Как найти сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением

В сложноподчиненном предложении неоднородное подчинение — это такое подчинение, когда все придаточные разных видов относятся к главному или каждое их них поясняет разные слова в главной части.

Узнаем, что такое неоднородное подчинение придаточных предложений, по каким признакам можно определить его в сложноподчиненном предложении. Приведем примеры предложений с неоднородным подчинением придаточных.

Предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

В сложноподчиненном предложении (СПП) с несколькими придаточными частями наряду с однородным и последовательным различают неоднородное подчинение, при котором зависимые части разных типов поясняют главное предложение или относятся в нём к разным словам.

Неоднородное подчинение придаточных

Одновременно могут относиться ко всему главному предложению придаточные части следующих типов:

  • времени
  • причины
  • условия
  • следствия
  • цели
  • условия
  • сравнительная.

Прежде чем переставить лапу (1), гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки (2), подобно тому как складывают веер (3), и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь (2) (Е. Носов).

СПП состоит из трех простых предложений. Первое зависимое предложение начинает сообщение. Второе предложение является главным, в середине которого находится одна из придаточных частей. Придаточные поясняют всю главную часть и имеют разное значение:

  • первое предложение «прежде чем переставить лапу» отвечает на вопрос с каких пор? и является придаточным времени;
  • третье предложение «подобно тому как складывают веер» содержит сравнение.

Линейная схема СПП с неоднородным подчинением придаточных:

Линейная схема

(Прежде чем …), [… (подобно тому как …)… ].

Сделаем вывод, что данное сложное предложение содержит неоднородное, или параллельное, подчинение придаточных.

В СПП с неоднородным подчинением придаточных также возможны другие комбинации зависимых частей:

  1. одно из перечисленных выше придаточных частей поясняет главное предложение, а второе — только одно слово в нем;
  2. два придаточных одного или разных видов поясняют разные слова в главном предложении.

Что бы о тебе ни думали (1), делай то, что считаешь справедливым (2) (Пифагор).

В этом СПП первое придаточное предложение с уступительным значением «что бы о тебе ни думали», присоединенное союзным словом с частицей «что ни», поясняет всю главную часть «делай то». А второе  изъяснительное придаточное предложение поясняет в ней одно слово — указательное местоимение «то».

Линейная схема СПП с неоднородным подчинением придаточных:

Линейная схема

(Что ни…), […], (что… ).

А после вспомнится и то дерево, под которым развел теплинку(1), и тот ручей, который пел тебе всю ночь (2) (М. Пришвин).

В приведенном СПП два придаточных определительных поясняют разные слова главного предложения:

  • то дерево (какое?) под которым развёл теплинку;
  • тот ручей (какой?) который пел тебе всю ночь.

Линейная схема СПП с неоднородным подчинением придаточных:

Линейная схема

[…то дерево, (под которым…) и тот ручей], (который…).

Схема сложноподчинённого предложения с неоднородным подчинением

Примеры предложений с параллельным (неоднородным) подчинением

Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду (В. Солоухин).

Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился (В. Арсеньев).

Я сейчас же догадался, что будет дальше, и попытался толкнуть его ногой под столом, чтобы он замолчал (К. Джером).

Когда я нёс Лешке книжку, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он этого отнюдь не легкого писателя [Хемингуэя] (В. Некрасов).

Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, словно и она была поражена силой смельчака Данко (М. Горький).

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече (Н. Гоголь).

Я не знал, что ему ответить, и вернулся к разговору, который мы не окончили (В. Машков).

Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский).

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 30

Объясните что такое сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением?



Ученик

(17),
закрыт



6 лет назад

Дополнен 10 лет назад

Гога, не говори что мне делать. . и я не скажу куда тебе идти. Закрой свой рот.
Я закончил школу без единой тройки в 2009 году.
Подзабыл за два года некоторые правила.

Маришка. . благодарю. Вы мне очень помогли.

Дополнен 10 лет назад

Елена Гениуш (Севрюгина) .. спасибо.

Елена Гениуш(Севрюгина)

Знаток

(284)


10 лет назад

Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

1.все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

2.придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение, /2 чтобы получше рассмотреть его /3 (Чехов) .

(когда – союз) 1, [ ]2, (чтобы – союз) 3.

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср. : [Когда? ] Когда он подъезжал к заднему двору, /1 Егорушка напряг своё зрение /2; Егорушка напряг своё зрение [зачем?] , /2 чтобы получше рассмотреть его /3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Лиля траля-ля

Ученик

(153)


10 лет назад

Параллельное подчинение придаточных
Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения.
Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал (когда? ) к себе первого мужика (какого?) , который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

Елена Филимонова

Мыслитель

(6766)


10 лет назад

Придаточные предложения (в нашем случае их два и более) при неоднородном подчинении должны относиться к одному слову в главном предложении, но отвечать на разные вопросы.
Мы РЕШИЛИ ВЫЙТИ в сад, (зачем? ) чтобы очистить дорожки, (почему? ) потому что скоро должны были собраться гости.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе – к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1.    Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет.)

[Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства).  

Линейная и вертикальная схемы придаточных

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай) (Чехов).

Линеная и вертикальная схемы придаточных2

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотя старался этого не показывать). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

Линейная и вертикальная схемы придаточных3

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Линейная и вертикальная схемы придаточных4

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе… вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской… (Л. Т.).

Союзы ли… или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или.

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится.

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

 Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире, если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой Нежданов так и не узнал… (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел тот смеется, кто хочет тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел это его дело.

Где он сейчас, чем занимается вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась когда Мика рассказала ей, что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние ты знаешь?; А вы уверены нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например:  Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, муж мой, которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль, что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4.  Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему…), (почему…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное – придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные – придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий  человек знает ], (что ему  нужно делать не  то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что…), а то), (что…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное – придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные – придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

Заблудиться в дремучем лесу сложноподчинённого предложения может каждый. Что уж говорить о той ситуации, когда учащемуся приходится столкнуться с СПП, в котором несколько придаточных частей? Но нет ничего невозможного.

В данной статье расскажу Вам о том, как быстро и легко можно определить тип подчинения придаточных.

Итак, напоминаю о том, что сложноподчиненное предложение (СПП) – это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому. Именно поэтому в нем и выделяется главная часть и зависимая (придаточная), в которой и находится средство связи (подчинительный союз или союзное слово).

Схематично СПП можно изобразить следующим образом:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

В некоторых сложноподчиненных предложениях бывает несколько придаточных. СПП с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

Разберем каждый тип соподчинения придаточных частей, выявим отличительные признаки, по которым вы легко отличите их друг от друга.

1 ТИП – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Схематично этот тип подчинения можно изобразить следующим образом:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

2 ТИП – ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

Схематично этот тип подчинения можно изобразить следующим образом:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

3 ТИП – ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос, зачастую присоединяются к главному предложению с помощью одинаковых подчинительных союзов или союзных слов.

Схематично этот тип подчинения можно изобразить следующим образом:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но при этом союз легко восстановить). Обращаю внимание, что в данном случае расстановка знаков препинания будет выглядеть следующим образом:

Он видел, / как расцветает первый подснежник / и / (как) почки на деревьях набухают от теплых лучей солнца /.

Основные теоретические сведения, касающиеся расстановки знаков препинания в СПП с однородным типом соподчинения придаточных частей, отображены на следующих репродукциях:

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!
ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

Итак, приступаем к разбору типичных экзаменационных формулировок.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

(1) В мировой художественной литературе немало примеров, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения.

ПРАВИЛЬНО. 1 ВОПРОС ЗАДАЕМ ОТ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ (ПРИМЕРОВ КАКИХ? КАК МОЖНО ОПИСАТЬ МУЗЫКУ И Т.Д.)

2 ВОПРОС ЗАДАЕМ ОТ 1 ПРИДАТОЧНОГО(ВПЕЧАТЛЕНИЯ КАКИЕ? КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ У СЛУШАТЕЛЯ). При данном типе подчинения мы словно спускаемся по ступенькам. Сначала первая, потом вторая, третья и т.д.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(2) Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней.

ПРАВИЛЬНО. Обратите внимание, что главное предложение разорвано придаточной частью с союзным словом КТО. Поэтому очень важно при определении типа соподчинения придаточных частей определить границы главного предложения.

В данном СПП главное предложение – ТОТ ЗНАЕТ. Оба вопроса к придаточным задаем от главного предложения (КТО тот? кто нырял, знает что? что под водой слышны звуки и т.д.)

3) Предложение 4 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(4) Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.

НЕПРАВИЛЬНО. В данном СПП главное предложение – замечательная особенность этого червя состоит в том. 1 ВОПРОС ЗАДАЕМ ОТ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ (СОСТОИТ В ЧЕМ? ЧТО ТЕЛО ПОКРЫТО БАХРОМОЙ И Т.Д) 2 ВОПРОС ЗАДАЕМ ОТ 1 ПРИДАТОЧНОГО (ВОЛОСКОВ КАКИХ? КОТОРЫЕ ПЕРЕЛИВАЮТСЯ ЦВЕТАМИ РАДУГИ). При данном типе подчинения мы словно спускаемся по ступенькам. Сначала первая, потом вторая, третья и т.д. Это ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ ЧАСТЕЙ.

4) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(5) Получается, что нет ни одного месяца в году, в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры.

НЕПРАВИЛЬНО. В данном СПП главное предложение – ПОЛУЧАЕТСЯ. 1 ВОПРОС ЗАДАЕМ ОТ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ (ПОЛУЧАЕТСЯ ЧТО? ЧТО НЕТ МЕСЯЦА В ГОДУ И Т.Д)

2 ВОПРОС ЗАДАЕМ ОТ 1 ПРИДАТОЧНОГО(В ГОДУ КАКОМ? В КОТОРОМ НЕ ПРОИЗВОДИЛАСЬ БЫ УБОРКА). При данном типе подчинения мы словно спускаемся по ступенькам. Сначала первая, потом вторая, третья и т.д. Это ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ ЧАСТЕЙ.

5) Предложение 6 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

(6) Я знаю, что письмо уже пришло и что оно адресовано мне.

НЕПРАВИЛЬНО. Сразу же обращаем внимание на одинаковые подчинительные союзы. Придаточные части относятся к одному и тому же слову в главном предложении (знаю) и отвечают на один и тот же вопрос (что?). Это однородное соподчинение придаточных частей.

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП. РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!

Скачать материал

без ожидания

Урок русского языка 
в 9 классе

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 161 человек из 51 региона

  • Сейчас обучается 107 человек из 44 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка 
в 9 классе

    1 слайд

    Урок русского языка
    в 9 классе

  • Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяс...

    2 слайд

    Орфографический анализ.
    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
    1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
    2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
    3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
    4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
    5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
    Ответ: 15.

  • Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяс...

    3 слайд

    Орфографический анализ.
    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
    1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
    2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
    3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
    4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
    5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
    Ответ: 45

  • Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте к...

    4 слайд

    Пунктуационный анализ.
    Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

     Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.
    Ответ: 145.

  • Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.

    5 слайд

    Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением.

  • Главное предложениеОднородное соподчинениеНеоднородное соподчинениеПоследоват...

    6 слайд

    Главное предложение
    Однородное соподчинение
    Неоднородное соподчинение
    Последовательное
    Соподчинение

  • В сложноподчиненном предложении неоднородное подчинение — это такое подчинени...

    7 слайд

    В сложноподчиненном предложении неоднородное подчинение — это такое подчинение, когда все придаточные разных видов относятся к главному или каждое их них поясняет разные слова в главной части.
    Одновременно могут относиться ко всему главному предложению придаточные части следующих типов:
    времени
    причины
    условия
    следствия
    цели
    условия
    сравнительная.

  • Прежде чем переставить лапу (1), гусь поднимал её к белоснежному кителю, соби...

    8 слайд

    Прежде чем переставить лапу (1), гусь поднимал её к белоснежному кителю, собирал перепонки (2), подобно тому как складывают веер (3), и, подержав так некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь (2) (Е. Носов).
    СПП состоит из трех простых предложений. Первое зависимое предложение начинает сообщение. Второе предложение является главным, в середине которого находится одна из придаточных частей. Придаточные поясняют всю главную часть и имеют разное значение:
    первое предложение «прежде чем переставить лапу» отвечает на вопрос с каких пор? и является придаточным времени;
    третье предложение «подобно тому как складывают веер» содержит сравнение.
    (Прежде чем …), [… (подобно тому как …)… ].

  • В СПП с неоднородным подчинением придаточных также возможны другие комбинации...

    9 слайд

    В СПП с неоднородным подчинением придаточных также возможны другие комбинации зависимых частей:
    одно из перечисленных выше придаточных частей поясняет главное предложение, а второе — только одно слово в нем;
    два придаточных одного или разных видов поясняют разные слова в главном предложении.
    Что бы о тебе ни думали (1), делай то, что считаешь справедливым (2) (Пифагор).
    первое придаточное предложение с уступительным значением «что бы о тебе ни думали», присоединенное союзным словом с частицей «что ни», поясняет всю главную часть «делай то».
    второе  изъяснительное придаточное предложение поясняет в ней одно слово — указательное местоимение «то».
    (Что ни…), […], (что… ).

  • А после вспомнится и то дерево, под которым развел теплинку (1), и тот ручей,...

    10 слайд

    А после вспомнится и то дерево, под которым развел теплинку (1), и тот ручей, который пел тебе всю ночь (2) (М. Пришвин).
    В приведенном СПП два придаточных определительных поясняют разные слова главного предложения:
    то дерево (какое?) под которым развёл теплинку;
    тот ручей (какой?) который пел тебе всю ночь.
    […то дерево, (под которым…) и тот ручей], (который…).

  • Неоднородное (параллельное) подчинениеГлавная частьПридаточное 1Придаточное 2...

    11 слайд

    Неоднородное (параллельное) подчинение
    Главная часть
    Придаточное 1
    Придаточное 2
    Признаки:
    Задаёте разные вопросы
    от главной части.
    2. Вид придаточных разный.
    3. Зависят от одного и того слова
    или грамматической основы
    в главной части.
    (Когда наша шлюпка направилась к берегу), [ мы увидели ]( что из деревни
    бросилось бежать множество детей).
    Что?
    Когда?

  • Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на...

    12 слайд

    Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду (В. Солоухин).
    Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца, я понял, что день кончился (В. Арсеньев).
    Я сейчас же догадался, что будет дальше, и попытался толкнуть его ногой под столом, чтобы он замолчал (К. Джером).
    Когда я нёс Лешке книжку, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он этого отнюдь не легкого писателя [Хемингуэя] (В. Некрасов).
    Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, словно и она была поражена силой смельчака Данко
    (М. Горький).
    Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече (Н. Гоголь).
    Я не знал, что ему ответить, и вернулся к разговору, который мы не окончили (В. Машков).
    Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у неё такие красивые глаза (В. Драгунский).
    Примеры предложений с параллельным (неоднородным) подчинением

  • 1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века...

    13 слайд

    1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным. 
    2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях. 
    3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке. 
    4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
    5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
    6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
    7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
    8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
    9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
    10.  Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
    11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
    12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
    13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
    14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
    15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
    16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
    Выпишите номера СПП с неоднородным (параллельным) подчинением.

  • В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун  который чтобы не бегать оче...

    14 слайд

    В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун который чтобы не бегать очень быстро привязывает к ногам пудовые гири. (Солоухин).

    Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.
    Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.
    Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.
    Расставьте знаки препинания, определите вид связи в СПП

  • Параграф 21
Упражнение 153 (задание № 4)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    15 слайд

    Параграф 21
    Упражнение 153 (задание № 4)
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 256 634 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

    «Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

    Тема

    § 21. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

Презентация “Однородное подчинение в СПП”

  • Учебник: «Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.
  • Тема: § 21. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Рейтинг:
5 из 5

  • 10.03.2021
  • 1804
  • 261

«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

«Русский язык (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

«Русский язык (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

  • 10.03.2021
  • 1969
  • 2
  • 10.03.2021
  • 579
  • 17

«Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Добавить комментарий