Как найти слабую позицию в слове

Какие позиции гласных и согласных считаются сильными, а какие – слабыми?

Сильные и слабые позиции гласных

Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ.

В этой позиции различаются все шесть гласных звука (мАл – мОр – мИр – мУл – мЭр – мЫл).

В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.

Позиция гласного в неударных слогах – это СЛАБАЯ позиция.

В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.

Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.

В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке [a], например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается “аканье”.

Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к [и] (скорее, звучит с призвуком [э]).

Например, сравним произношение слов пятак и петух: [пИ(э)так], [пИ(э)тух].

Нормативным в русском языке считается “иканье”.

Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.

Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.

Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э: жакет => [жы(э)]кет, шалаш => [шы(э)]лаш, тридцать => три[цы(э)]ть.

В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.

Сильные и слабые позиции согласных

Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной.

Для согласных это месторасположение согласного перед:

ГЛАСНЫМИ: док–ток, лук–люк, раса–ряса, милая–мыла;

СОНОРНЫМИ: слон–клон, сноп–озноб, вниз–книзу, трава–дрова;

согласной В: сватать, творить.

СЛАБАЯ позиция – это позиция, при которой согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и твердости-мягкости.

Слабой является позиция:

а) в конце слова (звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо): плот–плод, пруд–прут, бок–бог, стог–сток;

б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить–просьба (с=>з)

и перед глухими (звонкие оглушаются): резок–резкий, низы–низкий (з=>с);

Часто позиция перед мягкими, а также перед <j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ирина Робер­товна
[93.2K]

7 лет назад 

Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:

  • перед гласным / согласным;
  • на конце, а также в середине или начале лексем и их форм;
  • под ударением или при отсутствии такового (для звуков гласных).

Сии позиции подразделяются на две категории:

Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчётливо и «своей» буквочкой обозначен:

  • да́ма – д[а́]ма; ро́вный – р[о́]вный; интеллиге́нт – интелли[г’э́]нт;
  • золото – [з], [о́], [л], [т]; сольный – [с], [о́], [л’], [н]; пятнышко – [п’], [а́], [т], [н], [к];

Слабой – ту, где звук обозначен буковкой «чужой», где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения) – посади́ть дере́вья (п[а]с[а]ди́ть д[и]ре́вья):

  • в 1-х слогах обеих единиц словарных звуки [А], [И] буквочками обозначены «чужими» (О, Е), потому в 1-м случае надо вспомнить о единообразном написании приставки, во 2-м слове – найти однокоренную лексему, дабы проверить ударением корневую гласную: де́ревце;
  • в слоге 2-м (слово 1-е) звук [А] обозначен буковкой «своей», (А), но и у него позиция слабая (неударная), потому выбор А ещё надо доказать, для чего тоже производим проверку: поса́дка.

Таким образом, характер позиции звуков гласных тесно связан с акцентом (ударением).

У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:

  • предоста́вить – предост[а́]вить;
  • те́рем – [т’э́]рем;
  • я́стреб – [й’а́]стреб.

У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:

  • моро́зец – [маро́з’иц];
  • лени́вый – [л’ин’и́вый’];
  • пешехо́д – [п’ишихот].

Количественное, а также качественное изменение звука гласного, напрямую связанное с ударением (с положением безударным), именуют редукцией.

Если звук неударный произносится лишь короче ударного, но не меняет своего качества (допустим, [У] в лексемах ухо́д, уходя́щий), мы говорим о наличии редукции количественной, причём чем дальше гласный неударный оказывается от ударного (позиции предударные и заударные: 1-я, 2-я, 3-я…), тем он менее длителен.

Если гласный при этом ещё и качество своё меняет (допустим, [И] в лексеме запятнать на письме обозначен буквочкой Я), говорим, что, помимо количественной, он подвергся ещё и редукции качественной. Рассмотрим как пример звуки на месте буковок О в трёх родственных лексемах:

  • ко́лос – 1-я буковка О звук [О́] и обозначает (позиция сильная), у 2-й О звук короче, в вузах его принято обозначать значком [Ъ] (в школе используют значок [А]; позиция 1-я заударная – слабая);
  • коло́сья – 1-я О обозначен звук [˄] (в школе тоже применяют значок [А]; позиция 1-я предударная – слабая), он короче по звучанию, чем [А́], но длиннее, чем [Ъ];
  • колоси́ться – 1-я буковка О уже известный нам звук [Ъ] обозначает (позиция 2-я предударная – слабая); в 1-й позиции предударной (слог 2-й), также слабой, всё той же буковкой О обозначен звук [˄].

Для наглядности я составила такую табличку:

Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:

  • вид звуков, следующих за ними (гласный / согласный);
  • место, занимаемое звуком в словарной единице (начало, середина, конец);
  • иной согласный, занимающий постпозицию по отношению к 1-му (глухой / звонкий, мягкий / твёрдый, шумный / сонорный).

Наличие звука гласного, располагающегося непосредственно за согласным, способствует чёткому произношении первого, следовательно, создаёт для согласного позицию сильную:

  • быль [б] – пыль [п];
  • садик [с], [д’] – седой [с’], [д];
  • жил [ж] – шил [ш].

Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными:

  • до́ка – [д],[к];
  • то́га – [т],[г].

а также перед согласными:

  • шумными [в], [в’] (утварь [т] – двести [д]);
  • сонорными (жмот [ж] – шмат [ш]),

слабыми же –

  • на конце лексем и их форм (столб [п] – столп [п]; луг [к] – лук [к]);
  • в начале, а также на конце единиц словарных перед шумными, кроме [в], [в’] (здание [з] – сделать [з’], сказка [с] – маска [с]).

Для парных твёрдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:

  • перед гласными (мыло [м] – мило [м’]);
  • на конце лексем и их словоформ (сел [л] – сель [л’]; вяз [з] – вязь [з’]);
  • перед согласными твёрдыми: (асфальт – [с] перед [ф]; косьба – [з’] перед [б]),

а слабой

  • перед согласными мягкими (степь – [с’] в препозиции к [т’], зонтик – [н’] перед [т’]).

Слабые позиции звуков согласных связаны с явлением фонетической ассимиляции (уподобление находящихся впереди согласных находящимся позади). В школьной практике термин ассимиляция, как правило, заменяется выражениями:

  • оглушение звонких согласных перед глухими;
  • озвончение глухих согласных перед звонкими;
  • смягчение твёрдых согласных перед мягкими.

Примеры:

  • футболка, косьба (озвончение: [д] перед [б] и [з’] перед [б]);
  • сказка, лавка (оглушение: [с] и [ф] перед [к]);
  • бантик, гостинец (смягчение: [н’] и [с’] перед [т’]).

Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:

Mirra-Mi
[58.7K]

7 лет назад 

У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.

Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.

Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.

Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:

ИнгаМ­ус
[16.7K]

8 лет назад 

Сильная позиция от слабой отличается так:

Если мы говорим про гласные, то когда они стоят под ударением, то это и есть сильная позиция. А когда без ударения – слабая.

Но вот с согласными дело сложнее.

Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.

И если после стоит сонорная согласная или буква “В”.

Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.

Вот табличка с примерами:

Сильной называется такая позиция звука, когда его невозможно спутать с другим звуком и он отчетливо произносится. Для гласных звуков сильной позицией является их позиция под ударением, и этим способом, постановкой гласной под ударение ее проверяют на правильность написания. Соответственно и слабой позицией для гласных будет их безударное положение в слове. Согласные звуки под ударение не ставятся, но и для них есть варианты, когда произношение согласного отчетливое – перед гласной, перед сонарной, и перед согласной В. Напротив слабой позицией для согласных оказывается их расположение в конце слова или перед противоположным по звонкости звуком.

Mariy­aZ
[1.3K]

8 лет назад 

Сильная позиция гласной – позиция под ударением, где звук не требует проверки при написании, так как он слышится отчетливо.

Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.

Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:

  1. перед гласными
  2. перед сонорными
  3. перед [в] и [в’].

дольф­аника
[379K]

7 лет назад 

Слабой позицией гласных и согласных звуков называют позицию , когда звуки неразличимы. например, согласная звонкая на конце слова оглушается, появляется сомнение, правильно ли букву пишем. И тогда нужно вспомнить правило по глухости – звонкости.

Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.

Лучше всего объяснить на примерах.

Марле­на
[16.2K]

7 лет назад 

Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.

А слабая позиция гласных и согласных – это когда звуки не совсем различимы.

Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.

Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:

Елена Д
[360K]

7 лет назад 

Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется “позицией”. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.

(Источник).

Нас учительница раз научила так – скажи резко и грубо любое слово. Сказали, каждый своё. А теперь надо сказать какую вы все букву услышали громко и резко, та и будет стоять на сильной позиции, а остальные, которых ели слышно будут на слабых позициях.

Знаете ответ?

Смотрите также:

Сообщение на тему на тему гласные и согласные звуки, что написать?

Как придумать с другом сказочную историю о гласных и согласных звуках?

Почему “и краткое”, й, согласный звук если его аналог, обычное и – гласный?

Как называется стил. прием, основанный на повторе согласных звуков?

Какие слова содержат одинаковый набор согласных звуков: лист, стать, стиль?

Сколько в словах: спаниель и апельсин одинаковых согласных звуков?

Какие два из этих слов содержат одинаковый набор согласных звуков?

“Согласные звуки русского языка” презентация, как сделать?

Какие имена содержат один и тот же согласный звук: Алина, Николай, Олег?

Лист, октябрь, чай, флаг — как охарактеризовать согласные звуки в словах?

Русский язык – сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова “мёд” – [м’от] и “медок” – [м’идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Сильная позиция и слабая позиция

Сильные и слабые позиции звуков

Речь – это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах “воды”, “совы”. Или звук [г] в словах “другу”, “кругом”.

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом. Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Сильные и слабые позиции звуков

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб – зубной, липовый – сосновый, поход – поезд, к лампе – к воде. В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова “сом”, “сам”. Это – сильная позиция гласного.

Совсем другое дело – безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова “сома́” и “сама́”. Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Сильные и слабые позиции согласных

Для русского языка характерны:

  • “аканье”, когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова “дома”, “дала”);
  • “иканье”, при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах “мячом” и “мечом”).

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как “глухой-звонкий” и “твердый-мягкий”. Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку “глухой-звонкий” для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова – трава, слой – злой;
  • перед буквой “в”: творец – дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании сонорных звуков, которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л’], [н], [н’], [р], [р’], [м], [м’], [й’]. Фонемы [х], [ц], [х’], [щ’] и [ч’], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Сильные и слабые позиции гласных

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз – глас, дуб – туп, сук – луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить – [зб]рить, отдать – о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка – ло[шк]а, вход – [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз – глаза, глас – гласа, дуб – дуба, туп – тупой, сук – суком, луг – луга; сбрить – сложить, отдать – отъехать; ложка – наложить, вход – влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как “твердый-мягкий”. Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква “ы” (цыпленок) или “и” (цирк).

Звуки [ч’] и [щ’] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов “ча-ща” и “чу-щу”. Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Сильные и слабые позиции согласных звуков

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] – [м’ал], [вол] – [в’ол], [лук] – [л’ук], [быт’] – [б’ит’];
  • на конце слова: [кон] – [кон’], [брат] – [брат’];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л’]: во[лн]а – во[л’н]а, по[л’з]а – по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а – го[р’к]о, и[зб]а – ре[з’б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий – ию[н’с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий – сентяб[р’с]кий, ма[нж]ета – де[н’ж]ата.

Слабые позиции по характеристике “мягкость – твердость”

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й’]: ворон – воро[н’й’о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й’]: [вй’эст] – въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с’т’]е, [з’д’]есь.
  • Перед фонемами [ч’] и [щ’] для звука [н]: бараба[н’щ’]ик, руло[н’ч’]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку “твердый-мягкий согласный”. Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м’] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м’].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Сильные и слабые позиции гласных звуклв

Например, в слове “зуб” звук на конце оглушается. Позиция по признаку “звонкость-глухость” будет слабой. Но она же является сильной по шкале “мягкий-твердый”. Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку “звонкий-глухой”, так и по характеристике “мягкий – твердый”. Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить “ошибкоопасное” место в слове и вспомнить соответствующее правило.

Сильные и слабые позиции звуков

Положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т. п.) называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые.

Сильная позиция — это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков.

Слабая позиция — это позиция неразличения звуков,

Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения. Например, ср.; сом — сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома — сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [^]).

Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [j]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил — бил, слой злой, твоих — двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости — на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот — молод ([т]), киска — низко ([с]), сдал — здание ([з]).

Сильные позиции по твёрдости/мягкости — на конце слова (удар — ударь), перед гласными (нос — нёс), перед твёрдыми согласными (изба — резьба). Слабая позиция — перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н‘]

В потоке речи гласные и согласные звуки попадают в разные позиции. При изменении позиции изменяется и звук.

Для гласных сильной позицией является положение под ударением (д[о́]м), а слабой — безударное положение (д[а]ма́).

2) перед гласными ([т]ук, [т’]юк);

3) перед твёрдыми согласными (го[р]ка, го[р’]ко).

Слабая позиция:

1) перед мягкими согласными [т’], [з’], [н’], [д’], [с’] (пол[с’т’]и, ве[н’т’]иляция);

2) перед [щ’], [ч’] (зака[н’ч’]ивать, бараба[н’щ’]ик).

Позиции звонких и глухих согласных

Сильная позиция:

1) перед гласными (арбу[з]ы);

2) перед сонорными согласными (арбу[з]ный);

3) перед [в] и [в’] ([з]венеть).

Слабая позиция:

1) в конце слова (арбу[с]);

2) перед глухими и звонкими согласными (кроме [в] и [в’]) (про[с’]ба).

Оглушение согласного — процесс, при котором звонкий согласный уподобляется последующему глухому звуку и реализуется в речи как соответствующий по парности глухой звук. 

Пример:

дорожка — доро[ш]ка.

Озвончение согласного — процесс, при котором глухой согласный уподобляется последующему звонкому звуку и реализуется в речи как соответствующий по парности звонкий звук.

Пример:

сдавить — [з]давить. 

Сонорные согласные ([л], [л’], [м], [м’], [р], [р’], [j’]) всегда находятся в сильной позиции (не изменяют своего звучания).

  1. Сильные и слабые позиции

СОГЛАСНЫХ
ФОНЕМ

«Согласные
фонемы образуют регулярно 2 соотносительных
ряда, основанных на пересекающихся
чередованиях: ряд по звонкости – глухости
и ряд по мягкости – твердости. Для
соотносительных рядов характерны
противопоставление фонем в одних
позициях (сильные позиции) и нейтрализация,
совпадение в одном звуке в других (слабая
позиция)»17.

Сильные
позиции согласных фонем

по
звонкости-глухости:

а)
перед гласным – [то´м] – [до´м], [шэ´ст]
– [жэ´ст];

б)
перед сонорными согласными – [зло´] –
[сло´н],

[н’иЭ

см’э´i]
– [зм’э´i];

в)
перед /в/, /в/ – [дв’э´р’] – [тв’э´р’
], [сво´i]
– [зво´н].

Слабые
позиции согласных фонем

по
звонкости-глухости:

а)
в конце слова – прут
– пруд, грусть – груздь

(в дан ной позиции и глухие и звонкие
согласные реализуются в глухих согласных
звуках);

б)
перед шумными глухими – лапка,
скобка

(в данной позиции и глухие, и звонкие
согласные реализуются в глухом согласном
звуке);

в)
перед шумными звонкими (кроме /в/, /в/) –
молотьба,
ходьба

(в этой позиции глухие и звонкие согласные
реализуются в звонком согласном звуке).

Таким
образом, все согласные фонемы образуют
следующий соотносительный ряд по
звонкости-глухости, представленный на
странице.

Таких
внутренних связей нет у непарных по
признаку глухости- звонкости согласных:
у сонорных /л/, /л’/, /м/, /м’/, /н/, /н’/, /й/
и у глухих /ц/, /ч’/, /ш’/, /х/, /х’/. Эти
согласные могут выступать в разных
фонетических позициях, сохраняя в них
свои основные признаки и не совпадая в
произношении с другими согласными.

Сильные позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а)
перед гласными: [во´л] – [в’˙о´л];

б)
на конце слова: [кон] – [кон’ ], [уда´р] –
[уда´р’ ];

в)
перед заднеязычными [к], [к’],
[г],
[г’ ], [х], [х’ ] – [убо˙´р’
к’и] – у
Борьки

– [убо´рк’ и] – уборки;

г)
для фонемы /л/ – перед всеми согласными:
[по´лзъл] – ползал
– [по˙´л’ зъ] – польза.

Слабые позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а)
перед среднеязычными /i/
или /j/:
[пла˙´т’ iь]
платье,
[л’j˙о´ш]
– льешь, [л’и´с’iъ]
лисья.
В этой позиции все парные по
мягкости-твердости согласные фонемы
реализуются в мягких согласных звуках.
Исключение представляет лишь позиция
согласных на конце приставок перед
[j]:
[пЛдjэ´ст]
подъезд,
[Лбjиэв’и´т’
] – объявить18.

б)
для переднеязычные согласных /с/, /з/,
/н/ – перед мягкими переднеязычными:
[ка˙´н’ т’ик] – кантик,
[ко˙´с’т’ ] – кость,
[з’д’э´с’ ] – здесь.
В этой позиции фонемы /с/, /з/, /н/
реализуются в мягких согласных звуках;

Соотносительный
ряд согласных фонем по твердости –
мягкости представлен на с. 53.

Вне
этого соотносительного ряда остались
непарные по мягкости – твердости фонемы:
всегда твердые /ж/, /ш/, /ц/ и всегда мягкие
/ш’/, /ч’/, /i/.

Таблица 9

Соотносительный ряд согласных фонем по звонкости-глухости

Перед
глухими

Согласными,

в
конце слова

п

п’

ф

ф’

т

т’

с

с’

к

к’

ш

Перед
гласными,

Сонорными
согласными,

[в]
и [в’]

п

б

п’

б’

ф

в

ф’

в’

т

д

т’

д’

с

З

с’

з’

к

г

к’

г’

ш

ж

Перед
звонкими

Согласными

б

б’

в

в’

д

д’

з

з’

г

г’

ж

Таблица
10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий