Суффиксальный способ образования — это создание нового слова присоединением к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий в русском языке.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Рассмотрим, что такое суффиксальный способ образования слов, какие суффиксы участвуют в их появлении. Приведем примеры.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов состоит в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Определение
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Понаблюдаем, как с помощью суффиксов образуются новые слова:
- книга → книжка;
- книга → книжный;
- книга → книжник.
Чтобы безошибочно определить суффиксальный способ образования слова, различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только грамматические формы слов:
- красивый — красивее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежал (форма прошедшего времени глагола);
- время — времена (форма множественного числа существительного).
В этих примерах нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красивый → красивость;
- бегать → бег ;
- время → временной.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глазастый (прил.);
- синий (прил.) → синеть (глагол);
- весёлый (прил.) → весело (наречие);
- ау (междометие) → аукать (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисистка;
- студент → студентка;
- владелец → владелица;
- учитель → учительница;
- тигр → тигрица;
- лев → львица.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лесник;
- лыжа → лыжник;
- дача → дачник;
- переплетать → переплётчик;
- разведать → разведчик;
- нормировать → нормировщик;
- барабан → барабанщик;
- кормить → кормилец.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соусник;
- багаж → багажник;
- вопрос → вопросник;
- творог → творожница;
- цвет → цветник;
- ягода → ягодник;
- осина → осинник;
- черника → черничник.
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → доброта;
- нищий → нищета;
- жёлтый → желтизна;
- седой → седина;
- смелый → смелость;
- свежий → свежесть.
- похожий → похожесть.
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попытаться → попытка;
- прополоть → прополка;
- перегородить → перегородка;
- покрасить → покраска;
- задвигать → задвижка.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → задвигать → задвижка;
- красить → покрасить → покраска.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцевание;
- полоскать → полоскание;
- заживить → заживление;
- удивить → удивление;
- восстановить → восстановление.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → речной;
- окно → оконный;
- салат → салатный;
- осень → осенний.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
-ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-
- береста → берестяной;
- рожь → ржаной;
- лебедь → лебединый;
- торжество → торжественный;
- солома → соломенный;
- село → сельский;
- золото → золотистый;
- горло → горластый;
- нос → носатый;
- игра → игривый;
- плюш → плюшевый;
- удача → удачливый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рваный;
- драть → драный:
- жарить → жареный;
- квасить → квашеный;
- одарить → одарённый;
- удивить → удивленный.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гнилой;
- спеть → спелый;
- зреть → зрелый;
- уметь → умелый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голубеть;
- белый → белеть, белить;
- богатый → богатеть;
- старый → стареть;
- ржавый → ржаветь;
- завтрак → завтракать;
- сверло → сверлить;
- козырь → козырять.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тосковать;
- танец → танцевать.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → решать;
- пленить → пленять;
- бросить → бросать.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгадывать;
- рассказать → рассказывать;
- утаить → утаивать;
- настоять → настаивать.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → окать;
- ох → охать;
- хи-хи → хихикать;
- мяу → мяукать;
- гав → гавкать;
- тик-тик → ти́кать;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громко;
- близкий → близко;
- певучий → певуче.
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружески;
- человеческий → человечески;
- рыцарский → рыцарски.
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → однажды;
- два → дважды;
- три → трижды;
- четыре → четырежды.
Видео «Образование слов при помощи суффиксов»
Тест
Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
— безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);
— соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);
— измельчить — мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);
— непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»). НО:
постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный);
— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:
— белизна — бел(ый);
— поручение — поруч(ить);
— уходящий — уход(ить).
Помните:
Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
— причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный — жар(ить);
— деепричастия: играя — игра(ть); прочитав — прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь — отправля(ть)ся;
— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий);
— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): постройка — построи(ть); побелка — побел(ить); уважение — уваж(ать); заклинание — заклин(ать); испытатель — испыта(ть);
— глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:
— переносица — нос;
— вчитаться — чита(ть);
— по-немецки — немецк(ий).
4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса) образуются, как правило, существительные, обозначающие действие или признак как предмет:
а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);
б) путем добавления нулевого суффикса.
Отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; взрыв — взрывать; подпись — подписывать.
II. Если в слове два и более корней:
1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:
а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;
б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).
2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сенокосилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.
Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) – это суффиксальный способ.
3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется новое слово, состоящее:
а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);
б) начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрезвычайных ситуаций);
в) начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).
Сложение
Способ |
Пример |
Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис) |
Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. |
Сложение основ слова без соединительной гласной. |
Стенгазета, турпоход, медкабинет, профсоюз, спортзал и т. д. |
Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е |
Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный, русско-английский, отчетно-выборный и т. д |
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса |
Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. |
Слияниеслов |
Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый |
Сложение сокращенных основ (аббревиация) |
|
Сложение слогов или частей слова |
Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д. |
Сложение названий начальных букв |
МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. |
Сложение начальных звуков |
Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д. |
Смешанный способ |
Районо (районный отдел народного образования) |
III. Если одна часть речи переходит в другую.
Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: детская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядовой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.
Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в результате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.
Переход из одной части речи в другую
(В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).
Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало |
В какую часть речи перешло, его новое значение |
Примеры |
|
Прилагательное (признак) |
Существительное (предмет) |
Учительская комната |
В учительской повесили объявление |
Числительное (порядок при счете) |
Прилагательное (признак) |
Первый день наступившего года |
Иванов — первый (в значении лучший) ученик |
Причастие (признак по действию) |
Прилагательное (признак) |
Болеющий гриппом |
Болеющий за “Зенит” |
Деепричастие (добавочное действие) |
Наречие (признак действия) |
Загорал, лежа на песке |
Читать лежа вредно |
Существительное (предмет) |
Наречие (признакдействия) |
Медленны мшагом |
Ехали шагом |
Деепричастие |
Предлог |
Благодаря друга |
Благодаря помощи друга |
Применение алгоритма
«Как определить способ образования слова и не ошибиться»
Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:
Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).
Образец рассуждения
ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.
Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:
Поначалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения которого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.
Образец рассуждения
«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, способ образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, способ образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.
Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».
Образец рассуждения
«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» — сложносуффиксальный
Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом:
Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, потому что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.
Образец рассуждения
1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продолжать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), позор (сущ.), унижение (сущ.).
2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследовать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и образованы суффиксальным способом.
3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, позор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образования данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».
4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕТЕРПЕТЬ.
Источник:
uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.
Дополнительно на Геноне:
- Что такое морфема?
- Какие есть виды морфем?
- Что такое наложение морфем?
- Что такое корневая морфема?
- Что такое служебная морфема?
- Что такое соединительная морфема?
- Что такое формообразующие морфемы?
- Какие есть формообразующие морфемы?
- Где найти перечень формообразующих морфем?
- Какие морфемы относятся к формообразующим?
- Где найти словари деления слов на морфемы?
- Чем отличается корень слова от других морфем?
- Входят ли формообразующие морфемы в основу слова?
- Почему окончание называют формообразующей морфемой?
- Как пишутся частицы и омонимичные части речи и морфемы?
- Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
- В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?
- Как разобрать слово по составу?
- Как делать разбор слова по составу?
- Где найти план разбора слова по составу?
- Как правильно разобрать слово по составу?
- Где найти материалы к теме «Изменения в морфемном составе слова»?
- Какие изменения в морфемном составе слова происходят в процессе развития языка?
- Как определить род составных существительных (слова типа торт-мороженое, кресло-кровать)?
- Что такое приём перифраза в словообразовании?
- Где найти материалы к теме «Основные способы словообразования»?
- Где найти упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»?
- Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?
В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.
Теория
Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.
Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик ← стол, столик — маленький стол.
Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.
Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.
Способы словообразования
Примеры:
1. Приставочный способ:
Ходить – приходить, плыть – заплыть.
2. Суффиксальный способ:
Гриб – грибок, учить – учитель.
3. Приставочно-суффиксальный способ:
Окно – подоконник, уши – наушники.
4. Бессуффиксный способ:
Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.
5. Сложение:
Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.
6. Переход из одной части речи в другую:
Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.
Упражнения
Приставочный способ словообразования
№ 1
Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок
Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________
Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________
Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________
Правда (не-) _____________________________________________________________________
Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________
№ 2
Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Подлокотник ← _______________________
Подъехать ← ____________________
Поезд ← ________________
Побег ← ___________________
Послышаться ← ___________________
Поверхность ← ___________________
Постройка ← ____________________
Покатый ← __________________
Покатиться ← ________________
Поблагодарить ← ___________________
Подберезовик ← __________________
Поддержать ← ______________
Подобрать ← _______________
Ответ:___________________________________________________________________________
Суффиксальный способ словообразования
№ 3
Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.
Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________
Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________
Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________
Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________
№ 4
Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!
Расписание ← ________________________
Приложение ← ________________________
Искусно ← ________________________
Уверение ← ________________________
Искренне ← ________________________
Учение ← ________________________
Искусственно ← ________________________
Хорошо ← ________________________
Творение ← ________________________
Устно ← ________________________
Просвечивание ← ________________________
Внутренне ← ________________________
Желание ← ________________________
№ 5
Распределите слова на группы
Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом
Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.
Приставочно-суффиксальный способ
№ 6
Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).
Уши (под- + -к-) _________________________
Уши (на- + -ник-) _________________________
Локоть (под- + -ник-) _________________________
Берёза (под- + -овик-) _________________________
Осина (под- + -овик-) _________________________
Морда (на- + -ник-) _________________________
Верх (с- + -у-_ _________________________
Таскать (вы- + -ива-) _________________________
Левый (с- + -а-) _________________________
Двое (у- + -и-) _________________________
Дорога (по- + -ник-) _________________________
Снег (под- + -ник-) _________________________
Школа (при- + -н-) _________________________
Облако (за- + -н-) _________________________
Колено (на- + -ник-) _________________________
Кроткий (у- + -а-) _________________________
№ 7
Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Приехать ← __________________
Восход ← ________________
Выполнение ← _________________
Насухо ← ___________________
По-новому ← __________________
Отнести ← _________________
Преодолеть ← _________________
Прочитать ← ___________________
Разрушение ← __________________
Заглушка ← _______________
Приземлить ← _______________
Пододеяльник ← ________________
Ответ:___________________________________________________________________________
Бессуффиксный способ
№ 8
Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.
Слово с производящей основой / Производное слово
Зелёный
Рассказать
Полететь
Нагревать
Тихий
Приказать
Выходить
Призывать
Обменять
Взлетать
Сухой
Синий
Гладкий
Далёкий
№ 9
Распределите слова по способу словообразования.
Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.
Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный
Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.
Суффиксальный способ образует слова многих частей речи. Укажем 100 примеров суффиксального способа образования слов разных частей речи.
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Общее понятие о словообразовании
Более распространённым в международной лингвистике названием словообразования является морфологическая деривация.
Словообразование в самом общем виде представляет собой образование от однокоренных новых слов (дериватов).
Термин «деривация» произошёл от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отведение, отклонение».
Словообразование может быть осуществлено несколькими способами:
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- книга → книжка;
- книга → книжный;
- книга → книжник.
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красивее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежал (форма прошедшего времени глагола);
- время — времена (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красивый → красивость;
- бежать → бег ;
- время → временной.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глазастый (прил.);
- синий (прил.) → синеть (глагол);
- весёлый (прил.) → весело (наречие);
- ау (междометие) → аукать (глагол).
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисистка;
- студент → студентка;
- владелец → владелица;
- учитель → учительница;
- тигр → тигрица;
- лев → львица.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лесник;
- лыжа → лыжник;
- дача → дачник;
- переплетать → переплётчик;
- разведать → разведчик;
- нормировать → нормировщик;
- барабан → барабанщик;
- кормить → кормилец.
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соусник;
- багаж → багажник;
- вопрос → вопросник;
- творог → творожница;
- цвет → цветник;
- ягода → ягодник;
- осина → осинник;
- черника → черничник.
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → доброта;
- нищий → нищета;
- жёлтый → желтизна;
- седой → седина;
- смелый → смелость;
- свежий → свежесть.
- похожий → похожесть.
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попытаться → попытка;
- прополоть → прополка;
- перегородить → перегородка;
- покрасить → покраска;
- задвигать → задвижка.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → задвигать → задвижка;
- красить → покрасить → покраска.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцевание;
- полоскать → полоскание;
- заживить → заживление;
- удивить → удивление;
- восстановить → восстановление.
Образование слов без перехода в другую часть речи
Существительное, образованное суффиксальным способом, может приобретать дополнительное значение, оттенок, уточнение, например, по размеру, или окрашиваться отношением говорящего. «Помощниками» в этом деле являются самые разные суффиксы. Рассмотрим некоторые из них, при образовании которых используется суффиксальный способ. Примеры наглядно показывают, что лексическое значение осталось прежним, однако появились у слова другие оттенки и указание на какие-либо отличительные признаки.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → речной;
- окно → оконный;
- салат → салатный;
- осень → осенний.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
-ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-
- береста → берестяной;
- рожь → ржаной;
- лебедь → лебединый;
- торжество → торжественный;
- солома → соломенный;
- село → сельский;
- золото → золотистый;
- горло → горластый;
- нос → носатый;
- игра → игривый;
- плюш → плюшевый;
- удача → удачливый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рваный;
- драть → драный:
- жарить → жареный;
- квасить → квашеный;
- одарить → одарённый;
- удивить → удивленный.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гнилой;
- спеть → спелый;
- зреть → зрелый;
- уметь → умелый.
Образование имён прилагательных
У слов, обозначающих качество предмета, больше всего распространены такие суффиксы, как: -чив-/-лив-, -чат-, -оват-/-еват, -л-, -чн-, -н-, -нн-.
Например:
— Нежный голубоватый оттенок неба и перистых облаков вызвал в моем сердце необъяснимое спокойствие и радость. (Голубоватый: -оват-; перистых -ист-).
— Булочная, что находится рядом через дорогу, всегда манила меня своими ванильными, теплыми и такими вкусными ароматами. (Булочная: -н-; «ванильными» -н-; «вкусными» -н-).
— Бурливая река кипит жизнью: спокойствия ее обитателям не видать, пока не завернут в тихое русло. (Бурливая: -лив-; «обитателям» -тель-).
— Светло-розовый бутон расцвел почти через месяц в ее саду. (Светло: -о; розовый: -ов).
Как видно, множество слов образовано с помощью большого количества суффиксов. Сегодня процесс этот продолжается. Люди, поэты и писатели, юмористы и бизнесмены, образуют собственные, авторские слова, пуская их в народ, где они приживаются. Таким образом русский язык постоянно развивается, пополняя свой лексический состав.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голубеть;
- белый → белеть, белить;
- богатый → богатеть;
- старый → стареть;
- ржавый → ржаветь;
- завтрак → завтракать;
- сверло → сверлить;
- козырь → козырять.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тосковать;
- танец → танцевать.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → решать;
- пленить → пленять;
- бросить → бросать.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгадывать;
- рассказать → рассказывать;
- утаить → утаивать;
- настоять → настаивать.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → окать;
- ох → охать;
- хи-хи → хихикать;
- мяу → мяукать;
- гав → гавкать;
- тик-тик → ти́кать;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громко;
- близкий → близко;
- певучий → певуче.
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружески;
- человеческий → человечески;
- рыцарский → рыцарски.
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → однажды;
- два → дважды;
- три → трижды;
- четыре → четырежды.
Образование наречий
Отвечая на вопрос, какие слова образованы суффиксальным способом, нужно отметить, что «родились» так не только существительные, но и другие части речи. Если к основе имени прилагательного добавить -о, то можно легко получить наречие. Например, слово «храбр-ый» превратится в «храбр-о», «мудр-ый» в «мудр-о», «долг-ий» в «долг-о».
Вариантов суффиксов, словообразующих наречия, великое множество, так как от одного и того же корня происходит несколько наречий, которые как бы являются застывшими формами существительных с падежными окончаниями: вначале, поначалу, сначала (сравни: в начале, по началу, с начала).
Общее в образовании наречий и числительных
Также наречия могут образовываться с использованием приставки по- и суффикса –ому, -ему, -ых, -их. Подобные слова появились и из порядковых числительных. Пример:
«По-новому играют изумруды в образе Софии, они гармонично смотрятся с её вечерним платьем, — шепнул на ушко жене Джеймс.
— Не только — ответила Кейт. – Во-первых, они подходят к её глазам, а во-вторых, идеально сочетаются не только с платьем, но и с остальными аксессуарами».
Уменьшительные суффиксы
Они указывают на размер, вес или объём предмета, существа или явления, которые отличаются от большинства существующих вокруг.
Например, таковыми являются уменьшительные суффиксы -ек, -ик. Суффиксальным способом образовано слово замочек, то есть маленький замок. Таким же образом появилась единица языка «ключик» — приспособление для открывания, но более мелкого размера по отношению к другим.
Суффиксы -ок-/-ёк- также выступают в подобной роли: огонёк, ветерок, свитерок.
Иногда для придания слову уменьшительного оттенка используются несколько суффиксов, например, -оч-/-еч- и -к-: веточка, чашечка. Однако эти слова являются как бы переходными в лексике от указывающих только на размер (объём, вес, силу) к окрашенным отношением говорящего, то есть с оттенком уменьшительно-ласкательных существительных. Ведь «чашечкой» можно назвать и обычную по объёму посуду, но любимую.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Для придания к оттенку уменьшительности эффекта ласкового обращения, используют суффиксы -еньк-/-оньк-, -ушк-/-юшк-, -ышк-: маменька, берёзонька, волюшка, свекровушка, солнышко.
1. Моя свекровушка – это просто чудо!
2. Она мне и маменька, и подружка, и советчица, и мудрый наставник.
3. С рождением доченьки в доме словно постоянно стало светиться солнышко!
В той же роли выступают -ец-/-иц-/-ц-.
1. Нарядное платьице так изменило облик девочки, что все просто раскрыли рты от изумления!
2. Хотя пальтецо было уже маловато, Наташа никак не желала надевать новое – вот такая любовь у неё проявилась к подарку отца.
— Суффикс -к-, как рассмотренные выше -очк-/-ечк-, может выполнять роль уменьшительности, но чаще используется для образования слова с уменьшительно-ласкательным оттенком: ручка, сосенка, пелеринка.
Для обозначения детёнышей животных используют -онок-/-ёнок-.
1. Медвежонок смешно переваливался, торопясь не отстать от матери-медведицы.
2. Бельчонок хотел перепрыгнуть с ветки на ветку, как это делает мама, но неудачно свалился с дерева в траву.
Суффикс, придающий словам увеличительный оттенок
Таковой является морфема -ищ-. Причём интересен такой факт, что она используется в сочетании с окончаниями -а в женском роде и -е в мужском и среднем. Слово, образованное с окончанием -е имеет форму среднего рода, но всегда таковым является. Например, домище так и останется существительным мужского рода, при употреблении его в контексте необходимо правильно сочетать прилагательное либо причастие, относящееся к нему, а также использовать глагол, если оно стоит в прошедшем времени.
- Мы были удивлены, когда вместо хибарки увидели огромный домище!
- Существо распахнуло свой фиолетовый глазище и уставилось прямо в нашу сторону.
- Интересно, какого роста был тот человечище, чьи останки обнаружили археологи?
- Вот это поленище! Можно не только ножку для стола соорудить, но и остатки использовать как пенёк для сидения.
- Огромная ручища мужика так нежно коснулась головёнки мальчика, что слеза навернулась сама собой.
Суффиксы, образующие названия лиц
Роль этой морфемы трудно переоценить. Некоторые образованные с её помощью слова настолько прочно вошли в речь, что зачастую люди даже не разделяют корень и словообразующую часть.
— Иногда суффикс -ик- может выступать не в роли уменьшительного или уменьшительно-ласкательного, а для образования абсолютно нового слова. Это также суффиксальный способ, примеры слов, образованных таким образом, демонстрируют сказанное выше: старик, умник, скромник.
— Интересны суффиксы, участвующие в образовании названий профессий или людей определённых занятий -тель/-итель, -чик, -щик-/-льщик, -арь, -л-, -ист-, -их-. Например:
1. Бажов — сказитель народных легенд – собрал множество удивительных историй и записал их.
2. Этот сварщик – мастер своего дела!
3. Барабанщик лихо выбивает ритмы нового хита!
4. Ученик должен превзойти своего учителя.
5. Пахарь стёр с лица пот и задумчиво устремил взор свой вдаль.
6. Запевалой в отряде была общительная весёлая девочка с огромной рыжей копной волос.
7. Нагаев Александр Петрович – один из самых талантливых композиторов и баянистов России.
8. Врачиха устало вздохнула, грустно погладила малыша по головке: «Сколько же ещё боли и страданий придётся тебе вытерпеть, кроха?» — прошептала.
— Суффикс -ец- может характеризовать место жительства, свойство человека, действие: кавказец, упрямец, глупец, рубец.
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Возможные трудности
При
выборе производящего слова
(при
имеющемся производном)
При
определении способа словообразования
Причины
Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки
П
Что
нужно знать?
- В
словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
производящим является существительное мужского пола, производным
-существительное женского рода:
писатель → писательница
шахматист → шахматистка
- В
парах: глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
производящим является глагол или прилагательное, а существительное
производным:
лечить → лечение
молодой→ молодость
- Большинство
возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать→ защищаться
умыть→ умыться
- При
словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым
суффиксом несовершенного вида:
писать→ записать→записывать
читать→прочитать→прочитывать
- Наречия
с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо
грустный→грустно
- Приставочный
способ
– присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные,
местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ прадедушка
вкус→ привкус
- Суффиксальный
способ
– присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом
образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые
производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
слову.
дом → домишко
лифт→ лифтёр
В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
- Приставочно-суффиксальный способ
– одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
пограничник
разболеться
снова
- Бессуффиксный
способ
– присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим
способом образуются следующие группы слов:
существительные
от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
рассказать→рассказ
выходить→выход
существительные
от прилагательных путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:
сухой→сушь
гнилой→гниль
- Сложение
– способ,
при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).
Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.
Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
- Переход
– это
способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный ученик – дежурный
по подъезду),
из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),
из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).
- Сращение
–
это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→
сегодня.
Советы
Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.
Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:
-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например:
близорукость/
ср.:близорук(ий);
лесной,
здоровенный.
Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:
-выбери
слова с приставкой и суффиксом;
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
n определить
какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
n найти
производящее слово: истолковать значение производного ( это
можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого
оно образовано) или подобрать слово, родственное производному (оно
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.
n определить
способ образования исследуемого слова.
n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»
n слово
образовано приставочно-суффиксальным способом.