Как найти сложное слово 3 класс

Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
  2. золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопромышленник;
  3. золотохлористоводородный.

Сложные слова это

Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.

Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с двумя корнямиПравописание сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусоропровод  
  • молоковоз  
  • музыковед  
  • хлебороб  
  • звездолёт  
  • тайнопись  
  • счетовод  
  • снегоход  
  • лесовоз  
  • машинопись  
  • верхолаз  
  • тихоход  
  • смолокур  

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лесопромышленник  
  • мухоловка
  • золотоискатель  
  • соковарка
  • властолюби[йэ]
  • плодожорка
  • градоначальник  
  • медоварня
  • первокурсник  
  • маслобойня
  • плодороди[й’э]
  • плоскодонка

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плодоягодный
  • смолоносный
  • черноволосый
  • мукомольный
  • счетоводный
  • шарообразный
  • планомерный
  • равноценный
  • розовощекий
  • сероглазый
  • пивоваренный

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овцевод  
  • нефтепровод  
  • жизнелюб  
  • полевод  
  • лежебока
  • пищевод  
  • овощевод  
  • солнцепёк  
  • птицевод  
  • солнцеворот  
  • чаевод  
  • птицеед  
  • солнцецвет  
  • птицелов  

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • пламевидный
  • кораблестроительный
  • платёжеспособный
  • птицеводческий
  • мужеподобный
  • пальцевидный
  • овощеконсервный
  • жизнелюбивый
  • мореходный
  • солнцезащитный
  • пешеходный

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.

Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащпалатка
  • машинаавтомат  
  • платьехалат  
  • счёт  фактура
  • креслокровать  
  • автомобиль  цистерна
  • школаинтернат  
  • салон  ателье
  • плуг  сеялка
  • библиотекахранилище
  • каноэдвойка
  • кафересторан  
  • роман  эпопея
  • вакуум  камера
  • вышивкапанно
  • магазин  ателье
  • письмозаявка
  • кофемолка
  • мелодрама
  • кофемашина
  • кофеварка

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:

  • красивое кресло-кровать или красивая кресло-кровать;
  • уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?

В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

1. по первой части, если изменяются обе части слова:

  • красивое кресло-кровать (ср. р.);
  • далекая школа-интернат (ж. р. );
  • стальной плуг-сеялка (м. р.);

2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:

  • уютный кафе-клуб (м. р.);
  • быстрая каноэ-двойка (ж. р.);
  • слабое альфа-излучение (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 69

!!! Моя Знайка.png

Здравствуй. Сегодня мы изучим, что такое сложные слова и соединительные гласные в них.

Сложным называется такое слово, в составе которого несколько корней: ПРАВоСУДие, ТЕПЛоЛЮБивый, ШЕСТиКЛАССник.

В сложных словах может быть не только два, но и три (БЕНЗоСУЧкоРЕЗка, ЧЕТЫРёхСОТЛЕТний), четыре (БИОГЕОЦЕНоЛОГия) и более корней. Однако употребление в речи таких слов ограничено.

Чтобы определить сложное слово, необходимо выделить в слове корни, а затем посчитать их количество (должно быть не менее двух).

Очень часто между частями сложного слова употребляются соединительные гласныео и е: грузОперевозки, однОадресный, языкОвед, очЕвидец, дальнЕвосточный, тысячЕлетие. Соединительных гласных а, и нет.

Однако встречаются и исключения: ПятИгорск, шестИклассник (падежная форма числительного шесть) и др.

Обычно соединительная гласная о употребляется после твёрдых звуков (белОлицый от белое ([л] — твёрдый звук) и лицо), а соединительная гласная е — после мягких (тенЕустойчивый от устойчив к тени ([н’] — мягкий звук)).

Несколько примеров сложных слов без соединительных гласных: худсовет, стройотряд, яхтмастерская.

Обрати внимание!

1. Сложным называется слово, состоящее из нескольких корней.

2. Между частями сложного слова могут употребляться соединительные гласные о и е.

Вставьте  пропущенные  буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

Л…с…воз, л…ст…пад, сам…лёт, пар…воз, пар…ход, семил…тний, дал…н…восточ…ный, ч…рн…глазый, з…лен…глазый, светл…русый, сен..кос, , в…д…провод, груз…воз.

Вставьте  пропущенные  буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

Пул…мётчик, пыл…сос,з…мл…мер,з…мл…тр…сение, огн…туш…тель, в…д…пад, снег…зад…ржание, круг…светное, пут…шествие, ж…лезн…д…рожный, пеш…ход, к…рабл…стр…ение, камн…др…билка, сам…воспитание.

Вставьте  пропущенную  букву.

сен…уборка

др…в…сек

птиц…вод

мяс…рубка

тел…передача

хлеб…пекарня

дом…хозяйка

мыш…ловка

тепло…воз

коф…варка

масл…завод

пеш…ход

камн…дробилка

сад…вод

змее…лов

земл…копалка

ради…передача

стал…вар

бетон…мешалка

пыл…сос

сам…вар

коф…молка

хлеб…завод

лед…кол

Напиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные

скоро + варить ……………………………….
тело + греть…………………………………….
броня + жилет…………………………………..
мухи + ловить …………………………………..
мухи + морить…………………………………..
пешком + ходить …………………………………
белый + город ……………………………………….

лёд + колоть……………………………………..
пчёлы + водить …………………………………
пар + ходить ……………………………………….

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

скоро + варить -………………………………………
тело + греть-………………………………………
броня + жилет-…………………………………….
пешком + ходить- ……………………………….
лёд + колоть-……………………………………….
пчёлы + водить- ……………………………………….
пар + ходить- ……………………………………
снег + ходить- …………………………………..
хор + водить -…………………………………
верх + лазить -……………………………………

Напиши слова, выдели корень, подчеркни соединительную гласную.

пуля + метать- ……………………………………………
лежать + бок -……………………………………………..
Луна + ходить -…………….. ……………………..
книги +любить-……………………………………………
молния + отводить-…………………………………….
кофе + варить.-………………………………………
сено + косить -……………………………………………

вертеть + шея -………………………………………..
лист + падать- ……………………………………………..

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

Сам – первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-,  буква соединительной гласной Е,

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги  — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на   ж  ,  пишем букву е;

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов  — поэт-песенник.

Боголюбов –  любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец – водит за собой полки, корни полк-,  вод-,

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик —  проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-, 

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

вернуться на страницу “Русский язык 3 класс” >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: “Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Цели урока:

Образовательные: сформировать у учащихся
представление о сложных слова, умение правильно
писать в таких словах соединительные гласные ;
знакомить со способами образования сложных слов;
расширять знания о составе слова.

Развивающие: развитие речи учащихся,
способствовать развитию внимания,
наблюдательности, мышления и орфографической
зоркости.

Воспитательные: воспитывать интерес к
языкознанию, аккуратность и прилежание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран,
электронная презентационная программа,
презентация урока, выполненная средствами Power Point
, учебник Зелениной Л.М., Хохловой Т. Е. “Русский
язык” 3 кл., методическое пособие “Поурочные
разработки по русскому языку” Псарёвой Л.А.,
Жиренко О.Е., Обуховой Л.А.

Ход урока

1) Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2) Активизация знаний.

– Давайте вспомним при помощи чего могут
образовываться новые слова? Какие части слова в
этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег
– беговая – бегун – бегать.)

– Сегодня вы узнаете ещё один способ
образования новых слов.

3) Знакомство с новой темой.

– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

4) Беседа по прочитанному.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход,
вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по
составу. (Один ученик комментирует запись слов и
разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– При помощи каких частей слова образовались
новые слова от слова ход?

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их
соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране
высвечиваются слова и картинка с изображением
парохода).

5) Проблемная ситуация.

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте
разобрать его по составу. (Выслушиваются
варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? ( Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)?
(Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она
соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с
паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными.

6) Игровой момент.

– Ребята, предлагаю потренироваться в
образовании сложных слов.

*Жили – были слова НОС и РОГ.

– Когда их соединили, какое слово получилось?
(Носорог). На экране высвечивается картинка с
этим животным.

– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью
гласной буквы о.)

– Запишите это слово в тетрадь, разберите его
по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное
травоядное млекопитающее животное южных стран с
одним или двумя рогами на передней части морды.)

– Почему это животное так назвали?
(Выслушиваются ответы детей).

*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось?
(ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)

– С помощью какой гласной соединили эти слова?
(С помощью гласной -Е).

Задание: запишите слово в тетрадь и разберите
по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что интересного заметили в образовании этого
слова? (Окончание в слове ПТИЦА исчезло, вместо
него появилась соединительная гласная -Е.)

– Объясните значение этого слова.

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются
разведением домашней птицы.

*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? (
ЛЕДОКОЛ).

– Запишите это слово и разберите его по
составу. (Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Ледокол – мощное судно, оборудованное для
прохода сквозь льды.

– Сделаем вывод: какие слова называются
сложными?

-Слова, которые состоят из нескольких корней. В
этих словах корни соединяются гласными буквами О
или Е.

7) Работа с деформированным предложением.

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

Задание: Прочитайте, составьте из данных слов
предложение. (Ответы детей.)

Мощный ледокол дробил льдины.

Запишите это предложение в тетрадь,
разберите его по членам предложения и частям
речи. Дайте характеристику этому предложению.
(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Проверим как вы справились с этим заданием.
(Ответы детей.)

8) Физминутка. Проводится гимнастика для
глаз.

Продолжим учиться записывать сложные
слова и разбирать их по составу.

Я буду загадывать вам загадки, вы будете их
отгадывать и слова– отгадки записывать в
тетрадь, и разбирать их по составу.

9) Загадки.

1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).

На экране появляется картинка пылесоса. Ученик
записывает отгадку с комментированием в тетрадь
и разбирает его по составу.

2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)

На экране появляется картинка. Ученик
записывает слово с комментированием в тетрадь и
разбирает его по составу.

3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

На экране появляется картинка. Ученик
записывает это слово с комментированием и
разбирает его по составу.

4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)

На экране появляется картинка. Ученик
записывает слово с комментированием и разбирает
его по составу.

– Сравните слова-отгадки.

– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как
называются такие слова?

– На какую часть в слове падает ударение? (На
вторую.)

– Значит, в первой части слова какая орфограмма
может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).

– Как проверяем безударную гласную в корне
слова? Назовите два способа проверки.

– В каком слове написание первого корня может
вызвать затруднение? (Водолаз).

– Подберите к первой части (корню) этого слова
проверочные слова.( Воды, водный.)

– Есть ли отличия в образовании этих сложных
слов? Как образованы два последних слова?

– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)

– Эти слова образованы сложением двух основ.

– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут
образовываться сложные слова? (Сложением двух
основ.)

10) Работа в парах.

Задание на карточке: Замените данные
словосочетания одним словом. Запишите слова,
разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..

Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова:
овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб,
луноход.)

– Из каких частей состоит первая основа
каждого слова?

– Из каких частей состоит вторая основа
каждого слова?

11) Итог.

– С написанием и образованием каких слов
познакомились на уроке?

– Как образуются сложные слова? – Для чего люди
используют такие слова? (Для краткости речи, для
замены словосочетаний одним словом.)

– Понравился ли вам урок? Что было интересным
для вас на уроке?

– Кого можно отметить за активную работу на
уроке?

Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.

Творческое задание: придумать свои сложные
слова и записать их на листочек.

Презентация

Добавить комментарий