Как найти словообразование слова

Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.

В русском языке выделяются следующие способы словообразования:

  1. морфологический;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

  • префиксы, или приставки;
  • суффиксы;
  • постфиксы;
  • интерфиксы, или соединительные гласные;
  • флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:


2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:


3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:


4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:


5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:


6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:


7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

переговорить → переговариваться


8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север  , восток   → северо-восток

сухие фрукты  → сухофрукты

птица, фабрика → птицефабрика

хранилище для овощей → овощехранилище


2) сложение усеченной основы и слова:

ветеринарный врач→ ветврач

туристический поход→ турпоход

медицинский пункт→ медпункт


3) сложение усеченных основ слов:

заместитель председателя → зампред

мотоцикл педальный → мопед

профсоюзный комитет → профком


4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

длинная шерсть + -н- → длинношерстный

хлеб, резать + -к- → хлеборезка

черные брови +    → чернобровый


Таблица с примерами

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) – загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) – прохожий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

  • вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот  час → то́тчас

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:

  • высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
  • мало, изученный → малоизученный район;
  • слабо, видящий → слабовидящий человек;
  • низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
  • глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
  • выше указанный → вышеуказанный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Понаблюдаем:

  • мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
  • животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
  • набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
  • приёмная комната → приёмная директора;
  • рабочий человек →  квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

  • любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
  • темной ночью — спать (когда?) ночью.
  • морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:

мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:

  • титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
  • титан — большой металлический бак для кипячения воды;
  • титан — твердый металл.

Видео «Словообразование. Способы словообразования»

Тест

Словообразование

Наряду с разбором слова по составу (морфемным разбором) существует словообразовательный разбор — выяснение, от чего и с помощью чего образовано слово. Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Способы образования слов

Существует несколько способов образования слов:

  1. приставочный: удача → неудача, бабушка → прабабушка;
  2. суффиксальный: земля → земляк, быстрый → быстро;
  3. приставочно-суффиксальный: закон → узаконить;
  4. бессуффиксный: повторить → повторить;
  5. сложением двух слов: нефть + провод → нефтепровод.

Новые слова образуются помимо указанных способов также засчёт перехода одной части речи в другую. В школьной программе такой вариант рассматривается, но не разбирается подробно. Приведём один пример, по которому станет ясен принцип: ехали шагом (слово шагом является наречием, хотя по написанию совпадает с существительным шаг в творительном падеже).

Сравнение разборов

Слово, от которого образуются новые слова, называется исходным. При словообразовательном разборе выявляют приставки и суффиксы, которые были присоединены к исходному слову в процессе образования слова. Не стоит такой разбор путать с разбором слова по составу. Наш сайт не содержит словообразовательный словарь, однако покажем разницу между словообразовательным и морфемным разбором.

Словообразовательный разбор слова:

учительство ← учитель
по-весеннемувесеннему

Разбор слова по составу:

учительство
повесеннему

11 класса МКОУ
“СОШ №1” с.п. Шалушка Чегемского района КБР).

Возможные         трудности

 При
выборе     производящего слова

(при
имеющемся производном)

 При
определении способа словообразования

     Причины

Неправильное
восстановление словообразовательной цепочки 

П

       Что
нужно знать?

  • В
    словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола,
    производящим является существительное мужского пола, производным
    -существительное женского рода:

      писатель → писательница  

      шахматист → шахматистка

  • В
    парах:  глагол – существительное, обозначающее отвлеченное действие,
    прилагательное – существительное, обозначающее отвлеченный признак,
    производящим является глагол или прилагательное, а существительное
    производным:

      лечить → лечение

      молодой→ молодость

  • Большинство
    возвратных глаголов образовано от невозвратных:

       защищать→ защищаться

       умыть→ умыться

  • При
    словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх
    членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида→
    приставочный глагол  совершенного вида→ приставочный глагол  с новым
    суффиксом несовершенного вида:

      писать→ записать→записывать

         читать→прочитать→прочитывать

  • Наречия
    с суффиксом  -о, как правило, образованы от прилагательных:

      хороший → хорошо

      грустный→грустно

  • Приставочный
    способ

    – присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом
    это новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.
    Таким способом образуются имена   существительные, прилагательные,
    местоимения, глаголы, наречия:

      дедушка→ прадедушка

      вкус→ привкус

  • Суффиксальный
    способ

    – присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом 
    образуются слова всех самостоятельных частей речи  и, как правило, новые
    производные слова являются иной частью речи по отношению к производящему
    слову.

дом → домишко

лифт→ лифтёр

В русском языке есть суффиксы, которые
состоят из одного звука[j]: весель-[j]-е,лис-[j]- его.

  • Приставочно-суффиксальный  способ
    – одновременное присоединение приставки и суффикса к основе исходного
    слова. Наиболее часто образуются таким образом

имена
существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия:

пограничник

разболеться

снова

  • Бессуффиксный
    способ

    – присоединение нулевого суффикса к  основе исходного слова. Этим
    способом образуются следующие группы слов:

существительные
от глаголов
путём отсечения  суффиксов инфинитива:

      рассказать→рассказ

      выходить→выход

существительные
от прилагательных
путём замены окончания прилагательного
на нулевое окончание:

           
сухой→сушь

           
гнилой→гниль

  • Сложение
    способ,
    при котором происходит образование новых слов путём соединения частей
    нескольких слов в одно (спортзал, черноглазый, мясорубка).

Сложение основ обычно происходит с
помощью соединительных гласных  -О-,-Е-,-И-(темн-о-кожий, угл-е-добывающий,
сем-и-летний).

Запомни! В
сложных количественных числительных интерфиксов нет, здесь два окончания, т.
к. изменяются обе части: шестидесяти.

Запомни наиболее
распространённые приставки, которые не следует путать с корне: меж-,
сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Переход 
    это
    способ, при котором новое слово образуется путём перехода слова из одной
    части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться.

Наиболее распространенные переходы: из
прилагательного в существительное (дежурный  ученик – дежурный
по подъезду),

из причастия в существительное (управляющий
производством человек – главный управляющий),

из причастия в прилагательное (ведущий
судно штурман – ведущий специалист в отделе), из наречия в предлог(
ходил вокруг – ходил вокруг дома), из деепричастия в
предлог(будь осторожен включая газ – пришли все включая
Вадика).

  • Сращение

    это способ, при котором новое слово образуется из словосочетаний путём
    слияния, сращения слов в одно слово:

сей  час→ сейчас; сего дня→
сегодня.

Советы

Воспользуйся
схемой словообразовательного анализа.

Если
нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполни
следующие действия:

-определи
все слова, в которых есть предполагаемая приставка (но нет суффикса);

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то слово образовано при помощи приставки, если «нет», то иным способом.

Подобным
образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом
этом случае закрой суффикс и посмотри на то, что осталось слева от него).

Например:
близорукость/

ср.:близорук(ий);

лесной,
здоровенный.

Если
нужно найти слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, то
выполни следующие действия:

-выбери
слова с приставкой и суффиксом;

-закрой
приставку и посмотри на то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то открой приставку и  закрой суффикс. Посмотри, на  то, что осталось;

-является
ли оставшаяся часть «осмысленным словом»?

-если
«да», то это слово образовано не приставочно-суффиксальным способом;

-если
«нет», то это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

n определить 
какой частью речи является  исследуемое слово и поставить его  в начальную
форму (для причастия и деепричастия − инфинитив).

n найти
производящее слово: истолковать значение производного
( это
можно сделать, используя  слово
(сочетание слов), от  которого
оно образовано
) или  подобрать слово, родственное производному (оно 
обычно проще его, является самым близким по структуре и лексическому значению).

n сравнив
состав исследуемого (производного) слова с производящим, выявить морфему, с
помощью которой оно образовано.

n определить
способ образования  исследуемого слова.

n имеет
значение «не имеющий дома». Значит, образовано от слова «дом»

n слово 
образовано приставочно-суффиксальным способом.

Как определить способ словообразования

Словообразование – это создание слова на базе другой однокоренной лексемы (или лексем) с помощью специальных средств, присущих языку. Также это раздел лингвистики, изучающий строение и средства образования новых слов. Он непосредственно связан с другим разделом русского языка – орфографией. Чтобы писать без ошибок, надо знать не только орфограммы, но и способы образования слов.

Как определить способ словообразования

Инструкция

Новые слова в русском языке составляются из морфем по известным словообразовательным моделям. При образовании используются приставки, суффиксы и сложение.

Способ образования нового слова определяется за счет разницы между производной и производящей основой.

Слова в русском языке образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксальным, сложением и переходом из одной части речи в другую способами.

Чтобы определить способ словообразования, установите лексическое значение данного слова и его производящую основу или слово, от которого оно произошло. Далее выясните с помощью каких морфем образовалось новое слово. Например: слово «ледяной» означает «покрытый льдом», оно образовалось от существительного «лед» при помощи суффикса «-ян-», т.е. суффиксальным способом.

При образовании приставочным способом слову: «дел-а-ть – пере-дел-а-ть», «гран-иц-а – за-гран-иц-а».

При помощи суффиксального способа образуются слова всех самостоятельных частей речи, когда к основе исходного слова прибавляется суффикс. Например: «нов-ый – нов-ость», «чит-а-ть – чит-а-тель».

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса: «локоть – под-локот-ник», «дом – на-дом-ник».

В бессуффиксальном способе, как правило, от исходного слова отбрасывается окончание («син-ий – синь»), либо одновременно отсекаются окончание с суффиксом («при-цеп-и-ть – при-цеп»).

Сложением образуются сложные слова, в которых соединяются в одной лексеме два корня: «лес» + «степь» = «лес-о-степь».

Сложносокращенные слова возникают при помощи аббревиации: «Московский государственный университет – МГУ», «Министерство обороны – Минобороны».

Новые слова могут образовывать путем слияния в одно целое двух слов словосочетания. Например: «быстро + растворимый = быстрорастворимый».

При переходе из одной части речи в другую, новые слова теряют ряд своих прежних грамматических признаков и приобретают иное значение: «премиальные», «столовая», «рабочий» – эти существительные раньше были прилагательными.

Во время словообразовательного анализа найдите производящую основу и определите, какую морфему к ней прибавили последней.

Слова образуются по цепочке при помощи последовательного присоединения морфем. К примеру: «да-ть – да-ва-ть – по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-ть – пре-по-да-ва-тель – пре-по-да-ва-тель-ск-ий».

Видео по теме

Обратите внимание

При образовании новых слов может использоваться сочетание нескольких способов словообразования одновременно: «Черное море – черн-о-мор-ск-ий» (сложение и суффиксальный способы).

Омонимы: виды и примеры

Связанная статья

Омонимы: виды и примеры

Источники:

  • Мастер-класс: словообразование

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Рабочий лист для 6 класса. Способы словообразования

В нем кратко представлена теория по теме и ряд упражнений на 4 способа: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. Сложение и переход из одной части речи в другую будут в отдельном рабочем листе.

Теория

Словообразование– это раздел языкознания, в котором изучается производность слов языка, средства и способы словообразования.

Производная основа — основа, образованная от другой основы: стол-ик стол, столикмаленький стол.

Производящая основа — основа, от которой образована и через которую истолковывается производная основа: слон → слон-ёнок – детёныш слона.

Средство образованиянового слова — словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова.

Способы словообразования

Рабочий лист для 6 класса. Способы словообразования

Примеры:

1. Приставочный способ:

Ходить – приходить, плыть – заплыть.

2. Суффиксальный способ:

Гриб – грибок, учить – учитель.

3. Приставочно-суффиксальный способ:

Окно – подоконник, уши – наушники.

4. Бессуффиксный способ:

Бегать – бег, подходить – подход, зелёный – зелень.

5. Сложение:

Пар + ходить = пароход; сам + летать = самолёт.

6. Переход из одной части речи в другую:

Столовая (посуда) – столовая; дежурный (ученик) – дежурный.

Упражнения

Приставочный способ словообразования

№ 1

Образуйте от данных слов новые слова при помощи приставок

Трубить (за-, про-) ________________________________________________________________________

Ходить (при-, про-, пере-, вы-, за-, от-) ________________________________________

Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________

Правда (не-) _____________________________________________________________________

Верх (в-, на-) _____________________________________________________________________

№ 2

Выпишите слова, которые образованы приставочным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Подлокотник ← _______________________

Подъехать ← ____________________

Поезд ← ________________

Побег ← ___________________

Послышаться ← ___________________

Поверхность ← ___________________

Постройка ← ____________________

Покатый ← __________________

Покатиться ← ________________

Поблагодарить ← ___________________

Подберезовик ← __________________

Поддержать ← ______________

Подобрать ← _______________

Ответ:___________________________________________________________________________

Суффиксальный способ словообразования

№ 3

Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

Дом, лист, куст, ключ (-ик-) ______________________________________________________

Дождь, вещь, роль, гиря (-ев-) _________________________________________________

Учить, строить, смотреть, заявить (-тель) _______________________________________

Грузить, переводить, заказать, ответить (-чик-) ________________________________

№ 4

Найдите слова, от которых образовались данные. Выделите словообразовательные суффиксы. Помните: наречия, которые оканчиваются на -о, -е, образованы от прилагательных!

Расписание ← ________________________

Приложение ← ________________________

Искусно ← ________________________

Уверение ← ________________________

Искренне ← ________________________

Учение ← ________________________

Искусственно ← ________________________

Хорошо ← ________________________

Творение ← ________________________

Устно ← ________________________

Просвечивание ← ________________________

Внутренне ← ________________________

Желание ← ________________________

№ 5

Распределите слова на группы

Образовались приставочным способом / Образовались суффиксальным способом

Программный, рассудить, обмакнуть, очередной, прикасаться, тротуарчик, растрогать, вниз, лапочка, носище, неизвестный, безыскусственный.

Приставочно-суффиксальный способ

№ 6

Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков (например: венец → подвенечный – ц//ч).

Уши (под- + -к-) _________________________

Уши (на- + -ник-) _________________________

Локоть (под- + -ник-) _________________________

Берёза (под- + -овик-) _________________________

Осина (под- + -овик-) _________________________

Морда (на- + -ник-) _________________________

Верх (с- + -у-_ _________________________

Таскать (вы- + -ива-) _________________________

Левый (с- + -а-) _________________________

Двое (у- + -и-) _________________________

Дорога (по- + -ник-) _________________________

Снег (под- + -ник-) _________________________

Школа (при- + -н-) _________________________

Облако (за- + -н-) _________________________

Колено (на- + -ник-) _________________________

Кроткий (у- + -а-) _________________________

№ 7

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Для этого обязательно найдите слова с производящими основами.

Приехать ← __________________

Восход ← ________________

Выполнение ← _________________

Насухо ← ___________________

По-новому ← __________________

Отнести ← _________________

Преодолеть ← _________________

Прочитать ← ___________________

Разрушение ← __________________

Заглушка ← _______________

Приземлить ← _______________

Пододеяльник ← ________________

Ответ:___________________________________________________________________________

Бессуффиксный способ

№ 8

Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.

Слово с производящей основой / Производное слово

Зелёный

Рассказать

Полететь

Нагревать

Тихий

Приказать

Выходить

Призывать

Обменять

Взлетать

Сухой

Синий

Гладкий

Далёкий

№ 9

Распределите слова по способу словообразования.

Горение, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхъестественный, глушь, напольный, наладчик, обзвон, переговоры, разгром, стремление, доверху, подъезд, налобный, испытание, разбег, рань.

Приставочный / Суффиксальный / Бессуффиксный / Приставочно-суффиксальный

Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская” и в группе ВК.

Добавить комментарий