Цели:
– познакомить с понятиями: сложное,
сложносочиненное, сложноподчиненное
предложения;
– закреплять знания о простом предложении,
видах связи;
– обобщить знания о сезонных изменениях в
природе;
– научить детей составлять текст, используя
сложные предложения.
Задачи:
– развивать чувство прекрасного;
– развивать умение работать в парах, группами;
– воспитывать чувство взаимопомощи,
коллективизма.
Демонстрационный материал
1. Высказывание великого педагога. (Приложение
1)
“Остановись в изумлении перед
красотой, и в твоем сердце тоже расцветет
красота”. Сухомлинский
2. Карточки с простыми предложениями. (Приложение
2)
Травка зеленеет.
Солнышко блестит
3. Карточка со сложным предложением. (Приложение
3)
Травка зеленеет, солнышко блестит.
4. Понятие сложного предложения. (Приложение
4)
Предложение, состоящее из двух и более
грамматических основ, части которого связаны по
смыслу и интонационно – называется сложным.
5. Группы предложений. (Приложение 5)
Лес еще не оделся листвой, деревья
только пробуждаются.
Побежали ручьи, потому что солнце
пригревает.
6. Понятия сложносочиненного и
сложноподчиненного предложений. (Приложение 6)
Предложение, в котором нельзя задать
вопрос от одной части к другой, называется сложносочиненным,
а то предложение в котором можно задать вопрос
– называется сложноподчиненным.
7. Союзы для создания
сложноподчиненных предложений. (Приложение 7)
и, потому что, а, но, поэтому, тогда, когда, тоже,
ни-ни, так как, если
Итогом создания сложных предложений станет
цветок.
Раздаточный материал. Приложение
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Сияет солнце спозаранку,
Снег темным сделался, намок…
И, распеваючи веснянку,
Бежит веселый ручеек.
Навстречу утру золотому
Бегут, торопятся ручьи.
– Цвиринь, Цвиринь! Неси из дому
– скорей кораблики свои.
И, щебеча неторопливо,
Взмывает к солнцу.
Даль, ясна.
Сползает снег, сияет нива.
Пришла красавица… (Договаривают дети) (Весна)
– Весной хочется говорить о красоте. Великий
педагог Сухомлинский сказал:
“Остановись в изумлении перед красотой, и в
твоем сердце тоже расцветет красота”.
– А как ни говорить о красоте, как на уроках
великого русского языка.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в
пробном учебном действии. Работа в группах.
– Сегодня мы работаем в группах. Каждая получает
карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)
– Прочитайте. Что перед вами? Докажите. Это
простое предложение, в нем есть одна
грамматическая основа)
– Запишите свое предложение. У доски… (один
ученик от группы записывает свое предложение на
доске)
– Соедините два предложения вместе. Что
получилось? Докажите. (Получилось предложение,
состоящее из двух частей)
– Чем отличается новое предложение? (В нем две
грамматические основы)
– Запишите его, у доски… (Травка зеленеет,
солнышко блестит)
– Как связаны между собой части этого
предложения? (Части связаны по смыслу и
интонационно)
– Итак знакомьтесь, предложение, состоящее из
двух и более грамматических основ, части
которого связаны по смыслу и интонационно –
называется сложным.
– Каждая группа получает по два предложения. (1.
Лес еще не оделся листвой, деревья только
пробуждаются) (2. Побежали ручьи, потому что
солнце пригревает)
– Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это
сложные предложения, так как состоят из двух
грамматических основ)
– В чем различие этих предложений? (В 1-м
предложении от одной части к другой нельзя
задать вопрос, а во втором можно)
– Каким образом эти два простых предложения
связали в сложное? (В первом предложении с
помощью интонации, а во втором с помощью
интонации и союзов)
– Знакомьтесь. Предложение в котором нельзя
задать вопрос от одной части к другой, называется
сложносочиненным, а то предложение, в котором
можно задать вопрос – называется
сложноподчиненным.
3. Первичное закрепление. Физкультминутка.
А сейчас поиграем..
Я называю предложение, если оно простое, то вы
хлопаете сидя, если сложное – вы встаете.
Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной
потому, что закончился ненастный февраль. Лед на
реках чернеет. Вода разливается по окрестным
лугам, она не может поместиться в берегах.
Начинается ледоход. Луч солнца отражается в
лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят
перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и
поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады
весне!
4. Включение в систему знаний и повторение.
Отдохнули, а теперь поработаем в парах.
Создайте и запишите на листах нашего цветка
сложное предложение. Определите его вид и
докажите. Для создания сложноподчиненных
предложений вам помогут союзы.
(желтый листок) | Наступила весна. | Стало тепло. | ||
(зеленый листок) | Днем светит солнце. | Стоит чудесная погода. | ||
(малиновый листок) | Возвращаются перелетные птицы. | Апрель на дворе. | ||
(фиолетовый листок) | Быстро тает снег. | Вода несется бурными потоками. | ||
(розовый листок) | Белка прыгает с ветки на ветку. | Медведь вылез из своей берлоги. | ||
(оранжевый листок) | Земля прогрелась. | На полях начался сев. | ||
(синий лист) | Деревья только пробуждаются. | Скоро лес оденется листвой. |
И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также,
тоже, ни-ни, так как, если, поэтому
(Каждая пара создает свое сложное предложение,
записывает на лепесток и у доски доказывает его
вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге
получается цветок)
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какой у нас получился чудесный… (договаривают
дети)(рассказ)
– Как мы можем его озаглавить? (Весна)
– Что помогло создать красивый рассказ?
(Употребление сложных предложений)
– Какие предложения мы назовем сложными?
(Состоящие из двух грамматических основ)
– Какие сложносочиненными? (Предложение, в
котором нельзя задать вопрос от одной части
предложения к другой.)
– Какие сложноподчиненными? (Предложение, в
котором от одной части к другой можно задать
вопрос)
– Оцените свою работу.
– Кому было сложно ? Почему?
– Кому было легко?
– Какие качества вам помогали, а какие мешали в
групповой работе?
6. Домашнее задание
В качестве домашнего задания я предлагаю вам
дописать продолжение рассказа, состоящее из трех
сложных предложений. Определить их вид, и
доказать это.
Что такое сложное предложение
Пример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу.
Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Демо урок по русскому языкуПройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
- Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
- Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
- То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
- Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
- Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Бесплатные занятия по английскому с носителемЗанимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Проверьте себя
Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
- Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
- Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
- Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
- Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
- Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Что такое сложное предложениеПример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу. Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Сложносочиненное предложениеСложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
Знаки препинания в сложносочиненных предложенияхВ предложениях с союзами и, да, однако, либо и т. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях. Сложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным. Пример сложноподчиненного предложения:
Виды связи в сложноподчиненном предложенииОбычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Значения придаточных предложений в СПППридаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье. Типы подчинения в сложноподчиненном предложенииИногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложенияхМежду главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
Проверьте себяОпределите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
Решить задачку по математике можно двумя способами: простым или посложнее. Так и в русском языке есть простые предложения, а есть сложные. Давайте разберемся, какое предложение называют простым и как его составить.
Понятие предложенияПредложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным. Три типа предложений по цели высказывания:
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. У каждого есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое. Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа. Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основ. Демо урок по русскому языкуПройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому. Определение простого предложенияМы уже знаем, какое предложение является простым — то, у которого всего одна грамматическая основа. Примеры простых предложений:
- Мы ездили на машине (одна грамматическая основа: мы ездили).
- Я уехал к другу в другой город (одна грамматическая основа: я уехал).
- Он распахнул окно и увидел птицу (одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: он распахнул и увидел).
По наличию главного члена — подлежащего или сказуемого — они делятся на:
- Двусоставные, то есть в их составе подлежащее и сказуемое.
- Односоставные, то есть имеют в составе или подлежащее, или сказуемое.
Односоставные конструкции делятся на:
- Определённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении.
- Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени или в форме множественного числа в прошедшем времени. Если лицо не определено — действие совершается кем-то неопределённым.
- Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 2 лица единственного числа или 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времен либо в форме 2 лица единственного или множественного числа повелительного наклонения.
- Безличные предложения — это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое стоит в форме 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени или в форме среднего рода прошедшего времени.
Примеры односоставных предложений:
- Приходи сегодня в спортзал (определенно-личное).
- Его взяли на должность (неопределенно-личное).
- Стало моросить (безличное).
Примеры двусоставных предложений:
- Я пришла поздно с учебы.
- Очень странная история произошла со мной сегодня утром.
Кроме главных членов предложения есть еще второстепенные:
- Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие или орудие этого действия.
- Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей.
- Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.
Виды простых предложений по наличию второстепенных членов:
- Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, оно называется распространенным.
- Если в предложении второстепенных членов нет, а есть только грамматическая основа, оно считается нераспространенным.
По наличию членов, которые влияют на понимание смысла, простые предложения можно разделить на полные и неполные. Характеристики полных предложений:
- Если в предложении есть все необходимые для понимания компоненты.
- Если для того, чтобы понять смысл предложения, не нужно обращаться к другим предложениям.
Примеры полных предложений:
- Я не боюсь привидений.
- Она не хочет в школу.
Характеристики неполных предложений:
- Если для понимания предложения не хватает компонентов.
- Если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям.
В неполном предложении могут отсутствовать некоторые главные или второстепенные члены. Примеры неполных предложений:
Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов. Проверьте себяОпределите вид простых предложений по наличию второстепенных членов и составу грамматической основы. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
- Дедушка пошел в магазин.
- Вернемся завтра вечером.
Простое предложение с осложненными фразамиПредложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. В их составе могут быть:
- обособленные определения, дополнения и обстоятельства;
- вводные слова и обращения;
Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом. Обычно имеют последовательную связь и раскрывают смысл выражения более детально.
Обособленные определения всегда выделены интонационно и пунктуационно, выступают в роли определения. Они поясняют слова, от которых зависят, уточняют место, положение, отношение к чему-либо.
Приложения — это определение, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Они показывают особенности грамматической основы.
Обособленные дополнения и обстоятельства примыкают к сказуемому и подлежащему, помогают выразить мысль более точно.
- Дочитав книгу, я пошла готовить ужин.
- Мне понравилась музыка этого музыканта, за исключением нескольких песен.
Вводные слова и обращения часто используются в диалогах:
Уточняющие члены предложения делают его яснее.
Составление простого предложенияЧтобы составить простое предложение, нужно:
- Придумать основу — подлежащее и/или сказуемое.
- Подлежащее — предмет или действующее лицо, отвечает на вопрос: кто? что?
- Сказуемое — действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?
Например, грамматическая основа звучит так:При желании можно добавить к грамматической основе второстепенные члены. Например:
Чтобы найти в тексте простое предложение, нужно проанализировать предложение, подсчитать количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение. Ответы на вопросы для самопроверки
Шпаргалки по русскому для родителейВсе правила по русскому языку под рукой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевского района Кемеровской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
«Как связаны части сложноподчиненного предложения»
подготовила
учитель начальных классов
Шкода Любовь Владимировна
с. Терентьевское 2012
Тема урока. Как связаны части сложноподчиненного предложения.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Познакомить с подчинительными союзами.
Задачи: Образовательные – совершенствовать умение находить сложные
предложения;
– сформировать умение находить главную часть сложноподчиненного предложения и от нее задавать вопрос к зависимой части.
Воспитательные – воспитывать аккуратность.
Развивающие – развивать мыслительные операции;
– развивать речь учащихся.
Оборудование и литература: учебник (Иванов С.В.), тетрадь.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация класса на работу. |
М.: Слово – приветствие. – Здравствуйте ребята! Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. – Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. |
|
2. Орфографическая минутка. |
Если пол..жить в ямку деньги, то выраст..т дерево с червонцами. Со..нце еще не выгл..нуло из-за края неба, но рассвет был виден скво..ь пр..зрачный туман. Спишите, вставьте пропущенные буквы, Выделите основы предложений, определи вид сложных предложений. Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчиненного предложения? |
Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с червонцами. Солнце еще не выглянуло из-за края неба, но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. В ССП нельзя задать вопрос от одной части предл. к другой, а в СПП можно задать вопрос от одной части предложения к другой. |
3. Актуализация знаний. |
М.: Наблюдение над языковым материалом. Я.м.: С. 140, рубрика давай подумаем – Прочитайте, с кем из ребят вы согласитесь? Прочитайте правило, записанное ниже |
С Женей |
4. Изучение новой темы. |
М.: Наблюдение над языковым материалом. Я.м.: С. 141, упр. 1. Задание. Спишите сложноподчиненные предложения. Задайте вопрос от главной части к зависимой, используя вопросы из справок. Найдите главную часть, какой вопрос вы зададите к зависимой части? Подпишите вопрос. Выполните упражнение самостоятельно. После выполнения ученики говорят, какие вопросы подписали. М.: Наблюдение над языковым материалом Я.м.: С. 141, упр. 2. Ряд спишите первое предложение, и рядом с ним запишите его схему. Второй ряд второе предложение и его схему. Третий ряд третье предложение и его схему. Прочитайте правило на стр. 142 |
1. Что? 2. О чем? 3. Какой? 4. Какое? 5. Почему? 6. Когда? 1. Я еще не знаю, куда мы поедем летом. [ ], (куда). 2. Птицы еще спали, когда Аксинья открыла ставни. [ ], (когда). 3. Ребята поняли, что ласточка больше не прилетит. [ ], (что). |
5. Закрепление изученной темы. |
М.: Метод конструирования. Я.м.: С. 142, упр. 3. – Закончи предложения так, чтобы они соответствовали схеме. |
|
6. Итог урока. |
М.: Итоговое слово учителя. – Какое задание вызвало затруднение? – Какое задание понравилось? – Спасибо за работу. – Домашнее задание: С. 142, упр. 4. |
Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимого от неё придаточного предложения.
Приведем примеры сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных частей.
Что такое сложноподчиненное предложение?
Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — придаточным. Эти предложения синтаксически неравноправны. Зависимость придаточного предложения от главного выражается подчинительными союзами и союзными словами.
Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.
Определение
Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и синтаксически подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.
Синтаксически и по смыслу зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.
Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:
Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.
Сообщение, которое несет в себе главная часть (было ясно), неполно без пояснения его второй частью, поэтому связь между главным и зависимым предложениями более тесная, чем в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:
- с придаточными определительными;
- с придаточные изъяснительными;
- с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:
- определительные
- изъяснительные
- образа действия
- меры и степени
- места.
Поясняют все главное предложение придаточные части:
- времени
- цели
- причины
- уступки
- следствия
- условные
- сравнительные.
Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей
Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи (говорить, рассказать, спросить, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (радоваться, обижаться, сердиться). Она «изъясняет» (истолковывает, раскрывает их смысл) и отвечает на падежные вопросы что? о чём? чем? чему?
К главной части придаточное изъяснительное присоединяется с помощью союзов (ли, будто, как, чтобы) и союзных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).
Предложения с придаточными изъяснительными
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает (И. Никитин).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. И. Тютчев)
Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).
Этот тип сложноподчиненных предложений подробно с примерами рассматривается в статье «Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным».
Предложения с придаточными определительными
Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Милы мне не жаркие страны, где крылатые пальмы видны, а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны (Кежун).
Дайте дело такое, которое было бы мне по душе.
К главной части придаточное определительное присоединяется союзными словами (какой, который, чей, где, куда, откуда).
Дополнительный материал
См. еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из художественной литературы.
Предложения с придаточными образа действия
Этот тип придаточных относится к указательному слову «так» в главной части и обозначает, каким образом совершается действие.
Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не было за что краснеть.
Она говорила так, как будто держала что-то за щекой.
Предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «столько», «настолько», «до того», обозначают степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы в какой степени? сколько? насколько?
Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.
Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.
Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.
Предложения с придаточными места
Придаточные места относятся к наречиям «там», «туда», «оттуда», «везде», «всюду», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный (М. Исаковский).
Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Куда дерево подрублено, туда оно и валится.
Предложения с придаточными времени
Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?
Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.
Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.
Пока я дышать умею, я буду идти вперед (Лев Ошанин).
Дополнительный материал
Еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточной частью времени из художественной литературы.
Предложения с придаточными цели
Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?
Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.
Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.
Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара (А. Безыменский).
Предложения с придаточными причины
Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.
Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие (К. Паустовский).
Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна (Александр Куприн).
Предложения с придаточными уступительными
Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).
Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано (С. Аксаков).
Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов).
Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо (В. Гаршин).
Предложения с придаточными условными
В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.
Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).
Если по-русски скроен, и один в поле воин (Пословица).
Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя (С. Островой).
Предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?
Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А. Чехов).
Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).
Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком (Л. Толстой).
Предложения с придаточными сравнения
В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.
На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский).
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).
Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).
Тест
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения в русском языке
Прочитайте предложения:
1) Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет.)
2) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)
(Что?) ветер – это подлежащее.
Ветер (что делает?) злится и стучит – это однородные сказуемые связанные союзом и.
(Что?) день – это подлежащее.
День (что делает?) утопает – это сказуемое.
(Что?) ручьи – это подлежащее.
Ручьи (что делают?) шумят – это сказуемое.
Чем отличаются эти предложения?
Первое – простое. Второе – сложное (союз и соединяет два простых предложения в одно).
Сложные предложения – это два (или более) предложений, соединённых в одно.
Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут связываться союзами а, Но, и, что, когда, где, потому что, чтобы и др. или интонацией.
Части сложного предложения разделяются запятой.
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Таким образом, существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
Давайте выделим основы предложений и определим их вид.
1. Пушистый рыжий хвост совсем прикрыл спину, а глаза впились в страшного зверя.
(Что?) хвост – это подлежащее.
Хвост (что сделал?) прикрыл – это сказуемое.
(Что?) глаза – это подлежащее.
Глаза (что сделали?) впились – это сказуемое.
Перед нами две грамматические основы – хвост прикрыл, глаза впились –значит, это сложное предложение. Его части соединены в одно союзом А ,а разделены запятой.
2. Он увидел, что глаза рыси плотно закрыты.
(Кто?) он – это подлежащее.
Он (что сделал?) увидел – это сказуемое.
(Что?) глаза – это подлежащее.
Глаза (что сделаны?) закрыты – это сказуемое.
Перед нами две грамматические основы, которые соединены союзом ЧТО, а разделены запятой.
3. Раздался шорох с того места, где лежали вещи.
(Что?) шорох – это подлежащее.
Шорох (что сделал?) раздался – это сказуемое.
(Что?) вещи – это подлежащее.
Вещи (что делали?) лежали – это сказуемое.
Перед нами две грамматические основы, соединённые в одно предложение союзом ГДЕ и разделённые запятой.
4. Солнечным утром налаживает свою нехитрую песенку весёлая синица, пускает звонкую дробь по тайге дятел.
(Кто?) синица – это подлежащее.
Синица (что делает?) налаживает – это сказуемое.
(Кто?) дятел – это подлежащее.
Дятел (что делает?) пускает – это сказуемое.
Перед нами две грамматические основы сложного предложения, разделённые запятой.
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.
Соединительные отношения. В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения). Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временные отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.) Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.
Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а, например:
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.);
Ученье — свет, а неученье — тьма (посл.)
Разделительные отношения. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли…ли, то…то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение — это предложение, части которого связаны между собою подчинительными союзами или союзными средствами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточной) от другой (главной).
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
|
Простые |
Составные |
|
что чтобы ибо когда пока как словно если и др. |
потому что оттого что так как лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что и др. |
который какой кто что как где куда когда и др. |
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. |
Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. |
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
|
Простые |
Составные |
|
что чтобы ибо когда пока как словно если и др. |
потому что оттого что так как лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что и др. |
который какой кто что как где куда когда и др. |
Не являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. |
Являются членами предложения. Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному. |
вернуться на страницу «Русский язык 4 класс»