После долгой прогулки по парку Юра и Яра выехали в противоположных направлениях на автомобилях. Скорость автомобиля Юры — (75) км/ч, а скорость автомобиля, на котором едет Яра — (58) км/ч. Как и с какой скоростью изменится расстояние между ними?
Рассмотрим схему движения Юры и Яры.
Юра и Яра удаляются друг от друга, значит, расстояние между ними увеличивается.
Чтобы найти, с какой скоростью они удаляются друг от друга, рассмотрим правило вычисления скорости удаления.
Получается, что скорость удаления автомобилей Юры и Яры: (75 + 58 = 133) км/ч.
Рассмотрим ещё один пример.
Юра и Яра ехали на автомобилях в одном направлении, но с разной скоростью. Юра ехал первым со скоростью (69) км/ч, а Яра ехала следом со скоростью (46) км/ч. Уменьшится или увеличится расстояние между ними и с какой скоростью?
Рассмотрим схему движения Юры и Яры.
Скорость автомобиля Юры больше, чем автомобиля, на котором едет Яра, значит, расстояние между ними увеличивается. Перед нами движение с отставанием.
Чтобы найти, с какой скоростью удаляются друг от друга Юра и Яра, рассмотрим правило вычисления скорости удаления во время движения с отставанием.
Получается, что скорость удаления автомобилей Юры и Яры: (69) (– 46 = 23) км/ч.
Расстояние, на которое объекты удаляются друг от друга за единицу времени, называется скоростью удаления.
Сделаем вывод:
при движении в противоположных направлениях скорость удаления равна сумме скоростей:
vуд.=v1+v2
.
При движении с отставанием скорость удаления равна разности скоростей:
vуд.=v1
−v2
.
Содержание:
- § 1 Движение с отставанием
- § 2 Решение задач
- § 3 Краткие итоги по теме урока
§ 1 Движение с отставанием
Решая задачи на движение, мы сталкиваемся со взаимосвязанными понятиями «скорость», «время» и «расстояние». Так, чтобы найти скорость, необходимо расстояние разделить на время: ʋ = S : t. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость: t = S : ʋ. А чтобы найти расстояние, можно скорость умножить на время:
S = ʋ · t.
При решении задач на движение с отставанием используют еще одно понятие «скорость удаления».
Скорость удаления – это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени. Обозначается латинской буквой ʋуд..
Чтобы найти скорость удаления, зная скорости объектов, надо найти разность этих скоростей: ʋуд. = ʋ1 – ʋ2. Чтобы найти скорость удаления, зная время и расстояние, необходимо расстояние разделить на время: ʋуд. = S : t.
§ 2 Решение задач
Рассмотрим взаимосвязь понятий «скорость», «время» и «расстояние» при решении задач на движение с отставанием.
ЗАДАЧА 1. От двух станций, расстояние между которыми 650 км, одновременно в одном направлении вышли два поезда. Скорость одного из них – 130 км/час. Какова скорость второго, если через 5 часов второй поезд будет отставать от первого на 850 км?
Изобразим движение поездов на схеме.
Скорость первого поезда обозначим буквой ʋ1 = 130 км/ч. Скорость второго поезда обозначим буквой ʋ2 = ? км/ч. Время в пути обозначим буквой t = 5 ч. Расстояние, которое было изначально между поездами – буквой S0 = 650 км, а расстояние, которое стало между ними через 5 часов – буквой S = 850 км.
Чтобы найти неизвестную скорость ʋ2, необходимо знать скорость первого поезда, а она нам известна и равна 130 км/ч, и скорость удаления, которая не указана в условии задачи, так как ʋ2 = ʋ1 – ʋуд..Из условия задачи нам известно расстояние S = 850 км, первоначальное расстояние между поездами S0 = 650 км и время t = 5 ч. Если мы найдем, на сколько расстояние между поездами стало больше (обозначим эту разницу буквой S2), то сможем найти и скорость удаления, так как ʋуд. = S2 : t. Найдем разницу между расстояниями S и S0: S2 = S – S0 = 850 – 650 = 200 км. Теперь можем вычислить скорость удаления поездов: ʋуд. = S2 : t = 200 : 5 = 40 км/ч. Теперь, найдя скорость удаления, мы можем найти скорость второго поезда. ʋ2 = ʋ1 – ʋуд. = 130 – 40 = 90 км/ч. Получили, что скорость второго поезда равна 90 км/ч.
ЗАДАЧА 2. Расстояние между двумя городами 270 км. Из них одновременно в одном направлении выехали две машины. Первая машины ехала со скоростью 90 км/ч, а вторая машина ехала со скоростью 75 км/ч и отставала от первой. Сколько часов они были в пути, если в конце пути расстояние между ними стало 315 км?
Изобразим движение машин на схеме.
Скорость первой машины обозначим буквой ʋ1 = 90 км/ч. Скорость второй машины обозначим буквой ʋ2 = 75 км/ч. Расстояние между городами обозначим буквой S0 = 270 км, а расстояние, которое стало между машинами в конце пути – буквой S. Время – буквой t = ? часов.
Чтобы ответить на поставленный вопрос задачи, необходимо знать расстояние S2 (а именно разницу между расстояниями S0 и S) и скорость удаления, так как t = S2 : ʋуд.. Поскольку расстояния S0 и S нам известны из условия задачи, найдем их разность: S2 = S – S0 = 315 – 270 = 45 км. Зная скорости машин, мы можем найти скорость удаления. ʋуд. = ʋ1 – ʋ2 = 90 – 75 = 15 км/ч. Теперь, найдя расстояние S2 и скорость удаления ʋуд., мы можем ответить на поставленный вопрос задачи. t = S2 : ʋуд. = 45 : 15 = 3 ч. Получили, что машины были в пути 3 часа.
ЗАДАЧА 3. Из поселка и города в одном направлении, одновременно выехали два автобуса. Один автобус ехал со скоростью 40 км/ч, а другой – 60 км/ч. Сколько километров станет между ними через 4 часа, если изначально между ними было 240 км?
Покажем движение автобусов на схеме.
Скорость первого автобуса обозначим буквой ʋ1 = 60 км /ч. Скорость второго автобуса обозначим буквой ʋ2 = 40 км/ч. Расстояние, которое было изначально между автобусами, обозначим буквой S0 = 240 км. Расстояние, которое станет между автобусами через 4 часа – буквой S = ? км, а время – буквой t = 4 часа.
Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо знать первоначальное расстояние между автобусами, время и скорость удаления, так как S = ʋуд. · t + S0. Поскольку первоначальное расстояние между автобусами и время известны из условия задачи, надо найти скорость удаления. Используя такие данные задачи, как скорости автобусов, можем найти скорость удаления: ʋуд. = ʋ1 – ʋ2 = 60 – 40 = 20 км/ч. Теперь, зная скорость удаления, можем найти расстояние, которое станет между автобусами через 4 часа: S = ʋуд. · t + S0 = 20 · 4 + 240 = 80 + 240 = 320 км. Получили, что 320 км станет между автобусами через 4 часа.
§ 3 Краткие итоги по теме урока
При решении задач на движение с отставанием, следует помнить, что в задачах такого типа выполняются следующие условия:
1) Объекты начинают свое движение одновременно в одном направлении и находятся в пути одинаковое количество времени, причем один объект отстает от другого; время обозначается латинской буквой t = (S – S0) : ʋуд;
2) Расстояние S0 – это первоначальное расстояний между двумя объектами; расстояние S – это расстояние, которое станет между объектами через определенное количество времени t; S = S0 + ʋуд. · t;
3) Объекты удаляются с определенной скоростью – скоростью удаления, которая обозначается латинской буквой ʋуд. = (S – S0) : t или ʋуд. = ʋ1 – ʋ2.
Список использованной литературы:
- Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 2. / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014. – 96 с.: ил.
- Математика. 4 класс. Методические рекомендации к учебнику математики «Учусь учиться» для 4 класса / Л.Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2014. – 280 с.: ил.
- Зак С.М. Все задания к учебнику математики для 4 класса Л.Г. Петерсон и комплекту самостоятельных и контрольных работ. ФГОС. – М.: ЮНВЕС, 2014.
- CD-ROM. Математика. 4 класс. Сценарии уроков к учебнику к 2 части Петерсон Л.Г. – М.: Ювента, 2013.
Использованные изображения:
Содержание материала
- Задачи на скорость сближения
- Видео
- Скорость сближения
- Задачи на течение реки
- Скорость
- Задача на движение объектов в одном направлении
- Движение в противоположных направлениях
- Относительное движение
- Примеры решения задач
Задачи на скорость сближения
Скорость сближения — это скорость, с которой объекты сближаются друг с другом.
Чтобы найти скорость сближения двух объектов, которые движутся в одном направлении, надо из большей скорости вычесть меньшую.
Задача 1. Из города выехал автомобиль со скоростью 40 км/ч. Через 4 часа вслед за ним выехал второй автомобиль со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов второй автомобиль догонит первый?
Решение: Так как на момент выезда второго автомобиля из города первый уже был в пути 4 часа, то за это время он успел удалиться от города на:
40 · 4 = 160 (км).
Второй автомобиль движется быстрее первого, значит каждый час расстояние между автомобилями будет сокращаться на разность их скоростей:
60 — 40 = 20 (км/ч) — это скорость сближения автомобилей.
Разделив расстояние между автомобилями на скорость их сближения, можно узнать, через сколько часов они встретятся:
160 : 20 = 8 (ч).
Решение задачи по действиям можно записать так:
1) 40 · 4 = 160 (км) — расстояние между автомобилями,
2) 60 — 40 = 20 (км/ч) — скорость сближения автомобилей,
3) 160 : 20 = 8 (ч).
Ответ: Второй автомобиль догонит первый через 8 часов.
Задача 2. Из двух посёлков между которыми 5 км, одновременно в одном направлении вышли два пешехода. Скорость пешехода, идущего впереди, 4 км/ч, а скорость пешехода, идущего позади 5 км/ч. Через сколько часов после выхода второй пешеход догонит первого?
Решение: Так как второй пешеход движется быстрее первого, то каждый час расстояние между ними будет сокращаться. Значит можно определить скорость сближения пешеходов:
5 — 4 = 1 (км/ч).
Оба пешехода вышли одновременно, значит расстояние между ними равно расстоянию между посёлками (5 км). Разделив расстояние между пешеходами на скорость их сближения, узнаем через сколько второй пешеход догонит первого:
5 : 1 = 5 (ч).
Решение задачи по действиям можно записать так:
1) 5 — 4 = 1 (км/ч) — это скорость сближения пешеходов,
2) 5 : 1 = 5 (ч).
Ответ: Через 5 часов второй пешеход догонит первого.
Видео
Скорость сближения
Скорость сближения — это расстояние, пройденное двумя объектами навстречу друг другу за единицу времени.
Например, если из двух пунктов навстречу друг другу отправятся два пешехода, причем скорость первого будет 100 м/м, а второго — 105 м/м, то скорость сближения будет составлять 100 + 105, то есть 205 м/м. Это значит, что каждую минуту расстояние между пешеходами будет уменьшáться на 205 метров
Чтобы найти скорость сближения, нужно сложить скорости объектов.
Предположим, что пешеходы встретились через три минуты после начала движения. Зная, что они встретились через три минуты, мы можем узнать расстояние между двумя пунктами.
Каждую минуту пешеходы преодолевали расстояние равное двухсот пяти метрам. Через 3 минуты они встретились. Значит умножив скорость сближения на время движения, можно определить расстояние между двумя пунктами:
205 × 3 = 615 метров
Можно и по другому определить расстояние между пунктами. Для этого следует найти расстояние, которое прошел каждый пешеход до встречи.
Так, первый пешеход шел со скоростью 100 метров в минуту. Встреча состоялась через три минуты, значит за 3 минуты он прошел 100 × 3 метров
100 × 3 = 300 метров
А второй пешеход шел со скоростью 105 метров в минуту. За три минуты он прошел 105 × 3 метров
105 × 3 = 315 метров
Теперь можно сложить полученные результаты и таким образом определить расстояние между двумя пунктами:
300 м + 315 м = 615 м
Задача 1. Из двух населенных пунктов навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 10 км/ч, а скорость второго — 12 км/ч. Через 2 часа они встретились. Определите расстояние между населенными пунктами
Решение
Найдем скорость сближения велосипедистов
10 км/ч + 12 км/ч = 22 км/ч
Определим расстояние между населенными пунктами. Для этого скорость сближения умножим на время движения
22 × 2 = 44 км
Решим эту задачу вторым способом. Для этого найдем расстояния, пройденные велосипедистами и сложим полученные результаты.
Найдем расстояние, пройденное первым велосипедистом:
10 × 2 = 20 км
Найдем расстояние, пройденное вторым велосипедистом:
12 × 2 = 24 км
Сложим полученные расстояния:
20 км + 24 км = 44 км
Ответ: расстояние между населенными пунктами составляет 44 км.
Задача 2. Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 60 км, навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 14 км/ч, а скорость второго — 16 км/ч. Через сколько часов они встретились?
Решение
Найдем скорость сближения велосипедистов:
14 км/ч + 16 км/ч = 30 км/ч
За один час расстояние между велосипедистами уменьшается на 30 километров. Чтобы определить через сколько часов они встретятся, нужно расстояние между населенными пунктами разделить на скорость сближения:
60 : 30 = 2 часа
Значит велосипедисты встретились через два часа
Ответ: велосипедисты встретились через 2 часа.
Задача 3. Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 56 км, навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Через два часа они встретились. Первый велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Определить скорость второго велосипедиста.
Решение
Определим расстояние пройденное первым велосипедистом. Как и второй велосипедист в пути он провел 2 часа. Умножив скорость первого велосипедиста на 2 часа, мы сможем узнать сколько километров он прошел до встречи
12 × 2 = 24 км
За два часа первый велосипедист прошел 24 км. За один час он прошел 24:2, то есть 12 км. Изобразим это графически
Вычтем из общего расстояния (56 км) расстояние, пройденное первым велосипедистом (24 км). Так мы определим сколько километров прошел второй велосипедист:
56 км − 24 км = 32 км
Второй велосипедист, как и первый провел в пути 2 часа. Если мы разделим пройденное им расстояние на 2 часа, то узнаем с какой скоростью он двигался:
32 : 2 = 16 км/ч
Значит скорость второго велосипедиста составляет 16 км/ч.
Ответ: скорость второго велосипедиста составляет 16 км/ч.
Задачи на течение реки
Теперь, когда ты отлично решаешь задачи «на суше», перейдем в воду, и рассмотрим страаашные задачи, связанные с течением.
Особенность этих задач в том, что к скорости, с которой движется тело по воде добавляется (или вычитается) скорость течения реки.
Давай разберемся.
Скорость
Двигаться со скоростью черепахи — значит медленно, а со скоростью света — значит очень быстро. Сейчас узнаем, как пишется скорость в математике и как ее найти по формуле.
Скорость определяет путь, который преодолеет объект за единицу времени. Скорость обозначается латинской буквой v.
Проще говоря, скоростью называют расстояние, пройденное телом за единицу времени.
Впервые формулу скорости проходят на математике в 5 классе. Сейчас мы ее сформулируем и покажем, как ее использовать.
Формула скорости
Чтобы найти скорость, нужно разделить путь на время:
v = s : t
Показатели скорости чаще всего выражаются в м/сек или км/час.
Скорость сближения — это расстояние, на которое сблизились два объекта за единицу времени. Чтобы найти скорость сближения двух объектов, которые движутся навстречу друг другу, надо сложить скорости этих объектов.
Скорость удаления — расстояние, на которое отдалились друг от друга два объекта за единицу времени.
Чтобы найти скорость удаления объектов, которые движутся в противоположных направлениях, нужно сложить скорости этих объектов.
Чтобы найти скорость удаления при движении с отставанием или скорость сближения при движении вдогонку, нужно из большей скорости вычесть меньшую.
Онлайн-курсы по математике для детей — отличный способ разобраться в сложных темах под руководством внимательного преподавателя.
Задача на движение объектов в одном направлении
В предыдущей теме мы рассматривали задачи в которых объекты (люди, машины, лодки) двигались либо навстречу другу другу либо в противоположных направлениях. При этом мы находили различные расстояния, которые изменялись между объектами в течении определенного времени. Эти расстояния были либо скоростями сближения либо скоростями удаления.
В первом случае мы находили скорость сближения — в ситуации, когда два объекта двигались навстречу друг другу. За единицу времени расстояние между объектами уменьшалось на определенное расстояние
Движение в противоположных направлениях
Если два объекта движутся в противоположных направлениях, то они удаляются. Чтобы найти скорость удаления, надо сложить скорости этих объектов:
Скорость удаления больше скорости любого из них.
Задача 1
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода – 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км ?
Решение:
Чтобы найти время движения пешеходов, нужно знать расстояние и скорость пешеходов. Мы знаем, что за каждый час один пешеход удаляется от поселка на 5 км, а другой пешеход удаляется от поселка на 4 км. Можем найти их скорость удаления.
1. (км/ч)
Мы знаем скорость удаления и знаем все расстояние – 27 км. Можем найти время, через которое пешеходы удалятся друг от друга на 27 км, для этого нужно расстояние разделить на скорость.
2. (ч)
Ответ: Через три часа расстояние между переходами будет 27 км.
Задача 2
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 часа расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход ?
Решение:
Чтобы узнать скорость второго пешехода, надо знать расстояние, которое он прошел, и его время в пути. Чтобы узнать, какое расстояние прошел второй пешеход, надо знать, какое расстояние прошел первый пешеход и общее расстояние. Общее расстояние мы знаем. Чтобы найти расстояние, которое прошел первый пешеход, надо знать его скорость и его время в пути. Средняя скорость движения первого пешехода – 5 км/ч, его время в пути – 3 часа. Если среднюю скорость умножить на время в пути, получим расстояние, которое прошел пешеход:
1. (км)
Мы знаем общее расстояние и знаем расстояние, которое прошел первый пешеход. Можем теперь узнать, какое расстояние прошел второй пешеход.
2. (км)
Теперь мы знаем расстояние, которое прошел второй пешеход, и время, проведенное им в пути. Можем найти его скорость.
3. (км/ч)
Ответ: Скорость второго пешехода – 4 км/ч.
Задача 3
Товарный и пассажирский поезда движутся в противоположных направлениях. Скорость товарного 45 км/ч, скорость пассажирского — 70 км/ч. Сейчас между ними 20 км. Какое расстояние будет между ними через 2 часа ?
Решение:
1) 70+45=115 (км/ч) скорость удаления поездов
2) 115∙2=230 (км) пройдут поезда вместе за 2 часа
3) 230+20=250 (км) такое расстояние между поездами будет через 2 часа.
Ответ: Через 2 часа расстояние между поездами составит 250 км.
Задача 4
Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях выехали два мотоциклиста. Скорость одного из них — 60 км/ч, скорость другого — 40 км/ч. Через какое время расстояние между ними станет равным 300 км?
Решение:
1) 60+40=100 (км/ч) скорость удаления мотоциклистов
2) 300:100=3 (ч) через такое время расстояние между ними будет 300 км.
Ответ: Расстояние между мотоциклистами станет 300 км через 3 часа.
Относительное движение
Если какие-то тела движутся друг относительно друга, часто бывает полезно посчитать их относительную скорость. Она равна:
- сумме скоростей, если тела движутся навстречу друг другу;
- разности скоростей, если тела движутся в одном направлении.
Примеры решения задач
Два туриста на велосипедах отправились в одно и то же время из разных пунктов в точку назначения. Время в пути первого велосипедиста составило 2 ч. Для того чтобы прибыть в точку назначения одновременно с первым туристом, второму велосипедисту потребовалось проехать каждый последующий км пути на 1 мин быстрее по сравнению с предыдущим. Расстояние, которое преодолел второй турист на велосипеде больше на 6 км, чем путь первого туриста. Требуется определить скорости первого и второго велосипедистов.
Решение
Предположим, что первый турист на велосипеде преодолевал каждый км пути за х мин. Тогда его скорость равна 60/х км/ч. В таком случае, скорость второго велосипедиста составит 60/(х-1) км/ч. Составим уравнение:
60/(х–1)*2–(60/х)*2=6
х1=5
х2=–4
Второй корень является посторонним.
Ответ: скорость первого велосипедиста 12 км/ч, второй велосипедист двигался со скоростью 15 км/ч.
Теги
Тип урока: объяснение нового материала.
В четвертом классе у обучающихся преобладает учебный вид деятельности,
урок выбран в форме делового разговора?
Актуализация знаний.
Работа в группах по 4 человека. Каждый решает выражение, и вместе находят
разность своих результатов.
Для постановки цели урока перед учащимися ставится проблема.
“Открытие” новых знаний.
При объяснении нового материала используется деятельностный метод,
фронтальная работа и работа в парах.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы обеспечен дифференцированный и
индивидуальный подход к учащимся – выбраны оптимальные формы работы.
Самопроверка.
Самопроверка самостоятельной работы позволяет учителю увидеть, кто из ребят
не понял новую тему. Еще такой вид проверки позволяет учащимся быстро
исправлять свои ошибки. А тем учащимся, которые неуверенны в своих силах,
позволяет уверенно давать ответ.
Итог урока.
Решают проблему, которая возникла в начале урока Рефлексия.
Урок проводился в экспериментальном классе(4 года учились без отметок). Если
в первом-втором классе использовались линейки успеха и т.д. То в четвертом
классе в каждом задании оцениваются свои ЗУНы. Учитель видит, что ученику надо
только повторить, а что надо объяснить снова. В конце урока ребята выдают
звезду, тому чей ответ им понравился(т.е. был точным, правильным и полным). Это
учит учащихся деловому общению.
VI. Домашняя работа.
На выбор
Цели урока:
- У меть различать понятия “скорость сближения”, “скорость удаления”.
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, продолжить работу
над развитием математической речи, внимания, мышления. - Способствовать созданию на уроке ситуации успеха для каждого ученика,
продолжить работу над развитием умения оценивать свою работу и работу своих
одноклассников.
Оборудование:
- учебник, индивидуальные карточки для устного счета,
- конверты с задачами, игрушки,
- варианты ответов к задачам, у каждого карточки с цифрами 1, 2, 3,
звезда.
Методы: деятельностный, проблемный, наглядный, словесный.
Оценка своей работы
U – Ура! Я все понял и сделал сам.
– Мне помогли.
— – Я был невнимателен.
! – Надо повторить.
? – Почему?
I. Организация класса
II. Актуализация знаний
1. Работа в группах (по 4 человека)
– Найдите значения выражений
(272 : 2 – 56) – 9 (38 – 5 + 90) : 2 (1900 : 5 – 360) * 6 (130 – 3 + 70) : 2 |
720 140 120 230 |
Перед вами конверты с номерами. Какой конверт мы сегодня раскроем, узнаете,
если найдете разность результатов выражений 230.
2. Постановка проблемы.
– Раскройте конверт под № 230.
Что находится в конверте?
Задача
“Лиса гонится за зайцем со скоростью 8 км/ч. Как и с какой скоростью
изменится расстояние между лисой и зайцем, если заяц бежит со скоростью 9 км/ч?”
– Ваши предложения по решению этой задачи? (Предположение детей.)
– Почему возникла проблема по решению задачи? (Мы не знаем, как ее
решить.)
– Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Предположение
детей.)
III. “Открытие” новых знаний
– Откройте учебник на стр. 81 и прочитайте тему урока. (Скорость сближения
и скорость удаления.)
– При каком движении происходит сближение, а при каком удаление? (Предположение детей.)
– Выполним задание № 1 и узнаем.
Оценивайте каждую свою работу.
1. Встречное движение.
– Покажите с помощью своих игрушек встречное движение. (Работа в парах.)
– Заполняем таблицу, и делается вывод. (Сближаются на 3 ед. в минуту.)
– Как найти скорость сближения при встречном движении? (Uсбл. = Ui + U2)
2. Движение в противоположных направлениях.
– Покажите такое движение.
– Заполняется таблица и делается вывод.
– Как найти скорость удаления при движении в противоположных направлениях.
(Работа в парах) (Удаляются на 5 ед./мин)
(Uуд. = Ui + U2)
3. Движение вдогонку.
– Покажите такое движение.
Заполняется таблица и делается вывод.
Как найти скорость сближения при движении вдогонку?
(Работа в парах) (Удаляются на 4 ед./мин)
(Uсбл. = Ui – U2)
4. Движение с отставанием.
– Покажите такое движение.
– Заполняется таблица и делается вывод.
– Как найти скорость удаления при движении с отставанием?
– Оцените свою работу
(Работа в парах)
(Сближается на 2 ед./с)
(Uуд. = Ui – U2)
5. Вывод
На доске формулы нахождения скорости сближения и скорости удаления при разном
движении.
– Прочитайте вывод на стр. 82.
– Как найти скорость сближения при движении вдогонку?
При встречном движении?
– Как найти скорость удаления при движении с отставанием?
При движении в противоположных направлениях?
– Как вы думаете, при решении задачи в чем надо обязательно разобраться,
чтобы правильно применить формулу? (Какое в задачи движение?)
IV. Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа.
– Решите задачи под № 2, 3, 4, 5.
Если остается время до проверки, то учащиеся выполняют любой номер из
учебника на выбор. В зеленом конверте находятся ответы всех заданий. Ученик
может сделать самопроверку.
2. Самопроверка.(Учащиеся показывают карточки с нужной цифрой) № 2.
- 4 дм/мин (Презентация, слайд 1)
- 14 дм/мин
- 45 дм/мин
Правильный ответ: 1. 4 дм/мин. (Слайд 2)
– Объясните свое решение? (Задача на движение с отставанием, поэтому мы
находим скорость удаления, для этого мы большую скорость 9дм/мин отнимаем
меньшую скорость 5дм/ч и получаем 4дм/мин.)
№ 3
- 4 км/ч (Слайд 3)
- 36 км/ч
- 32 км/ч
Правильный ответ: 2. 36 км/ч (Слайд 4) (Вопрос аналогичный)
№ 4
- 20 м/с (Слайд 5)
- 9 м/с
- 1 м/с
Правильный ответ: 3. 1м/с (Слайд 6) (Вопрос аналогичный)
№ 5
- 57 км/ч (Слайд 7)
- 7 км/ч
- 24 км/ч
Правильный ответ: 1. 57 км/ч. (Слайд 8) (Вопрос аналогичный)
– Оцените свою работу.
V. Итог урока
– А сейчас мы сможем решить задачу № 230? (Да. Т. к. знаем какое движение
и как найти скорость.)
– Составьте решение этой задачи.
(Из карточек ученик составляет у доски и доказывает)
Uуд. = 9 – 8 = 1 км/ч
Рефлексия
– Что вам больше всего понравилось делать на уроке?
– Трудно ли вам будет находить скорость сближения или скорость удаления?
– Вручите свою звезду тому, у кого по вашему мнению ответ был более точным,
правильным и полным.
VI. Домашняя работа
На выбор
- С. 83, з 6, з.13 (а)
- Составить задачи на нахождения скорости удаления и скорости сближения.
Конспект
урока по математике
Тема: «Движение
с отставанием»
Учитель: Лебедева
Ксения Станиславовна
Класс: 4
Тип
урока: урок
изучения нового учебного материала (вводный)
Основные
цели:
1)
формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между
движущимися объектами в заданный момент времени при движении с отставанием,
фиксировать результат в виде формулы;
2)
тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на
движение с отставанием;
3)
тренировать умение решать задачи на движение, тренировать вычислительные навыки
при работе с дробями, тренировать навыки решать составные уравнения.
Задачи:
Образовательные:
Сравнивать различные виды движения : вдогонку, навстречу друг
другу, в противоположных направлениях, с отставанием.
Отработать правила нахождения скорости сближения, удаления,
вдогонку и с отставанием; зависимость между физическими величинами S, t и V (словесные
формулировки)
Воспитательные:
Воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации.
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические
задачи в окружающем мире.
Развивающие:
Развивать умение искать различные способы решения задач и выделять
рациональные способы решения;
развивать пространственное воображение обучающихся, образное
мышление; совершенствовать графическую культуру.
Оборудование:
компьютер,
интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, таблица для этапа
рефлексии.
Ход
урока
1. Организационный
момент
Здравствуйте!
Садитесь.
–
Какие виды движения вы знаете?
–
Какие формулы нам пригодятся на уроке? (S (расстояние)=V * t; V(скорость)=S: t; t (время) =S : V)
2.
Актуализация
знаний
– Прокомментируйте
чертежи.
– Что вы заметили?
а) задача на
встречное движение: S = (a + b) × x (vсбл.);
б) задача на
движение вдогонку: S = (a – b) × x (vсбл.);
в) задача на
движение в противоположных направлениях: S = (a + b) × x (vуд.)
3.
Постановка учебной задачи.
– Почему не
удалось решить четвертую задачу (Это задача на движение с отставанием, так как
скорость одного объекта (а км/ч) меньше скорости второго объекта (b км/ч).)
– Какова же тема
нашего урока? (Движение с отставанием)
– Какие цели мы
поставим? (1. Вывести формулу для решения задачи на движение с отставанием. 2.
Научиться решать задачи на движение с отставанием.)
4.
Изучение нового материала
– Откройте
учебник на стр. 101 и давайте решим задачу №1. Кто хочет прочитать
задачу?
Мальчик
и мужчина вышли из одной и той же деревни в одно и то же время и пошли в город
по одной и той же дороге. Скорость мужчины 6 км/ч, а скорость мальчика 2 км/ч.
Изобрази их движение на координатном луче и найди расстояние между ними через 4
ч после начала движения.
Как найти это
расстояние с помощью вычислений, не выполняя построения?
Решение:
– Что
делают предметы при движении с отставанием? (удаляются друг от друга)
–
Как найти скорость удаления мужчины от мальчика? (Vуд. = V1 – V2)
1) 6 – 2 = 4
(км/ч) – скорость удаления мужчины от мальчика.
– Мы нашли
скорость удаления. Что теперь мы можем найти?
2) 4*4=16
(км)- расстояние между мальчиком и мужчиной через 4 часа.
Ответ: 16
км
–
Давайте попробуем решить задачу №2
Из точки А(0) координатного луча вылетел вертолет со скоростью 1
ед./ч. Одновременно из точки В (5) в том же направлении вылетел самолет со
скоростью 4 ед./ч. Как изменяется расстояние между ними за 1 ч? Чему оно будет
равно через 1 ч, 2 ч, 3 ч? Сможет ли вертолет догнать самолет? Почему? Продолжи
построение на луче и заполни таблицу. Запиши формулу зависимости расстояния d
между вертолетом и самолетом от времени движения t.
–
Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении с отставанием
(удаляются). Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы.
–
Прочитайте условие вслух.
–
В какой точке находится самолет и как двигается? (В точке 5. Движется со
скоростью 4 ед./ч)
–
А вертолет? (В точке 0. Движется со скоростью 1 ед./ч)
–
Какое между ними расстояние до начала движения? (5)
–
Занесите в таблицу.
–
Покажите на числовом луче, где будет находиться вертолет через час. (В точке
1)
–
И где через час будет находиться самолет. (В точке 9)
–
Как изменилось расстояние между ними? (Увеличилось на 3 ед./ч)
–
Какой вывод о скорости удаления при движении с отставанием можно сделать?
(Расстояние между объектами за каждую единицу времени будет увеличиваться на
одно и то же число.)
–
Как это записать? (v1 – v2)
–
Составьте выражение и внесите запись в таблицу. (5 + (4 – 1) × 1 = 8 ед.)
–
Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться самолет и вертолет
через два часа. (В точках 2 и 13)
–
Как изменилось расстояние между объектами через два часа? (Увеличилось еще на
(4 – 1) × 2 ед.)
–
Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите выражение в
таблицу. (5 + (4 – 1) × 2 = 11 ед.)
–
Отметьте на числовом луче изменение расстояния между объектами через 3 часа.
Внесите запись нахождения расстояния между объектами через 3 часа. (5 + (4 – 1)
× 3 = 14 ед.)
–
Запишите, каким будет расстояние между ними через t ч. (5 +
(4 – 1) × t)
t, ч |
d, ед. |
0 |
5 |
1 |
5 + (4 – 1) × |
2 |
5 + (4 – 1) × |
3 |
5 + (4 – 1) × |
t |
5 + (4 – 1) × |
–
Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется расстояние
при движении с отставанием?
–
Вы теперь сможете решить четвертую задачу и обосновать решение задачи? Решите
эту задачу.
(Задача на
движение с отставанием: S = (b – a) × x (vуд.))
– Вы вышли
из затруднения? (Да.)
–
Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на движение в противоположном
направлении, встречное, вдогонку и с отставанием.)
5.
Включение в систему знаний и повторение.
№
9 (а,б), стр. 103.
Уравнение
решаются по вариантам, затем выходит один ученик из первого варианта к доске и
решает уравнение с комментариями, потом выходит один ученик из второго
варианта к доске и решает уравнение с комментариями.
а)
7 × х – 5 =
86 Неизвестно уменьшаемое,
7
× х = 86 +
5 чтобы найти уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое.
7
× х = 91
Неизвестен множитель,
х
= 91 : 7 чтобы найти множитель надо произведение разделить на известный
множитель.
х
= 13
б)
250 : (у + 7)= 25 Неизвестен делитель,
у+7
= 250 :25 чтобы его найти надо делимое поделить на частное
у+7
= 10 Неизвестно первое слагаемое,
у
= 10 – 7 чтобы его найти надо из суммы вычисть второе слагаемое
у
= 3
№
13, стр. 103.
Задание
выполняется в тетради.
А)
1)
2)
3)
Б)
1)
2)
3)
В)
1)
2)
–
Как решить этот пример более простым способом? Воспользуемся правилом
«Вычитания числа из суммы»: чтобы вычисть число из суммы достаточно вычисть это
число из одного слагаемого суммы и к полученному результату прибавить другое
слагаемое, т.е. (а + в) – с = (в – с) + а (при в ≥ с);
(а + в) – с = (а – с) + в (при а ≥ с).
–
Таким образом,
Г)
1)
2)
–
Как решить этот пример более простым способом? Воспользуемся правилом
«Вычитания из числа суммы»: чтобы вычисть из числа сумму достаточно вычисть из
этого числа последовательно каждое слагаемое, т.е. а – (в + с) = а – в – с (при
а ≥ в+с);
–
Таким образом,
6.
Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке.
–
Что нового вы открыли сегодня на уроке? (Мы узнали, как найти расстояние при
движении с отставанием.)
–
Что такое скорость удаления? (Скорость удаления – расстояние, при котором
объекты удаляются за единицу времени.)
–
Как найти скорость удаления при движении с отставанием? (Vуд. = (V1 – V1))
–
Какая еще формула необходима, чтобы успешно решать задачи на движение с отставанием?
(d = s + (v1 – v2) × t)
–
Проанализируйте свою деятельность, используя таблицу.
Утверждения |
Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. |
|
2) Я достиг цели урока. |
|
3) Я знаю, как решить задачу на движение с |
|
4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы |
7. Домашнее
задание:
Стр.
101 №3, стр. 103 №10
Вы
молодцы! Спасибо за урок!
Резерв:
№
9 (в), стр.103
в) 46 – z : 12 = 38 Неизвестно
вычитаемое,
z : 12 = 46
– 38 чтобы его найти нужно из уменьшаемого вычисть разность
z : 12 = 8
Неизвестно делимое,
z = 8*12
чтобы его найти нужно частное умножить на делитель
z
= 96