Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север , восток → северо-восток
сухие фрукты → сухофрукты
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище
2) сложение усеченной основы и слова:
ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт
3) сложение усеченных основ слов:
заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
черные брови + → чернобровый
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекст |
2. Суффиксальный |
белый → белизна |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдный |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдых |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудь |
6. Сложение: 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасный |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди; |
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видео «Словообразование. Способы словообразования»
Тест
Словообразование
Наряду с разбором слова по составу (морфемным разбором) существует словообразовательный разбор — выяснение, от чего и с помощью чего образовано слово. Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Способы образования слов
Существует несколько способов образования слов:
- приставочный: удача → неудача, бабушка → прабабушка;
- суффиксальный: земля → земляк, быстрый → быстро;
- приставочно-суффиксальный: закон → узаконить;
- бессуффиксный: повторить → повторить;
- сложением двух слов: нефть + провод → нефтепровод.
Новые слова образуются помимо указанных способов также засчёт перехода одной части речи в другую. В школьной программе такой вариант рассматривается, но не разбирается подробно. Приведём один пример, по которому станет ясен принцип: ехали шагом (слово шагом является наречием, хотя по написанию совпадает с существительным шаг в творительном падеже).
Сравнение разборов
Слово, от которого образуются новые слова, называется исходным. При словообразовательном разборе выявляют приставки и суффиксы, которые были присоединены к исходному слову в процессе образования слова. Не стоит такой разбор путать с разбором слова по составу. Наш сайт не содержит словообразовательный словарь, однако покажем разницу между словообразовательным и морфемным разбором.
Словообразовательный разбор слова:
учительство ← учитель
по-весеннему ← весеннему
Разбор слова по составу:
учительство
по–весеннему
11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).
Возможные трудности
При
выборе производящего слова
(при
имеющемся производном)
При
определении способа словообразования
Причины
Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки
П
Что
нужно знать?
- В
словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
производящим является существительное мужского пола, производным
-существительное женского рода:
писатель → писательница
шахматист → шахматистка
- В
парах: глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
производящим является глагол или прилагательное, а существительное
производным:
лечить → лечение
молодой→ молодость
- Большинство
возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать→ защищаться
умыть→ умыться
- При
словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
приставочный глагол совершенного вида→ приставочный глагол с новым
суффиксом несовершенного вида:
писать→ записать→записывать
читать→прочитать→прочитывать
- Наречия
с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных:
хороший → хорошо
грустный→грустно
- Приставочный
способ
– присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
Таким способом образуются имена существительные, прилагательные,
местоимения, глаголы, наречия:
дедушка→ прадедушка
вкус→ привкус
- Суффиксальный
способ
– присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом
образуются слова всех самостоятельных частей речи и, как правило, новые
производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
слову.
дом → домишко
лифт→ лифтёр
В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.
- Приставочно-суффиксальный способ
– одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
слова. Наиболее часто образуются таким образом
имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:
пограничник
разболеться
снова
- Бессуффиксный
способ
– присоединение нулевого суффикса к основе исходного слова. Этим
способом образуются следующие группы слов:
существительные
от глаголов путём отсечения суффиксов инфинитива:
рассказать→рассказ
выходить→выход
существительные
от прилагательных путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:
сухой→сушь
гнилой→гниль
- Сложение
– способ,
при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).
Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).
Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.
Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.
- Переход
– это
способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.
Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный ученик – дежурный
по подъезду),
из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),
из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).
- Сращение
–
это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
слияния, сращения слов в одно слово:
сей час→ сейчас; сего дня→
сегодня.
Советы
Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.
Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:
-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.
Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).
Например:
близорукость/
ср.:близорук(ий);
лесной,
здоровенный.
Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:
-выбери
слова с приставкой и суффиксом;
-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то открой приставку и закрой суффикс. Посмотри, на то, что осталось;
-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?
-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;
-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.
n определить
какой частью речи является исследуемое слово и поставить его в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).
n найти
производящее слово: истолковать значение производного ( это
можно сделать, используя слово (сочетание слов), от которого
оно образовано) или подобрать слово, родственное производному (оно
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).
n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.
n определить
способ образования исследуемого слова.
n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»
n слово
образовано приставочно-суффиксальным способом.
Как определить способ словообразования
Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.
Инструкция
Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.
Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.
Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.
Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.
При образовании приставочным способом слову: «дел-а-ть – пере-дел-а-ть», «гран-иц-а – за-гран-иц-а».
При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».
В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).
Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».
Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».
Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».
При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» – эти существительные раньше были прилагательными.
Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.
Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».
Видео по теме
Обратите внимание
При образовании новых слов может использоваться сочетание нескольких способов словообразования одновременно: «Черное море – черн-о-мор-ск-ий» (сложение и суффиксальный способы).
Связанная статья
Омонимы: виды и примеры
Источники:
- Мастер-класс: словообразование
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.
Теория
Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.
Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик ← стол, столик — маленький стол.
Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.
Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.
Способы словообразования
Примеры:
1. Приставочный способ:
Ходить – приходить, плыть – заплыть.
2. Суффиксальный способ:
Гриб – грибок, учить – учитель.
3. Приставочно-суффиксальный способ:
Окно – подоконник, уши – наушники.
4. Бессуффиксный способ:
Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.
5. Сложение:
Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.
6. Переход из одной части речи в другую:
Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.
Упражнения
Приставочный способ словообразования
№ 1
Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок
Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________
Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________
Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________
Правда (не-) _____________________________________________________________________
Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________
№ 2
Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Подлокотник ← _______________________
Подъехать ← ____________________
Поезд ← ________________
Побег ← ___________________
Послышаться ← ___________________
Поверхность ← ___________________
Постройка ← ____________________
Покатый ← __________________
Покатиться ← ________________
Поблагодарить ← ___________________
Подберезовик ← __________________
Поддержать ← ______________
Подобрать ← _______________
Ответ:___________________________________________________________________________
Суффиксальный способ словообразования
№ 3
Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.
Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________
Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________
Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________
Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________
№ 4
Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!
Расписание ← ________________________
Приложение ← ________________________
Искусно ← ________________________
Уверение ← ________________________
Искренне ← ________________________
Учение ← ________________________
Искусственно ← ________________________
Хорошо ← ________________________
Творение ← ________________________
Устно ← ________________________
Просвечивание ← ________________________
Внутренне ← ________________________
Желание ← ________________________
№ 5
Распределите слова на группы
Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом
Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.
Приставочно-суффиксальный способ
№ 6
Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).
Уши (под- + -к-) _________________________
Уши (на- + -ник-) _________________________
Локоть (под- + -ник-) _________________________
Берёза (под- + -овик-) _________________________
Осина (под- + -овик-) _________________________
Морда (на- + -ник-) _________________________
Верх (с- + -у-_ _________________________
Таскать (вы- + -ива-) _________________________
Левый (с- + -а-) _________________________
Двое (у- + -и-) _________________________
Дорога (по- + -ник-) _________________________
Снег (под- + -ник-) _________________________
Школа (при- + -н-) _________________________
Облако (за- + -н-) _________________________
Колено (на- + -ник-) _________________________
Кроткий (у- + -а-) _________________________
№ 7
Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.
Приехать ← __________________
Восход ← ________________
Выполнение ← _________________
Насухо ← ___________________
По-новому ← __________________
Отнести ← _________________
Преодолеть ← _________________
Прочитать ← ___________________
Разрушение ← __________________
Заглушка ← _______________
Приземлить ← _______________
Пододеяльник ← ________________
Ответ:___________________________________________________________________________
Бессуффиксный способ
№ 8
Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.
Слово с производящей основой / Производное слово
Зелёный
Рассказать
Полететь
Нагревать
Тихий
Приказать
Выходить
Призывать
Обменять
Взлетать
Сухой
Синий
Гладкий
Далёкий
№ 9
Распределите слова по способу словообразования.
Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.
Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный
Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.