Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
- знать все буквы и соответствующие им звуки;
- знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
- знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
- научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
- Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
- Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
- Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
- Увеличивается скорость чтения.
- Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
- При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
- Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
- Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
- Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
- Играйте в игры со слогами.
- Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
- Изучайте слоги последовательно. Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:
Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА». - Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).
Пример игры
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
Слоги слияния – это сочетания согласной и гласной букв, или с Ь: ма, пе, ро и т.д. При обучении дошкольников или младших школьников этот тип слогов оказывается более сложным, чем чтение обратных слогов, начинающихся с гласной: ум, от, ед и т.п. Для формирования навыков чтения слогов слияний существует ряд упражнений, в том числе и игровых. Можно использовать и специальные слоговые таблицы. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим jarptica 5 лет назад Слоги-слияния состоят, как правило, из двух букв:
Обозначаются в письме дугой, объединяющей эти буквы в слоге, а под одиночными буквами ставится точка. Например, лу-жа ру-ч-ка, ли-са, о-де-я-ло, мя-ч, и-ва. Всегда слог-слияние начинается с согласной буквы. дольфаника 6 лет назад При первых навыках чтения ребенок может путать слоги слияния с обратными слогами и вот здесь нужно дать почувствовать разницу слогов. Слоги слияния нужны для цепочки слогов, превращающихся в слово. Слоги слияния состоят из согласной буквы и из буквы гласной. Знаете ответ? |
Урок 11
Тема |
Слог-слияние |
Педагогическая цель |
Способствовать развитию у |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты |
Выделяют слияние согласного звука |
Личностные результаты |
Выражают готовность в любой |
Универсальные учебные действия |
Регулятивные: учатся высказывать свое Познавательные: общеучебные – находят Коммуникативные: работают в паре: задают |
Основное содержание темы, понятия |
Предложение, гласные и |
Образовательные ресурсы |
Рисунки с изображением роз, |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока |
Фронтальная. Словесный. |
Приветствие учащихся. – Ребята, попробуйте угадать, |
Приветствуют учителя. Организуют |
Проявляют эмоциональную |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Проверка готовности класса и |
Отгадывание загадки |
о чем говорится в загадке: Здесь девчонки и мальчишки Достают тетрадки, книжки. Трудятся старательно, Слушают внимательно. Дети те – одна семья. Кто они, спрошу тебя. А. Кочергина – Проверим готовность к уроку |
рабочее место, проверяют наличие – Класс, школа, ученики |
на слова учителя |
|
II. Актуализация опорных знаний. 1. Развитие речи учащихся. Работа |
Коллективная, парная. Словесный. Беседа. Работа со скороговоркой |
– Мы сейчас познакомимся со – Проговорим вместе, запомним ее. – Теперь проговорим друг другу в |
– Произносится быстро, чисто, без Проговаривают скороговорку хором, |
Вслушиваются в скороговорку, |
Фронтальный, парный. |
2. Работа со звуковой схемой |
Фронтальная, индивидуальная. Практический. Дидактическая игра |
Выставляется схема:
– Отгадайте по этой – Это название цветов? (Показывает |
Работают со схемой. Подбирают слова к схеме. – Розы, маки. – Ваза |
Подбирают слова, содержащие |
Индивидуальный. Подбор слов |
Продолжение
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический. Игра «Солнечный зайчик» |
Смотрит солнышко в Мы захлопаем в ладошки, (Одновременно выполняют Учитель зеркальцем Скачут побегайчики, солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут, Были тут и нет их тут. (Следят глазами за |
Встают из-за парт и принимают Вместе с учителем |
Закрепляют стереотип правильной |
Коллективный. Правильное |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что такое слог? – Сегодня мы узнаем как |
– Часть слова |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и 1. Игра «Кто это? Что |
Фронтальная. Словесный, наглядный, Беседа, работа со схемой |
Учитель показывает картинку с – Кто это? – Правильный ответ поможет найти
– Сколько слогов в слове кот? – Произнесите это слово. Какое – А каким звуком заканчивается |
– Кот, кошка. – Кот. – Один. – ко. – Звуком [т] |
Различают гласные Воспринимают слово как объект |
Фронтальный. Слого-звуковой анализ слова кот; |
Продолжение
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– – Вывод: – |
– – – |
Выделяют |
|||
2. Работа с пословицей «Век живи, |
Фронтальная. Словесный, Беседа |
– – |
Слушают – |
Анализируют |
Фронтальный. Устные |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы И Начинаем Финиш Раз-два, Хватит, Потянулись, |
Выполняют |
Осуществляют |
Коллективный. |
3. Работа с рисунком к сказке |
Фронтальная, Словесный. Беседа |
– – – |
Рассматривают – |
Отвечают |
Фронтальный, Устные |
Продолжение
табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– – |
– – Задают |
правила |
|||
4. Составление предложений |
Фронтальная, Практический. Работа |
– |
Составляют |
Составляют |
Фронтальный, Составление |
V. Закрепление знаний и способов 1. Соотнесение рисунков и |
Фронтальная, Практический. Работа со схемой |
– |
– |
Работают |
Фронтальный, Соотнесение рисунков и схем |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Игра «Назови одним |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. |
– Назовите предметы, изображенные – Назовите одним словом предметы. – Соотнесите рисунки и схемы |
– Стул, стол, кровать, шкаф. – Мебель. – Стул, стол, шкаф |
Находят и называют слог-слияние и и с опорой на схему. Подбирают слова, содержащие Соотносят слово, называющее |
Фронтальный, индивидуальный. Соотнесение рисунков и схем; |
VI. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие знания, умения, навыки – Что особенно понравилось? – Что вызвало затруднение? – Спасибо за урок. |
Отвечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы |
Фронтальный. Устные ответы |
Слоги-слияния:(МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ!)
(«Домашний репетитор»)
Тренинг может полезен как родителям дошкольника, так и педагогам.
Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания – наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала в нашей статье оптимально для обучения чтению. В устной речи при чтении в таких случаях два звука как бы сливаются в один для сочетания согласной и гласной, либо твердый согласный становится мягким.
Материал взят на сайте “СТРАНА ЗНАЕК”
Пояснительная записка
Автор разработки: Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 г. Тюмени
УМК: «Школа России»
Класс: 1а
Предмет: азбука (обучение грамоте)
Тема урока: Слог-слияние
Тип урока: урок закрепления
Продолжительность урока: 35 минут
Целевая аудитория: учащиеся 1 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.
Учебник: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, часть 1, М.: Просвещение, 2017 г.
Раздел: добукварный период, учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю, в год – 132 ч.
Авторский медиапродукт: презентация по теме
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, счетные палочки для составления схем слов
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Деятельность учащихся: фронтальная, парная, индивидуальный опрос.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Предметные УУД: Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки.
Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Находить и называть слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Подбирать слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью. Отвечать на вопросы по сюжету сказки; рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; объяснять смысл пословицы.
Метапредметные УУД: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать родо-видовые понятия. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Владеть монологической и диалогической формами речи.