Как найти словообразовательную цепочку

Словообразовательная цепочка русский язык

Краткое описание

Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.

Словообразовательная цепочка определение

Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.

Каждый новый элемент происходит от предыдущего. Это позволило сделать специалистам вывод, что сформированная конструкция имеет универсальную иерархическую структуру. К примеру: в выстроенной цепи «приятный > неприятный > пренеприятный разговор» первое слово является логическим производным по отношению к «неприятный», а также мотивирующим для «пренеприятный».

Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.

В классической словообразовательной цепи здоровый > здоровенький > здоровенный > нездоровый > здороветь именно слово «здоровый» является непроизводным.

Техническая сторона

Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.

 слова для словообразовательной цепочки

Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.

Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.

Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.

Предназначение словообразовательной цепи

Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:

Как построить словообразовательную цепочку

  • Необходимо выяснить, в какой именно цепи была нарушена важная для этого направления последовательность.
  • Найти производящую форму.
  • Опираясь на основные правила построить словообразовательную цепочку.
  • Определить характерную мотивирующую основу.
  • Установить, какое именно количество словообразовательных конструкций присутствует в конкретном гнезде.

Правильно сформированные словообразовательные цепи призваны объединить однокоренные элементы речи с идентичным смысловым значением, чтобы в итоге составить ещё одну последовательность, которую называют «гнездом». Это одно из самых важных понятий в системе поэтапного построения совершенно новых лексических форм. В словообразовательном направлении гнёзда представляют собой некую совокупность цепочек, благодаря которым происходить объединение речевых единиц с общим смыслом.

Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.

 словообразовательная цепочка правила

Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.

Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.

Особенности выбора однокоренных слов

Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.

Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:

Как составить словообразовательную цепочку

  1. Когда речь касается морфологического словообразования, то приставки и суффиксы могут выполнять сразу две важные функции: играть ключевую роль в образовании отдельных слов, а также выражать важные грамматические значения. Многие специалисты практикуют совмещение этих функций.
  2. Сложение. Конкретная речевая единица может быть сформирована благодаря соединению двух слов. Специалисты допускают комбинирование производящей основы и ещё одной производящей основы. Сложение позволяет добавить к существующей схеме ещё и суффикс. Производящая основа в комбинации с соединительной гласной буквой (в некоторых случаях этот фрагмент может отсутствовать), а также мотивирующее слово. Наглядный пример слова без соединительной гласной — Калининград. Образование сложных по типу слов может происходить благодаря своеобразному сложению частично сокращённых основ.
  3. Универсальный лексико-семантический вариант. Взятое в качестве основы слово не меняет своей морфологической структуры, но может приобретать совершенно другой смысл.
  4. Классический морфолого-синтаксический вариант. Основное слово не подвержено каким-либо корректировкам, так как формирование новой единицы происходит благодаря переходу между разными частями речи. Для этого способа характерна адъективация (морфолого-синтаксический подспособ неморфологического способа словообразования). Для субстантивации свойственно формирование имени существительного из другого речевого направления. В эту категорию также можно отнести адвербиализацию, прономинализацию, а также переход в предлоги.
  5. Не менее значимым является лексико-синтаксический способ, когда происходит слияние двух и даже более единиц в одно слово.

Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.

Алгоритм действий

Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:

Словообразовательная цепочка примеры

  1. Первым делом нужно поставить конкретное слово в исходную форму.
  2. Следует выделить все присутствующие аффиксы.
  3. Нужно определить способ формирования цепочки.
  4. Крайне важно найти семантическое значение речевого элемента (в этом случае может пригодиться словарь).
  5. На финальном этапе в ряду однокоренных единиц нужно подобрать производящее слово с похожим значением.

К примеру: нужно найти производящее для слова «родственники». Обязательно следует выделить аффиксы и корень: род-ств-енн-ик-и (корень — род; суффикс — ств; суффикс — енн; суффикс — ик; окончание — и). Для этого варианта свойственен суффиксальный способ словообразования. Остаётся определить семантическое значение: родственники — это лица, которые связаны кровным родством.

Важные нюансы

При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:

  • Чаще всего основная часть нового элемента включает в себя множество различных аффиксов, чего нельзя сказать о мотивирующем слове.
  • Нужно уметь различать классический формообразовательный и словообразовательный типы разборов. Основной целью последнего является максимально точный анализ предварительно составленной цепи новых лексических единиц. А вот формообразовательный разбор полностью направлен на определение всех форм слова.
  • В тех речевых парах, которые призваны обозначать конкретных людей либо животных разного пола, производящим словом является существительное мужского рода (бывают исключения).
  • Базовая часть возвратных глаголов формируется от невозвратных слов.

Прилагательное в словообразовании наречий на «о» выполняет функцию производящей единицы.

Поиск недостающей информации в словарях

Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.

Для закрепления изученной информации можно ознакомиться с алгоритмом составления словообразовательной цепи, взяв за основу слово «развеселиться». Схема действий:

 словообразовательная цепочка

  1. Из слова «развеселиться» нужно выделить префиксы, а также формообразующие суффиксы. Эта разновидность словообразования относится к приставочно-суффиксальному типу.
  2. Нужно определить аффиксы. В слове присутствуют следующие суффиксы: основной формообразующий «и», неопределённой формы — «ть», постфикс возвратной формы глагола «ся». Также присутствует корень — «весел», префикс — «раз».
  3. Нужно правильно выделить смысловую нагрузку: развеселиться — поднять настроение, стать весёлым.
  4. На финальном этапе нужно путём упрощения найти производящую единицу слова. Невозвратный тип глагола «развеселить» является мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться». Присутствующая приставка «раз» указывает на совершение действия с определённой интенсивностью.

В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.

Получить навык того, как правильно построить словообразовательную цепочку, очень важно. Это умение позволит проследить последовательность создания новой речевой единицы и в дальнейшем избежать грубых ошибок.

словообразовательная цепочка

Производное и производящее слова

Все новообразованные речевые элементы в русском языке имеют производную основу. Словообразовательная цепочка сложных слов выстраивается на основе самой простой – производящей (мотивирующей) единицы. Она является базовой. Все вновь образованные слова являются производными (мотивированными). Это правило сохраняется во всех случаях образования новых речевых единиц.

Мотивированное слово имеет более сложную структуру в отношении к производящему. Это находит отражение в семантическом, морфологическом и стилистическом аспектах.

Рассмотрим словообразовательные цепочки – примеры производных и производящих элементов:

  • Стакан <= под-стакан-ник, где стакан – мотивирующая единица. Подстаканник – производная.
  • Бить <= вы-бить, где бить – производящее слово. Выбить – мотивированное.

Непроизводное (немотивированное) слово

В русском языке есть речевые единицы, которые не образованы от других слов, имеющих тот же корень. Про такие формы говорят, что они имеют непроизводную основу. Словообразовательная цепочка слова, имеющего немотивированную основу, может быть образована с такой единицей только следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей <= мотивированная форма. То есть базовым является слово, наиболее простое по составу.

Немотивированные речевые единицы, как правило, состоят из одного корня. Например: брат, стул, день.

Что такое словообразовательная цепочка

Мельчайшей единицей словообразования является производящая форма. На ее основе выстраиваются все связанные элементы. Словообразовательная цепочка представляет собой последовательность речевых форм, имеющих один корень. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего. То есть данная последовательность имеет иерархическую структуру.

Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.

Рассмотрим пример. В цепочке ткать<= ткач<= ткачиха «ткач» является производным по отношению к «ткать», тогда как по отношению к «ткачиха» оно является мотивирующим.

словообразовательные цепочки примеры

Для чего нужна словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усваивания.

Для формирования умения и закрепления навыков построения последовательностей уместно выполнять различные задания типа:

  • составить словообразовательную цепочку заданного слова;
  • найти производящую форму;
  • определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность;
  • выявить мотивирующую основу;
  • определить, сколько словообразовательных цепочек в данном гнезде.

словообразовательная цепочка сложных слов

Словообразовательные гнезда

С помощью словообразовательных цепочек, объединяющих однокоренные единицы речи с общим смысловым значением, может быть составлена еще одна последовательность. Ее называют гнездом. Это самое обширное понятие в системе построения новых лексических форм.

Словообразовательные гнезда – это совокупность цепочек, объединяющих речевые единицы с общим смысловым значением. Важно учитывать не только общий корень, но и факт семантической близости. Вершиной словообразовательного гнезда является самая простая единица. Только выделив простейшее в ряду однокоренных речевых элементов, можно определить, сколько последовательностей на основании него можно построить.

Например, словообразовательная цепочка: лицо <= обезличить <= обезличивать образует гнездо с вереницей: лицо<= лицевой<= облицовывать. Речевая единица «лицо» является производным в данном гнезде.

как составить словообразовательную цепочку

Способы словообразования

Для того чтобы не допускать ошибок при составлении словообразовательных цепочек, следует понимать, каким образом в русском языке происходит построение новых речевых элементов.

Выделяют несколько способов:

1. Сложение. Новая единица образуется путем присоединения основы одного слова к основе другого (или большего количества основ). Различают следующие способы:

  • производящая основа + соединительная гласная + мотивирующее слово: газ-о-силикатный, полн-о-гласие. В некоторых случаях соединительная гласная может отсутствовать: Калининград;
  • производящая основа+производящая основа: диван-кровать, юбка-клеш, унтер-офицер;
  • производящая основа+производящая основа+суффикс: голово-лом-к-а;
  • аббревиация: образование сложных слов путем сложения полностью или частично усеченных основ: ВУЗ, комбат, завсклад.

2. Морфологический способ – при помощи аффиксов:

  • суффиксальный (при помощи суффиксов): малин-ник <= малина;
  • префиксальный (при помощи приставок); пере-бежа-ть <= бежать;
  • постфиксальный (-то, -либо, -нибудь, -ся): женить-ся <= женить;
  • комбинированные (приставочно-суффиксальный, суффиксально-префиксальный и др.)

3. Конверсия (морфолого-синтаксический способ). В данном случае слово не подвергается никаким изменениям. Процесс образования новой единицы осуществляется посредством перехода из одной части речи в другую.

  • субстантивации – образование имени существительного из другой части речи: дневальный, работающие, бодрствующие;
  • адъективация – образование прилагательного путем перехода из другой части речи: горящие глаза (сравните: горящие в печи угли);
  • прономинализация (переход в местоимения): данный контекст, в одном городе;
  • адвербиализация (переход в наречия): поступлю по-своему (сравните: действую по своему плану);
  • переход в предлоги: благодаря счастливому случаю (сравните: благодаря его за помощь).

4. Лексико-семантический способ. Слово не меняет свою морфологическую структуру, приобретая другую смысловую нагрузку: лук (растение) – лук (оружие), кисть (для рисования) – кисть (рябины).

5. Лексико-синтаксический способ: слияние двух или более единиц в одну. Например: нижеперечисленные (перечисленные ниже), малоэффективный (мало эффективный).

сколько словообразовательных цепочек

Алгоритм составления словообразовательной цепочки

Для того чтобы понимать, как составить словообразовательную цепочку, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу.

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень.
  3. Определить способ образования.
  4. Найти семантическое значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря).
  5. В ряду однокоренных единиц подобрать производящую со сходным значением.

Например, требуется найти производящее для слова «подстаканник».

Выделяем аффиксы и корень: под-стакан-ник, где под – префикс, ник – суффикс, стакан – корень. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. Определяем семантическое значение: подстаканник – это предмет, который ставится под стакан. Значит производящим в данном случае будет выступать слово «стакан».

Примеры словообразовательных цепочек

Рассмотрим несколько примеров составления последовательностей.

Требуется словообразовательная цепочка со словом «развеселиться».

Согласно алгоритму:

  1. Начальная форма – «развеселиться».
  2. Выделяем аффиксы: раз-весел-и-ть-ся. Суффиксы: формообразующий –и-, неопределенной формы ь-, постфикс возвратной формы глагола -ся. Префикс раз-. Корень -весел-.
  3. Определяем тип словообразования: нам удалось выделить формообразующие суффиксы и префикс. Значит, способ – приставочно-суффиксальный.
  4. Выделяем смысловую нагрузку речевого элемента: «развеселиться»: прийти в хорошее настроение, стать веселым.
  5. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный. Ищем производящую единицу путем упрощения. Мотивирующим словом возвратного глагола «развеселиться» является невозвратный глагол «развеселить». Приставка раз- в данном случае имеет значение совершения действия с большой интенсивностью. Производящим словом глагола «развеселить» является более простой элемент «веселить», который образован, в свою очередь, от прилагательного «веселый». Таким образом, словообразовательная цепочка будет:

Веселый<=веселить<=развеселить<=развеселиться

Составить словообразовательную цепочку для существительного «засолка».

По алгоритму:

  1. Начальная форма – «засолка».
  2. Выделяем аффиксы и корень: за-сол-к-а. Префикс: за-, корень: -сол-, суффикс: -к-, флексия: .
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение «засолка»: консервирование при помощи соли.
  5. Ищем более простое по составу производящее слово. Суффикс –к– указывает на то, что речевой элемент обозначает название действия и образовано от глагола. Словообразовательной парой к данному существительному является глагол «засолить». В свою очередь, приставка за- означает завершенность действия – глагол образован от более простой формы «солить». «Солить» – сделать что-то соленым при помощи соли. Производящее слово «соль». Словообразовательная цепочка будет вида:

Соль<=солить<=засолить<=засолка

Построить словообразовательную цепочку для прилагательного «непедагогичный».

Согласно алгоритму:

  1. Начальная форма – непедагогичный.
  2. Выделяем морфемы: не-падагог-ичн-ый. Приставка не-, корень –педагог-, суффикс -ичн-, флексия -ый.
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение «непедагогичный»: не соответствующий нормам педагогики.
  5. Способ словообразования – префиксально-суффиксальный. Ищем более простую по морфемному составу единицу. Прилагательное «непедагогичный» образовано от той же части речи «педагогичный» при помощи приставки с отрицательным значением не-. Таким образом, производящей единицей в данной паре является слово «педагогичный». В свою очередь, прилагательное «педагогичный» образовано при помощи формообразующего суффикса –ичн- от существительного «педагогика». Данное слво является производным от более простого по составу существительного «педагог». Таким образом, производящей единицей (вершиной) этой последовательности является существительное «педагог». Словообразовательная цепочка выглядит следующим образом:

педагог<=педагогика<=педагогичный<=непедагогичный

Составить словообразовательную цепочку глагола «разгримироваться».

Выполняем последовательность действий согласно алгоритма:

  1. Неопределенная форма – «разгримироваться».
  2. Выделяем аффиксы: раз-грим-ирова-ть-ся. Префикс: раз-, корень: -грим-, формообразующий суффикс глагола –ирова- и аффикс неопределенной формы -ть, постфикс -ся.
  3. Способ словообразования: префиксально-суффиксальный.
  4. Определяем семантическое значение глагола «разгримироваться»: снять с себя грим.
  5. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный, значит ищем более простую по морфемному составу единицу. Возвратный глагол «разгримироваться» образован от возвратного глагола «гримироваться» при помощи приставки раз- со значением аннулирования предшествующего действия. В свою очередь, возвратный глагол «гримироваться» – от невозвратного глагола «гримировать». Производящим словом глагола «гримировать» является непроизводное существительное «грим», которое и является вершиной данной последовательности. Словообразовательная цепочка представляет из себя следующую схему:

грим<=гримировать<=гримироваться<=разгримироваться

словообразовательная цепочка со словом

Следует обратить внимание

При составлении словообразовательных цепочек рекомендуется обратить внимание на следующие нюансы:

  • нельзя путать словообразовательный и формообразовательный разборы. Последний направлен на выявление форм одного и того же слова. Например: бегу – бежишь – бежал. В то время как конечной целью словообразовательного анализа является цепочка новых лексических единиц;
  • основа новообразованного речевого элемента, как правило, состоит из большего количества аффиксов, чем у мотивирующего. Например, в словообразовательной паре: зима<=зимний производящая основа включает один аффикс – корень –зим-, в то время как основа мотивированного слова состоит из корня –зим- и суффикса –н-.
  • в речевых парах, обозначающих лица или названия животных мужского и женского пола, производящим словом, как правило, является существительное мужского рода. Например: ткач <=ткачиха; гусь<=гусыня;
  • в парах, включающих в себя разные части речи – глагол, обозначающий отвлеченное действие, и существительное или прилагательное, указывающее на признак, производным словом, как правило, является имя существительное. Например: старый<=старость, печь<=выпечка;
  • основная часть возвратных глаголов образована от невозвратных. Например: учить<=учиться, женить<=жениться;
  • при словообразовании глаголов чаще всего работает следующая схема: непроизводный глагол несовершенного вида без приставки <=глагол совершенного вида с префиксом <=глагол с приставкой и суффиксом несовершенного вида: смотреть<=просмотреть<=просматривать, сеять<=засеять<=засеивать;
  • в словообразовании наречий на -о производящей единицей, как правило, является прилагательное: хороший<=хорошо, бурный<=бурно.

    словообразовательная цепочка слова

Использование словарей при составлении словообразовательных цепочек

Даже при четком соблюдении алгоритма составление словообразовательных цепочек иногда вызывает определенные затруднения. В таком случае уместно воспользоваться словарями. Существуют специализированные издания, при помощи которых возможно подобрать однокоренные формы практически к любому речевому элементу. В них приведены словообразовательные цепочки – примеры с непроизводными единицами и со всеми его новообразованиями. Указываются способы и виды построения языковых форм.Также здесь можно найти подсказки, как сделать словообразовательную цепочку к тому или иному речевому элементу.

Непроизводные формы располагаются в пособии в алфавитном порядке. Наиболее полным изданием является «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах.

Использование словарей помогает в выстраивании цепочек, а также способствует усваиванию новой лексики.

Понятия словообразовательная ЦЕПОЧКА и словообразовательное ГНЕЗДО

относятся к однокоренным (родственным) словам.

ЦЕПОЧКА – это такой последовательный ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее слово образуется от предыдущего слова.

Например, имеется слово лицо, от него можно образовать глагол лицевать, а от этого глагола можно образовать другой глагол — облицевать, далее — существительное облицовка, от этого существительного можно образовать прилагательное облицовочный.

Таким способом получилась словообразовательная цепочка.

При этом обязательно должна быть соблюдена строгая последовательность в этой цепочке: каждое предыдущее слово в цепочке со следующим за ним образует словообразовательную пару, в которой первое слово – это мотивирующее, а второе – мотивированное. О словообразовательной паре подробней можно прочитать в ответе здесь.

От одного мотивирующего слова может быть образовано несколько цепочек. Например, лицо => обезличить => обезличивать.

Еще примеры.

1) Соловей = соловьиный = по-соловьиному.

2) Делить => разделить => раздельный => безраздельный => безраздельно.

ГНЕЗДО – это совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо состоит из цепочек. Все слова, входящие в гнездо, имеют не только общий корень, но они должны объединяться общим смысловым значением. Например, череп => черепок; черепочек; черепной; череповой – это одно словообразовательное гнездо, а **черепица => черепичник; черепичный; череитчатый — это уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень “череп”. Но смысл-то разный. Поэтому считается, что это два различных словообразовательных гнезда.

Каждое гнездо состоит из своих цепочек, которых у одних слов может быть много и которые имеют разную длину, а у других — совсем мало.

У этого термина существуют и другие значения, см. Цепочка.

Словообразова́тельная цепо́чка (также словообразовательная цепь[1][2]) — последовательный ряд однокоренных слов, каждый из которых находится в отношениях словообразовательной мотивации с соседними словами. Например, писатьписательписательница[3]. Является компонентом словообразовательных гнёзд[4][5][6], состоит из словообразовательных пар[7][8].

Состав[править | править код]

В начале каждой словообразовательной цепочки стоит исходное слово, являющееся немотивированным (непроизводным). Так, в цепочке учитьучительучительница исходное слово учить не мотивируется каким-либо иным словом и всегда выступает, соответственно, как мотивирующее. Каждое последующее слово цепочки является мотивированным (производным) по отношению к предыдущему мотивирующему слову (при этом последующее слово отличается от предыдущего на один словообразовательный формант). Так, слово учитель является мотивированным по отношению к слову учить, а учительница — по отношению к слову учитель. Слово учить — мотивирующее для слова учитель, которое, в свою очередь, является мотивирующим для слова учительница. В данной цепочке слово учитель одновременно выступает как мотивированное (по отношению к слову учить) и как мотивирующее (по отношению к слову учительница). Конечное слово (в данном случае слово учительница) является только лишь мотивированным словом. Так же, как и исходное слово оно выполняет в цепочке одну функцию словообразовательной мотивации — все остальные слова цепочки являются двуфункциональными (мотивирующими и мотивированными одновременно)[5][9]. В словообразовательной цепочке действует иерархический принцип, при котором одни слова последовательно подчиняются другим[10]. При этом, чем дальше мотивированное слово от исходного слова цепочки, тем выше ступень его мотивированности: старыйстареть (I ступень) → устареть (II ступень) → устарелый (III ступень) → устарелость (IV ступень). Слова со II ступени и выше мотивируются не только соседним предшествующим ему словом, но и другими мотивирующими словами цепочки, например, слово устарелый мотивируется не только словом устареть, но и словом стареть[11].

Соседние мотивирующее и мотивированное слова цепочки образуют словообразовательную пару. Цепочка минимальной длины из двух слов состоит из одной словообразовательной пары, например: гретьгрелка. В цепочках русского языка чаще всего отмечается 3 или 4 словообразовательных пары: влагавлажныйвлажнетьповлажнеть; добродобрыйдобротадобротныйдобротность. Максимальное число пар в цепочке — 6 или 7[~ 1], например: мирмиритьпримиритьпримирение
примиренецпримиренческийпримиренчески[7][9].

Словообразовательные цепочки обладают формальной и семантической структурами[12]:

  • формальная структура представляет собой совокупность всех мотивирующих и мотивированных слов, включая их морфонологические преобразования (например, чередование фонем в основах слов влага и влажный);
  • семантическая структура включает в себя совокупность всех значений слов цепочки: лексических значений, грамматических значений (например, значений предмета, признака, действия) и значений внутри звена (значений мотивированного слова по отношению к мотивирующему).

При исходном многозначном слове возможны как передача всех его значений по всем звеньям цепочки, так и потеря значений или появление новых значений на каком-либо участке цепочки. Например, значения слова гаснуть («переставать гореть»; «переставать светить»; «затихать»; «исчезать»; «слабеть, чахнуть») передаются по всем парам цепочки гаснутьугаснутьугасание. В то же время в цепочке гнутьперегнутьперегибать у последнего слова возникает новое переносное значение «заходить в чём-либо слишком далеко, действовать чрезмерно жёстко», которого нет у исходного слова гнуть[12].

Словообразовательную цепочку можно рассматривать как последовательный ряд словообразовательных типов, поскольку каждое мотивированное слово относится к определённому словообразовательному типу и находится в отношениях последовательной мотивированности с соседними словами цепочки[12].

В словообразовательных гнёздах[править | править код]

Словообразовательные цепочки, имеющие общее исходное (немотивированное) слово в синтагматическом плане образуют словообразовательные гнёзда[4][5][6]. Число цепочек индивидуально для каждого словообразовательного гнезда, например, гнездо с исходным словом дизайн состоит из одной цепочки: дизайндизайнердизайнерскийдизайнерски, а гнездо со словом греть включает 99 цепочек[7].

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. Словообразовательные цепочки из 7 пар в русском языке отмечаются в единичных случаях[9].
Источники
  1. Ахманова О. С. Словообразовательный. Словообразовательная цепь. — второе изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — С. 424—425. — 608 с. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  2. Бутакова, 2010, с. 8, 137, 147—148.
  3. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131.
  4. 1 2 Словообразование / Кубрякова Е. С., Лопатин В. В., Улуханов И. С. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 445—446. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  5. 1 2 3 Лопатин, Улуханов, 1997, с. 501.
  6. 1 2 Русская грамматика, том I, 1980, с. 132.
  7. 1 2 3 Тихонов, 1997, с. 504—505.
  8. Бутакова, 2010, с. 137—138, 147—148.
  9. 1 2 3 Бутакова, 2010, с. 137.
  10. Тихонов, 1997, с. 505.
  11. Русская грамматика, том I, 1980, с. 131—132.
  12. 1 2 3 Бутакова, 2010, с. 138.

Литература[править | править код]

  • Бутакова Л. О. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). — Омск: Издание ОмГУ; Вариант-Омск, 2010. — 173 с. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  • Комплексные единицы словообразовательной системы // Вестник КемГУ. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. — № 3 (47). — С. 188—194. — ISSN 2078-8975. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  • Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словообразование // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 500—503. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.
  • Русская грамматика / Н. Ю. Шведова (главный редактор). — М.: Наука, 1980. — Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — 789 с. — 25 000 экз. (Дата обращения: 12 ноября 2021)
  • Тихонов А. Н. Словообразовательное гнездо // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом Дрофа, 1997. — С. 503—505. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.

как построить словообразовательные цепочки



Ученик

(98),
закрыт



10 лет назад

люблю экзотику

Гений

(59924)


10 лет назад

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

насрулла зейналов

Знаток

(349)


7 лет назад

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

Елена Белякова

Знаток

(376)


5 лет назад

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности, то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Каждое слово (сочетание слов) в словообразовательной цепочке представляет собой звено словообразовательной цепочки. Максимальное количество звеньев в словообразовательной цепочке – восемь, например: драть → задрать → задор → задорить → подзадорить → подзадоривать → подзадоривающий → подзадоривающе.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

♥ҶɋϷȧ ♥

Знаток

(388)


5 лет назад

Смотри, например Бесплатный-платный платить плата…. по корню суффиксу или приставки. Побелить- белый белить. Надеюсь что хоть чем то помогла))

Татьяна Тищенко

Ученик

(114)


10 месяцев назад

Певец,напев,напевный,петь,запеть,напевность,замечать,напеть, певица,запевала,напевать.составить словообразовательный цепочку

Добавить комментарий