Как найти скорость ременной передачи

АННОТАЦИЯ

Актуальность и цель. Объект исследования – ременная передача, состоящая из двух шкивов и ремня. Предмет исследования – тяговые характеристики ремня. Тяговая способность ремня и ременной передачи характеризуется экспериментальными графиками зависимостей относительного скольжения ремня и коэффициента полезного действия от коэффициента тяги передачи. Задача состоит в разработке математической модели ременной передачи, позволяющей теоретически оценивать тяговую способность ремня и рациональный режим работы в зоне упругого скольжения.

Материалы и методы. Кинематический и силовой расчет ременной передачи построен на теории упругого скольжения ремня по шкивам, разработанной Н. П. Петровым и Н. Е. Жуковским. В соответствии с этой теорией на шкивах существуют дуги упругого скольжения ремня. При этом вследствие упругого скольжения отношение скоростей точек ведомой и ведущей ветвей ремня линейно связано с относительным скольжением ремня, равным разности относительных удлинений ветвей. В статье предложена математическая модель ременной передачи, в основу которой положены новое полученное уравнение связи между скоростями точек ведущей и ведомой ветвей ремня и уравнения движения ремня как сплошной среды.

Результаты. Разработана математическая модель ременной передачи, позволяющая изучать тяговые характеристики ремня и определять рациональный режим работы. Разработана компьютерная модель, с помощью которой получены оценки тяговых характеристик.

Новизна. Предложено новое уравнение связи между скоростями точек ведущей и ведомой ветвей ремня.

Выводы. В режиме отсутствия буксования ремня эффективность ременной передачи возрастает при уменьшении коэффициента запаса сцепления. Коэффициент полезного действия достигает максимума при такой нагрузке, когда коэффициент запаса сцепления на одном из шкивов уменьшается до минимально допустимого. Чтобы поддерживать заданный коэффициент запаса сцепления, при изменении нагрузки силу натяжения ремня целесообразно регулировать.

ABSTRACT

Background. The object of research is belt transmission that consists of two pulleys and a belt. Subject of research is the traction characteristics of a belt. The challenge is to develop a mathematical model of the belt transmission, allowing in theory to evaluate the traction capacity of a belt and a rational mode of operation.

Materials and methods. Mathematical model of belt transmission is based on equation relationship between the velocities of lead and driven belt branches points and the equations of motion of the belt.

Results. The developed mathematical model of the belt transmission allows to study the belt traction characteristics and to determine a rational mode of operation. It was developed the computer model to estimate the traction experimental characteristics.

The novelty. It is proposed the new equation relationship between the speeds of points of leading and driven belt branches.

Conclusions. Belt transmission efficiency increases with decreasing safety factor of adhesion. Coefficient of efficiency reaches its maximum at this load, when the factor of adhesion on one of the pulleys is reduced to the minimum. To maintain the specified factor of adhesion, when changing the load force it is advisable to adjust the belt tension.

Введение

Кинематический и силовой расчет ременной передачи построен на теории упругого скольжения ремня по шкивам, разработанной Н. П. Петровым и Н. Е. Жуковским [2]. В соответствии с этой теорией на шкивах существуют дуги упругого скольжения ремня. При этом вследствие упругого скольжения отношение скоростей точек ведомой и ведущей ветвей ремня линейно связано с относительным скольжением ремня, равным разности относительных удлинений ветвей.

Статья посвящена разработке математической модели ременной передачи, в основу которой положены новое полученное уравнение связи между скоростями точек ведущей и ведомой ветвей ремня и уравнения движения ремня как сплошной среды.

1. Объект исследования и основные обозначения

Ременная передача – это механическая система, состоящая из ведущего шкива, ведомого шкива и соединяющего их ремня.

Введем следующие обозначения (рис. 1):

R1R2 – радиус шкива 1 и шкива 2 соответственно, м;

L – расстояние между осями шкивов 1 и 2, м;

s – площадь поперечного сечения плоского ремня, м2;

δ – половина толщины ремня, м;

α1, α2 – радиальный угол охвата ремнем ведущего и ведомого шкива, рад;

r1r2 – радиус цапфы вала ведущего и ведомого шкива, м;

 – относительное удлинение cрединного волокна ведущей и ведомой ветви ремня соответственно;

12 – угловая скорость шкива 1 и шкива 2 соответственно, рад/с;

 – скорость набегающей на шкив точки ремня ведущей и ведомой ветви соответственно, м/с;

u – передаточное отношение;

ρ – плотность ремня, кг/м3;

 – величина силы натяжения ведущей и ведомой ветви ремня соответственно без учета веса, Н;

 – начальная сила натяжения ремня без учета веса, Н;

E – модуль упругости ремня, Па;

 – начальное нормальное напряжение в сечении ремня, Н;

 – предел упругости ремня, Па;

f – коэффициент трения скольжения ремня со шкивом;

µ – коэффициент трения скольжения во вращательной паре “вал шкива − опора”;

M1M2 – величина момента пары сил, приводящих в движение ведущий шкив 1, и пары сил полезного сопротивления (рабочей нагрузки), действующих на ведомый шкив 2 соответственно, Н м;

 – величина момента силы трения во вращательной паре “вал − опора” ведущего и ведомого шкива относительно оси вращения соответствующего шкива, Н м;

P1P2 – мощность момента M1M2 пары сил соответственно, Вт;

η – коэффициент полезного действия ременной передачи.

2. Формулировка задачи

Тяговая способность ремня и ременной передачи характеризуется экспериментальными графиками зависимостей относительного скольжения ремня и коэффициента полезного действия от коэффициента тяги передачи [2, с. 137, 138]. Задача состоит в разработке математической модели ременной передачи, позволяющей теоретически оценивать тяговую способность ремня и рациональный режим работы в зоне упругого скольжения.

3. Кинематика ременной передачи

Рассмотрим ременную передачу с ведущим шкивом 1 и ведомым 2 при неизменной нагрузке и равномерных вращениях шкивов. В соответствии с исследованиями Н. П. Петрова и Н. Е. Жуковского дуга охвата шкива ремнем состоит из участков сцепления и скольжения [2, с. 130]. Пусть точки AC и K, E– концевые точки дуги охвата ремнем ведущего и ведомого шкива соответственно (рис. 2). На участках AB и KD набегания ремня на ведущий и ведомый шкив ремень не скользит по шкиву. Следовательно, скорость  точек участка AB ведущей ветви ремня равна скорости точки A равномерно вращающегося шкива. При этом скорости точек участка BC ремня, касающегося ведущего шкива, уменьшаются до  в точке С схода, то есть участок BC ремня «отстает» от шкива из-за укорочения и скользит по нему. Аналогичные условия должны соблюдаться на дуге KE ведомого шкива. Скорость  точки K ведомой ветви ремня при набегании на шкив равна скорости точки K шкива. При этом скорости точек участка DE ремня, касающихся шкива, увеличиваются до  в точке E схода, то есть участок DE ремня «опережает» шкив из-за удлинения:

                                                                                               (1)

При буксовании ремня равенства (1) не соблюдаются.

Рассмотрим участок AC ремня, огибающий ведущий шкив. За время t его место займет участок AA1 длиной  ведущей ветви, а участок AC займет положение CС1 длиной  ведомой ветви:

 ; ..                                            (2)

Участки AA1 и CС1 в разные моменты времени представляют один и тот же участок AC ремня и имеют длину  в недеформированном состоянии. Следовательно,

                              .                                  (3)

Подставляя выражения для  из равенств (3) в равенства (2) и исключая время t, придем к такому равенству:

                                                     .                                                     (4)

По определению,

                                                             

или с учетом равенств (1), (4)

                                                     .                                           (5)

Формула (5) справедлива при отсутствии буксования ремня. Она доказывает, что передаточное отношение ременной передачи равно отношению радиусов ведомого и ведущего шкивов, умноженному на коэффициент пропорциональности, который не равен единице и зависит от относительных удлинений ведущей и ведомой ветвей ремня.

4. Динамика шкива и ремня

Установим соотношения между величинами моментов M1M2 . Вес ремня учитывать не будем. Можно доказать, что он не влияет на работу движущих сил. Примем, что при неизменной нагрузке 1) вращения шкивов равномерные; 2) движение ремня установившееся; 3) ремень находится в упругом состоянии растяжения.

Выделим часть ремня, охватывающую ведущий шкив, как сплошную среду (рис. 3). Среда ограничена контрольной поверхностью, состоящей из цилиндрических внутренних и внешних поверхностей, двух боковых поверхностей, перпендикулярных оси вращения шкивов, и двух плоских радиальных поперечных сечений набегания и схода ремня. На контрольной поверхности действуют следующие силы: 1) равнодействующие  сил натяжения ведущей и ведомой ветви соответственно; 2) равнодействующая  реакций ведущего шкива.

При неизменном сопротивлении движение ремня как сплошной среды – установившееся. Полагая, что плотности и площади поперечного сечения ведомой ветви и ремня в ненапряженном состоянии отличается незначительно, запишем уравнение сохранения масс в интегральном виде [3, с. 54]:

                                              ,

где  − плотности и площадь поперечного сечения ведущей ветви ремня.

Момент силы или количества движения материальной точки относительно оси шкива будем считать положительным, если при взгляде на рисунок сила или количество движения стремятся вращать шкив вокруг оси против хода стрелки часов. Уравнение моментов количества движения относительно оси O вращения шкива ремня на шкиве при установившемся движении запишем в интегральном виде [3, с. 54]:

 

или с учетом уравнения сохранения масс

        ,                  (6)

где  – величина момента силы  относительно оси шкива.

Уравнение равномерного вращения шкива 1 представим в виде уравнения равновесия моментов сил относительно оси вращения:

                                      .

Следовательно, уравнение (6) можно записать так:

         

или

  .         (7)

Рассматривая участок ремня, охватывающий ведомый шкив, придем к аналогичному уравнению:

         .         (8)

При неизменности общей длины ремня растяжение ведущей ветви «компенсируется» сжатием ведомой ветви, то есть уменьшение силы сжатия «компенсируется» увеличением силы растяжения:

                                                                                             (9)

или

                                              .                                              (10)

Найдем величины  моментов сил трения во вращательной паре ведущего и ведомого шкива. На ведущий шкив со стороны элемента ab ремня действует элементарная нормальная сила dN1 и элементарная сила dT1 трения сцепления, а на ведомый шкив – соответственно dN2 и dT2. На вал ведущего шкива со стороны опоры действует элементарная сила, уравновешивающая силу dN1 и элементарная сила dQ1 трения, а на вал ведомого шкива − силы dN2dQ2 (рис. 4).

По определению,

                                                                                     (11)

Силы трения скольжения связаны с силами давления такими равенствами:

.

Следовательно, формулы (11) можно переписать так:

                                                                                   (12)

Установим связь между силами растяжения ремня и силами давления ремня на шкив.

Рассмотрим элемент ab ремня на ведущем шкиве с элементарным радиальным углом dα (рис. 5). На него действуют силы растяжения  и , вес, нормальная и касательная составляющие реакции шкива, элементарные равнодействующие которых равны dN и dT. Приращение  вектора  имеет проекцию  на ось касательной к окружности шкива и проекцию  на ось нормали к окружности шкива:

                                                     

Расчеты показали, что касательное ускорение точек ремня, обусловленное его деформацией, приводит к изменению сил натяжения ремня менее чем на 1% и им можно пренебречь. Вес ремня не влияет на работу движущих сил, и его также не будем учитывать. Рассмотрим предельный случай, когда скорость точки элемента ремня наибольшая и давление ремня на шкив наименьшее. Уравнения движения центра масс элемента ab ремня массы  на ведущем шкиве в естественном виде [1] запишем так:

                                                       

Проинтегрируем обе части уравнений по всем элементам ab ремня на дуге охвата ремня по окружности шкива 1:

                                                                (13)

Формулы (12) с учетом равенств (9), а также (13) и аналогичных для ведомого шкива примут такой вид:

                                                                  (14)

По определению, условие отсутствия буксования ремня на ведущем шкиве можно записать так:

                                               

или с учетом равенств (13)

                                                                      (15)

Условие отсутствия буксования для ведомого шкива выводится аналогично:

                                                                      (16)

Сцепление ремня с ведущим и ведомым шкивом характеризуется соответственно коэффициентом β1, β2 запаса сцепления:

                                                            (17)

Уравнения (4), (7), (8), (10) позволяют найти четыре неизвестные . Они справедливы при отсутствии буксования ремня.

Отметим, что искомые неизвестные являются константами, если момент пары сил нагрузки не изменяется. Если момент пары сил изменяется и задан как функция времени, то при малом моменте сил инерции шкивов четыре неизвестные  определяются из тех же уравнений как функции от времени.

5. Алгоритм расчета

1. Задаем исходные данные: R1 [м]; R2 [м]; L [м]; r1 [м]; r2 [м]; s [м2]; ρ [кг/м3]; 1 [рад/с]; M2 [Н м];  [Па]; E [Па];  [Па]; f ; µ.

2. Определяем углы охвата ремней, скорость точки ведущей ветви по формуле (1), начальной силы растяжения ремня и моментов холостого хода по формулам (14).

;

.

3. Отмечаем, что три уравнения (4), (8), (10) содержат три неизвестные .  Они приводятся к кубичному уравнению относительно переменной z:

                                      ,

где  .

4. Находим единственный корень z кубического уравнения на отрезке [0, 1] численным методом (например, методом Ньютона) и определяем скорость точки ведомой ветви ремня: .

5. Определяем неизвестные  из уравнений (4), (10):

;

6. Определяем силы натяжения и момент пары движущих сил из уравнений (7):                 , Н; , Н; 

, Н м.

7. Проверяем условия (15), (16) отсутствия буксования:

8. Проверяем условие упругости ремня по среднему слою: .

9. При выполнении условий в п. 7, 8 определяем угловую скорость ведомого шкива по формуле (1): , рад/с.

10. Определяем передаточное отношение по формуле .

11. Определяем мощности движущих сил и сил сопротивления:

;     .

12. Оцениваем коэффициент полезного действия ременной передачи:

.

13. Оцениваем относительное скольжение  ремня по формуле

.

14. Оцениваем коэффициент  тяги передачи по формуле .

15. Оцениваем коэффициенты запаса сцепления по формулам (17).

6. Анализ тяговых характеристик

Рассчитаем тяговые характеристики ременной передачи (табл. 1).

1. Исходные данные

R1,

м

R2,

м

L,

м

r1,

мм

r2,

мм

s,

мм2

δ,

мм

ρ, кг/м3

1, об/мин

M2, Н м

, MПа

E, МПа

, МПа

f

µ

0,1

0,2

0,7

10

20

160

2

1200

800

40

1,6

160

2,2

0,3

0,12

Расчет произведем по формулам алгоритма, полагая, что единицы измерения исходных данных приведены к системе СИ.

Сила растяжения и относительное удлинение ведущей ветви ремня увеличиваются, а ведомой − уменьшаются с увеличением момента пары сил нагрузки (рис. 6). При этом коэффициент  тяги и относительное скольжение возрастают (рис. 7, слева).

Коэффициент полезного действия передачи увеличивается с увеличением момента пары сил нагрузки от 5 до 40 Н м и увеличении коэффициента тяги (рис. 7, справа).

 

С увеличением нагрузки коэффициент β1 запаса сцепления ремня с ведущим шкивом и β2 с ведомым шкивом уменьшаются (рис. 8, слева).

 
 

При уменьшении коэффициента запаса сцепления на одном из шкивов до 1 эффективность ременной передачи возрастает. Коэффициент полезного действия достигает максимума при такой нагрузке и тяге, когда коэффициент запаса сцепления на одном из шкивов уменьшится до минимально допустимого.

Чтобы поддерживать заданный коэффициент запаса сцепления, при повышении нагрузки силу натяжения ремня необходимо регулировать, увеличивая ее прямо пропорционально моменту пары сил нагрузки (рис. 8, справа).

Рассмотрим вариант модели, когда в исходных данных вместо начальной силы натяжения ремня или начального нормального напряжения  в сечении ремня задано значение β коэффициента запаса сцепления .Тогда равенство (10) с учетом (17) можно переписать так:

                               ,                              (18)

где 

Уравнения (4), (7), (8), (18) позволяют найти четыре неизвестные . Начальная сила натяжения ремня определяется по формуле (10):

.

Как показали расчеты, если коэффициент запаса сцепления на одном из шкивов равен 1, то есть дуги упругого скольжения и охвата шкива ремнем совпадают, то справедлива формула Эйлера без учета «вклада» сил инерции, деформации и толщины ремня: .

Снижение модуля упругости ремня в процессе эксплуатации приводит к ухудшению характеристик передачи (рис. 9).

 
 

При снижение эксплуатационных характеристик ремня дополнительное растяжение позволяет уменьшить коэффициент запаса сцепления и увеличить коэффициент полезного действия передачи.

Выводы

1. Компьютерная модель ременной передачи позволяет оценить тяговые характеристики ремня.

2. В режиме отсутствия буксования ремня эффективность ременной передачи возрастает при уменьшении коэффициента запаса сцепления. Коэффициент полезного действия достигает максимума при такой нагрузке, когда коэффициент запаса сцепления на одном из шкивов уменьшится до минимально допустимого.

3. Чтобы поддерживать заданный коэффициент запаса сцепления, при изменении нагрузки силу натяжения ремня целесообразно регулировать.

Список литературы:

1. Белов.М.И. , Пылаев Б.В. Теоретическая механика. 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ИНФРА-М, 2016. − 336 с. / [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=556474 (дата обращения 12.05.2017).
2. Гузенков П. Г. Детали машин. − М.: Высшая школа, 1982. − 352 c
3. Седов Л. И. Механика сплошной среды. том II. Учебник. − М.: Наука, 1976. − 574 с.

Диаметры шкивов и скорость ремня

Диаметры шкивов определяются в зависимости
от типа передачи, передаваемой мощности
и передаточного отношения. Расчет
передачи выполняется по диаметру малого
шкива D1,
минимальное значение которого для
клиновых ременных передач представлено
в табл. П36, для поликлиновых – в табл.
П38. Диаметры шкивов клиноременной и
поликлиновой передачи по ГОСТ 50641-94
(соответствуют ряду чиселRа40,
с предпочтением по рядуRа20):
63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280,
315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000 и т.д.

При выборе диаметров из числа стандартных
следует учитывать, что при меньших
диаметрах уменьшаются габариты передачи,
но увеличивается число ремней.

Диаметры делительных окружностей
зубчатых шкивов определяют по формуле

D = mz.

При этом окружная скорость ремня на
ведущем шкиве, м/с: v1= πD1n1/60000;
на ведомом –v2= πD2n2/60000.
Скоростиv1 и
v2не должны
быть меньше допустимых значений, табл.
2.39, табл. П36, табл. П38, табл. П49.

Угол обхвата

Дуга обода шкива, на которой он
соприкасается с ремнем, называется
дугой обхвата, а соответствующий ей
центральный угол называется углом
обхвата α (рис. 2.39). Угол обхвата ремнем
меньшего шкива определяется по выражению:

α = 180º – 57º(D2D1)/a,
град.

По углу обхвата вычисляется угол между
ветвями ремня (рис. 2.39), град:

γ = 180º – α.

Для зубчатых ремней по углу α определяют
число зубьев в зацеплении на малом
шкиве:

z0=z1/ 360º.

Межосевое расстояние и расчетная длина ремня

Межосевое расстояние аопределяется
в основном конструкцией привода.
Например, межцентровое расстояние
передачи 160/200, изображенной на рис. 2.41,
будет определяться как сумма межосевых
расстояний междуI,IIвалами иII,IIIвалами.

Рис. 2.41.
Кинематическая схема привода со сложенной
структурой

Минимальные значения а зависят от
типа передачи и диаметров шкивов.
Рекомендуемоеадля клиноременных
и зубчатых передач по ГОСТ 1284.3-96:

0,7 (D1+D2)a2 (D1+D2).

Для поликлиновых передач аограничивают
углом обхвата1500.

После определения межцентрового
расстояния a, находится
расчетная длина ремняLp,
мм:

Lр= 2a+π(D1+D2)/2 + (D2D1)2/(4a).

Длина ремней отечественного производства
стандартизована. Для нормальных сечений
Lвыбирается по рядуRa40, для узких и
поликлиновых ремней – по рядуRa20.
Для ремней импортного производства
длина ремня приведена в табл. 2.41, табл.
2.44.

При заданной длине ремня межосевое
расстояние aпересчитывается:

.

При этом расположение валов в редукторе
может поменяться (рис. 2.16).

Для зубчатых ремней по расчетной длине
ремня определяется расчетное число
зубьев ремня zр:

zр=Lp/(πm).

Полученное значение zрокругляется до ближайшего целого по
табл. П39. После этого устанавливается
окончательная длина зубчатого ремня,
мм:

Lmzр.

2.9.5. Методика расчета ременных передач по тяговой способности

Основными критериями расчета ременных
передач являются тяговая способность
или прочность сцепления ремня со шкивом
и долговечность ремня. Ограниченное
число типоразмеров стандартных клиновых
ремней позволило определить допускаемую
нагрузку для каждого типоразмера ремня,
а расчет передачи свести к подбору типа
и числа ремней по методике, изложенной
в ГОСТ 1284.3-80.

Соседние файлы в папке Устинов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В этой статье

  1. История
  2. Устройство ременной передачи
  3. Открытая, перекрестная и полуперекрестная передача
  4. Повышающая и понижающая передача
  5. Как посчитать передаточное отношение для ремённой передачи
  6. Передаточное число
  7. Передаточное отношение многоступенчатой ремённой передачи
  8. Виды приводных ремней
  9. Преимущества и недостатки ремённых передач
  10. Определения
  11. Вопросы
  12. Задачи
  13. Полезное видео

История

Ремённая передача – одна из древнейших и простых механических передач, в которой используются приводные ремни и специальные колеса — шкивы. По некоторым источникам, ременная передача впервые документально описана китайским философом, поэтом и политиком Ян Сюном (53 год до н. э. – 18 год н. э.) периода империи Хань в тексте «Словарь местных выражений». Описанное устройство использовали ткачи в своей работе с шелком.

Кстати, слово «ремённая» записывается через букву «ё», на которую и нужно ставить ударение. Но в печати, например, в нашем следующем заголовке, точки над «ё» могут опускать. Это не является ошибкой, но не забудьте ставить ударение правильно.

На средневековых картинах можно увидеть механизм — самопрялку, в которой принцип ремённой передачи используется для ускорения получения пряжи. Большое развитие ремённая передача вместе с другими механизмами получила во времена английской промышленной революции (1780-1830 гг.), которая началась с изобретения в 1769 году паровой машины. Небольшие кустарные ремесленные производства начали вытесняться фабричным трудом с большим количеством машин.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 1. Слева. Фрагмент из «Декреталий Григория IX». Примерно 1340 год. Справа. Мартен ван Хемскерк. Портрет женщины с прялкой. 1529 год
ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 2. Типография в 1870 году

На приведенной ниже картинке показаны примеры использования ремённой передачи в современных технических устройствах – от двигателя внутреннего сгорания автомобиля до 3D-принтера.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 3. Примеры использования ремённых передач. А – ремень ГРМ на электрогенераторе двигателя автомобиля. Б – механизм кассетного магнитофона. В – зубчатый ремень 3D -принтера. Г – ремень вместо цепи на велосипеде. Д – ремённая передача на роторной косилке мотоблока

Устройство ременной передачи

Ведущее и ведомое колесо – это шкивы. Их соединяет приводной ремень. Ведущий шкив — тот, который крутит мотор или другая внешняя сила, а ведомый – следующий за ним. Часто для предотвращения соскакивания ремня на ободе шкива делают канавку или бортики.

Чтобы ремень не проскальзывал, его нужно хорошо натянуть. Кто ездил на велосипеде хорошо знает проблему, что плохо натянутая цепь так и норовит слететь со звездочки, а если перетянешь – трудно ехать и она легко порвется. Для натяжения ремня или устранения его колебаний могут использоваться натяжные и прижимные ролики.

Диаметр ведущего шкива мы обозначим английской буквой d1, а ведомого — буквой d2. Нам это понадобится при расчетах.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 4. Общая схема устройства ремённой передачи

Ремень является самым дешевым устройством в данном механизме. Но за счет него ремённая передача обеспечивает плавность хода и снижение шума. Такая передача способна амортизировать рывки и снижать нагрузку на мотор. Так, если на циркулярном станке резко заклинит диск при распиливании дубовой доски, электромотор остановится не сразу, а с задержкой за счет упругости ремня и его проскальзывания.

Рассмотрим следующую схему.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 5. Общая схема устройства ремённой передачи

Ведущая ветвь ремня — та, которая набегает на ведущий шкив. Она при работе передачи испытывает растяжение.

Ведомая ветвь ремня — та, которая сходит с ведущего ремня и набегает на ведомый. Она при работе сжимается и расслабляется.

Сжатие и растяжение двух ветвей компенсируется. Иначе ремень рвется. При переходе с одной ветви на другую ремень упруго сжимается или растягивается. В этих зонах на шкиве происходит упругое скольжение ремня. Из-за изменения величины упругого скольжения передаточное отношение ремённой передачи непостоянное и может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от нагрузки. При очень большой нагрузке ремень может упруго скользить по всей поверхности шкива.

Также важно знать про угол обхвата ремнём шкива. Чем больше угол обхвата, тем больше площадь контакта, тем больше полезная сила трения. При большой разнице в диаметрах шкивов этот угол может быть очень маленьким. Ремень при этом может проскальзывать. Чтобы увеличить угол обхвата без увеличения межосевого расстояния можно использовать прижимной ролик (смотри картинку ниже). В таком случае устанавливают ролик на ведомую ветвь, которая расслаблена, иначе ведущая ветвь растянется еще сильнее и износ ремня значительно вырастет.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 6. Увеличение угла обхвата с помощью прижимного ролика.

Открытая, перекрестная и полуперекрестная передача

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Рис. 7. Открытая, перекрестная и полуперекрестная передача
  1. В открытой ременной передаче шкивы расположены в одной плоскости параллельно друг-другу. Такая передача не меняет направления вращения ведомого шкива.
  2. В перекрестной ременной передаче приводной ремень закручен восьмеркой. Большой минус такого способа изменения направления вращения – большой износ ремня из-за дополнительного трения. Этот способ можно использовать при создании моделей из образовательного конструктора, но он редко используется в промышленных устройствах.
  3. В полуперекрестной ременной передаче ось вращения одного из шкивов повернута на некоторый угол относительно другой оси (например, на 90 градусов).

Повышающая и понижающая передача

Рассмотрим нижнюю картинку. Зеленый шкив с помощью ручки крутит персонаж с силой F. Это ведущий шкив. Синий шкив крутится за счет ремня. Это ведомый шкив. К нему на вал подвешен груз с максимально возможной массой, которую может поднять механизм.  

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Рис. 8. Виды ремённых передач
  1. В первом случае диаметр ведущего и ведомого шкивов одинаковый. Скорость и сила на выходе не поменяется.
  2. Во втором случае диаметр ведущего шкива меньше ведомого. Скорость на выходе упадет. Такая передача называется понижающей. Сила при этом увеличится и механизм сможет поднять груз большей массы, чем первый.
  3. В третьем случае диаметр ведущего шкива больше ведомого. Скорость на выходе увеличится. Такая передача называется повышающей. Сила при этом уменьшится и механизм сможет поднять груз меньшей массы, чем первый и второй.

Почему так происходит? Любой сложный механизм можно представить через простые механизмы. В данном случае ручка, за которую тянет персонаж и радиус к точке на окружности, которую толкает приводной ремень, образуют рычаг. Посмотрите на следующий рисунок.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Рис. 9. Схема понижающей и повышающей ремённой передачи

Короче плечо рычага к нагрузке (радиус шкива) – больше сила, но меньше пройденный путь.

Длиннее плечо рычага к нагрузке (радиус шкива) – меньше сила, но больше пройденный путь.

Эти схемы с понижающей и повышающей ремённой передачей наглядно демонстрируют работу золотого правила механики — за выигрыш в силе приходится платить таким же проигрышем в расстоянии (схема 1) или за выигрыш в расстоянии приходится платить таким же проигрышем в силе (схема 2).

Как посчитать передаточное отношение для ремённой передачи

При создании ремённой передачи нужно понимать, во сколько мы выиграем или проиграем в скорости и силе, чтобы собрать устройство с нужными характеристиками.

Передаточное отношение обозначается буквой i. Оно показывает, во сколько раз снизилась скорость вращения на выходе. Согласно золотому правилу механики, во столько же раз увеличится сила (крутящий момент).

Формулу для расчета передаточного отношения можно вывести из правила рычага. Передаточное отношение для ремённой передачи рассчитывается так:

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Таким же образом передаточное отношение можно посчитать через соотношения радиусов.

Узнать размеры шкивов можно с помощью линейки. Самый точный метод измерения диаметра – с помощью штангенциркуля.  

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 10. Два способа измерения диаметров шкивов

Передаточное отношение удобно записывать со знаком деления в виде i = 1 : 1. Эта запись показывает, что 1 оборот на входе даст 1 оборот на выходе. Передаточное отношение i = 5 : 1 показывает, что 5 оборотов на входе дает 1 оборот на выходе, то есть скорость упала в 5 раз (передача понижающая).

Если дробь можно сократить, её сокращают. Например, i = 5 : 25 = 1 : 5 (передача повышающая).

Передаточное число

Передаточное отношение можно записать в виде числа, поделив числитель на знаменатель. Например, i = 5 : 1 = 5, или i = 1 : 4 = 0,25. В данном случае говорят о передаточном числе.

Рассмотрим разные варианты передаточных чисел:

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Передаточное отношение многоступенчатой ремённой передачи

Если передача многоступенчатая (двух-, трехступенчатая и т.д.), то общее передаточное отношение будет вычисляться как произведение отдельных передаточных отношений.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Эта формула справедлива для следующего рисунка:

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 11. Многоступенчатая ремённая передача

Передаточное отношение для шкивов, жестко закрепленных на общей оси, не считается — скорость их вращения будет всегда одинаковой!

Виды приводных ремней

Видов ремней достаточно много, так как используются они в разных условиях. Где-то нужно передать очень большую мощность так, чтобы ремень не порвался и не растянулся. Где-то ремень не должен проскальзывать. Где-то ремень должен крутиться очень-очень быстро и мало изнашиваться со временем. А где-то нужно передать вращение на большое расстояние и под углом.

Очень распространенная классификация ремней – по поперечному сечению или форме. Основные виды: 1 — плоские ремни, 2 – клиновые ремни, 3 – ремни круглого сечения (пассики), 4 – многоручьевые ремни (или поликлиновые), 5 – зубчатые ремни.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 12. Виды приводных ремней

В крупной промышленной технике самые распространенные ремни – клиновые и поликлиновые. Они достаточно толстые по сечению и имеют увеличенную за счет боковой поверхности площадь сцепления со шкивами.

В небольших электронных устройствах чаще используются плоские ремни и пассики (ремни с круглым сечением).

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Рис. 13. Четыре прядильные машины приводятся в движение от плоских приводных ремней с линейного вала. Лейпциг , Германия, около 1925 года

Плоские ремни широко использовались в 19-м и начале 20 века на фабриках для передачи движения на несколько машин с одного линейного вала (англ. line shaft). Они широко применялись и применяются в лесопильных станках, молотилках, электрогенераторах.

В станках с ЧПУ (3D-принтерах, плоттерах, лазерных станках) используются зубчатые ремни, так-так они сохраняют постоянное передаточное отношение и не проскальзывают.

Преимущества и недостатки ремённых передач

Как и у любого устройства, у ремённой передачи есть свои плюсы и минусы по сравнению с другими механизмами. Выделим важные из них.

Преимущества:

  • простота конструкции;
  • малая стоимость:
  • малая шумность;
  • плавность работы;
  • сглаживание ударных перегрузок за счет упругости ремня;
  • возможность менять направление вращения под разным углом;
  • возможность передавать вращение на большое расстояние.

 Недостатки:

  • большие габариты конструкции;
  • плохая работа на больших скоростях (появление вибраций);
  • большая нагрузка на оси (валы, подшипники);
  • непостоянное передаточное отношение при разной нагрузке (из-за упругого скольжения);
  • малый срок службы ремня по сравнению с зубчатыми колесами;
  • биение приводного ремня при его слабом натяжении;
  • необходимость в дополнительных элементах при большой длине ремня или малом угле обхвата;
  • увеличение износа приводного ремня или осей при неправильном натяжении.

Определения

  • Ведущая ветвь ремня — набегает на ведущий шкив. При работе передачи растягивается.
  • Ведомая ветвь ремня — сходит с ведущего ремня и набегает на ведомый. При работе передачи расслабляется.
  • Межосевое (межцентровое) расстояние – кратчайшее расстояние между осями шкивов.
  • Натяжной ролик (леникс, от нем. lenix, lenixrolle — натяжной ролик) – элемент ремённой или цепной передачи; свободно вращающееся на оси колесо (шкив, звездочка, ролик), которое используется для регулирования натяжения ремня или цепи. Например, используется в тракторах для натяжения гусениц или в двигателе автомобиля для натяжения ремня ГРМ (газораспределительного механизма).
  • Пассик (от польского pasek — ремешок) – исторически вошедшее в наш оборот название приводного ремня круглого сечения. Слово «пассик» имеет польское происхождение. Его появление в русском словаре связывают с 80-ми годах 20-го века, когда им называли соответствующий элемент в импортном польском магнитофоне. Пассик, как правило, выполнен из резины или других полимерных материалов. Пассики использовались в устройстве протяжного механизма магнитной ленты старого кассетного магнитофона – он хорошо сглаживал рывки от электромотора и предохранял от искажений звука. «Пассики» входят в комплект конструктора Lego WeDo или ресурсного набора Lego MINDSTORMS Education EV3. В общем, всякий пассик — приводной ремень, но не каждый приводной ремень – пассик.
  • Приводной ремень – гибкий замкнутый элемент (ремень) для передачи вращения между двумя шкивами. Вращение передается за счет силы трения (гладкий ремень) или силы зацепления (ремень с зубчиками). Может иметь разную форму: бывают плоские ремни, зубчатые ремни, клиновидные ремни.
  • Ремённая передача (англ. belt drive)– механизм, предназначенный для передачи вращательного движения с помощью силы трения или зубчатого зацепления замкнутой гибкой связи (ремня) с помощью колес (шкивов), закрепленных на входном и выходном вале.
  • Угол обхвата – угол прилегания ремня к шкиву.
  • Шкив – фрикционное (англ. friction — трение) колесо с ободом или канавкой по окружности. Передает или принимает движение от приводного ремня. В отличие от блока, который имеет похожую форму, шкив всегда передавет усилие с оси на ремень, либо принимает усилие с ремня на ось. Блок же всегда свободно вращается на оси и обеспечивает изменение направления движения каната/троса, а также изменяет прикладываемую силу.

Вопросы

1. Что ты можешь сказать о ремённых передачах по этим двум изображениям? В чем их отличие и из каких элементов они состоят?

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Задачи

1. Мальчик Ваня измерил штангенциркулем ведущий и ведомый шкив. Диаметр первого составил 12 миллиметров, второго – 32 миллиметра. Какое передаточное отношение у этой ремённой передачи?

2. Угловая скорость вращения вала мотора – 420 оборотов в секунду. Какая угловая скорость будет у ведомого шкива, если передаточное отношение i = 12 : 1?

3. Собери одноступенчатую понижающую ремённую передачу из деталей Lego. В качестве шкивов можно использовать диск узкого или большого колеса и желтые втулки. На ведущую ось установи ручку, на ось ведомого шкива установи стрелку, чтобы считать обороты.

Измерь с помощью линейки или штангенциркуля диаметры шкивов.

Заполни таблицу. Проверь опытным путем полученное значение с помощью стрелки.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Пример
ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение
Таблица

4. Собери двухступенчатую понижающую ремённую передачу с ручкой и стрелкой (пример — в 3 задаче). Посчитай передаточное отношение через диаметры. Проверь полученное значение опытным путем.

ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение ПОДРОБНО О РЕМЁННОЙ ПЕРЕДАЧЕ: история, виды, передаточное отношение

Полезное видео

  1. Э+М. Ременная передача. Урок №3
  2. GetAClass. Золотое правило механики
  3. Анимация. Прямая и перекрестная ременная передача
  4. Анимация. Ременная передача — работы различных механизмов с помощью ремня

где Nмощность на ведущем шкиве Вт., n1 – частота
вращения ведущего шкива об/мин.

Полученный результат следует округлить до ближайшего значения по
стандартному ряду диаметров шкивов

(по ГОСТ 17383-73): 40; 45; 50; 56; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125;
140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315; 355; 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800;
900; 1000; 1120.

.2.2. Диаметр ведомого шкива с учётом относительного скольжения e (табл. 1.4)

Вид ремня

e

Прорезиненные и
шерстяные

0.01

Кожаные

0.015

Хлопчатобумажные

0.01

Рассчитанное значение D2 округляем по стандартному ряду диаметров
шкивов.

Уточняем передаточное число:

Уточняем частоту вращения ведомого вала:

n2n1/u (1-)

Расхождение с заданным допускается до 3%.

Определяем скорость ремня:

 м/сек

Если V
получится меньше 10 м/с, то рекомендуется увеличить диаметры шкивов; при
техническом обосновании допустима и меньшая скорость.

Окружное усилие (H):

, где N – мощность Вт, V-м/сек

Определяем межосевое расстояние a:

Угол обхвата на малом шкиве:

Он должен быть  150 0.

Допускаемое полезное напряжение (удельное окружное усилие на
единицу площади поперечного сечения ремня):

k0C0CaCp

Значения k0
относящиеся к горизонтальным передачам, при D1=D2 (соответствует углам обхвата a=1800) при напряжении от
предварительного натяжения s0=1.8 Н/мм2 и скорости V=10 м/с даны в табл. 1.5.

Таблица 1.5 Значение k0 при V = 10 м/с, a = 180 0 и s0 = 1.8 Н/мм2

Отношение k0, H /мм 2, для
ремней

прорезиненные

кожаные

хлопчатобумажные

1/40

2.25

2.2

1.7

1/50

2.3

2.3

1.8

Примечание: При изменении 0 на ±10% значения k0 изменяются на ±8%

Коэффициент C0 учитывает расположение
передачи. Для горизонтальных и наклонных до 600 передач C0 =1, при наклоне свыше 600
до 800 C0 =0.9, свыше 800 до
900 C0 =0.8.

Коэффициент Ca учитывает влияние угла обхвата
определяется по формуле:

Коэффициент, учитывающий влияние скорости:

Коэффициент CP учитывает условия эксплуатации передачи: при спокойной
работе с кратковременными пусковыми нагрузками не свыше 120% от номинальной, CP =1;

при умеренных колебаниях нагрузки и пусковой нагрузке до 150%, CP = =0.9;

при значительных колебаниях нагрузки и при пусковой нагрузке до
200%, CP =0.8;

при ударных нагрузках и пусковой нагрузке до 300%, CP =0.7.

При двухсменной работе значения CP брать на 0.1 меньше, при трёхсменной на
0.2 меньше.

Определяем площадь поперечного сечения ремня:

,

где b
ширина ремня мм, d
толщина ремня мм.

Из условия:

 или ,

определяем необходимую толщину ремня d. По таблицам 1.1., 1.2., 1.3. уточняем
толщину ремня. Следует учесть, что с уменьшением толщины ремня его
долговечность увеличивается.

По формуле:

определяем b,
выбираем по таблицам 1.1.,
1.2., 1.3.
ближайшее стандартное значение.

Примечание: некоторые уменьшение площади поперечного сечения ремня
по сравнению с полученным по расчёту допустимо, т.к. при уменьшении отношения d /D1 значение k0 возрастает.

Расчётная длина ремня (без учёта припуска на соединения концов):

 мм

Число пробегов ремня в секунду:

 (с -1)

L в метрах (допускается для плоских ремней до 20 (1/с)).

Определяем силы, действующие в ремённой передаче.

Предварительное натяжение каждой ветви, Н

Натяжение ведущей ветви, в Н

Натяжение ведомой ветви, в Н

Проверяем окружное усилие:

Давление на вал, в Н

Максимальное начальное натяжение (с учётом последующего
ослабления) принимаем в 1.5 раза больше.

1.3 Шкивы плоскоремённых передач.

Материал для шкивов (при скорости ремня до 30 м/с) – чугун
марки не ниже СЧ 15 – 32. При большой скорости – до 45 м/с – шкивы отливают из
стали не ниже 25Л.

Ширину В обода шкива определяют в зависимости
от ширины ремня b (табл. 1.6).

Для предохранения от бокового скольжения ремня обод большого
шкива выполняют выпуклым, стрелу выпуклости определяют по табл. 1.7.

Рабочая поверхность обода должна иметь шероховатость

.

Толщина обода у края .

Если шкив выполняется без спиц с диском, то толщину диска
принимают равной .

В конструкциях со спицами число их принимают в зависимости от
диаметра: при D£ 500 мм число спиц z = 4; при D свыше 500 до 1000 мм z = 6. Для широких шкивов при B> 300 мм число спиц удваивают и располагают их в два ряда. С
внутренней стороны обода для плавного перехода спиц делают кольцевой выступ
(рифт) высотой e
=
s + 0.002B.

Спицы эллиптического сечения рассчитывают условно на изгиб от
окружного усилия Р, принимая во внимание одну треть их числа.

Таблица 1.6 Ширина обода шкива

b

B

b

B

b

B

40 50 63 71 80 90

50 63 71 80 90 100

100 112 125 140 160 180

112 125 140 160 180 200

200 224 250 280 315 355

234 250 280 315 355 400
450

400

Таблица 1.7 Стрела выпуклости у

Ширина обода B

Диаметр шкива D, мм

250; 280

315; 355

400; 450

500; 600

630-1000

125

0.8

1

1

1

1

Св.125 до 160

0.8

1

1.2

1.5

1.5

Св.160 до 200

0.8

1

1.2

1.5

2

Расчётное сечение рассматривают условно в диаметральной
плоскости, проходящей через ось шкива перпендикулярно оси спицы; отношение осей
a:h=0.4; момент сопротивления одной спицы:

условие прочности:

Для чугунных шкивов среднее значение . Размеры осей эллипса в сечении спицы у
обода уменьшают на 20%.

.3.8. Размеры ступицы шкива принимают в зависимости от диаметра
вала: L » (1.5+2) d, но по возможности не больше В;
d1 » (1.8+2) d.


2. Клиноремённые передачи

Промышленность выпускает клиновые ремни трёх видов: нормального
сечения, предназначенные для общего применения; допускаемая скорость до 30 м/с;
узкие – для скорости – до 40 м/с; широкие – для бесступенчатых передач
(вариаторов). Стандартные длины L
клиновых ремней, мм:

; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1250; 1400; 1600;
1800; 2000; 2240; 2500; 2800; 3150; 4000; 4500; 5000; 5600; 6300; 7100; 8000;
9000; 10000; 11200; 12500; 14000; 16000; 18000.

Стандартные диаметры шкивов D, мм:

; 71; 80; 90; 100; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315;
355; 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1400; 1600; 1800; 2000.

2.1 Расчёт клиноремённой передачи

Расчёт производят по следующим исходным данным: 1. Мощность на
ведущем валу. 2. Частота вращения ведущего вала. 3. Частота вращения ведомого
вала. 4. Передаточное число ремённой передачи. 5. Вращающий момент ведущего вала.

По номинальному моменту ведущего вала в таблице 2.1. выбирают
сечение ремня с площадью поперечного сечения ремня F и диаметром ведущего шкива Dmin. В табл. 2.1. указано минимальное
значение D1. Однако для обеспечения большей
долговечности ремня рекомендуется не ориентироваться на Dmin, а брать шкив на 1 – 2 номера больше.

Определяем (если не задано) передаточное число U без учёта скольжения:

Находим диаметр D2
ведомого шкива, с учётом относительного скольжения e (табл. 2.2.):

Выбираем ближайшее стандартное значение D2.

Уточняем передаточное число U с учётом e:

Пересчитываем:

Таблица 2.1. Клиновые ремни (по ГОСТ 1284 – 68)

Тип

Обозначение сечения

Размеры сечения, мм

F, мм2

L, м

D1, мм

T1, Нм

b

be

h

y0

Нормального сечения

О

10

8.5

6

2.1

47

0.4-2.5

63

30

А

13

11

8

2.8

81

0.56-4.0

90

15-60

Б

17

14

10.5

4

138

0.8-6.3

125

50-150

В

22

19

13.5

4.8

230

1.8-10

200

120-600

Г

32

27

19

6.9

476

3.15-15

315

450-2400

Д

38

32

23.5

8.3

692

4.5-18

500

1600-6000

Е

50

42

30

11

1170

6.3-18

800

4000

Узкие

УО

10

8.5

8

2

56

0.63-3.55

63

150

УА

13

11

10

2.8

95

0.8-4.5

90

90-400

УБ

17

14

13

3.5

158

1.25-8

140

300-2000

УВ

22

19

18

4.8

278

2-8

224

1500

Таблица 2.2. Относительное скольжение ремня

Тип ремня

e

Корд тканевый

0.02

Корд шнуровой

0.01

Определяем межосевое расстояние a: его выбираем в
интервале:

Принимаем близкое к среднему значению.

Расчётная длинна ремня определяется по формуле:

Выбираем ближайшую по стандартному ряду длину ремня.

Вычисляем среднее значение диаметра шкива:

Определяем новое значение a с учётом стандартной длинны L по формуле:

Примечание: при монтаже передачи необходимо обеспечить возможность
уменьшения a на 0.001L для того, чтобы облегчить надевание
ремней на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть
возможность увеличения a на 0.025L.

Угол обхвата меньшего шкива, в градусах:

Окружная скорость, м/с:

D1n1/60000

По табл. 2.3 находим методом интерполяции величину окружного
усилия Р0, передаваемого одним клиновым ремнём при u=1, и длине L0.

Допускаемое окружное усилие на один ремень

,

где коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата:

коэффициент, учитывающий влияние длины ремня:

– коэффициент режима работы Ср, табл.
2.4.

Определяем окружное усилие, передаваемое ременной передачей
Н:

, где N – Вт, V-м/сек

Расчётное число ремней

 

Определяем усилия в ремённой передачи, приняв напряжения от
предварительного натяжения s = 1.6 Н/мм2

Предварительное натяжение каждой ветви ремня Н:

 F – площадь сечения ремня

рабочее натяжение ведущей ветви

то же ведомой ветви

Таблица 2.3 Окружное усилие р0,
передаваемое одним клиновым ремнём при u=1, длине L0 и спокойной работе

Тип

Сечение ремня (Длина L0), мм

D1, мм

V, м/с

5

10

15

20

25

30

35

40

Р0, Н

Ремни нор – маль-ного сечения

О (1320)

71

112

95

81

68

56

80

124

107

94

80

66

90

134

116

104

86

76

62

100

140

124

111

98

84

66

А (1700)

100

190

160

138

115

91

112

210

182

160

137

112

83

125

230

200

177

155

132

105

140

246

218

194

172

148

121

160

264

135

214

190

165

138

Б (2240)

140

322

270

230

191

160

366

315

275

236

196

149

180

402

351

310

272

230

184

200

430

379

238

300

257

212

224

452

405

363

325

282

271

В (3750)

224

630

535

463

393

318

235

250

696

602

530

460

384

302

280

756

663

590

520

44

383

315

814

719

647

558

500

416

355

864

770

700

630

550

470

Г (6000)

355

1350

1140

990

840

680

513

400

1510

1300

1150

100

840

670

450

1650

1440

1290

1140

980

816

500

1760

1550

1400

1250

1100

926

560

1850

1660

1500

1350

1180

1300

Д (7100)

560

2280

1990

1760

1550

1930

1090

630

2480

2180

1960

1740

1840

1280

710

2640

2350

2120

1910

1690

1440

800

2800

2500

2280

2060

1520

1590

900

2920

2600

2400

2190

1330

1720

Ремни узкие

УО (1600)

71

236

195

164

136

106

80

276

234

204

175

146

90

310

265

238

210

180

152

100

332

292

263

236

208

178

УА (2500)

100

378

315

269

112

434

372

325

280

233

125

492

423

378

330

280

236

140

528

470

420

378

330

281

226

160

576

517

468

427

380

331

276

220

УБ (3535)

140

590

500

425

160

690

600

526

455

376

180

760

670

603

530

456

383

200

824

730

667

595

524

443

360

224

852

790

710

650

594

503

423

УВ (5600)

224

1090

940

820

705

250

1210

1060

946

830

704

570

280

1320

1150

1090

935

820

690

315

1410

1280

1160

1045

928

796

649

500

355

1520

1380

1250

1145

1020

890

846

585

Таблица 2.4. Коэффициент динамичности режима работы Ср

Режим работы

Cp

Нагрузка спокойная

1

Умеренные колебания

1.1

Значительные колебания

1.25

Ударные и резко неравномерные нагрузки

1.5; 1.6

При частых и резких пусках

повысить на 0.1

2.2 Шкивы клиноремённых передач

Материал шкивов – чугун СЧ 15 – 32, сталь 25Л.

Шероховатость рабочих поверхностей Rz £ 2.5 мкм.

Стандартные диаметры шкивов, профили канавок для ремней
нормального сечения и их размеры приведены в разделе 2.

Шкивы выполняют дисковыми, если их расчётный диаметр не
превышает следующих значений, мм:

для ремней О

до 160

для ремней А

до 200

для ремней Б

до 250

для ремней В

до 355

для ремней Г

до 400

Шкивы большего диаметра, а также шкивы для ремней Д и Е
выполняют со спицами.

Канавки шкивов для клиновых ремней нормального сечения
представлены в табл. 2.5.

Таблица 2.5 Канавки шкивов для клиновых ремней нормального
сечения. Размеры, мм

Сечение ремня

С

е

t

s

Расчётные диаметры при угле j 0

34

36

38

40

О

2.5

7.5

12

8

63-71

80-100

112-160

180

А

3.3

9

15

10

90-112

125-160

180-400

450

Б

4.2

11

19

12.5

125-160

180-224

250-500

560

В

5.7

14.5

22.5

17

200-315

355-630

710

Г

8.1

20

37

24

315-450

500-900

1000

Д

9.6

23.5

44.5

29

500-560

630-1120

1250

Е

12.5

31

58

38

800-1400

1600

Таблица 3.1. Поликлиновые ремни. Размеры, мм

Сечение ремня

t

H

h

r1

r2

Длина

D1

M1, Hм

Масса (кг) 1 м ремня с 10 рёбрами

К

2.4

4

2.35

0.1

0.4

400-2000

40

40

0.09

Л

4.8

9.5

4.85

0.2

0.7

1250-4000

80

18-400

0.45

М

9.5

16.7

10.35

0.4

1.0

2000-4000

180

³130

1.6

Примечания: 1. Стандартные длины поликлиновых
ремней в указанных интервалах такие же как и клиновых ремней. 2. Стандартные
диаметры шкивов для поликлиновых ремней такие же как и для клиновых. 3.
Рекомендуемые числа рёбер ремней: сечение……………….К Л М число рёбер…………. 2-36
4-20 2-20

 

 


3.
Поликлиновые ремни

По сравнению с клиновыми поликлиновые ремни более гибки,
поэтому для них можно применять шкивы меньшего диаметра, следовательно,
габариты передачи уменьшаются; нагрузка по ширине ремня распределяется равномерно,
тогда как в передачах с клиновыми ремнями необходимо тщательно подбирать ремни
по длине для обеспечения одинакового натяжения.

3.1 Расчёт поликлиновой передачи

Выбрать поперечное сечение поликлинового ремня, в зависимости
от момента ведущего вала по табл. 3.1.

Определяем диаметр меньшего шкива, при вращающем моменте на
ведущем валу M1 £ 250 Н×м

при М1=260 ¸900 Н×м, , здесь D1 в мм.

Полученный результат округляют по стандарту (см. раздел 2).

Находят D2,
округляют его также, уточняют передаточное отношение (с учётом относительного
скольжения e)
и частоту вращения ведомого шкива.

Межосевое расстояние a принимают в зависимости от u и отношения ;

u

1 – 2

Cв.2 до 3

Св.3 до 6

2 – 1.51.5 – 11 – 0.85

Определяют расчётную длину L ремня, округляют до
стандартного значения.

Пересчитать межосевое расстояние по формуле:

Требуемое число рёбер поликлинового ремня:

где

Здесь Р10 – окружное усилие, передаваемое
поликлиновым ремнём с 10 рёбрами при i = 1, a1 = 180 0, длине L0 и спокойной работе в одну смену. Значение
Р10 приведены в таблице (3.2). Коэф. Сa, учитывающий влияние угла обхвата,
определяют по формуле: .

Коэф. СL, учитывающий длину ремня определяют в
зависимости от отношения L/L0, где L0 – эталонная длина, указана в табл. 3.2:

Коэф. режима работы СР принимают
таким же, как и для плоскоремённой передачи (см. раздел 1).

Поправка  учитывает уменьшение напряжения изгиба
ремня на большом шкиве по сравнению с тем, которая возникает при изгибе на
малом шкиве: здесь DР1 в Н; D1
в м; DM1 в Н×м (табл. 3.3).

Если число рёбер получается больше рекомендуемого (см. прим.
3 к табл. 3.1), то следует увеличить диаметры шкивов, повысив тем самым
окружную скорость и соответственно снизив расчётное окружное усилие.

Дальнейший расчёт выполняют так же, как и для клиноремённой
передачи.

Таблица 3.2. Значение Р10 для поликлиновых
ремней с 10 рёбрами при u = 1, a = 180 0, длине L0 и спокойной работе в
одну смену

Сечение ремня

D1, мм

Значение Р10, Н, при окружной
скорости V, м/с

5

10

15

20

25

30

К (L0=710
мм)

40

280

240

214

185

50

330

290

266

240

212

63

380

340

307

285

256

227

71

400

360

326

300

276

247

80

410

370

346

320

263

90

430

390

358

335

308

280

100

440

400

373

345

320

290

112

450

410

386

360

328

303

125

460

420

400

375

348

317

140

470

430

412

380

352

320

160

480

440

412

385

360

340

Л (L0=1600 мм)

80

780

640

527

415

100

1000

860

746

635

520

112

1100

960

846

735

612

125

1180

1040

925

815

690

570

140

1260

1100

1000

890

770

630

160

1340

1200

1076

970

850

717

180

1400

1260

1130

1030

910

780

200

1440

1300

1190

1080

960

827

224

1500

1350

1240

1130

1010

870

250

1540

1400

1280

1170

1050

917

280

1580

1430

1310

1200

1090

953

315

1600

1470

1350

1240

1120

990

355

1640

1500

1380

1280

1160

1020

М (L0=2240 мм)

180

2900

2400

2010

1640

1270

807

200

3260

2770

2380

2015

1616

1180

224

3600

3130

2740

2375

1980

1540

250

3940

3440

3050

2690

2280

1870

280

4200

3740

3350

2990

2600

2130

315

4300

4000

3620

3250

2840

2400

355

4740

4240

3870

3500

3120

2660

400

4960

4460

4070

3700

3320

2870

450

5140

4650

4270

3900

3480

3060

500

5300

4780

4400

4050

3640

3200

630

5600

5070

4660

4350

3920

3500

800

5800

5310

4930

4550

4160

3730

1000

5960

5410

5070

4700

4320

3900

Таблица 3.3. Значения DМ1, Н×м, для поликлиновых ремней

Сечение ремня

1

1.1

1.25

1.5

2

2.5

К

0

0.2

0.4

0.5

0.6

0.7

Л

0

1.8

3.6

4.5

5.0

5.4

М

0

13.8

27.6

34.5

38.0

41.4


Список
литературы

1.
Иванов М.Н. «Детали машин»: Учебник для студентов высших технических учебных
заведений. – 5-е изд. Переработанное. – М. Высш. школа. 1991. – 383 ст.

.
Решетев Д.Н. «Детали машин»: Учебник для студентов машиностроительных и
механических специальностей вузов. – 4-е изд. Переработанное и дополн. – М.
Машиностроение. 1989 – 436 с.

.
Чернавский, Ицкович и др.: «Курсовое проектирование деталей машин».

Классификация передач. В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи бывают: плоскоременные, клиноременные, круглоременные, поликлиноременные (рис. 69). Плоскоременные передачи по расположению бывают перекрестные и полуперекрестные (угловые), рис. 70. В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиновые и поликлиновые ремни. Передача с круглым ремнем имеет ограниченное применение (швейные машины, настольные станки, приборы).

Разновидность ременной передачи является Зубчатоременная, передающая нагрузку путем зацепления ремня со шкивами.

Виды приводных ремней

Виды приводных ремней -  клиновой

   

А

Б

   

Рис. 69. Виды приводных ремней: а – плоский, б – клиновой, в – поликлиновой, г – круглый.

Виды плоскоременных передач

Рис. 70. Виды плоскоременных передач: а – перекрестная, Б – полуперекрестная (угловая)

Назначение. Ременные передачи относится к механическим передачам трения с гибкой связью и применяют в случае если необходимо передать нагрузку между валами, которые расположены на значительных расстояниях и при отсутствии строгих требований к передаточному отношению. Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и соединенных ремнем (ремнями), надетым на шкивы с натяжением. Вращение ведущего шкива преобразуется во вращение ведомого благодаря трению, развиваемому между ремнем и шкивами. По форме поперечного сечения различают Плоские, Клиновые, Поликлиновые и Круглые приводные ремни. Различают плоскоременные передачи – Открытые, которые осуществляют передачу между параллельными валами, вращающимися в одну сторону; Перекрестные, Которые осуществляют передачу между параллельными валамиПри вращении шкивов в противоположных направлениях; в Угловых (полуперекрестных) плоскоременных передачах шкивы расположены на скрещивающихся (обычно под прямым углом) валах. Для обеспечения трения между шкивом и ремнем создают натяжение ремней путем предварительного их упругого деформирования, путем перемещения одного из шкивов передачи или с помощью натяжного ролика (шкива).

Преимущества. Благодаря эластичности ремней передачи работают плавно, без ударов и бесшумно. Они предохраняют механизмы от перегрузки вследствие возможного проскальзывания ремней. Плоскоременные передачи применяют при больших межосевых расстояниях и, работающие при высоких скоростях ремня (до 100М/с). При малых межосевых расстояниях, больших передаточных отношениях и передаче вращения от одного ведущего шкива к нескольким ведомым предпочтительнее клиноременные передачи. Малая стоимость передач. Простота монтажа и обслуживания.

Недостатки. Большие габариты передач. Изменение передаточного отношения из-за проскальзывания ремня. Повышенные нагрузки на опоры валов со шкивами. Необходимость устройств для натяжения ремней. Невысокая долговечность ремня.

Сферы применения. Плоскоременная передача проще, но клиноременная обладает повышенной тяговой способностью и вписывается в меньшие габариты.

Поликлиновые ремни – плоские ремни с продольными клиновыми выступами-ребрами на рабочей поверхности, входящими в клиновые канавки шкивов. Эти ремни сочетают достоинства плоских ремней – гибкость и клиновых – повышенную сцепляемость со шкивами.

Круглоременные передачи применяют в небольших машинах, например машинах швейной и пищевой промышленности, настольных станках, а также различных приборах.

По мощности ременные передачи применяются в различных машинах и агрегатах при image074_0 Расчет ременной передачи50КВТ, (в некоторых передачах до 5000КВт), при окружной скорости – image075_0 Расчет ременной передачи40М/с, (в некоторых передачах до 100М/с), по передаточным числам image076_0 Расчет ременной передачи15, КПД передач: плоскоременные image006_71 Расчет ременной передачи0,93…0,98, а клиноременные – image006_71 Расчет ременной передачи0,87…0,96.

Схема ременной передачи

Рис. 71 Схема ременной передачи.

Силовой расчет. Окружная сила на ведущем шкиве

image078_0 Расчет ременной передачи. (12.1)

Расчет ременных передач выполняют по расчетной окружной силе с учетом коэффициента динамической нагрузки image079_0 Расчет ременной передачиИ режима работы передачи:

image080 Расчет ременной передачи, (12.2)

Где image079_0 Расчет ременной передачи – коэффициент динамической нагрузки, который принимается image079_0 Расчет ременной передачи=1 при спокойной нагрузке, image079_0 Расчет ременной передачи=1,1 – умеренные колебания нагрузки, image079_0 Расчет ременной передачи=1.25 – значительные колебания нагрузки, image079_0 Расчет ременной передачи=1,5 – ударные нагрузки.

Начальную силу натяжения ремня FO (предварительное натяжение) принимают такой, чтобы ремень мог сохранять это натяжение достаточно длительное время, не подвергаясь большой вытяжке и не теряя требуемой долговечности. Соответственно этому начальное напряжение в ремне для плоских стандартных ремней без автоматических натяжных устройств image081 Расчет ременной передачи=1,8МПа; с автоматическими натяжными устройствами image081 Расчет ременной передачи= 2МПа; для клиновых стандартных ремней image081 Расчет ременной передачи=1,2…1,5МПа; для полиамидных ремней image081 Расчет ременной передачи= 3…4МПа.

Начальная сила натяжения ремня

image082 Расчет ременной передачи, (12.3)

Где А – Площадь поперечного сечения ремня плоскоременной передачи либо площадь поперечного сечения всех ремней клиноременной передачи.

Силы натяжения ведущей image083 Расчет ременной передачиИ ведомой S2 Ветвей ремня в нагруженной передаче можно определить из условия равновесия шкива (рис. 72).

Схема к силовому расчету передачи

Рис. 72. Схема к силовому расчету передачи.

Из условия равновесия ведущего шкива

image085 Расчет ременной передачи (12.4)

С учетом (12.2) окружная сила на ведущем шкиве

image086 Расчет ременной передачи. (12.5)

Натяжение ведущей ветви

image087 Расчет ременной передачи, (12.6)

Натяжение ведомой ветви

image088 Расчет ременной передачи. (12.7)

Давление на вал ведущего шкива

image089 Расчет ременной передачи. (12.8)

Зависимость между силами натяжения ведущей и ведомой ветвей приближенно определяют по формуле Эйлера, согласно которой натяжений концов гибкой, невесомой, нерастяжимой нити, охватывающей барабан связаны зависимостью

image090 Расчет ременной передачи, (12.9)

Где image019_34 Расчет ременной передачи – коэффициент трения между ремнем и шкивом, image091 Расчет ременной передачи – угол обхвата шкива.

Среднее значение коэффициента трения для чугунных и стальных шкивов можно принимать: для резинотканевых ремней image019_34 Расчет ременной передачи=0,35, для кожаных ремней image019_34 Расчет ременной передачи= 0,22 и для хлопчатобумажных и шерстяных ремней image019_34 Расчет ременной передачи= 0,3.

При определении сил трения в клиноременной передаче в формулы вместо – коэффициента, трения image019_34 Расчет ременной передачи надо подставлять приведенный коэффициент трения для клиновых ремней

image092 Расчет ременной передачи, (12.10)

Где image093 Расчет ременной передачи – угол клина ремня image094 Расчет ременной передачи.

При совместном рассмотрении приведенных силовых соотношений для ремня получим окружную силу на ведущем шкиве

image095 Расчет ременной передачи, (12.11)

Где image096 Расчет ременной передачи – коэффициент тяги, который определяется по зависимости

image097 Расчет ременной передачи. (12.12)

Увеличение окружного усилия на ведущем шкиве можно достичь увеличением предварительного натяжения ремня либо повышением коэффициента тяги, который повышается с увеличением угла обхвата и коэффициента трения.

В таблицах со справочными данными по характеристикам ремней указаны их размеры с учетом необходимых коэффициентов тяги.

Геометрический расчет. Расчетная длина ремней при известном межосевом расстоянии и диаметрах шкивов (рис.71):

image098 Расчет ременной передачи (12.13)

Где image099 Расчет ременной передачи. Для конечных ремней длину image100 Расчет ременной передачи окончательно согласовывают со стандартными длинами по ГОСТ. Для этого выполняют геометрический расчет согласно схемы показанной на рис.73.

Схема к геометрическому расчету ременной передачи

Рис.73. Схема к геометрическому расчету ременной передачи

По окончательно установленной длине image100 Расчет ременной передачи плоскоременной или клиноременной открытой передачи действительное межосевое расстояние передачи пои условии, что image099 Расчет ременной передачи

image102 Расчет ременной передачи

Расчетные формулы без учета провисания и начальной деформации ремня.

Угол обхвата ведущего шкива ремнем в радианах:

image103 Расчет ременной передачи, (12.14)

В градусах image104 Расчет ременной передачи.

Для плоскоременной передачи рекомендуется image105 Расчет ременной передачи, а для клиноременной image106 Расчет ременной передачи.

Порядок выполнения проектного расчета. Для ременной передачи при проектном расчете по заданным параметрам (мощность, момент, угловая, скорость и передаточное отношение) определяются размеры ремня и приводного шкива, которые обеспечивают необходимую усталостную прочность ремня и критический коэффициент тяги при максимальном КПД. По выбранному диаметру ведущего шкива из геометрического расчета определяются остальные размеры: image108 Расчет ременной передачи

Проектный расчет плоскоременной передачи по тяговой способности производят по допускаемому полезному напряжению, Которое определяют по кривым скольжения. В результате расчета определяется ширина ремня по формуле:

image109 Расчет ременной передачи, (12.15)

Где image110 Расчет ременной передачи – окружная сила в передаче; image111 Расчет ременной передачи – допустимая удельная окружная сила, которая соответствует максимальному коэффициенту тяги, которая определяется при скорости ремня image112 Расчет ременной передачи=10 м/с и угле обхвата image091 Расчет ременной передачи=1800; image113 Расчет ременной передачи – коэффициент расположения передачи в зависимости от угла наклона image114 Расчет ременной передачи линии центров к горизонтальной линии: image113 Расчет ременной передачи=1,0, 0,9, 0,8 для углов наклона image114 Расчет ременной передачи=0…600, 60…800, 80…900; image115 Расчет ременной передачи – коэффициент угла обхвата шкива image116 Расчет ременной передачи; image117 Расчет ременной передачи – скоростной коэффициент: image118 Расчет ременной передачи; image014_44 Расчет ременной передачи – коэффициент режима работы, который принимается: image014_44 Расчет ременной передачи=1,0 спокойная нагрузка; image014_44 Расчет ременной передачи=0,9 нагрузка с небольшими изменениями, image014_44 Расчет ременной передачи=0,8 – нагрузка с большими колебаниями, image014_44 Расчет ременной передачи=0,7 – ударные нагрузки.

Для расчета предварительно по эмпирическим формулам определяется диаметр ведущего шкива

image119 Расчет ременной передачи, (12.16)

Где image120 Расчет ременной передачи– передаваемая мощность в кВт, image121 Расчет ременной передачи – частота вращения.

Диаметр ведущего шкива округляется до ближайшего стандартного.

Принимается тип ремня, по которому определяется image111 Расчет ременной передачи допустимая удельная окружная сила по таблице 12.1.

Таблица 12.1

Параметры плоских приводных ремней

Параметры

Марка ткани для прокладок ремня

Б-800

БКНЛ-65

ТК-150

ТК-200-2

ТК-300

Допустимая действующая сила на прокладку, Н/мм

3

3

10

13

20

Расчетная толщина тканевой прокладки Δ мм

1,5

1,5

1,3

1,4

1,5

Число прокладок Zn

3…6

3…6

3,4

3…5, при

b = 355мм

3,4

3,0

b = 180…315мм

Расчетную ширину ремня округляют до ближайшей стандартной ширины по табл.12.2.

Таблица 12.2 Стандартная ширина плоских приводных ремней

1-й ряд

20, 25,32, 40, 50, 63, 71, 80, 90, 110, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280…

2-й ряд

30, 60, 70, 115, 300…

Таблица 12.3 Ширина обода шкива плоскоременной передачи.

B

В

B

В

B

В

40

50

100

112

200

224

50

63

112

125

224

250

63

71

125

140

250

280

71

80

140

160

280

315

80

90

160

180

315

355

90

100

180

200

355

400

       

400

450

Проектный расчет клиноременной передачи по тяговой способности производят по допускаемой мощности передаваемой одним ремнем выбранного поперечного сечения, которое также определяют по кривым скольжения. В результате расчета определяется количество ремней выбранного сечения по формуле:

image122 Расчет ременной передачи, (12.17)

Где image123 Расчет ременной передачи – допускаемая мощность, передаваемой одним поперечного сечения; image115 Расчет ременной передачи – коэффициент угла обхвата шкива: image124 Расчет ременной передачи; image125 Расчет ременной передачи – коэффициент длины ремня: image126 Расчет ременной передачи; image127 Расчет ременной передачи – коэффициент, который учитывает неравномерность нагружения между ремнями image128 Расчет ременной передачи.

Для расчета по формуле (12.17) предварительно по эмпирическим зависимостям определяется тип поперечного сечения ремня (рис.74), а по нему предварительно принимается диаметр ведущего шкива по передаваемой мощности и частоте вращения, согласно таблице 12.3.

Таблица 12.4

Мощность N0, которая передается одним клиновым ремнем при α=180o, длине ремня 0 спокойном нагружении и передаточном отношении U = 1

Сечение

ремня

Диаметр

d1, мм

Р0 (кВт) при скорости ремня υ, м/с

3

5

10

15

20

25

Z

l0=1320мм

63

71

80

90

100

0,31

0,37

0,40

0,44

0,46

0,49

0,56

0,62

0,67

0,70

0,82

0,95

1,07

1,16

1,24

1,03

1,22

1,41

1,56

1,67

1,11

1,37

1,60

1,73

1,97

1,40

1,65

1,90

2,10

А

l0=1700мм

90

100

112

125

140

0,56

0,62

0,70

0,74

0,80

0,84

0,95

1,05

1,15

1,23

1,39

1,60

1,82

2,00

2,18

1,75

2,07

2,39

2,66

2,91

1,88

2,31

2,74

3,10

3,44

2,29

2,82

3,27

3,70

В

l0=2240мм

125

140

160

180

200

224

0,92

1,07

1,20

1,30

1,40

1,47

1,39

1,61

1,83

2,01

2,15

2,26

2,26

2,70

3,15

3,51

3,79

4,05

2,80

3,45

4,13

4,66

5,08

5,45

3,38

4,73

5,44

6,00

6,50

4,88

5,76

6,43

7,05

С

l0=3750мм

200

224

250

280

1,85

2,08

2,28

2,46

2,77

3,15

3,48

3,78

4,58

5,35

6,02

6,63

5,80

6,95

7,94

8,86

6,33

7,86

9,18

10,4

7,95

9,60

11,1

D

l0=6000мм

355

400

450

500

4,46

4,94

5,36

5,70

6,74

7,54

8,24

8,80

11,4

13,3

14,4

15,5

14,8

17,2

19,3

21,0

16,8

20,0

22,3

25,0

17,1

21,1

24,6

27,5

Перевод системы обозначений сечений клиновых ремней по ГОСТ 1284 в международные стандарты: О – Z, А – A, Б – B, В – C, Г – D, Д – E, Е – E0

Межосевое расстояние может быть задано в исходных данных, либо приниматься в диапазоне

image141 Расчет ременной передачи,

image142 Расчет ременной передачи,

Где image143 Расчет ременной передачи – высота, выбранного сечения ремня.

В результате геометрического расчета передачи уточняются значения параметров определяются расчетная длина ремня image100 Расчет ременной передачи, которая округляется до ближайшего стандартного значения, согласно таблице 12.5.Таблица 12.5

Стандартная длина клиновых ремней

Длина image100 Расчет ременной передачи, мм

Сечение ремня

Z

A

B

C

400; 425; 450; 475; 500; 530

 *      

560; 600; 630; 670; 710; 750

 *  *    

800; 850; 900; 950; 1000; 1060

 *  * *  

1120; 1180; 1250; 1320; 1400; 1500; 1600; 1700; 1800; 1900; 2000; 2120; 2240; 2360;2500

 *  *  * *

2650; 2800; 3000; 3150; 3350; 3550; 3750; 4000

   *  *  *

4250; 4500; 4750; 5000; 5300; 5600; 6000

     *  *

6300; 6700; 7100; 7500; 8000; 8500; 9000; 9500; 10000; 10600

       *

Расчетное число клиновых ремней округляют до ближайшего большего целого числа.

Проверочный расчет на долговечность. Долговечность ремня определяется его сопротивлением усталости при циклическом нагружении. Сопротивление усталости определяется числом циклов нагружений, которое возрастает с увеличением при скорости ремня и уменьшении его длины. Для обеспечения долговечности ремня в пределах 1000…5000 часов работы проверяется число пробегов ремня в секунду, которое соответствует числу нагружений в секунду

image144 Расчет ременной передачи, (12.18)

Где image145 Расчет ременной передачи – скорость ремня, image100 Расчет ременной передачи – длина ремня; image146 Расчет ременной передачи – допустимое число пробегов ремня в секунду. Рекомендовано для плоских ремней image146 Расчет ременной передачи=5 с-1, а для клиновых ремней image146 Расчет ременной передачи=15 с-1.

Таблица 12.6

Размеры канавок шкива клиноременной передачи

rp1

Сечение

ремня

c

e

t

 

Расчетные диаметры при угле φо

34

36

38

40

Z

2,5

7,5

12,0

8,0

63-71

80-100

112-160

180

A

3,3

9,0

15,0

10,0

90-112

125-160

180-400

450

B

4,2

11,0

19,0

12,5

125-160

180-224

250-500

560

C

5,7

14,5

22,5

17,0

200-315

355-630

710

D

8,1

20,0

37,0

24,0

315-450

600-900

1000

E

9,6

23,5

44,5

29,0

500-560

630-1120

1250

E0

12,5

31,0

58,0

38,0

800-1400

1600

Таблица 12.7  Размеры и параметры клиновых ремней

rp2

mso19d0

Таблица 12.7

Размеры и параметры клиновых ремней

Тип

Обозначение

сечения

Размеры

сечения, мм

F, мм2

L,

м

Dmin, мм

М1,

Нм

b

bp

h

y0

Нормального сечения

Z

10

8,5

6

2,1

47

0,4-2,5

63

≤30

A

13

11

8

2,8

81

0,56-4,0

90

15-60

B

17

14

10,5

4

138

0,8-6,3

125

50-150

C

22

19

13,5

4,8

230

1,8-10

200

120-600

D

32

27

19

6,9

476

3,15-15

315

450-2400

E

38

32

23,5

8,3

692

4,5-18

500

1600-6000

E0

50

42

30

11

1170

6,3-18

800

≥4000

Узкие

УО

10

8,5

8

2,0

56

0,63

3,55

63

≤150

УА

13

11

10

2,8

95

0,80

4,50

90

90

400

УБ

17

14

13

3,5

158

1,25

8,00

140

300

2000

Расчет ременной передачи3.0 out of
5
based on
41 votes

Дополнительные материалы:

Добавить комментарий