Как найти смысл рассказа

Задание по литературе для 1 класса Как определять главную мысль произведения?

Главная мысль любого литературного произведения чаще всего находится в самом конце, хотя часто отдельные важные мысли произведения встречаются и в его начале или середине.

Главная мысль – это тот вывод который автор хочет донести до читателя. Он показывает последовательное развитие событий и в итоге читатель сам должен понять, что же хотел сказать ему автор. Сделать собственный вывод о том, как следует поступать, а как поступать не следует.

Как же правильно определить главную мысль?

Как правило она уже лежит на поверхности к концу повествования и ее надо только поймать и сформулировать своими словами. Например: быть хитрым и жадным – это плохо, а помогать другим – это хорошо.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

ЧипИД­ейл
[36.5K]

4 года назад 

Что бы выяснить, чему хотел научить автор своего читателя, то есть определить главную (основную) мысль произведения, придется вдумчиво поработать с текстом. Попробуйте руководствоваться следующими принципами:

  1. При чтении текста внимательно следите за развитием сюжетной линии, и логики событий.
  2. Обратите своё внимание на заголовки, подзаголовки, на ключевые слова и выражения. В них может быть заключена основная идея, правда, не всегда в открытом виде, а высказанная метафорично.
  3. Анализируйте, какие моменты для автора являются важными, что он акцентирует, и на чем заостряет внимание.
  4. Закончив чтение, попытайтесь сформулировать главную мысль прочитанного. Найдите в тексте подтверждения вашему выводу.

Как видим, определение главной мысли произведения — довольно не простая задача. И, я думаю, не каждому первокласснику с первого раза «покорится» это задание. Ведь если пробежать текст «по диагонали» или прочитать его «через строчку», то результата не будет. Тут потребуется усидчивость, внимание и желание.

Odess­itka
[107K]

5 лет назад 

Учимся выделять главную мысль литературного произведения.

Прежде всего следует внимательно прочитать произведение. Обратить внимание на те моменты которые вам нравятся в поступках героев,обратить внимание на то, что вам не понравилось.Заметить, что герои, которые совершают плохие поступки в конце всегда оказываются наказаны тем или иным способом.

Отсюда вытекает главная мысль, поступать надо так, а не иначе. Например надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя оставлять друзей в беде и так далее – это главные мысли различных произведений.

Татья­на Нег
[77.6K]

6 лет назад 

Главная мысль, или идея, произведения – это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан. Главная мысль перекликается с темой, но не совпадает с ней. Например, текст о лесе. А идея может быть такой: надо беречь лес.

Подумайте с ребенком, какая мысль волновала автора, когда он писал это произведение, о чем у него болела душа. Это и будет главная мысль.

Вывод. Главная мысль – это мысль (мнение), которую автор хотел донести до читателя.

nasty­a1712
[2.6K]

6 лет назад 

Что бы найти главную мысль в произведение – необходимо задать вопрос о том, что автор хотел донести до читателя? Именно это и будет главной мыслью произведения.

А вообще, для первого класса – как-то слишком. В наше время такое классе в 3-4 изучали

Comra­de
[266]

6 лет назад 

Основная мысль текста или идея- это то, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.

Для начала надо прочитать текст, можно выделить ключевые слова.

Иногда основная мысль может быть выражена в названии.

Pavel Andre­evich
[5.3K]

5 лет назад 

Для начала стоит внимательно прочитать произведение, понять главных героев и их поступки. Особенно тщательно нужно изучить развязку и завершение – обычно именно там скрыта главная мысль, которую хотел донести автор.

Для того, чтобы определить главную мысль произведения, необходимо изучить действия главных героев и посмотреть, к чему они привели. Как правило, главную мысль можно выразить одной фразой или даже словосочетанием.

Например, в истории про Колобка последний доверился Лисице и был съеден. Таким образом, главная мысль работы – не доверяй незнакомым людям, будь осторожным.

Иногда автор и сам прописывает главную мысль в произведение. Например, в названии или же в последних строках.

Мажит­ов
[22.3K]

4 года назад 

Вопрос интересный, так как не всегда автор выводит мысль напрямую. Однако все же стоит рассмотреть и этот вариант – чаще всего автор подводит итог в конце произведения, в заключении, тогда ее стоит искать там. Иногда главная мысль находится в начале, в таком случае, это, скорее всего, будет какая-то цитата, строчка из стихотворения и так далее. А вот в случае, если мысль явно не выведена, придется подумать и проанализировать все произведение – это самый сложный случай.

moxna­ti
[1.1K]

4 года назад 

Главная мысль- это основа произведения, без которого вряд ли произведение запомнится. Эта мысль вызывает самые яркие эмоции. Поэтому чтобы определить главную мысль, необходимо полностью прочитать книгу, далее уже на оставленных впечатлениях и на том что более выражено сделать анализ!

Знаете ответ?

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

В этой статье:

Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Определить тему и главную мысль текста
«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

определить тему и главную мысль текста

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Виолетта Михайловна Потякина

Академический координатор проекта «Дети и наука». Преподаватель Школы Юного филолога.

Что хотел сказать автор? Памятка для учеников: как анализировать произведение.

Для начала, разберемся, что такое анализ произведения. Это исследование его частей по отдельности и в совокупности. Чтобы анализировать произведение, нужно внимательно его прочитать. Желательно не один раз.

Давайте воспринимать анализ как расследование: вам загадал загадку человек из прошлого, и чтобы ее разгадать, нужно поискать доказательства, детали, выдвинуть версии.

1. Форма + содержание = произведение. Отрывать их друг от друга в анализе нельзя.

Каждое произведение имеет форму и содержание. Анализировать одно в отрыве от другого, если вы хотите проанализировать произведение, бессмысленно, потому что содержание всегда влияет на форму, а форма привносит некоторые оттенки значений в содержание.

Форма — это жанр, композиция, принцип организации повествования, стиль, интонация стиха, рифма, средства художественной выразительности. Содержание — идеи, топосы, характеры, темы, которые есть в произведении, проблемы, поднимающиеся в нем.

2. Обращайте внимание на историю создания произведения: исторический контекст, кому произведение посвящено.

Произведение никогда не создается в вакууме. Его автор — человек, который живет в обществе, и, как сейчас сказали бы, включен в новостную повестку своего времени и окружения. А это влияет на то, как и о чем он пишет.

Вот, например, Толстой написал «Войну и мир» о войне 1812 года. Почему он так сделал, если первоначально хотел писать о вернувшемся с каторги декабристе (ведь в годы написания романа-эпопеи как раз начали возвращаться выжившие в Сибири участники восстания)? Потому что, начав погружаться в историю декабристского восстания, Толстой понял, что корни его идут от войны с Наполеоном и заграничных походов русской армии.

А вот Некрасов пишет поэму «Дедушка». Кто этот дедушка? Почему маленькому Саше не говорят, за что дедушку отправили в Тарбагатай? И если он был в ссылке, получается, он плохой человек? Тогда почему все говорят, что он хороший? Если мы начнем разбираться и распутывать этот текст, то поймем, что речь идет о вернувшемся декабристе. А написал его Некрасов в годы народнического движения — и тогда нам станет понятно, почему поэт пишет о первых революционерах.

Что хотел сказать автор? Памятка для учеников: как анализировать произведение.

3. Обращаем внимание на то, в какой этап своего творческого пути автор написал произведение, как это связано с тем, что происходило в его жизни.

Не нужно переписывать в анализ всю Википедию — мы смотрим только на то, что может нам помочь прояснить смысл произведения. На содержание влияет и личность самого автора (некоторые исследователи считают, что автора из уравнения можно вычеркнуть и не принимать его во внимание, но мы отталкиваемся от того, что автор все-таки создает произведение, имманентно влияя на него).

Зная, что Блок в начале своего творчества был приверженцем идей Соловьева и писал о Прекрасной Даме, но не зная обстоятельств его личной жизни, мы не сможем объяснить резкую перемену женского образа в его лирике: почему Прекрасная Дама, которую лирический герой ждет в церкви, жаждет увидеть во сне, вдруг сменяется на Незнакомку из ресторана (в который порядочные женщины не могли ходить без сопровождения мужчин)? И здесь мы можем говорить, что события личной жизни Блока (говоря о некоторых событиях жизни авторов сложно, ибо кажется, что мы бесцеремонно вторгаемся в чужую жизнь, но очень часто эти события влияют на произведения, перемалываясь в творческой кузнице), повлияли на его эстетическую концепцию. А уж если мы почитаем «Черную кровь», то вообще не узнаем привычного нам Блока:

Глаз молчит, золотистый и карий,
Горла тонкие ищут персты…
Подойди. Подползи. Я ударю —
И, как кошка, ощеришься ты…

Или вот цитата из романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина:

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

Почему север вреден? Если мы вспомним, что он пишет эти строки, будучи в южной ссылке, то поймем, почему север вреден — это шутка, которую поймут люди, знающие, что Пушкина сочли «вредным» элементом, пишущим провокационные стихи. И как сразу заблестели эти две строчки!

Здорово, если вы умеете анализировать произведение, не владея какой-то информацией об авторе, — это очень пригодится на ЕГЭ и олимпиадах, где может попасться все что угодно и нужно опираться только на текст. Знание биографии значительно расширяет представление о тексте, но ваша задача — научиться анализировать без «биографического читерства».

Что хотел сказать автор? Памятка для учеников: как анализировать произведение.

4. Смотрим на название — оно может намекнуть на основную идею.

Обратите внимание на название произведения. Обычно автор выносит подсказку о том, как понимать его текст, в название, потому что это сильная позиция текста. Название — важная улика в нашем расследовании.

Например, у Чехова есть рассказ «Хамелеон». О чем он? О полицейском, человеке, который должен независимо восстанавливать справедливый порядок. Но фактически Очумелов меняет свое поведение в зависимости от личной выгоды: а вдруг собачка все-таки генеральская, и тогда виноват золотых дел мастер Хрюкин — собака тварь нежная, неча ей тыкать в нос цигаркой. А если не генеральская? А коли не генеральская, то он, Очумелов, этого так просто не оставит!

И в общем понятно, почему рассказ называется «Хамелеон» — это метафора на Очумелова, мастерски подстраивающегося под обстановку.

5. Смотрим на жанр произведения. Думаем, что он говорит нам вместе со всеми остальными составляющими текста.

Анализируя текст, не нужно автоматически идти по определенной схеме и писать все по пунктам — анализ предполагает связный текст, положения которого вытекают друг из друга логично, непротиворечиво, аргументированно.

Иногда какие-то особенности бросаются в глаза сразу, например, форма:

О закрой свои бледные ноги!

Что мы можем сказать сразу? Что это одна строчка. То есть это моностих — однострочное стихотворение, очень необычная для русской поэзии форма. И вот от этой точки мы можем отправиться к новому вопросу: почему моностих? Ведь Брюсов выбрал его неспроста. А что он сам об этом говорил? А об этом нужно узнать, и здесь начинается настоящее расследование. И что вообще нам может сказать форма, если мы не смотрим на содержание?

А форма может сказать нам многое. Например, к форме можно отнести жанр произведения. Что это — сонет, гимн, послание, элегия? А может, это ода?

У этих жанров есть очень долгая традиция и пласт смыслов, которые, если вы хоть чуточку знаете историю литературы, всплывают в голове, как только вы приступаете к чтению. То есть жанр — это еще одна деталь мозаики, позволяющая сложить картинку.

Вот, например, ода. Один из старейших жанров литературы. Их слагали еще героям в древней Греции. Ода — это жанр очень торжественный, его просто так не напишешь. Ода сразу настраивает на то, что сейчас речь будет идти о чем-то незаурядном, важном. Поэтому, когда мы читаем «Оду к нужнику» Лермонтова, мы сначала очень сильно удивляемся. Как так, это же ода! А Лермонтов просто шутит и переворачивает древнюю форму, воспевая в ней не традиционный для жанра предмет и играя таким образом с содержанием.

О ты, вонючий храм неведомой богини!
К тебе мой глас… к тебе взываю из пустыни,
Где шумная толпа теснится столько дней
И где так мало я нашел еще людей!

И мы можем понять эту иронию. Написано-то прекрасно!

6. Композиция тоже работает на выражение замысла автора. Определите тип композиции и подумайте, что она вам может объяснить. Почему автор выбрал такую композицию?

Если мы говорим о стихотворении, то оно делится на строфы, которые, в свою очередь, делятся на стихи. Например, есть строфы, состоящие из двух стихов (попросту, строчек) — двустишия. Есть более привычные нам четверостишия. А есть нечто экзотичное — онегинская строфа, в которой 14 стихов. Ей написан роман «Евгений Онегин», как вы уже догадались.

С прозой проще: главы, части, тома.

Композиция может быть линейной, когда все идет в естественной последовательности: человек родился, жил, умер. Или с человеком случается событие, он его преодолевает, произведение заканчивается.

Также бывает инверсионная композиция. Например, в рассказе Бунина «Легкое дыхание» мы узнаем о событиях не в их хронологическом порядке, а как бы «с конца» истории.

В произведении может быть и кольцевая композиция, когда начало и конец произведения одинаковы. Например, знаменитое блоковское «Ночь, улица, фонарь аптека» — «Аптека, улица, фонарь». Автор закольцовывает композицию, чтобы продемонстрировать неизменность истории, замкнутость жизни.

Еще у произведения может быть композиция зеркальной симметрии. Пример: «Евгений Онегин». Вспомните, как персонажи повторяют действия друг друга:

Сначала:
Татьяна:☺✉♥
Онегин: ☹ ☞
А в конце все наоборот:

Онегин: ☆♥♥
Татьяна: ☹ ☞

Но это, конечно, уровень зеркальности, лежащий на поверхности, — в этом романе в стихах все гораздо интереснее, и симметрия проявляется не только на уровне событийном. Почитайте комментарий к роману Ю. Лотмана и узнайте, почему же так быстро разорился отец Онегина и была ли отсылка к басне Крылова про осла в самом начале романа («Осел был самых честных правил» и «Мой дядя самых честных правил»).

Что хотел сказать автор? Памятка для учеников: как анализировать произведение.

7. Составьте список: с помощью каких средств автор создает образ персонажа?

Когда автор пишет произведение, он может использовать разные средства для создания образов.Тут хорошо представить, что образ — это некоторое изображение героя, только в словах, а не в красках, поэтому и название средств будет живописным.

Портрет — описание внешности героя. Помните знаменитую беличью губку с усиками маленькой княгини, жены князя Андрея Болконского из «Войны и мира»? Или маленькую ручку самого князя — фамильную черту всех Болконских.

Портрет — не только описание внешности. Это еще и описание действий и состояний героя (как он улыбается, как жестикулирует, как ходит, сидит, ест, ссорится с другими людьми и т.д.). А есть и психологический портрет — это характер героя, его переживания.

*Маленькая вставка для самых увлеченных. В «Герое нашего времени» Лермонтов потрясающе использует разные виды портретов: так, Максим Максимыч, простой вояка, описывает Печорина как странного малого, который то от сквозняка в комнате простынет, то на охоту на кабана в одиночку идет, и хоть бы ему что. И при этом тоненький, беленький. Максим Максимыч не вдается в анализ, в отличие от рассказчика (проезжего офицера, который замечает гораздо больше деталей), что глаза Печорина не смеются, когда он смеется, и что взгляд его мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушным. И если вы все еще сомневаетесь, что это совсем другой уровень описания, то прочтите эту цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера…». Офицер замечает такие детали поведения Печорина, которые Максим Максимыч не видит, и при этом интерпретирует их, позволяя нам, читателям, составлять свое представление о герое.

Есть пейзаж — описание природы, которое уже стало некоторым мемом. Для чего читать бесконечные описания природы? Потому что, во-первых, это красиво, и если вы не любитель смотреть кино, то уж почитать про лето во время холодной зимы, как минимум, приятно. Но пейзаж, как и все остальное в произведении, для чего-то нужен. Обычно пейзаж подчеркивает душевное состояние героя: и тут, конечно, мы вспоминаем дуб и князя Андрея, который, в зависимости от своего душевного состояния, видит дуб то засохшим, старым, практически мертвым, а потом зеленым, полным жизни.

Чтобы оживить персонажа, автор наделяет его собственной речью. Она может проявляться в монологе или диалоге. Речь героя позволяет нам делать выводы о его принадлежности к определенной среде: например, госпожа Простакова, жестокая помещица из комедии «Недоросль», кричащая «Старая хрычовка!». Фонвизин знал толк в создании речевой характеристики героев.

И, наконец, детали: значимые подробности, которые делают образ объемным и говорят нам что-то о героях или ситуации. Ахматовская лирическая героиня надевает на правую руку перчатку с левой руки. Почему поэтесса делает на этом акцент? Подумав, мы можем сказать: так она показывает, что лирическая героиня волнуется и от волнения даже не замечает, что спутала перчатки.

Что хотел сказать автор? Памятка для учеников: как анализировать произведение.

8. Опишите, какие тропы и для чего использует автор.

Настало время поговорить о том, что пугает большинство ребят: средства художественной выразительности, или тропы, как их называют.

Для чего их используют? Для того же, что и все остальное, — чтобы создать произведение, содержащее смысл, который автор задумал передать. Поэтому когда вы находите троп, не просто впишите его в список, а объясните, что он дает вам для понимания замысла.

Самое простое — это эпитет. Это образное определение, которое имеет переносный смысл. Тетрадь в клетку — не эпитет. Тетрадь и правда в клетку. А вот поющий костер — это уже эпитет. Костер трещит, и треск уподобляют песне.

Другое распространенное средство — метафора. Это скрытое сравнение: мы переносим свойства одного предмета на другие. Олицетворение (неживое описывается как живое) является видом метафоры. Герой Маяковского, называющий звезды и плевочками, и жемчужинами, использует метафору, чтобы показать, какое разное у людей может быть отношение к одним и тем же вещам. Герою вот они кажутся прекрасными.

Есть еще сравнение — оно простое и понятное, потому что обычно есть слова «точно, словно, будто, как», которые сигнализируют нам: «Смотри, это сравнение». Иногда вместо этих слов бывает существительное в творительном падеже: «Онегин жил анахоретом» (= как анахорет).

Еще два средства — антитеза и инверсия.

Антитеза (анти — против) — это противопоставление. «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» — безусловно, Пушкин показывает с помощью антитезы, н а с к о л ь к о Онегин и Ленский разные.

Инверсия — нарушение обычного порядка слов. В русском языке предложения строятся по схеме «Подлежащее Сказуемое Дополнение»: я читаю книгу. Чтобы что-то подчеркнуть, порядок можно изменить:

Шевелящимися виноградинами
Угрожают нам эти миры,

(«Стихи о неизвестном солдате» О. Мандельштам)

Средств художественной выразительности много и перечислять их все мы здесь не будем. В качестве шпаргалки можете использовать сборник «Литература в схемах и таблицах» Е.А. Титаренко и Е.Ф. Хадыко.

9. Сформулируйте идею, тему и проблематику произведения.

И наконец начните собирать все по кусочкам воедино: автор говорит об этом, этом и этом, следовательно, мы можем говорить о тематике, проблематике и идее произведения.

Тема — это какой-то предмет изображения в произведении. Например, есть «вечные темы»: любовь, дружба, война, власть, Родина, природа, творчество, свобода. В крупных произведениях тем может быть много (например, в «Капитанской дочке» Пушкина основная тема — тема русского бунта и роли человека в нем. И есть при этом частные темы — любовь на фоне этого бунта.)

Идея — это главная мысль. Как в «Слове о полку Игореве» — идея объединения сил русских князей.

Проблематика — совокупность проблем, т.е. вопросов, требующих разрешения, в произведении. Например, проблема смысла жизни.

10. Не забудьте про авторскую позицию.

Опишите авторскую позицию: что автор думает обо всем, что пишет? Авторская позиция проявляется прямо или косвенно, когда мы можем только догадываться о ней. Это проявляется в лирических отступлениях, выборе средств выразительности, в ремарках, в названии произведения и эпиграфах, в оценках героя-резонера (того, от чьего лица говорит автор), в самом описании происходящего. Мы же понимаем, как относится автор в «Евгении Онегине» к Татьяне: «Но я люблю Татьяну милую мою». При этом он может и посмеяться над героиней, и посочувствовать ей. И это вам нужно отметить и аргументировать текстом.

Перепроверьте свой текст и сдавайте учителю.

Каждое литературное произведение имеет свою тему и главную мысль, которые определяют его смысловую нагрузку. Тема – это то, о чем говорится в произведении, объект исследования автора, а главная мысль – это авторское мнение о теме. Определить тему и главную мысль произведения может быть сложно, но есть несколько шагов, которые помогут Вам разобраться в этом. На первом шаге мы расскажем, как правильно читать произведение, чтобы получить общее представление о его содержании. Далее мы перейдем к выделению ключевых слов и идей, определению центральной темы и главной мысли, а также к рассмотрению жанра произведения. Наконец, мы поймем, как проверить свои выводы и убедиться в том, что они правильны. Следуя этим рекомендациям, Вы можете лучше понимать литературные произведения и наслаждаться чтением с большей глубиной. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Шаг 1. Читайте внимательно
  • 2 Шаг 2. Анализируйте персонажей и сюжет
  • 3 Шаг 3. Ищите символы и образы
  • 4 Шаг 4. Определите жанр произведения
  • 5 Шаг 5. Составьте общую картину
  • 6 Подведем итоги

Шаг 1. Читайте внимательно

Перед тем, как искать тему и главную мысль произведения, нужно внимательно прочитать его. При чтении обращайте внимание на ключевые слова и фразы, которые повторяются или звучат важно. Они могут указывать на тему и главную мысль произведения. 

Также обратите внимание на то, как автор передает свои мысли и идеи. Например, если автор использует определенный стиль или жанр, это может указывать на его мнение и отношение к теме. Важно не только прочитать произведение, но и понять его контекст. Узнайте, когда оно было написано, какие события происходили в то время, какое значение имели те идеи, которые автор выражал в своем произведении. Все это может помочь вам лучше понять тему и главную мысль произведения.

Шаг 2. Анализируйте персонажей и сюжет

Персонажи и сюжет – это два важных элемента произведения, которые могут помочь определить тему и главную мысль. Анализируйте, какие действия совершают герои, как они относятся друг к другу и к окружающему миру. Определите, как эти действия связаны с темой произведения. 

Также обращайте внимание на сюжетные повороты и развитие событий. Какие идеи автор вкладывает в сюжет, каким образом он его строит? Анализ персонажей и нарратива может помочь понять главную мысль произведения. Рассмотрите, какие персонажи наиболее важны для развития сюжета и как их характеры влияют на исход событий. Определите, какие мотивы и темы связаны с каждым персонажем и как они способствуют развитию главной мысли произведения.

Кроме того, обратите внимание на структуру сюжета. Как автор представляет различные события и эпизоды? Есть ли в произведении какие-то повторяющиеся мотивы или символы, которые связаны с темой произведения? Анализ сюжета может помочь понять, как писатель передает свои идеи и сообщения через действия и события в произведении.

Шаг 3. Ищите символы и образы

Авторы часто используют символы и образы, чтобы передать свои мысли и идеи. Ищите повторяющиеся символы и образы, которые могут указывать на тему и главную мысль произведения. Определите, как они связаны с действиями персонажей и сюжетом. Некоторые символы могут быть очевидными, например, если автор использует цвета или предметы, которые имеют определенное значение в культуре. Но многие символы и образы могут быть более скрытыми и требуют дополнительного анализа. Например, образ дерева может означать жизненную силу и рост, а также устойчивость и прочность. Образы моря и воды часто связывают с путешествиями и переменами, а также с бесконечностью и тайнами.

Кроме того, обратите внимание на то, как автор описывает символы и образы. Например, цвет может описываться ярко и привлекательно, что указывает на положительный оттенок, или тускло и уныло, что может указывать на негативный смысл. Использование таких приемов помогает автору передать свою точку зрения и отношение к теме.

Шаг 4. Определите жанр произведения

Жанр произведения может быть также полезным для определения его темы и главной мысли. Каждый жанр имеет свои характеристики и особенности, которые могут помочь Вам понять, о чем идет речь в произведении. Например, если Вы читаете роман, то вероятнее всего он будет иметь сложную многоплановую сюжетную линию, богатую описанием персонажей и их внутренним миром. Если Вы читаете детектив, то сюжет будет сконцентрирован на расследовании преступления, а главный герой будет стремиться разгадать загадку, которая стоит перед ним.

Жанр произведения также может указывать на тематику произведения. Например, фантастические произведения часто затрагивают темы, связанные с наукой и технологией, а исторические романы сконцентрированы на событиях и персонажах прошлого.

Определение жанра произведения поможет Вам сформулировать его тему и главную мысль более точно, так как Вы будете знать, какие темы и сюжетные линии типичны для этого жанра.

Кроме того, знание жанра может помочь вам понять, как автор использует литературные приемы и элементы для передачи своих мыслей и идей. Например, поэзия часто использует метафоры и символы, чтобы передать эмоциональную и образную информацию, тогда как драма сосредоточена на действиях персонажей и их диалогах.

Однако не всегда легко точно определить жанр произведения. Некоторые произведения могут сочетать несколько жанров, а некоторые могут быть неожиданными и нестандартными в своем жанре. В таких случаях важно не ограничиваться только одним критерием, а анализировать произведение с разных точек зрения, включая его тему, главную мысль и литературные приемы.

Шаг 5. Составьте общую картину

После того, как Вы провели все предыдущие шаги, Вы можете составить общую картину темы и главной мысли произведения. Сформулируйте ее в нескольких предложениях и убедитесь, что эта формулировка точно передает смысл произведения.

Когда Вы собрали всю необходимую информацию об произведении, Вы можете составить общую картину его темы и главной мысли. Обратите внимание на ключевые слова, фразы, повторяющиеся символы и образы, а также на жанр произведения. Все эти элементы помогут Вам сформулировать тему и главную мысль произведения в нескольких предложениях. Важно, чтобы Ваше представление о теме и главной мысли соответствовало содержанию произведения, а также было корректно и точно передавало его смысл. Если Вы не уверены в своей формулировке, вернитесь к предыдущим шагам и уточните свое понимание произведения.

Когда Вы сформулировали общую картину темы и главной мысли произведения, важно убедиться, что эта формулировка точно передает смысл произведения. Проверьте, не пропустили ли Вы какие-то важные элементы, не искажает ли ваше понимание произведения его истинный смысл? Наиболее частой ошибкой является неумение человека отделить свое мнение от авторского. Проверить это легко: если Вы не можете найти в тексте подтверждения темы или идеи в цитатах или логике сюжета, то перед Вами явно не то, что нужно. Например, если в анализе стихотворения «Бородино» Вы пишете, что автор «хотел бы сам участвовать в сражении», а его основная мысль — желание повернуть время вспять и совершить подвиг, то Вы ошибаетесь. Лермонтов этого не писал. Не надо думать за него. В его произведении речь идет о том, что нынешнее поколение едва ли сможет заслужить славу предков «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!». Ведь для этой славы нужна жертва — «Немногие вернулись с поля». Восторгу молодого человека солдат-рассказчик противопоставляет описание боев, полное драматических подробностей.

Кроме того, имейте в виду, что тема и главная мысль могут быть интерпретированы по-разному, поэтому важно дать возможность другим читателям выразить свое мнение и поделиться своим пониманием произведения.

Подведем итоги

Отличить тему от идеи позволяют вопросы для их нахождения в тексте:

  • Тема: о чем текст?
  • Идея: что хотел сказать автор?

Определение темы и главной мысли произведения может быть сложным процессом, но это важный навык, который поможет Вам лучше понимать и анализировать литературу. Помните, что тема и главная мысль могут быть выражены как явно, так и неявно в произведении, и что они могут меняться в зависимости от того, как Вы их интерпретируете. Следуя шагам, описанным выше, Вы сможете более глубоко проникнуть в суть произведения и оценить его настоящую ценность. 

Также важно помнить, что определение темы и главной мысли не является единственной целью анализа литературного произведения. Анализ может включать в себя также изучение художественного стиля, использования лексики, анализ символов и образов, изучение контекста написания произведения и многое другое. Чем глубже и тщательнее анализ произведения, тем более полное и точное представление Вы сможете получить о его содержании и значение для литературы в целом. Наконец, не стоит забывать о том, что литература — это искусство, которое может быть интерпретировано по-разному, и что Ваше субъективное восприятие и понимание произведения имеет свое место в анализе.

Автор: Анастасия Захарова

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.

Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Тема и основная мысль: связь и различие

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.

Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.

Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.

Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.

Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.

Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.

Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta

Что такое основная мысль текста и как ее определить

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Основная мысль текста

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Основная мысль текста

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Основная мысль текста

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Основная мысль текста

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

Источник: https://www.syl.ru/article/368256/chto-takoe-osnovnaya-myisl-teksta-i-kak-ee-opredelit

Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?

Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.

И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.

Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.

Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.

То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.

Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить.

Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы.

Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.

Теперь об идее. Она же основная мысль.

Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос.

Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.

Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция.

Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства).

Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).

Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5beaf32cd9e6c600aa2ccfb9/5c153818f3b33900a9e5a48a

Что такое главная тема и мысль текста

В данной статье вы ознакомитесь с тем, что такое главная тема и мысль. Вы научитесь определять и выделять важные детали.

Главная мысль текста это то, что автор хочет донести до читателя. Мысль бывает спрятана в произведении, и чтобы ее понять люди порой читают целую трилогию.

В школе на уроках часто дают задание определить мысль текста, вынести какой – то урок, но этому тоже надо учиться. Чтобы понять, какие чувства вложил автор в свое произведение нужно ознакомиться с биографией автора.

Для полного понимания текста следует прочитать и критические статьи. Не всем дано с первого раза вникать в суть вещей и замечать важные детали. Не нужно расстраиваться и отчаиваться, можно просто перечитать книгу.

Чтобы текст выглядел гармонично и затягивал читателя, авторы используют различные средства выразительности, части речи. Конечно же, больше всего затягивает читателя уникальность текста.

Почти все люди любят классику, а те, кто не любит, уважают. Уважать классику можно за ее неповторимость, раньше не было интернета и развитых технологий, каждый писатель писал по своему и создавал свой особенный стиль.

Правильное построение текста и предложений это залог успешного формирования темы и мысли. Тема текста – это то, что хочет сказать или выразить писатель своим произведением.

Бывает такое, что мы читаем заголовок или эпиграф и даже представить себе не можем как это связано с содержанием, но в последней странице мы откроем для себя всю скрытую суть.

Что нужно, чтобы научиться определять главную мысль текста? Есть несколько простых советов для новичков в этом деле.

Первое, и самое главное – читать вдумчиво и внимательно, обращая внимания на имена героев, на даты, места, ключевые фразы. Можно выписывать главную информацию и цитаты, это полезно для запоминания произведения.

Также нужно обращать внимание на эпиграфы и заголовки, они несут в себе смысловую нагрузку.

Задайте себе вопрос, на чем сконцентрировал внимание автор? Следите за описанием деталей. Иногда писатель может высказывать об обыденных вещах непонятные мысли, но это только первоначально.

После каждой главы пересказывайте прочитанное, таки образом в голове происходит анализ. Очень полезно порассуждать о произведении с друзьями, которые также его читали, только в споре рождается истина, значит можно и поспорить о написанном.

Чтобы подойти к анализу произведения серьезно, нужно понять стиль, речевые обороты, язык автора.

Чтобы обратить внимание на читателя в тексте должны быть повторы, нужно их запоминать или выписывать, все самое главное в деталях.

В работах классиков: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова мысль текста заключена в названии. Из названия “Война и Мир” мы уже можем представить о чем будет идти речь.

Конечно глубина мысли – это война среди классов, но и поверхностное восприятие нас не подвело.

“Преступление и наказание” – название, говорящее за себя. Да, за преступление Раскольников получила наказание, но не физическое, а больше моральное.

В романе “Мастер и Маргарита” рассказывается не только о жизни Мастера с Маргаритой, но и о демонах Маргариты и Рассказе Мастера. В каждом названии есть ключ к разгадке главной мысли.

Но чтобы понять ее, нужно приложить не мало усилий. Давайте ознакомимся и с тем, что такое средства выразительности, и зачем они нужны. Существует несколько типов средств выразительности:

  • Синтаксические
  •  Фонетические
  •  Лексические

К фонетике относится анафора и эпифора, они используются в стихотворениях, для передачи звуков, или музыки. Тропы – это слова и фразы в переносном значении, они заставляют задуматься и создают образы. К тропам относится:

  • Олицетворение – когда неживые предметы или явления наделяются признаками живых существ
  • Метафора – переносное значение
  •  Гипербола – сильное преувеличение, несвойственное предмету, противоположность гиперболе – литота, это преуменьшение

Также в литературе есть стилистические фигуры, такие как градация (расположение схожих по смыслу слов в порядке убывание или увеличения важности), оксюморон (намеренное слияние противоречий), риторические вопросы (используются для усиления мысли или чтобы заставить читателя задуматься).

Чтобы разобраться во всех литературных приемах и стилях потребуется много времени, но после этого вы будете настоящим профессионалом и смело сможете рассуждать о произведениях, выделять главную мысль и тему текста.

Это поможет в написании собственных статей или произведений, расширит кругозор и в целом будет полезно для общего развития.

Желаем вам удачи в постижении новых вершин и расширении границ познания. Каждому по силам понимать литературу.

Источник: https://web-informs.ru/chto-takoe-glavnaya-tema-i-mysl-teksta/

Добавить комментарий