Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.
Правописание приставок
Орфограммы, связанные с правописанием приставок и выделением приставок в слове:
Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.
Неизменяемые приставки
Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать «в лицо»:
в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-
в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.
(N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))
- Безударная гласная в приставках (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением. Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой, где она находится под ударением:
от/растИ — От/блеск, на/рвАть —нА/прочь
В приставках роз-/рос- — раз-/рас— под ударением пишется о, а без ударения а:
распИска — рОспись ,
развалИть — рОзвальни,
рассЫпать — рОссыпь.
Но, розыскнОй (от розыск).
Согласная в приставках, кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или передв, р, л, м, н.
Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где приставка стоит перед гласной илив, р, л, м, н(в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):
об/тереть — об/расти, об/ыскать; под/тащить — под/раздел, под/ыскать.
Приставки на З-/С-
без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-), из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес).
(№11) Приставка пишется с буквой З, если корень начинается с гласной или звонкой согласной, и с буквой С, если корень начинается с глухой согласной (к, п, с, т — слово для запоминания «КаПуСТа«):
без/усый-бес/путье, вз/визгнуть — вс/крикнуть, воз/глас — вос/ход, из/бить — ис/пить, низ/вести — нис/послать, раз/гон — рас/пев, роз/дых — рос/черк, чрез/мерный — черес/полосица.
Приставки на -з/-с пишем так, как слышим!
Исключение: безвкусный (и производные от него слова)
Внимание! Правильно выделяйте приставку.
Нет приставки З-. Приставка С- не изменяется.
Формально, приставка С- употребляется в сочетаниях сб, сг, сд, сж, ск, сч.
- В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) и их производных з— — часть корня.
- Исчезать, чересчур пишутся с С исторически (от корней чезати (пропадать) и чур).
- Близсидящий, близстоящий, близповерхностный и т.п. — з не изменяется, т. к. это сложные слова, в первой части которых слово близ(наречие + причастие ->близ + сидящий).
- Сложный предлогиз-под всегда с з, т.е. слово пишется через дефис. Но, в словах исподлобья, исподнизу, исподтишка приставка ис- пишется по правилу.
дезориентация — дисгармония; дизартрия -дислокация; дезинфекция, дезодорант, дизьюнкция; дисгармония, дисквалификация, дискредитация.
Правописание корней с И — Ы после приставок
- Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы :
игра- розыгрыш, известный – безызвестный, история – предыстория.
Но, после приставок меж-, сверх-и иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан— И не изменяется:
сверхизысканный, межинститутский, дезинфекция, контригра, постимпрессионизм, трансиндийский, панисламизм.
Искл.: взимать.
Двойные согласные на стыке корня с приставками
- на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву :
без/заботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/славный, воз/звать, вос/стать, рас/свет, под/держать, в пред/дверии, без/заботный, бес/связный, раз/звонить, рас/сердить.
- Расчет, расчетливый, расчесть — приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть), кроме бессчётный;
- Рассчитывать, рассчитанный — приставка рас- прибавляется к основе -счит, в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть), пересчитать, отсчитать).
- Рассориться— две буквы с, а не три (рас-ссориться), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
- В словахразевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет — одна буква з.
Твердый знак Ъ после приставки.
- (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):
подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).
Приставки ПРЕ-/ПРИ-
- Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.
(№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).
Приставка | Значение, которое определяет выбор приставки | Примеры |
---|---|---|
ПРИ- | приближение | при/ехать, при/лив, при/плыть |
присоединение | при/лепить, при/шить, при/клеить | |
прибавление | при/строить, при/рисовать | |
нахождение вблизи (около чего-либо) | при/дорожный, при/город, при/школьный | |
неполнота действия | при/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить | |
доведение действия до логического конца | при/говор, при/готовить, при/думать, при/бить | |
совершение действия в чьих-либо интересах | при/прятать, при/своить, при/беречь | |
ПРЕ- | значение близкое к значению слов очень, чрезвычайно | пре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый |
близкое к значению приставки ПЕРЕ- | пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить) |
Запомнить!
Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, определяющее выбор приставки :
При- | Пре- |
Призреть (жалеть кого-либо), призирать (давать приют, воспитание) |
Презирать (не уважать), презреть, презрительный, презрительно |
Привратник (сторож) | Превратный (ложный, искажённый), превратно понятый, превратности судьбы |
Приступить (к делу, начать), неприступный (нельзя подступиться) |
Преступить (нарушить закон, переступить черту), преступление, преступник, преступный |
Приумножить (незначительно) | Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить) |
Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть) | Преуменьшить (значительно, очень, во много раз) |
Приклонить (голову, нагибать, склонять) Приклониться ( к земле — опереться) |
Преклонить (колена; преклонение перед подвигом) преклоняться (относиться с уважением — боготворить, благоговеть) |
Припирать (дверь), припирать к стенке (разоблачать) |
Препираться (перебраниваться), препирательство |
Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим), притворить (неполное действие: дверь — слегка закрыть, прикрыть), притворный (ненастоящий) |
Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.), претворять, претворить |
Приставить (что-то к чему-нибудь) | Преставиться (умереть) |
Приходящий (повар — являющийся когда-нибудь, который приходит), привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся) |
Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные): преходящий момент, преходящее явление |
Придать (добавить, напр.,серьезности), придавать, придание (оттенка, цвета, значения), приданое (невесты) |
Предать (подвести кого-либо), предавать, предаваться (веселью, печали), предание (легенда) |
Прибывать (на вокзал, куда?), прибытие |
Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении), пребывание |
Приёмник (устройство для приема) | Преемник (продолжатель дела), преемственность |
Придел (пристройка) | Предел (граница) |
преумножать — приумножать, преуменьшить — приуменьшить.
ПриставкаПЕРИ-пишется в словах иностранного присхождения со значением «вокруг», «около»:
перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.
При- | Пре- |
В заимствованных словах пре-/при- не выделяются | |
приватный привилегия примадонна примат примитив принципиальный приоритет |
преамбла превалировать президент президиум премьера препарат прецедент |
Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю | |
прибор, привет, привередливый, приглашение, пригожий, приключение, прилежный, приличный, пример, принадлежать, присваивать, притязание, причина, приютить, приязнь, приятель, приятный, причуда, прихоть, приключение |
предел, предмет, презрительный, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, преследовать, пренебрежение, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресмыкающееся, преступник, пресыщаться, (камень) преткновения, превратность |
Приставки с дефисным написанием по-, во- (в-), кое- ( кой-)
- (№63 часть с приставками) С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
- приставку по— и суффиксы-ому (-ему) , -и:
приставкув-(во)и суффиксы-ых:
приставку кое- (кой-): кое-как .
Приставка кое-(кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно:кое с кем, кое в чем, кой о чем.
Внимание! Не путайте приставки с предлогами:
По-весеннему (нареч.) греет.
По весеннему(прилагател.) небу.
Во-вторых (нареч.).
Во вторых (поряд.числит.) классах.Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-
В правописании частиц-приставок Не-,Ни-: не или ни, слитно или раздельно.
Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.- (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях
- Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:
никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.
В отрицательных местоимениях под ударением пишется не—, без ударения — ни-:
нЕкого спросить — никогО не спрашивать, нЕчему удивляться — ничемУ не удивлялся.
В отрицательных местоимениях частицыне и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога. Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога отрицательные местоимения пишутся раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:
никогО — ни у когО, нЕчему — нЕ к чему, никакИм — ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.
- (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни— отрицательных наречий
- В отрицательных наречиях под ударением пишется не—, без ударения — ни-:
всегда нЕкогда; никогдА не думай; нЕкуда выйти, никудА не выйдешь; нЕзачем приходить, никАк не догнать, нЕоткуда отправить, ниоткУда нет данных .
При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:
никогда не пройдет, никак не услышать, никогда нет времени.
Источник статьи: http://tutrus.com/morfemika/pravopisanie-pristavok
«Правописание приставок»
В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: подписать [пат] — подданный [под], поход [па] — походя [по], отпирать [ат] — отпер [от].
Для остальных есть ТРИ основные группы правил:
1. Правописание приставок, которые оканчиваются на З-С.
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. Знать надо лишь то, что З меняется на С перед глухим начальным согласным корня: раЗрезать — раСправить.
В результате оглушения может возникнуть удвоенная С: расспросить, рассредоточить.
Самостоятельной приставки З– не бывает, поэтому правописание слов здесь, здание, здоровье, зги нужно запомнить!
Дез– / диз– пишется перед гласной и ъ: дезинфекция, дизъюнкция.
Дис– пишется перед согласной: дисгармония.
Перед корнем –чёт– пишется с–, перед корнем –чит– — сс–: расчёт — рассчитывать. ИСКЛЮЧЕНИЯ: бессчётный, бесчисленный.
2. Правописание И или Ы после приставок.
Запомнить надо лишь одну фразу, но запомнить точно: И меняется на Ы после всех русских приставок, кроме МЕЖ- и СВЕРХ- (искл.: взимать). Вспомнив её, вы легко логически выведете следствия из этого правила:
- спортигра (И не после приставки, сложное слово),
- дезинформация (приставка иноязычная: дез–, контр–, пан–, пост–, суб–, супер–, транс–),
- сверхинициативный (приставка СВЕРХ-),
- проиграть (приставка оканчивается на гласную).
Оффлайн-тренажер правописания И и Ы после приставок (с ответами)
3. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
ПРИ- обозначает: | ПРЕ- обозначает: |
1. Присоединение, прибавление, приближение: прикрепить, примкнуть, прийти, приехать, причислить, приделать, прицеп | 1. Высшую степень качества или действия (в этом случае вместо приставки можно подставить слова весьма, очень): предлинный, предобрый, пренеприятный |
2. Пространственную близость: привокзальный, причал, приморье | 2. Значение, близкое к приставке ПЕРЕ-: преграждать, преображать, преступный, превращать |
3. Неполноту действия: привстать, приоткрыть, присесть | |
4. Доведение действия до конца: приучить, привыкнуть, прилезть |
Сложность представляют примеры, где значение приставки затемнено или же это не приставка вовсе (слово, по сути, становится словарным, и работать с ним надо как со словарным), а также пары слов, в которых приставка различает значение. Вот некоторые из таких слов:
В случае затруднения обращайтесь к словарю!
Некоторые сложности правописания приставок
Опорная таблица «Правописание приставок»
(с) Таблица из пособия издательства «Дрофа»
Дополнительная информация по приставкам ПРЕ-, ПРИ-. Таблица
Конспект урока «Правописание приставок». Следующая тема «Гласные после шипящих и Ц»
Правописание приставок
Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Правописание частей слова.
Тема. Правописание суффиксов и приставок
учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.
научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;
научиться намечать способы проверки орфограмм.
Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.
В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.
Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.
Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.
- какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:
- безударный гласный;
- парный звонкий и глухой согласный;
- скопление (стечение) согласных;
- шипящий звук (ж, ш, ч, щ).
После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.
Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.
Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.
Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.
Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.
На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.
В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.
В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.
ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.
И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.
После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.
Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.
Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.
Укажите суффикс, который указывает на детёнышей
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание приставок и суффиксов.
Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока : комбинированный.
Предметные : -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его
-объяснять лексическое значение слов;
— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.
— оценивать усваиваемое содержание;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Наш, собрал, мета..олома, тонну, кла.. .
На, было, па..ажиров, много, пе..оне.
По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.
— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?
-Запишите ещё три слова на это правило.
По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
— Какие орфограммы в приставках вы знаете?
— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
— Сформулируйте цели урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
IV . Работа по теме урока
— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?
— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)
— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)
(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Обращаю внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)
VI . Продолжение работы по теме урока
— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )
— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)
— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
VII . Подведение итогов урока
— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
источники:
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4-klass-4655533.html
ОРФОГРАММА – это МЕСТО В СЛОВЕ, которое требует применения орфографического правила.
Например:
► в слове КАКИ́Е орфограмма – гласная А в корне, чтобы не написать О, надо проверить словом КАК;
►в слове СЛОВА́ орфограмма – буква О в корне, которую мы тоже проверяем ударением: СЛО́ВО;
►такая же орфограмма есть в слове ЯВЛЯ́ЮТСЯ – гласную Я в корне надо проверить ударением: Я́ВИТСЯ, Я́ВКА;
Все указанные орфограммы-буквы требуют применения правила написания проверяемых безударных гласных в корнях слов.
Кроме того, в слове ЯВЛЯЮТСЯ есть ещё две орфограммы:
► в личных окончаниях 3-го лица множественного числа глаголов 1-го склонения пишем гласную У или Ю, здесь Ю в окончании –ЮТ;
► сочетание -ТСЯ пишем без Ь знака, так как это глагол в форме 3-го лица, а не инфинитив (что делают?).
Здесь применяем правила написания гласных в личных окончаниях глаголов и правила написания -ТСЯ и -ТЬСЯ на корце глаголов.
В слове С ОРФОГРА́ММОЙ места, требующие применения правил, – обе буквы О и ММ в корне. Буквы О запоминаем – это правило написания непроверяемых безударных в корне слова, удвоенную М тоже запоминаем – правило написания удвоенных согласных в корнях слов.
Кроме того, слово ОРФОГРАММОЙ употреблено в творительном падеже с предлогом С – пробел между предлогом и существительные является орфограммой, а правило, которое мы должны применить, гласит, что предлоги со словами (существительными, местоимениями, числительными) пишутся раздельно.
ВСЕ ОРФОГРАММЫ ДЕЛЯТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ВИДА:
►ОРФОГРАММА-БУКВА (когда мы применяем правило, чтобы написать какую-то букву в слове: в корне, приставке, суффиксе, окончании; все приведённые выше примеры, кроме предлога С, – это орфограммы-буквы);
►ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ (когда мы применяем правило, чтобы написать раздельно какие-то слова – например, предлоги с существительными, местоимениями и числительными, частицы БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) со словами, составные союзы типа потому что, так как);
►ОРФОГРАММА-ДЕФИС (место в словах, требующее, согласно правилам, постановки дефиса, например, кое-кто, какой-нибудь, всё-таки, из-за, северо-западный, выпукло-вогнутый, давным-давно, по-казахски и др.);
►ОРФОГРАММА-КОНТАКТ, то есть СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ (написание приставок со словами, написание некоторых сложных слов: быстрорастворимый, сельскохозяйственный, побольше, поскромнее).
Некоторые выделяют ещё ОРФОГРАММУ-ЧЁРТОЧКУ (при переносе слов), но при этом забывают об ОРФОГРАММЕ-КОНТАКТЕ.
Памятка из Интернета Вам в помощь:
.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
- Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
- Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Орфограммы в приставках
-
2 слайд
В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД-
неизменяемые приставки!
-
3 слайд
БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-
перед звонкими – З
перед глухими – С -
4 слайд
1) Приставка с- не изменяет своего написания в зависимости от произношения, ср.: сжечь, смести, сдержать, сделать.
2) В словах здесь, здание, здоровый, здравствуй, ни зги не видно начальная з не является приставкой, а входит в состав корня.
3) Слова близлежащий, близстоящий и т.п. являются сложными, где близ- – корень, поэтому он не подчиняется правилу правописания приставок на з.
-
5 слайд
Слитное и дефисное правописание приставок
1. Приставки (русские и заимствованные) пишутся слитно.
Поохотиться, заоблачный, насолить, внеклассный, межпланетный, антициклон, контрреволюция, архиважный. -
6 слайд
2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:
после приставки кое-.
Кое-кто, кое-кого, кое-как.
Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог;
Кое у кого, кое с кем.
после любой приставки идёт имя собственное;
Анти-Дюринг, авиакомпания «Транс-Америка».
в слове контр-адмирал (и контр-адмиральский), но по общему правилу: контрнаступление, контрмарш. -
7 слайд
Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.
Ср.: бездарный – бе́здарь, заморозить – за́морозки, прародина – пра́дед.
-
8 слайд
Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос-. Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а.
Ср.: ро́спись – расписать, ро́зыск – разыскать (кроме слова розыскной). -
9 слайд
Приставка ПРЕ- имеет значения:
обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);Премилый, превысить, преувеличить, презабавный.
-
10 слайд
Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).
Преградить (перегородить), предание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), преобразовать (образовать повторно, заново, по-иному).
-
11 слайд
Приставка ПРИ- имеет значения:
приближение, присоединение, пространственная близость, смежность;Прибежать, пристегнуть, приклеить, пришкольный.
действие, направленное сверху вниз;
Придавить, примять, прижать.полнота, исчерпанность действия; доведение действия до конечной, желанной цели;
Приучить, приручить, приискать. -
12 слайд
действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок;
Присесть («опуститься на корточки, но остаться на ногах»), прилечь («лечь на ограниченное, небольшое время»).
добавочное действие или действие не основное, сопутствующее какому-либо другому действию.
Пританцовывать («сопровождать танцем другое действие – петь, говорить, идти и т.д.»), приданое (то, что даётся вместе с невестой, «добавляется» к ней).
-
13 слайд
1. На стыке приставки и корня пишутся две одинаковые согласные, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с той же согласной буквы.
Беззаконие, восстание, оттянуть
-
14 слайд
В словах с корнем чет- пишется одна буква с.
Расчесть, расчёт, расчётный, расчётливый.
Исключение: бессчётный.
В словах с корнем счит- пишется две буквы с.
Рассчитать, рассчитывать, рассчитанный. -
15 слайд
Следует различать такие пары слов, как:
раззеваться – разевать рот;
подделка документов – поделки («мелкие изделия, изготовленные ручным способом»);
поддержанный (кем-то) — подержанный («не новый, бывший в употреблении»);
подданный (какого-либо государства) – поданный («поднесённый»);
поддаться (влиянию) – податься (в город, на заработки);
поддразнить («слегка подразнить; дразня, подстрекнуть к чему-то») – подразнить («дразнить какое-то время») -
16 слайд
Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.
Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.
-
17 слайд
1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов). 2. Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев). 3. В первых числах августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены (Чехов). 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев). 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению (Чехов).
-
18 слайд
6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский). 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок). 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин). 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги (М. Горький).
-
19 слайд
Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..выкнуть, пр..ключение, пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить, пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный, пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация,
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 193 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 05.09.2021
- 201
- 0
- 05.09.2021
- 338
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»