два звука – это буквы “ё”, “е”, “ю”, “я”. Также нужно помнить, что удвоенная согласная даёт лишь один согласный звук. И ещё что важно помнить так это то, что твёрдый и мягкий знак не дают звуков вовсе. Приведу ниже памятку, которая очень поможет при звуко-буквенном разборе слова: Alen4uk 7 лет назад Для того, чтобы узнать, сколько звуков в определенном слове, его нужно проанализировать. Мы знаем, что мягкий и твердый знак звуков не дает. А вот гласные я,ё, ю, е могут дать два звука в зависимости от позиции в слове. Эти буквы дают 2 звука, когда они стоят в начале слова, после гласной и после твердого или мягкого знаков. Не забываем про удвоенную согласную в слове, которая дает один звук. Рассмотрим на примере. Друг, враг, дом, школа, стол, стул, диван. Пример слов, где количество букв совпадают с количеством звуков, которые мы слышим. Связь, боль. Пример слов, где звуков на одну меньше чем букв, так как мягкий знак звука не дает, а только смягчает впереди стоящую букву. Вьюга,яма, друзья,короткие. В данных примерах буквы ю,я,е дают звуки [йу], [йа] и [йэ]. Произносим слова, слушаем, анализируем и делаем правильный фонетический разбор слов. З В Ё Н К А 9 лет назад Для того, чтобы узнать, сколько звуков содержится в слове, надо посчитать количество букв, затем посмотреть, нет ли в слове букв, которые обозначают два звука: “Е, Ё, Ю, Я”. Если такие буквы есть, нужно проанализировать, в каких позициях они находятся. Если в начале слова или после разделительного твёрдого или мягкого знака, то они действительно обозначают два звука. Зачем исключаем из общего количества звуков все мягкие и твёрдые знаки и подводим итоги. 88SkyWalker88 7 лет назад В русском языке есть свои особенности при звуко-буквенном разборе слова. Так некоторые буквы не дают звук, или наоборот, дают два звука. Разберемся в этих правилах. Нужно помнить, что такие буквы как твердый знак и мягкий знак в любом случае не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущую согласную мягкой. Такие буквы как Я, Ю, Е, Ё, которые стоят после гласной буквы или в самом начале слова, дают сразу два звука. Один из них будет Й`, а второй, соответственно – А, У, Э или О. Александр Ветров 7 лет назад Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке каждая одна согласная буква, кроме мягкого и твёрдого знаков, даёт только по одному звуку. Кроме того, каждая одна гласная буква также даёт только по одному звуку, кроме гласных букв “Е”, “Ё”, “Ю” и “Я”, каждая из которых даёт уже по два звука. rina5p 9 лет назад Чтобы узнать, сколько звуков в слове, нужно: 1)Вспомнить звуки , которые обозначают 2звука-ё, е, ю, я 2)Вспомнить буквы, которые звука не обозначают -ь ъ 3)Удвоенные согласные-1звук обозначают 4)Посчитать количество звуков. Артём Денисов 7 лет назад Чтобы подсчитать количество звуков в слове, необходимо запомнить следующее:
В словах, где нет этих букв и знаков, обычно количество букв и звуков совпадает. Знаете ответ? |
Смотрите также: Какие есть песни со словом Звуки, Звучит, Звучать…? Видео песен? Какие есть примеры слов, в которых слышится звук “у”, а пишется буква “ю”? Какие есть примеры слов, в которых слышится звук “к”, а пишется буква “г”? Какие есть примеры слов, в которых слышится звук “ф”, а пишется буква “в”? Сколько звуков в словах: ГРИБ, СЪЕЛИ? Какими буквами в русском языке обозначаются звуки [б], [б’], [п], [п’]? Вес дает что обычным словам? Абракадабра: что тут слышится? Это – полная бессмыслица? Сколько одинаковых звуков в словах “лиса” и “сила”? С какого гласного звука слова в русском языке не начинаются? |
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Фонетический разбор
Фонетический разбор – это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1, которая ставится после слова для разбора (петь1).
При фонетическом разборе записывается:
- фонетическая запись слова в квадратных скобках с ударением;
- количестов слогов;
- количестов букв, количество звуков;
- характеристика каждому звуку: гласный звук (ударный/безударный) или согласный звук (звонкий или глухой, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный)
! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!
Например:
петь [п’эт’] – 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).
ёж [й’ош] – 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука – согласный [й’] и гласный [о]).
Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:
Багаж1 был сдан в камеру хранения.
Бага́ж [бага́ш] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, безударный;
г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;
а [а] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.
В полях поспевала золотая рожь1.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [о] – звук гласный, ударный;
ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;
ь [-]
По дорожке семенил маленький ёжик1.
Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[о] – звук гласный, ударный;
ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и [ы] – звук гласный, безударный;
к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Советуем посмотреть:
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Упражнение 186,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 231,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 235,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 13,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 104,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 114,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 171,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 173,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 200,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 65,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 75,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 135,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 139,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 325,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
5 класс
Упражнение 384,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 407,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 419,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 80,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 106,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 401,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 75,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 135,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 201,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 636,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 721,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 17,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 369,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 405,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 244,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 50,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 184,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 258,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 337,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 364,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник