Как найти сложное предложение с параллельным подчинением

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными частями различают три вида подчинения придаточных предложений. Приведем примеры предложений с однородным, параллельным и последовательным подчинением.

Чтобы понять, как строится сложное предложение с несколькими придаточными, узнаем, что в составе сложноподчиненного предложения может быть не одна, а несколько придаточных частей. Два и более придаточных предложений по-разному соотносятся с главным предложением и друг с другом и образуют три основных вида подчинения:

  • однородное;
  • параллельное (неоднородное);
  • последовательное.

Рассмотрим более детально сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, учитывая разные типы их подчинения.

Однородное подчинение придаточных предложений

Однородное подчинение придаточных предложений

В сложноподчиненном предложении, в дальнейшем СПП, все придаточные части могут относиться непосредственно ко всему главному предложению или к одному его члену. В таком случае указывают на однородное подчинение зависимых предложений. При однородном подчинении укажем его основные признаки:

  • все придаточные относятся к главному предложению или к одному и тому же слову в главном;
  • придаточные имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного типа;
  • связаны между собой сочинительными союзами или бессоюзно;
  • произносятся с перечислительной интонацией,

например:

Неизвестно, где она жила (1), кто она (2),  почему был сделан римским художником её портрет (3) и о чём она так печально задумалась (4).

Неизвестно (что?). Ко всем придаточным частям независимо от того, что они присоединены разными союзным словами (где, кто, почему, о чём), зададим один и тот же вопрос: что?  В этом СПП наблюдается каскад изъяснительных придаточных, которые зависят от одного слова в главной части — сказуемого безличного предложения, выраженного предикативным наречием. Следовательно, это СПП с однородным подчинением придаточных.

Линейная схема предложения:

[    ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Между подчинительными предложениями с перечислением, как в приведенном примере, ставятся запятые, кроме двух последних подчинительных предложений. Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая не ставится, например:

Мы понимали, что уже поздно_ и что надо торопиться домой.

Линейная схема предложения:

[    ], (что…) и (что…).

Примеры предложений с однородным подчинением придаточных

Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил (А. Куприн).

Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою и все певчие птицы давно прилетели (И. Соколов-Микитов).

Тётушка интересно рассказывала отом, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране (Ф. Искандер).

С тех пор как разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья (М. Пришвин).

Утром бабушка жаловалась, что саду ночью посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу (А. Чехов).

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению (времени, уступки, причины, условия и пр.) или к одному из его членов (определительные, изъяснительные, меры и степени, места, образа действия), могут быть неоднородными, то есть разными по значению и принадлежать к разным типам, например:

Когда собрались рыбаки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лед на полдень (2) (М. Пришвин).

От главного предложения зависят два придаточных:

  • одно — придаточное времени (когда собрались рыбаки);
  • второе — изъяснительное придаточное (что к вечеру ветер погонит лёд на полдень).

Линейная схема предложения:

(Когда…), [         ], (что…).

Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных

Но хотя они всю жизнь были соседями, Уля никогда не виделась с Анатолием помимо школы да комсомольских собраний, где он часто выступал с докладами (А. Фадеев).

Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось (И. Тургенев).

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).

Река, вдоль которой мы пошли, то и дело круто поворачивала, так что поблёскивающее зеркало её упиралось вдали то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв (В. Солоухин).

Когда я всматриваюсь, мне даже чудится, что я начинаю видеть на сотни, на тысячи километров вокруг (М. Бубеннов).

Ранней весной, как только сойдёт снег, поле, где была посеяна озимая рожь, покрывается сочной зеленью (Л. Леонов).

Предложения с последовательным подчинением

Примеры предложений с последовательным подчинением

О сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением подробно с примерами идет речь в этой статье.

Примеры предложений с последовательным подчинением

Приведем еще примеры предложений с последовательным подчинением придаточных.

Время нашего путешествия истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали (В. Солоухин).

Всё доступно человеку в этой жизни, если только страстно желать, так страстно, чтобы и жизни самой не жалко стало при этом (Л. Леонов).

Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу, когда хочешь залезть на яблоню (В. Солоухин).

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов).

Видеоурок

В сложноподчинённых предложениях с параллельным (неоднородным) подчинением все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению.

Пример:

(Когда я читаю интересную книгу), [я чувствую], (как утопаю в событиях, описанных в ней).

(1)-е придаточное отвечает на вопрос «Когда?» со значением времени; (2)-е отвечает на вопрос «Что?» — изъяснительное.

Параллельными будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Пример:

[Не поймёшь сразу, (Что?) (чем пахнет майское утро), но чувствуешь], (Что?) (что необыкновенно счастлив).

Оба придаточных — изъяснительные, но они относятся к разным словам главного предложения.

Иногда сложное предложение может состоять из нескольких зависимых частей, которые зависимы от главной части или от другой придаточной.  Существуют разные виды подчинения в СПП. В этой статье мы поговорим о параллельном и приведем примеры для более точного понимания.

Определение и объяснение

Итак, параллельное подчинение придаточных – это такая форма зависимости в сложноподчиненном предложении, когда обе зависимые части СПП относятся к главной, но к которым ставится разный вопрос.

Теперь об этом подробнее. У параллельного или неоднородного подчинения есть следующие характеристики:

  1. Зависимые части всегда разного типа;
  2. К зависимым частям ставится разный вопрос;
  3. Зависимые части могут относиться к одинаковому или разному слову в главной части.

Чтобы разобраться, приведем пример:

Я чувствую, что в мою жизнь входит что-то чудесное, когда беру в руки книгу.

Чувствую (что?), что в мою жизнь входит что-то чудесное, чувствую (когда?) – когда беру в руки книгу.

В данном предложении мы задаем вопрос к слову «чувствую», но так как сами вопросы отличаются между собой, значит тип подчинения – параллельный. В случае одинаковых вопросов было бы однородное подчинение.

Приведем еще один пример:

Надо узнать дом, в котором он будет жить, чтобы чаще его навещать.

Дом какой? – в котором он будет жить, узнать зачем? – чтобы чаще его навещать.

Как видно из примера, задаваемые вопросы разные и ставятся от разных слов, но оба эти слова: «дом» и «узнать» — относятся к главной части СПП, поэтому здесь вид подчинения тоже параллельный.

Другие примеры:

  • Я не хочу, чтобы он меня видел, потому что он очень сильно на меня разозлиться.
  • Нужно выбрать месяц, когда мы поедем отдыхать, чтобы успеть купить самые дешевые билеты.
  • Когда он до меня дотронулся, я почувствовала, как по моему телу пробежала дрожь.
  • Он не собирался брать с собой книгу, которую сильно любил, потому что в его рюкзаке совсем не осталось места.
  • Я бы ему посоветовал, что делать, потому что очень его уважаю.
  • Он бы никогда не открыл книгу, если бы она не попросила, потому что он безумно неуверенный.

Как отличить параллельное подчинение от однородного

Однородное подчинение от параллельного отличается тем, что:

  • К придаточным ставится одинаковый вопрос;
  • Придаточные всегда одного вида.

Рассмотрим два примера

Я знаю, что он имел в виду и зачем он это сказал.

Я знаю что? – что он имел в виду, я знаю – что? Зачем он это сказал.

В данном предложении от одного слова ставится один и тот же вопрос ко всем придаточным, значит, здесь однородное подчинение.

Я знаю, что он имел в виду, потому что хорошо разбираюсь в людях.

Я знаю что? – что он имел в виду, знаю почему? – потому что хорошо разбираюсь в людях.

Вопрос также ставится от одного и того же слова, однако сам вопрос разный, и придаточные части, соответственно, тоже разные, поэтому здесь будет параллельное подчинение.

Мини-тест

Попробуйте сами определить, где однородное, а где параллельное подчинение:

  1. Я знаю, что справлюсь и что именно я буду победителем.

Я знаю победителя, который выиграл прошлый конкурс, потому что мы давно с ним знакомы.

  1. Он никогда не возьмет в жены девушку, которая его не уважает, потому что он знает себе цену.

Он не возьмет в жены девушка, которая его не уважает и которая не считается с его мнением.

После  того, как прочитали все предложения и выбрали тип подчинения, можете посмотреть ответы:

  1. Однородное, параллельное;
  2. Параллельное, однородное.

Теперь вы безошибочно сможете узнать параллельное подчинение придаточных.

Загрузка…

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1.    Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет.)

[Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства).  

Линейная и вертикальная схемы придаточных

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай) (Чехов).

Линеная и вертикальная схемы придаточных2

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотя старался этого не показывать). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

Линейная и вертикальная схемы придаточных3

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Линейная и вертикальная схемы придаточных4

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе… вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской… (Л. Т.).

Союзы ли… или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или.

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится.

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

 Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире, если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой Нежданов так и не узнал… (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел тот смеется, кто хочет тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел это его дело.

Где он сейчас, чем занимается вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась когда Мика рассказала ей, что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние ты знаешь?; А вы уверены нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например:  Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, муж мой, которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль, что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4.  Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему…), (почему…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное – придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные – придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий  человек знает ], (что ему  нужно делать не  то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что…), а то), (что…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное – придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные – придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии неод­но­род­ное под­чи­не­ние — это такое под­чи­не­ние, когда все при­да­точ­ные раз­ных видов отно­сят­ся к глав­но­му или каж­дое их них пояс­ня­ет раз­ные сло­ва в глав­ной части.

Узнаем, что такое неод­но­род­ное под­чи­не­ние при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, по каким при­зна­кам мож­но опре­де­лить его в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП) с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми частя­ми наря­ду с одно­род­ным и после­до­ва­тель­ным раз­ли­ча­ют неод­но­род­ное под­чи­не­ние, при кото­ром зави­си­мые части раз­ных типов пояс­ня­ют глав­ное пред­ло­же­ние или отно­сят­ся в нём к раз­ным сло­вам.

Неоднородное подчинение придаточных

Одновременно могут отно­сить­ся ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию при­да­точ­ные части сле­ду­ю­щих типов:

  • вре­ме­ни
  • при­чи­ны
  • усло­вия
  • след­ствия
  • цели
  • усло­вия
  • срав­ни­тель­ная.

Прежде чем пере­ста­вить лапу (1), гусь под­ни­мал её к бело­снеж­но­му ките­лю, соби­рал пере­пон­ки (2), подоб­но тому как скла­ды­ва­ют веер (3), и, подер­жав так неко­то­рое вре­мя, нето­роп­ли­во опус­кал лапу в грязь (2) (Е. Носов).

СПП состо­ит из трех про­стых пред­ло­же­ний. Первое зави­си­мое пред­ло­же­ние начи­на­ет сооб­ще­ние. Второе пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, в сере­дине кото­ро­го нахо­дит­ся одна из при­да­точ­ных частей. Придаточные пояс­ня­ют всю глав­ную часть и име­ют раз­ное зна­че­ние:

  • пер­вое пред­ло­же­ние «преж­де чем пере­ста­вить лапу» отве­ча­ет на вопрос с каких пор? и явля­ет­ся при­да­точ­ным вре­ме­ни,
  • тре­тье пред­ло­же­ние «подоб­но тому как скла­ды­ва­ют веер» содер­жит срав­не­ние.

Линейная схе­ма СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных:

Линейная схе­ма(Прежде чем …), [… (подоб­но тому как …)… ].

Сделаем вывод, что дан­ное слож­ное пред­ло­же­ние содер­жит неод­но­род­ное, или парал­лель­ное, под­чи­не­ние при­да­точ­ных.

В СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных так­же воз­мож­ны дру­гие ком­би­на­ции зави­си­мых частей:

  1. одно из пере­чис­лен­ных выше при­да­точ­ных частей пояс­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние, а вто­рое — толь­ко одно сло­во в нем,
  2. два при­да­точ­ных одно­го или раз­ных видов пояс­ня­ют раз­ные сло­ва в глав­ном пред­ло­же­нии.

Что бы о тебе ни дума­ли (1), делай то, что счи­та­ешь спра­вед­ли­вым (2) (Пифагор).

В этом СПП пер­вое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние с усту­пи­тель­ным зна­че­ни­ем «что бы о тебе ни дума­ли», при­со­еди­нен­ное союз­ным сло­вом с части­цей «что ни», пояс­ня­ет всю глав­ную часть «делай то». А вто­рое изъ­яс­ни­тель­ное при­да­точ­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет в ней одно сло­во — ука­за­тель­ное место­име­ние «то».

Линейная схе­ма СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных:

Линейная схе­ма(Что ни…), […], (что… ).

А после вспом­нит­ся и то дере­во, под кото­рым раз­вел теплинку(1), и тот ручей, кото­рый пел тебе всю ночь (2) (М. Пришвин).

В при­ве­ден­ном СПП два при­да­точ­ных опре­де­ли­тель­ных пояс­ня­ют раз­ные сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния:

  • то дере­во (какое?) под кото­рым раз­вёл теп­лин­ку,
  • тот ручей (какой?) кото­рый пел тебе всю ночь.

Линейная схе­ма СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных:

Линейная схе­ма[…то дере­во, (под кото­рым…) и тот ручей], (кото­рый…).

Схема сложноподчинённого предложения с неоднородным подчинением

Примеры предложений с параллельным (неоднородным) подчинением

Ведь тому, кто нико­гда не видел цве­те­ния виш­не­во­го сада, невоз­мож­но, гля­дя на голые кусты, вооб­ра­зить, как быва­ет в цве­ту­щем виш­не­вом саду (В. Солоухин).

Когда вся доли­на зали­лась золо­ты­ми луча­ми захо­дя­ще­го солн­ца, я понял, что день кон­чил­ся (В. Арсеньев).

Я сей­час же дога­дал­ся, что будет даль­ше, и попы­тал­ся толк­нуть его ногой под сто­лом, что­бы он замол­чал (К. Джером).

Когда я нёс Лешке книж­ку, я неволь­но спра­ши­вал себя, пой­мёт ли он это­го отнюдь не лег­ко­го писа­те­ля [Хемингуэя] (В. Некрасов).

Теперь, когда ста­ру­ха кон­чи­ла свою кра­си­вую сказ­ку, в сте­пи ста­ло страш­но тихо, слов­но и она была пора­же­на силой смель­ча­ка Данко (М. Горький).

Когда брич­ка была уже на кон­це дерев­ни, Чичиков подо­звал к себе пер­во­го мужи­ка, кото­рый, под­няв­ши где-то на доро­ге пре­тол­стое брев­но, тащил его на пле­че (Н. Гоголь).

Я не знал, что ему отве­тить, и вер­нул­ся к раз­го­во­ру, кото­рый мы не окон­чи­ли (В. Машков).

Когда я смот­рел на Дымку, я удив­лял­ся, что у неё такие кра­си­вые гла­за (В. Драгунский).

( 3 оценки, среднее 2.33 из 5 )

Добавить комментарий