Как найти сложное предложение с бессоюзной связью

Darby

Гуру

(2682)


10 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Даниил Ноздря

Профи

(649)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Эмилия Акрамкулова

Ученик

(150)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Дикая Макака

Ученик

(168)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Вероничка Аватария

Знаток

(293)


6 лет назад

Во-первых, нужно найти сложное предложение, это предложение, где есть две и более грамматические основы. Если предложения эти связанны только при помощи интонации, т. е. нет союзов между ними, это значит, что связь бессоюзная. союзной сочинительной связью будут связывать предложения при помощи союзов (и, да, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, так же повторяющимися: или… или, то.. то, ни… ни…) Сложноподчиненные предложения связываются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, эти предложения не равноправны по отношению друг к другу. Подчинительные союзы: что, чтобы, когда, если, как, будто, точно, пока, несмотря на то что, как так, хотя….) союзные слова: кто, что, который, каков, сколько, чей, о ком, о чем….

Andrei

Знаток

(418)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Реду Саод

Ученик

(203)


6 лет назад

ссоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Арсений Шупиков

Профи

(570)


6 лет назад

бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ . Например :
Учитель заболел, урока не будет .
Учитель – подлежащее, Заболел и не будет – сказуемое .
Первое предложение двусоставное ( грамматическая основа представлена двумя главными членами ) , второе односоставное ( грам . основа представлена только одним чл . -сказуемым ) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами ( что, чтобы, когда и т . д . )
Главный признак сл подч . предл :
– от одного предл . можно задать вопрос к другому . поэтому то, от которого задаётся вопрос будет главным ( как в словосочетании, одно слово главное ) , а другое зависимым или придаточным ( как в словосоч, второе слово зависимое )
Например :
Учитель заболел, поэтому урока не будет .
в отличие от сложноподч . предл . в сложносочинённых обе части равноправны . вопрос от одного предложения к другому задать сложно . так же как и в бессоюзном . только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями . а в сложносочинённом предложения . входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами .
например :
учитель заболел, и урока не будет .
теперь сравните все три варианта .
учитель заболел, урока не будет – бессоюзное предложение . вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет – сложносочинённое . вопрос задать нельзя .
учитель заболел, поэтому урока не будет – сложноподчинённое . можно задать вопрос . По какой причине урока не будет ? -учитель заболел .

Бессоюзное предложение — это два и более простых предложения, соединенные по смыслу и интонацией без участия союзов и союзных слов.

Рассмотрим, что такое бессоюзное предложение в русском языке, какие отношения складываются между его частями и, соответственно, какие знаки препинания необходимо поставить в нем.

Что такое бессоюзное предложение?

Вначале вспомним, что в русском языке сложным является предложение, состоящее из двух и более простых предложений, которые объединяются в одно смысловое целое с помощью интонации. В сложном предложении содержится две и более грамматические основы. Кроме интонации, его части могут соединяться с помощью сочинительных и подчинительных союзов. Среди союзных сложных предложений различают сложносочиненные и сложноподчинённые предложения. Помимо них в русском языке существует множество сложных предложений, в которых не используются средства связи в виде союзов и союзных слов. Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются без участия союзов, являются бессоюзными.


Определение

Бессоюзное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения связаны по смыслу и интонацией без использования союзов и союзных слов.


Дождь быстро промочил землю, в воздухе запахло свежестью.

Бессоюзное предложение

В бессоюзном сложном предложении важное значение имеет порядок расположения простых предложений, их смысловые взаимоотношения, от которых зависит постановка знаков препинания. Между частями БСП могут складываться разные смысловые отношения:

  • одновременности, последовательности;
  • сопоставления (противопоставления)
  • времени
  • условия
  • следствия
  • присоединения
  • сравнения
  • причины
  • пояснения
  • дополнения и пр.

В зависимости от характера смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения ставятся следующие знаки препинания:

  • запятая
  • точка с запятой
  • тире
  • двоеточие

Видео «Бессоюзное сложное предложение: запятая и точка с запятой»

Видео «Бессоюзное сложное предложение: тире и двоеточие»

Рассмотрим подробнее смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Бессоюзное предложение со значением одновременности или последовательности

События, описываемые в бессоюзном сложном предложении, могут совершаться одновременно или последовательно друг за другом. Такое предложение оформляется с помощью интонации перечисления. В обоих частях сложного предложения сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и времени. Между простыми предложениями обычно ставится запятая. При перечислении фактов точка с запятой используется между более отдалёнными по смыслу распространёнными предложениями, в которых часто уже имеются свои знаки препинания.

Верхушки деревьев сгибались от порывистого ветра, в доме его свист был слышен даже через плотно закрытые окна.

Ветер продолжал завывать вовсю; серое небо, обложенное свинцовыми облаками, было мрачным; вдали слышалось ворчание грома.

Бессоюзное предложение с противопоставлением

В бессоюзном сложном предложении содержание второго предложения сопоставляется со значением первого в виде противопоставления. Это противопоставление можно выразить с помощью союза «а».

Вы хотели приобрести друга — я стал вашим врагом.

Вы хотели приобрести друга, а я стал вашим врагом.

С помощью бессоюзных предложений с противопоставлением оформляются русские народные пословицы и поговорки.

Делу время — потехе час.

Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь.

Бессоюзное предложение со значением времени

Первое предложение указывает на время, в течение которого происходит действие во втором простом предложении. Такие предложения обозначают конкретные действия и состояния. В первом предложении можно использовать временной союз «когда».

Растает снег — сразу пойдем в лес за подснежниками.

Когда растает снег, сразу пойдем в лес за подснежниками.

Бессоюзное предложение со значением условия

В первой части бессоюзного сложного предложения содержится условие, при котором возможно или совершается действие во второй его части. Чтобы убедиться в этом, достаточно подставить союз «если» к первой части.

Раньше бы ушла — ничего бы и не случилось.

Если бы раньше ушла, ничего бы и не случилось.

Бессоюзное предложение со значением следствия

Во втором предложении выражается следствие, а в первом — обоснование действия или состояния, о котором говорится в сложном бессоюзном предложении. Между частями предложения можно использовать подчинительные союзы «так что», «вследствие чего».

Ярко алеет закат — завтра день будет ветреный.

Ярко алеет закат, так что завтра день будет ветреный.

Бессоюзное предложение со значением присоединения

В таком сложном предложении вторая часть имеет присоединительное значение, которое можно оформить с помощью слов «так», «такой», «это».

У страха глаза велики — так считает отец.

Он пришёл довольно рано — это случилось впервые.

Бессоюзное предложение со значением сравнения

Во втором предложении содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части. Сравнительные отношения между частями бессоюзного сложного предложения можно выразить с помощью подчинительных союзов «как», «словно», «будто», «точно».

Она поет — серебряный колокольчик звенит.

Она поет, словно серебряный колокольчик звенит.

Во всех рассмотренных бессоюзных сложных предложениях между их частями делается  значительная интонационная пауза, которая оформляется в письменной речи с помощью тире.

Составим схему этих предложений:

В бессоюзном сложном предложении ставится разделительный пунктуационный знак двоеточие, если одна из его частей имеет значение пояснения, причины, дополнения или оформлена в виде прямого вопроса. Составим схему бессоюзного сложного предложения:

Бессоюзное предложение со значением пояснения

Во второй части бессоюзного сложного предложения раскрывается, уточняется смысл того, о чем сообщается в первой части. Между простыми предложениями можно использовать пояснительные союзы «а именно», «то есть».

Это было что-то необычное: край неба стал ярко-пурпурным.

Нам предстояли приятные предновогодние хлопоты: следовало купить подарки и украсить ёлку.

Бессоюзное предложение со значением причины

В бессоюзных сложных предложениях второе предложение может указывать на обоснование, причину того действия, о котором ведётся речь в первой части. От него ко второй части можно поставить вопрос почему? Ко второму предложению подходит подчинительный союз «потому что».

Плыть к берегу оказалось легче: утих сильный ветер, дувший с утра.

Плыть к берегу оказалось легче (почему?), потому что утих сильный ветер, дувший с утра.

Бессоюзное предложение со значением дополнения

В сложном предложении вторая часть по смыслу дополняет первую. Между ними складываются изъяснительные отношения. В первом предложении подразумеваются слова «и увидел», «и услышал», «и почувствовал», которые можно вставить с подчинительным союзом «что».

Я посмотрел на ночное небо: из-за тучи выглянул серебристый серп месяца.

Я посмотрел на ночное небо и увидел, что из-за тучи выглянул серебристый серп месяца.

Она почувствовала: в доме, несомненно, кто-то есть.

Она почувствовала, что в доме, несомненно, кто-то есть.

В бессоюзном сложном предложении вторая его часть может содержать прямой вопрос:

Многих интересует вопрос: что такое красота?

Два простых предложения разделяются с помощью двоеточия. В конце сложного предложения в соответствии с интонацией ставится вопросительный знак.

Отличаем бессоюзное сложное предложение от простого предложения, в котором между подлежащим и сказуемым, обозначенными существительными, числительными или инфинитивами, при отсутствии глагольной связки ставится тире. В сложном предложении в отличие от простого содержится две грамматические основы.

Сравним:

Солнце — это раскалённая звезда.

Наступит ночьвсё в природе спит.



Видеоурок-презентация «Бессоюзное сложное предложение» (9 класс)

Тест

Бессоюзное сложное предложение


Бессоюзное сложное предложение

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 7138.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 7138.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, части которого соединяются интонационно, без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, в пословицах и поговорках.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Понятие о бессоюзном предложении

В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:

  • интонация;
  • смысловые отношения;
  • порядок расположения предложений в составе БСП;
  • видо-временные формы глаголов-сказуемых.

Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

[…], […].

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

[…] : […],(которые).

Позовут – пойдем к ним в гости.

[…] – […].

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две грамматические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры: Москва – столица России (простое предложение). Придет вечер – поговорим (БСП).

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению

Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Значение

Какой знак препинания ставится

Правило

Примеры

Одновременности, последовательности, перечисления

запятая, точка с запятой

Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и.

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП чем-либо осложнены (уже есть запятые хотя бы в одной из грамматических основ).

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша, уставшая за день, уже спала.

Противопоставления (сопоставления)

тире

В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия

тире

Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда.

Тише едешь – дальше будешь.

Любишь кататься — люби и саночки возить


Сравнения

тире

Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится – гроза разразится.

Улыбнется – тучи разгонит.

Присоединения

тире

Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так; или употребляется слово это.

Хлеб всему голова – так учила бабушка.

Она снова опоздала – это случалось часто.

Следствия

тире

Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон – я отвлекся от работы.

Пришли гости – мы быстро накрыли на стол.

Причины

двоеточие

Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что.

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения

двоеточие

Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть.

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения

двоеточие

Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.

Заключение

Что мы узнали?

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, видо-временными формами глаголов-сказуемых.
  • Между частями БСП может ставиться запятая, точка с запятой, тире или двоеточие.
  • БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Бахтишод Ибодов

    10/10

  • Наталья Садовская

    8/10

  • Эрхан Гоблинов

    10/10

  • Андрей Коржов

    8/10

  • Даниил Шин

    10/10

  • Любовь Юркова

    10/10

  • Martin Eden

    10/10

  • Ирэн Шмелева

    10/10

  • Ирина Радостева

    9/10

  • Елена Бекасова

    10/10

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 7138.


А какая ваша оценка?

Все остальные сложные предложения называются союзными – в них есть союзы, сочинительные или подчинительные. Примеры сочинительных союзов: и, да, или, но, а. Примеры подчинительных союзов: что, чтобы, потому что, если, когда.

5 бессоюзных предложений – примеры

    Любишь кататься – люби и саночки возить.

    Привычка свыше нам дана: замена счастию она. (А.С. Пушкин)

    Все счастливые семьи похожи друг на друга, каж­дая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Л.Н. Толс­той)

    Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. (М. Горький)

    Солнце садилось, ветер все крепчал, закат разгорался пурпуром. (В.Г. Короленко)

Бессоюзное предложение – сложносочиненное или сложноподчиненное?

Бессоюзное сложное предложение – отдельный вид сложного преложения. В нем смысловые связи между частями выражены менее отчетливо, чем при наличии союза, относительного местоимения или других служебных слов. Такой способ связи частей предложения называется паратаксис.

Одни бессоюзные предложения по интонации ближе к сложносочиненным, где обе части равноправны. Другие – к сложноподчиненным, где одна часть зависима от другой.

Нередко бессоюзное предложение можно превратить и в сложносочиненное, и в сложноподчиненное.
Пример: Зажегся свет, стали видны лица присутствующие.
Это предложение можно сделать сложносочиненным, добавив союз «и»: Зажегся свет, и стали видны лица присутствующих.
А можно превратить его в сложноподчиненное: Когда зажегся свет, стали видны лица присутствующих.

Виды бессоюзных предложений

Смысловые отношения между частями бессоюзных предложений могут быть разными:

Перечислительные – в этом случае ставится запятая или точка с запятой.
Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. (А.П. Чехов)

Причины – ставится двоеточие.
Я несчастлив: каждый день гости. (А.П. Чехов)

Следствия – ставится тире.
Мелкий дождик сеет с утра – выйти невозможно. (И.С. Тургенев)

Пояснительные – ставится двоеточие.
Как все московские, ваш батюшка таков: же­лал бы зятя он с звездами да с чинами. (А.С. Грибоедов)

Изъяснительные (поясняют действие из первой части, связанное со словами, мыслями: вспоминать, думать, смотреть, говорить и т.п.) – ставится двоеточие:
Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет… (А.С. Пушкин)

Сопоставительно-противительные – ставится тире.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. (А.С. Грибоедов)

Условно-временные – ставится тире.
Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П. Чехов)

Знаки препинания в бессоюзных предложениях: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.

Запятая в бессоюзных предложениях ставится:

Если части предложения близки по смыслу, между ними ставятся запятые.
Была без радости любовь, разлука будет без печали. (М.Ю. Лермонтов)
Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит. (А.П. Чехов)
Тихи пруды, холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. (Н.В. Гоголь)

Запятая не ставится, если два простых предложения с союзом «и» между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением или вводным словом. В этом случае они приравниваются к однородным придаточным:
Кажется, погода налаживается и вскоре наступит потепление.

Точка с запятой ставится:

Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или содержат много второстепенных членов, имеют внутри себя запятые:
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари. (М.Ю. Лермонтов)
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И.С. Тургенев).

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части, в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения:
Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна. (Н.А. Некрасов)

Если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным:
Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М.Ю. Лермонтов)

Двоеточие в бессоюзных предложениях ставится:

Когда основная часть высказывания содержится в первой части, а во второй части – пояснение, указание на причину etc:
Печален я: со мною друга нет. (А.С. Пушкин)
Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (М.Ю. Лермонтов)
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль (А.И. Куприн)
Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. (И.С. Тургенев)

Если в первой части имеются слова так, таков, такой и т.д., а конкретное содержание которых раскрывается во второй части:
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (А.С. Грибоедов)
Одно было несомненно: назад он не вернется. (И.С. Тургенев)

Когда в первой части используются глаголы видеть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п., а во второй части излагается увиденное, услышанное, понятое:
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.С. Тургенев)
Ты сам заметил: день ото дня я вяну. (М.Ю. Лермонтов)
Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М. Горький)
Я сразу понял: медведь добывает мед. (В.К. Арсеньев)

Однако при отсутствии оттенка предупреждения в начале бессоюзного предложения ставится запятая: Слышу, земля задрожала. (Н.А. Некрасов)

Если вторая часть – неполное предложение, то может ставиться тире: Я думал – волк. Тире может использоваться и для передачи дополнительных оттенков значения.

Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения:
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А.П. Чехов)

В бессоюзном предложении из трех частей может ставиться два двоеточия:
Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: ее не разделишь (И.С. Тургенев)
Чтобы избежать повтора, одно из двоеточий в таких случаях нередко заменяют на тире.

Тире в бессоюзных предложениях ставится:

Когда основная часть высказывания содержится во второй части сложного предложения, а первая часть указывает время или условие, причину или уступку.
Гости разошлись – в доме стало тихо и грустно.
На улице была метель – выйти невозможно.
Меньше знаешь – крепче спишь.
Победим – каменный дом построишь. (А.Н. Толстой)

Когда смысловые части сложного предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу:
Служить бы рад – прислуживаться тошно. (А.С. Грибоедов)

Если содержится указание на быструю смену событий:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А. Крылов)

Если во второй части предложения содержится следствие, результат, вывод из первой части:
Он говорил – ему покорялись. (И.С. Тургенев)
Я бы в летчики пошел – пусть меня научат. (В.В. Маяковский)

Но даже в этом случае автор вправе использовать запятую или двоеточие, не подчеркивая интонационно следствие.

Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части:
Посмотрит – рублем подарит (Н.А. Некрасов)

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (можно вставить слово «это»):
На стене ни одного образа – дурной знак. (М.Ю. Лермонтов)
Перед местоименными словами так, такой, таков, если с них начинается присоединительное предложение:
Приказ есть приказ – так его воспитал фронт. (К.Д. Воробьев)

Запятая и тире в бессоюзных предложениях ставятся:

Если между двумя частями сложного предложения находится вводное слово. Это позволяет понять, к какой из частей относится данное слово, либо подчеркивает добавочный, пояснительный смысл второй части.
Поселок Первомайский был самым старым шахтерским поселком в этом районе, – от него, собственно, и начался город. (А.А. Фадеев)

Перед словамим «это», «вот», «так», «такой» в начале присоединительного предложения:
Если вам писать противно, скучно, не пишите, – это все равно получится скверно, фальшиво. (А.Н. Толстой)

В предложении, где первоначальная конструкция «ломается» для создания эффекта внезапного поворота:
Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонек спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, – Самгину было приятно смятение, вызванное его словами. (М. Горький)

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”. Речь пойдет о бессоюзном сложном предложении.

Урок 35. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с бессоюзной связью, сочинением и подчинением.

Бессоюзным называется такое сложное предложение, части – грамматические основы – которого объединяются без посредства союзов, а только при помощи смысла и интонации. 

Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами: 

Жаль, меня не было вчера на вечеринке, я бы музыку поставил – закачаешься. 

Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?

Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным: 

Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались. 

Появились союзы, изменилась грамматическая форма последнего предложения – а что ушло? 

Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям. 

I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания 

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире. 

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления): 

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин) 

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например: 

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин) 

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания. 

Тире ставится в двух случаях: 

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например: 

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И. Крылов) 

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например: 

На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. (И. Бунин) 

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла. 

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше. 

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ. 

1)    Друг, достигший власти, _ потерянный друг. 

2)    Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью. 

3)    В зеркале отражается тело, в глазах _ душа. 

4)    Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий. 

Ответ: 4. 

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным предложениям, между частями – грамматическими основами – устанавливаются различные логические отношения, при которых часть, соответствующая главному предложению, может находиться до или после части, соответствующей придаточному. В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире. 

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, – во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например: 

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает. 

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например: 

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев); 

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например: 

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны. 

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами. 

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка. 

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях: 

1) если первая часть бессоюзного предложения соответствует главной части сложноподчиненного предложения, а вторая часть – придаточному следствия, имеющему значение “поэтому” с союзом так что, например: 

Светает – надо вставать. = Светает, так что надо вставать. = Светает, поэтому надо вставать.

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например: 

Лес рубят – щепки летят. (Пословица) = Когда (если) лес рубят, (то) щепки летят. 

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения. 

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например: 

Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов) = Береза в лесу без вершины, как (словно, будто) хозяйка без мужа в дому. 

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях. 

1) Гнездо птицы разорено – она жалобно кричит. 

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено. 

Вспомним, что в простом предложении перед приложением, если оно поясняет значение определяемого существительного и перед ним можно поставить слова а именно: Я не слишком люблю это дерево – осину. (И. Тургенев) 

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например: 

На молу погасли огни – теплоход ушел. (К. Паустовский) = На молу погасли огни, потому что теплоход ушел. 

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении. 

При написании упражнений используйте традиционную пунктуацию – это научит вас лучше ориентироваться в смысловых отношениях между частями сложного предложения. 

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.  

Двоеточие 

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев) 

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) 

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев) 

Тире 

1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями – значит

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Пословица) 

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой – они рядком идут. (Н. Некрасов) 

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна. (А. Писемский) 

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

Игнат спустил курок – ружье дало осечку. (А. Чехов) 

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Молвит слово – соловей поет. (М. Лермонтов) 

Задание. В каком предложении не ставится тире? 

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника. 

2) Летние ночи короткие. 

3) Ученье путь к уменью. 

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью. 

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания): 

(1) На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, (2) но лес еще не одет, (3) и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: (4) кукушка на голый лес – (5) считается нехорошо. (М. Пришвин) 

Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку? 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:

а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;

б) после двоеточия происходит поворот смысла всего высказывания: вступает автор-повествователь, который объясняет содержание первого блока – прилет кукушки в весенний лес. В связи с этим меняется тип речи: в первом блоке описание, во втором – рассуждение.

Первые три предложения первого лексико-грамматического блока соединены сочинительной связью: между первым и вторым предложением противительные отношения (союз но), между вторым и третьим – соединительные (союз и). 

Четвертое и пятое предложения второго лексико-грамматического блока соединены бессоюзной связью, при этом четвертое предложение относится к пятому как придаточное условное: (если) кукушка (прилетела) на голый лес, (то) (это) считается нехорошо, поэтому между ними стоит тире. 

Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните – все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания. 

1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков) 

2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево – осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев) 

3. Приглядишься: не облака плывут – луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (И. Бунин)

Добавить комментарий