Как найти словосочетание согласование в тексте

как найти в тексте словосочетание(согласование, управление, примыкание)?



Новичок

(0),
закрыт



11 лет назад

Любовь Станиславовна

Просветленный

(42495)


11 лет назад

Яркое солнце – согласование: прилагательное (причастие) согласуется в роде, числе и падеже с главным словом-существительным или местоимением.
Читать книгу – управление: главное слово (глагол) управляет только падежом зависимого слова-существительного или местоимения.
Читать громко – зависимое слово (наречие, деепричастие) вяется неизменяемой частью речи, поэтому не зависит от главного нив роде, н в числе, ни в падеже.

Том ФанТом

Мастер

(1457)


11 лет назад

например: красивый стол-стол какой? красивый. главное слово существительное, зависимое- прилагательное- это согласование. если зависимое слово будет существительное – управление (доволен чем? столом) . если зависимое слово наречие и т. д. – примыкание

Инна Дерюжкина

Мыслитель

(8885)


11 лет назад

СОГЛАСОВАНИЕ-зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное (интересная книга, интересную книгу) . Изменяется главное слово-изменяется зависимое слово. УПРАВЛЕНИЕ-зависимое слово ставится при главном в определенном падеже, независимо от того, в какой форме стоит главное (читаем книгу, читающий книгу, читай книгу) . С изменением формы главного слова зависимое не меняет падежа. ПРИМЫКАНИЕ-зависимое слово не изменяется и соединяется с главным по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые слова и формы слов: наречия, деепричастия. неопределенная форма глагола, притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ (его дом, громко говорить, поехал отдохнуть). СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ-ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ слов в словосочетании.

Анна

Мудрец

(19752)


11 лет назад

Словосочетания в каком тексте?
Например: красивый цветок (согласование) , пришел в школу (управление) , хорошо учиться (примыкание).

dalaban boy

Ученик

(192)


6 лет назад

например: красивый стол-стол какой? красивый. главное слово существительное, зависимое- прилагательное- это согласование. если зависимое слово будет существительное – управление (доволен чем? столом) . если зависимое слово наречие и т. д. – примыкание

Задание №4 ОГЭ посвящено типам подчинительной связи. Всего их три: согласование, управление и примыкание. В этом материале мы кратко разберём каждый из них и выявим простой и понятный алгоритм решения.

Таблица 1
Таблица 1

Части речи нам подскажут

Подчинительная связь – это связь, при которой соединяются неравноправные компоненты, то есть в словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово. От главного к зависимому можно задать вопрос, который помогает понять вид связи. Подсказывают в этом нелегком деле и части речи, которые обязательно надо определять.

Рассмотрим три вида связи подробнее:

Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Способны на это только прилагательные, причастия, порядковые числительные и некоторые местоимения. Поэтому именно эти части речи выступают в качестве зависимых слов. А главным является существительное.

Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей: «кого?», «чего?», «кому?», «чему?», «что?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чём?». Следовательно, зависимыми словами могут быть существительные, местоимения или любые части речи в функции существительного. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяют 3 основных вида управления: глагольное, именное, наречное. В редких случаях главным словом является числительное и деепричастие.

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым. Это наречие, деепричастие, инфинитив глагола, неизменяемые притяжательные местоимения, неизменяемые прилагательные и формы сравнительной степени прилагательного. Главным словом может быть глагол, существительное или наречие.

Чтобы лучше запомнить комбинации главных и зависимых слов в разных видах подчинительной связи, посмотрите на таблицу.

ОГЭ по русскому языку: №4. Вся теория и простой алгоритм решения

Решение в 2 шага

Теперь, когда мы познакомились с видами связи и вариантами словосочетаний, решение будет элементарным:

Шаг 1: В предложенном словосочетании определяем части речи. Над главным ставим крестик, задаём от него вопрос к зависимому. Вид связи в условии задания вам уже указан, но можете проверить себя.

Например, нам нужно изменить словосочетание «отвык от ссор», построенное на основе управления, на синонимичное со связью примыкание. Главное слово будет «отвык» – это глагол. Зависимое слово – «от ссор». Это существительное в Родительном падеже. Вопрос к нему: от чего? Проверили – это управление.

Шаг 2: Чтобы изменить вид подчинительной связи, необходимо изменить зависимое слово. Значит, главное слово оставляем неизменным, а у зависимого меняем часть речи. Для этого надо подобрать нужный вопрос.

Оставляем глагол «отвык», меняем «от ссор» на другую часть речи. Это может быть наречие, деепричастие, инфинитив, неизменяемое прилагательное или местоимение. Задаем вопрос от главного слова: отвык (что делать?) ссориться. Значит, меняем существительное на инфинитив. Получаем примыкание.

ОГЭ по русскому языку: №4. Вся теория и простой алгоритм решения

Выбираем нужный предлог

Особую сложность может вызывать подбор предлогов при переводе из согласования или примыкания в управление. В этом может помочь знание падежа и предлогов, характерных для него. Но главное – практика. Чем больше вариантов вы решите, тем легче сможете подбирать предлоги.

Пример 1: заменяем словосочетание «бессонная ночь», построенное на основе согласования, на словосочетание со связью управление.

Шаг 1: Главное слово «ночь» – это существительное, зависимое «бессонная» – это прилагательное.

Шаг 2: Меняем прилагательное на существительное, чтобы получить другой вид связи. Ночь (без чего?) без сна. Получили управление.

Пример 2: заменяем словосочетание «восторженно кричать», построенное на основе примыкания, на словосочетание со связью управление.

Шаг 1: Главное слово «кричать» – это глагол, зависимое «восторженно» – это наречие.

Шаг 2: Меняем наречие на существительное, чтобы получить другой вид связи. Кричать (с чем?) с восторгом. Получили управление.

Подсказка: если путаетесь, на какую часть речи менять зависимое слово, выучите словосочетания, данные в таблице 2.

Анна Терехова

Все материалы канала собраны здесь:

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[823K]

5 лет назад 

В большинстве словосочетаний русского языка легко увидеть, что одни слова подчиняются другим. Как это понять?

Главное слово (которому подчиняется зависимое) является грамматически и семантически опорным. Это ядро словосочетания. Именно от него тянутся нити вопросов к другим словам.

Например:

  • “Лёгкая причёска”. Очень простое словосочетание, в котором речь идёт о причёске. Поэтому именно “причёска” и является главным словом. Она (причёска) какая? – лёгкая. Прилагательное зависит от главного-существительного.

Итак, мы можем научиться отличать словосочетания от несловосочетаний, но перед нами тут же возникнет основная в данном случае задача: определить вид связи между словами. Это довольно сложный процесс для начинающих, потому что при любой связи (если она не сочинительная) от одного слова можно задать вопрос к другому. Так в чем же тогда разница?

Согласование.

Из названия понятно, что слова согласуются. И в роде, и в числе, и в падеже. Посмотрите на концовки этих слов, и их согласование станет очевидным:

“Белый колодец”, “чёрному лебедю”, “певца Кузьмина”, “наш футбол”, “седьмое небо”.

Управление.

Главное слово имеет большие грамматические полномочия. Оно может изменить свою форму, например, если нужно. А зависимое (управляемое) при этом останется в неизменном виде:

“Приехать в аэропорт” (“приехали в аэропорт”), “монитор компьютера” (“монитором компьютера”).

Примыкание.

При таком виде связи слова вообще можно принять за независимые друг от друга. В принципе, грамматически они действительно независимы (в смысле, не согласованы):

“Возвратиться вечером”, “говорить, улыбаясь”, “идея уехать”, “лететь низко”.

Невоз­мутим­ый Дождь
[162K]

3 года назад 

Практически вся наша речь состоит из словосочетаний. Мы не говорим отдельными словами, а связываем их друг с другом: иногда только по смыслу, а иногда и грамматически. Связанные слова (словосочетания) объединяются с помощью разных видов связи. Основных видов связи, которые мы помним со школы, три: примыкание, согласование и управление.

Самое малое словосочетание состоит из двух слов. Такие сочетания слов являются простейшими, поэтому на них мы и будем приводить примеры.

“Широкой рекой”.

Глядя на это словосочетание, мы видим, что прилагательное “широкой” согласуется с существительным “рекой” в числе (река одна), в падеже (творительный) и в роде (женский). Этот способ связи слов так и называется – согласование.

“Идут в школу”.

Здесь мы видим, что слово “идут” как бы основное, оно так и называется – главное. От него мы задаём вопрос “куда?” и можем по смыслу варьировать ответ. Идти можно и в театр, и в магазин, и в лес. Глагол управляет другим словом, а способ связи называют – управлением. Сделать главным сочетание “в школу” не удастся – задавать вопрос “в школу что делают?” синтаксически неверно.

“Пойти купить”

Кажется, что это и не словосочетание, а просто два глагола. Они стоят рядом и всё. На самом же деле в предложении окажется, что эти слова соседствуют неспроста. В этом есть смысл. Но так как глаголы грамматически не согласуются, ни одно из слов не управляет другим, то такая связь называется примыканием.

По такой схеме мы сможем довольно легко определять вид связи и в других словосочетаниях.

Урани­я
[156K]

более года назад 

Для начала дадим определение словосочетанию и назовем сущесвующие виды связи словосочетаний.

Словосочетание – это сочетание двух (или более слов), которые связаны между собой по смыслу.

Чтобы слова стали словосочетанием, между ними должна существовать подчинительная связь.

Эта связь осуществляется с помощью предлогов, окончаний или просто по смыслу.

Назовем эти виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Связь согласования – при таком виде подчинительной связи зависимое слово имеет ту же форму, что и главное слово (род, число, падеж). Оба слова – изменяемые.

Например: “горячее сердце” – сердце (главное слово) – какое? – горячее (зависимое слово); “твоя улыбка” – улыбка (главное слово) – чья? – твоя (зависимое слово).

Связь управления – при таком виде подчинительной связи главное слово упраляет зависимым, которое ставится в нужном падеже.

Например: “решать задачу” – решать (главное слово) – что? – задачу (зависимое слово); “играть в мячик” – играть (главное слово) – во что? – в мячик (зависимое слово).

И, наконец, сзязь примыкания – при таком виде подчинительной связи зависимое слово, оставаясь неизменяемым, примыкает к главному только по смыслу. Главным здесь будет то слово, которое может принимать разные грамматические формы.

Например: “читать вслух”; “смотреть свысока”, “идти пешком”.

Натал­ья-П
[61.9K]

8 лет назад 

В школе все мы проходили, что существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

И чтобы правильно и быстро запомнить эти виды, нужно просто знать, что означают сами слова:

  1. Согласование – это связь, когда главное и зависимое слова находятся в одном роде, числе и падеже, т.е. согласуются между собой. Например, выпускной бал (мужской род, един. число, именительный падеж); на выпускном балу (м.р., ед.ч., предложный падеж), выпускные балы (множественное число, им.п.) Изменение формы главного слова приводит и изменению формы зависимого.
  2. Управление – это связь, когда главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Писать (что?) ответ, интересоваться (чем?) вопросом. И при этом если изменяется главное слово, то зависимое слово остается неизменным:

рисовать пейзаж, рисующий пейзаж, рисуя пейзаж.

  1. Примыкание – это связь, когда зависимое слово остается неизменным, т.е. примыкает (это можно сравнить с составом вагоном, который может везти или паровоз или электровоз, т.е. тягач изменился, а состав вагонов остался прежним). Главное и зависимые слова связаны между собой только по смыслу, а не грамматически. Например, идти быстро; яйцо вкрутую; забыл сказать. Зависимые слова – это может быть наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Есть такая хорошая табличка, чтобы запомнить виды связи в словосочетаниях

Быстро и “надежно” определять, какой из видов подчинительной связи в том или ином словосочетании, мне кажется, следует на основании нескольких критериев:

  • чем выражено главное слово в словосочетании,
  • чем выражено зависимое слово,
  • как ведет себя зависимое слово при изменении главного.

Вот таблица, в которой показано, какими частями речи обычно являются в словосочетании с согласование, управлением и примыканием зависмое и главное слова:

Если при изменении главного слова изменяется и зависимо, перед нами пример согласования.

Если зависимое слово остается неизменным, значит, это словосочетание с управлением.

Если не получается изменить само главное слово, следовательно, мы имеем дело с примыканием.

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Для того, чтобы быстро и без ошибок определить тип связи, достаточно просто запомнить несколько характеристик:

  • если к главному слову присоединяется существительное с предлогом, то перед нами – всегда управление.
  • определяем, согласуется ли зависимое слово с главным по следующими параметрам: число и падеж (факультативно – род). Если да, перед нами – согласование.
  • зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Главное как будто “управляет” зависимым, перед нами – управление.
  • если зависимое слово является неизменяемым и примыкает к главному только по смыслу, то перед нами (догадайтесь!) – связь управление.

Знаете ответ?

Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания.

Слова в словосочетании связываются грамматически и по смыслу либо только по смыслу. При этом одно слово является главным, а второе — зависимым. Между словами различают три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Виды словосочетаний

Примеры словосочетаний со связью согласования

Согласование

Существительное + прилагательное:

  • солнечным утром
  • белых лебедей
  • легкомысленный человек
  • длинная дорога
  • через новую ступеньку
  • у соседнего прохода
  • на высоком крыльце
  • с веселой песней
  • певучая речь.

Существительное + причастие:

  • у рокочущего моря
  • зеленеющим лугом
  • перед цветущим деревом
  • плавающей лодкой
  • опавшей листвой
  • запеченное яблоко
  • на вымытом столе
  • прерываемая беседа
  • описываемый круг
  • разбросанные вещи
  • перед навешенной калиткой.

Существительное + порядковое числительное:

  • на седьмое небо
  • до третьих петухов
  • первая скрипка
  • во втором вагоне
  • возле пятого дома
  • через шестой этаж
  • на восьмой странице
  • с трехсотым покупателем.

Существительное + местоимение:

  • с вашей собакой
  • у моего дома
  • каждый человек
  • любого прохожего
  • какой-то мужчина
  • некий звук
  • с некоторыми людьми
  • ничья сумка
  • о целом дне
  • через наш порог
  • такой мальчик
  • у того моста.

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

  • вкусное мороженое
  • горячим жарким
  • в чистой столовой
  • в голубой ванной.

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

  • о ком-то чужом
  • возле некого прохожего
  • с чем-то веселым
  • в чем-либо тонком
  • над чем-нибудь неясным
  • с нашим знакомым
  • с тем отдыхающим
  • около какого-то встречающего
  • перед этим загорающим.

Существительное + существительное (приложение):

  • мышь-полевка
  • художник-старик
  • белка-хлопотунья
  • журналист-международник
  • слесарь-инструментальщик
  • дуб-великан.

Примеры словосочетаний со связью управления

Управление

Глагол + существительное:

  • рассердиться на шутку
  • купить хлеба
  • составьте кроссворд
  • расположились на ночлег
  • любуюсь городом
  • вернемся на рассвете
  • плаваю в бассейне
  • бегу в куртке
  • приступил к работе
  • беседуем с друзьями
  • занимаюсь с неохотой.

Прилагательное + местоимение:

  • никому не рад
  • не согласен ни с кем
  • не согласен с ним
  • не должен никому
  • уверен в нём.

прилагательное + существительное:

  • румяный от мороза
  • красный от смущения
  • застенчивый от внимания
  • интересный ученикам
  • понятный детям
  • сладкий на вкус
  • злой на сына
  • довольный результатом.

Существительное  + существительное:

  • сбор грибов
  • директор театра
  • побелка потолка
  • увлечение охотой
  • радость от встречи
  • платье в клетку
  • продолжение жизни
  • поле пшеницы
  • луг за деревней
  • рожь по пояс
  • грязь по колено
  • шляпка с ленточкой
  • грудь в медалях
  • рубашка в краске
  • альбом на столе
  • ложечка из серебра
  • миска с молоком
  • скатерть изо льна
  • катание с горы.

Наречие + существительное:

  • смешно до слез
  • направо от дома
  • слева у ограды
  • вниз по улице
  • впереди у фонтана.

числительное + существительное:

  • семеро козлят
  • двенадцать месяцев
  • оба растения
  • через пять ступенек
  • сквозь два листа
  • три капли.

Деепричастие + существительное, местоимение:

  • стоя на вахте
  • идя по двору
  • переплыв реку
  • шагая по тропинке
  • вернувшись в дом
  • обращаясь к нему
  • следя за ним
  • отбросив от себя
  • разговаривая с ней
  • любуясь ею.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Примыкание

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

  • позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;
  • наука мыслить, решение отдохнуть, желание прилечь, стремление уйти;
  • намерен читать, должен договориться, рад встретить, согласен отвечать, готов помочь.

Глагол + наречие:

  • читать медленно
  • ответил впопыхах
  • стоим рядом
  • вернемся поздно
  • уедем завтра
  • сказал сгоряча
  • произнес громко
  • ехал шагом (на лошади)
  • вернулась домой
  • поплывём наперегонки.

Глагол + деепричастие:

  • рисовал стоя у мольберта
  • ушел благодаря хозяйку
  • ответил улыбаясь мне
  • кашлянул отвернувшись в сторону.

Существительное + наречие:

  • пальто нараспашку
  • взгляд исподлобья
  • усмешка невзначай
  • игра втёмную
  • (люблю) кофе по-венски
  • поворот налево
  • борщом по-украински
  • с разговором начистоту.

Существительное + несклоняемое прилагательное:

  • цвет хаки
  • язык хинди
  • час пик
  • рукава реглан
  • юбка плиссе
  • краска индиго.

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

  • с кем-либо веселее
  • у чего-то интереснее
  • следить внимательнее
  • работаю лучше
  • прыгает выше
  • встанет раньше
  • вертится быстрее
  • о речи выразительнее
  • со взглядом острее
  • по дороге длиннее
  • чуть севернее
  • справа повыше
  • вдали левее.

Прилагательное + наречие:

  • очень веселый
  • совсем неглупый
  • весьма любопытный
  • чрезвычайно заманчивый
  • крайне невыносимый.

Наречие + наречие:

  • исключительно редко, слишком поздно, почти темно, совершенно неглубоко, весьма прилично, ничуть не скучно, совсем невежливо, крайне осторожно.

Деепричастие + наречие:

  • улыбаясь застенчиво
  • стоя внизу
  • подойдя близко
  • поднявшись наверх
  • мгновенно отклонившись.

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 171

Учитель
начальных классов

Качкова С.В.

Учреждение

МБОУ «Лицей №41»

класс

4 «Б»

Дидактическое
обоснование: 

«Русский язык» 4
класс (2 часть)  С.В, Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др.УМК
«Начальная школа XXI века».

Тема

«Связь слов в
словосочетании. Согласование»

Педагогическая
цель

Систематизировать
и обобщить знания о связи имён прилагательных с именами существительными; пронаблюдать
за словосочетаниями с типом связи согласование, познакомить с алгоритмом
нахождения словосочетания с типом связи «согласование».

Тип
урока

Открытие новых знаний
(ОНЗ)

Планируемые
результаты (предметные)

Обобщение и
систематизация знаний о связи имён прилагательных с именами существительными.
Наблюдение за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомство с алгоритмом
нахождения словосочетания с типом связи согласование.

Личностные
результаты 

Умение
осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; интерес к
новому учебному материалу.

Универсальные
учебные действия (метапредметные)

Познавательные:
находить ответы на вопросы в учебном тексте;
осуществлять анализ, сравнение, классификацию.

Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить
коррективы в свои действия.

Коммуникативные:
умение формулировать собственное мнение,
умение учитывать различные мнения и интересы,

оперировать диалогической формой речи; соблюдать грамматические нормы
произношения.

Основное
содержание темы, понятия и термины

Связь слов в
словосочетании. Связь имён прилагательных с именами существительными. Тип
связи согласование.

Методы
обучения: 

наглядный,
словесный, проблемно-поисковый,  беседа, диалог.

Приёмы
ТРКМ
(Технология  развития критического
мышления):

таблица «Знаю –
хочу узнать – узнал»

Формы
организации познавательной деятельности учащихся: 

Коллективная,
работа в парах, работа в группах, индивидуальная

Материалы
и оборудование:

Презентация,
учебник, листы с заданиями, листы самооценивания,  рефлексивные листы.

Этапы
урока

Цель
этапа

Деятельность

 Учителя

Деятельность
учащихся

Осуществляемые

 действия

УУД

I.                  
Стадия вызова

I.
Мотивирование к учебной деятельно­сти (организацион­ный момент)

 Оценить
готовность к предстоящей деятельности  

Приветствует
учащихся.
Проверка готовности к уроку. (СЛАЙД 1)


Ребята, прозвенел уже звонок.
Нам пора начать урок.

Я
думаю, что этот урок принесет нам радость познания и общения друг с другом!
Успехов всем нам и удачи!


Зачем нужно изучать русский язык в школе?


А почему нужно уметь писать красиво и аккуратно? 


А какое у нас должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?

Перед
вами лежат по 3 карточки. Поднимите карточку, соответствующую вашему
настроению. (СЛАЙД 2)

Я
рада, что вы ожидаете от нашего урока нового и интересного.

 И я желаю вам
сохранить хорошее настроение на весь урок.  Оно всегда помогает справиться с
любой задачей и добиться хороших результатов.

Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место.

Чтобы быть грамотными, чтобы нас
понимали другие люди.

– Красивый почерк, аккуратное письмо-это
признак культурного человека.

– Хорошее.

?!
Ожидание нового

!  
Радость встречи


Страх перед трудностями

Регулятивные:
выполняют самооценку готовности по критериям:

правильность
выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность
расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой
на урок.

Коммуникативные:
проявляют эмоциональ­ную отзывчивость на слова
учителя.

II.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Повторение
и систематизация знаний по разделам науки о языке

Сели правильно.
Проверяем положение тетради на парте (наклон).

Записываем число: Одиннадцатое апреля.

                                 Классная
работа.

– С чего мы начинаем любой урок?

– Что мы будем повторять?

– Какое сейчас время года, Егор?

– Весна- это самое прекрасное время
года, время пробуждения и обновления природы.

– Какое настроение бывает у людей
весной?

– Запишите предложение:

Весело заиграл яркий луч солнца.

Выпишите
из предложения все словосочетания:

– С повторения.

– Те знания, которые необходимы для
открытия нового знания.

– Весна.

– Настроение весной бывает веселое,
радостное.

Луч (чего?) солнца,

луч (какой?) яркий,

заиграл (как?) весело.

Регулятивные:
планируют в сотрудничестве с учите­лем,
одноклассниками или самостоятельно необходи­мые действия

Познавательные:
осознают учебно-познавательную за­дачу.

II.    Стадия
осмысления

Сформулировать
тему и задачи урока.

1)     Обсуждение
проблемной ситуации. Заполнение первой графы таблицы «ЗХУ»

Схема.
Четвероклассник Витя выполнили это задание так:

(СЛАЙД 3 )

– Луч солнца,

луч яркий,

луч заиграл,

заиграл весело.

Как вы думаете,
кто из ребят прав? Даша или Витя?

Почему?

Давайте
вспомним, что мы знаем о словосочетании.

Заполните первую
графу таблицы

ЗХУ (СЛАЙД
4-9)

Что мы знаем?

Почему не прав?

1)    
соединение слов

2)    
главное и зависимое слово

3)    
не являются словосочетанием: главные
члены предложения, однородные члены предложения и фразеологизмы.

Задание
на интерактивной доске:
Отметьте те группы
слов, которые являются словосочетаниями.

Возьмите Лист самооценки и в графе 1 этап оцените
свою работу.

Слушают учителя,
отвечают на вопросы, составляют словосочетания

Формулируют
собственную точку зрения, аргументируют ответ

Вспоминают
сведения о словосочетании, заполняют первую графу таблицы «ЗХУ»: «Знаю»

Работают с
листом самооценки

Личностные:
осознают
свои трудности и стремятся к их преодолению; проявля­ют способность к
самооцен­ке своих действий, поступ­ков

Познавательные: устанав­ливают
причинно-следствен­ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают
недостаточность своих знаний.
самостоятельно
формулируют тему и цели урока.

Коммуникативные: задают
вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,
формулируют собственное мнение, аргументируют его

III
Постановка темы, целей и учебной задачи

Ввести
понятие «согласование».

3)
Знакомство с согласованием.

Заполнение
второй графы таблицы «ЗХУ»


Посмотрите на словосочетания:

ВЕСЕННЕЕ
СОЛНЦЕ  и ВЕСЕННИЕ ЛУЧИ (СЛАЙД 10  )


Назовите главные слова в словосочетаниях: Весеннее солнце и Весенние лучи.


Давайте понаблюдаем, что произошло с формой зависимого слова?


Как называется такой тип подчинительной связи?


Вариантов несколько, как вы думаете почему?

(Почему
возникло затруднение?)


На какой вопрос нам предстоит ответить?


Что нам может помочь?


Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте правило сначала про себя, а затем
вслух.

Наши
предположения оказались верными?

– Какой вывод мы
сделаем? Как называется тип подчинительной связи, при котором
прилагательное подчиняется существительному.


Иначе, согласование– это такой тип подчинительной связи, при котором
зависимое ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное. (СЛАЙД
11)


Какова же тема сегодняшнего урока?

Давайте
запишем тему урока в тетрадь. (СЛАЙД  12)


Исходя из темы сформулируйте цель урока?

Заполним
2 колонку таблицы: ХОЧУ узнать:

 –
о таком типе связи слов в словосочетании, как согласование (СЛАЙД 13-14)

Работа с Листом самооценки
(2 этап)

Наблюдают над
языковым материалом, делают выводы.

Выслушивают
вопросы учителя, формулируют ответы:


зависимого слова тоже изменилась форма)


Мы не знаем точно, как называется такой тип связи.


Как называется тип подчинительной связи, при котором прилагательное
подчиняется существительному.

– Учебник,
учитель.

– Тип
подчинительной связи, при котором прилагательное подчиняется существительному
называется согласование.

Прилагательное
подчиняется существительному, во всём с ним согласуется: в роде, числе и
падеже.

– Тема урока «СОГЛАСОВАНИЕ».

Формулируют тему
и цели урока, заполняют вторую колонку таблицы «ЗХУ»: «Хочу узнать»:

(Узнать
о таком типе связи, как согласование)

Работают с
листом самооценки

Личностные:
осознают
свои трудности и стремятся к их преодолению; проявля­ют способность к
самооцен­ке своих действий, поступ­ков

Познавательные: устанав­ливают
причинно-следствен­ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают
недостаточность своих знаний,
формулируют тему
и цели урока.

Коммуникативные: строят
логическую цепь рассуждений; используют доказательство

IV.
Первичное закрепление.

Сформировать
и развить
умение выполнять задание по алгоритму.


Ребята, нам нужен чёткий алгоритм

 «Как
найти словосочетание с согласованием»

Давайте
составим план, по которому было бы удобно работать. Работа в группах.

Дополните
алгоритм.

1)    
Найдите существительное с _______.

2)    
Задай от существительного ________.

3)    
Если подходят вопросы Какой? какая?
какое?  какие?  чей? – это словосочетание с типом связи «____»

4)    
Проверь себя. Измени форму главного
слова: при изменении формы главного слова должна измениться форма___________.


Как мы можем себя проверить?


Учебник с.120. Алгоритм «Как найти словосочетания с согласованием»


В предложении:

Весело
заиграл яркий луч солнца.


Пользуясь алгоритмом, найдите словосочетание с типом связи согласование. (СЛАЙД
15)


Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему?


Что надо сделать, чтобы хорошо усвоить тему?

Работа с Листом самооценки
(3 этап)

Разбирают
алгоритм «Как найти словосочетание с согласованием»

1)    
Найдите существительное с зависимым
словом.

2)    
Задай от существительного к
зависимому слову вопрос
.

3)    
Если подходят вопросы Какой? какая?
какое?  какие?  чей? – это словосочетание с типом связи «согласование»

4)    
Проверь себя. Измени форму главного слова:
при изменении формы главного слова должна измениться форма зависимого
слова.

– По эталону.

Находят
словосочетание и разбирают в соответствии с алгоритмом: Яркий луч.

Луч

Луч Какой?

Яркий луч – 
И.п., ед. ч. М.р.

О ярком луче –
П.п., ед.ч., М.р.

О ярких лучах –
П.п., мн.ч.

Оценивают свою
работу на данном этапе

– Нет.

– Нужно еще
потренироваться.

Личностные:
осваивают новые виды деятельности Познавательные:
извлека­ют необходимую информа­цию из учебника,
объяснений учителя, систематизируют знания.

Регулятивные:
планируют необходимые действия,

оценивают свою работу

 V.
Физкультминутка

Учитель
проводит физкультминутку.          

VI.
Включение нового знания в систему знаний.

Освоение
способов действий, необходимых для практического применения новых знаний
.

 Выполните
работу в парах:


Задание на интерактивной доске:

Выпишите
в тетрадь все словосочетания «прил.+сущ.», обозначьте главное слово.

Выделите
на доске синим цветом все словосочетания «прил.+сущ.» в тексте, главное слово
в каждом словосочетании выдели жёлтым цветом.

Лист самооценки (4 ЭТАП): оцените свою
работу в парах.


Как называется такой тип подчинительной связи?


Мы достаточно потренировались, чтобы сказать, что мы
хорошо усвоили новую тему?


Выполняем упр.2 , с.121.

Учащиеся
выполняют упражнение.


Снеговая гора, невысокие холмы, дремучими лесами,

длинные
полосы, бледного тумана, прозрачном воздухе, зубчатый гребень, золотых лучей.


Такой тип подчинительной связи называется согласование.


Нет

Выполняют
упражнение.

Познавательные: приобре­тают умения
использовать знания и умения в практиче­ской деятельности;
предъявляют результаты,
оценивают полученные результаты

Регулятивные: оценивают
свою работу;

Коммуникативные: строят
монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность в парах

VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Освоение
способов действий, необходимых для практического применения новых знаний.

Развитие
речи и практическое применение полученных знаний при работе с текстом.


Как мы можем себя проверить?


Перед вами на столе лежат 2 карточки, и вы должны выбрать одну по своим силам
и выполнить задание.

*
Задание на белой карточке легче, чем задание на зелёной карточке.


Кто выбрал карточку №1 (белого цвета)?


Кто выбрал карточку №2 (зеленого цвета)?


Выполните задания.


Как можем себя проверить?

Карточка
№1
:  (СЛАЙД 19)

 Выписать
из предложения словосочетания с согласованием, определить род, число и падеж
слов в словосочетании:

Дружные
ребята вместе гуляют по весеннему парку.

Проверка
фронтальная (самопроверка).


Кто выбрал карточку №1? Прочитайте задание и объясните, как выполняли?

Работа
с текстом.  (СЛАЙД 21)

Карточка
№2

Задание:
 необходимо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные и согласовать
их существительными. Определить род, число и падеж в словосочетаниях с согласованием.

Весна
              Весна всё не начиналась. Долго  стояла … погода (…). Но вот
днем на солнце начал таять снег. Вдруг потянуло … ветром (…). По улицам
потекли … ручьи (…).


Кто выбрал карточку №2? Прочитайте задание и объясните, как выполняли?

Учитель
комментирует, если необходимо -исправляет ошибки.

Лист самооценки (5 ЭТАП)


Мы должны выполнить самостоятельную работу.

Выполняют задания в конвертах:

выписывают
словосочетания с типом связи согласование, определяют род, число, падеж.

Осуществляют
самоконтроль.

Заполняют
лист самооценки


Дружные ребята (И.п., мн.ч.), по весеннему парку (Д.п., ед.ч., м.р.)

Читают
текст, формулируют тему текста.

Вставляют
подходящие по смыслу имена прилагательные, согласовывая их с существительными

1-2
ученика зачитывают свою работу.

Заполняют
лист самооценки

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и уме­ния в
практической дея­тельности и повседневной жизни.

Регулятивные:
оценивают свою работу; исправляют и
объясняют ошибки

Коммуникативные:
строят небольшие монологические
высказывания с опорой на предложенный текст

III
Стадия рефлексия

VIII.
Рефлексия учеб­ной деятельности на уроке (итог).

Подвести итог урока.
Осуществить самооценку деятельности на уроке.

1)     Заполнение
таблицы «ЗХУ» до конца

Предлагает
подвести итоги урока и заполнить таблицу
«Знаю
– хочу узнать – узнал» (СЛАЙД 22-24)

-Что нового вы узнали
сегодня на уроке? Заполните 3 колонку таблицы.

-Какая связь
слов в словосочетании называется согласованием?

-Почему она так
называется?

– Где могут
пригодиться эти знания?

Лист самооценки (4 ЭТАП): оцените свою
работу в парах.

2)     «Лесенка
успеха»

– Посмотрите на свои
оценочные листы и подумайте, довольны
ли вы своей работой на уроке? Я предлагаю вам оценить свою работу  на уроке,
используя «Лесенку успеха».

Я попрошу вас сдать эти
листы мне. Спасибо.

Отвечают
на вопросы, заполняют третью колонку таблицы.

(приложение 2.
Ч.2.)

Отвечают на
вопросы учителя:

1)можно
поставить вопрос «какой?»;

2) тип связи –
согласование;

3) главное слово
– существительное

Согласование –
вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и
падеже. Красивая шляпка, об интересном рассказе.

Оценивают работу
на уроке.

Познавательные: открыто
осмысливают и оценивают свою дея­тельность на уроке.

Регулятивные:
умение соотносить цели и результаты собственной
деятельности.

Коммуникативные:
обосновывают высказанное суждение.

IX.
Домашнее за­дание.

Объяснение
способов выполнения разноуровневых  заданий

Предлагаю
вам выполнить одно из двух заданий, которое вам по силам. (СЛАЙД 25 )

      А: Упр. 3 на с. 122 (по заданию).

      Б: упр. 3 на стр.122 (по заданию) и составить 2-3 своих
предложения, употребив словосочетания с согласованием.

Подумайте, какое задание вы будете выполнять.

Оценивание!

Спасибо
за сотрудничество! Урок окончен. (СЛАЙД 26 )

Слушают
объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Регулятивные: принимают
учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Добавить комментарий