Как найти скорость электронов в пучке

…за его работы по изучению элементарного электрического заряда и фотоэлектрических явлений…

(Из решения о присуждении Нобелевской премии по физике за 1923 г. Р. А. Милликену)

…за его открытия в физической науке.

(Из решения о присуждении медали Копли, высшей награды Королевского Общества[101], Дж. Дж. Томсону)

Исследование атомных частиц

Мы знаем, что электроны, испаряющиеся из раскаленной спиральки, несут отрицательный заряд; но как измерить заряды отдельных электронов и их массы и показать, что все они одинаковы? Как измерить их скорость при вылете из электронной пушки? И потом говорят, что электроны, оторванные от молекул разреженного газа в электрической разрядной трубке, — это те самые универсальные частицы, из которых состоит материя. Как доказать, что они именно таковы? Как можно показать, что они гораздо меньше, чем атомы? Как проникнуть в атомную структуру, исследуя положительные ионы — то, что осталось от атомов в разрядной трубке? Как регистрировать ядерные снаряды (альфа- и бета-частицы), которыми стреляют радиоактивные атомы?

Электроны, ионы, ядра… Это некоторые из крошечных частиц, изучаемых современной физикой; мы описываем их индивидуальные особенности, определяя их заряд, массу, скорость… Их нужно ловить на лету. Остановившись, они затеряются среди атомов стенок приборов, проводов и т. д.[102] Поэтому нужную информацию мы добываем, отклоняя их от первоначального направления с помощью полей — точно так же, как можно оценить скорость мячика по тому, как влияет на его полет поле тяготения. Гравитационные поля слишком слабы для изучения атомных частиц. Конечно, все эти частицы, когда летят, подвергаются действию силы тяжести, но при любом разумно выбранном напряжении электронной пушки они движутся слишком быстро, для того чтобы их падение можно было заметить на тех расстояниях, которые им обычно приходится пролетать. (Альфа-частица, испущенная радием, пролетев километр, сдвинулась бы под действием тяготения за это время на несколько миллионных долей сантиметра, а электроны в телевизионной трубке на таком же пути — на десятимиллионную долю сантиметра, если бы у нас была трубка в километр длиной.) Поэтому мы заставляем действовать на электрический заряд, который несут эти частицы, электрическое и магнитное поля.

В этой главе мы покажем, что можно сделать с помощью электрических полей, а в следующей главе вернемся к магнитным полям и увидим, как, объединяя действия полей обоих типов, определить скорость частицы и ее существенную опознавательную характеристику; отношение заряда к массе, e/m.

Поля и пучки

Электрическое поле к электронам мы уже прикладывали. В трубке осциллографа напряжение в электронной пушке создает поле, направленное вдоль пучка электронов, чтобы разогнать их, а отклоняющие поля качают пучок вверх-вниз и из стороны в сторону. В разрядной трубке электрическое поле, направленное вдоль нее, ведет положительные ионы в одну сторону, а электроны и отрицательные ионы — в противоположную, создавая толчею возбужденных атомов, которые испускают свет, когда их электроны возвращаются в состояния с наименьшей энергией.

Фиг. 3. Пучок частиц несет отрицательный заряд.

Пучок из электронной пушки

Пучок частиц, испускаемых горячим катодом и ускоряемых напряжением электронной пушки, несет отрицательный заряд. В этом можно убедиться, включив последовательно с вакуумным диодом миллиамперметр или поймав пучок в маленькую металлическую чашечку, соединенную с электроскопом. Чтобы показать, что все «снаряды» в этом пучке одинаковы и что они суть электроны, мы должны провести измерения, используя отклоняющие поля. В задачах к настоящей главе предлагаются данные, типичные для реальных экспериментов. Чтобы понять, как можно исследовать электроны, решите эти задачи.

Задача 3. Прямое измерение скорости электрона

В задаче демонстрируется метод, который был использован для измерения скорости электронов в пучке, вылетающем из электронной пушки. Мы применяем колебательный контур для создания отклоняющего электрического поля, действующего на пучок[103]. Имея такой контур, можно попеременно подавать на пару металлических пластин положительные и отрицательные заряды с частотой, скажем, 10 000 000 раз в секунду. Тогда и электрическое поле в пространстве между пластинами будет менять свое направление — вверх, вниз, снова вверх, снова вниз, с той же частотой: тоже 10 000 000 раз каждую секунду.

Располагая современными насосами, легко получить в длинной трубке такой хороший вакуум, что электрон проделает весь свой путь без столкновений. На фиг. 4 показана такая трубка с электронной пушкой у одного конца. Поток электронов, испущенных раскаленным катодом С и ускоренных напряжением пушки (которое составляет, скажем, 1600 в в промежутке между точками С и М), выходит через небольшое отверстие А в диафрагме пушки М и продолжает лететь вдоль трубки, больше не меняя скорости. Пара горизонтальных пластин Р1 и Р2 помещается за отверстием А, так что пучок электронов проходит через вертикально направленное электрическое поле между пластинами. Как раз за пластинами расположена перегородка с отверстием В. Если переменное электрическое поле, описанное выше, приложено к области между Р1 и Р2, оно будет раскачивать электронный пучок вверх и вниз, так что электроны будут проникать через отверстие В маленькими порциями, один раз по пути вверх, другой раз по пути вниз (ДВАЖДЫ ЗА ЦИКЛ), как струя из пожарного шланга, если ею водить по забору с дыркой. Эти порции будут лететь вдоль трубки с постоянной скоростью и. На этом пути они пролетают между другой парой пластин Р3 и Р4, к которым прикладывается то же самое переменное электрическое поле, синхронное с полем между пластинами Р1 и Р2. Вслед за этой парой пластин стоит вторая диафрагма с отверстием D. За этим отверстием расположен коллектор Е, собирающий электроны и соединенный с усилителем и счетчиком, который регистрирует электронные сгустки, достигающие Е. Отверстия А, В и D располагаются на одной прямой между С и Е.

Фиг. 4. К задаче 3. Измерение скорости электронов.

ДАННЫЕ. Отверстия В и D расположены на расстоянии 1,20 м друг от друга. Из независимых измерений известно, что колебательный контур, соединенный с обеими парами пластин, имеет частоту 10 000 000 колебаний в секунду. Если напряжение между катодом электронной пушки С и ее диафрагмой равно 1600 в, то, как это обнаружено в эксперименте, действительно имевшем место, через отверстие D на коллектор попадает много электронов. Если напряжение пушки составляет 1500 или 1700 в, то электронов мало. Заметьте, что путь, проходимый электронами в отклоняющем поле пластин, очень короток, так что электроны пролетают через поле быстро — за малую долю периода колебательного контура.

а) Укажите причину, по которой электроны не долетают до Е, если только пушка не заставляет их двигаться со строго определенной скоростью (т. е. со скоростью, соответствующей напряжению 1600 в, а не 1500 или 1700 в).

б) Оцените на основании вышеприведенных данных скорость электронов. (Сделайте простейшие предположения из всех возможных. Они приведут к тому, что ваша оценка даст максимальную скорость.)

в) Объясните, почему и некоторые другие скорости могут согласоваться с описанными наблюдаемыми фактами.

г) Рассчитайте одну или несколько таких скоростей.

д) Как бы вы попробовали выяснить (перестраивая аппаратуру), какой выбор решения, б) или г), правилен? (Эта задача требует как здравого смысла, так и тщательных размышлений.)

Фиг. 5. Напряжение, подаваемое генератором, описанным в условии задачи 3.

Задача 4. Как оценить отношение заряда к массе по напряжению на электронной пушке и скорости электрона

Поток электронов выбрасывается из электронной пушки, расположенной в конце длинной трубки. Пусть скорость их измерена (см. предыдущую задачу) и равна v. Батарея дает напряжение V между точками С и М, которое разгоняет электроны от первоначального состояния покоя до конечной скорости и, с которой они и вылетают из пушки. Каждый электрон, несущий заряд в е кулонов, проходит разность потенциалов V в, приложенную к пушке, набирая кинетическую энергию. Если вакуум хороший, то вся энергия, которую батарея передает электрону с помощью электрического поля пушки, переходит в его кинетическую энергию. Эксперименты показывают, что: если напряжение, приложенное к пушке, составляет 100 в, то электроны вылетают со скоростью и, которая в результате измерения оказалась равной 6 000 000 м/сек

(ЭТО НЕ ОПЕЧАТКА).

Используйте эти данные для оценки массы одного электрона по следующему рецепту:

а) Обозначьте массу электрона в кг через т. Запишите кинетическую энергию, с которой он движется вдоль трубки, выразив ее через m. (Запишите и единицы измерения.)

б) Обозначьте заряд в кулонах через е. Какую энергию он приобрел, пройдя через 100-вольтовую разность потенциалов электронной пушки? Выразите ее через е. (Опять не забудьте про единицы.)

в) Проследите, чтобы ответы на пункты а) и б) были выражены в одних и тех же единицах. Запишите уравнение, отражающее тот факт, что энергия, переданная электрону 100-вольтовой батареей, как раз и есть его кинетическая энергия. Решите его и найдите отношение заряда к массе для электрона, т. е. е/m.

г) В другом, совершенно особом опыте Милликен обнаружил, что заряд электрона е равен —1,6∙10-19 кулон. Если так, то чему равно значение массы электрона в кг?

Все электроны одинаковы

Прямое измерение и неудобно, за исключением случая достаточно медленных электронов; но кто бы ни делал измерения, описанные в задачах 3 и 4, из сопоставления их результатов всегда получалось одно и то же значение е/m, какую бы скорость электронов ни брали, какое бы напряжение ни прикладывали к электронной пушке. Из какого материала ни сделай пушку, значение е/m все равно получается одним и тем же: все электроны имеют одинаковое отношение заряда к массе. Этот вывод о том, что электроны едины, универсальны, был получен в результате исследований, выполненных в начале нашего столетия. Однородных пучков, создаваемых пушками с известным напряжением, тогда не было, и приходилось выполнять более сложные измерения, используя электрическое поле, чтобы отклонять электроны, а затем еще магнитное поле. С тех пор отклонения пучков в разных направлениях электрическими и магнитными полями постоянно используются в фундаментальных экспериментах атомной физики. В задаче 5 показано, как можно использовать поперечное электрическое поле.

Можно сопоставить отношение е/m с результатами других опытов, чтобы получить очень важную информацию об атомах; но и сами по себе измерения е/m позволяют высказать два утверждения огромного значения:

1) Отношение е/m имеет одну и ту же величину для всех электронов, от самых медленных до довольно быстрых, из какого бы источника они ни вылетали. Их можно испарять из раскаленной нити, выбивать из атомов металла светом (как в фотоэлементе), срывать с атомов рентгеновскими лучами, радиоактивные атомы могут выстреливать их в виде бета-частиц — результат будет тот же самый, что и при первоначальном способе выбивания их из атомов при соударениях в разрядной трубке. Это означает, что электроны все одинаковы, что электрон — универсальная составная часть материи.

2) Если производить опыты с очень быстрыми электронами, величина е/m оказывается меньше стандартной. Это означает, что если заряд е остается постоянным, то масса при высоких скоростях становится больше — в полном согласии с теорией относительности.

Задача 5. Отклонение пучка электронов электрическим полем

Одним из первых экспериментальных способов исследования катодных лучей была посылка пучка через электрическое поле (см. выше вводную задачу 2). Отношение заряда к массе для частиц в пучке можно определить также, измеряя вместо напряжения на трубке отклонение пучка».

Задача покажет вам, как рассчитать е/m по результатам таких измерений. Предположим, что пучок электронов вылетает из пушки со скоростью 2,4∙107 м/сек, т. е. 24 000 000 м в секунду (как определить эту скорость, сказано в задаче 3). Этот пучок пропускается через протяженную область, поперек которой приложено электрическое поле (фиг. 6). В конце своего пути пучок попадает на флуоресцирующий экран, так и не успев выйти за пределы области, пронизанной полем.

Фиг. 6.

Приводимые ниже данные вполне могут быть получены в реальном опыте. Представьте себе, что так оно и есть, что попытка измерить отношение е/m для электрона предпринята, и рассчитайте е/m (в кулонах на килограмм).

Скорость частиц в пучке (см. задачу 3)… 2,4∙107 м/сек.

Отклонение пучка в приложенном поле… 0,015 м вниз по вертикали.

Расстояние между пластинами, создающими поле… 0,050 м.

Длина области, в которой действует… поле 0,20 м.

Разность потенциалов между пластинами… 120 в.

(Обратите внимание, что напряжение на пушке не задается, поскольку знать его не нужно.)

Рассчитайте:

а) Напряженность электрического поля между пластинами, т. е. силу, в ньютонах, действующую на один кулон.

б) Силу, действующую со стороны поля на заряд е, т. е. на один электрон.

в) Ускорение электрона. Обозначьте его массу в килограммах через m.

г) Время, которое потребуется электрону, чтобы пересечь область 0,20 м, где имеется поле. (Примечание, 0,20 м — длина области по горизонтали, и скорость, названная выше, — тоже горизонтальная. Влияет ли как-нибудь вертикальная скорость, приобретаемая электронами? Относительно независимости движений проконсультируйтесь у Галилея.)

д) Затем рассчитайте расстояние s, которое электрон проходит по вертикали под действием поля. Для этого заметьте, что электрон попадает в поле с нулевой скоростью по вертикали и движется с ускорением, рассчитанным в пункте в), в течение времени, рассчитанного в пункте г). (В результате должна получиться формула для s, в которую войдут величины 0,20 м, заряд е, масса m и т. д.)

е) Отношение е/m. Как сказано выше, результаты измерения дают расстояние, равное 0,015 м. Напишите уравнение, показывающее, что отклонение, рассчитанное в пункте д), в самом деле 0,015 м. Решите это уравнение для е/m.

В этой задаче вам заранее была известна скорость, которая могла быть измерена методом приложения переменного электрического поля, изложенным в задаче 3. Пока вы ее не знаете, она входит в тот набор неизвестных, которые в виде комбинации e/mv2 можно рассчитать по отклонению в электрическом поле. В большинстве опытов с катодными лучами скорость неизвестна, пока не выполнены измерения с отклоняющим магнитным полем.

Задача 6. Сравнение атомов с электронами

Разговор сейчас пойдет об ионах, которые позволяют растворам проводить электрический ток. Химические данные давно указывали на то, что переносчики электричества — это отдельные атомы, а иногда группы атомов, несущих заряды, причем заряды одинаковые. Каждый равнялся крошечной универсальной «атомной единице» электричества (которая была названа «электроном» задолго до того, как были открыты настоящие электроны). В некоторых случаях заряды равнялись 2 или 3 таким единицам, В начале нынешнего столетия при изучении диффузии ионов были получены опытные данные, указывающие на то, что основная единица заряда ионов химических соединений по величине совпадает с зарядом, который несут летящие электроны и который был измерен Дж. Дж. Томсоном. Итак, определяя отношение заряда к массе У продуктов электролиза, мы выполняем измерения, которые, вероятно, с сохранением тех же самых пропорций можно было бы выполнить и над отдельными атомами. Сравнивая это отношение заряда к массе с тем, которое получено для электронов в пучке электронной пушки, мы можем, следовательно, сравнить атомы с электронами. Таким образом, для ионов содержит важную для атомной физики информацию. А как измерить это отношение, покажут приведенные ниже вопросы.

ДАННЫЕ. Когда ток проходит через воду, содержащую кислоту, с металлических пластин (электродов), по которым приходит и уходит ток, срываются пузырьки кислорода и водорода (кислота в этом случае лишь посредник, поставляющий ионы).

Опыт показывает, что при пропускании тока в 10 а в течение 1000 сек выделится 0,001244 кубометра газообразного водорода (при комнатной температуре и давлении в 1 атм).

Если в одной и той же теплой комнате взвешивать большой стеклянный шар, наполнив его сначала водородом при атмосферном давлении, затем пустой, затем наполнив водой, то весы дадут следующие показания:

Масса шара, наполненного водородом… 1,60084 кг

Масса пустого шара… 1,60000 кг

Масса шара, наполненного водой… около 11,60 кг

а) Используя эти данные, рассчитайте плотность водорода в кг/м3.

б) Чему равна масса водорода, выделившегося при «электролизе» в опыте, описанном выше?

в) Чему равен электрический заряд (= количеству электричества), прошедший через аппарат?

г) Весь заряд, притекающий на пластину, где выделяются пузырьки водорода, переносится, скорее всего, этим самым водородом. Если это так, то чему равно отношение заряд/масса для полного заряда, перенесенного полной массой водорода?

д) Предположим, что все «водородные носители» совершенно одинаковы и являются не чем иным, как атомами водорода. Чему равно е/М, отношение заряда к массе, для иона атома водорода?

е) опыты с электронными пучками показывают, что для электрона е/m составляет около 1,8∙1011 кулон/кг. (Это означает, что 1 кг электронов имел бы заряд в 180 000 000 000 кулон.) Сравните значения е/М для иона водородного атома и е/m для электрона, вычислив отношение этих значений.

ж) Полагая, что е в обоих случаях одинаково, сравните m и М.

Значения е/m

Измеряя отклонение в электрическом поле, можно вычислить отношение e/mv2. Напряжение на электродах пушки также дает нам e/mv2. Так что, если мы знаем это напряжение, то отклонение пучка в электрическом поле не дает нам никакой новой информации[104]. Чтобы вычислить отношение e/m — важнейшую характеристику заряженных атомных частиц, мы должны либо непосредственно определить v, либо измерить отклонение частиц в магнитном поле (см. гл. 37), которое даст отношение e/mv. Пока предположим, что мы можем исключить и и найти значение e/m.

Сто лет назад электроны как таковые не были известны. Единственным указанием на существование «атомов электричества» были данные электролиза, веско свидетельствовавшие в пользу того, что каждый атомный ион несет стандартный электрический заряд, имеющий одну величину для всех ионов химических соединений, за исключением лишь отдельных случаев, когда эта величина удваивалась или утраивалась. Пятьдесят лет назад были получены электронные пучки, с которыми производились самые разнообразные опыты. Дж. Дж. Томсон выполнил первые последовательные, хотя и грубые измерения зарядов и масс электронов и положительных ионов; их-то он и считал основными компонентами атомной структуры. Некоторые результаты измерений e/m и е/М приведены в таблице на стр. 274.

Если не считать изменений, происходящих при очень высоких энергиях, все электроны имеют одно и то же отношение e/m, 1,76∙1011 кулон/кг. Сравните это с отношением е/М для самого легкого из ионов, Н+. Такие ионы переносят 96 500 000 кулон на каждые 1,008 кг водорода, выделяющегося при электролизе. Так что для Н+ е/М = 9,57∙107 кулон/кг. Для электронов отношение e/m почти в две тысячи раз больше. Тогда, если е одинаково у обеих частиц, значение m у электронов должно быть почти в две тысячи раз меньше. [Несколько раньше с помощью изобретательно поставленных опытов и логических рассуждений было показано, что произведение Ne одинаково для ионов в газах и ионов, образующихся при электролизе (N — число Авогадро). Ни N, ни е не были известны, а произведение Ne оказалось возможным оценить: с одной стороны, существовали измерения «валового выхода» при электролизе, тех самых 95 700 000 кулон, переносимых килограммом водородных ионов, с другой стороны, хитроумные опыты с ионами газов с использованием явления диффузии. После их выполнения рассудили, что в случае ионов газов е — это заряд выбитого электрона, а N — одно и то же как для ионов, так и для электронов; следовательно, и е одно и то же.] Так впервые было показано, что электроны — это крошечные осколки атомов[105].

Таблица значений e/m и е/М

(Самые первые измерения были недостаточно точны. В таблице приведены данные, полученные уже тогда, когда были разработаны хорошие экспериментальные методики; численные результаты обычно рассчитывались по отклонениям частиц в электрическом и магнитном полях.)

Частицы ∙ Значение e/M и е/m, кулон/кг

Катодные лучи в разрядной трубке: электроны, выбитые из атомов газа или металлического электрода с помощью бомбардировки. [Поскольку это был самый первый метод получения электронных пучков (благодаря нему за ними и закрепилось название катодных лучей), приводятся результаты трех различных экспериментов.] ∙ 1,775∙1011; 1,761∙1011; 1,759∙1011

Электроны, вылетающие из вольфрамовой спиральки, накаленной добела (как в диоде) ∙ 1,76∙1011

Электроны с раскаленного докрасна оксидного катода (какие применяются в современных радиолампах) ∙ 1,78∙1011

Электроны, выбитые из металла ультрафиолетовым светом («фотоэлектрический эффект», используемый в фотоэлементах) ∙ 1,756∙1011

Внутриатомные электроны, вынуждаемые внешним магнитным полем к изменению своих «орбит» (эффект Зеемана) ∙ 1,761∙1011

Электроны в водородных и гелиевых атомах: использован метод сравнения электронной массы с массой атома по измерениям длин волн в спектрах, трактуемых теорией Бора, которая считается верной ∙ 1,761∙1011

Медленные бета-частицы, испускаемые радиоактивными атомами ∙ 1,763∙1011

Бета-частицы (медленные… умеренно быстрые… быстрые), испускаемые радиоактивными атомами; получается непрерывный набор значений ∙ от 1,76∙1011 до 0,35∙1011

В более поздних экспериментах, когда электроны, испускаемые горячими катодами, стали разгонять до огромных энергий на ускорителях, нижняя граница интервала получаемых значений е/m опустилась; получены величины, в тысячи раз меньшие — это изменение связывается с релятивистским увеличением массы

Положительно заряженные лучи: положительные ионы в разрядных трубках. Значение е/М зависит от того, какой газ наполняет трубку:

— ион водорода Н+ ∙ 1,76∙1011/1840

— ион кислорода О+ ∙ 1,76∙1011/16∙1840

— ион кислорода О++ ∙ 1,76∙1011∙2/16∙1840

— ионы ртути Hg+, Hg++ … до Hg++++++++ ∙ 1,76∙1011 (от 1 до 8)/200∙1840

Положительные ионы при электролизе:

— ион водорода Н+ ∙ 1,76∙1011/1840

— меди Си++  ∙ 1,76∙1011∙2/63,6∙1840

— ион хлора Сl ∙ 1,76∙1011/35∙1840

Альфа-частицы, испускаемые радиоактивными атомами ∙ 1,76∙1011∙2/4∙1840

И многие недавно открытые частицы (например, μ-мезоны) ∙ 1,76∙1011/~200

Вычислим дроби более точно;

m/M = (e/M)/(e/m) = 9.75∙107/1.76∙1011 = 1/1840

Электрон и атом, его потерявший (т. е. оставшийся от атома положительный ион), имеют равные и противоположные по знаку заряды, поскольку вещество обычно нейтрально. Но массы их чрезвычайно сильно отличаются. Не удивительно, что электроны так подвижны в электрических полях: легко отклоняемый пучок электроны образуют в телевизионной трубке, мгновенно, как охваченная паникой толпа, срываются с места в счетчике Гейгера. При таком большом в сравнении со своей маленькой массой заряде они ускоряются в электрических полях много быстрее, чем заряженные атомы. Лишь когда электроны приобретают огромные кинетические энергии, миллиарды электронвольт, они кажутся (неподвижным наблюдателям) такими же массивными, как атомы.

Зачем нужно знать е

Если мы сможем измерить е, то, поделив эту величину на определенное ранее отношение е/m, найдем массу отдельного электрона. А массу отдельного атома с его помощью узнать еще проще, поскольку е/М для атомных ионов легко определяется из опытов по электролизу. По атомным массам можно рассчитать массу любой молекулы, а следовательно, число молекул в любом образце жидкости или газа. Кроме того, теории атомной структуры не обходятся без вычислений, для которых необходимо знать истинную величину е. Точное знание этой величины имеет чрезвычайно важное значение.

Измерение е

К 1900 г. существование электрона как атомной частицы было установлено и определено отношение elm для него, но о величине е можно было строить лишь приблизительные догадки. Экспериментальные факты по электролизу задолго до этого указывали на то, что существуют «атомы электричества», во всем подобные друг другу, причем некоторые ионы несут по одному такому атому электрического заряда, другие — по два и т. д. К 1910 г. величина е стала крайне необходимой для развития атомных теорий — теорию Бора нельзя было бы как следует проверить, не зная как следует ни е, ни е/m. Дж. Дж. Томсон и другие попытались измерить е, формируя облачка из мельчайших водяных капелек, каждая из которых образовывалась вокруг иона с зарядом е, а затем собирая эти облачка. Это дало лишь грубую оценку, и не было никакой уверенности, что все эти заряды в точности равны[106]. Тогда Р. А. Милликен[107] и поставил свой великий эксперимент, в котором использовал крошечную капельку масла, собиравшую небольшой заряд с ионов воздуха. Он снова и снова измерял полный заряд капельки и каждый раз обнаруживал, что тот в небольшое целое число раз (например, в 1, 2 или 10) больше некоторого основного заряда, который во всех случаях был одним и тем же. Поначалу он не знал ни величины этого универсального основного заряда, «электрона», ни того, сколько таких зарядов помещалось на его капельке. Он должен был проводить измерения со многими заряженными каплями, а потом устраивать арифметическую «угадайку». Задача была «похожа на случай, когда вам надо найти вес одного яйца, если даны веса большого числа бумажных кульков с яйцами, в каждом из которых находится свое, к тому же неизвестное число яиц»[108].

Задача 7

а) Пусть кульки с яйцами весят 12,16, 28, 24 унции. Попробуйте определить вес яйца и число яиц в каждом кульке.

б) Предположим, что вам дали еще один кулек, а он весит 14 унций. Как это отразится на ваших предположениях?

в) Добавили еще один кулек, весящий 12,1 унции. К какому заключению вы придете?

По существу метод, использованный Милликеном и его предшественниками, совпадает с тем, который, как рассказывалось в гл. 33, использовался для измерения заряда металлического шара. Он заключался в измерении силы, действовавшей на шар со стороны однородного электрического поля. Для измерения е несколько электронных зарядов передавалось крошечной капельке жидкости, плавающей (или, точнее, медленно падающей) в воздухе. Капелька помещалась в вертикальное электрическое поле, которое, действуя на заряд капельки, тянуло ее вверх. Единичный заряд электрона е очень мал, и видимая дождевая капля была бы для него слишком тяжела; потребовался бы миллиард или около того электронных зарядов, чтобы в реально возможном поле удержать ее на весу. Поэтому была использована очень маленькая капля из пульверизатора, настолько маленькая, что ее по-настоящему и не видно было — лишь крошечную звездочку рассеянного ею света можно было наблюдать в микроскоп. Такая миниатюрная капелька равномерно опускается в воздухе — трение о воздух компенсирует действие тяготения. Постоянную скорость этого движения вниз можно измерить и использовать для того, чтобы «взвесить капельку». Если включить вертикальное электрическое поле, оно добавит еще одну силу: действие поля на электрический заряд капельки. В первых экспериментах электрическое поле подбиралось так, чтобы не давать капельке падать, так что она парила в воздухе. Однако большей точности удалось добиться, используя более сильное поле и заставляя капельку сперва двигаться вверх, а потом позволять ей падать в отсутствие поля. Таким образом, измерения можно было повторять, «вздергивая» капельку вверх и позволяя ей падать снова и снова, играя с ней, как кот с мышью. В этом и состояло выполненное Милликеном измерение электронного заряда — великолепный образец экспериментального исследования, которое принесло ему неувядающую славу.

Чтобы понять, как Милликен проводил свои измерения, проработайте приведенную ниже задачу 8. Капелька (чаще масляная, чем водяная) обычно образовывалась со случайным зарядом, полученным за счет трения о стенки трубки пульверизатора, подобно тому, как эбонитовая палочка электризуется о мех. Путешествуя вверх и вниз, она могла случайно изменить свой заряд, встретив ион в окружающем воздухе. Это изменение сразу сообщало ей новую скорость дрейфа вверх в электрическом поле. Иногда Милликен вызывал быстрое изменение заряда, используя рентгеновские лучи для того, чтобы выбить электроны из самой капельки. Он заставлял одну и ту же капельку многократно менять свой заряд, а после этого должен был решать задачу о «яйцах в кульке».

Задача 8. Опыт Милликена по определению заряда электрона

Милликен проводил свой опыт с маленькой масляной каплей, которая получила небольшой заряд от ионов воздуха. Он мог часами экспериментировать с одной и той же каплей, заставляя ее снова и снова подниматься вверх, а затем позволяя ей падать. В отсутствие электрического поля капля падает с постоянной скоростью, характерной для капли данного размера.

а) Проводя опыты с масляной капелькой, Милликен обнаружил, что скорость ее падения оставалась постоянной в течение многих часов, сколько бы раз ей ни позволяли падать. Однако с капелькой воды вело обстояло иначе — время ее падения постепенно увеличивалось. К какому выводу вы приходите относительно масляной капельки?

б) Во включенном электрическом поле капелька двигалась вверх с постоянной (но в разных опытах различной) скоростью. Эта скорость оставалась постоянной на протяжении многих циклов подъема, а затем вдруг принимала новое значение. Эти внезапные изменения учащались после того, как Милликен включал находившуюся поблизости рентгеновскую трубку. Дайте объяснение этих внезапных изменений.

Вот некоторые данные измерений, выполненных с одной капелькой, которая многократно падала со скоростью v = 2,305 см/мин (см. сноску на стр. 280). После включения электрического поля она в течение нескольких циклов поднималась со скоростью u1 = 2,516 см/мин. Затем скорость подъема внезапно изменилась и в течение одного или нескольких циклов была равна u2 =1,434 см/мин, затем опять изменилась до u3 = 0,903 см/мин, затем до 0,369 см/мин, потом опять до 0,903 см/мин и после принимала значения 1,958, 0,903 и 1,434 см/мин.

Как теория, так и эксперимент показывают, что при очень медленном движении шарика через вязкую жидкость (а также и при движении через воздух, если капелька достаточно мала) сила сопротивления, возникающая за счет трения о жидкость, дается выражением

F = K∙(скорость),

где К — постоянная, зависящая от коэффициента трения жидкости и радиуса шарика, а они не меняются в течение всего эксперимента с капелькой.

Когда капля падает в отсутствие поля, на нее действуют лишь две силы: ее вес m = 9,8 ньютон и сила трения Kv. Разогнавшись вначале, капля падает затем равномерно, без ускорения.

в) Напишите уравнение, показывающее, как эти две силы связаны между собой при равномерном падении. [При написании этого уравнения используйте экспериментальное значение v = 2,305 см/мин[109].]

г) Предположим, что электрическое поле, когда оно включено, имеет напряженность X ньютон/кулон и действует на заряд капельки, равный Q кулон. С какой силой поле действует на капельку?

д) Когда поле включено, капелька движется вверх со скоростью и (например, 2,516 см/мин), и на нее действует сила трения Kv, направленная вниз и препятствующая этому движению. Вес капли m = 9,8 ньютон — это тоже сила, направленная вниз. Начав движение, капля движется с постоянной скоростью без ускорения. Напишите уравнение, связывающее три силы, действующие на капельку.

е) Исключите из последнего выражения вес m = 9,8 ньютон, подставив его значение из первого уравнения, и перепишите результат в форме Q =… Это новое уравнение должно показывать, что Q прямо пропорционально (v + u), если X постоянно.

ж) Используйте результат, полученный в пункте е), для анализа данных измерений Милликена, которые приведены выше. Величина v равнялась 2,305 см/мин и не менялась, а разные значения и приведены выше. Если (v + u) служит мерой полного заряда Q, то изменения (v + u) должны служить мерой изменения заряда, т. е. заряда, получаемого каплей от ионов и т. д.

Изменение заряда ΔQ определяется по изменению (v + u), которое равняется изменению v+ изменение u. Но u не меняется, так что изменение v равно нулю и ΔQ определяется изменением u.

Рассчитайте изменения скорости подъема капли и используйте их для определения изменения заряда, т. е. для определения заряда, подхваченного каплей. Рассчитайте все значения изменения u. Найдите одно элементарное изменение, которое объяснит все наблюдаемые изменения, и предположите, что оно соответствует одному электронному заряду. Затем скажите, сколько электронов должно было участвовать в каждом наблюдаемом изменении заряда.

[Результаты Милликена не могли быть «абсолютно точны». Последний знак в приводимых им значениях, скорее всего, сомнителен. Так что вы не должны обращать внимания на небольшие различия. Что значит «небольшие» — ваше дело догадаться. Милликен обсуждал этот вопрос, когда разбирал возможные ошибки своего эксперимента, и даже поссорился (вспомним яйца в кульке) с одним из своих соперников, который долго отстаивал существование «субэлектрона». Сомнения в последнем знаке, который приводит Милликен, означают, что случайная ошибка может приводить к изменениям Δu в 1 или 2 %.]

з) Используя то изменение и, которое, согласно вашему решению, отвечает одному электронному заряду, вернитесь к значению (v + u), которое определяет ПОЛНЫЙ заряд, и рассчитайте, сколько электронных зарядов несла капля, начиная свое движение, когда скорость ее подъема u1 составляла 2,516 см/мин.

Расчеты в пунктах ж) и з) показывают, каким способом Милликен доказал, что все электроны имеют один и тот же заряд.

Фиг. 7. Опыт Милликена.

Универсальный атом электричества

Измерения с одной капелькой могли гарантировать существование основного атома электрического заряда. Но для того чтобы доказать, что основной «атом заряда» есть универсальная постоянная, Милликен должен был выполнить множество опытов с капельками различных размеров, с разными жидкостями и с различными способами ионизации. Если бы в каком-нибудь эксперименте обнаружилась нецелая доля введенного им гипотетического заряда вместо целого их числа, то он вынужден был бы выбрать меньшее значение «атома электричества» — и тогда необходимость переходить ко все меньшим и меньшим атомам разрушила бы как его надежды на успех, так и наши нынешние теории строения атомов.

Чтобы определить истинную величину заряда в кулонах, он рассчитал вес капельки по скорости ее падения и известному коэффициенту трения при обтекании воздушным потоком. Эти алгебраические выкладки довольно длинны, но не трудны; кроме того, в книге Милликена они прекрасно объяснены.

Результат: каково бы ни было происхождение заряда, из какого бы материала ни состояла капелька, полный заряд на ней всегда равнялся целому числу, умноженному на один и тот же основной электрический заряд

1,60∙10-19 кулон.

Это величина отрицательного заряда каждого электрона (или положительного заряда, который остается у атома, ионизованного в результате потери электрона, или отрицательного заряда иона, полученного добавлением электрона к атому). Это и есть универсальный атом электричества.

Задачи к главе 36

Задачи 1, 2 — вводные, в начале главы. Задачи 3–8 — в тексте.

Задача 9. Электричество в сравнении с гравитацией

а) Атом водорода, лишенный своего единственного электрона, называется водородным ионом или «протоном». Он имеет заряд +е. Пусть водородный ион и электрон помещены на расстоянии d м друг от друга. Используя данные, приведенные ниже, запишите:

1) выражение для силы их электрического притяжения,

2) выражение для силы их гравитационного притяжения.

б) Рассчитайте отношение электрической и гравитационной сил, вычисленных в пункте а).

в) Почему, производя расчеты при изучении атомных моделей, мы обычно пренебрегаем гравитацией?

ДАННЫЕ. Гравитационная постоянная G = 6,6∙10-11 ньютон» м2/кг2. Постоянная закона Кулона  = 9,0∙109 ньютон∙м2/кулон2. Масса электрона = 1/1840 массы водородного иона (массу водородного иона обозначим через М). Заряд электрона е = —1,6∙10-19 кулон.

Задача 10. Электрон в электрическом и гравитационном полях

В типичном осциллографе, использующем катодные лучи, для отклонения электронного пучка к верхнему краю экрана или к одной из его боковых сторон используется электрическое поле 10 000 в/м. Сравните силу, с которой такое поле действует на электрон, с силой тяжести, действующей на тот же электрон.

Задача 11. Осциллограф

В корпусе электронного осциллографа помещаются радиолампы (диоды с анодом и подогревным катодом), которые выпрямляют поступающий переменный ток, превращая его в полупериодные или двухполупериодные «всплески» постоянного тока, а также катушки индуктивности и конденсаторы для переделки этих всплесков в постоянное напряжение. Там есть трансформатор, подающий переменный ток, подлежащий выпрямлению, и обеспечивающий низкое напряжение для подогревных спиралек. Но основной деталью является сама электроннолучевая трубка.

а) Набросайте упрощенный чертеж такой трубки в разрезе или сделайте объемный рисунок, обозначив ясно основные части.

б) Объясните, откуда берется зеленое пятнышко на экране.

в) Чтобы сделать зеленое пятнышко ярче, питание, подаваемое на трубку, можно изменить по крайней мере двумя различными способами. Попробуйте догадаться, что это за способы, и объясните, почему каждое из этих изменений дает желаемый эффект. (В современных трубках, когда поворачивается ручка увеличения яркости, ни один из этих двух наиболее очевидных способов не используется!)

г) Когда разность потенциалов с прибора, проверяемого с помощью осциллографа, подается на клеммы V и G, пятнышко смещается вверх или вниз (а если на клеммы подан переменный ток, то оно смещается попеременно вверх — вниз, вверх — вниз и т. д.). Объясните, как поданное напряжение вызывает такой эффект[110].

д) Когда мы хотим зафиксировать зависимость этого движения вверх и вниз от времени, мы заставляем пятнышко равномерно смещаться по горизонтали (затем очень быстро обратно, затем снова в первоначальном направлении и т. д.). Это смещение обеспечивается цепью, которая тоже помещается в корпусе прибора; она в основных чертах изображена на фиг. 8. Посмотрите на эту диаграмму и объясните, как работает такая система получения равномерного смещения (развертки). (Примечание. Быстрое движение в обратном направлении требует быстрого переключения с помощью радиолампы. Описывать лампу здесь нет смысла. На схеме указано ее включение параллельно конденсатору. Лампа содержит газ, в нем происходит электрический пробой, когда разность потенциалов достигает определенного значения.)

Фиг. 8. К задаче 11.

Скорость – электронный пучок

Cтраница 1

Скорость электронного пучка после вылета из электронной пушки поддерживается постоянными потенциалами спирали н коллектора и зависит от потенциалов первого и второго анодов. Для обычных анодных напряжений до 1 5 – 2 кв эта скорость не превышает 0 1 скорости электромагнитной волны. При таком соотношении скоростей, когда скорость электромагнитной волны значительно больше скорости пучка электронов, взаимодействие пучка и волны оказывается весьма неэффективным. Для получения эф-фектившюго взаимодействия необходимо снизить скорость электромагнитной волны, что и достигается применением замедляющего элемента.
 [1]

С изменением ускоряющего напряжения меняется скорость электронного пучка и соотношение (11.7) становится верным для другой волны, которая и будет генерироваться.
 [2]

Зависимость коэффициента усиления G от скорости VQ электронного пучка ( рис. 4.4 в) имеет вид, типичный для любых ЛБВ: максимальное значение величины G достигается при VQ близкой к фазовой скорости УФ медленной волны в плазме, но при VQ немного больше Уф, при появлении значительного рассинхронизма, коэффициент усиления падает. При токах пучка 10 мА была обнаружена вторая область усиления, для которой VQ значительно превосходит синхронную.
 [3]

Частота генерируемых колебаний зависит от величины ускоряющего напряжения, при изменении которого меняются скорость электронного пучка и условия согласования, и усиления будут наблюдаться для другой обратной гармоники.
 [4]

При изменении ускоряющего напряжения частота генерируемых колебаний будет меняться, так как изменяется скорость электронного пучка и условия самовозбуждения в лампе будут уже выполняться для другой частоты, на которой шумовая обратная пространственная гармоника будет иметь фазовую скорость, немного меньшую, чем скорость электронов.
 [5]

Заметим, что в схемах с распределенными резонаторами эффективность взаимодействия в отличие от схем с обычными резонаторами существенно зависит от отношения фазовой скорости прямой волны системы к скорости электронного пучка.
 [6]

Если фазовая скорость волны будет близка к скорости электронного пучка ( этого можно добиться путем замедления волны в той или иной искусственной среде – замедляющей системе), то при определенных условиях получим усиление электромагнитной волны в такой системе. Осознание этого позволило в свое время создать Рудольфу Компфнеру, чьи слова приведены в эпиграфе к предисловию к курсу лекций, электронные приборы с длительным взаимодействием, наиболее известный из которых – лампа бегущей волны.
 [7]

Поток электронов может быть легко сфокусирован с помощью кольцевого электромагнита и направлен на анод, в качестве которого используется нагреваемый материал. При наложении высокого напряжения между анодом и катодом скорость электронного пучка резко возрастает, и при столкновении его с анодом кинетическая энергия превращается в тепло, обеспечивая очень высокую ( 4000 К и выше) температуру. Расплавляемый материал стекает в водоохлажденный кристаллизатор, где застывает и охлаждается.
 [8]

Вторым условием справедливости законов геометрической оптики является возможность пренебрежения взаимным отталкиванием электронов в пучке. Строго говоря, это выполняется лишь в том случае, если скорость электронного пучка равна скорости света.
 [9]

Неустойчивость Бунемана связана с раскачкой колебаний ионов за счет взаимодействия ионов с пучком электронов. При этом мы считаем, что разброс электронов по скоростям мал по сравнению со скоростью электронного пучка.
 [10]

При прохождении электронов вдоль оси спирали, когда по ней распространяется электромагнитная волна, происходит группирование электронов в сгустке. В начале спирали электроны пучка равномерно распределены вдоль оси; затем скорость электронов, попавших под действие отрицательной ( тормозящей) полуволны продольного поля, снижается, а скорость электронов, попавших в положительную ( ускоряющую) полуволну продольного поля, увеличивается, вследствие этого плотность электронного пучка сделается неравномерной и появятся сгустки электронов. Когда скорости электронного пучка и волны равны ( уэ1ф), то электроны по всей спирали будут взаимодействовать с теми полуволнами продольного поля волны, в которые они попали при входе в поле.
 [11]

В окрестности частоты отсечки сопротивление связи остается конечным, но очень большим, что эквивалентно в линейной теории большим коэффициентам усиления, которые не подтверждаются физическим экспериментом. Дело в том [9], что по мере приближения к частоте отсечки одноволновое приближение становится не корректным, так как синхронным с пучком становится не только прямая гармоника, но и обратная. Прямые линии соответствуют электронному пучку и отражают тот факт, что скорость электронного пучка не зависит от частоты. На рисунке выбраны значения скорости, соответствующие синхронизму на границах полосы прозрачности для 1 – й гармоники попутной волны.
 [12]

Другим типом полупроводниковых ОКГ являются лазеры с электронным возбуждением. Используются полупроводниковые пластины толщиной 0 2 мм со сколотыми гранями, образующими резонатор. Когерентное излучение выходит из резонатора через грани в направлении, перпендикулярном направлению скорости электронного пучка.
 [13]

Яркость пятна на экране электронно-лучевой трубки при определенном материале покрытия экрана зависит от числа ударяющихся об экран электронов в единицу времени и от их скорости. С другой стороны, чувствительность к отклонению обратно пропорциональна аксиальной скорости электронов. При значительном отклонении луча на экране требуется большая скорость электронов в пучке, чтобы создать достаточную яркость траектории движения луча на экране, необходимую для визуального наблюдения. Однако увеличение скорости электронного пучка снижает чувствительность к отклонению. Эту трудность можно частично обойти, если применить ускорение электронного луча после отклонения. В трубках этого типа потенциал второго анода достаточно низкий, чтобы получить удовлетворительную чувствительность к отклонению. Дополнительный электрод, увеличивающий яркость, располагается вблизи экрана на внутренней части трубки и имеет форму кольца. Потенциал этого электрода примерно в 2 3 раза больше, чем потенциал второго анода. Таким образом, скорость электронов и, следовательно, яркость пятна на экране значительно увеличиваются без снижения чувствительности трубки к отклонению. Еще большие скорости электронов можно получить, если ввести в трубку несколько дополнительных ускоряющих электродов, чтобы постепенно довести ускоряющее напряжение до величины, превышающей напряжение второго анода примерно в 10 раз. Таким путем сводятся к минимуму искажения при отклонении, возникающие благодаря существованию полей между электродами, увеличивающими яркость, вторым анодом и отклоняющими пластинами.
 [15]

Страницы:  

   1

Лабораторная работа № 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ И
УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА ПО ОТКЛОНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПУЧКА ВО ВЗАИМНО
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ МАГНИТНОМ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЯХ

Цель работы: изучение движения электрона в магнитном и
электрическом полях с помощью электронно-лучевой трубки.

ТЕОРИЯ

Все методы определения массы электрона основаны на
изучении его движения в электрическом и магнитном полях. Наша задача
заключается в том, чтобы определить влияние того и другого полей на движение
электрона.

     Как
известно, сила, действующая со стороны электромагнитного поля на частицу,
несущую заряд (так называемая сила Лоренца), выражается формулой

F=eЕ+e [VB]                  (1)

Здесь первый член представляет силу, действующую со
стороны электрического поля, второй – со стороны магнитного.  Дальнейшие
рассуждения мы проведем для положительно заряженной частицы, однако они
применимы и к движению отрицательно заряженных частиц. Надо только помнить,
когда речь идет об электроне, что он несет отрицательный заряд и направление
его отклонения всегда будет противоположно направлению отклонения положительно
заряженной частицы.

Согласно второму закону Ньютона:

                                        F=mw                         (2)

Приравнивая правые части (1) и (2) получим:

                                       mw
=
eЕ+e [V B]              
(3)

 Рассмотрим теперь отдельно действие электрического и
магнитного полей.

Пологая в (3) E = 0, получим: mw = e [V B] ;

Откуда:                                         w =  [VB];         (4)

Так как сила, действующая со стороны
магнитного поля, выражается векторным произведением, то три вектора
w,V,B
образуют правовинтовую систему 

Векторное уравнение (4) эквивалентно следующим трем скалярным
уравнениям:

      (VyBzVzBy);

      (VzBxVxBz);                (4.1)

 
(
VxBy-VyBx);

Мы рассмотрим простейший случай, условие которого,
однако, отвечают обычной постановке лабораторных экспериментов, Найдем величину
отклонения параллельного пучка заряженных частиц в магнитном поле. Предположим,
что в момент t =0 скорость частиц направлена по оси х , то есть, что при t =0 
Vх=V , V
y=Vz=0

Относительно магнитного поля мы положим, что оно
постоянно по времени, направлено по оси у, но, вообще говоря, неоднородно, то
есть, может быть записано как В=В(x). Таким образом, Вx=
Bz=0 . Вy=В(x)=В. Допустим, что поле действует на протяжении  x
(рис.3) и что на расстоянии ОВ=L, вообще говоря, не равном ОА, помещается
экран, на котором производится измерение отклонения. Так как поле на всем
протяжении направлено по оси
y, то составляющая силы Fy=e(VzBxVxBz) равна нулю и движение происходит в плоскости
xz. Поскольку нас интересует отклонение частицы при x = L, а не
ее траектория, мы воспользуемся только третьим из уравнений (4,1). Если
отклонение по оси
z мало, то с точностью до величин второго порядка малости
можно на всем протяжении пути положить
V=Vx= :  Vx>>Vz и Vz можно пренебречь. 

Тогда третье уравнение даёт:               .     

Интересующее нас отклонение z мы
найдем отсюда двукратным интегрированием (см. Э.В. Шпольский Атомная физика
т.1, 1984 стр. 22–25.):
       {}=                       (6)

В формуле (6) интеграл          (7) есть, очевидно, постоянная прибора, так как его
величина зависит только от индукции поля
B и расстояния L от места входа
электронов до экрана. С учетом (7), 
получим:                                         

                                      (8)

В частности, если поле однородно (B=const) и простирается от x = 0 до
x = a, а в интервале от x = a до x = L, B = 0 , то согласно (6) и (7):

 ;  (9)

Вычислим теперь отклонение заряженной частицы в
поперечном электростатическом поле. Пусть по-прежнему скорость частицы в момент
входа ее в пространство между пластинами конденсатора будет направлено по оси
x, а
поле конденсатора – по оси
z. Все остальные условия мы сохраним прежними
(рис.2),

Так как B=0, то из формулы (2) получим mw
=
eE. Принимая  во внимание, что Ex=Ey=0, Ez=E , получим следующие три скалярных уравнения:

  ;    ; ;

Для малых отклонений, как и раньше, можно приближенно
положить, что все время ,  и для вычисления
отклонения воспользуемся только третьим уравнением    
     (10).

 Интегрируя два раза, совершенно так же, как раньше,
находим ; или обозначая      (причем,
 будет постоянной прибора), имеем; (11)

В частности, если длина пластин конденсатора равна b и поле
однородно (Е=
const.), то непосредственное интегрирование дает:  .

                                    (12);

U
разность потенциалов между пластинами конденсатора в вольтах

d
расстояние между пластинами в метрах.

                                 Тогда ;(13).

                                                   
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ.

В основе экспериментальных методов определения  лежат результаты исследования движения
электрона в электрическом и магнитном полях.

Необходимо, однако, иметь в виду, что как в случае
электрического, так и в случае магнитного поля отклонение в поперечном поле
зависит не только от, но и от
V :
магнитное отклонение определяется фактором , а
электрическое – фактором .Поэтому опыт с
отклонением в каком-либо одном поле еще не дает возможности найти .

На рис.3 представлена схема современного прибора для определения  . Накаливаемый катод К, помещенный в
трубку, откаченную до предела, допускаемого современной техникой вакуума,
является обильным источников электронов. Эти электроны ускоряются батареей Б1,
положительный полюс, который присоединен к металлической пластине (аноду), в
центре которого имеется отверстие.

Электроны, прошедшие через это
отверстие, двигаясь прямолинейно, дают на стенке трубки, покрытой
флуоресцирующим веществом светлое пятнышко ,
расположенное против отверстия в аноде. Электроны проходят между пластинами
конденсатора, к которым приложено напряжение от батареи Б2. Если
включить батарею Б2, то пучок электронов  отклоняется электрическим
полем, возникающим между пластинами, и пятнышко перемещается в положение
D.

Создавая между пластинами конденсатора также и
однородно
e магнитное поле, перпендикулярное к плоскости чертежа
(на рис. показано точками), можно вызвать отклонение пятнышка в том же или в
обратном направлении. Если измерить оба отклонения, то при помощи уравнений (8)
и (11) можно вычислить  и V. Практически
удобнее просто скомпенсировать магнитным полем первоначальное  отклонение
электрическим
полем. В этом случае необходимые измерения сводятся
к точному определению напряженности обоих полей:  электрического и магнитного.

Исключаем из формулы (9) и (13) скорость электрона V. Для
этого возведем (9) в квадрат и разделим почленно на формулу (13) и находим :

.        (14).Таким
образом, для определения  необходимо измерить
для выбранного отклонения напряжения на пластинах конденсатора
U и
индукцию магнитного поля
B. Остальные величины параметры осциллографической
трубки (
L, b, a, d) заданы

L=3·10-1м
       
b=2,5·10-2м          a=3,0·10-2м          d=5,5·10-3м

                                      Приборы и
принадлежности

1.Осцилограф школьный

2.мультиметр с высоким сопротивлением

3.Выпрямитель ВСЧ–12 с фильтром

4.Электромагнит

5.Амперметр№231605

                                           
ХОД  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТЫ
.

В качестве измерительного прибора использована
осциллографическая трубка электронного осциллографа (Рис 3 и 4) со встроенным
внутри плоским конденсатором, помещенная во внешнее магнитное поле с
индуктивностью
B, созданное электромагнитом (рис 4).

1.    
Включить осциллограф в
сеть.

2.    
Получить на экране
осциллографической трубки светящееся зеленым светом пятно (нулевое положение).

3.    
Отрегулировать с помощью ручек (яркость и фокус) яркость и размеры
пятна.

4.    
С помощью ручки на
осциллографе        подать напряжение на конденсатор, вмонтированный в трубке
(рис 3), и сместить пятно на несколько сантиметров (например, вниз) и записать
положение пятна
z и напряжение на вольтметре U.

5.      
Включить цепь
электромагнита и, изменяя ток
I через электромагнит с помощью
автотрансформатора “Латр”, сместить пятно на экране осциллографа в
противоположную сторону так, чтобы скомпенсировать полностью смещение пятна,
вызванное конденсатором. Пятно должно сместиться в точку (нулевое положение).

6.    
Зная z , U и B,
которое определяется по формуле   
B=27,3·10-4·I Тл ,
где
I  сила тока текущая через электромагнит , можно
вычислить по формуле (14) .

7.    
Зная  из формулы (9) выразить и определить
скорость электронов в осциллографической трубке.

N

Z,
м

U
,B

B
,
Тл

 ,

 ,

V ,

 ,

1

2

3

Записать                          

ВОПРОСЫ:

1.    
Сила Лоренца, ее величина
и направление.

2.    
Описать движение электрона
в поперечном магнитном поле.

3.    
Записать компоненты
вектора силы
FX, FY, FZ, в декартовой системе координат.

4.    
Получить формулу для
отклонения
z при движении заряда в поперечном магнитном поле.

5.    
Получить формулу для
отклонения
z при движении заряда в  электростатическом поле
конденсатора трубки.

6.    
Получить формулы для
скорости электрона
V и удельного заряда .

ЛИТЕРАТУРА:

1.    
Э.В. Шпольский. Атомная
физика. Том 1 (1974г)

2.    
И.В. Савельев. Курс общей
физики Том 2 (1988)  73,74.

3.    
В.С. Волькенштейн. Сборник
задач по общему курсу физики. №
11.82 
11.83 
  

                                         11.84  11.85.

Внимание! Решения предоставлены обычными людьми, поэтому в решениях могут быть ошибки или неточности. Используя решения, не забудьте их перепроверить!

Решение 1

Решение 1

Решение 2

Решение 2

Решение 3

Решение 3

Лекция
12.
СВЧ

12.
Формирование и удержание электронных
потоков для СВЧ устройств.

12.1.
Электронные пучки в неоднородных
магнитных полях. Теорема Буша.

Компрессия
электронных пучков, да и их транспортировка,
часто осуществляются в неоднородных
магнитных полях. Поэтому рассмотрим
некоторые закономерности движения
электронных пучков в неоднородных
магнитных полях. Проанализируем
простейшую из возможных ситуаций, когда
электронно-пучковая
система осесимметрична и отсутствуют
азимутальные составляющие как
электрического (
Е
),
так и магнитного (
В)
полей.

Первое предположение означает не только
то, что отсутствуют внешние электрические
поля такого типа. Это означает также,
что мы не учитываем развитие неустойчивостей
(например, диокотронной), ведущих к
появлению азимутальных полей. Предположение
о равенстве нулю азимутальной составляющей
магнитного поля, строго говоря, не верно.
Его можно принять только в том случае,
если действие этих полей, которые всегда
существуют у электронного потока,
пренебрежимо мало. Такое приближение
приемлемо, когда в потоке переносится
достаточно малый ток и скорости электронов
невелики по сравнению со скоростью
света.

При
сделанных приближениях уравнения
движения электронов в пучке имеют вид

,
(12.1)

,
(12.2)

. (12.3)

Выразим
компоненты магнитного поля через
магнитный поток
:


.
(12.4)

******************************************************************

По
определению магнитная индукция –
плотность магнитного потока. Если мы
хотим определить r
составляющую магнитной индукции Br
для осесимметричного электронного
потока, мы должны «построить» элемент
боковой поверхности, нормальный к Br,
и поделить магнитный поток 
через
эту поверхность на ее площадь SБ=2rz.
Для определения z-й
составляющей магнитной индукции мы
должны построить элемент радиального
сечения электронного потока,
перпендикулярный к Bz,
и поделить магнитный поток 
через
эту поверхность на ее площадь Sr=2rr.

******************************************************************

Подставив
выражения для составляющих магнитного
поля в уравнение (12.2), описывающее
азимутальное движение электронов,
получаем:

.
(12.5)

В
уравнении (12.5) величина

– есть полная производная по времени от
величины магнитного потока.

Интегрируя
уравнение (12.5) и приняв, что в начальный
момент (t=0)
r=rн,

и
,
получаем равенство:

,
(12.6)

которое
является выражением теоремы Буша и
означает, что изменение
углового момента электронов (
)
в аксиально-симметричных пучках
определяется изменением магнитных
потоков через круговые контуры, радиусы
которых соответственно равны текущей
и начальной радиальным координатам
.

Если
движение начинается с нулевыми начальными
скоростями

с катода при rн=rк
,
получаем:

.
(12.7)

Отсюда
наглядно видно, что по
известному изменению магнитного потока
мы можем определить изменение с
r
угловой
скорости электронов
.

Для параксиальных
электронных потоков, в которых поперечные
скорости электронов много меньше
продольных, магнитный поток через его
сечение определяется практически только
продольным магнитным полем в данном
сечении. В однородном по сечению пучка
магнитном поле


и
.
(12.8)

В этом случае можно
получить выражение для угловой скорости
через магнитное поле


(12.9)

Когда
,
т.е. поле однородно вдоль z,
получаем

. (12.10)

Такой закон изменения
угловой скорости характерен и для
устройств магнетронного типа с катодом
в пространстве взаимодействия. Это не
должно удивлять, так как данное выражение
следует из равенства (12.2), описывающего
только азимутальное движение.

Так
как радиальное электрическое поле на
границе пучка однозначно задается током
(Iп)
и радиусом (rп)
пучка, а угловая скорость определяется
уравнением (12.9), можно теперь решить
уравнение (12.1), определяющее радиальное
движение граничного электрона. Далее
можно
определить равновесный радиус пучка
rp
,
на котором отсутствует ускорение в
радиальном направлении ().


. (12.11)

Здесь
rб
– бриллуэновский радиус, определяемый
выражением


(12.12)

Равновесный радиус
замечателен тем, что если мы введем в
пучок электроны точно на этом радиусе
и без перекоса относительно равновесной
траектории, то эти электроны будут
двигаться вдоль этой траектории. В
противном случае электроны при своем
дальнейшем движении в пучке будут
совершать пульсации относительно
равновесного радиуса.

Для
катода, полностью экранированного от
магнитного поля (Вк=0),
из (12.9) следует, что угловая скорость
электронов не меняется с координатой
r
и равна половине циклотронной частоты

.
(12.13)

Отсюда следует, что линейная
азимутальная скорость


равна
нулю на оси пучка и линейно увеличивается
с радиусом, достигая максимальной
величины на границе пучка.

На
равновесном радиусе сила Лоренца
eVBz
компенсирует
действие суммы сил электрического поля
пространственного заряда
eEr
и центробежной силы

(см. уравнение (12.1)) . Именно поэтому на
этом равновесном радиусе отсутствует
ускорение в радиальном направлении.

Равновесный
радиус имеет наименьшую величину, равную
бриллуэновскому радиусу, при полностью
магнитно-экранированном катоде. Если
Вк>0
и rк0,
равновесный радиус больше rб
и
увеличивается с ростом Вк.
Дело в том, что с
ростом магнитного поля у катода падает
(по сравнению со случаем магнитно-экранированного
катода) значение угловой скорости
электронов на данном радиусе и в
результате необходимая для компенсации
действия электрической и центробежной
сил лоренцева сила достигается на
большем расстоянии от оси.

Как
мы уже говорили, пульсации границы
бриллуэновского электронного пучка
отсутствуют только при строгом задании
места и угла влета электронов в пучок.
На самом деле из-за разброса электронов
по месту и углам влета в пучок практически
никогда не удается избежать пульсаций
границы пучка. Наиболее простой способ
уменьшения пульсаций – увеличение
сопровождающего пучок магнитного поля
по сравнению с Бриллуэновским значением.

Модуляция внешней
границы электронного пучка и существующее
в нем изменение скоростей с радиальной
координатой (шир скоростей) могут
послужить причинами развития
неустойчивостей. Поэтому в достаточно
протяженных пучках высокой плотности,
обычно, не удается избежать развития
неустойчивостей, приводящих к нарушению
магнитного удержания электронов пучка
и к увеличению разброса электронов по
энергии.

Рассмотрим
здесь только наиболее используемые
типы электронных пушек для мощных СВЧ
устройств, обеспечивающие компрессию
электронного потока.

Пушки Пирса.

Широко
применяются пушки с пирсовской оптикой,
позволяющие осуществлять компрессию
пучка с помощью электрического поля.
Пушки Пирса бывают со сферическими и
цилиндрическими поверхностями электродов.
Пушки первого типа используются для
формирования осесимметричных электронных
пучков сплошного сечения. Пушки второго
типа используются для создания ленточных
пучков. Сечение пушки со сферическими
электродами схематически показано на
рис.12.1. Чтобы понять ход электронных
траекторий в такой пушке, представим
себе для начала, что мы имеем два
концентричных сферических электрода,
причем внутренняя поверхность внешнего
электрода

Рис.12.1.

эмитирует
электроны, а внутренний электрод
служит анодом. В такой ситуации
электроны должны двигаться по радиусу
от эмиттера к аноду. Не трудно понять,
что при переходе к конструкции пушки,
показанной на рис.12.1, где катод и анод
образованы частью сферической (или
цилиндрической) поверхности, без
специального фокусирующего электрода
траектории электронов изменятся из-за
изменения условий на границе эмитируемого
пучка электронов. Такие изменения

сводятся
к минимуму именно благодаря использованию
фокусирующего электрода. Подобрав
размеры и угол раскрыва этого электрода,
можно добиться того, что электроны будут
двигаться в пушке Пирса приблизительно
так же, как и в полностью сферической
системе электродов.

Фокусирующий
электрод, как правило, имеет потенциал
катода, но отделен от него. Это позволяет
уменьшить теплоотвод от катода и
исключить миграцию на фокусирующий
электрод покрывающего катод активного
покрытия. Это дает возможность, во-первых,
снизить мощность нагрева катода, а
во-вторых, – исключить интенсивную
эмиссию с фокусирующего электрода.

В
пушке Пирса наилучшим образом фокусируется
поток электронов с катода у входа в
отверстие анода. Но затем, как и в любом
электронном потоке, начнется расфокусировка
электронного потока под действием сил
пространственного заряда. Поэтому и в
данном случае необходимо использовать
специальную систему удержания выходящего
из пушки пучка. Как правило, используется
магнитное удержание.

К
сожалению, отверстие в аноде пушки Пирса
выполняет роль своеобразной расфокусирующей
линзы. Это становится ясно, если построить
эквипотенциали вблизи этого отверстия
(см. рис.12.2) и определить направление
электрических сил, действующих на
электроны. Стрелкой на рисунке показано
направление расфокусирующей силы,
действующей на электроны на входе в
отверстие анода.

Рис.12.2.

Если ввести
сопровождающее пучок магнитное поле,
его действие удерживает пучок, но
пульсаций его границы, начинающейся
от отверстия в аноде, избежать трудно.
Амплитуда пульсаций уменьшается с
уменьшением диаметра отверстия и с
увеличением магнитного поля.

Для
достижения высокой компрессии в пушке
Пирса необходимо уменьшать радиус
анода и вместе с этим увеличивать
расстояние между катодом и анодом.
Однако, это ведет к уменьшению первеанса
пушки.

Одновременно
высокими показателями компрессии и
первеанса обладают так называемые
многопучковые пушки. В пушках такого
типа на поверхности сферического катода
создается система сферических эмиттеров
существенно меньшего радиуса. На малом
расстоянии от катода располагается
дополнительный сферический электрод
(первый анод) с системой отверстий,
каждое из которых согласовано с
соответствующим эмиттером. На этот
электрод подается ускоряющее электроны
напряжение и в результате создается
много маленьких пушек, поставляющих в
общий пучок токи с каждого мини-эмиттера.
Мини-пушки обладают достаточно большим
первеансом. Проходящие через отверстия
в первом аноде потоки электронов попадают
в ускоряющее поле между первым и вторым
анодом с большими начальными скоростями.
В этом поле электроны доускоряются и
происходит компрессия пучка, образованного
потоками электронов со всех мини-катодов.

Соседние файлы в папке UHF_LEC

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий