Придаточное предложение причины — это зависимая часть сложноподчинённого предложения, которая раскрывает причину того, о чём говорится в главной части, и отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине? из-за чего?
Определим, что такое придаточное предложение причины, если выясним его значение и средства связи с главным предложением.
Придаточное причины в сложноподчинённом предложении
В сложноподчинённом предложении с придаточным причины сообщается о том, в соответствии с какой причиной совершается действие в главной части.
Завтра ты должен принести эту книгу (почему?), так как ты обещал дать мне её прочесть.
Это придаточное предложение имеет обстоятельственное значение. К нему задается вопрос от всей главной части:
- почему?
- по какой причине?
- отчего?
- из-за чего?
Придаточные предложения причины присоединяются к главной части союзами:
- так как;
- поскольку;
- ибо;
- потому что;
- оттого что;
- из-за того что;
- вследствие того что;
- благодаря тому что;
- в связи с тем что;
- тем более что;
- затем что.
Эти придаточные могут находиться в любом месте сложноподчинённого предложения: в начале, в середине или в конце.
Матвей быстро добрался до города, потому что ему попалась попутная машина.
Из-за того что малыш не спит, Аня не может заняться написанием рецензии.
От реки тянет прохладой, ввиду того что село солнце, и начинают вечерний концерт лягушки.
Важно!
Подчинительный союз «так как» не делится на части в придаточном предложении причины.
Евгений много добился в освоении профессии программиста, так как проявил силу воли и упорство в достижении своей цели.
Все составные подчинительные союзы могут расчленяться на части в зависимости от смысла высказывания, постановки логического ударения. Тогда первая часть «потому», «оттого», вследствие того», «благодаря тому», «ввиду того» входит в состав главного предложения и является указательным словом, выполняющим роль второстепенного члена предложения обстоятельства причины. Эти указательные слова редко сливаются с союзом «что» и чаще всего употребляются в деловой и научной речи. Если союзы расчленены, между частями сложноподчинённого предложения устанавливается более тесная связь.
Мы опоздали к началу спектакля вследствие того, что оказались на дороге в час пик.
В такой синтаксической ситуации в сложноподчинённом предложении запятая ставится один раз перед союзом «что».
Видеоурок
Примеры
Чувствуется приятный сладковатый запах свежескошенной травы, так как вчера косили луг.
Через это болото нельзя идти, ибо издавна оно слывёт непроходимым.
О своем приезде мы сообщили телеграммой, потому что у бабушки нет телефона.
Дети высыпали во двор, оттого что после дождя вновь засияло солнце.
Вследствие того что живешь в ладу со своей совестью, всё вокруг радует.
Пойдем в тот лес, потому что там все пни усыпаны опятами.
Поскольку изменилось расписание, нам следует прибыть на станцию на час раньше.
В цветнике распустились розы, благодаря тому что вернулось тепло.
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 33
Придаточные причины содержат указания на причину того, о чём говорится в главном предложении; отвечают на вопросы «Почему?», «Отчего?», «Из-за чего?», «По какой причине?»
Пример:
[Крик дитяти происходит без всякого сознания], (По какой причине?) (вследствие того), (что раздражённые чувствительные нервы действуют на нервы органа голоса). (Н. Добролюбов).
Придаточные причины связаны с главным предложением союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что.
Пример:
[Он вкратце рассказал известную нам историю], (поскольку она относилась к нему) (Н. Лесков).
Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут разбиваться на две части в зависимости от смысла и логического ударения.
Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом — обстоятельством причины:
из-за того, вследствие того, благодаря тому, в связи с тем, потому, оттого и др.;
вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и выполняет функцию простого подчинительного союза.
Запятая в этом случае ставится один раз — в середине составного союза.
Пример:
[Сергею было неловко оттого], (что говорил он с Саввой таким строгим и подчёркнуто официальным тоном) (С. Бабаевский).
Пример:
[Базар кишел народом], (потому что было воскресенье) (М. Лермонтов).
Придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Пример:
[Положение во всяком случае получалось критическое], (потому что впереди предстояли три голодных месяца) (Д. Мамин-Сибиряк).
[Конечно, он не мог отдать себе ясного отчета в угнетавшем его тяжелом чувстве], но [оттого, (что сознание это было неясно и смутно), оно доставляло не меньше страдания] (В. Короленко).
Если придаточная часть стоит на первом месте, то главная обычно имеет слово, скрепляющее части сложного целого, — то.
Пример:
(Так как день был праздничный), [то глуповцы решились ознаменовать его чем-нибудь особенным] (По М. Салтыкову-Щедрину).
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
Придаточные
предложения причины в
сложноподчинённых предложениях уточняют причину действия и отвечают на
вопросы почему?,
по какой причине?, отчего?, вследствие чего ?Они присоединяются к главному при помощи союзов потому что, оттого что, так как,
из-за того что, ибо, в связи с тем что, поскольку и т. д.
Придаточные
предложения могут быть:
а) перед главным
предложением.
Пример:
Из-за того что шел дождь, мне не хотелось выходить на
улицу;
б) после главного
предложения. В качестве средств связи употребляются лишь союзы: так как, поскольку;
Пример:
Мне не хотелось выходить на
улицу, так как шел дождь.
в) внутри главного
предложения.
Пример:
Мне, поскольку шел дождь, не хотелось выходить на улицу.
Конструкции с
предлогами благодаря,
из-за, от
Конструкции с
предлогом от в значении причины употребляются в следующих
случаях:
1. При глаголах,
обозначающих гибель,
смерть, заболевание: умирать, погибать, ослабевать, болеть. При этом
употребляются существительные, выражающие непосредственную, прямую причину
заболевания или гибели: рана, болезнь, бессонница, голод, жажда, пожар,
засуха, наводнение, взрыв, ожог, переутомление, усталость, напряжение.
2. При глаголах,
указывающих на изменение цвета, внешнего вида, состояния: побледнеть, покраснеть, пожелтеть,
позеленеть, почернеть, побелеть, потемнеть, поседеть. Употребляющиеся при этом существительные могут
выражать:
а) чувство,
переживание: огорчение,
стыд, злость, горе, радость, боль, страх, обида, смех, восторг, смущение;
б) внешнюю причину
воздействия: сырость,
время, холод, ветер, жара, звук, толчок, шум, свет.
3. При глаголах,
показывающих неосознанное, часто не зависящее от
субъекта
проявление или следствие какого-либо чувства, переживания: дрожать, трястись, смеяться, молчать,
кричать, плакать, уставать.
При этом употребляются существительные, обозначающие чувства, переживания.
4. При глаголах,
обозначающих следствие воздействия какого-либо внешнего фактора: падать, вздрагивать, просыпаться,
задыхаться, прятаться. При
этом употребляются существительные, обозначающие внешнюю причину воздействия.
Задание 127. Ответьте на вопросы СПП со значением
причины, используя слова, стоящие в скобках.
1. Почему он рано проснулся?
(шум).2. Почему он не ответил на вопрос? (волнение).3. Почему деревья в саду
качаются? (ветер).4. Почему все вздрогнули? (резкий стук).5. Почему дрожит
котенок? (холод).6. Почему он громко смялся? (радость).7. Почему потемнели
стены здания? (время).7. Почему мы вчера не поехали на дачу? (сильный дождь).
8. Почему отменили соревнования по футболу? (плохое поле). 9. Почему опоздал
лектор? (пробки на дорогах). 10. Почему телевизор плохо работал? (неисправность
антенны). 11. Почему автобус шёл медленно? (скользкая дорога). 12. Почему вы не
поехали на экскурсию (плохое самочувствие).
Задание 128. Опишите внешний вид и состояние
студента накануне экзамена, во время экзамена, после экзамена, употребляя
сочетания с предлогом от. Используйте глаголы:
Побледнеть,
покраснеть, дрожать, просыпаться, волноваться, радоваться, смеяться, улыбаться,
кричать.
Сочетание
существительных с предлогом из-за в значении причины
употребляется при глаголах, обозначающих отрицательное, мешающее действие: ссориться,
опаздывать, пропускать, ошибаться, сердиться, волноваться, раздражаться и
при глаголах с частицей не.
При этом
употребляются существительные, обозначающие внешнюю причину воздействия: дождь,
снег, туман, ветер, жара, холод, сырость, крик, шум, звук, свет и др.
Задание 129. Прочитайте предложения. Поставьте
вопрос к выделенным словосочетаниям и выпишите их вместе с теми словами, к
которым они относятся. Трансформируйте предложения из простых в сложные.
1.
Прогулку в лес пришлось отложить из-за дождливой погоды.2. Из-за
небрежности он плохо выполнил задание.3. Друзья поссорились из-за
пустяка.4. Нам пришлось остановиться из-за неисправности в моторе.5.
Я не могу заниматься в комнате из-за громкой музыки.6. Из-за гордости
он не захотел признаться в своей ошибке.7. Пожар произошёл из-за
неосторожного обращения с огнем.
Задание 130. Вместо точек вставьте подходящие по
смыслу предлоги из-за, от.
1.
Лица и одежда путешественников стали серыми … пыли. 2. … болезни я пропустил
много занятий. 3. Алена растерялась и … страха не могла понять, что хотят от
неё. 4. … твоего опоздания мы не смогли закончить работу в срок. 5. Хотелось
петь … (радость). 6. Я быстро уснул … (усталость). 7. Мы ничего не могли понять
… (шум). 8. Мне пришлось писать реферат от руки … (неисправность компьютера).
9. Лаборант допустил ошибку … (невнимательность). 10. Трава была сырой
…прошедший недавно дождь). 11. … (дождь) туристам пришлось вернуться на базу.
12. Лицо его покраснело …(солнце и ветер). 13. … (испуг) у нее побледнело лицо.
14. … (дым) все кругом почернело. 15. Студент получил низкий балл … (плохое
посещение занятий).
Задание 131. Из двух простых предложений
составьте одно сложное Выделенные предложения замените сочетанием
существительного с предлогом.
Образец.
Мой
друг долго не мог говорить. Он волновался. – Мой друг долго не мог говорить от
волнения.
1. Он
покраснел. Ему стало стыдно.2. У меня пропал голос. Я простудился.3. Экскурсия
в Ясную Поляну не состоялась. Был сильный дождь.5. Работая на станке, практикант
поранил руку. Он был неопытен.6. Погибли все цветы. Был мороз.7. Студент
пропустил занятие. Он был болен.8. В этом зале трудно слушать музыку. Здесь
плохая акустика.
Сочетания с
предлогом благодаря выражают, как правило, причину, способствующую
совершению действия. Предлог благодаря употребляется в основном в сочетании с отглагольными
существительными, например: открытие, знание, помощь, работа и т.д.
Задание 132. Поставьте вопросы к выделенным
сочетаниям. Укажите, чем они выражены. Трансформируйте простые предложения в
сложные.
1. Благодаря
хорошей погоде экскурсия в Поленово доставила всем большое удовольствие. 2.
Благодаря систематическим занятиям в течение всего семестра студент
успешно сдал все экзамены. 3. Благодаря применению новых обучающих
компьютерных программ успеваемость студентов повысилась. 4. Благодаря помощи
инженера проект был закончен вовремя. 5. Картина на этом месте лучше
смотрится благодаря хорошему освещению.
Задание 133. Вставьте вместо точек предлоги из-за,
благодаря. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.
1.
Бойцы победили (мужество и героизм). 2. Быстрые темпы строительства возможны
(внедрение новых технологий). 3. Работа не была закончена в срок (плохое
руководство). 4. Ему с трудом даются иностранные языки (плохая память). 5. Была
достигнута большая экономия (применение нового метода). 6. Ребенок быстро
поправился (заботливый уход). 7. Ночь была темная, но (выпавший снег) можно
было кое-что рассмотреть. 8 .Я закончил работу досрочно (помощь товарищей). 9.
В компьютере произошёл сбой (вирус).
Сложные потому из-за Придаточные |
в главном Придаточные Придаточные Наиболее Все сложные союзы |
Задание 134. Прочитайте предложения, выделите придаточную часть,
поставьте к ней вопрос. Обратите внимание на употребление союзов.
1. Я
радуюсь, потому что получил долгожданное письмо. 2. Никогда не отказывайтесь от
малого в работе, так как из малого строится великое. 3. Деревья стали желтеть,
оттого что приближалась осень. 4. Верить хотелось, ибо книги внушали мне веру в
человека. 5. Благодаря тому что был применен новый метод, нормы
перевыполнялись. 6. Из-за того что студент нерегулярно посещал занятия, он не
смог сдать экзамены в срок. 7. Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так
мрачно, что не знаем труда.
Задание 135. Закончите предложения придаточными
причины.
1.
Дети вчера не гуляли, …2. Всем было весело, …3. Книга не понравилась мне, …4.
Мы поехали не на автобусе, а на такси, …5. Саша вернулся домой поздно, …6. Мы
хотим досрочно сдать сессию, …7. Мы очень обрадовались, …
Задание 136. Образуйте из каждой пары простых
предложений сложное с союзами «потому что», «так как».
1.
Ярко светило солнце. Снег быстро таял.2. Он был болен. Он не был на занятиях.3.
Было уже поздно. Мы пошли домой.4. Деревья стали желтеть. Приближалась осень.5.
Тучи закрыли небо. Стало совсем темно.6. На факультете никого не было. Занятия
давно кончились.7. Существовала угроза наводнения. Вода в реке сильно
поднялась.
Задание 137. Замените простые предложения
сложными.
Образец: Дети не
пошли в школу из-за сильного мороза. – Дети не пошли в школу из-за того, что
был сильный мороз.
1.
Мальчик учится хорошо благодаря хорошим способностям и усидчивости. 2.
Студентка сделала ошибку по невнимательности. 3. От скуки он стал играть в компьютерные
игры. 4. Асфальт был мокрым от дождя. 5. От множества мягкой и красивой мебели
в комнате было тесно. 6. Свежая листва зашевелилась от набежавшего ветерка. 7.
Луговые цветы в этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и
пышны.
Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными
Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.
В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений:
- времени,
- места,
- причины,
- следствия,
- условия,
- уступки,
- сравнения,
- образа действия,
- меры и степени.
1. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении.
Придаточное времени относится ко всей главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.
Например: С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий. (М. Ю. Лермонтов) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. (Л. Толстой) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружён. (А. Пушкин)
В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом.
Например: Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. (Д. Хармс) Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной (А. Чехов) Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда даёт его в переносном значении (С. Маршак) Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов)
От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в сложноподчинённых предложениях с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.
Например, предложения Дождь идет, с тех пор как мы вернулись и Дождь идет с тех пор, как мы вернулись имеют в своем составе один и тот же союз с тех пор как.
В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться.
Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как сложноподчинённое предложение с придаточным времени, а как сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
При отсутствии указательного слова придаточная часть в сложноподчинённом предложении времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.
Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.
1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.
Например: Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);
2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда — тогда, лишь только — как, когда — то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.
Например: Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).
Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда.
Например: Я видел Ялту в том году, когда (= в котором) её покинул Чехов. (С. Маршак) (придаточное определительное).
Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (Н. Островский) (придаточное изъяснительное).
2. Сложноподчиненные предложения с придаточными места
Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в сложноподчинённом предложении с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.
Например: Он писал всюду, где заставала его жажда писать. (К. Паустовский) Куда река пошла, там и русло будет. (Пословица) А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота (К. Г. Паустовский). Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл. (М. Пришвин) Я оттуда приехал, где люди тверды, как гранит. (И. Уткин)
В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию.
Например: Он пошёл, куда ему захотелось, где в главной части пропущено слово туда.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах.
Например: Где тонко, там и рвется. Где вода, там и верба. Где тонко, там и рвётся. Где труд, там и счастье.
Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.
Сравните: И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой. (А. Пушкин) – (придаточное определительное).
Я стал припоминать, куда ходил в течение дня (И. Тургенев) (придаточное изъяснительное).
3. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении.
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?,относятся ко всему главному предложению и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и подобными.
Например: Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов). Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (И. Бродский) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л. Т.) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался. (А. Куприн)
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.
Например: Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин)
Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:
Например: Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда! (М. А. Булгаков)
4. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?
Например: Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (Д. Мамин-Сибиряк); Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М. Лермонтов)
Не относятся к сложноподчинённым предложениям с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной — союз что: За лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.
Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.
Например: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро (ССП); Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).
5. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.
Например: Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею (И. Ильф и Е. Петров). А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский) Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин)
Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.
В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если — то, если — так, если — тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.
Например: Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).
Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).
Например: Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Павленко)
6. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только.
Например: Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов). Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. (А. Чехов) Он употребил всё своё красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения. (А. Пушкин) Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым. (К. Паустовский)
В этих сложноподчинённых предложениях иногда употребляется указательное слово затем.
Например: Я приехал затем, чтобы объясниться.
Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения.
Например: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие (Н. В. Гоголь). Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна. (К. Паустовский)
Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы.
Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский) (придаточное изъяснительное).
Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (Д. Фурманов) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).
7. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными
В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину.
Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему:
1) союзами хотя, хотя … но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др.
2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) и др.
Например: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб) — средство связи — союз хотя.
Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врожденного благородства (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого.
Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) — средство связи — союзное слово сколько, являющееся обстоятельством.
Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.
Например: Как ни странно, но вид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров).
И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин).
8. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения
Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:
Например: Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой)
Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)
Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились, точно он хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).
В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.
Например: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу. (А. Чехов)
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого – в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.
Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, то есть зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена:
«Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) — сравнительный оборот, обстоятельство.
Близки к сложноподчинённым предложениям с придаточными сравнения сложноподчинённые предложения с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем — тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия.
Например: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков).
В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем.
Особую группу внутри сложноподчинённых предложений со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями — сравнительные или сопоставительные.
Например: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).
9. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия
Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части — указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как.
Например: Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)
Придаточные образа действия располагаются за главной частью.
10. Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.
Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.
Например: Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский) Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы. (Д. Мережковский) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).
Отдельную группу среди сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия.
Например: Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.
Например: Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту (И. Ильф и Е. Петров).
О сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными мы говорили ранее, когда разбирали виды придаточных в сложноподчинённом предложении.
Придаточные причины указывают на причину или основание того, о чем говорится в главной части. Они отвечают на вопросы ~Почему? ~Отчего? ~По какой причине? В качестве средства связи при них выступают союзы ~потому что, ~так как, ~оттого что, ~поскольку, ~ибо, ~благодаря тому что, ~вследствие того что, ~ввиду того что, ~из-за того что и другие. Например,
[Мы приняли решение вернуться домой], (поскольку это было самое разумное в нашей ситуации).
Главное предложение ~Мы приняли решение вернуться домой,~ придаточное~ Поскольку это было самое разумное в нашей ситуации. Поставим вопрос к придаточной:
Мы приняли решение вернуться домой ~почему?~ – Поскольку это было самое разумное в нашей ситуации.
Придаточная часть поясняет главную ~Мы приняли решение вернуться домой. отвечает на обстоятельственный вопрос причины, указывает на причину совершения действия, присоединяется при помощи союза поскольку. Значит, это придаточная причины.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины тесно связаны со сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие. Если в главном предложении излагается причина, то в придаточном – следствие. А если в главном предложении излагается следствие, то в придаточном – причина. Важно различать придаточные причины от придаточных следствия. Например, сравните:
Было весело, потому что все шутили.
Все шутили, так что было весело.
В обоих предложениях одна из частей называет причину, а другая – следствие, но при этом первое предложение содержит придаточную причины, а второе – придаточную следствия.
Также стоит обратить внимание, что значения причины и следствия могут быть выражены не только сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины или следствия. Подобные значения также могут быть выражены и сложными бессоюзными предложениями. Например:
Было весело: все шутили.
В данном предложении выражены значения причины и следствия. Оно является сложным бессоюзным.
Кроме этого и в простом предложении может быть выражена взаимосвязь причины и следствия, хотя обстоятельства следствия в особый разряд не выделены [178]. Например:
Олег заболел и поэтому не пошёл в школу.
В данном предложении выражена взаимосвязь причины – Олег заболел – и следствия – не пошёл в школу. Это предложение является простым с однородными сказуемыми, а слово «поэтому» представляет собой обстоятельство.
Повторим
Придаточные причины указывают на причину или основание того, о чем говорится в главной части. Они отвечают на вопросы ~Почему? ~Отчего? ~По какой причине? В качестве средства связи при них выступают союзы ~потому что, ~так как, ~оттого что, ~поскольку, ~ибо, ~благодаря тому что, ~вследствие того что, ~ввиду того что, ~из-за того что и другие. Важно различать придаточные причины и следствия между собой, а также отличать их от частей простых и бессоюзных сложных предложений.