Как найти слова с орфограммой в приставке

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Правописание приставок

Орфограммы, связанные с правописанием приставок и выделением приставок в слове:

Задания на эти орфограммы присутствуют в ЕГЭ.

Неизменяемые приставки

Всегда пишутся одинаково.
Их надо знать «в лицо»:

в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-

в/лез, во/шёл, взо/шёл, вы/лез, до/ехал, за/ржать, изо/драть, на/лево, над/строить, надо/рвать, не/быль, недо/писать, о/задачить, об/тереть, обо/злить, от/резать, ото/рвать, пере/прыгнуть, по/скакать, под/полье, подо/звать, пра/внук, пред/выборный, про/читать, разо/злить, с/делать, со/звать.

(N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))

  • Безударная гласная в приставках (кроме при-/пре-) в безударном положении пишется такая гласная, которая слышится в этой же приставке под ударением. Для проверки надо подобрать другое слово с этой приставкой, где она находится под ударением:

от/растИ — От/блеск, на/рвАть —нА/прочь

В приставках роз-/рос-раз-/рас— под ударением пишется о, а без ударения а:

распИска — рОспись ,
развалИть — рОзвальни,
рассЫпать — рОссыпь.
Но, розыскнОй (от розыск).

Согласная в приставках, кроме приставок оканчивающихся на з-/с-, пишется та, которая слышится в этой же приставке перед гласной или передв, р, л, м, н.
Для проверки надо подобрать другое слово с данной приставкой, где приставка стоит перед гласной илив, р, л, м, н(в этой позиции сомнительная согласная слышна четко):

об/тереть — об/расти, об/ыскать; под/тащить — под/раздел, под/ыскать.

Приставки на З-/С-

без-/бес-, воз-/вос- (вз-/вс-), из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас, роз-/рос-, через/черес (чрез/чрес).

(№11) Приставка пишется с буквой З, если корень начинается с гласной или звонкой согласной, и с буквой С, если корень начинается с глухой согласной (к, п, с, т — слово для запоминания «КаПуСТа«):

без/усый-бес/путье, вз/визгнуть — вс/крикнуть, воз/глас — вос/ход, из/бить — ис/пить, низ/вести — нис/послать, раз/гон — рас/пев, роз/дых — рос/черк, чрез/мерный — черес/полосица.

Приставки на -з/-с пишем так, как слышим!
Исключение: безвкусный (и производные от него слова)

Внимание! Правильно выделяйте приставку.

Нет приставки З-. Приставка С- не изменяется.

Формально, приставка С- употребляется в сочетаниях сб, сг, сд, сж, ск, сч.

  • В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) и их производных з— — часть корня.
  • Исчезать, чересчур пишутся с С исторически (от корней чезати (пропадать) и чур).
  • Близсидящий, близстоящий, близповерхностный и т.п. — з не изменяется, т. к. это сложные слова, в первой части которых слово близ(наречие + причастие ->близ + сидящий).
  • Сложный предлогиз-под всегда с з, т.е. слово пишется через дефис. Но, в словах исподлобья, исподнизу, исподтишка приставка ис- пишется по правилу.
  • Иноязычная приставка дез-(диз-) пишется перед гласной и Ъ, а дис- — перед согласной:

    дезориентация — дисгармония; дизартрия -дислокация; дезинфекция, дезодорант, дизьюнкция; дисгармония, дисквалификация, дискредитация.

    Правописание корней с И — Ы после приставок

    • Если приставка оканчивается на согласную, то И корня меняется на Ы :

    игра- розыгрыш, известный – безызвестный, история – предыстория.

    Но, после приставок меж-, сверх-и иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, панИ не изменяется:

    сверхизысканный, межинститутский, дезинфекция, контригра, постимпрессионизм, трансиндийский, панисламизм.

    Искл.: взимать.

    Двойные согласные на стыке корня с приставками

    • на стыке приставки и корня слова образуются двойные согласные, если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается на ту же букву :

    без/заботный, без/звёздный, бес/смертный, бес/славный, воз/звать, вос/стать, рас/свет, под/держать, в пред/дверии, без/заботный, бес/связный, раз/звонить, рас/сердить.

    • Расчет, расчетливый, расчесть — приставка рас- прибавляется к корню -чет (вычет, нечет, вычесть), кроме бессчётный;
    • Рассчитывать, рассчитанный — приставка рас- прибавляется к основе -счит, в которой уже есть приставка с- (об/с/чит/а(ть), пересчитать, отсчитать).
    • Рассориться— две буквы с, а не три (рас-ссориться), т.к. в русском языке не пишутся три одинаковые согласные подряд.
    • В словахразевать, разинуть, разорять и в производных от них приставок нет — одна буква з.
  • Твердый знак Ъ после приставки.

    • (№6) Разделительный Ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука (появляется звук [й’]):

    подъезд, съезд, объявление; изъять, изъян, объять, необъятный, объятие (исторически корень -я-).

    Приставки ПРЕ-/ПРИ-

    • Приставки ПРЕ- и ПРИ- в безударном положении произносятся одинаково, но различаются значением и написанием.

    (№29) Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и- (приставка при-). А если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е (приставка пре-).

    Приставка Значение, которое определяет выбор приставки Примеры
    ПРИ- приближение при/ехать, при/лив, при/плыть
    присоединение при/лепить, при/шить, при/клеить
    прибавление при/строить, при/рисовать
    нахождение вблизи (около чего-либо) при/дорожный, при/город, при/школьный
    неполнота действия при/сесть, при/открыть, при/тормозить, при/украсить
    доведение действия до логического конца при/говор, при/готовить, при/думать, при/бить
    совершение действия в чьих-либо интересах при/прятать, при/своить, при/беречь
    ПРЕ- значение близкое к значению слов очень, чрезвычайно пре/неприятный, пре/хорошенький, пре/добрый
    близкое к значению приставки ПЕРЕ- пре/рвать (перервать), пре/градить (перегородить)

    Запомнить!
    Слова с приставками ПРЕ-/ПРИ- , которые произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, определяющее выбор приставки :

    При- Пре-
    Призреть (жалеть кого-либо),
    призирать (давать приют, воспитание)
    Презирать (не уважать),
    презреть,
    презрительный,
    презрительно
    Привратник (сторож) Превратный (ложный, искажённый),
    превратно понятый,
    превратности судьбы
    Приступить (к делу, начать),
    неприступный (нельзя подступиться)
    Преступить (нарушить закон, переступить черту),
    преступление,
    преступник,
    преступный
    Приумножить (незначительно) Преумножить (многократно, очень сильно умножить, преувеличить)
    Приуменьшать (незначительно,чуть-чуть) Преуменьшить (значительно, очень, во много раз)
    Приклонить (голову, нагибать, склонять)
    Приклониться ( к земле — опереться)
    Преклонить (колена; преклонение перед подвигом)
    преклоняться (относиться с уважением — боготворить, благоговеть)
    Припирать (дверь),
    припирать к стенке (разоблачать)
    Препираться (перебраниваться),
    препирательство
    Притвориться (с целью ввести в заблуждение, напр., спящим),
    притворить (неполное действие: дверь — слегка закрыть, прикрыть),
    притворный (ненастоящий)
    Претвориться (Мечта воплотилась в жизнь,т.е. осуществиться.),
    претворять,
    претворить
    Приставить (что-то к чему-нибудь) Преставиться (умереть)
    Приходящий (повар — являющийся когда-нибудь, который приходит),
    привходящие обстоятельства (неожиданные, внезапно появившиеся)
    Преходящий (изменяемый, временный; непреходящие ценности, т.е. вечные):
    преходящий момент,
    преходящее явление
    Придать (добавить, напр.,серьезности),
    придавать,
    придание (оттенка, цвета, значения),
    приданое (невесты)
    Предать (подвести кого-либо),
    предавать,
    предаваться (веселью, печали),
    предание (легенда)
    Прибывать (на вокзал, куда?),
    прибытие
    Пребывать (где?, в каком состоянии?, в неведении, в хорошем настроении),
    пребывание
    Приёмник (устройство для приема) Преемник (продолжатель дела),
    преемственность
    Придел (пристройка) Предел (граница)
  • Запомнить! Всегда пишется ПРЕувеличить.
  • Некоторые слова имеют формы с двумя приставками:

    преумножать — приумножать, преуменьшить — приуменьшить.

    ПриставкаПЕРИ-пишется в словах иностранного присхождения со значением «вокруг», «около»:

    перигей, перископ, перипетия, перифраз, периферия.

  • Следует запомнить написание иноязычных слов и слова, в которых значение приставок ясно не определяются. Проверять по словарю.
    При- Пре-
    В заимствованных словах пре-/при- не выделяются
    приватный
    привилегия
    примадонна
    примат
    примитив
    принципиальный
    приоритет
    преамбла
    превалировать
    президент
    президиум
    премьера
    препарат
    прецедент
    Пре-/при- не выделяются, т.к. приставки срослись с корнем. Их надо запомнить, проверять по словарю
    прибор,
    привет,
    привередливый,
    приглашение,
    пригожий,
    приключение,
    прилежный,
    приличный,
    пример,
    принадлежать,
    присваивать,
    притязание,
    причина,
    приютить,
    приязнь,
    приятель,
    приятный,
    причуда,
    прихоть,
    приключение
    предел,
    предмет,
    презрительный,
    преимущество,
    прекословить,
    прельщать,
    преминуть,
    преследовать,
    пренебрежение,
    (знаки) препинания,
    препона,
    препятствие,
    пререкаться,
    пресловутый,
    пресмыкающееся,
    преступник,
    пресыщаться,
    (камень) преткновения,
    превратность
  • Приставки с дефисным написанием по-, во- (в-), кое- ( кой-)

    • (№63 часть с приставками) С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
      • приставку по— и суффиксы-ому (-ему) , :

      приставкув-(во)и суффиксы-ых:

      приставку кое- (кой-): кое-как .
      Приставка кое-(кой-), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно:

      кое с кем, кое в чем, кой о чем.

      Внимание! Не путайте приставки с предлогами:

      По-весеннему (нареч.) греет.
      По весеннему(прилагател.) небу.
      Во-вторых (нареч.).
      Во вторых (поряд.числит.) классах.

      Приставки (частицы-приставки) Не-,Ни-

      В правописании частиц-приставок Не-,Ни-: не или ни, слитно или раздельно.
      Слитное и раздельное написание рассматривается в описаниях соответствующих частей речи.

        (№46) Различение приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях

          Отрицательные местоимения образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не-:

        никтО, ничтО, никакОй, ничЕй; нЕкого, нЕчего.

        В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения — ни-:

        нЕкого спросить — никогО не спрашивать, нЕчему удивляться — ничемУ не удивлялся.

        В отрицательных местоимениях частицыне и ни превращаются в приставки и пишутся слитно, если нет предлога. Местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки. При наличии предлога отрицательные местоимения пишутся раздельно. Предлог ставится между частицей и местоимением, образуя сочетание из трех отдельных слов:

        никогО — ни у когО, нЕчему — нЕ к чему, никакИм — ни с какИм; ни на чём, ни за чтО, ни за чьИм, нЕ с кого.

          (№59) Буквы е и и в приставках не-/ни— отрицательных наречий

            В отрицательных наречиях под ударением пишется не, без ударения — ни-:

          всегда нЕкогда; никогдА не думай; нЕкуда выйти, никудА не выйдешь; нЕзачем приходить, никАк не догнать, нЕоткуда отправить, ниоткУда нет данных .

          При употреблении наречия с приставкой ни- в предложении всегда есть второе отрицание:

          никогда не пройдет, никак не услышать, никогда нет времени.

          Источник статьи: http://tutrus.com/morfemika/pravopisanie-pristavok

    «Правописание приставок»

    В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения, например: подписать [пат] — подданный [под], поход [па] — походя [по], отпирать [ат] — отпер [от].

    Для остальных есть ТРИ основные группы правил:

    1. Правописание приставок, которые оканчиваются на З-С.

    ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО. Знать надо лишь то, что З меняется на С перед глухим начальным согласным корня: раЗрезать — раСправить.
    В результате оглушения может возникнуть удвоенная С: расспросить, рассредоточить.

    Самостоятельной приставки З– не бывает, поэтому правописание слов здесь, здание, здоровье, зги нужно запомнить!

    Дез / диз пишется перед гласной и ъ: дезинфекция, дизъюнкция.
    Дис–
    пишется перед согласной: дисгармония.

    Перед корнем –чёт– пишется с–, перед корнем –чит–сс–: расчёт — рассчитывать. ИСКЛЮЧЕНИЯ: бессчётный, бесчисленный.

    2. Правописание И или Ы после приставок.

    Запомнить надо лишь одну фразу, но запомнить точно: И меняется на Ы после всех русских приставок, кроме МЕЖ- и СВЕРХ- (искл.: взимать). Вспомнив её, вы легко логически выведете следствия из этого правила:

    • спортигра (И не после приставки, сложное слово),
    • дезинформация (приставка иноязычная: дез–, контр–, пан–, пост–, суб–, супер–, транс–),
    • сверхинициативный (приставка СВЕРХ-),
    • проиграть (приставка оканчивается на гласную).

    Оффлайн-тренажер правописания И и Ы после приставок (с ответами)

    3. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

    ПРИ- обозначает: ПРЕ- обозначает:
    1. Присоединение, прибавление, приближение: прикрепить, примкнуть, прийти, приехать, причислить, приделать, прицеп 1. Высшую степень качества или действия (в этом случае вместо приставки можно подставить слова весьма, очень): предлинный, предобрый, пренеприятный
    2. Пространственную близость: привокзальный, причал, приморье 2. Значение, близкое к приставке ПЕРЕ-: преграждать, преображать, преступный, превращать
    3. Неполноту действия: привстать, приоткрыть, присесть
    4. Доведение действия до конца: приучить, привыкнуть, прилезть

    Сложность представляют примеры, где значение приставки затемнено или же это не приставка вовсе (слово, по сути, становится словарным, и работать с ним надо как со словарным), а также пары слов, в которых приставка различает значение. Вот некоторые из таких слов:

    пре при

    В случае затруднения обращайтесь к словарю!


    Некоторые сложности правописания приставок


    Опорная таблица «Правописание приставок»

    Правописание приставок

    (с) Таблица из пособия издательства «Дрофа»


    Дополнительная информация по приставкам ПРЕ-, ПРИ-. Таблица

    приставки пре и при


    Конспект урока «Правописание приставок». Следующая тема «Гласные после шипящих и Ц»

    Правописание приставок

    Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

    Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

    ! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

    В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

    1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

    Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

    2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

    Это приставки пре-/при-.

    Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

    а) Значения приставки пре:

    1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

    2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

    б) Значения приставки при:

    3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

    4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

    5) «близость к чему-либо», то есть «около»

    3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

    В эту группу входят приставки:
    рас-/рос (раз-/роз-)
    Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

    Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

    Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

    1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

    Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

    ! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

    2. Выбор Ъ после приставок.

    Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

    ! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

    ! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

    Русский язык. 3 класс

    Конспект урока

    Русский язык. 3 класс

    Раздел. Правописание частей слова.

    Тема. Правописание суффиксов и приставок

    учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.

    научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;

    научиться намечать способы проверки орфограмм.

    Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.

    • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
    • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
    • определять опознавательные признаки орфограммы;
    • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.

    В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.

    Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.

    Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.

    • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
    • определять опознавательные признаки орфограммы;
    • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

    Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:

    • безударный гласный;
    • парный звонкий и глухой согласный;
    • скопление (стечение) согласных;
    • шипящий звук (ж, ш, ч, щ).

    После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.

    Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.

    Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.

    Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.

    Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.

    На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.

    В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.

    В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.

    ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.

    И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.

    После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.

    Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.

    Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.

    Укажите суффикс, который указывает на детёнышей

    Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» (4 класс)

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: Правописание приставок и суффиксов.

    Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах; воспитывать интерес к урокам русского языка.

    Тип урока : комбинированный.

    Предметные : -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его

    -объяснять лексическое значение слов;

    — научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.

    — оценивать усваиваемое содержание;

    — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

    коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

    личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    I . Организационный момент

    II . Актуализация знаний

    — Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

    Наш, собрал, мета..олома, тонну, кла.. .

    На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

    По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

    — Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

    -Запишите ещё три слова на это правило.

    По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

    — На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

    — Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

    — Какие орфограммы в приставках вы знаете?

    — Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

    — Сформулируйте цели урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

    IV . Работа по теме урока

    — Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

    — Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

    — Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

    — Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

    (Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Обращаю внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

    VI . Продолжение работы по теме урока

    — Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

    — Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

    — Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

    — Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

    — Составьте и запишите предложение с этим словом.

    VII . Подведение итогов урока

    — Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

    — Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

    — Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

    источники:

    http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4-klass-4655533.html

    ОРФОГРАММА – это МЕСТО В СЛОВЕ, которое требует применения орфографического правила.

    Например:
    ► в слове КАКИ́Е орфограмма – гласная А в корне, чтобы не написать О, надо проверить словом КАК;
    ►в слове СЛОВА́ орфограмма – буква О в корне, которую мы тоже проверяем ударением: СЛО́ВО;
    ►такая же орфограмма есть в слове ЯВЛЯ́ЮТСЯ – гласную Я в корне надо проверить ударением: Я́ВИТСЯ, Я́ВКА;

    Все указанные орфограммы-буквы требуют применения правила написания проверяемых безударных гласных в корнях слов.

    Кроме того, в слове ЯВЛЯЮТСЯ есть ещё две орфограммы:
    ► в личных окончаниях 3-го лица множественного числа глаголов 1-го склонения пишем гласную У или Ю, здесь Ю в окончании –ЮТ;
    ► сочетание -ТСЯ пишем без Ь знака, так как это глагол в форме 3-го лица, а не инфинитив (что делают?).

    Здесь применяем правила написания гласных в личных окончаниях глаголов и правила написания -ТСЯ и -ТЬСЯ на корце глаголов.

    В слове С ОРФОГРА́ММОЙ места, требующие применения правил, – обе буквы О и ММ в корне. Буквы О запоминаем – это правило написания непроверяемых безударных в корне слова, удвоенную М тоже запоминаем – правило написания удвоенных согласных в корнях слов.

    Кроме того, слово ОРФОГРАММОЙ употреблено в творительном падеже с предлогом С – пробел между предлогом и существительные является орфограммой, а правило, которое мы должны применить, гласит, что предлоги со словами (существительными, местоимениями, числительными) пишутся раздельно.

    ВСЕ ОРФОГРАММЫ ДЕЛЯТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ВИДА:
    ►ОРФОГРАММА-БУКВА (когда мы применяем правило, чтобы написать какую-то букву в слове: в корне, приставке, суффиксе, окончании; все приведённые выше примеры, кроме предлога С, – это орфограммы-буквы);
    ►ОРФОГРАММА-ПРОБЕЛ (когда мы применяем правило, чтобы написать раздельно какие-то слова – например, предлоги с существительными, местоимениями и числительными, частицы БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) со словами, составные союзы типа потому что, так как);
    ►ОРФОГРАММА-ДЕФИС (место в словах, требующее, согласно правилам, постановки дефиса, например, кое-кто, какой-нибудь, всё-таки, из-за, северо-западный, выпукло-вогнутый, давным-давно, по-казахски и др.);
    ►ОРФОГРАММА-КОНТАКТ, то есть СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ (написание приставок со словами, написание некоторых сложных слов: быстрорастворимый, сельскохозяйственный, побольше, поскромнее).

    Некоторые выделяют ещё ОРФОГРАММУ-ЧЁРТОЧКУ (при переносе слов), но при этом забывают об ОРФОГРАММЕ-КОНТАКТЕ.

    Памятка из Интернета Вам в помощь:
    .

    Скачать материал

    без ожидания

    Орфограммы в приставках

    Скачать материал

    без ожидания

    • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов

    • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов

    • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • Орфограммы в приставках

      1 слайд

      Орфограммы в приставках

    • В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕ...

      2 слайд

      В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- 

      неизменяемые приставки!

    • БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-перед звонкими – Зпер...

      3 слайд

      БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-

      перед звонкими – З
      перед глухими – С

    • 1) Приставка с- не изменяет своего написания в зависимости от произношения, с...

      4 слайд

      1) Приставка с- не изменяет своего написания в зависимости от произношения, ср.: сжечь, смести, сдержать, сделать.

      2) В словах здесь, здание, здоровый, здравствуй, ни зги не видно начальная з не является приставкой, а входит в состав корня.

      3) Слова близлежащий, близстоящий и т.п. являются сложными, где близ- – корень, поэтому он не подчиняется правилу правописания приставок на з.

    • Слитное и дефисное правописание приставок1. Приставки (русские и заимствова...

      5 слайд

      Слитное и дефисное правописание приставок

      1. Приставки (русские и заимствованные) пишутся слитно.
      Поохотиться, заоблачный, насолить, внеклассный, межпланетный, антициклон, контрреволюция, архиважный.

    • 2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:после приставки кое-....

      6 слайд

      2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:
      после приставки кое-.
      Кое-кто, кое-кого, кое-как.
      Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог;
      Кое у кого, кое с кем.
      после любой приставки идёт имя собственное;
      Анти-Дюринг, авиакомпания «Транс-Америка».
      в слове контр-адмирал (и контр-адмиральский), но по общему правилу: контрнаступление, контрмарш.

    • Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гла...

      7 слайд

      Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.

      Ср.: бездарный – бе́здарь, заморозить – за́морозки, прародина – пра́дед.

    • Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос-. Гласная о в этих приставках пишет...

      8 слайд

      Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос-. Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а.
      Ср.: ро́спись – расписать, ро́зыск – разыскать (кроме слова розыскной).

    • Приставка ПРЕ- имеет значения:обозначает высшую степень качества или действи...

      9 слайд

      Приставка ПРЕ- имеет значения:
      обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);

      Премилый, превысить, преувеличить, презабавный.

    • Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-...

      10 слайд

      Соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).

      Преградить (перегородить), предание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), преобразовать (образовать повторно, заново, по-иному).

    • Приставка ПРИ- имеет значения:приближение, присоединение, пространственная б...

      11 слайд

      Приставка ПРИ- имеет значения:
      приближение, присоединение, пространственная близость, смежность;

      Прибежать, пристегнуть, приклеить, пришкольный.

      действие, направленное сверху вниз;
      Придавить, примять, прижать.

      полнота, исчерпанность действия; доведение действия до конечной, желанной цели;
      Приучить, приручить, приискать.

    • действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок;Присесть ...

      12 слайд

      действие, совершённое не в полном объёме или на ограниченный срок;

      Присесть («опуститься на корточки, но остаться на ногах»), прилечь («лечь на ограниченное, небольшое время»).

      добавочное действие или действие не основное, сопутствующее какому-либо другому действию.

      Пританцовывать («сопровождать танцем другое действие – петь, говорить, идти и т.д.»), приданое (то, что даётся вместе с невестой, «добавляется» к ней).

    • 1. На стыке приставки и корня пишутся две одинаковые согласные, если приставк...

      13 слайд

      1. На стыке приставки и корня пишутся две одинаковые согласные, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с той же согласной буквы.

      Беззаконие, восстание, оттянуть

    • В словах с корнем чет- пишется одна буква с.Расчесть, расчёт, расчётный, рас...

      14 слайд

      В словах с корнем чет- пишется одна буква с.
      Расчесть, расчёт, расчётный, расчётливый.
      Исключение: бессчётный.
      В словах с корнем счит- пишется две буквы с.
      Рассчитать, рассчитывать, рассчитанный.

    • Следует различать такие пары слов, как:раззеваться – разевать рот;подделка...

      15 слайд

      Следует различать такие пары слов, как:
      раззеваться – разевать рот;
      подделка документов – поделки («мелкие изделия, изготовленные ручным способом»);
      поддержанный (кем-то) — подержанный («не новый, бывший в употреблении»);
      подданный (какого-либо государства) – поданный («поднесённый»);
      поддаться (влиянию) – податься (в город, на заработки);
      поддразнить («слегка подразнить; дразня, подстрекнуть к чему-то») – подразнить («дразнить какое-то время»)

    •  Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.Арх..быстр...

      16 слайд

       Вставьте пропущенные гласные буквы. Выделите приставки в словах.

      Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.

    • 1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зр...

      17 слайд

      1. Широко вокруг меня ра..стилалась пустота, уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов). 2. Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев). 3. В первых числах августа начинались у него пер..экзаменовки и пр..ёмные экзамены (Чехов). 4. Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев). 5. Всё прошлое пр..дано з..бвению (Чехов).

    • 6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гоф...

      18 слайд

      6. В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский). 7. К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок). 8. Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин). 9. Осень ж..стоко изуродовала сорную глинистую землю, пр..творив её в рыжую смолу, цепко хватающую за ноги (М. Горький). 

    • Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..вы...

      19 слайд

      Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..выкнуть, пр..ключение, пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить, пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный, пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация,

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    6 257 193 материала в базе

    • Выберите категорию:

    • Выберите учебник и тему

    • Выберите класс:

    • Тип материала:

      • Все материалы

      • Статьи

      • Научные работы

      • Видеоуроки

      • Презентации

      • Конспекты

      • Тесты

      • Рабочие программы

      • Другие методич. материалы

    Найти материалы

    Материал подходит для УМК

    • «Русский язык. Теория 5-9 классы», Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.

    Другие материалы

    • 05.09.2021
    • 201
    • 0

    «Русский язык. Теория 5-9 классы», Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.

    «Русский родной язык. Учебное пособие», О.М. Александрова

    «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

    «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

    «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

    «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

    • 05.09.2021
    • 338
    • 3

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

    • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

    • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

    • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

    • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

    • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

    • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

    • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

    Добавить комментарий