Как найти скольжение sном

Расчетные формулы основных параметров асинхронных двигателей

В таблице 1 представлены расчетные формулы для определения основных параметров асинхронных двигателей.

В данной таблице собраны все формулы, которые касаются расчета параметров асинхронных двигателей.

Используя формулы из данной таблицы, вам больше не придется искать нужную формулу в различных справочниках.

Таблица 1 — Расчетные формулы для определения основных параметров асинхронных двигателей

Наименование величин Формулы Принятые обозначения
Потребляемая активная мощность из сети, кВт

Потребляемая  активная мощность из сети

U1, I1 – линейные значения напряжения, В и тока двигателя, А;
cosϕ – коэффициент мощности;
Потребляемая реактивная мощность, квар

Потребляемая реактивная мощность, квар

Полезная мощность на валу, кВт

Полезная мощность на валу, кВт

Ƞ — КПД двигателя;
Потребляемый двигателем ток, А

Потребляемый двигателем ток, А

Вращающий момент двигателя, кГм

Вращающий момент двигателя, кГм

nном. – номинальная скорость вращения ротора, об/мин;
Синхронная скорость вращения магнитного поля, об/мин

Синхронная скорость вращения магнитного поля, об/мин

f1 – частота питающего тока, Гц;
р – число пар полюсов машины;
Скольжение двигателя

Скольжение двигателя

Скорость вращения ротора при нагрузке, об/мин

Скорость вращения ротора при нагрузке, об/мин

ЭДС обмоток статора и ротора, В

ЭДС обмоток статора и ротора, В

kоб.1, kоб.2 – обмоточные коэффициенты статора и ротора, равные произведению коэффициентов укорочения kу шага и распределения обмотки kw;
kоб. = kу* kw;
Коэффициенты трансформации по напряжению и по току

Коэффициенты трансформации по напряжению и по току

w1, w2 – числа витков обмоток статора и ротора;
m1, m2 – числа фаз в обмотках статора и ротора. У двигателей с фазным ротором.
m2 = 3 у двигателей с короткозамкнутым ротором;
m2 = z2, т.е. числу пазов в роторе.
Параметры схемы замещения

Параметры схемы замещения

zк, rк, хк – полное, активное и индуктивное сопротивления при КЗ двигателя, Ом;
Iп – пусковой ток двигателя, А;
∆Рк – суммарные потери в меди статора и ротора двигателя, Вт;
r1, x1 – активное и индуктивное сопротивления обмотки статора, Ом;
r2’, x2’ – активные и индуктивные сопротивления ротора, приведенные к обмотке статора, Ом;
Ток холостого хода, А

Ток холостого хода

Iном. – номинальный ток двигателя, А
Критическое скольжение

Критическое скольжение

sinϕ – коэффициент реактивной мощности;
kм – коэффициент перегрузочной способности;
Уравнение вращающего момента

Уравнение вращающего момента

Sном. – скольжение при номинальной нагрузке
Скольжение двигателя s2 при введении добавочного сопротивления в ротор

Скольжение двигателя s2 при введении добавочного сопротивления в ротор

КПД двигателя при введении добавочного сопротивления в ротор

КПД двигателя при введении добавочного сопротивления в ротор

Критический максимальный момент, развиваемый в двигательном (+) и генераторном (-) режимах, кГм

Критический максимальный момент, развиваемый в двигательном (+) и генераторном (-) режимах, кГм

U1ф – фазное напряжение, В
Уравнение вращающего момента при добавочном сопротивлении в цепи ротора

Уравнение вращающего момента при добавочном сопротивлении в цепи ротора

Критическое скольжение

Литература:

1. Справочная книга электрика. В.И. Григорьева, 2004 г.

Всего наилучшего! До новых встреч на сайте Raschet.info.

активное сопротивление двигателя, полное сопротивление двигателя, реактивное сопротивление двигателя, ток двигателя

Благодарность:

Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal».

Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.

Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.

Рабочими
характеристиками асинхронных двигателей
называют зависимости P1,
I1,
cosφ, η, s1
= f (P2).
Часто к ним относят также за­висимости
М = f
(P2)
и I2
или
= (P2)
[6].

Методы расчета
характеристик базируются на системе
уравне­ний токов и напряжений
асинхронной машины, которой соответст­вует
Г-образная схема замещения (рис. 9.55).
Г-образная схема полу­чена из
Т-образной схемы замещения (см. рис.
9.47), в которой ветвь, содержащая параметр
Z12,
вынесена на вход схемы. Т-образ­ная и
Г-образная схемы идентичны для данной
конкретной ЭДС, для которой рассчитывают
комплексный коэффициент
,
равный взятому с обратным знаком
отношению вектора напряжения фазык вектору ЭДС —

В асинхронных
двигателях при изменении тока от
синхронного холостого хода до номинального
изменяется незначительно. Поэ­тому
для получения рабочих характеристик
коэффициент,
рассчи­тывают для синхронного холостого
хода и принимают его значение неизменным.
Это не вносит заметных погрешностей в
расчет харак­теристик, так как значение
коэффициента,
во всем диапазоне изме­нения нагрузки
от Р2
= 0 до Р2
= Р2ном
изменяется лишь в третьем или четвертом
знаке.

Корректировку
коэффициента
,
обычно производят лишь при расчете
пусковых характеристик или режимов
работы двигателя с большими скольжениями,
при которых ток статора существенно
превышает номинальный.

Для расчета рабочих
характеристик коэффициент определяют
из выражения

Рис. 9.55. Г-образная
схема замещения асинхронной машины (а)

и соответствующая
ей векторная диаграмма (б)

где

(9.222)

В асинхронных
двигателях мощностью более 2 — 3 кВт,
как пра­вило, | γ | ≤ 1°, поэтому реактивной
составляющей коэффициента с1,
можно пренебречь, тогда приближенно

(9.223)

При более точных
расчетах определяют и активную, и
реактив­ную составляющие c1
по следующим формулам:

(9.224)

Полное значение

(9.225)

Как видно, выражение
(9.223) может быть получено из (9.225) при
условии r12
<< х12
и r1
<< х12,
что практически всегда имеет место в
асинхронных машинах мощностью
Р2
≥ 2…3 кВт. При этих же условиях с1p
≈ 0 и с1a
= с1.

Рабочие характеристики
можно рассчитать по круговой диаграмме
или аналитическим методом. Расчет по
круговой диаграмме более нагляден, но
менее точен, так как требует графических
построений, снижающих точность расчета.
Аналитический метод более универсален,
позволяет учитывать изменение отдельных
пара­метров при различных скольжениях
и может быть легко переведен на язык
программ при использовании в расчетах
ЭВМ.

Аналитический
метод расчета.

В настоящее время практически все
расчеты проводят аналитическим методом.
Формулы для расчета рабочих характеристик
приведены в табл. 9.28 в удобной для
руч­ного счета последовательности.
Расчет характеристик проводят, задаваясь
значениями скольжений в диапазоне s ≈
(0,2…1,5) sном.
Но­минальное скольжение можно
предварительно взять при sном

.
Для построения характеристик достаточно
рассчитать значения требуемых величин
для пяти – шести различных скольжений,
выбранных в указанном диапазоне примерно
через равные интервалы (см. при­мер
расчета).

Перед началом
расчета рекомендуется выписать значения
посто­янных, не зависящих от скольжения
величин, как это показано в формуляре
и в примере расчета. К таким величинам
относятся но­минальное напряжение
фазы U1ном,
сопротивления r1
и
,
сумма по­терь Pcт
+ Pмех
(для двигателей с фазным ротором также
Ртр.щ)
и со­ставляющие тока синхронного
холостого хода: реактивная I
≈ Iμ
и активная, которую определяют из
выражения

,
(9.226)

Выписывается также
значение коэффициента с1,
определенное по (9.223) или по (9.225), и
расчетные величины, обозначенные в
фор­муляре а,
а’,
b
и b’
. Формулы
для их определения зависят от приня­того
(точного или приближенного) метода
расчета с1.

Если |у| ≤ 1°, то
можно использовать приближенный метод,
так как в этом случае c
≈ 0 и с1
≈ 1 + х112.
Тогда

(9.227)

Если же расчет с1
проводить по уточненным формулам (9.224)
и (9.225), то

(9.228)

Расчет характеристик
рекомендуется проводить в следующей
по­следовательности.

Вначале находят
активную и реактивную составляющие
комп­лексного сопротивления правой
ветви схемы замещения (см. рис. 9.55):

ZВЕТВИ
= c1(r1
+ jx1)
+ j


+
,
(9.229)

где

(9.229а)

Из (9.229) с учетом
(9.227) или (9.228) получают

R = a’
+ а
,
(9.230)

X = b;
(9.231)

.
(9.232)

Далее находят (см.
рис. 9.55)

и

Составляющие тока
статора являются суммами активных и
реактивных составляющих токов параллельных
ветвей схемы замеще­ния:

(9.233)

Полный ток статора

(9.234)

Приведенный ток
ротора

.
(9.235)

Ход последующих
расчетов ясен из приведенных формул в
фор­муляре (табл. 9.30).

Таблица 9.30. Формуляр
расчета рабочих характеристик асинхронных
двигателей

Рном
=…; 2р =…; U1ном
=….В; I1ном
=…А; I0a
=…А;

I
≈ Iμ
=…А; Рст
+ Ртр.щ.
+ Рмех
=…кВт;

Рэ.щ.ном
= …кВт: r1
=…Ом; r/2
=…Ом; с1
=…

a/
=…; a
= …Ом;
b/
=…Ом;
b =…Ом

п/п

Расчетная формула

Едини-

цы
вели-

чины

Скольжение

0,005

0,01

0,015

sном

1

Ом

2

Ом

3

R = a +

Ом

4

X = b +

Ом

5

Ом

6

А

7

8

9

А

10

А

11

А

12

А

13

P1
= 3 U1номI1a
10 -3

кВт

14

Рэ1= 3I12
r1
10 -3

кВт

15

Рэ1= 3(I11)
2
r/2
10 -3

кВт

16

Рэ.щ.
≈ Рэ.щ.ном.
(I1/I1ном)*

кВт

17

Рдоб= 0,005 Р1

кВт

18

Σ Р
= Рст+ Рмех+ Ртр.щ+ Рэ1+

Рэ2+ Рэ.щ+ Рдоб

кВт

19

Р2= Р1– Σ Р

кВт

20

η = 1 – Σ Р
/ P

21

cos φ = I1a
/ I1

*Для двигателей с
короткозамкнутым ротором Рэ.щ.ном
= 0.

После окончания
расчета для принятых значений скольжения
строится характеристика s = f
(P2),
по которой уточняется значение sном,
соответствующее заданной номинальной
мощности Р2ном
(см. пример расчета на рис. 9.77), и заполняется
последний столбец фор­муляра.

В приведенных
формулах не учтено возможное изменение
пара­метров при s > sном.
Поэтому при расчете характеристик
двигателей с двухклеточными
короткозамкнутыми роторами или с
роторами, имеющими фигурные пазы, в
которых в повышенной степени про­является
действие эффекта вытеснения тока, для
каждого из приня­тых значений
скольжения, больших sном,
необходимо уточнять зна­чения
параметров r’2
и х’2
(см. § 9.13).

Рабочие характеристики
асинхронного двигателя мощностью 15 кВт
приведены в примере расчета (см. § 9.17).

Расчет рабочих
характеристик по круговой диаграмме.

Круговая диаграмма асинхронного
двигателя изображена на рис. 9.56 [5].
Ис­ходными данными для ее построения
являются:

ток синхронного
холостого хода /о, А,

(9.236)

где I0a
– по (9.266); I0p
≈ Iμ

Коэффициент с1
рассчитывают по (9.223) или по (9.225).

Сопротивления
короткого замыкания

(9.237)

Рис. 9.56. Круговая
диаграмма асинхронной машины

Чтобы размеры
круговой диаграммы были удобны для
работы, целесообразно вначале выбрать
ее диаметр DK (в пределах 200. ..250 мм), после
чего рассчитать масштабы: масштаб тока,
А/мм:
;
масштаб мощности, Вт/мм:mP
= 3 Uном
mI;
масштаб момента, Нм/мм: mM
= mP
/ Ω , где Ω
=
.

При построении
диаграммы вектор напряжения
направля­ют по оси ординат ОВ1.
Из начала координат строят вектор тока

синхронного
холостого хода ОА0
I0
— под углом
φ0
к оси ординат φ0
= arccos
.
ТочкуA0,
удобно найти, отложив по вертикальной
и горизонтальной осям ее координаты,
соответственно равные I0a
и I0p
.

Через точку A0
проводят линии A0F0
|| ОВ и A0F
под углом 2γ к оси ординат. Из-за малости
γ построение угла < F0A0F
удобно вы­полнять следующим образом.
В произвольной точке F’0
прямой A0F0
восстанавливают перпендикуляр к линии
A0F0
и откладывают на нем отрезок

| F’0
F”0|
= | А0
F’0|
tg
2γ ≈ | А0
F’0|
2 tg
γ;

Линия A0F
определяет положение диаметра круговой
диаграм­мы. Отложив на ней отрезок
0О’|
= 0,5 Dk,
проводят окружность с центром О’ радиусом
0,5DK.
Через произвольную точку F1
диа­метра A0F’
проводят линию (F’ F1)
┴ (A0F)
и откладывают на ней отрезки
|F1F2|
= |A0F1|
и |F1F3|
= |A0F1|.
Через точку А0
и точки F2
и F3,
проводят прямые до пересечения их с
окружностью соответственно в точках
А2
и А3.
На оси ординат откладывают от­резок
|OA1|
= Р0/mр,
где Р0
= Pст
+ 3
+
Рмех,
и через точку А1
про­водят |А1А’0|
|| ВО. Точку А’0
соединяют
с точками О и А3.
На этом построение круговой диаграммы
заканчивается.

Окружность диаметром
DK
и с центром О’ является геометрическим
местом концов векторов тока статора
двигателя при различ­ных скольжениях.
Точка окружности A0
определяет положение кон­ца вектора
тока I0
при синхронном холостом ходе, а точка
А’0
— при реальном холостом ходе двигателя.
Отрезок О А’0
определяет ток Ix.x,
а угол < A’0OB1
– cos φк.з.
Точка А2
окружности определяет положе­ние
конца вектора тока при коротком замыкании
(s = 1), отрезок ОА3
— ток Iк.з,
а угол < А3ОВ1
– соs
φк.з.
Точка А2
определяет положе­ние конца вектора
тока при s = ∞.

Промежуточные
точки на дуге окружности А0А3
определяют по­ложение концов векторов
тока I1
при различных нагрузках в двига­тельном
режиме (0 < s ≤ 1). Ось абсцисс диаграммы
ОB
является ли­нией первичной мощности
P1.
Линией электромагнитной мощности Рэм
или электромагнитных моментов Мэм
является линия А0А2.
Ли­нией полезной мощности на валу
(вторичной мощности Р2)
является линия А’0А3.
По круговой диаграмме для тока статора,
которому со­ответствует точка А на
окружности, можно рассчитать необходи­мые
для построения рабочих характеристик
данные:

ток статора, А, I1
= mI
|OA|;

ток ротора, А, I’2
= mI
|A0A|;

первичную мощность,
Вт, P1
= mр
|AN|, где AN ┴ ОВ;

электромагнитную
мощность, Вт, Рэм
= mр
|АС|, где АС ┴ A0F;

электромагнитный
момент Мэм
= mм
|АС|;

полезную мощность,
Вт, Р2
= mр
|АЕ|;

КПД |АЕ| / |AN|;

коэффициент
мощности cos φ
= cos < AOB1;

скольжение двигателя
|DС|
/ |АС|.

Для построения
рабочих характеристик вначале находят
поло­жение на окружности точки Ан,
которая соответствует номинально­му
режиму работы. Для этого, исходя из
заданной номинальной мощности Р2ном,
рассчитывают длину отрезка |E’Fн|
= P2ном
/ mp
и от­кладывают на линии F1F’
┴ A0F
от точки ее пересечения Е’ с линией
полезной мощности А’0А3.
Через точку Fн
проводят FнAн
|| А’0А3.
Точ­ки пересечения FHAH
с окружностью Ан
и А’н
определяют положение концов вектора
тока I1
при мощности Р2ном.
Точка Ан,
ближайшая к А’0,
соответствует номинальному режиму,
точка А’Н
— режиму неу­стойчивой работы двигателя
(при s > sкp).

Наметив на дуге
А0Ан
несколько точек а1,
а2,
а3,
…, определяют соответствующие каждой
из них данные I1,
Р1,
Р2,
соs φ, η, М, s.

Из круговой
диаграммы можно найти также приближенное
значение кратности максимального
момента Мmах.
Оно будет несколь­ко занижено, так же
как и в аналитическом расчете без учета
изме­нения параметров от насыщения
полями рассеяния и от действия эффекта
вытеснения тока.

Расчет рабочих
характеристик по круговой диаграмме
связан с определенными погрешностями
при выполнении графических работ.
Некоторое уточнение может дать сочетание
графического метода и элементов
аналитического. Например, I1,
I2
и cos φ определяют по круговой диаграмме,
а суммы потерь, Р2,
Р1,
s и η – расчетным путем, используя данные
круговой диаграммы. В этом случае можно
также учесть дополнительные потери,
которые при построении круговой
диаграммы не принимают во внимание [6].

Такая методика
расчета иногда применяется на практике.
Одна­ко все более широкое распространение
ЭВМ делает аналитический метод расчета
рабочих характеристик более
предпочтительным.

Соседние файлы в папке Копылов учебник (doc)

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная / Техническая информация / Механические характеристики асинхронного двигателя

Механические характеристики асинхронного двигателя – зависимость частоты вращения ротора от нагрузки (вращающегося момента на валу).

Электромагнитный момент М, развиваемый асинхронным двигателем, можно определять двумя способами: через электромагнитную мощность Рэм и через полную механическую мощность двигателя Р2:

М=Р2‘/ω,                (39)

где Р2 —полная механическая мощность, Вт; ω=2πn/60 — механическая угловая скорость вращения ротора, 1/с; n — частота вращения ротора, об/мин.

Скорость ω связана с синхронной ω1 соотношением

Подставляя выражение для ω и Р2‘ по уравнению (36) в уравнение (39), получаем

       (40)

Выражение для момента через электромагнитную мощность имеет вид

М=Рэм1,

Значение Рэм находится по уравнению (35), после чего представляем

Таким образом мы получим тождественное выражение для момента. Поскольку независимой величиной является не ток, а приложенное напряжение, то для получения окончательного выражения момента подставим в (40) значение тока I2‘ по уравнению (32):

        (41)

где М — момент, Н∙м; ω1 — синхронная скорость, с-1; U1 — напряжение, В; r1, r2‘, x1, x2‘ —сопротивления, Ом; s — скольжение, отн. ед.

Если необходимо иметь значение момента во внесистемных единицах — в килограммах силы-метрах, то полученный по (41) результат следует разделить на 9,81.

При эксплуатации часто необходимо определять момент по известной механической мощности Р2 (кВт) и частоте вращения n (об/мин). В этом случае формула (39) имеет вид, Н/м,

        (42)

Отсюда мощность Р2 связана с моментом и частотой вращения соотношением

      (43)

где М — момент, Н∙м; n — частота вращения, об/мин.

Если момент выражен в килограммах силы-метрах, то формулы (42), (43) преобразуются к виду

Зависимость между моментом и скольжением (41) при постоянном напряжении U1 и частоте f1 сети называется механической характеристикой. Естественная механическая характеристика асинхронного двигателя приведена на рис. 20. Там же приведена механическая характеристика M=f (n), часто встречающаяся на практике и полученная из характеристики M = φ(s) пересчетом (s=0 соответствует синхронной частоте вращения n1, s =1-n=0 и т. д.).

Рис. 20. Естественная механическая характеристика асинхронного двигателя: a —M=f(s); б – n =f(М); А—генераторный режим; Б — режим двигателя; В — режим электромагнитного тормоза

Используя формулу (41), можно получить достаточно полное представление о механических характеристиках асинхронного двигателя. Обратим прежде всего внимание на то, что механический момент двигателя зависит от трех групп величин: во-первых, это величины, определяемые конструкцией двигателя, к их числу относятся r1 и r’2, x1, х’2; во-вторых, величины, характеризующие напряжение, подводимое к двигателю, — напряжение на его зажимах U и частота питающего напряжения f (так как ω1 = 2πf); наконец, последняя величина, определяющая момент, развиваемый двигателем, зависит от режима его работы — это скольжение s.

Рассмотрим физические явления, обусловливающие такую форму механической характеристики. При частоте вращения ротора, равной синхронной, проводники ротора движутся с той же скоростью, что и вращающееся магнитное поле. Поэтому ЭДС, а следовательно, и ток в роторе равны нулю. Поэтому равен нулю и вращающий момент двигателя. При уменьшении частоты вращения ротора ниже синхронной проводники обмотки ротора начинают пересекать магнитное поле машины, в результате чего в обмотке ротора наводится ЭДС, пропорциональная скольжению ротора [см. формулу (14)]. При малых скольжениях (в пределах от s=0 до s=sкр) ток ротора также изменяется почти пропорционально скольжению. К такому выводу можно прийти, рассматривая уравнение (25) или (32). Так, в уравнении (25) при малых значениях s можно пренебречь составляющей sx2 в знаменателе по сравнению со значением r2, а в (32) можно пренебречь всеми составляющими в знаменателе по сравнению со значением r’2/s.

Таким образом, ток ротора в этом диапазоне скольжений практически определяется величиной ЭДС ротора, деленной на постоянное активное сопротивление r2 [уравнение (25)].

Как видно из рис. 20, механическая характеристика в зоне малых скольжений s<sкр линейна. В этой же области скольжений находится и номинальное скольжение sном=0,01—0,1 (большие значения номинального скольжения относятся к двигателям мощностью до 1 кВт).

По мере увеличения скольжения увеличивается частота токов в роторе и возрастает влияние на характеристику индуктивного сопротивления ротора. Изменение тока, определяемое в зоне малых скольжений в основном активным сопротивлением [см. формулу (25)], замедляется, и при некотором скольжении, называемом критическим sкр, достигается максимальное значение момента. При дальнейшем увеличении скольжения (уменьшении частоты вращения ротора) момент будет уменьшаться.

Критическое скольжение находится по формуле

                  (44)

где знак плюс соответствует двигательному режиму работы, а минус — генераторному (как следует из рис. 20, генераторный режим соответствует области отрицательных скольжений).

Поскольку для двигателей мощностью более 1 кВт практически всегда r1<<(х1 + х’2), то формулу для критического скольжения можно упростить:

                  (44а)

Теперь, подставляя значение s=sкр в формулу (41), получим выражение для максимального момента

                  (45)

Взяв теперь отношение текущего значения момента к максимальному М/Мmax при условии r1≈0, получим

                (46)

Формула (46) оказывается весьма удобной, так как позволяет построить механическую характеристику двигателя M=f(s) при известных значениях максимального момента и соответствующего ему критического скольжения. Задавая текущее значение скольжения в диапазоне 0<s≤1, решают уравнение (46) относительно текущего момента М. Можно поступить иначе — строить механическую характеристику в относительных единицах, т. е. получать характеристику M/Mmax=f (s).

Относительный максимальный момент определяет его перегрузочную способность, т. е. способность двигателя кратковременно выдерживать нагрузки, большие номинальной. В электрических машинах перегрузочная способность обозначает kм и определяется как

kм = Mmax/Mном        (47)

Важное значение имеет пусковой момент, который можно рассчитывать по общей формуле (41) при подстановке в нее s= 1:

          (48)

Относительное значение пускового момента kп определяет способность двигателя разгоняться до рабочей частоты вращения с полной нагрузкой на валу и определяется как

kп = Mп/Mном

В ряде случаев вместо (46) удобнее пользоваться формулой, в которой текущий момент двигателя отнесен не к максимальному, а к номинальному моменту. В этом случае

         (49)

где sкр, sном — значения критического и номинального скольжения двигателя; ρ=r1/r’2 (для двигателей серии 4А с высотой оси вращения 56—132 мм пользуются значением ρ≈1,32).

Если пренебречь величиной r1 (т. е. положить ρ=0), то из (49) следует

                          (50)

Анализ выражения (41) для электромагнитного момента показывает, чт момент зависит от квадрата напряжения сети, что является недостатком асинхронных двигателей. Так, при снижении напряжения на 10 % момент уменьшается на 19%, а при снижении напряжения на 20 % уменьшение момента составляет 36%. На рис. 21 изображены механические характеристики двигателя при номинальном питающем напряжении (естественная характеристика) и при пониженном напряжении.

При уменьшении напряжения, питающего двигатель, который работает под нагрузкой, его вращающий момент снижается. В результате этого происходит снижение частоты вращения двигателя. Частота снижается (и соответственно увеличивается скольжение) до тех пор, пока вращающий момент двигателя не станет равным статическому моменту сопротивления Мс, обусловленному (приводом (соответствующие частоты вращения показаны точками на механических характеристиках рис. 21). При сильном уменьшении напряжения может случиться, что максимальный момент окажется меньше момента сопротивления Мс. В этом случае двигатель опрокидывается, т. е. его частота вращения уменьшается и в конце концов он останавливается. При заторможенном роторе по обмоткам двигателя протекают большие токи, и во избежание аварии сам двигатель должен быть отключен от сети (эти функции выполняет тепловая защита).

Рис. 21. Механические характеристики асинхронного двигателя при различных значениях питающего напряжения

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

«Расчет ЭДС и токов асинхронных
двигателей
»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: рассчитать значение скольжения, ЭДС асинхронного двигателя
и величину протекающих в нем  токов.   

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

В соответствии с принципом обратимости элек­трических
машин асинхронные машины могут работать как в двигательном, так и в генератор­ном
режимах. Кроме того, возможен еще и режим электромагнитного торможения
противовключением. 

Двигательный режим. При включении обмотки статора в сеть трех­фазного тока возникает
вращающееся магнитное поле, которое, сцепляясь с короткозамкнутой обмот­кой
ротора, наводит в ней ЭДС. При этом в стерж­нях обмотки ротора появляются токи.
В результате взаимодействия этих токов с вращаю­щимся магнитным полем на роторе
возникают элек­тромагнитные силы. Совокупность этих сил создает
электромагнитный вращающий момент, под дейст­вием которого ротор асинхронного
двигателя при­ходит во вращение с частотой
n2 < n1 в сторону вра­щения поля статора. Если вал асинхронного
двигателя механически соединить с валом какого-либо исполнительного механизма
ИМ (станка, подъ­емного крана и т. п.), то вращающий момент двига­теля М,
преодолев противодействующий (нагрузоч­ный) момент Мнагр,
исполнительного механизма, приведет механизм во вращение. Следовательно,
электрическая мощность Р1, поступающая в двига­тель из сети, в
основной своей части преобразуется в механическую мощность Р1 и передается исполни­тельному
механизму ИМ.

   Весьма важным параметром асинхронной ма­шины
является скольжение — величина, характери­зующая разность частот вращения
ротора и вра­щающегося поля статора:

S = (n1n2)/ n1                   (формула 6.1)

Скольжение выражают в долях единицы либо в
процентах. В последнем случае величину, получен­ную по (6.1), следует умножить
на 100.

С увеличением нагрузочного момента на валу
асинхронного двигателя частота вращения ротора
n2 умень­шается. Следовательно, скольжение асинхронного двигателя зави­сит
от механической нагрузки на валу двигателя и может изме­няться в диапазоне 0
<
s 1.

Скольжение, соответствующее номинальной
нагрузке двигателя, называют номинальным скольжением
shom. Для асинхронных
дви­гателей общего назначения
shom
= 18%,
при этом для двигателей большой мощности
sном = 1%, а для двигателей малой мощности sном = 8%.

Формула для опре­деления асинхронной частоты вращения
(об/мин):

n2 = n1(1-s).                           (формула 
6.2)

Пример 6.1. Трехфазный
асинхронный двигатель с числом полюсов 2р = 4 работает от сети с
частотой тока
f1 = 50 Гц.
Определить частоту вращения двигателя при номинальной нагрузке, если скольжение
при этом составляет 6%.

Решение.
Синхронная частота вращения по (6.9)
n1 = f1 60/ р = 50 • 60/4 = 1500 об/мин.

Номинальная частота вращения по (6.2): nном = n1(1 – sном ) = 1500(1 – 0,06) = 1412 об/мин.

Генераторный режим. Если обмотку статора включить в сеть, а ротор асинхронной машины
посредством приводного дви­гателя ПД (двигатель внутреннего сгорания, турбина и
т. п.),  яв­ляющегося источником механической энергии, вращать в направ­лении
вращения магнитного поля статора с частотой
n2 > n1, то направление движения ротора относительно поля
статора изме­нится на обратное (по сравнению с двигательным режимом работы пой
машины), так как ротор будет обгонять поле статора. При этом скольжение станет
отрицательным, а ЭДС, наведенная в обмотке ротора, изменит свое направление.
Электромагнитный момент на роторе М также изменит свое направление, т. е. будет
направлен встречно вращающемуся магнитному полю статора и станет тормозящим по
отношению к вращающемуся моменту приводного двигателя М1. В этом
случае механическая мощность приводного двигателя в основной своей части будет
преобразована в электрическую активную мощность Р2 перемен­ного
тока. Особенность работы асинхронного генератора состоит в том, что вращающееся
магнитное поле в нем создается реактивной мощностью
Q
трехфазной сети, в которую включен генератор и да он отдает вырабатываемую
активную мощность Р2. Следовательно,
для работы асинхронного генератора необходим источник переменного тока, при
подключении к которому происходит возбуждение генератора.

Скольжение асинхронной машины в генераторном
режиме может изменяться в диапазоне       – ∞ <
s <
0, т. е. оно может прини­мать любые отрицательные значения.

Наибольшее практическое применение получил
двигательный режим асинхронной машины, т. е. чаще используют асинхронные
двигатели, которые составля­ют основу современного электропривода, выгодно
отличаясь от других электродвигателей простотой конструкции и высокой на­дежностью.

Магнитодвижущая сила обмотки статора созда­ет магнитный поток, который замыкается через эле­менты магнитной
системы машины. Магнитную систему асинхронной машины называют неявнополюсной,
так как она не имеет явно выра­женных магнитных полюсов. Количество магнитных
полюсов в неявнополюсной магнитной системе определяется числом полюсов в
обмотке, возбуждающей магнитное поле, в данном случае в обмотке статора.
Магнитная система маши­ны, состоящая из сердечников статора и ротора, представляет
собой разветвленную симметричную магнитную цепь.

Значение МДС на пару полюсов *позволяет определить
намагничиваю­щий ток (основную гармонику) обмотки статора:

I1μ =                                    (формула
6.3)

Исходным параметром при расчете магнитной
цепи асин­хронного двигателя является максимальная магнитная индукция в
воздушном зазоре Вδ. Величину Вδ  принимают по
рекомендуемым значениям в зависимости от наружного диаметра сердечника статора
D1нар и числа полюсов 2р.

Магнитная индукция Вδ определяет
магнитную нагрузку двигателя: при слишком малом Вδ магнитная система
двигателя недогружена, а поэтому габаритные размеры двигателя получаются
неоправданно большими; если же задаться чрезмерно большим течением Вδ,
то резко возрастут магнитные напряжения на участ­ках магнитной системы,
особенно в зубцовых слоях статора и рот
opa, в результате
возрастет намагничивающий ток статора
I  снизится КПД двигателя.

Расчет магнитной цепи асинхронного
двигателя.
Расчет магнитной цепи электрической машины
состоит в ос­новном в определении магнитных напряжений для всех ее участ­ков.
Магнитное напряжение
Fx для любого участка
магнитной це­пи равно произведению напряженности поля на этом участке Нх
на его длину
lХ.

Участки магнитной цепи различаются
конфигурацией, разме­рами и материалом. Наибольшее магнитное напряжение в
воздуш­ном зазоре δ. Напряженность магнитного поля в воздушном зазоре

Hδ = Bδ/
μ0, где μ0 = 4π/ 10-7  Гн/м. Расчетная длина
зазора
lδ = δkδ
, где
kδ, — коэффициент воздушного зазора,
учитывающий увеличение магнитного сопротивления зазора, вызванное зубчато­стью
поверхностей статора и ротора, ограничивающих воздушный зазор в асинхронном
двигателе (
kδ > 1). Учитывая это, получим вы­ражение
магнитного напряжения воздушного зазора (А):

Fδ
= 0,8 Bδ δ kδ 103.                    (формула
6.4)

где δ — значение
одностороннего воздушного зазора, мм.

Обычно магнитное напряжение двух воздушных
зазоров, вхо­дящих в расчетную часть магнитной цепи асинхронного двигателя,
составляет — 85% от суммарной МДС на пару полю­сов . Из
этого следует, насколько значительно влияние вели­чины воздушного зазора 
δ на свойства двигателя. С увеличением δ МДС  значительно возрастает, что ведет к
увеличению намаг­ничивающего тока статора
I, а, следовательно, ведет к росту потерь и снижению КПД двигателя. И
наоборот, с уменьше­нием
δ  уменьшается , что ведет к росту КПД, т. е. двигатель
становится более экономичным в эксплуатации. Однако при слишком малых зазорах
δ усложняется изготовление двигателя (он становится менее
технологичным), так как требует более высокой точности при обработке деталей и
сборке двигателя. При этом снижается надежность двигателя – возрастает
вероятность возникновения не­равномерности зазора и, как следствие, вероятность
задевания ро­тора о статор.

Пример 6.2. Воздушный зазор трехфазного асинхронного двигателя δ = 0,5 мм, максимальное
значение магнитной индукции Вδ  = 0,9 Тл. Обмотка
статора              четырехполюсная, число последовательно соединенных витков
в обмотке одной фазы ω1 = 130, обмоточный коэффициент
kоб1 = 0,91. Определить значение намагничивающего
тока обмотки статора
I1μ, если коэффициент
воздушного зазора     
kδ = 1,38, а коэффициент
магнитного насыщения
kμ = 1,4.

Решение.

Магнитное напряжение воздушного зазора по (6
.4)

Fδ = 0,8 Вδ
δ kδ • 103 = 0,8 • 0,9 • 0,5 • 1,38 •
103 = 497
A.

Так как коэффициент магнитного насыщения kμ = ном / (2Fδ), то МДС обмотки статора в режиме х.х. на пару полюсов *ном = 2Fδ  kμ =2 • 497 • 1,4 = 1392 А.

Намагничивающий ток статора по (6.3)

I1μ = p *ном
/ (0,9
m1 ω1 kоб1) = 2 • 1392 / (0,9 • 3 • 130 • 0,91) = 8,7 A

Если воздушный зазор данного двигателя
увеличить на 20%, т. е. принять
δ = 0,6 мм (при прочих
неизменных условиях), то намагничивающий ток статора станет равным 
I1μ = 10,4 А, т. е. он возрастет
пропорционально увеличению воз­душного зазора.

Электродвижущие силы, наводимые в обмотке
ротора.
Асинхронный двигатель аналогичен трансформатору,
у которо­го вторичная обмотка (обмотка ротора) вращается. При этом вра­щающийся
магнитный поток сцепляется не только с обмоткой ста­тора, где индуцирует ЭДС
Еи но и с обмоткой вращающегося рото­ра, где индуцирует ЭДС.  В
процессе работы асинхронного двигателя ротор вращается в сто­рону вращения поля
статора с частотой
n2.
Поэтому частота вра­щения поля статора относительно ротора равна разности
частот вращения (
n1n2). Основной магнитный поток Ф, обгоняя
ротор с частотой вращения 
ns = (n1n2), индуцирует в обмотке ротора ЭДС

Е2
= 4,44
f2 Ф ω2 коб2                         (формула
6.5)

где f2— частота ЭДС Е2s в роторе,
Гц; ω2 — число последовательно соединенных витков одной фазы обмотки
ротора;
ko62
обмоточный коэффициент обмотки ротора.

Частота ЭДС (тока) в обмотке вращающегося
ротора пропор­циональна частоте вращения магнитного поля относительно ротора
ns = n1 n2, называемой частотой скольжения:

f2 = pns
/ 60 = p(n1 – n2) / 60,

или

f2 = =  =
f1s       (формула 6.6)

т. е. частота ЭДС (тока) ротора
пропорциональна скольжению. Для асинхронных двигателей общепромышленного
назначения эта частота обычно невелика и при
f1 = 50 Гц не превышает нескольких герц, так при s =
5%  частота
f2 = 50 0,05 = 2,5 Гц.  

E2s =
4,44 f1 s
Ф ω2 kоб2
= E2 s
.         (формула 6.7)

Здесь Е2 –  ЭДС, наведенная в
обмотке ротора при скольжении
s = 1, т. е. при неподвижном
роторе, В.

Уравнения МДС и токов асинхронного
двигателя.
МДС обмоток статора и ротора на один полюс
в режиме на­груженного двигателя

                                            
F1 = 0,45 m1 I1 ω1 kоб1/ P

       F2
= 0,45 m2 I2 ω2 k
об2/
P
            (формула 6.8)

где m2 — число фаз в обмотке
ротора;
ko62
обмоточный коэффи­циент обмотки ротора.

С подключением нагрузки в фазах обмотки
статора появляются токи
IА,
IB, IC.  При этом
трехфазная обмотка ста­тора создает вращаю­щееся магнитное поле. Частота вращения
этого поля равна частоте вра­щения ротора генерато­ра (об/мин):

n1 = f160/p.         
(формула 6.9)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

1.   
Решить задачу №1. В табл. 6.1 приведены данные
следующих параметров трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым
ротором: основной магнитный поток ф, число последовательно соединенных витков
 в обмотке статора,
номинальное скольжение
, ЭДС, индуцируемая в
обмотке ротора при его неподвижном состоянии
, и ЭДС ротора при его
вращении с номинальным скольжением
E2s, частота этой ЭДС f2 при частоте вращения ротора nном. Частота тока в питающей сети 50 Гц. Требуется определить значения
параметров, не указанные в таблице в каждом из вариантов.

Таблица 6.1.

Параметр

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ф, Вб

0,028

0,032

0,048

0,025

0,028

0,028

Kоб1

0,95

0,96

0,96

0,98

0,98

0,96

0,95

0,95

0,98

0,98

1, витков

18

24

16

24

18

36

18

Sном

0,04

0,05

0,04

0,05

2p

4

6

2

4

8

4

8

4

E1ф, В

210

98

110

200

120

100

E2,В

E2s,В

0,13

f2, Гц

2,5

3,2

2,5

nном, об/мин

970

2920

1470

2.   
Решить задачу №2. В табл.6.2. приведены значения
следующих параметров трехфазного асинхронного двигателя: односторонний
воздушный зазор между статором и ротором δ, число полюсов 2Ƥ, число
пазов
, максимальное значение
магнитной индукции в воздушном зазоре
, число витков в одной
катушке обмотки статора
(все катушки фазной обмотки
соединены последовательно), обмот
очный коэффициент обмотки
статора для основной гармоники
, коэффициент магнитного
насыщения
, коэффициент воздушного
зазора
, Необходимо определить
величину намагничивающего тока статора
при заданном воздушном
зазоре.

                                                                                                                                              
Таблица 6.2.

Параметры

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

δ,мм

0,6

0,4

0,8

0,5

0,7

0,3

0,4

0,7

0,5

0,6

2Ƥ

6

4

8

6

6

2

4

6

4

8

Число пазов

24

24

48

36

60

18

36

48

32

54

,Тл

0,9

0,8

0,9

1,0

0,7

0,8

0,8

1,0

0,7

0,9

Число витков

8

7

6

8

5

4

5

5

6

4

0,91

0,95

0,92

0,94

0,96

0,92

0,92

0,94

0,93

0,92

1,37

1,35

1,38

1,40

1,35

1,40

1,34

1,37

1,35

1,38

1,30

1,35

1,36

1,38

1,34

1,37

1,35

1,36

1,34

1,38

       
Решение:

         
Определить величину магнитного напряжения
воздушного зазора.

         
Определить значение МДС обмотки статора на пару
полюсов в режиме холостого хода номинальном подведении напряжении.

         
Определить число последовательно соединенных витков
фазной обмотки статора.

           
Определить величину намагничивающего тока статора.                   

3. Решить задачу №3. Трехфазный
асинхронный двигатель с фазным ро­тором имеет данные, приведенные в табл. 6.3.
максимальное значе­ние магнитной индукции в воздушном зазоре
Вδ,
диаметр расточки статора
D1, длина
сердечника статора
l1,
равная 0,81D1,
число полю­сов в обмотках статора и ротора
2р,
число последовательно соеди­ненных витков в фазных обмотках статора
ω1
и ротора ω2,
обмоточные коэффициенты для основной гармоники статора
коб1
и ротора коб2
принять равными
коб1
=
киб2
= 0,93. Требуется определить фаз­ные значения ЭДС в обмотке статора
Е1
 и в обмотке фазного ротора при неподвижном его состоянии
Е2
и вращающемся со скольжени­ем
s,
частоту тока в неподвижном и вращающемся роторе.
Частота тока в питающей сети
f
= 50 Гц.

Таблица 6.3.

Параметр

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вδ
, Тл

1,5

1,35

1,50

1,40

1,45

1,50

1,38

1,45

1,50

1,38

D1, мм

180

160

228

235

160

300

280

320

360

290

l1, мм

141

130

180

190

130

250

250

270

300

250

2 р

4

4

4

6

4

4

6

4

8

6

ω1

48

18

24

32

48

36

32

36

12

24

ω2

8

4

6

10

16

12

16

18

8

12

s, %

8

12

10

6

5

12

8

10

6

8

Решение:

         
Определить полюсное деление.

         
Определить величину основного магнитного
потока.

         
Определить ЭДС фазной обмотки статора.

         
Определить ЭДС в обмотке неподвижного
ротора.

         
Определить ЭДС во вращающемся роторе при
скольжении
8 %.

         
Определить частоту тока во вращающемся
роторе при скольжении
8
%
.

         
 

4.
Решить задачу №4.
Трехфазный асинхронный двигатель с
короткозамкнутым ротором серии 4А имеет технические данные, приведенные в табл.
6.4. Определить высоту оси вращения
h, число полюсов 2p, скольжение при номинальной нагрузке sном, момент на валу Мном, начальный пусковой Мn и максимальный  момент, потребляемую
двигателем из сети активную мощность
Р1ном,
суммарные потери при номинальной нагрузки ∑Р, номинальный и пусковой токи
I1ном и In в
питающей сети при соединении обмоток статора «звездой» и «треугольником».

 Таблица 6.4.

В

Тип двигателя

Pном,

кВт

n2ном,

об/мин

nном,

%

U1

1

4A100S2У3

4,0

2880

86,5

0,89

7,5

2,0

2,5

220/380

2

4A160S2У3

15,0

2945

88,0

0,91

7,0

1,4

2,2

220/380

3

4A200М2У3

37,0

2945

90,0

0,89

7,5

1,4

2,5

380/660

4

4A112М2У3

5,5

1445

85,5

0,85

7,0

2,0

2,2

220/380

5

4A132М2У3

11,0

1460

87,5

0,87

7,5

2,2

3,0

220/380

6

4A180М2У3

30,0

1470

91,0

0,89

6,5

1,4

2,3

380/660

7

4A200М6У3

22,0

475

90,0

0,90

6,5

1,3

2,4

220/380

8

4A280М6У3

90,0

985

92,5

0,89

5,5

1,4

2,2

380/660

9

4A315М8У3

110

740

93,0

0,85

6,5

1,2

2,3

380/660

10

4A355М10У3

110

590

93,0

0,83

6,0

1,0

1,8

380/660

Решение:

         
В обозначении типоразмера двигателя цифры, стоящие
после обозначения серии  4А, указывают на высоту оси вращения (мм).

         
Следующая далее цифра указывает на число плюсов 2p.

         
Определить синхронную частоту вращения  при частоте переменного
тока 50 Гц.

         
Определить скольжение при номинальной нагрузке  =/.

         
Определить момент на валу двигателя (полезный
момент двигателя) при номинальной нагрузке
 = 9,55/.

         
Определить начальный пусковой момент. =().

         
Определить максимальный (критический)момент
двигателя по его перегрузочной способности.
.

    
Определить номинальный ток в фазной обмотке
статора.

         
Определить потребляемую двигателем из сети активную
мощность в режиме номинальной нагрузки.
.

         
Определить суммарные потери двигателя при номинальной
нагрузке

    
=

         
Определить линейный ток статора: при соединении
обмоток статора «звездой»
=.

         
При соединении обмоток статора «треугольником» .

5.       
Решить задачу №5. Трехфазный асинхронный
двигатель с фазным ро­тором имеет эффективное число витков в фазных обмотках
статора
 и ротора , ЭДС фазной обмотки статора
= 0,95, ЭДС фазной обмотки
неподвижного ротора 
, а вращающегося со
скольжением
s, равно . Используя приведенные в
табл. 6.5. значения параметров, определить неуказанные значения, если
напряжение питания двигателя
= 220/380 B.

Таблица 6.5. 

Параметр

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

24

32

36

24

48

12

18

12

18

16

, B

, B

93

105

104

98

110

, B

5,58

6,5

5,25

5,8

4,0

5,8

4,6

s

0,05

0,04

0,07

0,05

0,03

0,05

0,04

6.     
Оформить отчет по практической работе.

7.     
Ответить на контрольные вопросы.

8.     
Сделать вывод о проделанной работе.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ:

1.     
Что такое скольжение асинхронной машины?

2.       
Какие режимы работы синхронной машины
существуют?

3.       
Каков диапазон изменения скольжения
асинхронной машины в различных режимах ее работы?

4.       
Что такое номинальное скольжение?

5.       
С какой целью обмотку статора асинхронного
генератора подключают к сети трехфазного тока?

6.       
Какова цель расчета магнитной цепи
асинхронной машины?

7.       
Как влияет выбор значения магнитной индукции
в воздушном зазоре на свойства асинхронного двигателя?

8.       
В чем сходство трансформатора и асинхронного
двигателя?

Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий

IV. РАСЧЕТЫ ОБМОТОК АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ РЕМОНТЕ

27. ВЫБОР И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ВЕЛИЧИН

Фазное напряжение Uф трехфазной обмотки электрической машины зависит как от номинального напряжения на зажимах, так и от соединения фаз обмотки (табл. 36).

Таблица 36. Напряжение фаз трехфазной обмотки

Номинальное напряжение двигателя U, в

Uф, В, при соединении фаз
∆/Y Y
127/220 127
220/380 220
380/660 380
127 127 74
220 220 127
380 380 220
500 500 289
660 660 380

Номинальное напряжение, род тока, частота и число фаз, соединение фаз, номинальная мощность, номинальный ток и другие данные наносят на табличку, которую укрепляют при выпуске машины с завода-изготовителя на видном месте ее корпуса.

В трехфазных машинах при соединении фаз ∆/Y указывают через дробь два значения тока: в числителе дроби приводят ток, который протекает в проводах сети при соединении фаз треугольником, в знаменателе — при соединении фаз звездой. Ток в проводах сети при соединении фаз звездой является фазным током. Например, при номинальном токе Iн=28,6/16,5 А фазный ток Iф= 16,5 А. Если фазы соединены треугольником, то фазный ток в 1,73 раза меньше номинального: Iф = 0,58Iн.

Таблица 37. Шаги двухслойных обмоток статора в асинхронных двигателях

у

при числе пазов статора z1

24 36 45 48 54 60 72 75
2 8,9 10—13 15—17
4 7 9,10 12,13
6 5 6,7 7,8 9,10
8 4 5 6 6,7 7
10 5 6,7

Примечание. Двухслойные обмотки применяют в трехфазных двигателях единых серий при наружном диаметре статора > 200—250 мм, при меньших диаметрах обычно используют однослойные обмотки.

Шаг обмотки (табл. 37) в двухслойных обмотках асинхронных двигателей берут укороченным

где β — укорочение шага, Z

1— число пазов статора,

— число полюсов.

Для многополюсных обмоток обычно р=0,83, для двухполюсных β=0,61—0,75 (в отдельных случаях уменьшают до 0,56, чтобы облегчить укладку и уменьшить вылет лобовой части обмотки).

Полюсное деление (см) — часть длины окружности расточки статора, приходящейся на один полюс, находят по формуле

где Di

— внутренний диаметр статора, см.

Полная глубина паза hп определяется измерением расстояния от внутренней поверхности статора (или наружной поверхности ротора) до дна паза.

Число параллельных ветвей а

и число элементарных (параллельных) проводников nэл обмотки статора асинхронного двигателя зависит от его мощности и напряжения. Для предварительного выбора этих чисел можно использовать их зависимость от наружного диаметра Da статора (табл. 38).

Таблица 38. Значения а

и nэл в сериях асинхронных двигателей

Примечания: 1. Большие значения а

и nэл выбирают при меньшем напряжении и большей длине сердечника.

2 Окончательно значения а

и nэл уточняются после выбора диаметра провода и проверки размещения обмотки в пазу.

Обмоточный коэффициент kw

трехфазных однослойных обмоток зависит от числа пазов на полюс и фазу
q
(табл. 39), двухслойных — также и от шага
у
(табл. 40).

Большое влияние на степень повреждаемости обмотки при укладке имеет так называемый коэффициент заполнения изолированными проводниками свободной площади паза, определяемый формулой

где D

— диаметр проводника с изоляцией, мм;
F’
— площадь сечения паза в свету за вычетом пазовой изоляции и клина, мм2.

Таблица 39. Обмоточные коэффициенты трехфазных однослойных шестизонных обмоток со сплошной фазной зоной

q kw q kw
1 1,000 4 0,958
1,5 0,960 4,5 0,955
2 0,966 5 0,957
2,5 0,957 6 0,957
3 0,960 8 0,956
3,5 0,956

Таблица 40. Обмоточные коэффициенты трехфазной двухслойной шестизонной обмотки

Продолжение табл. 40

Степень повреждаемости изоляции зависит не только от величины коэффициента f

п
,
но также от типа изоляции паза, марки и размеров провода, длины сердечника и других факторов. Оптимальные значения этого коэффициента (табл. 41) обеспечивают хорошую производительность и сохранение изоляции при укладке обмотки.

Таблица 41. Оптимальные значения коэффициента f

пдля всыпных обмоток из медного провода

Для ускорения расчетов при ремонте обмоток и предварительном выборе диаметра провода часто используют более удобный в этих случаях коэффициент заполнения, определяемый как отношение площади изолированных проводников к площади паза,

Этот коэффициент упрощает расчет, так как при его применении площадь паза определяется без учета изоляции. Величина его (табл. 42) зависит от формы паза и типа обмотки.

Таблица 42. Величина коэффициента k

n

Диаметр провода без изоляции d

зависит от размеров машины (табл. 43). Диаметр изолированного провода должен быть меньше

Таблица 43. Диаметры проводов всыпных обмоток в сериях асинхронных двигателей

Da, см До 15 15-25 25-35 35-50
d,

мм

0,49—1,25 0,67—1,56 1,0-1,62 1,16—1,95

ширины шлица (прорези) паза на 1,0—1,5 мм. При выборе диаметра провода следует отдавать предпочтение, если есть возможность, тем размерам, которые рекомендованы стандартами для новых разработок (см. табл. 25).

Полное число проводников в пазу определяется по формуле

С достаточной для практических расчетов точностью площадь трапецеидального паза (рис. 77, а) можно определить по рис. 78—80. Площади пазов (рис. 77, а, б)

можно считать одинаковыми, так как они отличаются только местом под клин.

При пересчетах обмоток в тех случаях, когда известны данные старой обмотки (число проводников в пазу n, диаметр d и марка провода) для проверки размещения новой обмотки в пазу используют соотношение

Рис. 77. Формы пазов (а,
б, в, г)
статора для всыпных обмоток

Рис. 78. Площади паза Fa

при высоте паза до 14 мм

При сравнении заполнения паза старой и новой обмоткой надо учитывать изменение числа слоев. Когда двухслойная обмотка заменяется однослойной, коэффициент заполнения может быть увеличен; при замене однослойной обмотки двухслойной — уменьшен (см. табл. 42).

Рис. 79. Площади паза F

a при высоте паза от 14 до 22 мм

Таблица 44. Квадраты чисел

Целая часть и десятые доли числа Квадрат числа при сотых долях
0,00 0,01 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09
0,2 0,0400 0,0441 0,0484 0,0529 0,0576 0,0625 0,0676 0,0729 0,0784 0,0841
0,3 0,0900 0,0961 0,1024 0,1089 0,1156 0,1225 0,1296 0,1369 0,1444 0,1521
0,4 0,1600 0,1680 0,1760 0,1850 0,1940 0,2020 0,2120 0,2210 0,2300 0,2400
0,5 0,2500 0,2600 0,2700 0,2810 0,2920 0,3020 0,3140 0,3250 0,3360 0,3480
0,6 0,3600 0,3720 0,3840 0,3970 0,4100 0,4220 0,4360 0,4490 0,4620 0,4760
0,7 0,4900 0,5040 0,5180 0,5330 0,5480 0,5620 0,5780 0,5930 0,6080 0,6240
0,8 0,6400 0,6560 0,6720 0,6890 0,7060 0,7220 0,7400 0,7570 0,7740 0,7920
0,9 0,8100 0,8280 0,8460 0,8650 0,8840 0,9020 0,9220 0,9410 0,9600 0,9800
1,0 1,0000 1,0200 1,0400 1,0600 1,0800 1,1000 1,1200 1,1400 1,1700 1,1900
1,1 1,2100 1,2300 1,2500 1,2800 1,3000 1,3200 1,3500 1,3700 1,3900 1,4200
1,2 1,4400 1,4600 1,4900 1,5100 1,5400 1,5600 1,5900 1,6100 1,6400 1,6600
1,3 1,6900 1,7200 1,7400 1,7700 1,8000 1,8200 1,8500 1,8800 1,9000 1,9300
1,4 1,9600 1,9900 2,0200 2,0400 2,0700 2,1000 2,1300 2,1600 2,1900 2,2200
1,5 2,2500 2,2800 2,3100 2,3400 2,3700 2,4000 2,4300 2,4600 2,5000 2,5300
1,6 2,5600 2,5900 2,6200 2,6600 2,6900 2,7200 2,7600 2,7900 2,8200 2,8600
1,7 2,8900 2,9200 2,9600 2,9900 3,0300 3,0600 3,1000 3,1300 3,1700 3,2000
1,8 3,2400 3,2800 3,3100 3,3500 3,3900 3,4200 3,4600 3,9700 3,5300 3,5700
1,9 3,6100 3,6500 3,6900 3,7200 3,7600 3,8000 3,8400 3,8800 3,9200 3,9600
2,0 4,0000 4,0400 4,0800 4,1200 4,1600 4,2000 4,2400 4,2800 4,3300 4,3700
2,1 4,4100 4,4500 4,4900 4,5400 4,5800 4,6200 4,6700 4,7100 4,7500 4,8000
2,2 4,8400 4,8800 4,9200 4,9700 5,0200 5,0600 5,1100 5,1500 5,2000 5,2400
2,3 5,2900 5,3400 5,3800 5,4300 5,4800 5,5200 5,5700 5,6200 5,6600 5,7100
2,4 5,7600 5,8100 5,8600 5,9000 5,9500 6,0000 5,0500 6,1000 6,1500 6,2000
2,5 6,2500 6,3000 6,3500 6,4000 6,4500 6,5000 6,5500 6,6000 6,6600 6,7100
2,6 6,7600 6,8100 6,8600 6,9100 6,9700 7,0200 7,0800 7,1300 7,1800 7,2400
2,7 7,2900 7,3400 7,4000 7,4500 7,5100 7,5600 7,6100 7,6700 7,7300 7,7800

Для грушевидного паза (см. табл. 42) при мощности 4,5 кВт значения коэффициентов заполнения 0,46 для однослойной обмотки и 0,40 для двухслойной.

Рис. 80. Площади паза F

a при высоте паза свыше 22 мм

Вносим коррективы в результат вычисления заполнения паза новой обмоткой:

Обмотка в пазу размещается.

Содержание Главная (библиотека) Предыдущий § Следущий

Расчет параметров 3-х фазного АД с КЗ ротором

Пример. 3-х фазный АД с КЗ ротором типа АИР180М4 получает питание от 3-х фазной сети с линейным напряжением U1 = 380 В, частотой 50 Гц. Данные номинального режима двигателя: мощность на валу Р2НОМ = 30 кВт; синхронная частота вращения n1 = 1500 об/мин; номинальное скольжение sНОМ = 2,0 %; коэффициент мощности cosϕНОМ = 0,87; коэффициент полезного действия ηНОМ = 92 %; кратности критического кM = 2,7; пускового моментов кП = 1,7; кратность пускового тока iП = 7; соединение обмоток статора — звезда.

Найти: число пар плюсов; номинальную частоту вращения ротора; номинальное фазное напряжение; номинальный фазный ток обмотки статора; номинальный момент на валу; критическое скольжение и момент двигателя; пусковой момент при номинальном напряжении и снижении его значения на 20%; пусковой ток; емкость конденсаторов для увеличения коэффициента мощности до 1 и начертить электрическую схему двигателя с включением конденсаторов.

Решение:

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором — это

Определяем число пар полюсов обмотки статора:

Вычисляем номинальная частота вращения ротора: об/мин.

Находим номинальное фазное напряжение: При соединении в «звезду» В.

Рассчитываем номинальный фазный ток обмотки статора: А.

Определяем номинальный момент на валу: Н⋅м.

Вычисляем критическое скольжение:

Находим критический момент: Н⋅м.

Рассчитываем пусковой момент при номинальном напряжении: Н⋅м, при пониженном напряжении: Н⋅м,

Определяем пусковой ток: А.

Вычисляем емкость конденсаторов, для повышения коэффициента мощности до 1.

Формула емкости компенсирующих конденсаторов, соединенных по схеме «звезда», имеет вид: Ф.

Формула емкости компенсирующих конденсаторов, соединенных по схеме «треугольник», имеет вид: Ф,

где f — частота питающей электросети, Гц; QK — реактивная мощность, вар; PHOM — активная мощность, Вт; U1 — линейное напряжение, В; ϕ1 и ϕ2 — соответственно углы сдвига фаз между напряжением и током до включения и после включения конденсаторной батареи, град. град; град.

Тогда, емкость конденсаторов, при соединении «в звезду» будет равна: Ф или 1124,89 мкФ.

При соединении в «треугольник», емкость конденсаторов будет в три раза меньше, чем при соединении «в звезду» и равняется: Ф или 374,96 мкФ.

В схеме соединения конденсаторов в «треугольник» емкость батареи получатся в три раза меньше, зато напряжение на конденсаторах в больше, если сравнивать со схемой соединения конденсаторов в «звезду».

Чертим схему включения конденсаторов для повышения коэффициента мощности электросети с асинхронным двигателем.

Схема включения конденсаторов для повышения коэффициента мощности электросети с асинхронным двигателем

Подробно о реактивной мощности читайте здесь.

Поделитесь с друзьями:

Логи

Я долго бился над тем, как записывать происходящее внтри микроконтроллера, ведь памяти у него совсем немного. В итоге я обнаружил, что родной SPI интерфейс очень быстрый, и в итоге вся отладочная информация передаётся микроконтроллером по интерфейсу SPI, для её записи был применён широкодоступный ($10 на дилэкстриме, $6 на алиэкспрессе) китайский клон логического анализатора Saelae Pro 8 Logic. После совсем нетрудных манипуляций по перепрошивке VID/PID, он может быть использован с родным софтом от Saelae. Я пользуюсь sigrok (pulseview). У него исключительно простой формат лог-файлов, которые я просто читаю своей самописной программкой в пятьдесят строк. Я купил этот анализатор по совету gbg, который мне дистанционно чинил мой спектрум (спасибо тебе огромное!), и считаю это самым выгодным вложением денег за последние два года.
Например, я подал синусоидальный сигнал (в ШИМ) на выход контроллера, и логический анализатор его прекрасно видит:

Всё это было соединено вместе, фотография дана в заголовке поста.

Практически все статьи, что я размещаю здесь, являются моим рабочим дневником. Я чему-то учусь (в данном случае теории управления) и старательно записываю то, что узнал. Лучший способ записать — это написать объяснение того, как это всё работает. Затем статьи выкладываю на разных площадках, например тут.

Целей при написании текста у меня две:

а) получить обратную связь от людей, которые знают больше меня.

Например, практически всё, что я узнал для данных двух статей, мне рассказал уважаемый Arastas, прошу любить и жаловать: человек, который тратит личное время на обучение таких оболтусов, как я.

Опять же, gbg, который написал мне линейную алгебру для моих лекций по компьютерной графике, а потом за много тысяч километров по телефону дебажил мне электронику.

б) просто записать:

таким образом я получаю библиотеку личного опыта, к которой периодически возвращаюсь.
Кстати, тематические медиа, какой процент авторов соглашаются на ваши условия программы поддержки?

Преобразование Фурье

Первое, что нужно понять, читая мои тексты: я считаю, что функция и вектор — это одно и то же. Все разговоры про бесконечности на меня навевают скуку и заслоняют суть происходящего. Обобщённые функции и тому подобное — это способ рассмотреть патологические случаи используя тот же самый язык, что и случаи, где никаких патологий нет. Вот только патологии меня не интересуют.
На эту тему хорошо высказался Валерий Иванович Опойцев (Босс):

В любой области полезно оказаться в подходящей среде устного общения, где осыпается книжная шелуха. Там иногда ничего не меняется по сути, зато возникает чувство попадания в колею и освобождения от догм. Для науки, которая всегда в маске, это особенно важно. Суть за кадром, перед глазами — кружева. И вечно чего-то не хватает. То простоты, то сложности, да точно и не определишь — чего. Что-то куда-то шагает, ты — на обочине, а время уходит в песок, не говоря о жизни.
Далее предпринимается попытка сдвинуть ситуацию с места, моделируя письменную среду, где «спадают покровы». Внешняя канва содержания более-менее неясна из оглавления, но главная цель — та, что за кадром. Снять вуаль, грим, убрать декорации. Переупростить, даже приврать слегка, ибо дозирование правды — краеугольный камень объяснения. Результаты, перегруженные деталями, не пролезают куда надо. Озарение случается, когда пухнущая голова проваливается на уровень «дважды два», в то время как счет идет на миллионы. Такая уж тут диалектика.

Если у нас есть вектор (7,12,18,-2), то его можно рассматривать как набор коэффициентов во взвешенной сумме. 7*(1,0,0,0) + 12*(0,1,0,0) + 18*(0,0,1,0) + (-2)*(0,0,0,1). Ровно так же можно считать этот вектор значениями функции в точках 0, 1, 2, 3, ведь наши векторы (0,1,0,0) и ему подобные можно рассматривать как сдвиг единичного импульса: Если постоянно увеличивать количество векторов (сдвинутых единичных импуьсов) в базисе, то получим обычные функции.
К сожалению, с таким базисом бывает довольно неудобно работать. Давайте рассмотрим следующую функцию в качестве примера:

Мы уже беседовали о том, что такое преобразование Фурье. Если кратко, то это смена базиса.

В нашем случае преобразование Фурье — это функция из вещественных чисел в комплексные:

Аргумент функции (вещественное число) — это просто номер базисной функции или вектора (на самом деле, пары базисных функций), а её значение — это соответствующая (пара) координат в для этих двух векторов в базисе. Базис Фурье — это синусы и косинусы различных частот. Частота и является номером базисной функции.

Для нашей конкретной функции f(t), которая уже являетя взвешенной суммой синуса и косинуса, очень легко посчитать её разложение в базис Фурье:

То есть, наша функция f(t) имеет нулевые координаты для всех векторов базиса, кроме векторов номер 11 и 41.

Чем полезен базис Фурье? Например тем, что операция дифференцирования линейно преобразует этот базис. Допустим, мы хотим посчитать преобразование Фурье от производной f'(t). Как это сделать? Как вариант, в лоб: сначала посчитать производную, а затем посчитать преобразование Фурье:

Очевидно, что при дифференцировании sin(x) он станет sin(x+90°), то есть крайне легко найти соответствие разложение в базис Фурье исходной функции и её производной: Умножение на
i
— это просто поворот комплексной плоскости, который соответствует +90° в аргументе нашей функции. То есть, операция дифференцирования, которую сложно делать в базисе единичных импульсов, в базисе Фурье — это просто масштабирование и поворот на 90 градусов. Красиво, правда?

Преобразование Лапласа

Примерно та же самая история происходит и с преобразованием Лапласа. К сожалению, в отличие от базиса Фурье, базис Лапласа неортогонален, поэтому для интуитивного понимания чуточку более сложен. Ну да не суть. Лаплас пошёл немного дальше. Если у Фурье в базисе были только синусоиды, то у Лапласа в базисе синусоиды с экспоненциальным затуханием. Откуда он их взял? Это крайне, крайне полезно при решении линейных дифференциальных уравнений. Давайте подумаем, какая функция преобразуется сама в себя при дифференцировании? Экспонента. А при дифференцировании два раза? Синус. А их комбинации дают все возможные функции, которые могут появиться при решении (линейных) диффуров, что и использовал маркиз дё Лаплас.
Не будем вдаваться в подробности того, как выводятся эти свойства (лучше рассмотрите внимательно свойства базиса Фурье, он проще), давайте просто отметим следующие факты:

1. Преобразование Лапласа линейно:

2. Преобразование Лапласа производной — это аффинное действие над преобразованием самой функции: 3. Итак, если у нас есть двигатель постоянного тока, то протекающий ток I(t) и напряжение на клеммах U(t) связаны следующим дифференциальным уравнением, где w(t) — это скорость вращения вала двигателя: Здесь L — это индуктивность, а R — сопротивление, которые мы и ищем. Я не буду повторять, откуда вылезает этот диффур, так как уже подробно и на пальцах его расписывал (см. «уравнения Максвелла на пальцах»).

Поскольку наша задача найти L и R, давайте жёстко зафиксируем вал двигателя, таким образом заставив w(t) быть нулевой:

Здесь синие кривые — это входное напряжение, котороя я контролирую, а зелёные — это измерения силы тока, полученные при помощи ACS714.

Мой микроконтроллерный код, который генерирует 11 экспериментов с меандром и синусоидами различных амплитуд и частот, можно посмотреть здесь.

Давайте решим наше дифференциальное уравнение для обоих типов сигнала напряжения, получим параметрический выходной сигнал силы тока, и подберём параметры, чтобы теоретическая кривая как можно лучше аппроксимировала реальные измерения.

Добавить комментарий