У любого трека есть свой главный герой, но в итоге всегда им оказывается целевая аудитория. © Народная мудрость.
Если главный герой — твоя ЦА, она охотнее несет тебе деньги. И чем подробнее портрет, тем эффективнее будет продвижение и все маркетинговые действия.
ЦА, ЦА, ЦА…. так много об этом говорят, что кажется уже маленькие дети знают, как искать ЦА. Тогда почему по-прежнему даже многие маркетологи останавливаются на поле, возрасте и уровне доходов?
25-45, женщины — это не аудитория. Это пара характеристик. Представляете какие разные женщины могут входить в эту группу? С детьми и без. Трудоустроенные и безработные. Интересующиеся ЗОЖ и спортом, одинокие и семейные, нацеленные на развитие или живущие в состоянии недовольства.
Чем подробнее портрет, тем эффективнее дальнейшее продвижение!
И так, как узнать своего слушателя? Предположить на основе вашего творчества, предполагаемого или уже имеющегося образа.
Во-первых, знать главные критерии:
- Возраст и пол
- География
- Работа
- В каких соцсетях?
- Какие СМИ?
- Что слушают?
- О чем мечтают и чего опасаются?
- Зачем они будут слушать вашу музыку?
- Lifestyle и жизненные взгляды
..и любые другие критерии, которые выделят люди из всего населения и на чем можно будет выстроить все маркетинговые итерации.
А как предположить более эффективно?
Записывайте и креативьте в этих направлениях:
- Интервью – поговорите с теми людьми, которые подходят под вашу ЦА и выделите их особенности.
- Онлайн-опросы
- Исследования в открытых источниках из разных сфер бизнес – так вы можете почерпнуть идеи, на что обращать внимание.
- Через Wordstat и Google Trends можно просмотреть вероятные запросы вашей ЦА и определить, чем живут люди и что им интересно в Интернете.
- Группы, чаты, тематические сообщества, форумы и т.п. – через эти направления вы соприкоснетесь напрямую с вашей аудиторией.
- Изучить схожих исполнителей и посмотреть с какой аудиторией работают они.
- Если у вас уже есть какая-то аудитория в соцсетях, проанализируйте ее.
Порой знание целевой аудитории может даже помочь исполнителю в его творчестве. Если вы узнаете, чем живут ваши фанаты, это может дать вам идеи и новые смыслы.
Больше про определение ЦА можно узнать из нашего курса «Музыкальный маркетинг». Переходи по ссылке
Вместе с российской социальной сетью ЯRUS рассказываем, как привлечь внимание аудитории и начать зарабатывать на творчестве.
1. Посвятите личную страницу музыке
Пользователи соцсети должны сразу понять, что имеют дело с музыкантом. В шапке поделитесь ссылками на свои аккаунты в стриминговых сервисах, подсветите свежий или самый популярный на данный момент трек, расскажите о ближайших концертах. Ленту наполняйте историями, новостями о релизах или снимками с процессом создания треков.
Можно не ограничиваться только творчеством. Периодически делитесь будничными событиями, рассказывайте о других хобби или интересах, чтобы сблизиться с аудиторией. Кстати, не забывайте отвечать на комментарии — это поможет обзавестись преданной фанатской базой.
2. Работайте над вирусностью
Придумайте оригинальный танец, челлендж или мем под отрывок из вашего трека. Запишите на видео и выложите в ленту. Не останавливайтесь на одном ролике: снимайте ещё и ещё, пока песня не завирусится. И просите друзей и подписчиков помочь.
Попадание в топы соцсетей — эффективный способ собрать тысячи новых слушателей. Пользователям, которых зацепит фрагмент песни, будет интересно найти полную аудиодорожку. А те, кому понравится вся композиция, наверняка захотят познакомиться с другим творчеством автора.
Быстро найти новых слушателей поможет российская социальная сеть ЯRUS. Специально для молодых независимых музыкантов там есть сервис ЯRUS.Музыка. Чтобы поделиться творчеством, нужно зарегистрироваться, перейти в раздел «Ваша музыка», оформить карточку исполнителя, залить аудиофайл и выбрать формат. Кстати, загружать можно не только песни, но и стихи, подкасты или аудиокниги, озвученные вашим голосом. Когда трек пройдёт модерацию, он попадёт в библиотеку сервиса. Делитесь свежими релизами в своём профиле — лайки и комментарии от читателей выведут новые композиции в топы!
Следить, нравится ли публике ваше творчество, в ЯRUS.Музыке просто — статистика видна в карточке музыканта. Пока доступно только общее число прослушиваний исполнителя, но создатели соцсети обещают скоро добавить результаты каждого отдельного трека и расширенную информацию об аудитории — например, средний возраст и гендерное распределение слушателей. А ещё в ЯRUS можно делиться информацией о предстоящих концертах или других мероприятиях через вкладку «События».
Поделиться своими песнями
3. Участвуйте в коллаборациях
Познакомьтесь с другими независимыми музыкантами, предложите им поработать вместе и обязательно договоритесь о взаимных отметках на страницах. Такое сотрудничество не только пополнит сетлист каждого из вас новой песней, но и поможет обменяться аудиторией. Найти партнёра для дуэта реально и через соцсети, и на офлайн-мероприятиях вроде открытых микрофонов и фестивалей.
Кстати, сотрудничать можно не только с музыкантами. Обложка для сингла от независимого художника или необычный мерч от начинающего дизайнера — тоже вполне рабочие варианты.
4. Используйте разные форматы
Рассказывайте о своей музыке через короткие ролики с тизерами песен, прямые эфиры с живыми домашними концертами, полноценные клипы, записи лайвов или любые другие форматы. Предугадать, что именно окажется в ленте рекомендаций и соберёт лайки и комментарии, сложно. Поэтому не бойтесь экспериментировать — чем больше вариантов взаимодействия с аудиторией придумаете, тем выше шанс, что вас заметят.
5. Дружите с музыкальными пабликами
Найдите в социальных сетях страницы, поддерживающие фрешменов. Оцените жанровую подборку их ленты, соотношение подписчиков и статистики лайков, комментариев и репостов. Если группа активно живёт — расскажите о себе. Для начала предложите администраторам послушать треки. Возможно, им понравится — так ваша музыка окажется в свежих подборках.
Загляните в комментарии — не исключено, что там тоже получится найти новых поклонников. Общайтесь с меломанами, рассказывайте о своём творчестве, показывайте новые песни. Но не оставляйте ссылки на релизы под каждым постом: это будет похоже на спам, а ваши сообщения могут просто удалить.
Оказаться в подборках ЯRUS.Музыки можно и без дружбы с пабликами. Попасть в плейлисты молодым артистам помогают редакторы сервиса. Они следят за свежими песнями, ищут крутых новичков и добавляют их в плейлисты по жанрам или настроению.
В ЯRUS.Музыке за творчество можно получать деньги. Монетизировать треки позволяют донаты. Чтобы помочь любимому исполнителю, слушателям нужно лишь кликнуть по кнопке «Поддержать автора» рядом с треком. И это бесплатно! В ЯRUS пользователи могут делиться внутренней валютой — монетками: сервис начисляет по 5 бонусов ежедневно просто за вход в приложение. Когда на счёте автора накопится 1 000 монет или больше, их получится вывести по курсу 1 монетка — 1 рубль.
Найти слушателей
Как сегодня независимому музыканту в России записать и продвинуть свой музыкальный альбом? О краудфандинге, промо-кампании альбома и технической работе над музыкой рассказывает Мария Семёнова – лидер и вокалистка петербургского музыкального проекта Maria Majazz, выпустившая первый LP-альбом «Витражи».
– С какими трудностями сталкивается музыкант, который работает сам, без лейбла и продюсерского центра?
– Организация концертов, выпуск альбомов и синглов, поиск команды, взаимодействие с цифровыми музыкальными площадками, СМИ, промоутерами и организаторами, саунд-продюсирование, организация съёмок, интервью… Всё это ложится на плечи DIY-артиста. Конечно, можно найти менеджера и поручить всю эту работу ему. Однако на первых порах всё равно придётся отслеживать все процессы самому.
Никто не будет присылать тебе готовый список дел с красивыми пунктами типа студийные часы, съёмки для глянца, встречи с композиторами и режиссёрами нового шоу. Этот список формируешь ты. Планирование, целеполагание и дисциплина становятся твоими вынужденными друзьями. Эти сложные товарищи теснят богемный образ жизни, креатив и спонтанность.
– В чём плюсы и минусы работы самостоятельно?
– Самый главный плюс, на мой взгляд, и он же главная сложность – подбор команды. Для того чтобы воплотить собственное видение своей музыки, нужно найти людей, которые будут с тобой на одной волне, и точно объяснить им, чего ты хочешь и каким ты видишь свой продукт.
Бывают дни и недели, которые ты целиком посвящаешь написанию музыки, забывая про всю административную работу. Независимому артисту нужно находить эту грань между творцом и добытчиком, творческой единицей и менеджером. Я ищу эту грань уже восемь лет.
– Как найти слушателей и издать альбом?
– Написать музыку. Понять, что просто не можешь её не выпустить. Найти музыкантов, звукорежиссеров, саунд-продюсеров, аранжировщиков, которые смогут воплотить твой замысел. Эти услуги платные, хотя все эти люди вполне могут стать твоими друзьями и помочь тебе на взаимовыгодных условиях. Можно также прибегнуть к краудфандингу, как это сделали мы – то есть собрать деньги в Интернете с целью поддержать усилия других людей. Дальше – записать альбом. Договориться с лейблом или «зарелизить» его самостоятельно, например, через социальные сети – выложив пост на своей страничке, попросив друзей и коллег сделать репосты, написать в музыкальные паблики ВКонтакте с просьбой анонсировать у них вашу музыку. Разместить на всех цифровых площадках (iTunes, Яндекс.Музыка, VK Music, Google Play и пр.).
Что касается поиска слушателей, то у всех здесь свой путь. Кого-то узнают после конкурсных шоу, кто-то выкладывает вирусное видео на youtube, кто-то снимает ролики для Инстаграма, а у кого-то много денег (шучу). Я думаю, если делать честную музыку, то слушатель это всегда почувствует и останется с вами. Неплохо бы при этом, конечно, иметь некую сумму на продвижение музыки – в вашу промо-кампанию может входить распространение альбома по тематическим пабликам, изданиям, лидерам мнений.
Наш второй альбом «Витражи» мы записали с помощью наших поклонников и краудфандинг-сервиса. Нашими «спонсорами» стали слушатели и случайные люди, которых мы зацепили.
– А как технически готовятся треки?
– Ты приходишь в студию с уже готовыми песнями и аранжировками. Остаётся качественно записать материал, а затем передать его на сведение и мастеринг (из исходных материалов создаётся продукт, который служит эталонным образцом для тиражирования и называется мастер-копией). Некоторые музыканты ищут «саунд» прямо на студии, а то и пишут там же песни и аранжируют их. Мне нравится подход, когда приходишь с готовым материалом, точно зная, что ты хочешь увидеть в итоге.
– Какими секретами и советами ты можешь поделиться с начинающими музыкантами?
Будьте честны сами с собой в том, что и для чего вы делаете в музыке.
Думайте о том, что вы хотите сказать своей музыкой, размышляйте о её культурной ценности.
Старайтесь работать с музыкантами, которые выше и круче вас по уровню мастерства. Тянитесь к ним.
На первых порах все копируют и подражают любимым артистам – постепенно пробуйте переходить на свой «саунд», свою музыку.
Не бойтесь своей уникальности. Ищите единомышленников. Для этого заявляйте о себе, не прячьтесь, а показывайте своё творчество.
Берите примеры с того, как работают лучшие музыканты. Изучайте гармонию, аранжировку, саунд-продюсирование. Будьте жадными до новых знаний.
Не расстраивайтесь и не тратьте время, если вас куда-то не берут, не замечают, если нужный человек не обращает внимание. Просто делайте своё дело. Любовь к музыке и преданность делу – сами по себе награда.
Где выкладывать свою музыку? Сервисы для музыкантов, которые помогут найти слушателей
Каждого музыканта мучает один овпрос — где найти публику, слушателей? Еще недавно главным способом было издание музыки на CD, кассетах и виниле. Но с появлением стриминговых сервисов и соцсетей музыкантам на первых порах не нужны лейблы и кредиты на тиражирование дисков. Достаточно разместить материал в Интернете, чтобы добиться прослушиваний, фидбека, а то и денежного вознаграждения за свои труды.
Но для начала нужно удостовериться, что все готово к публикации. Для успешного релиза потребуется:
- Хорошая музыка в хорошей записи. Конечно, в начале творческого пути редко у кого случаются шедевры, однако материал должен чем-то цеплять, и слушать его должно быть приятно. Это означает, что нужно уделить время и деньги продюсированию трека — аранжировке, записи, сведению и мастерингу. Требования к аудио, в большинстве случаев, 16 бит, 44 кгц, но есть и сервисы, позволяющие размещать lossless форматы.
- Арты. Обложка необходима каждому синглу, EP или LP — она не только задаст атмосферу и придаст индивидуальности, но и позволит пользователям стриминговых сервисов и соцсетей выхватить его взглядом и запомнить.
- Пресс-релиз. Краткая информация о группе, проекте, артисте или самом релизе. Понадобится для заполнения соответствующих полей на страницах соцсетей и стримингов.
Стриминговые сервисы
iTunes, Apple Music, Яндекс Музыка, Google Play, Spotify и другие
В первую очередь, нужно дать аудитории возможность легально прослушать и купить готовые треки. В 2020 году легально музыку слушают, в основном, через iTunes, Яндекс Музыку и другие стриминговые сервисы, даже VK и YouTube предлагают такую возможность. Именно с них треки потом расходятся по торрентам и пиратским стримингам.
Стриминговых сервисов существуют десятки, разбираться в каждом из них — настоящий ад. Поэтому существуют сайты-агрегаторы, которые позволяют загрузить музыку сразу на дюжину платформ. Самые известные — Tunecore и CDBaby, Гугл знает еще множество зарубежных и российских аналогов. Само размещение стоит недорого, но сервисы берут комиссию с продаж, так что нужно внимательно читать условия. Тем не менее, это самый простой способ опубликовать свою музыку и получить присутствие на мировом музыкальном рынке.
Плейлист Spotify
Сколько можно заработать? На том же iTunes автору достается $0,7 за трек и $7 за LP. Увеличить доход поможет размещение в плейлистах. Многие стриминговые сервисы, например, Apple Music и Spotify, поддерживают создание плейлистов, например, для новинок в определенном жанре музыки. Существуют разные способы попасть в них — от простого письма куратору плейлиста до сервисов вроде Ditto, которые предлагают размещение за деньги в крупных плейлистах, гарантирующих прослушивание.
Социальные сети
VK, Facebook*, YouTube, Twitter, Instagram*, Telegram, Snapchat, TikTok
Следующий шаг — присутствие в социальных сетях. Они позволяют не только размещать музыку, но и общаться с аудиторией, информировать о новостях, выступлениях и т.п. Это очень важно для формирования и роста будущей фанбазы. Иногда размещение аудиозаписей входит в пакет размещающего агрегатора вместе с iTunes и Play Music, в ином случае несложно сделать все самостоятельно.
Если музыка ориентирована на российского слушателя, стоит уделить внимание VK — получить там верификацию и карточку музыканта. Последняя дает преимущество в поиске, позволяет собирать статистику и дает возможность размещаться в музыкальном приложении BOOM. Чтобы ее получить, нужно заполнить анкету в сообществе VK Music. Также стоит проверить, есть ли аудитория в Telegram — туда можно загружать музыку напрямую, а админы тематических каналов могут помочь с пиаром.
Если музыка больше для западного слушателя, тогда нужно обратить внимание на Facebook*, Twitter и Instagram*. В них нельзя разместить музыку, только прикреплять на нее ссылки. Но присутствие в них важно, чтобы аудитория знала о существовании проекта и могла подписаться на новости. Стоит разместить там ссылки на все треки, добавив к ним хештеги с жанром и названием проекта. По этим тегам пользователи и администраторы сообществ, посвященных соответствующей музыке, ищут новые релизы.
Instagram* подходит для музыкальных проектов, сконцентрированных вокруг личности артиста. Многие хип-хоп, рок и метал музыканты используют его для непринужденного общения с фанатами и публикации контента из закулисья. С теми же целями иногда используется Snapchat.
Очень важно, что VK, YouTube, Facebook* и Instagram* предоставляют большие возможности для продвижения. Репосты по сообществам повысят узнаваемость, а таргетированная реклама позволит очень тонко настроить пиар альбома или концерта.
TikTok — быстро растущая соцсеть, позволяющая размещать короткие видео (около 15 секунд, до минуты). Благодаря хитрому алгоритму ранжирования, выводящему в топ интересный пользователю контент, в ТикТоке можно получить внезапную популярность за счет вирусного эффекта. Например, если создать трек, который прикольно ложится под какой-то видеоряд (обычно, какие-нибудь танцы), то есть шанс, что пользователи будут клепать тысячи видео под этот трек. Чтобы это произошло, нужно разместить трек в музыкальной библиотеке TikTok (входит в пакет тех же TuneCore и CDBaby). Так любой пользователь сможет выбрать его для своего видео. За каждое использование трека будут начисляться деньги.
Соцсети для музыкантов и креаторов
Bandcamp, Soundcloud, Last.Fm, Patreon, Pandora AMP, стоки
Bandcamp — интернет-магазин для инди-музыкантов. Позволяет разместить свою музыку и мерчандайз, продавать цифровые копии (в том числе в lossless) и диски по собственным ценам за небольшую комиссию сервиса. Артист может создать свою страницу на платформе с коротким именем (получается что-то вроде сайта) и ставить на нее ссылку в соцсетях (например, у страницы Facebook* есть экшн-кнопка, с помощью которой удобно перенаправлять на Bandcamp). Большое преимущество сервиса именно в возможности продавать реальные носители и мерчандайз, поэтому вокруг него сконцентрировалось множество коллекционеров CD и винила. Благодаря большому сообществу можно найти слушателя даже в самых экзотических жанрах.
Soundcloud — соцсеть для инди-музыкантов, главная фишка — возможность оставлять комментарий по ходу трека прямо на звуковой дорожке. Так можно отметить самые цепляющие моменты. Позволяет разместить до 5 Гб своей музыки в mp3 и lossless форматах, есть платные аккаунты, расширяющие пространство и функционал. В Facebook* и Twitter удобно ставить ссылки на свои треки на Soundcloud, он с ними интегрирован. Сервис не позволяет продавать свою музыку, но недавно добавили экшн-кнопку для ссылки, например, на тот же Bandcamp.
Last.fm, хоть и растерял былую популярность, все еще имеет ядро преданных пользователей. Если раньше творчество выкладывалось в соцсетях и стримингах, то, скорее всего, оно уже есть на last.fm. Однако стоит зарегистрировать страницу своего проекта, чтобы иметь контроль над профилем. Эта платформа замечательна тем, что довольно точно ассоциирует похожие группы и проекты друг с другом. Это удобно пользователям для исследования целых жанров и направлений, и выгодно музыкантам, которые получают бесплатные прослушивания.
Patreon дает возможность фанатам подписываться на канал за небольшую сумму (базовая подписка — всего доллар) в обмен на эксклюзивный контент. Это может быть ранний доступ к произведениям, редкие записи выступлений, каверы песен, ремиксы, демки, видео из гримерки и т.п. Можно установить разные уровни подписки с разной стоимостью и объемом предлагаемого контента, включая и оффлайн-подарки — мерчандайз, диски, плакаты и т.п. Patreon популярен не только среди музыкантов, но и художников, фотографов, косплееров, блогеров и других творческих личностей.
На Patreon присутствуют известные музыканты — например, вокалистка группы Arch Enemy
Pandora AMP — своеобразная соцсеть, позволяющая размещать музыку и получать более интенсивный фидбек по сравнению с другими платформами. За это отвечают набор инструментов, например, Artist Audio Messages — короткие аудио-сообщения перед треком — прероллы наподобие рекламы ВКонтакте, но от самого исполнителя. Заменяют собой привычные текстовые посты, при этом работают лучше. Также можно продвигать синглы с помощью функции Featured Tracks, которая дает почти вдвое больше внимания к одному из треков с альбома, есть возможность добавлять музыку в плейлисты и т.п.
Если треки по жанру представляют собой скорее небольшие зарисовки с определенным настроением, тогда стоит рассмотреть аудиостоки для реализации материала. Многие музыканты зарабатывают, создавая музыку параллельно с основным проектом, а некоторые и вовсе отказались от идеи войти в зал славы рок-н-ролла в пользу стабильного заработка своим ремеслом. Во многом это проще, чем продвигать собственный музыкальный проект — на стоках музыка нужна в качестве подложки для видеопрезентаций и трейлеров, так что она уже отвечает, зачем и для чего она существует. В отличие от собственного музыкального проекта, значимость которого еще предстоит доказать аудитории.
Торренты, форумы и Reddit
При работе в андеграундных жанрах музыки часто приходится забыть вовсе о какой-либо прибыли и даже окупаемости проекта. Особенно это касается новых проектов и групп — им аудиторию приходится искать с нуля и там, где придется. Вполне разумным шагом будет создание авторской раздачи на торренте — многие из них выделяют такие раздачи, чтобы привлечь внимание пользователей. Также существуют торренты, посвященные конкретному жанру музыки — стоит разместиться и там.
Иногда можно найти даже такие реликты далекого прошлого, как форумы, посвященные тому или иному направлению музыки. Например, до сих пор популярен форум о тяжелой музыке Ultimate Metal с разделом для размещения собственных треков. Порой просто ценители, а иногда и продюсеры ходят по этому разделу в поисках талантов.
Можно попробовать запостить свой релиз на Reddit — это сайт, с которого начинаются 90 % мемов и вирального контента в интернете. Можно попытать удачу в разделе r/ListenToThis, а можно найти сабреддиты, посвященные конкретному жанру. Однако при осмыслении полученного фидбека всегда стоит помнить о специфике аудиторий форумов и реддита.
Собственный сайт
Хотя мало кто сегодня посещает сайты ради новостей о любимой группе, все же каждый музыкальный проект имеет страницу в интернете. Собственный сайт — не только вопрос престижа, но и возможность:
- продавать музыку и мерчандайз за свою цену без комиссии;
- сделать любой дизайн, подходящий проекту или новому релизу;
- организовать старые фотографии, видеозаписи и все, что связано с проектом, но раскидано по разным соцсетям;
- разместить пресс-релиз, технический райдер и другие необходимые файлы для тур-менеджеров и организаторов концертов;
- если проект придет к успеху, в интернете появятся множество фанатских пабликов, форумов и даже сайтов. Официальный сайт будет официальным источником информации.
Сайт можно сделать самостоятельно. Сегодня даже конструкторы типа WIX и Squarespace обладают достаточным функционалом для реализации всего вышеперечисленного. А движки типа WordPress и Tilda обладают не менее удобным интерфейсом, чем конструкторы сайтов — достаточно базовых знаний HTML для создания собственной страницы.
Продвижение собственной музыки — долгий и кропотливый процесс. Хорошая новость в том, что в мире обязательно найдутся те, кому она понравится. Плохая — в том, что их для начала нужно найти. Поэтому в основе продвижения лежит простая математика: чем больше людей послушают некий трек, тем больше шанс, что среди них будут ценители подобной музыки. Нужно всегда держать это в уме и не бояться размещения своих треков на всех доступных платформах.
3 способа найти своего слушателя
1. Парсинг своих соц.сетей
Этот инструмент работает только в том случае, если у вас уже есть аудитория свыше 15 тысяч подписчиков, но даже она не гарантирует, что удастся точно определить портрет слушателей.
Выполнить посев своих соц.сетей можно через специальные профильные программы и определение общих интересов через сообщества. Одна из таких программ – Pepper.Ninja.
Действуйте шаг за шагом:
- Проведите парсинг соц.сетей.
- Определите предположительный портрет вашей целевой аудитории.
- Запустите пробный таргет, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение.
2. Посев треков в сообществах социальных сетей.
Вы собрали несколько портретов ваших слушателей и теперь хотите проверить правильность ваших предположений.
Алгоритм действий:
- Когда у вас выходит новая песня, вы осуществляете посев трека или альбома в профильных сообществах в соцсетях и смотрите на реакцию слушателей.
- Людей, которые проявили активность: поставили лайк, сделали репост, написали комментарий, вы рассматриваете как отдельную аудиторию.
- Исходя из этих данных, делаете вывод, каких слушателей заинтересует ваш трек.
3. Парсинг аудитории похожих на вас артистов
Существуют площадки, которые позволяют выявить артистов, соответствующих вашему музыкальному направлению.
Такие возможности предоставляют, например, Яндекс.Музыка или artist-explorer.glitch.me
Найдя совпадение, вы добавляете похожего артиста в копилку парсера и делаете так до тех пор, пока совпадения не закончатся.
Чтобы перейти к следующему материалу – щелкните по оранжевому квадрату слева вверху
Получить консультацию
Остались вопросы? Запишитесь на консультацию от кураторов курса по своему музыкального проекту
Нажимая кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ИП Семенов Евгений Олегович
ОГРНИП 320470400004778
тел.: +7 (495) 109-37-46