Как найти сложноподчиненное предложение примеры

Сложноподчинённое предложение складывается из главной части и зависимого от неё придаточного предложения.

Приведем примеры сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — придаточным. Эти предложения синтаксически неравноправны. Зависимость придаточного предложения от главного выражается подчинительными союзами и союзными словами.

Часть, в которой находится подчинительный союз или союзное слово, является придаточным предложением, соответственно, часть, в которой их нет, называется главным предложением, или главной частью.


Определение

Сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и синтаксически подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчинённым.

Сложноподчиненные предложения, спп

Синтаксически и по смыслу зависимая часть сложноподчиненного предложения называется придаточным предложением.

Связь между главным и придаточным предложением более тесная, чем в сложносочиненном предложении, где его части сохраняют относительную самостоятельность. Например, рассмотрим предложение:

Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.

Сообщение, которое несет в себе главная часть (было ясно), неполно без пояснения его второй частью, поэтому связь между главным и зависимым предложениями более тесная, чем в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы и союзные слова выражают различные смысловые отношения между главной и придаточной частями. В зависимости от этого различают следующие виды сложноподчиненных предложений:

  • с придаточными определительными;
  • с придаточные изъяснительными;
  • с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчиненные предложения также можно разделить на две большие группы в зависимости от того, относится ли придаточная часть к одному слову в главной части или поясняет её всю. В главной части одно слово поясняют следующие придаточные части:

  • определительные
  • изъяснительные
  • образа действия
  • меры и степени
  • места.

Поясняют все главное предложение придаточные части:

  • времени
  • цели
  • причины
  • уступки
  • следствия
  • условные
  • сравнительные.

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи (говорить, рассказать, спросить, отвечать), мысли (думать, решать), чувства (радоваться, обижаться, сердиться). Она «изъясняет» (истолковывает, раскрывает их смысл) и отвечает на падежные вопросы что? о чём? чем? чему?

К главной части придаточное изъяснительное присоединяется с помощью союзов (ли, будто, как, чтобы) и союзных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встает (И. Никитин).

Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. И. Тютчев)

Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (К. Паустовский).

Этот тип сложноподчиненных предложений подробно с примерами рассматривается в статье «Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным».

Предложения с придаточными определительными

Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?

Милы мне не жаркие страны, где крылатые пальмы видны, а вот эти седые туман и мохнатые лапы сосны (Кежун).

Дайте дело такое, которое было бы мне по душе.

К главной части придаточное определительное присоединяется союзными словами (какой, который, чей, где, куда, откуда).


Дополнительный материал

См. еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточным определительным из художественной литературы.


Предложения с придаточными образа действия

Этот тип придаточных относится к указательному слову «так» в главной части и обозначает, каким образом совершается действие.

Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не  было за что краснеть.

Она говорила так, как будто держала что-то  за щекой.



Предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и степени относятся к указательным словам «так», «такой», «столько», «настолько», «до того», обозначают степень проявления признака, качества, действия и отвечают на вопросы в какой степени? сколько? насколько?

Биатлонистка Дарья Домрачева прошла дистанцию быстрее, чем предполагали журналисты.

Время шло медленнее, чем капала в бочку дождевая вода с крыши.

Дождь прошел так быстро, что земля в саду под яблонями не успела как следует намокнуть.



Предложения с придаточными места

Придаточные места относятся к наречиям «там», «туда», «оттуда», «везде», «всюду», «отовсюду» или обстоятельствам места и отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Там, где люди борются с пургой, встанет над тайгой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь прямой, туда не ездят на кривой.

Где нет знаний, там нет и смелости.

Куда дерево подрублено, туда оно и валится.

Предложения с придаточными времени

Придаточные времени поясняют все главное предложение и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор?

Когда зашло солнце, мы вернулись на бивак.

Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.

Пока я дышать умею,  я буду идти вперед (Лев Ошанин).


Дополнительный материал

Еще примеры сложноподчиненных предложений с придаточной частью времени из художественной литературы.


Предложения с придаточными цели

Придаточное предложение цели называет цель, а главное — предпосылку, которая обеспечивает достижение указанной цели. От главного предложения зададим к нему вопросы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята остались в школе после уроков, чтобы поиграть в волейбол.

Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей земле моей вовек не знать военного пожара (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть причины указывает причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?

Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое.

Может, Блок искал эту тишину и близость моря, потому что она возвращает смятенному человеческому сердцу спокойствие (К. Паустовский).

Он владел одинаково плохо всеми европейскими языками и в разговоре постоянно перемешивал их, коверкал слова, может быть, несколько умышленно, поскольку в каждом акробате всегда сидит немного клоуна (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в главном предложении разворачивается вопреки тому, о чем говорится в придаточной уступительной части. Придаточная уступки отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было прекрасное, но выехали в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит волна морей, утёс гранитный не повалит (М. Лермонтов).

Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В придаточной условной части содержится условие, в рамках которого развивается событие, обозначенное в главной части.

Ты должен  посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Фонвизин).

Если по-русски скроен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря минуту потерял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные следствия указывают на итог, результат, вытекающий из того, о чем идет речь в главной части. От главной части к придаточной задается вопрос что явилось следствием?

Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции видны были только колокольня и трубы ситценабивной фабрики… (А. Чехов).

Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей (А. Чехов).

Тихий звук снаружи не доходил в комнату, так что в этой тишине постукивание маятника казалось сильным звуком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнения два события сравниваются, уподобляются друг другу.

На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (С. Есенин).

Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).

Тест

На чтение 9 мин Просмотров 57.2к.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение – разновидности сложных синтаксических конструкций в языке. Сложные предложения составляются из простых частей, для соединения которых в единое целое служат:

  • интонация (в устной речи);
  • смысловая связь;
  • связующие элементы (союзы, союзные слова).

В зависимости от использованных связующих элементов и от взаимоотношений между частями сложные предложения подразделяются на виды/

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Что такое сложноподчинённое предложение (СПП)

Такое название носят конструкции, образованные путём подчинения одного простого предложения другому. При этом одно из них становится главным и от него задаётся вопрос ко второму (придаточному).

  • Лыжные соревнования пришлось отложить, потому что снег растаял из-за внезапной оттепели.

Основная информация содержится в первой (главной) части. Вторая, придаточная, сообщает дополнительные сведения: поясняет причину происходящего. Схематически структура полученной синтаксической единицы передаётся так.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Особенности сложноподчинённого предложения

По сравнению со сложносочинённым СПП имеет отличия:

  1. Придаточное присоединяется подчинительным союзом или союзным словом.
  • В афише написано, что гастроли симфонического оркестра пройдут на сцене театра в июне. (подчин. союз)
  • Начальник выяснял, что помешало сотрудникам закончить работу в срок. (союзн. слово)
  1. Союз (союзное слово) входит в состав придаточного, а не располагается между частями.
  2. Место зависимой части – не только после главной, но и впереди и даже внутри неё.
  • Кондуктор подошёл к пассажиру, который ещё не оплатил проезд.
  • Кто получит премию по итогам года, руководство решало с учётом результатов работы.
  • До деревни, куда дети собирались на каникулы, от райцентра ходил автобус.

СПП с несколькими придаточными

В подчинительных конструкциях, состоящих из трёх, четырёх и т. д. элементов, при необходимости присоединения нескольких зависимых к одному главному используются три способа подчинения:

  1. последовательное;
  2. параллельное;
  3. однородное.

Последовательное подчинение

Способ заключается в образовании цепочки, в которой очередной подчиняемый элемент становится главным для следующего.

  • Экскурсанты ждали, когда подадут на посадку автобус, который отвезёт их в старую крепость.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Параллельное подчинение

При параллельном подчинении зависимые части подчинены одной, но с разными вопросами. Возможности взаимного расположения элементов в таком случае не ограничены.

  • Когда книга была издана, в магазинах люди выстраивались в очереди, чтобы приобрести её.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

  • Половину вещей, которые были приготовлены в дорогу, пришлось оставить, чтобы не тащить слишком тяжёлый рюкзак.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Однородное подчинение

Вариант, близкий к предыдущему. Разница заключается в том, что придаточные отвечают на одинаковые вопросы и ведут себя подобно однородным членам в плане постановки знаков перед соединяющими их сочинительными союзами. В прозаической речи подчинённые компоненты располагаются по одну сторону от основного, поэзия допускает отдельные отступления от этого правила.

  • Продолжение фильма повествует о том, как сложилась дальнейшая судьба героев, какие приключения с ними происходили, чем завершилась их миссия.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

  • Олег спешил домой, чтобы родители не волновались и чтобы Барсик побыстрее обрадовался новой игрушке.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Запятая между придаточными, как и при однородных членах, не ставится перед одиночным соединительным союзом.

Комбинированное подчинение

Высказывания с количеством подчинённых элементов от трёх и выше допускают использование комбинаций способов подчинения.

  • Чтобы память не подвела, Николай записывал свои планы в блокнот, который всегда был у него с собой и в который он частенько заглядывал.

Сложноподчинённое предложение (СПП)

В примере использована комбинация параллельного и однородного способов.

Типы придаточных в СПП

Придаточная часть раскрывает содержание основной, поясняя дополнительные аспекты происходящего. Характер пояснения определяет принадлежность зависимого к одному из перечисленных типов:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные;
  • присоединительные.

Определительные

В составе высказывания поясняют существительное из главной части, с которым связаны вопросами определений. Присоединяются при помощи союзных слов.

  • Письмо, которое было получено на прошлой неделе, сообщало о приезде родственников на новогодние каникулы.

Выделенная часть содержит характеристику подлежащего письмо, с которым связана вопросом (какое?).

Определительные придаточные поддаются замене одиночным причастием (нераспространённые) или причастным оборотом, поскольку причастие относится к существительному, связано с ним тем же вопросом и берёт на себя при замене значение действия, ранее выражавшегося сказуемым.

  • Письмо, полученное на прошлой неделе, сообщало о приезде родственников на новогодние каникулы.

Разновидность этого типа – местоименно-определительные. Подчинены тем же способом местоимению, заменяющему существительное.

  • Каждый, кто оказывался на вершине холма, останавливался полюбоваться открывшимся видом.

Изъяснительные

Этот тип отвечает на падежные вопросы существительного. Относится к словам, с помощью которых обозначаются чувства, мысли, разновидности устной и письменной речи и пр. В роли таких слов выступают:

  1. Глагол — Рыбак надеялся, что буря пройдёт стороной.
  2. Предикативное наречие (категория состояния) — После папиного объяснения Маше стало понятно, как решается задача.
  3. Краткое прилагательное — Докладчик был согласен, что в рамки темы доклада указанная проблема не укладывается.

Присоединение происходит при помощи как союзов, так и союзных слов.

В предложениях с придаточным изъяснительным смысл главной части неполон без зависимой, поскольку слова указанного значения требуют пояснения в виде либо дополнения, либо отвечающего на его вопрос самостоятельного синтаксического компонента.

Обстоятельственные

Тип зависимых частей, отвечающих на наречные вопросы (кроме двух видов, к которым вопрос не задаётся вообще). Поясняют основную часть целиком, за исключением групп со значением образа действия, меры и степени.

По значению подразделяются на смысловые группы:

Образа действия

Указывают, как, каким образом происходят события, обозначенные в главной части. На эти же вопросы и отвечают. Поскольку действие передаётся глаголом, его и поясняет данная разновидность. При наличии в главном указательных слов так, таким образом вопрос задаётся от них, если они опущены – от сказуемого.

  • Дела обернулись так, что курьер должен был выехать немедленно.
  • Водитель реагировал на знак, как предписывают правила дорожного движения.

В предложении занимают постпозицию по отношению к поясняемой части.

Меры и степени

Поясняют слова со значением признака или действия с точки зрения степени проявления этого признака (действия). Относятся к указательным словам.

Присоединяясь союзами что и чтобы, приобретают добавочное оттеночное значение – результата, следствия.

  • Автобус шёл настолько медленно, что к поезду семья едва не опоздала.

В конструкциях с союзными словами насколько, сколько оттенок отсутствует, значение меры и степени представлено в чистом виде.

  • Музыка гремела настолько оглушительно, насколько позволяли динамики музыкального центра.

В работах лингвистов представленные две разновидности обстоятельственных придаточных то объединяются в одну группу (образа действия и степени), то разделяются на самостоятельные.

Места

Сообщают о месте (где) или направлении (куда, откуда). Поясняют главную часть, но относятся в ней к указательным словам, представляющим собой местоименные наречия в роли обстоятельства места. Располагаются после поясняемой части, присоединяясь к ней с помощью союзных слов.

  • Друзья договорились встретиться там, откуда им будет удобнее добираться до парка аттракционов.

В разговорной речи допускаются два отступления от традиционной для литературной нормы структуры:

  1. опускается указательное слово в главном элементе конструкции;
  • Оглушённая новостями Елена бездумно брелакуда несли её ноги.
  1. поясняющая часть предшествует поясняемой.
  • Куда друзья позвали, туда Борис и пошёл.

Времени

Отмечают время события (когда), продолжительность (как долго), начальный и конечный моменты (с каких и до каких пор). Поясняют главное высказывание целиком.

В расположении относительно основной части допускается вариативность при отсутствии в ней указательных слов.

  • Когда докладчик завершил выступление, слушатели задали ему много вопросов.
  • Пассажир выскочил из вагона на платформу, как только двери открылись.
  • Птицыедва небо начало светлеть, уже огласили рощу разноголосым пением.

Фиксируется положение придаточного при отсутствии указательных слов в двух случаях:

  1. связующий элемент – союз со значением внезапности (как вдруг, как) – требует следования содержащей его части за основной;
  • Девушка, сидя на скамейке, читала письмо, как вдруг налетевший порыв ветра вырвал странички из её рук.
  1. двойной союз с находящимся в главной части вторым компонентом (который бывает опущен и только подразумевается) автоматически закрепляет конструкцию, содержащую первый компонент, в начале.
  • Чуть только зазвенел звонок, как ученики толпой высыпали в коридор.

Цели

Присоединяются ко всему главному, указывая, для чего делается то, что в нём происходит. Связующий элемент – целевые союзы.

  • Бабушка отвлеклась от телевизора, чтобы в третий раз посолить суп.

Причины

Подобно предшествующим вариантам, поясняет основную часть целиком с позиции того, почему происходят упомянутые в ней события.

  • Монеты рассыпались по полу, потому что кошелёк случайно открылся.

Привычное положение придаточного причины – постпозиция, но, как и у конструкций со значением места, включение второго компонента двойного союза в главную часть закрепляет её на втором месте.

  • Поскольку днём синоптики обещают дождито зонтик с собой не помешает.

Уступки

Уступительные конструкции называют событие, несмотря на которое, вопреки которому совершается происходящее в главном высказывании. Относятся также к этому высказыванию в целом, связываясь с ними при помощи как союзов, так и союзных слов.

  • Хотя в процессе эксплуатации выявлены мелкие конструктивные недоработки, новая модель автомобиля пользуется спросом.

Закрепление взаимного расположения элементов синтаксической конструкции и здесь происходит при включении в главный из них второй части составного союза.

  • Хотя снегопад уже прошёлно дорога в город ещё не была расчищена.

Условия

Придаточные со значением условия присоединяются условными союзами к основной части, устанавливая, при каких обстоятельствах возможны описываемые в ней события.

  • Если взойдёт луна, обойдёмся без фонарика.
  • Постарайтесь уговорить её, если она откажется.

Союз если превращается в первый компонент двухчастной конструкции путём прибавления к нему второго элемента. Будучи встроенным в основное высказывание, вторая половина союза удерживает его в постпозиции. Однако она не обязательна, выпадает без изменения смысла, и фиксированность расположения утрачивается.

  • Если начнётся ремонт дорогитогда въезд в посёлок останется только с южной стороны.

Следствия

Конструкции со значением следствия, результата, вывода занимают постпозицию по отношению к основному высказыванию и присоединяются союзом так что. Вопрос от главной части к придаточной при этом не задаётся.

  • Соседи затеяли ремонт, так что выспаться в выходной день Василию не удалось.

Сравнения

Выполняет в предложении функцию сравнительного оборота, отличаясь от него наличием грамматической основы. Сопоставительное значение и сравнительные союзы у обеих конструкций совпадают.

  • В воздухе разносился тихий звонсловно где-то далеко били молотом по наковальне.

При сравнительных придаточных используется также состоящий из двух элементов союз чем…, тем.

  • Чем темнее становилось неботем ярче сияли на нём россыпи звёзд.

Присоединительные

Причиной выделения в отдельный тип послужило отсутствие связи как с основной частью высказывания, так и с входящими в её состав отдельными словами. Конструкция связывается при помощи союзных слов, как бы заключающих в себе весь смысл главной фразы.

  • Вопрос оказался спорнымчто послужило основанием длительной дискуссии.

При установлении типа придаточного опасно ориентироваться лишь на соединительные элементы – они совпадают у ряда разновидностей. Исследование признаков в комплексе позволяет избежать ошибок при классификации.

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

  • Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

  • Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ … ], (чей …).

  • Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

  • Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ … ], (когда …), а ( … ).

Обстоятельственные значения:

    • места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ … ], (откуда …).

    • времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

    • условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

    • причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

    • цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

    • следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ … ], (так что…).

    • уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

  • сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

  • меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

  • образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

  • Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

  • Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

  • Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).

Блок -схемы (1)

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

  • Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

    Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Predlozhenija1

  • Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

    Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Predlozhenija2

  • Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

    Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

    Predlozhenija3

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Predlozhenija5

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Predlozhenija4

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сложноподчиненным называется такое предложение, которое состоит из двух частей: главной и зависимой. От главной части предложения можно задать вопрос к зависимой. Части предложения соединяются при помощи подчинительных союзов (как, когда, где, так что, поэтому, как будто и т.д.), а также союзных слов. Союзное слово является членом предложения.

Примеры сложноподчиненных предложений.

  • Дети не знали, когда закончится шторм.
  • Валентин торопится, потому что поезд скоро тронется.
  • Если вовремя не выключить воду, можно устроить в квартире потоп.
  • Тишина такая стоит, как будто нет в мире ни одного живого существа.

Опубликовано 5 октября, 2019

На чтение 13 мин Просмотров 15к. Опубликовано 01.02.2021 Обновлено 13.02.2023

Программа ознакомления со сложноподчинёнными предложениями начинается с пятого класса и заканчивается в девятом. Предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, называются сложными. Они в свою очередь делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Оглавление

  • 1 Особенности сложноподчиненного предложения
    • 1.1 СПП с однородным подчинением
    • 1.2 СПП с параллельным подчинением
    • 1.3 СПП с последовательным подчинением
    • 1.4 СПП с комбинированным подчинением
  • 2 Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах
    • 2.1 Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении
      • 2.1.1 Предложения с придаточными изъяснительными
      • 2.1.2 Предложения с придаточными определительными
      • 2.1.3 Предложения с придаточными образа действия
      • 2.1.4 Предложения с придаточными места
      • 2.1.5 Предложения с придаточными меры и степени
    • 2.2 Придаточные части поясняют главное предложение целиком
      • 2.2.1 Предложения с придаточными времени
      • 2.2.2 Предложения с придаточными цели
      • 2.2.3 Предложения с придаточными причины
      • 2.2.4 Предложения с придаточными сравнения
      • 2.2.5 Предложения с уступительными придаточными
      • 2.2.6 Предложения с условными придаточными
      • 2.2.7 Предложения с придаточными следствия

Особенности сложноподчиненного предложения

Сложноподчинёнными являются предложения, когда одна часть главная, а остальные — зависят от нее. Такие грамматические основы называются придаточными, они становятся дополнением к мысли и не могут опускаться, потому что потеряется основной смысл.

Любое СПП можно представить в виде схемы, где квадратные скобки [ ] — главная грамматическая основа; полукруглые скобки ( ) — придаточная часть предложения, которая подчинена основному. Каждая часть может быть как распространённой, так и нераспространённой, состоящей из одного подлежащего или сказуемого.

Взаимное расположение грамматической основы и придаточной части СПП, а также расставляемые знаки препинания мы свели в небольшую таблицу.

В центре [ ,( ), ] Днем, когда вода спокойна, мы пошли на речку.
Спереди ( ), [ ]. С тех пор как обветшала крыша, в дом никто не заходил.
В конце [ ], ( ). Сломался компьютер, когда перегрелась плата.

Подчинительная связь происходит с помощью придаточных предложений. От зависимой грамматической основы можно задать вопрос к главной части. Так определяется, какая грамматическая основа основная, а какая её дополняет.

Зависимые предложения прикрепляются к главной основе при помощи союзов и союзных слов. Обратите внимание, чтобы отличить союз от союзного слова, нужно опустить это слово. Если смысл не потерялся, значит перед нами союз. К союзным словам можно задать вопрос.

Рассмотрим на примерах, чтобы стало понятней.

Нет ничего в нашей жизни, что нельзя передать словами. — [ ], (что).

Мы ее нашли за домом, где раньше никто не ходил. — [ ], (где).

Листья опадали с деревьев, словно наступила осень. — [ ], (словно).

СПП с однородным подчинением

Однородным называется подчинение, при котором главной части подчиняются несколько зависимых предложений, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному слову.

Такие грамматические основы схожи между собой союзными словами. Рассмотрим на примере.

Хотя дрова уже привезли и печку растопили, но Катя всё не могла согреться.

  • Здесь главная часть: Катя всё не могла согреться.
  • Зависимые: дрова уже привезли, печку растопили. Соединены союзом «и».
  • Повторение «Хотя» опускается. >> Хотя дрова уже привезли и хотя печку затопили, но Катя всё не могла согреться.
  • На основе представленного предложения, составим схему: (Хотя) и ( ), [ ].

Чтобы убедиться, что перед вами находятся подобного рода связи:

  1. Задайте вопрос от подчинённых частей к главной, он должен быть одинаковым. Мы дома слышали, как на улице свистел ветер и как капли дождя били по крыше.
    • Мы слышали (Что?) как на улице свистел ветер.
    • Мы слышали (Что?) как капли дождя били по крыше.
  2. Проверьте, какой вид у частей, он должен быть одинаковым. Когда придёт лето и снег растает, мы поедем на дачу. Когда придёт лето и КОГДА (опущено) снег растает.

От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и что друзья будут смеяться.

Можно было написать: От проводов сын отказался, сказав, что он уже большой и друзья будут смеяться. Опустили Что, но смысл остался прежним.

Летом мы побывали в лесу и узнали, как растут ягоды, как собирать грибы, и как много красивых цветов выращивает природа.

  1. Также, при разделении на разные предложения, смысл должен сохраниться, а предложение будет звучать, как законченная мысль.

Я жду момента, когда закончится школа и когда начнется поступление в институт.

  1. Я жду момента, когда закончится школа.
  2. Я жду момента, когда начнется поступление в институт.

СПП с параллельным подчинением

В предложении с параллельным подчинением несколько зависимых частей, при этом все они относятся к главному предложению, но отвечают на разные вопросы.

То есть, каждое зависимое раскрывает больше информации в разных направлениях. Одно может характеризовать, другое показывать время, третье — место. Рассмотрим несколько примеров предложений, чтобы было понятней.

Когда мама пришла домой, она почувствовала запах, который запомнился на всю жизнь.

Схема выглядит так: (…), [..], (..). Обе придаточных части относятся и зависят от главного предложения.

Когда произошло это событие, мы все находились в школе, которая расположена рядом с центром.

Тогда мы и не подумали, время было позднее, которое не подразумевает прогулок. — (Тогда ), [ ], (которое ).

Основные признаки, которые характеризуют параллельное подчинение:

  • придаточные части различны между собой не только союзами, но и видами;
  • зависят от одной грамматической основы или слова.

Когда я смотрела на дочь, то искренне удивлялась, что она выросла такая большая.

Перед тем как собирать вещи, мама спросила, точно ли мы решили уезжать.

СПП с последовательным подчинением

Грамматических основ в последовательном подчинении должно быть от трёх и больше. Одна является основной частью, остальные — зависимыми. Первоначально идёт главное предложение, а за ним по цепочке придаточные. Вопросы задаются для каждой основы от предыдущего простого предложения.

То есть, одна придаточная часть зависит от главной, остальные части зависят от придаточных. Если убрать одну из грамматических основ, мысль окажется незаконченной. Рассмотрим на примере.

Наконец-то наступило лето, когда можно выбегать на улицу без куртки и шапки, потому что погода позволяет.

Составим схему: [ ], (когда ), (потому что ). Как видим, первое предложение главное. От него зависит следующее, которое является придаточным. А от этого придаточного зависит последующее.

Можем сделать вывод, что последовательным подчинением называется связь, которая соединяет каждое предложение со стоящим перед ним. К такому типу можно составить стандартную схему: [..], (..), (.), (..). При этом союзные слова могут меняться, в зависимости от смысла.

Чтобы понять, что перед нами данный тип подчинения, нужно:

  1. Задавать вопросы от одной грамматической основы, к последующей. При этом от одного простого предложения, несколько вопросов не задать.
  2. Тип придаточных может быть, как разным, так и одинаковым.

На уроке отвечал и Коля, который доказывал свою точку зрения, что исторические книги найдены не все.

На лето мы уезжаем к бабушке в деревню, где находится речка, в которой мы постоянно рыбачим.

В этот раз его соперником был Борис, который тренировался в большом зале, где постоянно проходили соревнования.

При прерывании цепочки, мы потеряем общий смысл и текст покажется незаконченным.

Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе, где мы постоянно гуляли.

Оборвём последнюю часть: Сегодня я встретила Машу, которая жила во дворе. (напрашивается вопрос — в каком дворе? — Где мы постоянно гуляли).

СПП с комбинированным подчинением

При комбинированной связи, в СПП располагаются придаточные предложения, которые могут быть как с однородным/параллельным подчинением, так и с последовательным. Важно правильно расставить вопросы и обозначить тип связи.

Всюду, куда не посмотришь, льются потоки воды, так что не разберешь, идёт ли дождь с неба или с земли.

Первоначально, составим схему. Она выглядит так: [ ,(куда), ], (так что ), (ли ).

Вопросы, которые задаются от одной грамматической основы к другой:

  • Всюду (где?) куда не посмотришь.
  • Льются (Как?) так что не разберешь.
  • Не разберешь (Что?) идет ли с неба или с земли.

Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей в примерах

Как соединяются и зависят друг от друга придаточные части мы выяснили. Но каждая зависимая грамматическая основа еще раскрывает какую-то дополнительную информацию. В зависимости от этого вид такого предложения меняется.

Придаточные части поясняют одно слово в главном предложении

Существует пять видов придаточных частей, которые поясняют только одно слово, а не всё предложение целиком. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Предложения с придаточными изъяснительными

Такие зависимые части чаще всего описывают сказуемое, которое является глаголом или кратким прилагательным. При этом отвечает на вопросы всех косвенных падежей.

Я и не слышала, как сзади кто-то подошел.

Если убрать вторую часть предложения, то оно будет незаконченным. Я и не слышала (Что?). Таким образом требуется дополнение.

Рассмотрим в таблице признаки изъяснительных придаточных.

Наименование Описание Пример
Слова, к которым присоединяются зависимые грамматические основы Имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства или состояния: спорить, отвечать, говорить, сердиться, грустить, сожалеть, радоваться, решать, удивляться, думать, размышлять.

Она расстроилась, когда часы пробили полночь.

Занимаясь делами, мы не обращали внимание, как быстро проходили поезда за рекой.

Союзы Что, чтобы, как, будто, ли

Каждый раз смотрю на них и удивляюсь (чему?), как красиво они смотрятся на этом месте.

Даже дома было слышно (Что?), что в соседнем ауле неспокойно.

Прихожу к бабушке и любуюсь (Чем?), как горит огонь в печке.

Союзные слова

кто, что, где, когда,

сколько, куда, как, зачем и т. п.

Мы и не заметили (Что?), как быстро прошло время.

Матвей часто забывал (О чем?), какие уроки задали на дом.

Указательное местоимение тот, та, то, те

Наверное, пора подумать о том (о чем?), что сказала мама накануне.

Ей больше не надо того, что выдают в больнице в качестве завтрака.

Предложения с придаточными определительными

Чтобы понять, что перед нами данный вид связи, замените союзное слово что на который. Он указывает на признак предмета, названного определяемым существительным.

Маша указывала на море, которое все больше волновалось и поднимало волны.

Море (Какое?) — которое волновалось и поднимало волны.

Катя никогда не видела снега, который притягивал и манил ее во снах.

Девочки увидели затмение, которое повторится через много лет.

Придаточные определительные не характеризуют, а описывают ситуацию, давая косвенную оценку существительному.

Одно из дел, которое было запланировано, откладывается на неопределенный срок. — [ ,(которое ), ]

Соединительную связь, используемую в данных видах предложений, можно поделить на две группы, описанные в таблице ниже.

Наименование Вопросы Пример
Основные Который, чей, какой Дом, где (в котором) я провел детство, находится далеко от моего проживания.
Второстепенные Где, куда, откуда, когда На пороге я увидел перчатку, что (которую) потерял утром.

Очень часто в подобных видах связи встречаются указательные местоимения и наречия (тот, такой).

Это был тот кот, которого мы видели вчера на соседней улице. [ … тот], (которого).

Предложения с придаточными образа действия

Зависимая часть описывает способ и образ действия. Располагается после главной грамматической основы.

Наименование Описание Примеры
Отвечает на вопросы
  • как?
  • каким образом?
На улице светит солнышко, как сказали в прогнозе погоды.
Способы присоединения
  • при помощи союзных слов как, сколько, насколько;
  • при помощи союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Концерт проходил так, как было расписано в графике.

Звезды светили так ярко, точно приблизились к нам на сотни километров.

На ночном небе появились снежинки, точно маленькие звездочки падали на землю.

Однозначные придаточные Присоединяются союзными словами как, сколько, насколько Ролик были готовы прокручивать столько раз, сколько я хотел его смотреть.
Двузначные придаточные Соединены союзами; второе значение вносится союзом

Что-то маленькое так светило вдалеке, будто там было маленькое солнце.

Звезда должна выглядеть так, чтобы её узнавали всегда и везде.

Предложения с придаточными места

Обозначают место и пространство где происходит действие. Отвечают на вопросы:

  • где?
  • куда?
  • откуда?

Чаще всего стоит после главной части и присоединяется с помощью союзных слов  где, куда, откуда. Рассмотрим на примерах.

Ты иди уже, куда звали тебя с утра.

Она читала везде, где появлялась свободная минутка.

Куда кошка ушла, там и мышка бегает. — (Куда ), [там и ].

Предложения с придаточными меры и степени

В зависимой части указывается степень проявления признака и мера действия, о которых идет речь в главном предложении. Отвечает на вопросы:

  • в какой степени?
  • насколько?

Поясняет в главной части сочетание, состоящее из глагола, имени существительного, прилагательного, причастия либо наречия и указательных слов:

  • так;
  • такой;
  • столько;
  • настолько;
  • до того;
  • до такой степени.

В этом году на дереве вишни столько ягод (сколько?), сколько не бывало последние несколько лет.

Гроза была такой яркой (в какой степени?), что освещала каждую маленькую улочку.

Так внезапно произошло событие (насколько?), что мы даже не поняли.

Придаточные части поясняют главное предложение целиком

Вторая группа придаточных более обширна. Рассмотрим каждый её вид по отдельности, чтобы научиться их отличать.

Предложения с придаточными времени

Зависимые предложения данного типа показывают время или промежуток, в который происходило действие, о котором рассказывается в главной части. Отвечают на вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?

Их отличительная особенность в том, что присоединение происходит временными союзами, такими как: пока, едва, в то время как и др.

Когда родители пришли, няня быстро заторопилась домой.

Пока не пробило десять вечера, мы можем играть на приставке.

Также могут появляться указательные слова, такие как тогда, после того и подобные.

Кошка гуляет до тех пор, пока не начинает чувствовать голод.

Когда зимой покупаешь зелень, то очень хочется лета.

Мама всё чувствует даже тогда, когда находится далеко от детей.

Предложения с придаточными цели

Описывает намерение того, о чём говорится в главном предложении. Отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Используемые слова для связки: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы и др.

Меня разбудил друг, чтобы, я не опоздал на экзамен.

Она высказала все что знала, дабы остановить Пашу от необдуманного шага.

Предложения с придаточными причины

Отмечают основание того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, и присоединяются при помощи: потому что, оттого что, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др.

Отправляю все фото по почте, потому что сама не приеду в гости.

Учеба крайне важна, ибо дает шанс в будущем.

Оттого мне родны эти статуэтки, что получены от мамы.

Предложения с придаточными сравнения

В данных типах предложениий содержание главной части сравнивается со смыслом зависимой. Присоединение происходит:

  • как;
  • точно;
  • словно;
  • как будто.

Птички так громко сегодня поют, словно весна наступила.

Ваня и Миша проговорили два часа, как будто знакомы всю жизнь.

Чем больше я занимаюсь, тем больше знаю и понимаю. — ( ), [ ].

Предложения с уступительными придаточными

Демонстрирует несоответствие к основному предложению, отвечает на вопрос несмотря на что? Слова, употребляемые для связи хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. Рассмотрим на примере, чтобы стало понятней:

Пусть не успели на автобус, он ещё придёт.

Погода была пасмурная и ничего не видно, несмотря на то что утро началось.

Как ни старалась сделать в срок, но обстоятельства повернулись иначе.

Предложения с условными придаточными

Указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении.

Наименование Описание
Вопросы, на которые отвечает При каком условии?
Союзы Если, если … то, когда, когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Когда я поступлю в институт, то пойду и расскажу родителям. — ( ), [ ].

Если ты не умеешь, то не берись.

Когда наступит весна, зацветут акации.

Предложения с придаточными следствия

Показывает результат, вытекающий из текста главной части. Всегда стоит после нее и присоединяется союзом так что. Для проверки можно заменить союз «так что» на «и», смысл не должен поменяться.

Температура всё поднималась, так что становилось жарко и душно.

Лучи всё ослепительней светили, так что ничего не видно было впереди.

Сложноподчиненные предложения используются чаще всего в художественной литературе, не менее редко в обычной речи и научно-публицистических работах. Главное, уметь понимать и распределять виды связей, чтобы писать и говорить грамотно!

Добавить комментарий