70+ слов-исключений, которые нужно выучить к ЦТ по русскому языку
Для правильного решения ЦТ по русскому языку тебе стоит знать все правила и исключения. Чтобы тебе было проще подготовиться, собрали 70+ слов-исключений, которые пригодятся для выполнения шести заданий из части А. Давай повторим их вместе.
Правописание причастий и прилагательных с Н и НН
Как показывает практика, правописание Н и НН в причастиях и прилагательных — одно из самых сложных правил русского языка. Как правило, задание А8 из ЦТ на это правило входит в топ-10 самых сложных в тестировании. Итак, напоминаем, какие слова-исключения стоит знать по этому правилу:
Правописание И после Ц
Если со школы не помнишь, то должен повторить к ЦТ по русскому: «Цыган на цыпочках подошёл к цыпленку и цыкнул: «Цыц!». В одном предложении спрятаны все четыре слова-исключения из правила на правописание И после Ц. Их знание тебе понадобится в заданиях А5-А6.
Правописание О, Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать О или Ё после шипящих (задание А4 в ЦТ), стоит сначала выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная — в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании, то нужно также понимать, к какой части речи относится проверяемое слово. Это правило ты можешь повторить, посмотрев видеоурок.
Самые сложные случаи написания О и Ё после шипящих смотри в инфографике:
Чередующиеся Е/И, О/А в корне слова
По этому правилу стоит знать как минимум 14 обязательных исключений: пОлог, рАвнина (на равном расстоянии от уровня моря), рОстовщик, рОсток, РОстислав, РОстов, сочЕтание, скАчок, чЕта, зОревать, пригАрь, изгАрки, утвАрь. Это поможет тебе справиться с заданием А1-А2 в ЦТ.
Остальные исключения смотри в шпаргалках Адукар:
Мягкий знак после шипящих в наречиях
Пример, который проще запомнить девушкам: «Уж замуж невтерпёж». Эти наречия произошли от существительных «уж, терпеж, муж», которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака. Но запомни слово «настежь», которое пишется, вопреки этой логике, с мягким знаком. Другие случаи употребления мягкого знака смотри в видеоуроке ниже. Они тебе понадобятся для выполнения задания А5 в ЦТ.
Слитное и раздельное написание наречий, союзов, предлогов, частиц
Также одно из самых сложных правил в ЦТ по русскому языку (задание А12), которое требует внимательности, логики и отличного знания теории. Чтобы справиться с таким заданием, стоит разбираться в частях речи, использовать способ замены (ввиду отсутствия = из-за отсутствия) и держать в голове некоторые случаи (в течение мазурки (предлог), но в течении реки (существительное)). Повторяй слова-исключения по инфографике:
Эти слова-исключения пригодятся тебе для решения заданий А1, А2, А4, А5, А8 и А12 в ЦТ по русскому языку. Используй разные приёмы запоминания и старайся периодически повторять исключения из правил. Удачной подготовки!
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Записывайся на итоговые занятия!
Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Русский язык поистине богат и разнообразен не только лексическим багажом, но и количеством различных правил орфографии. Именно их так долго и методично изучают в школьном курсе, но, к сожалению, не всегда они остаются в памяти на всю жизнь. Кроме того, оказывается недостаточным просто вызубрить, выучить или понять правило — существует множество подводных камней в виде списка исключений. В некоторых правилах они состоят из одного элемента, а в некоторых — из ста одного.
…
Оглавление:
- Основные орфографические правила
- Гласные О, Ё после шипящих
- Лёгкие способы запоминания правил
- Другие слова-исключения в русском языке
- Рекомендации по повышению уровня грамотности
- Видео: Глаголы-исключения
Основные орфографические правила
- Безударная гласная в корне. Честно говоря, из этого правила нет исключений, так как большинство слов, где гласную нельзя проверить подбором другого слова с ударным проблемным звуком, являются словарными единицами. Сюда могут относиться такие слова, как помидор, пальто и др. Зачастую это заимствованные слова.
- Написание суффикса Н в именах прилагательных. Стеклянный, оловянный и деревянный — сколько раз в школе мы слышали об этой знаменитой тройке… И действительно, в этом правиле не так много исключений. Остальные же имена прилагательные с суффиксом -ян- пишутся с одной буквой Н (ср. глиняный). Но не стоит забывать и про слово ветреный, которое также относится к этому правилу. Обычно прилагательные с суффиксом -ен- пишутся с двойной Н, но в случае со словом ветряный это правило не работает. Обратите внимание, что уже в слове безветренный Н будет удваиваться. Кроме того, не стоит путать ветреную погоду и ветряную мельницу!
- Гласные О, Ё после шипящих. Это правило, вероятно, является одним из самых сложных для усваивания. Причина его трудности кроется в огромном количестве исключений. Казалось бы, формулировка гласит: «В корне всегда пишем Ё». Но к сожалению, не все так просто. К исключениям из правила относятся: шов, шорох, шофер, шоколад, капюшон, шок, трещотка, обжора, шорты, изжога, крыжовник, трущоба, чокаться. Кроме этих существительных, исключениями являются и некоторые имена собственные: Шотландия, шотландский, шотландец.
Это интересно: что такое паронимы, примеры.
Гласные О, Ё после шипящих
Выше были приведены корневые исключения. Но правило распространяется и на написание гласных в закорневых морфемах, то есть суффиксе. Итак, правильным будет писать О в суффиксах имен существительных, имен прилагательных, а Ё — в глагольных частях речи. Например, поджог дома, но поджёг дом. Однако и здесь есть целый набор слов-исключений. Начнем с именных частей речи. Чтобы процесс выучивания этого списка стал легче, существует стихотворение, полностью состоящее из «трудных» слов.
Бечёвка, ночёвка
И раскорчёвка.
Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр.
Печёнка, тушёнка
И дирижёр.
Это интересно: как правильно писать «а также» — слитно или раздельно? А также, «что такое полногласные и неполногласные сочетания в корне слова«.
Лёгкие способы запоминания правил
- «Встал цыган на цыпочки и сказал цыплёнку «Цыц!» — иллюстрация всех единиц языка, где в корне после буквы Ц пишется Ы (напоминаем, по правилу везде пишется И: цистерна, циркуль). «У сестрицы куцые ресницы» — так легче запомнить, в каких случаях, наоборот, стоит писать Ы. Это в первую очередь окончание множественного числа имён существительных (ресницы, танцы), окончание имен прилагательных и имён собственных (Солженицын, куцые), окончание родительного падежа существительных (царицы, сестрицы).
- «Уж замуж невтерпёж». Только эти три наречия пишутся без мягкого знака после шипящего! Сравните: вскачь, наотмашь.
- Ко второму глагольному спряжению относятся: все глаголы, что на -ить, исключая брить, стелить. В это же спряжение входят глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Другие слова-исключения в русском языке
- Правило написание приставок на З и С: здесь, здоровье, здание, здравница, не видно ни зги, здравствуйте.
- Орфограмма гласные после шипящих: заимствованные слова типа парашют, жюри, брошюра.
- Написание мягкого знака в формах повелительного наклонения у глаголов: ляг.
- Написание непроверяемых гласных в корне слова:
- Сочетания типа бер-бира, тер-тира: сочетание, сочетать, чета, Дворец бракосочетания.
- Корни раст-ращ-рос: Ростов, росток, отрасль, отраслевой, ростовщик, Ростислав.
- Корни плав-плов: пловец, пловчиха (только в этих словах – плов).
- Корни скак-скач-скоч: скачу, скачок, скачи + производные от них.
- Корни лаг-лож: полог.
- Корни равн-ровн: равнина.
Рекомендации по повышению уровня грамотности
- Заглядывайте в словарь, если вы неуверены в написании какого-то слова. Таким образом, вы увидите его своими глазами и крепче зафиксируете в памяти.
- Больше читайте. Ничего не способствует повышению уровни грамотности так, как любовь к чтению. Мозг при чтении фиксирует внешний облик слова, тем самым предоставляя вам возможность навсегда запомнить его.
- Если же вы никак не можете уложить в памяти, как пишется прилагательное деревянный, расклейте по дому несколько стикеров с ним. Лучше это делать в тех местах, где вы часто бываете (дверца холодильника, например).
Видео: Глаголы-исключения
14 февраля 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Исключения и подводные камни в ЕГЭ по русскому языку
Сложные слова-исключения и слова, вызывающие трудности.
sl-tt.pdf
Источник: vk.com/sf_100_ege
ЕГЭ проверяет не знание существующих правил, а их нюансы. Именно в этом заключается сложность экзамена. Особенно часто нюансы проверяются в заданиях на орфографию (№9-15).
Исключения в корнях слов
Правописание корней проверяется в задании №9. При этом, существует три вида орфограмм:
- безударные проверяемые гласные,
- безударные непроверяемые гласные,
- чередование.
Чаще всего слова-исключения в русском языке относятся к корням последнего типа. Помимо основных исключений, важно также помнить, что под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится. Однако любые слова-исключения в русском языке из правила на чередования все еще содержат чередующуюся гласную.
Задание №9 ЕГЭ по русскому формулируется так, что в ответе нужно указать номера строк, все слова которых содержат гласную определенного типа (то есть одну из трех орфограмм, приведенных выше). То есть слова со сложным корнем, содержащим две и более безударных гласных, могут попадать под несколько типов и подходить под разные задания. Например, метафоричный — две непроверяемые и одна проверяемая, значит, подойдет под два типа формулировок: если ищут и проверяемую, и непроверяемую, это слово будет искомым и там, и там.
Исключения в приставках
Правописание приставок проверяется в задании №10. Ошибки происходят в основном из-за нескольких нюансов.
Первый и наиболее важный из них — это корни, начинающиеся с -и-, после приставок. Гласная -и- после русских приставок меняется на -ы-: например, имя — безымянный. Исключение — глагол «взимать».
Второй нюанс — это правописание приставок пра- и про-. Приставка пра- имеет значение древности или родственности, во всех остальных случаях пришется приставка про-. Сложности могут возникнуть со словом «прообраз». На экзамене в нем всегда употребляется приставка про-.
Третий нюанс — это такие слова-исключения в русском языке, как омофоны с приставками пре- и при-. Правописание таких приставок проверяется исключительно значением.
Исключения в суффиксах
Правописание суффиксов проверяется в задании №11. Наиболее сложный момент этого задания заключается в написании -ива-/-ева- в глаголах. При ударном положении суффикса -ва- перед ним пишется та же буква, что в инфинитиве: например, слить — сливать, одолеть — одолевать. В безударном положении всегда пишется -ива-/-ыва-. Однако для этого правила существуют слова-исключения в русском языке.
В суффиксах прилагательных также есть слова-исключения в русском языке, проверяемые на ЕГЭ. Они касаются суффиксов -ев/-ив- (без ударения -ев-) и -енск-/-инск- (-инск- в прилагательных от основы на -ин-, -и-, -а-).
Исключения в окончаниях
Правописание окончаний проверяется в задании №12, то есть задании на спряжения. Ко второму спряжению, в основном, относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить, к первому — все остальные. Исключения из этого правила хорошо рифмуются, поэтому для их запоминания используются различные стихотворения. Однако сложности на этом не заканчиваются.
Существуют также слова-исключения в русском языке, которые спрягаются совсем не по правилу. Это в первую очередь разноспрягаемые глаголы, личные окончания которых соответствуют сразу двум спряжениям:
- бежать,
- хотеть,
- брезжать.
А во вторую очередь — глаголы с ударным окончанием или приставкой вы-. Чтобы определить их спряжение, такие глаголы спрягают: при ударном личном окончании спряжение определяется по нему, при безударном — по окончанию инфинитива.
Отдельно стоит обратить внимание на глаголы с окончанием на -ять, в которых часто ошибаются: лелеять, сеять, кашлять и др. А вот глагол «клеить» пишется через -и-!
Исключения в слитном и раздельном написании слов
Слитное и раздельное написание слов проверяется в задании №13 и №14. Если в первом номере интересно правописание НЕ и НИ с различными частями речи, то в №14 проверяется правописание всех слов.
Слова-исключения в русском языке, необходимые для задания №13, — это наречия меры и степени и слова, усиливающие отрицание. Что касается первых, слово, идущее после таких наречий, пишется с НЕ слитно, а сами наречия с НЕ пишутся раздельно: абсолютно неприятен, но! не абсолютно приятен. После слов, усиливающих отрицание, НЕ пишется раздельно: далеко не приятен.
Однако есть и другие слова-исключения в русском языке, требующиеся для выполнения задания №14. Проще всего их запомнить через устойчивые выражения:
Исключения в написании прописной буквы
Самое сложное в написании строчной и заглавной букв — это правописание притяжательных прилагательных: прилагательные с суффиксом -ск- пишутся с маленькой буквы, если не являются названием. Так, «пушкинская эпоха» по общему правилу пишется со строчной буквы, а вот «Екатерининский сад» — это название сада, пишется с заглавной буквы, несмотря на правило. Иные слова-исключения в русском языке не проверяются.
Предлоги-исключения в русском языке
В задании №14, помимо указанного, важно помнить о правописании производственных предлогов:
Слова-исключения: наречия
Сгруппировать наречия и выявить общие закономерности их написания достаточно сложно. После шипящих под ударением пишется -о-, кроме слова-исключения в русском языке — «еще». Если наречие оканчивается на шипящий, то на конце пишется мягкий знак, но есть три слова-исключения в русском языке, в которых мягкий знак не ставится — уж, замуж, невтерпеж.
Таким образом, благодаря исключениям можно решить все задания №9-15 без ошибок, а также написать орфографически грамотное сочинение. Именно для этого и необходимо знать нюансы русского языка.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 им. Л.А.Попугаевой»
ТЕМА: «Исключительная шпаргалка»
Автор: Арсаланова Александра
Научный руководитель: Костаненко Алёна Александровна
г.Удачный, 2022г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Определение понятий «исключение» и «шпаргалка»;
- История возникновения орфографических правил;
- История возникновения слов-исключений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Анализ тестовых заданий ОГЭ на наличие слов-исключений;
- Проведение анкетирование на знание слов-исключений учащимися;
- Составление буклета со словами – исключениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. Часто учителя этот феномен русской орфографии не успевают объяснять, а просто предлагают, как факт, потому что время урока ограничено. Так, при решении заданий ОГЭ по русскому языку меня же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии.
Цель: выяснить, откуда в русском языке появились слова-исключения из правил и создать «шпаргалку», помогающую запомнить слова-исключения.
Задачи:
- Изучить теоретическую литературу;
- Рассмотреть часто используемые орфографические правила и найти в них слова- исключения;
- Выяснить, знают ли учащиеся слова-исключения и умеют ли правильно их писать.
- Составить буклет для подготовки к экзаменам со словами исключениями.
Гипотеза: предполагаем, что исключения в русском языке появились неслучайно, это длительный исторический процесс. Слов-исключений много и их сложно запомнить. Но есть шуточные фразы, которые помогают разобраться даже со сложными случаями слов-исключений. А если систематизировать слова-исключения, то может получиться буклет-шпаргалка.
Актуальность проекта заключается в том, что писать без ошибок человек учится всю жизнь. Сложности в написании возникают постоянно. Именно слова-исключения вызывают сложность в написании, так как не «подчиняются» правилам.
Перспектива: исследовать язык родного народа(бурятский) или иностранный язык на предмет слов-исключений, сравнить с русским языком.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Определение понятий «исключение» и «шпаргалка»
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается определение понятию «Исключение» – это
1. Действие по значению гл. исключать, исключаться; изъятие из какого-либо множества, общества и т. п.; также результат такого действия;
2. Отступление от общего правила, несоответствие обычному порядку вещей».
И также в словаре С.И. Ожегова дается определение к понятию «шпаргалка»:
1. У учащихся, не уверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. Отвечать по шпаргалке.
2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего. Говорить по шпаргалке. Действовать по шпаргалке.
Название нашего проекта «Исключительная шпаргалка» носит метафорический смысл, в котором по ходу исследования объединяются эти два понятия.
Чем помогает шпаргалка?
- Вы, сами того не осознавая, повторяете и закрепляете материал. Прочесть текст, выписать нужную информацию, а затем просмотреть перед контрольной – значит, по меньшей мере, трижды запечатлеть текст в памяти. При таком подходе, сведения запоминаются надолго.
- Изготавливая шпаргалки, человек учится выделять рациональное зерно, разделять важную и второстепенную информацию.
- Если речь идет о школьнике, написание шпаргалок помогает улучшить почерк, сделать его более аккуратным и разборчивым. Для студента это еще и экономия времени при подготовке к экзамену или зачету.
2. История возникновения орфографических правил и слов-исключений
Русская орфография впервые стала предметом систематического рассмотрения в 1873 году. Академик Я.К.Грот предпринял попытку историко-теоретического освещения русской письменной традиции и приведения письма к возможному единообразию. Однако правила были сложны, не всем доступны. Далее вопросами орфографии занималась Академия наук – самая авторитетная инстанция. Реформа правописания с одновременным упрощением алфавита стала возможна лишь в 1917-1918 гг. Эта реформа явилась несомненным шагом вперёд, она открыла путь к грамоте для огромного числа людей. В 50-х годах в результате широкой дискуссии русская орфография приобрела вид свода чётких правил, которыми мы пользуемся сейчас. А пользуемся мы сейчас правилами 1956 года. Есть основные нормативные словари, утвержденные официальными документами, к которыми мы обращаемся. Это: «Правила русской орфографии и пунктуации» – это общеобязательный свод основных правил русского правописания. Он был утвержден в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. В составлении свода принимали участие С. Г. Бархударов, К. И. Былинский, В. В. Виноградов, В. А. Добромыслов, И. С. Истрина, И. А. Каиров, Е. И. Кореневский, С. Е. Крючков, С. П. Обнорский, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, Д. Н. Ушаков, А. Б. Шапиро, Л. В. Щерба.
О публикации правил и принципах их составления было сообщено 26 мая 1956 года в статье С. Е. Крючкова «Единый свод правил орфографии и пунктуации», опубликованной в «Учительской газете».
На основе «Правил русской орфографии и пунктуации» после 1956 года было создано множество справочников и учебных пособий, в которых авторы уточняли и дополняли правила, меняли формулировки, стремясь сделать их более удобными для применения.
Разработан проект новых правил русской орфографии от 09.11.2021г. Он отвечает современному состоянию русского языка текста и заменит общеобязательный свод правил, действующий с 1956 г. Но пока этот проект Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении правил русской орфографии” еще не утвержден.
Совет для учащихся и всех,кто интересуется грамотным написанием- пользоваться проверенными сайтами для определения правильного написания слова. Это сайт «Грамота.ру», который действует в соответствии с российским законодательством.
Так, на сайте «Грамота.ру» в разделе «Официальные документы» можно найти список грамматик, словарей и справочников, разработанный на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.08.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации». В этот список входят:
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : “АСТ-ПРЕСС”, 2008. – 782 с.
3. История возникновения слов-исключений
Правил орфографии много. Но по-другому и не может быть. И правильное написание букв в словах, и слитное, дефисное и раздельное написание, и употребление прописных букв, и сокращение слов и словосочетаний, и перенос слов – всё это устанавливают правила орфографии.
Исключения существуют для того, чтобы «подтвердить правило».
Рассмотрим правила русского языка, где встречаются слова-исключения. С помощью теоретических пособий выясним, как они появились.
1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.
Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.
2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.
Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)
Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.
А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?
Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.
И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.
Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.
Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».
Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам слова чаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.
Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?
3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.
Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.
Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.
4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.
В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а. Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!
Например:
обид-ти – обидиши;
вид-ти – видиши;
слыша-ти – слышиши.
Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.
Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).
Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.
5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.
В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.
Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн-. По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.
А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н» – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.
Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн.
Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.
6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:
а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;
б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;
в) с конечным -й после гласного: думай, знай, читай.
Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.
А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь. Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.
7. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.
Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.
Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.
8. Орфограмма: чередующиеся корни.
Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.
Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.
Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож.
Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.
9. Написание суффиксов страдательных причастий настоящего времени
Исключение причастие движимый – это форма древнего глагола движить. От глагола на -ить образовалась форма с суффиксом -им-. Но глагол движить перестал употребляться, и слово движимый стало соотноситься с глаголом двигать, от которого образуется причастие и прилагательное с суффиксом -ем- – двигаемый. Так слово движимый оказалось исключением.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическую часть нашего исследования можно разделить на 3 части:
- Анализ тестовых заданий ОГЭ на наличие слов-исключений;
- Проведение анкетирование на знание слов-исключений учащимися;
- Составление буклета со словами исключениями
На уроках русского языка мы пробовали решать тестовые задания ОГЭ и в некоторых заданиях нам встретились слова-исключения.
Рассмотрим их.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая.
2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (тяжело) ДЫШИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) (думает) ПО-ДРУГОМУ — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.
Глагол дышит не относится к 1 спряжению, так как это глагол-исключение.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая.
2) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
Наречие невтерпеж является словом-исключением .поэтому Ь после шипящего в нем не пишется.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОДСМОТРЕТЬ — приставка ПОД- неизменяемая.
2) ЗАКОЛОЧЕНО (досками) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (город) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (слово) ДЕРЖИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) НЕСКОЛЬКО (групп) — неопределённые местоимения с приставкой НЕ- пишутся слитно, если между НЕ и словом нет предлога.
Имя существительное Ростов действительно является словом-исключением из правила.
Стало интересно, а знают ли учащиеся орфографические правила и слова-исключения.
В практической части нашего исследования было проведено анкетирование среди учеников разных классов на знание орфографических правил, слов исключений русского языка и причин их происхождения. Были заданы вопросы:
- Знаете ли Вы орфографические правила?
- Пользуетесь ли Вы орфографическими правилами при написании?
- Знаете ли Вы слова-исключения из орфографических правил?
- Добавьте слово исключение: “Оловянный, деревянный…”
- Почему в слове “ВИДИМ” пишется И в окончании?
- Найдите слово-исключение из правила “О-Ё после шипящих”
- Найдите слово-исключение из правила “И-Ы после Ц”
- Укажите слово-исключение из правила о чередующихся гласных в корне
- Как Вы считаете, нужны ли исключения из орфографических правил?
- Ваш возраст. Если ученик, то класс.
В анкетировании приняли участие 45 человек 6,8,10 классов..
Проанализировав ответы (см. Приложение 1), можно сделать следующие выводы:
- Опрашиваемые считают, что знают орфографические правила и пользуются ими при написании-97%;
- Исключения из правил знают 80%, а 20% опрашиваемых, считают, что не знают.
- При выполнении практических заданий на нахождение слов-исключений 50% опрашиваемых ответили правильно и нашли слова исключения, а около 50 ответили неверно. Так, если слово-исключение стеклянный опрашиваемые назвали верно в 84%, то слова-исключения капюшон, цыпленок, росток, у 50% вызвали затруднение.
- Интересным был тот факт, что 70% опрашиваемых считают, что слова-исключения нужны, несмотря на сложность написания.
Таким образом, мы столкнулись с проблемой незнания слов-исключений. Поэтому составили буклет со словами-исключениями, помогающими их запомнить.
Выдержка из буклета «Исключительная шпаргалка»
СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. «И, А, У после шипящих»: Жюри, брошюра, парашют
В дружбе только с Ю живут.
2. «О-Ё после шипящих»: Шорох в крыжовнике, шов в капюшоне.
3. «И-Ы после Ц»:
Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»
4. «Н-НН в именах прилагательных». Представили окно: рама деревянная, ручка оловянная, поверхность стеклянная.
Ветреный, но безветренный!
Раненый, но израненный!
5. Исключение из спряжения глаголов:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
6. «Чередующиеся гласные в корне»: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Выгарки, изгарь, пригарь, утварь.
Полог, равнина, пловец, пловчиха, плывун.
7. «Страдательное причастие прошедшего времени»: движимый.
8. «Ь после шипящих в наречиях»: Уж замуж невтерпеж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моё исследование подтверждает выше заявленную гипотезу о том, что
что исключения в русском языке появились неслучайно, это длительный исторический процесс. Слов-исключений много и их сложно запомнить. Но есть шуточные фразы, которые помогают разобраться даже со сложными случаями слов-исключений. А если систематизировать слова-исключения, то может получиться буклет-шпаргалка.
Результаты анкетирования показали, что учащиеся испытывают затруднения в написании слов-исключений, а поможет справиться с этим затруднением знание истории слова, его этимологии.
Смею надеяться, что изготовленный нами буклет для заучивания слов-исключений может помочь ребятам запомнить данные слова и писать грамотно.
От себя хочется добавить, что данная работа для меня стала полезной, информативной. Работа над проектом помогла мне узнать, откуда появились слова-исключения. А буклет пригодится всем в дальнейшем обучении на уроках русского языка и в подготовке к экзаменам. Взрослым же он пригодится для грамотного письма.
Если повесить буклет со словами-исключениями на видном месте и периодически обращать на них внимание, то автоматически можно запомнить написание слов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», АСТ, 2020.-867с.
- Розенталь Д.Э. «Русский язык: сборник правил и упражнений». Москва: Эксмо, 2016. – 464с.
- ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Цыбулько И.П. Типовые экзаменационные варианты. Национальное образование, 2021г.-246с.
- http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s
- https://www.uicbs.ru/2011-01-13-17-25-51-37/2011-01-13-17-26-33/1281-isklyucheniya-russkogo-yazyka-pochemu-imenno-oni
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56800589/
- https://rg.ru/documents/2009/08/21/russkiy-slovari-dok.html
- https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=исключение&from=ru&to=xx&did=ogegova&stype=
- https://slovarozhegova.ru/search.php
- https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=132
ПРИЛОЖЕНИЕ
Результаты анкетирования в диаграмме: