Служебные части речи в русском языке
Служебные части речи — это предлог, союз и частица.
Узнаем, что такое служебные части речи в русском языке, как их отличить от слов самостоятельных частей речи.
Что такое служебные части речи?
В системе частей речи русского языка различают самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением. Они могут называть предмет (река, любовь), признак или принадлежность признака предмету (глубокая река, мамина любовь), действие или состояние (прыгать в реку, любить) и т. д.
Слова служебных частей речи не называют ни предмет, ни признак, ни действие. Они не имеют лексического значения, которое было бы зафиксировано в словаре. К служебным частям речи принадлежат слова:
- предлоги (в, на, от, вследствие);
- союзы (и, но, если, с тех пор как);
- частицы (да, неужели, давай).
Это такие же лексические единицы языка, как существительные, прилагательные и глаголы. И в то же время это особенные слова, у которых нет лексического значения, но тем не менее без них в речи не обойтись. Убедимся в этом, рассмотрев предложение:
Кто же из нас не знает этого?
Уберем служебные слова из высказывания, и оно рассыплется на отдельные, не связанные друг с другом лексемы:
И в то же время служебные слова самостоятельно не выполняют никакой роли в предложении.
Признаки служебных слов
Предлоги, союзы и частицы отличаем от слов знаменательных частей речи по их характерным признакам. Сравним самостоятельные части речи и служебные, составив следующую таблицу:
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
---|---|
1. обладают лексическим и общим грамм. значением | 1. не имеют лексического значения |
2. имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки | 2. не изменяются |
3. можно задать вопрос | 3. нельзя задать вопрос |
4. являются членом предложения | 4. не являются членом предложения |
5. употребляются самостоятельно | 5. употребляются со словами самост. ч. речи |
Исходя из указанных признаков, дадим определение, что такое служебные части речи.
Укажем, какое определение служебным частям речи дает Википедия:
Служебные части речи |
---|
Лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. |
Эти слова имеют специфичную служебную функцию в предложении:
Часть речи | Функция |
---|---|
Предлог | связывает слова друг с другом, выражает зависимость существительного,числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении. |
Союз | связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного или фрагменты текста. |
Частица | придает дополнительные оттенки словам или предложениям, служит для образования некоторых форм слов. |
Рассмотрим в отдельности каждую служебную часть речи.
Что такое предлог?
Определение
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость именных частей речи в словосочетании и предложении.
- стоять (на чём?) на берегу реки;
- любовь (к чему?) к Родине;
- возле пяти деревьев.
По происхождению предлоги бывают непроизводными (без, в, для) и производными, которые образованы способом перехода слов других частей речи в служебную:
- благодаря маму — благодаря теплой погоде;
- выстрелить мимо — пройти мимо дома;
- собраться на встречу с актером — бежать навстречу волне.
По структуре различаем предлоги:
- простые, состоящие из одного слова (к, от, у);
- сложные, складывающиеся из двух частей (из-за, из-под);
- составные, состоящие из двух слов (несмотря на).
Предлоги выражают смысловые отношения:
- пространственные (к, в, у, под, вблизи, около);
- временные (до, после, через, в течение);
- целевые (для, за, по, ради);
- объектные (о, об, про, насчёт);
- уступительные (вопреки, несмотря на);
- сравнительные (наподобие, вроде, с).
Предлог не является членом предложения, однако входит в состав членов предложения. Предлог в предложении подчеркивают вместе с тем словом, падежную форму которого он создает.
С ветки на ветку прыгает шустрая белка.
Союзы в русском языке
Определение
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
В парке сильный ветер качает ели и сосны, березы да осины.
Сегодня то солнце светит, то из темных туч сыплет мокрый снег.
Союзы делятся на непроизводные (и, а, но) и производные (точно, словно, благодаря тому что).
По структуре укажем союзы простые (но, зато, или) и составные (как будто, с тех пор как), а по употребительности они бывают повторяющиеся (ни…ни, либо…либо) и двойные (как…так и, чем…тем).
По синтаксической роли укажем союзы сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют слова и предложения на основе их равноправия. Они делятся на следующие группы:
- соединительные выражают перечисление (и, да, ни…ни);
- противительные служат для противопоставления (а, но, да, зато);
- разделительные выражают взаимоисключение, чередование (или, либо, то…то);
- пояснительные обозначают разъяснение (как-то, именно, то есть);
- присоединительные служат для присоединения словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания (да и, а также, тоже).
Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненных предложений и указывают на зависимость одного компонента от другого.
Я позвоню вам, если мы не встретимся.
Подчинительные союзы делятся на виды в зависимости от того, какую придаточную часть они присоединяют в предложении:
- изъяснительные (что, чтобы, будто);
- временные (когда, пока, лишь, едва);
- причинные (потому что, оттого что, так как);
- целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы);
- условные (если, ежели, если…то);
- уступительные (несмотря на то что, хотя);
- сравнительные (как, словно, будто, точно);
- следствия (так что, вследствие того что).
Союзы не являются членами предложения. К ним нельзя задать синтаксический вопрос от других членов предложения.
Частицы
Определение
Частицы — это служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые и эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.
В отличие от других служебных частей речи частицы не выражают грамматических отношений между словами и предложениями.
Частицы, не связанные с другими частями речи, являются первообразными: вот, же, -ка.
Множество частиц связаны по происхождению с глаголами (пускай, возьми, давай), с местоимениями (всё, это, что за), наречиями (как, просто), союзами (а, да).
Частицы делят на модальные и немодальные (формообразующие и словообразующие).
Модальные частицы выражают разные смысловые оттенки (уточнение, усиление, достоверность, эмоции, побуждения и пр.)
Модальные частицы по значению делят на группы:
Основные группы смысловых (модальных) частиц | ||
---|---|---|
Отрицательные | не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не | Я не герой. |
Вопросительные | неужели, разве, ли (ль) | Разве я герой. |
Указательные | вот, вон, это | Вот герой. |
Уточняющие | именно, как раз, прямо, подлинно, приблизительно, точно, точь-в точь | Именно я герой. |
Ограничительно-выделительные | только, лишь, исключительно, почти, единственно, просто, хотя бы, -то | Я почти герой. |
Восклицательные | что за, ну и, как, ведь | Я ведь герой! |
Усилительные | даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну | Всё же я герой. |
Со значением сомнения | едва ли, вряд ли | Вряд ли я герой. |
Побудительные (модально-волевые) | пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка | Вперед давай и побеждай! |
Сравнительные | будто, как будто, как бы, словно | Я словно герой. |
Утвердительные | да, так, правда, конечно | Я правда герой. |
Словообразовательные частицы -то, -либо, -нибудь, не- образуют новые слова:
- почему → почему-то;
- когда → когда-либо;
- как → как-нибудь;
- легкий → нелегкий (тяжелый);
- друг → недруг (враг).
Формообразующие частицы участвуют в образовании грамматических форм слов. Частица «бы» образует форму условного наклонения глаголов:
- позвонила бы;
- сказал бы;
- спросили бы.
Частицы «пусть», «пускай», «да», «давай(те)» -ка служат для образования форм повелительного наклонения глаголов:
- пусть расскажет;
- пускай подождёт;
- да будет свет;
- давай спроси;
- давайте погуляем;
- поднимись-ка.
Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав члена предложения.
Солнце еще не взошло.
Видео «Служебные части речи (7 класс)»
Тест
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 72
Служебные части речи – это слова, служащие для связи слов и частей предложения либо передающие эмоциональные и смысловые оттенки.
У них нет форм, к ним нельзя задать вопросы, и они не являются членами предложения. Это неизменяемые части речи. К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.
Предлоги
Определение
Предлоги – слова, которые выражают зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
По составу предлоги могут быть простыми (за, наподобие), сложными (из-за, по-над) и составными (во время, по отношению к). По происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные (образованные от других частей речи).
Производные предлоги – это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.
Виды производных предлогов по происхождению
1. От существительного: ввиду, вследствие, в течение, вместо, вроде, насчёт, по мере, по поводу;
2. От наречия: возле, вокруг, около, позади, после, мимо, напротив, навстречу вопреки;
3. От деепричастия: благодаря, включая, несмотря на, спустя, исключая, начиная, не считая.
Следует отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, на которые они похожи:
Благодаря брату я избежал проблем. (предлог!)
Благодаря брата за помощь, я не смог сдержать слёз. (что делая? деепричастие!)
Непроизводные предлоги – это предлоги, которые не образованы от других частей речи. Непроизводные предлоги появились очень давно и не имеют аналогов в других частях речи.
Примеры: в, на, под, к, по, из-за, над, с, без, у, до, за, от, из, о, об, пред, при, про, через
Непроизводные предлоги могут выражать:
- временное значение (придет в среду);
- причинное значение ( не пойти из-за болезни);
- объективное значение (узнать о предательстве);
- целевое значение (приобрести для ремонта).
Типичные ошибки в употреблении предлогов в речи
Употребление предлогов «в» – «на», «из» – «с».
Данные предлоги используются для выражения пространственных отношений.
Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, расположение внутри чего-либо, в ограниченном пространстве.
- Сидит в аудитории;
- Лежит в шкафу;
- Убрал в карман;
- Учиться в школе.
Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.
- Положить на верхнюю полку;
- Спать на кровати;
- Скакать верхом на лошади.
Также предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует: работать на поле, работать на выгоне, выращена на Алтае, отдыхали на Кавказе.
Предлоги «в»- «на», «из» – «с» образуют антонимичные пары, т.е. обладают значением противоположности. Поэтому при выборе предлогов «из» – «с», следует обратиться к их парам.
- Поехал в Москву – вернулся из Москвы (а не с Москвы);
- Пошел в школу – пришел из школы (а не с школы);
- Отдыхали на море – привезли с моря (а не из моря);
- Ехать в Крым – возвращаться из Крыма (а не с Крыма).
Употребление предлогов «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор»
Данные предлоги употребляются только с именами существительными (местоимениями) в форме дательного падежа:
- Благодаря отзывчивости, вниманию, таланту;
- Согласно условию, инструкции, указу, договору;
- Вопреки предсказанию, желанию, ожиданиям;
- Наперекор судьбе, рассудку, желаниям;
Правописание производных предлогов
Слитно | Раздельно |
вследствие (грозы)
насчет (работы) вместо (пробежки) наподобие (шара) вроде (него) ввиду (болезни) напротив (парка) вдоль (улице) свыше (километра) поперек (дороги) навстречу (матери) согласно (правилам) вопреки (принципам) наперекор (судьбе) несмотря на (холод) невзирая на (боль) благодаря (поддержке) спустя (год) включая (всех) исключая (всех) |
в течение (дня)
в продолжение (вечера) в заключение (выступления) в виде (исключения) в целях (улучшения) в случае (опасности) в силу (обстоятельств) в связи с (ситуацией) за счет (родителей) по мере (поступления) по поводу (поведения) по причине (неудачи) |
Союзы
Определение
Союзы – слова, которые соединяют однородные члены или части сложных предложений.
Союзы делятся на две большие группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы служат для связи однородных членов в простом предложении и простых предложений в составе сложносочиненных предложений.
Подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.
По строению союзы могут быть простыми и составными. Простые союзы состоят из одного слова (и, а, но, да), а составные – из двух и более (как …, так и, для того чтобы).
В роли подчинительных союзов могут выступать относительные местоимения и наречия, в таком случае их называют союзными словами.
Союзы | Разряд | Примеры |
сочинительные | соединительные | и, да=и, также, тоже, не только …, но и |
противительные | а, но, да=но, зато, однако | |
разделительные | или, либо, ни …, ни , то ли …, то ли, не то …, не то | |
подчинительные | изъяснительные | что, чтобы, как, будто |
определительные | который, какой, где | |
временные | когда, лишь, едва, пока, как только | |
целевые | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы | |
причинные | потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того | |
условные | если, раз, если бы, ежели, когда | |
уступительные | хотя, несмотря на то что, как ни, сколько ни | |
сравнительные | как, как будто, словно, точно | |
следствия | так что вследствие чего |
Частицы
Определение
Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов.
По составу частицы делятся на простые (даже, только), сложные (всё-таки, просто-напросто) и составные (хоть бы, того и жди). По значению и функциям частицы подразделяются на две группы – смысловые (выражают оттенки значения) и формообразующие (для образования форм слова), внутри которых выделяются отдельные разряды.
Формообразующие частицы | для условного наклонения глаголов: бы, б |
для повелительного наклонения глаголов: пусть, да, давай, пускай | |
Смысловые частицы | отрицательные: не, ни |
усилительные: даже, аж, уже, ещё, ведь, всё-таки | |
утвердительные: да, так, точно, ага | |
вопросительные: разве, неужели, ли, ну как, а что | |
восклицательные: что за, как, ну и | |
для выражения сомнения: вряд ли, едва ли | |
для выражения уточнения: именно, точно, как раз, хоть бы | |
выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, хоть | |
указательные: вот, вон, а вон, это | |
для выражения смягчения: -ка |
Частицы следует отличать от омонимичных частей речи:
- Мал золотник, да дорог. (да – союз, служит для связи однородных сказуемых)
- Да будет свет! (да – усилительная частица)
- Давай приготовим что-нибудь вместе! (давай – частица, служит для образования повелительного наклонения)
- Давай деньги и уходи отсюда! (давай – глагол в повелительном наклонении)
Алёна Базан | Просмотров: 14.3k
Служебные части речи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1692.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1692.
В русском языке существует деление слов на самостоятельные и служебные, при этом междометия классифицируются как особая категория. Чтобы понять особенности этих слов и их назначение, нужно знать, чем они являются и для чего нужны. Без служебных слов система языка была бы неполноценной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Служебные части речи в русском языке, их функции и назначение
К этой категории относятся те слова, у которых нет своего лексического значения, но они необходимы для того, чтобы выражать отношения, возникающие между теми словами, у которых самостоятельное значение есть. Представленная ниже таблица служебных частей речи поможет понять общую картину:
Название части речи |
Для чего нужна |
Роль в предложении |
Грамматические признаки |
Предлог |
Для того, чтобы соединять между собой части словосочетания или предложения |
Не имеет |
Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков |
Союз |
Для того, чтобы связывать однородные члены в предложении, а также составляющие сложного предложения и предложения в тексте |
Не имеет |
Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков |
Частица |
Для того, чтобы добавлять оттенки значения |
Не имеет |
Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков |
Предлоги служат для того, чтобы выражать подчинительную связь, возникающую между самостоятельными частями речи.
Кроме того, что служебные слова не являются членами предложения, к ним также нельзя поставить вопрос.
Разбор служебных частей речи
Рассмотрев примеры разбора каждой части речи, относящейся к служебной категории, проще понять их суть и языковую роль. Возьмем предложение, в котором употреблены они все: Он шел в лес, не зная, что его ждет. В нем использованы предлог в, частице не и союз что.
В – служебная часть речи, не изменяющаяся и служащая для создания подчинительной связи между словами шел и лес. Благодаря ему можно установить тип этой связи – управление. Самостоятельно роли в предложении не играет, но вместе с существительным в винительном падеже является обстоятельством.
Частица не – придает деепричастию зная отрицательный оттенок, неизменяемая часть речи без самостоятельной роли в предложении, но вместе с деепричастием является обстоятельством.
Частица “не” принадлежит к первой сотне слов, которые используются в русском языке чаще всего. Вообще, именно служебные части речи занимают в этом рейтинге основные позиции.
Что – союз, который создает подчинительную связь между двумя частями сложного предложения, при этом роли в предложении у него нет, неизменяемое.
Что мы узнали?
В русском языке, кроме самостоятельных, есть и части речи, которые называются служебными. Всего их три – это частица, союз и предлог. Из объединяет отсутствие собственного значения, самостоятельной роли в предложении и неизменяемость. Также важно помнить, что к служебным частям речи не ставится вопрос. При этом каждая из них выполняет свою функцию. Так, предлог необходим для того, чтобы создавать связи между составляющими частями в словосочетаниях либо предложениях, частица придает самостоятельным словам разные оттенки значений, а союз соединяет или части предложения, или его однородные члены, или целые предложения в тексте.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Владислав Федяев
5/5
-
Александр Белых
5/5
-
Анастасия Козлова
5/5
-
Наталья Анфимова
4/5
-
Inga Reiz
5/5
-
Любовь Юркова
5/5
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1692.
А какая ваша оценка?
Служебные части речи – что про них надо знать и как легко отличать их от самостоятельных, как правильно подчеркивать при синтаксическом разборе
Как подчеркивать предлоги и местоимения. Служебные части речи – что про них надо знать и как легко отличать их от самостоятельных, как правильно подчеркивать при синтаксическом разборе Вы, навер ное, наш новый сосед.
Служебные части речи – что про них надо знать и как легко отличать их от самостоятельных, как правильно подчеркивать при синтаксическом разборе
Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы. Все остальные – самостоятельные.
Про служебные части речи вам надо знать три вещи: к ним нельзя задать никакой вопрос, они никогда не являются членами предложения, у них нет лексического значения.
Давайте разберем эти три пункта подробнее.
Нельзя задать вопрос
Вопросы можно задавать только к самостоятельным частям речи. Смотрите: (кто?) я (что делаю?) читаю (о чем?) о птицах, но (что делаю?) не интересуюсь (кем?) ими.
Задайте вопросы к предлогу «о», союзу «но» и частице «не».
Это невозможно. Мы можем задать вопросы к словам, с которыми они употребляются, но не к ним самим.
Нет лексического значения
Лексическое значение – это то, что обозначает данное слово. Мы понимаем, например, что собака – это животное, конура – это типа дом для собаки, деревянная – то есть из дерева. Все эти слова вызывают у нас в памяти определенное представление.
А что обозначает «о», «но», «не»? Когда мы их слышим, мы не представляем никакой предмет, признак или действие. Вообще ничего не представляем. То есть лексического значения нет.
Не являются членами предложения
Это следствие вытекает из первых двух. Подлежащее обозначает того, кто производит действие, сказуемое – то, что о нем говорится, определение называет его признак и пр.
А служебные части речи никого не называют и ничто не обозначают. Поэтому членами предложения они не могут быть.
Функции служебных частей речи
Предлоги помогают нам связывать существительные с другими частями речи, например с глаголами: «читать по слогам». Без предлога получилось бы «читать слогам» – никакой логики.
Без предлогов нам было бы сложно ставить существительные во многие косвенные падежи. Без них не было бы огромной группы словосочетаний, с типом связи «управление». У меня на эту тему уже была статья, почитайте, если надо подтянуть синтаксис.
Союзы нужны для соединения слов и предложений. Если предлоги чаще всего связывают слова разных частей речи, то союзы, наоборот, соединяют однородные члены предложений, выраженные словами одной части речи: купаться и загорать, мал да дорог, высокий, а бестолковый.
Без них не было бы сложных предложений:
- Я знаю, что до весны еще долго – союз «что».
- Я забросил биологию, ибо это не мое – союз «ибо».
- На улице было морозно и шел снег – союз «и».
Частицы позволяют вносить в предложения дополнительные значения. Например:
- Не хочу учиться – частица «не» делает предложение отрицательным.
- Шел бы ты домой – частица «бы» вносит значение совета, рекомендации.
- Я же сказал! – «же» делает предложение более «жестким», помогает выразить недовольство.
Как подчеркивать служебные части речи
Предлоги и частицы мы обычно подчеркиваем вместе с тем словом, к которому они относятся. А союзы никак не подчеркиваем:
Когда вы делаете разбор сложного предложения, то сочинительные союзы надо оставлять за скобками, а подчинительные вписывать в придаточное предложение.
Подробнее об этом я писал в статье про союзы, почитайте.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на рассылку сайта, чтобы получать свежие статьи по русскому языку.
Чтобы научиться лучше различать самостоятельные и служебные части речи, прочитайте вот эти статьи:
Эти статьи по правописанию, но я их вам советую, потому что я там объясняю, как различать, например, союз «также» и местоимение «так» с частицей «же».
Статьи очень маленькие, вы их прочитаете быстро. Потом и писать будете грамотнее, и отличать служебные части речи от самостоятельных вам будет проще.
Если вы учитесь в школе, посмотрите вот эти курсы по русскому языку. Среди них много программ по низкой цене, плюс, есть хорошие справочные материалы для бесплатного скачивания:
Под статьей есть форма для комментариев – пишите туда вопросы по служебным частям речи, если они у вас есть. Я отвечаю на все комментарии.
Как подчёркивается местоимение в предложении в русском языке?
Работа с таблицами и использование автоматического преобразования
И тут в решении проблемы, как сделать подчеркивание в «Ворде» без слов, на помощь приходит конструктор таблиц. Решение само по себе и простое, и универсальное.
Нужно всего лишь вставить таблицу с необходимым количеством ячеек, после чего задать отображение границ таким образом, чтобы остались только нижние. Правда, неудобство такого метода состоит в том, что сама граница будет намного ниже положения основного текста, и постоянно придется то разбивать, то объединять ячейки, когда в какой-то строке подчеркивание просто не требуется.
Наконец, интересный способ состоит в том, чтобы использовать границы для полной строки, и неважно, есть там текст или нет. Для этого просто выбирается соответствующий тип границы при нажатии на кнопку, находящуюся в панели сверху
Линия автоматически установится на всю длину строки. Зато над таким подчеркиванием можно печатать без проблем.
Есть еще один более сложный способ, который заключается в том, чтобы нарисовать линию с помощью встроенных графических средств, но он выглядит совершенно нерациональным. Так что можно ограничиться самыми простыми, пусть даже и примитивными средствами.
Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
Правило | Пример |
---|---|
Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и). | Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь). |
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а). | Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин). |
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда). | Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев). |
Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда) | Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин). |
Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если». | Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. Пушкин). |
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто). | Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов). |
Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта. | Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (А. Арбузов). |
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении. | На стене ни одного образа — дурной знак (М. Лермонтов). |
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставитсяТире не ставится1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой).Москва — столица нашей Родины; Дважды два — четыре.
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара).
2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже.Курить — здоровью вредить.Мой долг — предупредить тебя об опасности.
Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!).Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство — ждать).
3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).Поймать ерша или окуня — это такое блаженство; понять — значит простить; безумство храбрых — вот мудрость жизни.
Перед словами это, значит тире не ставится, если:а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;б) значит является глаголом в значениях:1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно).
Что такое уточняющие члены предложения?
Уточнения — это обособляемые на письме с одной или двух сторон запятыми либо тире (в некоторых случаях двоеточием) распространённые и нераспространённые второстепенные члены предложения, поясняющие смысл уточняемого слова. Они отвечают на вопросы второстепенных членов предложения с добавлением слов «именно» или «конкретно» («где именно?», «когда конкретно?», «что именно?», «какой конкретно?» и т.д.).
Второстепенные члены предложения — обстоятельства, определения, дополнения и приложения — могут выделяться запятыми, тире или двоеточием, если они:
- несут в себе добавочное сообщение;
- выделяются интонационно и по смыслу (логическое ударение).
Примечание. Главные члены предложения не могут обособляться и уточняющими не бывают.
Среди уточняющих конструкций различают собственно уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.
Уточняющие члены предложения
- Уточняющие члены предложения позволяют детализировать смысл предыдущего члена предложения.
- Значения уточняемого слова и уточнения чаще всего соотносятся как общее и конкретное, целое и часть целого, но возможно и расширение уточнением значения уточняемого слова.
Поясняющие члены предложения
- Поясняющие члены предложения называют то же самое явление другими словами (при желании поясняемое слово и поясняющее можно поменять местами).
- Часто уточняющими бывают приложения (а также дополнения, обстоятельства и определения).
Присоединительные члены предложения
- Присоединительные члены предложения — это замечания или разъяснения, дополняющие смысл основного высказывания.
- Связь с остальным предложением у таких конструкции менее тесная, чем у пояснений и уточнений, поэтому иногда после присоединительных конструкций ставится точка, а не запятая.
- Часто присоединительные включения используют слова-связки:
- присоединительные союзы «и», «да (и) (только)», «да и вообще»;
- вводные слова и наречия — «в частности», «даже», «особенно», «главным образом», «например», «притом», «причём», «в том числе» и другие.
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль. Затем делаем вывод, что же это за часть речи
Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Как подчеркивается обстоятельство?
Обстоятельство обозначает различные условия протекания действия, признак предмета или другого признака и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? зачем? по какой причине? с какой целью?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
В предложении обстоятельство подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка».
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
- идти куда? домой;
- остаться где? в лесу;
- увидеть откуда? издали;
- распустились когда? весной;
- помню с каких пор? с детских лет;
- расстроиться почему? из-за неудачи;
- отсутствовать по какой причине? по болезни;
- остаться зачем? для выяснения обстоятельств;
- идем с какой целью? узнать;
обстоятельство образа действия
- спускаться как? осторожно;
- готовиться каким образом? тщательно;
обстоятельство меры и степени
- почернелый в какой степени? слегка;
- зрелый насколько? почти;
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз;
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса;
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
- наречием (глубоко нырнуть);
- существительным в косвенном падеже (расстроиться от досады);
- деепричастием и деепричастным оборотом (вздохнуть, отвернувшись от нас);
- инфинитивом (присесть послушать прибой);
- фразеологическим выражением (написано черным по белому).
ПредыдущаяСинтаксисЧто такое приложение в русском языке. ПримерыСледующаяСинтаксисОпределяющее слово — это… Как найти в предложении
Как определить роль существительного
Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?
Подлежащее
Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:
- С самого утра идёт (что?) снег.
- На улице залаяла (кто?) собака.
- Молодая (кто?) учительница начала вести урок.
Определение и роль подлежащего
Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И
п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.
Сказуемое
В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:
- Та девушка была моей подругой.
- Люда — моя сестра.
- Этот ребёнок будет моим крестником.
«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.
В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.
Дополнение
Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.
Информация о дополнении
Определение
Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.
Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:
- Разлилась река (какая?) Дон.
- В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
- Расцвели цветочки (какие?) васильки.
Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.
Обстоятельство
Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:
- «где?», «куда?», «откуда?»;
- «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
- «как?»;
- «зачем?», «с какой целью?» и т. д.
Штрих-пунктирная линия, обозначающая обстоятельство
Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.
Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:
- (Где?) На картине нарисован снег.
- Сверчок тикает, (как?) как ходики.
- Уехал (куда?) на отдых.
- Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.
Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.
Как подчеркивается обстоятельство?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
- распустились когда? весной;
- помню с каких пор? с детских лет;
- расстроиться почему? из-за неудачи;
- отсутствовать по какой причине? по болезни;
- остаться зачем? для выяснения обстоятельств;
- идем с какой целью? узнать;
- спускаться как? осторожно;
- готовиться каким образом? тщательно;
- почернелый в какой степени? слегка;
- зрелый насколько? почти;
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз;
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса;
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
- наречием ( глубоко нырнуть);
- существительным в косвенном падеже (расстроиться от досады );
- деепричастием и деепричастным оборотом (вздохнуть, отвернувшись от нас );
- инфинитивом (присесть п ослушать прибой);
- фразеологическим выражением (написано черным по белому ).
Как подчеркиваются части речи
Русский язык изучается в школе с 1 по 11 класс, а потом его продолжают изучать в высших учебных заведениях (в зависимости от специальности).
Знание правил русского языка нужно не только для того, чтобы сдать ЕГЭ или получить диплом, но и в дальнейшей жизни, ведь потом вам легче будет формулировать мысли и строить правильные, логически построенные предложения.
В частности, необходимо знать части речи и уметь их подчеркивать в предложениях.
Трудность заключается в том, что порой можно подзабыть и попросту запутаться. Поэтому правильнее всего будет иметь в своем рюкзаке специальную табличку, в которую при надобности можно будет подсмотреть, пока вы не выучите все эти правила наизусть.
Как подчеркиваются части речи – главные члены предложения
- Главные члены в предложении – это подлежащее и сказуемое. Обычно в классическом понимании, подлежащее – это имя существительное, отвечающее на вопросы «кто?», «что?», и подчеркивается прямой линией. Но стоит отметить то, что подлежащее может быть выражено любыми частями речи: прилагательным, причастием, наречием, всевозможными видами местоимения. Запомните, подлежащее обозначает субъект действия.
- Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы действий, «что делал?», «что сделал?», «что происходит с предметом?» и т.д. Обычно сказуемое выражено глаголом, но бывают исключения, например, составное именное сказуемое «было холодно», где есть глагол связка + именная часть, выраженная прилагательным или существительным. Сказуемое подчеркивается двойной чертой.
Важно! Не всегда в предложении подлежащее и сказуемое встречаются вместе, существуют односоставные предложения, которые имеют только один главный член. Примеры односоставных предложений: Утро
Было пасмурно. Прощай же, море!
Как подчеркиваются части речи – второстепенные члены предложения
- Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.д.: Шумели листья березы.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:Говорю о друге.
- Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.
- Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
- Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
- Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
- Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
- Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
- Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
- Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
- Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.
Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль. Затем делаем вывод, что же это за часть речи
Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
2 Как подчеркиваются части речи – второстепенные члены предложения
- Определения подчеркиваются волнистой линией и обозначают признак, качество и свойство предмета. Отвечают на вопросы: «который?», «какая?», «чья?», «чей?», и т.д. Чаще всего определение выражено именем прилагательным:Красивая девушка шла очень быстро. Но также оно может быть несогласованным и выраженным инфинитивом, наречиями, существительными в косвенных падежах и т.д.: Шумели листья березы.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который подчеркивается пунктирной линией и выражен он, как правило, существительным или местоименным существительным. Дополнение является объектом действия сказуемого, например: Пишу письмо.Но также дополнение может относиться к главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным, прилагательным и причастием или наречием. Отвечает дополнение на вопросы косвенных падежей, и его легко найти в предложении:Родительный падеж: «кого?», «чего?»:Выбор мероприятия.Дательный падеж: «кому?», «чему?»:Звоню знакомой.Винительный падеж: «кого?», «что?»:Делаю работу.Творительный падеж: «кем?», «чем?»Рисую карандашом.Предложный падеж: «о ком?», «о чем?»:Говорю о друге.
- Обстоятельство. Это второстепенный член в предложении который зависит от сказуемого и обозначает признак действия или признак признака. Обычно эта часть предложения выражена именем существительным в косвенном падеже, наречиями или же деепричастным оборотом, подчеркивается пунктирной линией с точкой.
- Времени, означают время и отвечают на вопросы «Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?»: Утром солнце светит ярко.
- Образа действия и степени, отвечают на вопросы «Как? Каким образом? В какой степени?»: Идти уверенно.
- Места, означает место действия, путь и отвечает на вопросы «Где? Куда? Откуда?»: На бумаге.
- Причины, означают причину и повод, и отвечают на вопросы: «Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине?»: Рейс был отменен из-за снегопада.
- Цели, означает цель совершенного действия и отвечает на вопросы «Зачем? С какой целью? Для чего?»: Уехать работать.
- Сравнения, отвечает на вопрос «Как?»: Прыгал, как кузнечик.
- Условия, означает, при каком условии было совершенно то или иное действие: Опоздал на работу в случае дождя.
- Уступки, означает условие, вопреки чему произошла та или иная ситуация: Несмотря на пасмурную погоду, мы поедем на пляж.
Как вы видите, ничего сложного в подчеркивании частей речи нет, но в русском языке много правил и исключений, которые нужно систематически учить.
Местоимение – это очень своеобразная часть речи. Сама по себе оно ничего не обозначает – ни предмет, ни действие, ни примету какого-либо предмета, и количество, ни качество – ничего, оно только указывает на предмет, либо на его признак, любо на какое-то количество. Потому
Поэтому зависимости от того, на что оно (местоимение) указывает, меняется и его синтаксическая функция в предложении.
Поэтому ЛЮБЫМ членом предложения может быть местоимение, а следовательно, и подчеркиваться будет ПО-РАЗНОМУ, в зависимости от того, местоимение какого разряда было использовано в предложении и в какой синтаксической роли.
система выбрала этот ответ лучшим
Местоимение в предложении подчеркивается тем или иным образом в зависимости от того, роль какого члена предложения оно выполняет в конкретном случае. Например, если оно выполняет роль подлежащего, то подчеркивается одной чертой, если выполняет роль дополнения, то пунктирной линией, если является определением, то волнистой и т.д.
Местоимение подчеркивается в предложении по-разному, в зависимости от того, каким членом предложения оно является.
Местоимение может быть любым членом предложения.
Начну с подлежащего, выраженного местоимением:
Я вижу прищуренными глазами голубое небо, облака и солнце.
Подлежащее “я”, выраженное личным местоимением, подчеркиваю одной горизонтальной линией.
Местоимение является сказуемым:
Эта книга моя.
Эта собака ваша?
Местоимения “моя” и “ваша” в качестве составного именного сказуемого подчеркну двумя параллельными линиями.
Наша дочь уже ходит в школу.
Дочь (чья?) наша – это определение, которое подчеркну волнистой линией.
Местоимения является дополнением, которое подчеркиваю прерывистыми штрихами _ _ _.
К нему невозможно обратиться с простым вопросом.
Невозможно обратиться к кому? к нему.
И, наконец, местоимение – обстоятельство в предложении:
С той поры прошло немало времени.
Прошло когда? с той поры.
Обстоятельство подчеркну линией -.-.-.
Местоимение такая уникальная часть речи, которая может быть в предложении практически любым его членом и следовательно подчеркиваться в каждом отдельном случае будет по разному.
Например если у нас местоимение играет роль подлежащего: Я пошел гулять, то его мы подчеркнет сплошной чертой, как подлежащее.
Если местоимение будет сказуемым, а такое тоже возможно: Это я., то черта уже будет двойной.
Если местоимение выступит в роли определения Он взял мой (какой) учебник, то оно подчеркивается волнистой линией.
Если местоимение окажется дополнением: Мы попросили помочь ее (Кого?), то черта будет пунктирной.
И наконец обстоятельство, До этих, До тех, подчеркивается пунктирной линией с точками.
более года назад
Местоимение может заменять слова различных частей речи и выполнять разные роли в предложении.
Например, оно может быть подлежащим (Я пою), тогда просто выделите его прямой чертой. Может быть определением (моя куртка), а определения, как вы помните, обозначаются волнистой линией. И даже сказуемым: это я (две линии параллельные). А еще обстоятельством (точка-тире) и дополнением (пунктир).
Возможно, вам попалось задание, в котором нужно просто отыскать среди набора слов именно местоимения. В таком случае, в отрыве от предложения, его можно выделить обычной прямой линией.
Подчеркивание различных членов предложения линиями позволяет установить связи между членами предложения. Каждый член предложения подчеркивается типом линией, которые были приняты для его обозначения. А вот местоимение может быть подчеркнуто разными линиями, поскольку оно может быть и главным членом предложения, и второстепенным. В зависимости от его роли в предложении, подчеркивание будет разным.
Если местоимение выполняет роль подлежащего, то его положено подчеркивать как подлежащее: сплошной линией. Если оно выполняет роль сказуемого, то подчеркивается двойной сплошной. Местоимение как дополнение будем подчеркивать пунктирной линией, а в роли обстоятельства – штрихпунктиром. А вот в качестве определения полагается подчеркивать местоимение волнистой сплошной линией.
Он отправился на тренировку (он – подлежащее, сплошной линией).
Моя работа понравилась преподавателю (моя – определение, волнистой).
Декан вызвал его в кабинет (его – дополнение, пунктир).
Этот альбом мой (мой – сказуемое, две прямые линии).
Егор радовался весь день (весь день – обстоятельство, штрихпунктир).
Местоимение в предложении может подчеркиваться по-разному, это зависит от его употребления. Местоимение в предложении может быть и подлежащим, тогда нужно его подчеркивать одной сплошной линией, и дополнением, тогда мы будем подчеркивать его прерывистой линией (тире – тире), или же определением, тогда подчеркивается это местоимение волнистой линией.
- Он вышел через пять минут. (Кто? – он, что сделал? – вышел). Здесь местоимение “он” является подлежащим.
- Забери меня отсюда. (Кого? – меня). Тут уже местоимение “меня” это дополнение.
- Я взял ее ручку. (Чью? Какую?). Здесь же местоимение “ее” является в предложении определением.
более года назад
Местоимение в предложении может быть разным членом предложения, в зависимости от этого по-разному может подчеркиваться.
Приведем в пример такие предложения:
“Я люблю осень” – ( местоимение я – подлежащее, подчеркиваем одной линией).
“Этот цветок мой” (местоимение мой – сказуемое, подчеркиваем двумя линиями).
“Моя мама вкусно готовит” (местоимение моя – определение, подчеркиваем волнистой линией).
“Оля позвала его на прогулку (местоимение его – дополнение, подчеркиваем пунктиром).
“С той поры утекло много воды” (местоимение стой – обстоятельство, подчеркиваем штрихпунктир).
более года назад
Для того, чтобы понять как правильно подчёркивать местоимение в предложении, необходимо понять роль какого члена предложения оно выполняет.
Местоимение в предложении может быть сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.
- Если это подлежащие, тогда подчёркиваем местоимения одной линией, прямой чертой.
- В том случае если это определение, тогда подчёркиваем волнистой линией. Мой стул.
- Определения волнистой линией.
- Обстоятельством – точка-тире.
- Дополнение – пунктир.
Местоимение будет подчеркиваться в зависимости от роли в предложении.
- Я хорошо рисую (подлежащее, одной чертой).
- Мой рисунок победил в конкурсе (мой – определение, волнистой линией).
- Приходи вечером ко мне (ко мне – дополнение, прерывистой линией).
Метод определения роли
Для того чтобы правильно подчеркивать местоимение, потребуется определить, какую из синтаксических ролей оно выполняет в конкретном предложении. Чтобы не ошибиться, нужно:
- Выделить в предложении два главных члена. Обычно таковыми являются сказуемое и подлежащее.
- Обозначить второстепенные члены предложения, если они присутствуют.
Чтобы проверить правильность отнесения местоимения к соответствующей части речи, следует разобраться в том, на какие вопросы оно отвечает:
- Если это подлежащее, то оно отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Например, «Она сварила кашу», «Никто не пришел».
- Если это часть составного именного сказуемого, то проверочными вопросами будут «что делать?» и «что сделать?». Например, «Бутерброд оказался ничей», «Кот был ваш».
- Определение тоже отвечает на два вопроса: «какой?» и «чей?». Например, «Оля занимается спортом каждый день», «Приехали мои друзья».
- Если это дополнение, то оно отвечает на ряд вопросов: «кого?», «чего?», «что?», «кому?», «чему?», «кем?», «чем?», «о ком?», «о чем?». Например, «Коля ничего не сделал», «Мы о них не думали».
- Обстоятельство также может отвечать на несколько вопросов: «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «зачем?» и «почему?». Например, «Вина лежала на нем», «Алексей не мог бежать из-за этого».
Как только часть речи будет определена, можно будет легко ее подчеркнуть. Но не следует забывать, что подчеркивание выполняется разными способами.
Виды местоимений
После того как будет определено какой, частью является местоимение, следует ознакомиться с имеющимися в русском языке разрядами. Они подразделяются на:
- личные;
- относительные;
- указательные;
- определительные;
- отрицательные;
- неопределенные;
- взаимные;
- притяжательные;
- неопределенно-личные.
Примечательно, что эта часть речи может присутствовать в вопросительных, восклицательных и повествовательных предложениях. После определения части речи можно переходить непосредственно к подчеркиванию.
Алгоритм подчеркивания части речи
В зависимости от того, какой частью речи в предложении является местоимение, его нужно подчеркнуть определенным образом. В русском языке приняты общеустановленные правила подчеркивания, и выглядят они следующим образом:
- подлежащее — одной прямой чертой;
- часть составного именного сказуемого — двумя прямыми чертами;
- определение — волнистая линия;
- дополнение — линией в виде пунктиров;
- обстоятельство — штрихпунктирной линией (такое название обозначает формат «дефис-точка»).
Подчеркивание местоимений дети проходят в школьной программе еще в 5−6 классах. Эта темя является относительно несложной и позволяет более детально изучить нормы русского языка. После подчеркивания слова будут выделяться как в самом предложении, так и в общем тексте. Чтобы закрепить свои знания в этой теме, рекомендуется выполнять задания по разбору предложений на составляющие части речи.
[spoiler title=”источники:”]
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/sluzhebnye-chasti-rechi
https://premierquartz.ru/novosti/RmyRHuH.html
[/spoiler]
Разбор служебных частей речи (разбор под цифрой 3)
Предлог
1. Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, выражают зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
2. По значению предлоги делятся на разряды:
-
пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.;
-
временные (указывают на время): до, в, через, по, с, к, перед, в течение;
-
причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине и др.;
-
целевые (указывают на цель): для, ради и др.: сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых;
-
образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др;
-
объектные ( указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.: скучать по сыну, узнать насчет денег.
Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения)
3. По своему строению предлоги делятся на:
-
непроизводные (или первообразные): в, без, к, на, при и др. Они всегда относились к этой части речи.
-
производные (или непервообразные) образованные от других частей речи (навстречу, посредством) или же путем сложения двух первообразных предлогов (из-за, по-над и др.)
Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи, от которых они были образованы:
-
наречные, образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения: близ, вдоль, вместо, внутрь, возле, вокруг, вопреки, вслед, впереди, кроме, напротив, около, поверх, позади, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди и т.д.);
-
отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения: вследствие, со стороны, вроде, ввиду, в продолжении, в течение, по мере, по части и др.;
-
отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения: благодаря, исключая, несмотря на, невзирая, спустя и др.
4. По структуре предлоги делятся на:
-
простые – предлоги состоящие из одного слова, в основном одно-и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр., путем, мимо, среди, в, за и др.
-
сложные предлоги (или парные, двойные). Это группа является разновидностью простых: из-за, из-под, а также характерные для народно-разговорной речи по-над, по-за, с-под.
-
составные предлоги – предлоги, которые по существу являются предложно-падежными сочетаниями. составные предлоги состоят из двух и более слов (в деле, по части, вдоль по, в отношении и др.).
5. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения (вместе с самостоятельными словами).
Вследствие болезни он не ходил в школу в течение целой четверти, но продолжал успешно учиться благодаря помощи учителей, друзей и родителей.
Примеры разбора предлогов: вследствие, в, в течение, благодаря
вследствие – предлог
Грамматические признаки: неизменяемый, производный, отыменный, причины, простой, употреблён с сущ. в Р.п.
Синтаксическая роль – членом предложения не является
в – предлог
Грамматические признаки: неизменяемый, непроизводный, пространственный, простой, употреблён с сущ. в В.п.
Синтаксическая роль – членом предложения не является
в течение – предлог
Грамматические признаки: неизменяемый, производный, отыменный, времени, составной, употреблён с сущ. в Р.п.
Синтаксическая роль – членом предложения не является
благодаря – предлог
Грамматические признаки: неизменяемый, производный, отглагольный, причины, простой, употреблён с сущ. в Д.п.
Синтаксическая роль – членом предложения не является
Союз
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи: однородных членов предложения; частей сложного предложения; отдельных предложений в тексте; абзацев текста.
Виды союзов
1. По образованию:
непроизводные: а, но, или, да, и;
производные, образованные:
соединением непроизводных союзов: как будто;
соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы;
соединением союза со словом с обобщённым значением: до тех пор, в то время как;
исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы.
2. По строению:
простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;
составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.
3. По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими:
Сочинительные союзы — это союзы, которые соединяют:
однородные члены предложения;
части сложного предложения;
предложения в тексте;
абзацы текста.
Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:
1) соединительные (значение «и это, и то»): и, да (в значении «и»), ни…ни, как…так и, и…и, не только…но и, как … так и, тоже, также ;
2) разделительные (значение «или это, или то»): или, либо, то…то, не то…не то, или…или, то ли … то ли;
3) противительные (значение «не это, а то»): а, но, да (в значении «но»), однако, зато.
Подчинительные союзы — это союзы, которые объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают
части сложного предложения,
могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения: Книга интересная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как;
2) причинные: так как, потому что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);
4) целевые: чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы, дабы (устар.);
5) уступительные: хотя, несмотря на то что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто;
8) изъяснительные: что, как, чтобы.
Примечание. Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например: чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).
Союзы не изменяются, не являются членами предложения.
Союз разбирается по следующей схеме:
1. Союз.
2. Постоянные признаки:
– неизменяемый,
– разряд по значению,
– простой / составной,
– что соединяет.
Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час.
Примеры разбора союзов: но, что, а, так как
но – союз, неизменяемый, сочинительный (противительный), простой, соединяет части сложного предложения.
что – союз, неизменяемый, подчинительный (изъяснительный), простой, соединяет части сложного предложения.
а – союз, неизменяемый, сочинительный (противительный), простой, соединяет части сложного предложения.
так как – союз, неизменяемый, подчинительный (причины), составной, соединяет части сложного предложения.
Ребёнок то капризничал и плакал, то был весел, но мать тревожилась, потому что ей казалось, что он вот-вот заболеет, если она перестанет думать о нём.
Примеры разбора союзов: то… то, и, но, потому что, что, если
то… то – союз, неизменяемый, сочинительный, (разделительный), составной, соединяет однородные члены предложения
и – союз, неизменяемый, сочинительный (соединительный), простой, соединяет однородные члены предложения
но – союз, неизменяемый, сочинительный (противительный), простой, соединяет части сложного предложения.
потому что – союз, неизменяемый, подчинительный (причины), составной, соединяет части сложного предложения.
что – союз, неизменяемый, подчинительный (изъяснительный), простой, соединяет части сложного предложения.
если – союз, неизменяемый, подчинительный (условный), простой соединяет части сложного предложения.
Примечание:
Так же — отвечает на вопрос «какой?», часто идет вместе с наречием «как».
Пример: Он был грамотным человеком, так же, как и я.
Также — аналог союза «и», словосочетания «к тому же».
Пример: Ему было 20, а также он был бородат.
То же — отвечает на вопрос «какое?», часто идет вместе с местоимением (союзным словом) «что».
Пример: Я пришел домой в то же время, что и она.
Тоже — аналог союза «и», состояния эквивалентности.
Пример: Вы тоже были на море?
Важно! В предложениях, где «же» идет раздельно, его можно отбросить без потери смысла.
Частица
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
Формообразующие частицы:
для образования условного наклонения: бы
для образования повелит. наклонения: пусть, пускай, да, давай, -ка
для образования особых форм прошедшего времени: бывало, было.
Примечание: Надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при разборе глагола вместе с ним.
Частицы разбираются по следующей схеме:
1. Частица.
2. Грамматические признаки:
– неизменяемая,
– разряд по значению.
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.
Примеры разбора частиц: не, лишь, только, бы.
не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.
лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительная.
только – частица, неизменяемая, смысловая, ограничительная.
бы – частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
Дай-ка я подойду поближе: я хотела бы получше рассмотреть вон ту картину, хотя едва ли это возможно – народу здесь почти целый зал.
Примеры разбора частиц: -ка, бы, вон, едва ли, почти
-ка – частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы повелительного наклонения глагола.
бы – частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
вон – частица, неизменяемая, смысловая, указательная.
едва ли – частица, неизменяемая, смысловая, со значением сомнения
почти – частица, неизменяемая, смысловая, указательная.