Как найти слово которое образовано приставочным способом

Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.

Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:

  • приставочный, или префиксальный;
  • суффиксальный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • постфиксальный;
  • приставочно-постфиксальный

и др.

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.

Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus — «прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».


Определение

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.


Важно!

В отличие от суффикса, который образует новое слово от производящей основы, приставка непосредственно присоединяется в начале целого слова.


Например, глагол «выучить» образован от однокоренного слова «учить» с помощью приставки:

Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.

Сравним:

  • бежать → убежать;
  • бежать →прибежать;
  • бежать → отбежать;
  • бежать → сбежать;
  • бежать → набежать и т. д.

Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.

Сравним:

  • ходить → выходить;
  • ходить → входить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:

  • лечение — излечение;
  • стройка — перестройка;

Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:

  • лечить → излечить → излечение;
  • строить → перестроить → перестройка.

Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.

Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.

  1. При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
  2. Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.

Приставочный способ образования слов

Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.

Примеры:

  • баловать → избаловать;
  • седлать → оседлать;
  • знать → узнать;
  • ждать → подождать;
  • моргать → заморгать;
  • чертить → начертить;
  • кликнуть → воскликнуть;
  • чувствовать → почувствовать;
  • видеть → предвидеть;
  • быть→ прибыть;
  • звать → созвать.

Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.

Приставочный способ образования существительных

С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст →подтекст;
  • общество → сообщество;
  • дедушка → прадедушка;
  • звук → призвук;
  • город → пригород;
  • мрак → сумрак.

Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:

  • друг → недруг (враг);
  • правда → неправда (ложь);
  • счастье → несчастье (горе);
  • приятель → неприятель (противник);
  • удача → неудача (провал);
  • порядок → беспорядок.

Иноязычные приставки активно образуют новые слова:

  • звук → ультразвук;
  • агент →контрагент;
  • компенсация →декомпенсация;
  • ориентация → дезориентация;
  • континент → субконтинент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.

Примеры:

  • громкий → сверхгромкий;
  • удалый → разудалый:
  • огромный → преогромный.

Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:

1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:

  • полярный → приполярный;
  • арктический →приарктический;

2.  усиление признака, повышенная степень качества:

  • злой → презлой;
  • странный → престранный;
  • толстый →претолстый.

Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:

  • атлантический → трансатлантический;
  • тропический → субтропический;
  • моральный → аморальный;
  • общественный → антиобщественный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:

  • кто → некто;
  • что → ничто;
  • какой → никакой;
  • чей → ничей;
  • сколько → несколько;
  • что →кое-что;
  • кто →кое-кто.

Приставочный способ и наречия

С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:

  • когда → некогда;
  • где → негде;
  • как → никак;
  • откуда → ниоткуда:
  • куда → кое-куда;
  • когда → кое-когда.

Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:

  • нельзя → донельзя;
  • вне → вовне;
  • ныне → доныне;
  • даром → задаром;
  • всегда → навсегда;
  • совсем → насовсем;
  • пополам → напополам;
  • ныне → отныне;
  • прочь → напрочь.

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 41

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

I.  Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­вочный.

безопасный опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

соавтор автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);

измельчить мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

 непонятный понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»). НО:

постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный);

— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алго­ритма: объявление объявлять (суффиксальный).

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящий уход(ить).

Помните: 

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

— причастия: окруженный окруж(ить); убегавший убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный жар(ить);

— деепричастия: играя игра(ть); прочитав прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь отправля(ть)ся;

— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горя­чо — горяч(ий); певуче певуч(ий);

— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­ка построи(ть); побелка побел(ить); уважение уваж(ать); заклинание заклин(ать); испытатель — испыта(ть);

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:

переносица — нос;

— вчитаться — чита(ть);

— по-немецки немецк(ий).

4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса)  образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие или признак как предмет:

а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);

б) путем добавления нулевого суффикса.

Отзыв отзывать; отбор отбирать; вздох вздыхать; приезд приезжать; синь — си­ний; ширь — широкий; взрыв взрывать; подпись подписывать.

II. Если в слове два и более корней:

1.  При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:

а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;

 б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).

2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено­косилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.

Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) – это суффиксальный способ.

3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но­вое слово, состоящее:

а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

б)  начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрез­вычайных ситуаций);

в)  начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).

Сложение

Способ 

Пример

Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис)

Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. 

Сложение основ слова без соединительной гласной.

Стенгазета, турпоход, медкабинет,

профсоюз, спортзал и т. д. 

Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е

Хлебозавод, путепровод, новостройка,

овощебаза, железнодорожный,

русско-английский, отчетно-выборный и т. д 

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. 

Слияниеслов

Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый 

Сложение сокращенных основ (аббревиация)

Сложение слогов или частей слова

Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д.

Сложение названий начальных букв

МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. 

Сложение начальных звуков

Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д.

Смешанный способ

Районо (районный отдел народного образования)

III. Если одна часть речи переходит в другую.

Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: дет­ская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядо­вой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.

Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в резуль­тате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.

Переход из одной части речи в другую

этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).

Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало

В какую часть речи перешло, его новое значение

Примеры

Прилагательное (признак)

Существительное (предмет)

Учительская комната

В учительской повесили

объявление

Числительное (порядок

при счете)

Прилагательное

(признак)

Первый день наступившего года

Иванов — первый (в значении лучший) ученик

Причастие (признак

по действию)

Прилагательное

(признак)

Болеющий гриппом

Болеющий за “Зенит”

Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак

действия)

Загорал, лежа на песке

Читать лежа вредно

Существительное (предмет)

Наречие (признакдействия)

Медленны мшагом

Ехали шагом

Деепричастие

Предлог

Благодаря друга

Благодаря помощи друга

Применение алгоритма

«Как определить способ образования слова и не ошибиться»

Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:

Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фор­тепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).

Образец рассуждения 

ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.

Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:

Пона­чалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения ко­торого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.

Образец рассуждения 

«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, спо­соб образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, спо­соб образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.

Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».

Образец рассуждения

«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец»  — сложносуффиксальный

Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным  способом:

Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честно­стью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, пото­му что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.

Образец рассуждения

1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продол­жать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), по­зор (сущ.), унижение (сущ.).

2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследо­вать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и об­разованы суффиксальным способом.

3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, по­зор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образо­вания данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».

4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕ­ТЕРПЕТЬ.

Источник:

uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.

Дополнительно на Геноне:

  • Что такое морфема?
  • Какие есть виды морфем?
  • Что такое наложение морфем?
  • Что такое корневая морфема?
  • Что такое служебная морфема?
  • Что такое соединительная морфема?
  • Что такое формообразующие морфемы?
  • Какие есть формообразующие морфемы?
  • Где найти перечень формообразующих морфем?
  • Какие морфемы относятся к формообразующим?
  • Где найти словари деления слов на морфемы?
  • Чем отличается корень слова от других морфем?
  • Входят ли формообразующие морфемы в основу слова?
  • Почему окончание называют формообразующей морфемой?
  • Как пишутся частицы и омонимичные части речи и морфемы?
  • Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
  • В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?
  • Как разобрать слово по составу?
  • Как делать разбор слова по составу?
  • Где найти план разбора слова по составу?
  • Как правильно разобрать слово по составу?
  • Где найти материалы к теме «Изменения в морфемном составе слова»?
  • Какие изменения в морфемном составе слова происходят в процессе развития языка?
  • Как определить род составных существительных (слова типа торт-мороженое, кресло-кровать)?
  • Что такое приём перифраза в словообразовании?
  • Где найти материалы к теме «Основные способы словообразования»?
  • Где найти упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?
Рабочий лист для 6 класса. Способы словообразования

В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.

Теория

Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.

Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик стол, столикмаленький стол.

Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.

Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.

Способы словообразования

Рабочий лист для 6 класса. Способы словообразования

Примеры:

1. Приставочный способ:

Ходить – приходить, плыть – заплыть.

2. Суффиксальный способ:

Гриб – грибок, учить – учитель.

3. Приставочно-суффиксальный способ:

Окно – подоконник, уши – наушники.

4. Бессуффиксный способ:

Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.

5. Сложение:

Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.

6. Переход из одной части речи в другую:

Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.

Упражнения

Приставочный способ словообразования

№ 1

Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок

Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________

Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________

Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________

Правда (не-) _____________________________________________________________________

Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________

№ 2

Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Подлокотник ← _______________________

Подъехать ← ____________________

Поезд ← ________________

Побег ← ___________________

Послышаться ← ___________________

Поверхность ← ___________________

Постройка ← ____________________

Покатый ← __________________

Покатиться ← ________________

Поблагодарить ← ___________________

Подберезовик ← __________________

Поддержать ← ______________

Подобрать ← _______________

Ответ:___________________________________________________________________________

Суффиксальный способ словообразования

№ 3

Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________

Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________

Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________

Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________

№ 4

Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!

Расписание ← ________________________

Приложение ← ________________________

Искусно ← ________________________

Уверение ← ________________________

Искренне ← ________________________

Учение ← ________________________

Искусственно ← ________________________

Хорошо ← ________________________

Творение ← ________________________

Устно ← ________________________

Просвечивание ← ________________________

Внутренне ← ________________________

Желание ← ________________________

№ 5

Распределите слова на группы

Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом

Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.

Приставочно-суффиксальный способ

№ 6

Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).

Уши (под- + -к-) _________________________

Уши (на- + -ник-) _________________________

Локоть (под- + -ник-) _________________________

Берёза (под- + -овик-) _________________________

Осина (под- + -овик-) _________________________

Морда (на- + -ник-) _________________________

Верх (с- + -у-_ _________________________

Таскать (вы- + -ива-) _________________________

Левый (с- + -а-) _________________________

Двое (у- + -и-) _________________________

Дорога (по- + -ник-) _________________________

Снег (под- + -ник-) _________________________

Школа (при- + -н-) _________________________

Облако (за- + -н-) _________________________

Колено (на- + -ник-) _________________________

Кроткий (у- + -а-) _________________________

№ 7

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Приехать ← __________________

Восход ← ________________

Выполнение ← _________________

Насухо ← ___________________

По-новому ← __________________

Отнести ← _________________

Преодолеть ← _________________

Прочитать ← ___________________

Разрушение ← __________________

Заглушка ← _______________

Приземлить ← _______________

Пододеяльник ← ________________

Ответ:___________________________________________________________________________

Бессуффиксный способ

№ 8

Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.

Слово с производящей основой / Производное слово

Зелёный

Рассказать

Полететь

Нагревать

Тихий

Приказать

Выходить

Призывать

Обменять

Взлетать

Сухой

Синий

Гладкий

Далёкий

№ 9

Распределите слова по способу словообразования.

Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.

Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный

Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.

11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Возможные         трудности

 При
выборе     производящего слова

(при
имеющемся производном)

 При
определении способа словообразования

     Причины

Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки 

П

       Что
нужно знать?

  • В
    словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
    производящим является существительное мужского пола, производным
    -существительное женского рода:

      писатель → писательница  

      шахматист → шахматистка

  • В
    парах:  глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
    прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
    производящим является глагол или прилагательное, а существительное
    производным:

      лечить → лечение

      молодой→ молодость

  • Большинство
    возвратных глаголов образовано от невозвратных:

       защищать→ защищаться

       умыть→ умыться

  • При
    словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
    членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
    приставочный глагол  совершенного вида→ приставочный глагол  с новым
    суффиксом несовершенного вида:

      писать→ записать→записывать

         читать→прочитать→прочитывать

  • Наречия
    с суффиксом  -о, как правило, образованы от прилагательных:

      хороший → хорошо

      грустный→грустно

  • Приставочный
    способ

    – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
    это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
    Таким способом образуются имена   существительные, прилагательные,
    местоимения, глаголы, наречия:

      дедушка→ прадедушка

      вкус→ привкус

  • Суффиксальный
    способ

    – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом 
    образуются слова всех самостоятельных частей речи  и, как правило, новые
    производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
    слову.

дом → домишко

лифт→ лифтёр

В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

  • Приставочно-суффиксальный  способ
    – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
    слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

пограничник

разболеться

снова

  • Бессуффиксный
    способ

    – присоединение нулевого суффикса к  основе исходного слова. Этим
    способом образуются следующие группы слов:

существительные
от глаголов
путём отсечения  суффиксов инфинитива:

      рассказать→рассказ

      выходить→выход

существительные
от прилагательных
путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:

           
сухой→сушь

           
гнилой→гниль

  • Сложение
    способ,
    при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
    нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных  -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).

Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.

Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Переход 
    это
    способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
    части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный  ученик – дежурный
по подъезду),

из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),

из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).

  • Сращение

    это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
    слияния, сращения слов в одно слово:

сей  час→ сейчас; сего дня→
сегодня.

Советы

Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.

Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:

-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например:
близорукость/

ср.:близорук(ий);

лесной,
здоровенный.

Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:

-выбери
слова с приставкой и суффиксом;

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то открой приставку и  закрой суффикс. Посмотри, на  то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

n определить 
какой частью речи является  исследуемое слово и поставить его  в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

n найти
производящее слово: истолковать значение производного
( это
можно сделать, используя  слово
(сочетание слов), от  которого
оно образовано
) или  подобрать слово, родственное производному (оно 
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.

n определить
способ образования  исследуемого слова.

n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»

n слово 
образовано приставочно-суффиксальным способом.

Очень часто впадают в ошибку, видя в слове приставку и считая, что это приставочный способ образования, то есть происходит подмена понятия “словообразования” “морфемным составом слова. В том-то и дело, что наличие приставки в составе слова совсем не говорит о том, что это именно приставочный способ образования. Чтобы не быть голословной приведу вот такой пример: слово “излечение” считают образованным от существительного “лечение” с помощью приставки из-. И это ошибочное мнение!

Существительное “излечение” является отглагольным, а в таким случае – это только суффиксальный способ образования. Убедимся в этом, составив словообразовательную цепочку:

лечить – излечить – излечение.

Приставка из-, как наглядно видно, присоединилась раньше, на предыдущей ступеньке. Обратим внимание, что произошла смена части речи: глагол-существительное.

А теперь вернемся к приставочному способу словообразования. Главным здесь является то, что с помощью приставки образуются новые слова той же части речи, что и производящее слово:

существительное – существительное;

глагол – глагол;

прилагательное – прилагательное;

наречие – наречие и т.д.

При приставочном способе не происходит смены части речи, как при суффиксальном способе образования слов.

Примеры слов, образованных приставочным способом:

автор – соавтор;

заголовок – подзаголовок;

порядок – беспорядок;

бабушка – прабабушка;

бежать – прибежать;

варить – переварить;

белить – побелить;

штатный – внештатный;

моральный – аморальный;

важный – архиважный;

который – некоторый;

земной – околоземной;

куда – некуда;

что – кое-что;

кто – кое-кто;

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Людви­го
[136K]

7 лет назад 

Приставочный способ-это такой способ словообразования в русском языке, при котором слова образуются с помощью приставок. Зачастую его путают с приставочно-суффиксальным способом, если школьник не может вычленить начальное производное слово. Нас учили, что нужно найти лексическое значение слова (минимально короткое), которое поможет найти слово, от которого образовано новое слово, к примеру:

Переделать-делать что-то заново, от слова ДЕЛАТЬ, при помощи приставки ПЕРЕ-.

Архиважный-очень важный, образовано от целого слова ВАЖНЫЙ при помощи приставки АРХИ-.

Другие примеры:

НАвсегда-всегда,

ПЕРЕплыть-плыть,

СВЕРХчеловек-человек,

ЗАбежать-бежать,

НИгде-где,

НЕкрасивый-красивый.

НО! наручники-не от слова ручники, а от слова РУКА, значит, приставочно-суффиксальный способ.

КРАСН­ЫЙ КУЛИН­АР
[64.3K]

7 лет назад 

Приставочный способ для появления новых слов сделал наш русский язык еще обширнее. Но с ними обычно и возникают сомнения, писать е или и, глухую или звонкую конечную букву в приставке. Именно она потому и получила свое название, что приставляется к изначальному слову, образуя новое – вот он и весь приставочный способ. Обычно все слова с приставочным способом обозначают новую фазу, высшую фазу, чем базис, но есть и те, что так создали антоним, что-то обратное базису – не просто ходить, а переходить улицу например. Не просто баланс, а дисбаланс гормонов в организме. Не просто сильный, а сверхсильный мужчина выиграл соревнования по перетягиванию КамАза.

Таня3­2
[26.1K]

7 лет назад 

Приставочный способ – это способ образования новых слов в русском языке с помощью приставок.

Например:

Глаголы, образованные с помощью приставок:

Ходить – переходить, бродить – забродить, читать – дочитать.

Существительные:

Гармония – дисгармония, ход – переход.

Прилагательные:

Добрый – предобрый, сложный – сверхсложный.

Наречия:

Когда – никогда, где- нигде.

Местоимения:

Кто- никто.

Petla­na
[204K]

7 лет назад 

Приставочный способ словообразования-это когда к производящей основе добавляется любая приставка .

Примеры :

1 Товарищ-сотоварищ

2 Бег-забег

3 писать-записать, написать, вписать, выписать, переписать

4 умный-заумный

5 всегда-навсегда

6 что-ничто

Zolot­ynka
[551K]

7 лет назад 

Среди морфемных способов словообразования в русском языке особо стоит отметить приставочный и приставочно-суффиксальный.

Почему особо? Вы замечали, что большинство новых слов в поэтической речи образуется именно с их помощью, именно эти способы словобразования придают словам новые значения, делая их более экспрессивными.

Особенно часто приставочный способ использовал Владимир Маяковский. Откроем любое его произведение, например, мое любимое “Облако в штанах” – безъязыкая (про улицу), испешеходили, выстони (не могу не привести всю цитату:

В повседневной речи приставочный способ словообразования тоже один из самых распространенных – читать-перечитать, делать – переделать и т.д.

Devoc­hka
[14.6K]

7 лет назад 

Способов образования слов много и одним из них является приставочный. В данном способе словообразования к словам, которые выступают в качестве производящей основы, прибавляется приставка. При данном виде словообразования слово, как часть речи не изменяется. То есть, возьмем слово “приятель” и прибавим к нему приставку -не, получим слово “неприятель”. При этом оба слова остаются именами существительными.

Еще для примера возьмем слово “давать” и добавим приставку -раз или -пере, в любом случае, буть то “раздавать” или “передавать”, часть речи не изменилась и все слова являются глаголами.

Татья­на Нег
[77.6K]

7 лет назад 

Приставочный способ образования слов в русском языке – один из самых распространенных. Это образование нового слова с помощью приставки. Чаще всего таким способом образуются глаголы. Например, ходить – переходить, ехать – приехать, растить – вырастить. Но с помощью приставки могут образовываться и другие части речи. Например, ответственный – безответственный, аккуратный – неаккуратный, кто – кое-кто.

ЛИСА-НАСА
[226K]

7 лет назад 

Приставочный способ образования слов очень широко используется и прост. К корню слова просто добавляется приставка и получается новое слово с новым смыслом и значением. Главное знать основные приставки в русском языке. Это в, на, от, за, при, пре, пере, до, у и другие.

Например: влететь, налететь, отлететь, залететь, прилететь, перелететь, долететь, улететь.

Андре­й245
[2.7K]

7 лет назад 

Приставочный способ словообразования это способ словообразования, который предполагает создание слов с помощью приставок. Итак, примеры слов, образованных от приставок: отлететь, вырастить, переделать, заделать, переплыть, перебежать и подобные.

Знаете ответ?

Смотрите также:

Какой способ образования слова “докрасна”?

Каков способ образования слов пришкольный, предосенний, неприкасаемый?

Телескопический способ образования слов. В чём его занимательность?

Как образованы слова «вход», «запах», «заплыв, «дружище», «Забайкалье»?

Каким способом образованы слова “однофамилец”, “одиннадцатилетний”?

Способ образования слова “бессуффиксный”или”бессуфиксальный”,как правильно?

Какой способ образования слов: расшуметься, рассмеяться, задира,кто-нибудь?

Какой способ образования слова “летом”?

Какие из перечисленных слов образованы приставочным способом (см.)?

Как образуются отрицательные и неопределенные местоимения?

Добавить комментарий