Как найти слог слияния

Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.

Слово "Кино" по слогам

Слоги слияния — это…

Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.

Чтобы научиться читать, нужно:

  • знать все буквы и соответствующие им звуки;
  • знать направление, откуда и куда читать (слева направо);
  • знать слоги слияния, характерные для языка, и правильно их произносить;
  • научиться разбивать слова на слоги слияния и отдельные буквы.

Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.

Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.

Девочка с игрушками-буквами

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

  • Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
  • Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
  • Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
  • Увеличивается скорость чтения.
  • Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
  • При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.

Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?

Упражнение для малышей - слоги слияния с буквой Л

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Таблица со слогами слияния

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Страницы букваря с буквой М

Страницы букваря с буквами М и Н

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

Слоги слияния с буквой Б

Обучение чтению по слогам

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Простые слова для чтения по слогам

Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.

Девочка с цветными карандашами

7 советов по организации занятий:

  1. Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
  2. Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
  3. Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
  4. Играйте в игры со слогами.
  5. Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
  6. Изучайте слоги последовательно. Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:
    Карточка с заданиями для изучения слогов слияния
    Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА».
  7. Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).

Пример игры

Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

Слоги слияния – это сочетания согласной и гласной букв, или с Ь: ма, пе, ро и т.д. При обучении дошкольников или младших школьников этот тип слогов оказывается более сложным, чем чтение обратных слогов, начинающихся с гласной: ум, от, ед и т.п. Для формирования навыков чтения слогов слияний существует ряд упражнений, в том числе и игровых. Можно использовать и специальные слоговые таблицы.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

jarpt­ica
[39.3K]

5 лет назад 

Слоги-слияния состоят, как правило, из двух букв:

  1. Первая буква – согласная.
  2. Вторая буква – гласная.

Обозначаются в письме дугой, объединяющей эти буквы в слоге, а под одиночными буквами ставится точка.

Например,

лу-жа

ру-ч-ка,

ли-са,

о-де-я-ло,

мя-ч,

и-ва.

Всегда слог-слияние начинается с согласной буквы.

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

При первых навыках чтения ребенок может путать слоги слияния с обратными слогами и вот здесь нужно дать почувствовать разницу слогов. Слоги слияния нужны для цепочки слогов, превращающихся в слово. Слоги слияния состоят из согласной буквы и из буквы гласной.

Знаете ответ?

Урок 11

Тема

Слог-слияние

Педагогическая цель

Способствовать развитию у
учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние
согласного звука с гласным, делить слова на слоги

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты
(предметные)

Выделяют слияние согласного звука
с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают
слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по
сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты

Выражают готовность в любой
ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое
предположение на основе работы с рисунками и схемами.

Познавательные: общеучебные – находят
ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют
звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют
основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого
из частей.

Коммуникативные: работают в паре: задают
друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и
оценивают ответ товарища

Основное содержание темы, понятия
и термины

Предложение, гласные и
согласные звуки, слог-слияние

Образовательные ресурсы

Рисунки с изображением роз,
маков, картинка с изображением кота, схемы слов

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная.

Словесный.

Приветствие учащихся.

– Ребята, попробуйте угадать,

Приветствуют учителя. Организуют
свое

Проявляют эмоциональную
отзывчивость

Фронтальный.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Проверка готовности класса и
оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Отгадывание загадки

о чем говорится в загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.

Кто они, спрошу тебя.

А. Кочергина

– Проверим готовность к уроку

рабочее место, проверяют наличие
индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Класс, школа, ученики

на слова учителя

II. Актуализация опорных знаний.

1. Развитие речи учащихся. Работа

со скороговоркой (учебник, с. 16)

Коллективная, парная.

Словесный. Беседа.

Работа со скороговоркой

– Мы сейчас познакомимся со
скороговоркой, я ее произнесу, а вы послушайте и подумайте, почему она так
называется: «Слишком много ножек у сороконожек».

– Проговорим вместе, запомним ее.

– Теперь проговорим друг другу в
паре

– Произносится быстро, чисто, без
ошибок.

Проговаривают скороговорку хором,
запоминают ее. Затем проговаривают скороговорку друг другу в паре

Вслушиваются в скороговорку,
запоминают; эмоционально, выразительно проговаривают. Вырабатывают
артистические данные, развивают кругозор и память

Фронтальный, парный.
Проговаривание скороговорок

2. Работа со звуковой схемой
слова. Игра «Какое слово задумано»

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Дидактическая игра

Выставляется схема:

– Отгадайте по этой
схеме, какое слово я задумала.

– Это название цветов? (Показывает
картинки с изображением роз, маков.)

Работают со схемой.

Подбирают слова к схеме.

Розы, маки.

– Ваза

Подбирают слова, содержащие
слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со
схемой-моделью

Индивидуальный.

Подбор слов
к схеме

Продолжение
табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

Игра «Солнечный зайчик»

Смотрит солнышко в
окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,
очень рады солнышку.

(Одновременно выполняют
хлопки в ладоши над головой.)

Учитель зеркальцем
пускает «зайчика»:

Скачут побегайчики,

солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут,

Были тут и нет их тут.

(Следят глазами за
лучиком и говорят, показывают рукой.)

Встают из-за парт и принимают
положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны),
спина прямая.

Вместе с учителем
произносят слова и выполняют движения
по тексту

Закрепляют стереотип правильной
осанки и тренируют зрительный аппарат

Коллективный. Правильное
выполнение упражнений

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный. Беседа

– Что такое слог?

– Сегодня мы узнаем как
образуется слог

– Часть слова

Принимают учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и
способов деятельности.

1. Игра «Кто это? Что
это?». Звуковой анализ слова кот.

Фронтальная.

Словесный, наглядный,
практический.

Беседа, работа со схемой

Учитель показывает картинку с
изображением кота.

– Кто это?

– Правильный ответ поможет найти
схема слова.

– Сколько слогов в слове кот?

– Произнесите это слово. Какое
слияние вы слышите?

– А каким звуком заканчивается
слово кот?

– Кот, кошка.

– Кот.

– Один.

– ко.

– Звуком [т]

Различают гласные
и согласные звуки, называют основные отличительные признаки.

Воспринимают слово как объект
изучения, материал для анализа. Наблюдают, как образуется слог-слияние в
процессе слого-звукового анализа

Фронтальный.

Слого-звуковой анализ слова кот;
устные ответы

Продолжение
табл.

1

2

3

4

5

6


Какой это звук: гласный или согласный?


Почему?

Вывод:
в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука – согласный и
гласный, слились – образовав слияние; третий звук – согласный – находится за
пределами слияния.


Произнесите все слово целиком


Согласный.


Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.


Кот

Выделяют
слоги-слия-ния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывают, почему
выделенный слог является слиянием. Различают графические обозначения
слогов-слияний и звуков за пределами слияния, используют их при моделировании
слов

2. Работа с пословицей «Век живи,
век учись»

Фронтальная.

Словесный,
проблемный.

Беседа


Послушайте пословицу: «Век живи, век учись».


Как вы понимаете ее смысл?

Слушают
пословицу.


Необходимо постоянно накапливать знания

Анализируют
пословицу, высказывают свое мнение. Объясняют смысл пословицы

Фронтальный.

Устные
ответы

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Мы
поставили пластинку

И
выходим на разминку.

Начинаем
бег на месте,

Финиш
– метров через двести!

Раз-два,
раз-два,

Хватит,
прибежали,

Потянулись,
подышали

Выполняют
бег на месте, на предпоследней строчке останавливаются, на последней
потянулись, руки вверх
и опустили через стороны

Осуществляют
профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются
здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный.
Правильное выполнение упражнений

3. Работа с рисунком к сказке
«Волк
и семеро козлят»

Фронтальная,
парная.

Словесный.

Беседа


Рассмотрите рисунки.


Героев какой сказки вы видите на рисунке?


Кто на них изображен?

Рассматривают
рисунок.


«Волк и семеро козлят»

Отвечают
на вопросы
по сюжету сказки; рассуждают о необходимости соблюдать

Фронтальный,
индивидуальный.

Устные
ответы

Продолжение
табл.

1

2

3

4

5

6


Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла?


Задайте вопросы друг другу


Коза, волк, козленок.


Пришел волк и съел козлят.

Задают
вопросы друг другу

правила
безопасного поведения в отсутствие взрослых; работают в паре: задают друг
другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и
оценивают ответ товарища

4. Составление предложений
по схемам

Фронтальная,
индивидуальная.

Практический.

Работа
со схемой


Составьте предложения по схемам

Составляют
предложения из двух, трех, четырех слов

Составляют
предложения с опорой на рисунки и схемы

Фронтальный,
индивидуальный.

Составление
предложений

V. Закрепление знаний и способов
действий.

1. Соотнесение рисунков и
слого-звуковых схем слов
(учебник, с. 16)

Фронтальная,
индивидуальная.

Практический. Работа со схемой


Рассмотрите и соотнесите рисунки и схемы


Ваза, кот, печка

Работают
со схемами-моделями слов: соотносят слово, называющее предмет, со
слого-звуковой моделью, доказывают соответствие. Устанавливают количество
слогов и их порядок, протяжно произносят каждый слог

Фронтальный,
индивидуальный.

Соотнесение рисунков и схем

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

2. Игра «Назови одним
словом»
(учебник, с. 17)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический.
Дидактическая игра

– Назовите предметы, изображенные
в нижней части страницы.

– Назовите одним словом предметы.

– Соотнесите рисунки и схемы

– Стул, стол, кровать, шкаф.

– Мебель.

– Стул, стол, шкаф

Находят и называют слог-слияние и
примыкающие звуки на слух

и с опорой на схему.

Подбирают слова, содержащие
слог-слияние, к заданной схеме.

Соотносят слово, называющее
предмет, со схемой-моделью

Фронтальный, индивидуальный.

Соотнесение рисунков и схем;
обобщение предметов

VI. Рефлексивно-оценочный.

Усвоение принципов саморегуляции
и сотрудничества

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие знания, умения, навыки
помогли вам сегодня на уроке?

– Что особенно понравилось?
Почему?

– Что вызвало затруднение?
Почему?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы
урока. Осмысливают свои действия и самооценку. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный.

Устные ответы

Слоги-слияния:(МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ!) 
(«Домашний репетитор»)

Тренинг может полезен как родителям дошкольника, так и педагогам.

Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания – наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала в нашей статье оптимально для обучения чтению. В устной речи при чтении в таких случаях два звука как бы сливаются в один для сочетания согласной и гласной, либо твердый согласный становится мягким.

Материал взят на сайте “СТРАНА ЗНАЕК”

Пояснительная записка

 Автор разработки: Кадырова Ольга Игоревна, учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 г. Тюмени

 УМК: «Школа России»

 Класс: 1а

 Предмет: азбука (обучение грамоте)

 Тема урока: Слог-слияние

 Тип урока: урок закрепления 

 Продолжительность урока: 35 минут

 Целевая аудитория: учащиеся 1 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.

 Учебник: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, часть 1, М.:  Просвещение, 2017 г.

 Раздел: добукварный период, учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю, в год – 132 ч.

 Авторский медиапродукт: презентация по теме

 Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, счетные палочки для составления схем слов

 Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.

 Деятельность учащихся: фронтальная, парная, индивидуальный опрос.

 Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Предметные УУД: Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки.

Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Находить и называть слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Подбирать слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью. Отвечать на вопросы по сюжету сказки; рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; объяснять смысл пословицы.

Метапредметные УУД: Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать родо-видовые понятия. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Добавить комментарий