Толстый, тонкий, жёлтый, зелёный, красивый, деревянный и стеклянный – всё это слова признаки, исходя из названия, все они обладают какими либо признаками: кошелёк толстый, лист бумаги тонкий, сигнал светофора жёлтый, цвет обоев зелёный, портрет красивый, стол деревянный, стакан стеклянный. Слова признаки, это имена прилагательные которые отвечают на вопрос “какой”. Мышонок “какой” маленький, цветочек “какой” аленький. Слова признаки предметов можно разделить на несколько категорий, по величине (маленький), по форме (квадратный), по запаху (ароматный), по вкусу (сладкий), по цвету (синий), по материалу (металлический). система выбрала этот ответ лучшим zkman 9 месяцев назад Слова-признаки имеют очень большое значение как в самом предложении так и при его написании, они помогают понять смысл и суть предложения так как дают полное понимание о какой вещи или предмете говорится. Слово – призрак будет зависеть от того что именно нужно сделать понятным в самом предложении. Khamitovr 4 года назад Слова признаки – это те же самые имена прилагательные, отвечающие на вопрос “какой?”. Например:посуда стеклянная, запах духов вкусный, рельсы железные и т.д. Слова признаки можно разделить по данной схеме: Знаете ответ? |
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 75 «Что такое слова-признаки?»
На уроке ты:
- Узнаешь, какие бывают слова-признаки и как найти их в предложении.
- Научишься сам находить слова-признаки в тексте и распознавать их по лексическому значению и вопросу.
- Сможешь сам создавать предложения со словами признаками, приводить примеры.
Основные термины и понятия:
- Текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу, имеют общую идею и заголовок.
- Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
- Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
- Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
- Слова – предметы– это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
- Слова – действия – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
- Слова – признаки – это слова, которые описывают предметы и отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (красный, интересная, новое, весёлые).
- Лексическое значение – это значение слова.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Теоретический материал:
Какой это дом?
https://homecrm.ru/media/images/objects/no-avatar.png
Какая это тетрадь?
http://shop.kostyor.ru/images/cat/68/fs/1112.jpg
Какое это облако?
https://image.freepik.com/fotos-gratis/nice-ceu-claro-com-nuvem-ceu-azul_7189-205.jpg
Какие это рыбки?
https://i.ytimg.com/vi/9HIQMptl2kg/maxresdefault.jpg
Ты, наверное, ответил: «большой, розовая, пушистое, разноцветные». Все эти слова обозначают признаки предметов. Но почему вопросы к ним разные? Давай разбираться!
Слова-признаки помогают нам лучше представить, какого предмет цвета или размера, какое у него настроение, из чего он сделан или откуда он.
Слова-признаки различаются не только по тому, какие признаки они обозначают, но и по тому, какого рода или числа предмет.
К словам мужского рода мы задаём вопрос: «Какой?», к словам женского рода: «Какая?», к словам среднего рода: «Какое». Если слово множественного числа, то мы задаём вопрос: «Какие?». Помни, что вопрос мы всегда задаём от предмета!
Слова-признаки играют очень важную роль в предложении. Они помогают понять, о каком именно предмете мы говорим.
А теперь, давай потренируемся!
Упражнение 1.
Слова-признаки отвечают на вопросы:
Варианты ответа:
а) Кто? Что?
б) Что делает? Что делают?
в) Как? Где? Куда?
г) Какой? Какая? Какое? Какие?
Упражнение 2.
Заполни таблицу:
Слово |
Вопрос |
Интересное, игривое, ласковое |
|
Маленькая, чуткая, заботливая |
|
Новый, злой, солнечный |
|
Спортивные, сонные, весёлые |
Упражнение 3.
Найди в тексте слова-признаки и напиши их по порядку.
Текст:
Мне очень нравится золотая осень. На деревьях жёлтые листья, на небе красивые белые облака. У зайчика уже новая шкурка. Он готов к зиме. Серый волк не увидит его на снегу. Маленький ёжик запасает на зиму фрукты и ягоды, а косолапый мишка ложится спать.
https://www.ikleiner.ru/pic/70.jpg
Упражнение 4.
Разгадай кроссворд.
2 |
3 |
5 |
||||||||
1 |
||||||||||
4 |
||||||||||
6 |
7 |
|||||||||
По горизонтали:
- Красивый – это слово-…
- Чтобы понять, какое слово-признак нужно вставить, надо задать … от слова-предмета.
- Слово «нежное» отвечает на вопрос …
По вертикали:
- Вопросы к словам-признакам отличаются по двум признакам – это род и …
- Слово «капризный» отвечает на вопрос …
- Значение, которое есть у слова и которое описывает его – это … значение.
- Слово «зимняя» отвечает на вопрос …
- Слово «игривые» отвечает на вопрос …
Упражнение 5.
Раскрась только те предметы, которые могут ответить на вопрос: «Какой?».
https://raskrasil.com/wp-content/uploads/raskraski-lol-47.jpg
http://auho.ru/sites/default/files/ezhik_no_17.jpg
http://auho.ru/sites/default/files/kak_narisovat_krasivuyu_koshku7.png
http://www.iz-bumagi-svoimi-rukami.ru/wp-content/uploads/2016/03/Raskraska-ovoshhi-34.jpg
http://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/03/raskraska-tigr-2.jpg
Ответы:
Упражнение 1.
Правильный вариант: Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А,Б,В
Упражнение 2.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слово |
Вопрос |
Интересное, игривое, ласковое |
Какое? |
Маленькая, чуткая, заботливая |
Какая? |
Новый, злой, солнечный |
Какой? |
Спортивные, сонные, весёлые |
Какие? |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными
Упражнение 3.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Золотая Жёлтые Красивые Белые Новая Серый Маленький Косолаый
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Упражнение 4.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты ответов являются неправильными.
Упражнение 5.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
http://auho.ru/sites/default/files/ezhik_no_17.jpg
http://auho.ru/sites/default/files/kak_narisovat_krasivuyu_koshku7.png
http://www.iz-bumagi-svoimi-rukami.ru/wp-content/uploads/2016/03/Raskraska-ovoshhi-34.jpghttp://kotikit.ru/wp-content/uploads/2012/03/raskraska-tigr-2.jpg
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любая другая комбинация
Слова-признаки
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 112.
Обновлено 25 Октября, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 112.
Обновлено 25 Октября, 2021
Во 2 классе вы уже знаете, что у каждого слова есть значение. Слова называют предметы, явления, лица, действия. У всего этого есть признаки. Нам мало знать, что растёт цветок, хочется понять какой он: маленький или большой, синий или красный. Если мы говорим о погоде, то тоже характеризуем её: хорошая, ненастная, ветреная. В русском языке такие слова называют словами-признаками. Ещё они называются прилагательными.
Вопросы, на которые отвечают слова-признаки
Если мы говорим о признаке предмета, то от слова, его называющего, задаём вопрос: мышка (какая?) серая, настроение (какое?) весёлое, урок (какой?) интересный, ученики (какие?) умные. Обратите внимание: во всех примерах вопросы у нас получились разные. Потому что слова, от которых задавался вопрос, употреблены в разных формах числа и рода. Если мышка одна, то и вопрос ед. ч. — какая?
, а если бы мы сказали «мышки», то и вопрос поменялся бы: какие?.
Признаки слов-признаков
Чаще такие слова называют прилагательными. Их основное значение — указывать на признаки слова, которое они характеризуют.
У прилагательных есть характеристики. Они непостоянные, что значит, что этот признак будет меняться в зависимости от слова, от которого задаётся вопрос. Красивая (ж. р.) ваза, красивый (м. р.) пиджак, красивые (мн. ч.) листья. Одно и то же слово может употребляться в том числе и роде, которое требует существительное.
Такие характеристики называются морфологическими признаками. У каждой части речи они свои. А правильное сочетание прилагательного и существительного в речи изучает раздел языка под названием грамматика.
Прилагательные употребляются в той же форме, что и существительные. То есть ставятся в тот же род и число, чтобы наша речь была красивой. Школьник (м. р., ед. ч.) старательный, тетради (мн. ч.) новые.
Слова-признаки помогают нам сравнивать предметы между собой. Если качество выражается в большей или меньшей степени мы говорим: высочайшая гора — самая высокая гора; мельчайшая частица — самая мелкая частица. Когда мы с помощью прилагательных сравниваем что-то, такой признак называется степенью сравнения.
Употребление слов-признаков
Основные признаки, которые характеризуют прилагательные:
- размер: маленькая собака;
- цвет: белый снег;
- форму: круглый стул;
- материал: шерстяной свитер;
- принадлежность: кошачий корм;
- температуру: горячий чай.
Прилагательные делают нашу речь красивее, яснее, разнообразнее. Любое объяснение станет понятнее, если описать признаки. Представьте, друг скажет просто: игра, — вы потребуете уточнить, какая: компьютерная, спортивная, новая, скучная. Хотя, что такое игра, вы прекрасно знаете, без признаков бывает сложно понять друг друга.
По количеству употреблений в речи имена прилагательные занимают третье место, после существительного и глагола. В любой ситуации наш мозг стремится не просто назвать предмет, но оценить его, описать качества.
Что мы узнали?
Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какие?. Характеризуют предмет, явление, человека. Употребляются в форме рода и числа существительного, к которому относятся. Помогают сделать речь красивее.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 112.
А какая ваша оценка?
Актуализация
знаний учащихся.
(К) Мозговой
штурм
– Вы
любите спорт? (Да)
– Почему?
(полезен для здоровья, дает силу, мужество, смекалку)
–
Поэтому люди, которые занимаются спортом, какие? (соответствие картинок и
слов) стр. 122
– Вспомните
пословицы о ЗОЖ? Сейчас я раздам вам карточки, где вразброс написаны
пословицы. Вам надо совместить стрелочками эти части. ( Солнце, воздух и
вода – наши лучшие друзья! В здоровом теле здоровый дух. Здоровому все
здорово. Двигайся больше, проживешь дольше. Быстрого и ловкого болезнь не
догонит. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.)
ФО:
«Карусель»
Проверяем
по образцу. (Учитель вывешивает на доске образец.)
Большой
палец.
(К, И) Задание
1. Минутка чистописания. Работа в тетради. (с. 36)
– Итак,
начнем.
–
Откройте рабочие тетради.
– Как мы
должны положить тетрадь?
– Как
нужно сидеть при письме?
Я
тетрадь свою открою
И
наклонно положу.
Я,
друзья, от вас не скрою-
Карандаш
вот так держу.
Сяду
прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
–
Прописываем заглавные и строчные буквы и правильное их соединение. стр. 36
Самооценка
“Волшебные линеечки”
П А
Критерии
оценивания письма.
Аккуратность
– буквы
и слова написаны аккуратно, разборчиво;
Правильность
–
написано предложение на рабочей строке;
– буквы
в словах должны быть соединены безотрывно.
– Ребята,
какие вы молодцы! Замечательно справились с заданием. Продолжим? Следующее
задание снова в тетради.
(П, И) Работа над новой темой
Задание 2
“Буквы
разбежались” ЦО: 1.1.9.2
–
Составьте из букв слова и запишите их в тетрадь.
н, о, с,
ц, е, л
д, х, у,
о, в, з
о, в, а,
д
Взаимопроверка. (меняются
тетрадями)
Оценивание:
“Смайлик”
Критерии
оценивания:
–
определяет количество букв в слове;
–
определяет порядок букв и слогов в слове.
“Мозговой
штурм”
–
Что обозначают эти слова: предмет; признак или действие? На какой вопрос
отвечают?
–
Как вы думаете, для жизни человека нужны эти предметы? Почему?
–
Солнце какое?
–
Воздух какой?
–
Вода какая?
– На
какие вопросы отвечают эти слова?
Запишем
пословицу: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
(К, И) Работа по учебнику. (стр. 122)
Работа с правилом.
–
А как вы думаете, для чего нам нужны эти слова? (Чтобы наша речь была
выразительной, правильной, красивой)
–
Молодцы!
– Вы
устали? Давайте немного отдохнем!
(К) Физминутка
под песенку «Если весело живется, делай так…!»
–
Отдохнули? Продолжаем.
(И) Задание
3. тетрадь с. 36
Работа
по учебнику с. 123.
(П, И) Работа с
деформированным текстом.
Критерии:
–
озаглавить текст;
–
логическое построение предложений;
–
орфографическая грамотность
ФО:
Взаимопроверка (смайлик)
(К, И)
“Открытые и закрытые вопросы” по картинке
– Почему
опасно быть на реке?
– Какие
правила надо соблюдать?
Работа в
тетрадях.
Составить
«Советы на лето» для друзей.
Оценивание:
“Аплодисменты”
Критерии
оценивания:
Хлопают:
– выражает
свое отношение к составленному тексту;
–
аргументирует свой ответ, используя в речи простые предложения
Не
хлопают:
– не
может высказать свою точку зрения
(К, И)
Чтение учащимися
– Прочитать
текст. Ответить на вопросы. Найти в тексте слова – признаки.
Оценивание:
“Смайлики”
Критерии
оценивания:
–
использует слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами;
– читает
осознанно.
(И) Задание
5. Дифференцированные задания.(Раздаю учащимся
индивидуальные задания по уровням сложности)
ЦО:
1.3.10.1;
1.2.4.1
Группа А
(слабый уровень): Вставьте
слова – описания, с помощью слов – подсказок. Подчеркнуть слова – признаки.
Рост: низкий, средний, высокий.
Волосы: светлые, темные, коричневые,
рыжие, белые, черные, длинные, короткие.
Глаза: карие, черные, зеленые, голубые,
синие, серые, разные.
Моя мама
…роста. У нее … волосы, …глаза.
Самооценивание:
“Смайлики”
Критерии
оценивания:
–
различает слова – предметы, слова признаки, слова – действия;
– пишет
слова – предметы, слова признаки, слова – действия.
Группа В
(средний уровень): Подчеркните волнистой линией слова, обозначающие признаки.
На столе
молодая картошка, свежие овощи, вкусный сыр. Мама наливает в голубую чашку
парное молоко.
Самооценивание:
“Смайлики”
Критерии
оценивания:
–
различает слова – предметы, слова признаки, слова – действия;
– пишет
слова – предметы, слова признаки, слова – действия, подчеркивает слова-
признаки
Группа С
(сильный уровень): Подберите
слова с противоположным значением. Подчеркнуть слова – признаки,
слова-предметы
Дом не
большой, а … (какой?). 2. Железо не мягкое, а … (какое?). 3. Сахар не чёрный,
а … (какой?).
Проверка
по шаблону.
–
Молодцы! Справились со всеми заданиями.
Самооценивание:
“Смайлики”
Критерии
оценивания:
–
различает слова – предметы, слова признаки, слова – действия;
– пишет
слова – предметы, слова признаки, слова – действия;
–
различает близкие/противоположные значения слов;
–
правильно подчеркивает слова – признаки, слова- предметы.
Определяющее слово — это слово, которое обозначает признак, качество, принадлежность предмета.
Что такое определяющее слово?
Из самого названия «определяющее слово», компонентом которого является действительное причастие настоящего времени «определяющий», можно сделать вывод, что это слово что-то определяет, то есть обозначает признак, свойство, качество или принадлежность предмета. Такими синтаксическими качествами, в первую очередь обладают прилагательные, которые являются определениями в предложении.
Затем прошли бурные весенние (какие?) воды (П. Проскурин).
В этом предложении подлежащее «воды» является определяемым словом. Его поясняют, обозначая его признаки, определяющие слова — прилагательные «бурные», «весенние».
Рассмотрим еще пример:
Наш (чей?) багаж тотчас погрузили на палубу (Жюль Верн).
Дополнение, выраженное существительным «багаж», поясняет определяющее слово, обозначающее принадлежность, — притяжательное местоимение «наш».
Определяющее слово — это лексема, обозначающая признак, свойство, принадлежность предмета и отвечающая на вопросы: какой? чей?
Определяющие слова — это определения, которые бывают согласованными и несогласованными.
Согласованные определения совпадают с определяемым словом в роде, числе и падеже и выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (веселый смех);
- местоимениями (этот дом, мой ответ);
- причастиями (шуршащая листва, дремлющий кот);
- порядковыми числительными (двадцатый путь).
В качестве определяющего слова может выступать такая синтаксическая единица, как причастный оборот, который является согласованным определением.
На темном небе проглянул месяц, (какой?) четко оттеняемый сумраком ночи.
Несогласованные определения выражены
- существительным в косвенном падеже (бочка какая? из дерева);
- наречием (дом какой? слева);
- инфинитивом (желание какое? убежать);
- несклоняемым прилагательным (платье какое? беж).
Как найти определяющее слово в предложении
Будем иметь в виду, что в строении предложения соблюдается определенный порядок слов. Определяющие слова (прилагательные, местоимения, причастия), являющиеся согласованными определениями, чаще всего располагаются перед определяемым словом.
Легкие (какие?) тучки освещались сверху странным (каким?) полусветом надвигающейся белой (какой?) ночи (В. Вересаев).
Определяющие слова могут находится после определяемого слова, когда они являются обособленными определениями, например:
Была белая ночь, (какая?) облачная и тихая (В. Вересаев).
Несогласованное определение обычно занимает позицию после определяемого слова.
Всем гостям понравился плов (какой?) по-узбекски.
Алгоритм поиска
Чтобы безошибочно отыскать определяющее слово в предложении, предпримем несколько шагов:
- вычленим грамматическую основу предложения;
- определим дополнение, если оно есть в предложении;
- выясним, есть ли перед словом с предметным значением (подлежащим, дополнением, частью сказуемого) слово, обозначающее признак, принадлежность (прилагательные, местоимения и т.д.);
- зададим от определяемого слова к нему вопросы какой? чей?
Грамматическую основу предложения следует сразу выяснить, чтобы не спутать определяющее слово с прилагательным, местоимением или причастием, стоящим после определяемого слова. В такой синтаксической ситуации эти слова выражают составное именное сказуемое.
Сравним:
Наступил темный дождливый (какой?) вечер.
Сегодня вечер темный и дождливый.
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 4