Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → прочитать;
- черный → чернеть;
- кто → кто-либо.
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → безграничный;
- гулять → разгуляться;
- луна → прилуниться;
- шутить → перешучиваться.
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → пришкольный;
- облако → заоблачный;
- верх → наверху.
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → антициклон;
- крыть → закрыть;
- большой → небольшой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — пришкольный;
- облачный — заоблачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → беззвучный (без звука);
- береза → подберезовик (под березой);
- палец → напальчник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → пододеяльник;
- колено → наколенник;
- плечо → предплечье [й’ э];
- дорога → бездорожье [й’ э];
2. прилагательных
- кровать → прикроватный;
- окно → заоконный;
- листва → безлиственный;
- лоб → налобный;
- бровь → надбровный;
3. глаголов
- земля → заземлить;
- водный → наводнить;
- глубокий → заглубить;
- милый → умилить;
4. наречий
- хороший → по-хорошему;
- добрый → по-доброму;
- беличий → по-беличьи;
- товарищеский → по-товарищески;
- низ → внизу ;
- далекий → вдалеке;
- век → навеки;
- встреча → навстречу;
- второй → во-вторых;
- пятый → в-пятых.
Тест
Средняя оценка: 4.
Проголосовало: 99
слова, образованные приставочно-суффиксальным способом примеры (указать часть речи) Приставочно-суффиксальный способ образования слов означает, что слова образуются с помощью присоединения приставки и суффикса одновременно. Примеры: 1) Подноготный: приставка “Под”, суффикс “Н”, Под + Ногот + Н + Ый. 2) Подоходный: приставка “По”, суффикс “Н”, По + Доход + Н + Ый. 3) Безопасный: приставка “Без”, суффикс “Н”, Без + Опас + Н + Ый. 4) Ультразвуковой: приставка “Ультра”, суффикс “Ов”, Ультра + Звук + Ов + Ой. 5) Прабабушка: приставка “Пра”, суффикс “Ушк”, Пра + Баб + Ушк + А. 6) Неприкосновенность: приставка “Не”, приставка “При”, суффикс “Н”, суффикс “Ов”, суффикс “Енн”, суффикс “Ость”. Не + При + Кос + Н + Ов + Енн + Ость. 7) Преднамеренный: приставка “Пред”, суффикс “Н”, Пред + Намерен + Н + Ый. 8) Поневоле: приставка “По”, суффикс “Е”, По + Невол + Е. 9) Несчастный: приставка “Не”, суффикс “Н”, Не + Счаст + Н + Ый. 10) Походка: приставка “По”, суффикс “К”, По + Ход + К + А. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Божья коровка 7 лет назад Слова, в образовании которых участвуют как приставка, так и суффикс: существительные: бег – ПРОбежКа, рука – ПОручЕНЬ, прилагательные: дорога – ПРИдорожНый, стол – ЗАстольНый, дом – ПРИдомОВой, глаголы: бег – ЗАбегАть, вид – УвидЕть, сон – ПРИснИться, Чёрная Луна 4 года назад Приставочно-суффиксальным способом называют метод образования слов от данных путем прибавления суффикса и приставки. Этим способом образованны не только имена существительные, но и многие наречия, прилагательные, глаголы. Существительные, образованные приставочно-суффиксальным способом: Борода: подбородок; Снег: подснежник; Стакан: подстаканник; Береза: подберезовик (суффиксы: -ов- и -ик-). Улица: переулок. Прилагательные, образованные приставочно-суффиксальным способом: Дар: бездарный; Вокзал: привокзальный; Ход: приходская; Земля: приземленная; Ум: безумное. Глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом: Оружие: обезоружить (приставки: -о- и -без-); Крест: окрестить; Зов: обозвать; Груз: перегрузить; Пила: распилить. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом: Свой: по-своему; Поздний: допоздна; Утро: поутру; Низ: снизу; Праздник: по-праздничному (суффиксы: -н- и -ому-). Rogneda 7 лет назад C помощью одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе образуются множество слов. Это очень продуктивный способ словообразования. Приведем примеры существительных: окно – подоконник; одеяло – пододеяльник; осина – подосиновик; рукав – нарукавник; дорога – внедорожник; звезда – созвездие; нос – переносица. Прилагательные, образованные приставочно-суффиксальным способом: компромисс – бескомпромиссный; река – заречный; стол – настольный; город – загородный; Примеры глаголов: школа – вышколить; земля – заземлить; вода – наводнить; способ – приспособить; Наречия: донизу, справа, сослепу, вкрутую, по-человечески, по-моему, по-весеннему, снаружи, во-первых. Бархатные лапки 4 года назад На самом деле таких слов много. Начнем с существительных. Подоконник (окно) – приставка у нас “под”, суффикс “ник”. Подбородок (борода) – здесь у нас приставка “под” плюс суффикс “ок”. Подснежник (снег) – приставка “под” и суффикс “ник”. Прилагательные образованные приставочно-суффиксальным способом: Прибрежный (берег) – приставка “при” плюс суффикс “н”. Безжалостный (жалость) – приставка “без” и суффикс “н”. Бездарный (дар) – тут у нас приставка “без” плюс суффикс “н”. Глаголы: Обнародовать (народ) – приставка “об”, суффикс такой – “ова”. Оттолкнуть (толкать) – тут у нас будет приставка “от” и суффикс “ну”. Озеленить (зелень) – приставка “о” плюс суффикс “и”. Наречия: Сухой – насухо, новый -снова. Алиса в Стране 5 лет назад Таких слов огромное количество, это просто слова, которые образованы с помощью добавления к корню и приставки (или нескольких приставок) и суффикса (или нескольких суффиксов). Примеры имен существительных:
Примеры прилагательных:
Примеры глаголов:
Legrana 5 лет назад Такие слова образуются с помощью одновременно и приставки, и суффикса. Приставок и суффиксов также может быть несколько. Приведем примеры. Существительные:Дар – подарок; дорога – подорожник; окно – подоконник; пара – напарник; работа – безработица; нос – переносица; стакан – подстаканник; локоть – подлокотник. Прилагательные:шум – бесшумный; море – приморский; стол – настольный; усадьба – приусадебный; имя – безымянный. Глаголы:Закон – узаконить; бег – прибежать, сбежать; читать – вчитаться; оружие – обезоружить; зелёный – озеленить; народ – обнародовать. Наречия:летний – по-летнему; волк – по-волчьи; глухой – наглухо; век – навеки; новый – заново. Марина Вологда 4 года назад Приставочно-суффиксальный способ, это способ образования новых слов, но с прибавлением приставки и суффикса. Приведу примеры слов, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. 1) Сначала приведем примеры слов существительных одеяло: пододеяльник; печать: отпечаток; пилить: опилки. 2) Примеры слов прилагательных печать: напечатанный; пилить: напиленный; листва: безлиственный. 3) Примеры слов глаголов, образованных от существительных: пилить: запилить; думать: вдуматься; земля: заземлить. Приведем примеры прилагательных которые образованы приставочно-суффиксальным способом: Двор: Надворная. Дом: Бездомный. Небо: Поднебесная. Вода: Подводный. Точно также легко привести примеры существительных, которые получены с помощью приставочно-суффиксального способа: Улица: Переулок Вода: Подводник. Снег: Подснежник Клев: Поклевка. И можно таким способом получать новые глаголы: Груз: Выгрузить Ход: Отходить Дело: Подделывать Столб: Застолбить. Хеленочка 7 лет назад Само название этого способа указывает на то, что оно образовано путем присоединения к своей основе одновременно и приставки, и суффикса. Имена существительные: забегаловка, подснежник, подберезовик, наездник, подорожник. Имена прилагательные: беспомощный, перекрестный, заморский. Глаголы: припевать, подыскивать, распрямить. Наречия: вдаль, сверху, по-другому, смолоду, вдвоем. Любовь -З 7 лет назад Таких слов в русском языке очень много. ПОДберезОВИК, ПРИдорожНый, ПРОкопчЕННый, ЗАрешечЕННый, ПЕРЕгородКа, ПЕРЕбранКа, ПЕРЕПОДготовКа и многие другие., Знаете ответ? |
Узнаем, как отличить приставочно-суффиксальный способ от приставочного. Приведем примеры приставочно-суффиксального способа образования разных частей речи.
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → прочитать;
- черный → чернеть;
- кто → кто-либо.
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → безграничный;
- гулять → разгуляться;
- луна → прилуниться;
- шутить → перешучиваться.
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Приставочно-суффиксальный способ
Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → антициклон;
- крыть → закрыть;
- большой → небольшой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.От какой части речи образуется&
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — пришкольный;
- облачный — заоблачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → беззвучный (без звука);
- береза → подберезовик (под березой);
- палец → напальчник (на палец).
Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов
Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:
- слово «бездарный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «подарок» образовано при помощи суффикса –ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
- слово «припевать» образовано при помощи суффикса –а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
- слово «впятером» образовано при помощи суффикса –ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
- слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса –оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
- слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».
Особенности приставочно-суффиксального метода
Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.
Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:
- стакан – подстаканник;
- оружи-е – обезоружить;
- сво-й – по-своему;
- шеф – подшефный.
При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:
1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:
- подоконник, то есть под окном;
- подстаканник, то есть под стаканом;
- безлуние, то есть без луны.
2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:
- люд-и – без-людь-[ й ]-е.
3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:
- от имен прилагательных посредством приставки по- и суффиксами –ему-, -ому- (взрослый – по-взросл-ому, волчий – по-волчь-[ й ]-и, хороший – по-хорош-ему, товарищеский – по-товарищески);
- от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов –их- и –ых- (третий – в-треть-их, первый – во-перв-ых).
4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:
- без-рог-0-ий, то есть без рогов;
- без-ног-0-ий, то есть без ног.
Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:
- без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
- без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → пододеяльник;
- колено → наколенник;
- плечо → предплечье [й’ э];
- дорога → бездорожье [й’ э];
2. прилагательных
- кровать → прикроватный;
- окно → заоконный;
- листва → безлиственный;
- лоб → налобный;
- бровь → надбровный;
3. глаголов
- земля → заземлить;
- водный → наводнить;
- глубокий → заглубить;
- милый → умилить;
4. наречий
- хороший → по-хорошему;
- добрый → по-доброму;
- беличий → по-беличьи;
- товарищеский → по-товарищески;
- низ → внизу ;
- далекий → вдалеке;
- век → навеки;
- встреча → навстречу;
- второй → во-вторых;
- пятый → в-пятых.
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → прочитать;
- черный → чернеть;
- кто → кто-либо.
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → безграничный;
- гулять → разгуляться;
- луна → прилуниться;
- шутить → перешучиваться.
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Содержание
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → пришкольный;
- облако → заоблачный;
- верх → наверху.
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → антициклон;
- крыть → закрыть;
- большой → небольшой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуетсяСуффиксЧто может быть образовано
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное |
а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — пришкольный;
- облачный — заоблачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → беззвучный (без звука);
- береза → подберезовик (под березой);
- палец → напальчник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → пододеяльник;
- колено → наколенник;
- плечо → предплечье [й’ э];
- дорога → бездорожье [й’ э];
2. прилагательных
- кровать → прикроватный;
- окно → заоконный;
- листва → безлиственный;
- лоб → налобный;
- бровь → надбровный;
3. глаголов
- земля → заземлить;
- водный → наводнить;
- глубокий → заглубить;
- милый → умилить;
4. наречий
- хороший → по-хорошему;
- добрый → по-доброму;
- беличий → по-беличьи;
- товарищеский → по-товарищески;
- низ → внизу ;
- далекий → вдалеке;
- век → навеки;
- встреча → навстречу;
- второй → во-вторых;
- пятый → в-пятых.
Предыдущая
СловообразованиеСуффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Следующая
СловообразованиеСложение как способ образования слов (25 примеров)
Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
— безопасный — опасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);
— соавтор — автор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);
— измельчить — мельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);
— непонятный — понятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пониманию»). НО:
постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный);
— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяем 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова — суффиксальный:
— белизна — бел(ый);
— поручение — поруч(ить);
— уходящий — уход(ить).
Помните:
Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
— причастия: окруженный — окруж(ить); убегавший — убега(ть); прочитанный — прочита(ть); жареный — жар(ить);
— деепричастия: играя — игра(ть); прочитав — прочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясь — отправля(ть)ся;
— наречия, оканчивающиеся на -о, -е без приставок:медленно — медленн(ый); горячо — горяч(ий); певуче — певуч(ий);
— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): постройка — построи(ть); побелка — побел(ить); уважение — уваж(ать); заклинание — заклин(ать); испытатель — испыта(ть);
— глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный:
— переносица — нос;
— вчитаться — чита(ть);
— по-немецки — немецк(ий).
4. Бессуффиксным способом (т.е. слово образовано с помощью нулевого суффикса) образуются, как правило, существительные, обозначающие действие или признак как предмет:
а) путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное);
б) путем добавления нулевого суффикса.
Отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; взрыв — взрывать; подпись — подписывать.
II. Если в слове два и более корней:
1. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью соединительных морфем:
а) сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;
б) сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово-красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).
2. Сложение с суффиксацией характеризуется одновременным сложением двух основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сенокосилка (сено + кос(ить) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник). Вторая часть слова при этом способе образования не может существовать как самостоятельное слово.
Не путать: паровозик (паровоз + -ик), самолетик (самолет + -ик) – это суффиксальный способ.
3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется новое слово, состоящее:
а) из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);
б) начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэВэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС — [эМЧээС] (Министерство чрезвычайных ситуаций);
в) начальных звуков исходных слов:ТЮЗ — [т’ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р’иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведение).
Сложение
Способ |
Пример |
Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис) |
Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. |
Сложение основ слова без соединительной гласной. |
Стенгазета, турпоход, медкабинет, профсоюз, спортзал и т. д. |
Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединительной гласной О и Е |
Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный, русско-английский, отчетно-выборный и т. д |
Сложение основ с одновременным присоединением суффикса |
Головокружительный, пятилетка,семиэтажка и т.д. |
Слияниеслов |
Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый |
Сложение сокращенных основ (аббревиация) |
|
Сложение слогов или частей слова |
Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и т.д. |
Сложение названий начальных букв |
МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т.д. |
Сложение начальных звуков |
Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т.д. |
Смешанный способ |
Районо (районный отдел народного образования) |
III. Если одна часть речи переходит в другую.
Этот способ словообразования активно используется в современном русском только при образовании существительных и носит название субстантивации. Чаще всего в разряд имени существительного переходят имена прилагательные, причастия, определительные местоимения: детская (прил.) комната — пришел в детскую (сущ.); рядовой (прил.) боец — рядовой (сущ.); командующий (прич.) округом — командующий (сущ.) отдал приказание; всякий (мест.) товар — всякий (сущ.) знает.
Кроме этого традиционно выделяют переход из одной части речи в другую в результате превращения одной грамматической формы в слово новой части речи: всё было просто (нар.) и хорошо — просто (част.) не знаю; благодаря (предлог) поддержке — благодаря (дееприч.) за службу.
Переход из одной части речи в другую
(В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки).
Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало |
В какую часть речи перешло, его новое значение |
Примеры |
|
Прилагательное (признак) |
Существительное (предмет) |
Учительская комната |
В учительской повесили объявление |
Числительное (порядок при счете) |
Прилагательное (признак) |
Первый день наступившего года |
Иванов — первый (в значении лучший) ученик |
Причастие (признак по действию) |
Прилагательное (признак) |
Болеющий гриппом |
Болеющий за “Зенит” |
Деепричастие (добавочное действие) |
Наречие (признак действия) |
Загорал, лежа на песке |
Читать лежа вредно |
Существительное (предмет) |
Наречие (признакдействия) |
Медленны мшагом |
Ехали шагом |
Деепричастие |
Предлог |
Благодаря друга |
Благодаря помощи друга |
Применение алгоритма
«Как определить способ образования слова и не ошибиться»
Задание 1. Определите способ образования слова «подумайте» из предложения:
Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно (телевизор).
Образец рассуждения
ПОДУМАЙТЕ — глагол, начальная форма «подумать». Убираю первую приставку ПО-, остается целое слово «думать», смысловое значение одинаково. Следовательно, способ образования слова «подумайте» — приставочный.
Задание 2.Определите способ образования слова «поначалу» из предложения:
Поначалу он показался нам обычным добросовестным и скучноватым гидом, пояснения которого ничем не отличаются оттого, что можно самому прочитать в справочниках.
Образец рассуждения
«Поначалу» — наречие. Убираю первую приставку по-, остается слово «началу»: в русском языке такого целого слова нет, есть только форма Д. п. существительного «начало». Следовательно, способ образования слова — не приставочный. Убираю последний суффикс -у, остается часть слова «поначал», к которому нельзя добавить окончание прилагательного (-ый) или глагольные суффиксы (-ть). Следовательно, способ образования слова — не суффиксальный. Одновременно убираю приставку по- и суффикс -у, остается часть имени существительного «начал(о). Следовательно, способ образования наречия «поначалу» — приставочно-суффиксальный.
Задание 3.Определите способ образования слова «орденоносец».
Образец рассуждения
«Орденоносец» — имя существительное, начальная форма «орденоносец». В слове два корня — « орден» и « нос »; сложение основ орден- + нос-. Одновременно со сложением основ добавляется суффикс -ец-. Следовательно, способ образования слова «орденоносец» — сложносуффиксальный
Задание 4. В данных предложениях найдите слово, образованное приставочным способом:
Цель его — тоже борьба за учение Коперника, за возможность продолжать исследования. Опять же во имя науки, во имя истины он жертвует своей честностью, своим именем. Он согласен претерпеть позор инквизиционного суда, потому что ему важнее любых унижений возможность продолжать свой труд.
Образец рассуждения
1. Выпишу все слова с приставками в начальной форме: возможность (сущ.), продолжать (гл.), исследование (сущ.), наука (сущ.), согласен (кр. прил.), претерпеть (гл.), позор (сущ.), унижение (сущ.).
2. Исключаю существительные возможность (возможный), исследование (исследовать), унижение (унижать), которые обозначают признак / действие как предмет и образованы суффиксальным способом.
3. Применяю алгоритм (убрать приставку, должно остаться целое слово с тем же смысловым значением): продолжать — должать, наука — ука, согласен — гласен, позор — зор — таких слов в русском языке не существует. Следовательно, способ образования данных слов — не приставочный. Претерпеть — терпеть: целое слово с тем же смысловым значением: «стойко переносить что-либо».
4. В данных предложениях слово, образованное приставочным способом, — ПРЕТЕРПЕТЬ.
Источник:
uchportal.ru — как правильно разобрать слово по составу.
Дополнительно на Геноне:
- Что такое морфема?
- Какие есть виды морфем?
- Что такое наложение морфем?
- Что такое корневая морфема?
- Что такое служебная морфема?
- Что такое соединительная морфема?
- Что такое формообразующие морфемы?
- Какие есть формообразующие морфемы?
- Где найти перечень формообразующих морфем?
- Какие морфемы относятся к формообразующим?
- Где найти словари деления слов на морфемы?
- Чем отличается корень слова от других морфем?
- Входят ли формообразующие морфемы в основу слова?
- Почему окончание называют формообразующей морфемой?
- Как пишутся частицы и омонимичные части речи и морфемы?
- Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?
- В каких словарях можно посмотреть членение слова на морфемы?
- Как разобрать слово по составу?
- Как делать разбор слова по составу?
- Где найти план разбора слова по составу?
- Как правильно разобрать слово по составу?
- Где найти материалы к теме «Изменения в морфемном составе слова»?
- Какие изменения в морфемном составе слова происходят в процессе развития языка?
- Как определить род составных существительных (слова типа торт-мороженое, кресло-кровать)?
- Что такое приём перифраза в словообразовании?
- Где найти материалы к теме «Основные способы словообразования»?
- Где найти упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»?
- Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?