Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2022 года; проверки требуют 6 правок.
Собачий вальс | |
---|---|
Композитор | Фердинанд Ло(?) |
Тональность | соль-бемоль мажор |
Продолжительность | 2 минуты |
Части | 1 часть |
Исполнительский состав | |
фортепиано | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Соба́чий вальс» — небольшая и незатейливая пьеса для фортепиано. Её первую часть благодаря простоте и лёгкости иногда разучивают люди, не умеющие сыграть что-либо другое. Нередко именно с собачьего вальса начинается обучение игре на фортепиано. Вальсом в собственном смысле слова эта пьеса не является, так как исполняется в размере 2/4 или 4/4 вместо присущего вальсу размера 3/4. Несколько ближе она к другим танцам — польке или галопу.
Также существует трехдольный вариант «Собачьего вальса» (хотя он и не получил широкого распространения)[1]. Он звучит в фильмах «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Обыкновенный человек», «Сто дней после детства» и «Окно в Париж».
Название[править | править код]
Вопреки расхожему мнению, эта пьеса по-разному называется в разных странах. Разноязычные названия «Собачьего вальса» свела воедино японский музыковед Хироми Окэтани; по её сведениям, в Германии, Бельгии, Нидерландах и Норвегии он называется «Блошиный вальс» (нем. Flohwalzer, фр. Valse de Puce, нидерл. Vlooien-Mars, норв. Hestetramper’n), в Болгарии — «Кошачий марш» (болг. Котешки марш), в Финляндии — «Кошачья полька» (фин. Kissanpolkka), в Корее — «Кошачий танец» (кор. 고양이 춤 Koyangi Chum), в Японии — «Я наступил на кошку» (яп. 猫踏んじゃった Нэко-фундзятта), в Мексике — «Маленькие обезьянки» (исп. Los Changuitos), в Венгрии — «Ослиный марш» (венг. Szamárinduló), на Майорке — «Полька дураков» (исп. Polca de los Tontos), в Китае — «Марш воров» (кит. упр. 小偷进行曲, палл. Xiǎotōu jìnxíngqǔ), в Испании — «Шоколадница (посуда)» (исп. La Chocolatera), во Франции и в Польше — «Котлеты (отбивные)» (фр. Côtelettes, польск. Kotlety), в Швейцарии — «Котлетный вальс» (нем. Kotelett-Walzer), в Дании — «Фрикадельки убегают через забор» (дат. Frikadellens flugt over plankeværket), в Швеции — «Калле Юханссон» (швед. Kalle Johansson) и т. д.
В названиях пьесы преобладают темы «кошачьи», «блошиные» и «котлетные» (по четыре страны каждая).
Авторство[править | править код]
Авторство «Собачьего вальса» достоверно не установлено. Встречающиеся иногда сообщения о его принадлежности Фредерику Шопену основаны на недоразумении: у Шопена действительно есть вальс ре-бемоль мажор (опус 64, № 1), который он сам назвал «Вальсом маленькой собачки». Камиль Бурникель, один из первых биографов Шопена, утверждает, что на создание пьески композитора вдохновило наблюдение за пёсиком Жорж Санд Маркизом, ловящим свой хвост[2]. Есть, впрочем, и другая версия, согласно которой Шопен по просьбе самой Жорж Санд экспромтом сочинил вальс в честь её любимой собачки Маркиза[3]. Так или иначе, это совершенно другая мелодия.
Немецкий музыковед Эрик Бауман утверждает, что автором «Собачьего вальса» является некий композитор Фердинанд Ло (нем. Ferdinand Loh), и даже выпустил его биографию под заглавием «Композитор Фердинад Ло и его опус магнум — „Собачий вальс“» (нем. Der Komponist Ferdinand Loh und sein opus magnum: Der Flohwalzer; 1996). На самом деле это мистификация: композитор этот вымышленный, фамилия его образована от немецкого слова «блоха» (нем. Floh) а биография — шуточная.
Вариации на тему[править | править код]
Мелодия «Собачьего вальса» легла в основу виртуозной пьесы для фортепиано с оркестром британского пианиста и композитора Расса Конвея[en] «Первый урок» (англ. Lesson One), вышедшей в 1962 году[4].
Ещё одна виртуозная пьеса на эту же тему написана для аккордеона датским композитором и дирижером Оле Шмидтом[da] в 1968 году. Называется она «Frikadellens flugt over plankeværket» — по датскому названию «Собачьего вальса»[5].
«Чопстикс»[править | править код]
Иногда под «Собачьим вальсом» понимается другая мелодия — «Чопстикс[en]». Это вальс по своему музыкальному размеру, хотя нередко исполняется в ритме не 3/4, а 6/8.
Именно эта мелодия легла в основу музыки О. Кандата песни «На Унтер-ден-Линден» 1944 года, исполнявшейся дуэтом Леонида и Эдит Утесовых. Интересно, что второе название этой песни, в которой высмеиваются фашистские вояки, браво марширующие на восток, а затем позорно отступающие — «Собачий вальс»[6], а куплет со словами
«…оставлены ими давно и Невель, и Гомель, и Харьков, и Киев, и Днепропетровск и Донбасс…»
сопровождается жалобным лаем и завыванием побитой собаки.
Тем не менее в основе такого понимания лежит смешение понятий:[источник не указан 1212 дней]
- Во-первых, «Собачий вальс» в Англии, где он именуется своим оригинальным немецким названием «Der Flohwalzer», нередко называют также «Chopstiks», тогда как в США под этим названием до сих пор понимается вышеупомянутый вальс «Чопстикс[en]».
- Во-вторых, в британском английском языке слово «chopsticks», в оригинале означающее «палочки для еды», приобрело также музыкальное значение «примитивная пьеска» вообще — тот же «Собачий вальс», «Чижик-пыжик» или же вальс «Чопстикс»[7].
В культуре[править | править код]
- Мелодия «Собачьего вальса» — лейтмотив одноименной пьесы Леонида Андреева, которая названа автором «поэмой одиночества». В ней раскрывается трагедия человека, утратившего смысл существования в погоне за суетными меркантильными ценностями, разочаровавшегося в любви и пришедшего к осознанию, что жизнь — всего лишь «собачий вальс». Как писал Леонид Андреев Немировичу-Данченко, возражавшему против заглавия и навязчивой мелодии пьесы[8],
Собачий вальс — это самый потайной и жестокий смысл трагедии, отрицающей смысл и разумность человеческого существования. Уподобление мира и людей танцующим собачкам, которых кто-то дергает за ниточку или показав кусочек сахару, — может быть кощунством, но никак не простым и глупым неприличием.
- Так же назван документальный фильм режиссёра Андрея Картавцева — курсовая работа, созданная в мастерской Марины Разбежкиной. Мелодия «Собачьего вальса» соединяет два разных мира — с одной стороны грузчики, перевозящие рояли, с другой — те, к кому они приезжают — музыканты, представители «новой русской» элиты. Люди из совершенно разных социальных миров, которые едва ли могут оказаться друг у друга в гостях. Но эта встреча происходит — её «устраивает» музыкальный инструмент, на котором исполняется «Собачий вальс».[источник не указан 191 день]
Факты[править | править код]
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. |
- В России был распространен двухдольный вариант мелодии вальса «Чопстикс», известный под названием «Котлетная полька» или «Тати-тати». Именно на его тему написаны коллективные вариации «Парафразы» для фортепиано в четыре руки[en] А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и Н. В. Щербачёва, при участии Ф. Листа. Интересно, однако, что «Собачьим вальсом» она не называлась.
- Слово «чопстикс» вошло и в русский язык в том же значении — «простенькая мелодия с примитивным аккомпанементом»[9].
Примечания[править | править код]
- ↑ «Собачий вальс», история появления самой простой пьесы. Дата обращения: 19 января 2022. Архивировано 19 января 2022 года.
- ↑ Minute Waltz (англ.) // Wikipedia. — 2021-01-22.
- ↑ Современная литература: Хитрик, Изабелла. Лирический дневник Шопена. lit.lib.ru. Дата обращения: 26 января 2021. Архивировано 8 августа 2020 года.
- ↑ Russ Conway-Lesson One (англ.). Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 22 сентября 2016 года.
- ↑ Frikadellens flugt over plankeværket (недоступная ссылка)
- ↑ Собачий вальс (О.Кандат -Л.Давидович) Исполняют Леонид и Эдит Утесовы. Дата обращения: 16 июля 2012. Архивировано 8 марта 2014 года.
- ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus_apresyan/17137 Словарная статья «Chopsticks» // Новый большой англо-русский словарь (НБАРС) под редакцией академика Ю. Д. Aпpeсяна — М.: Наука, 1993 г.]
- ↑ Муратова К. Д. Леонид Андреев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983 гг. Т. 4. Литература конца XIX — начала XX века (1881—1917). С. 365. Дата обращения: 21 июля 2012. Архивировано 10 октября 2013 года.
- ↑ Словарная статья «чопстикс» // Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. — М.; Музыка, 2006 г. (недоступная ссылка)
Ссылки[править | править код]
- Шопен. Вальс ре-бемоль мажор op.64 № 1
|
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных ссылок
|
История одной мелодии: «Собачий вальс»
Единственное, что ты умеешь играть на пианино. Даже если ни разу не держал в руках пианино.
20 октября 20221
В большинстве заграничных земель Собачий вальс известен как Flohwalzer, то есть Блошиный вальс. В других странах — как Кошачий вальс, а то и вовсе Обезьяний или Ослиный. Самое смешное название у датчан: «Фрикадельки убегают через забор». В любом случае подразумевается, что это мелодия для простаков и дурачков.
Вальс и в самом деле настолько возмутительно прост, что пианисты в здравом уме и твердой памяти стараются его не исполнять даже за большие деньги, чтобы не шокировать публику и не провалиться сквозь землю от стыда. Хотя при желании можно и постараться, как вот этот товарищ, который выдал 12 изумительных вариаций на заданную тему. Оцени реакцию публики!
Кто написал данное монументальное минималистическое произведение, этакий «Louie Louie» фортепианного фронта, доподлинно неизвестно. Долгое время Собачий вальс приписывали Фредерику Шопену, однако адвокаты композитора отвергают даже малейшую возможность его участия.
Особенно любопытно, что эта пьеса и не вальс вовсе. Вальсы пишутся в размере три четверти, ну, в крайнем случае, три восьмых (Шопен как раз легко сочинял такие). Этот же, с позволения сказать, вальс явно умещается в размер две четверти. С музыковедческой точки зрения Собачий вальс — полька!
С учетом того, как распространена эта тема во всех странах мира, да еще под разными названиями, скорее всего, мы имеем дело с народной мелодией.
Понятное дело, что эта вещь не звучала в филармониях. И с появлением звукозаписи она тоже никому не была интересна. Чисто кабацкий номер. Считается, что впервые официальным хитом Собачий вальс стал очень и очень поздно, в 1962 году, когда его записал и выпустил синглом английский пианист Русс Конуэй под говорящим названием «Lesson One».
Однако в нашей стране всегда можно было послушать Собачий вальс в трехдольном размере, то есть в формате настоящего вальса. И это благодаря фильму «Джентльмены удачи» (1971), где мелодия положена на размер в три четверти. Вот это настоящий хардкор по меркам классической музыки!
На самом деле Собачий Вальс произведение уникальное. По структуре он сложнее того же, скажем, Чижика-Пыжика, но запомнить и сыграть его гораздо проще. Причём играть его можно по всякому, в разных темпах, вариативно, с синкопой, со смещением акцента. Разучить его может любой, кто отличит чёрные клавиши фортепиано от белых
Неизвестно кто и когда придумал Собачий Вальс, скорее всего это народное творчество, но распространившееся по всему миру от России до Испании и от Мексики до Японии.
Начнём с того, что это по размеру никакой не вальс. Размер чётко две четверти (четыре четверти), тогда, как вальс имеет размер в три четверти. Это скорее полька. Да и вальсом эта миниатюра называется не во всех странах. Где-то зовут её маршем – например в Болгарии это “Кошачий Марш”, а в Венгрии – “Ослиный Марш” и “Марш Воров” в Китае. Где-то зовут и полькой – “Кошачья Полька” в Финляндии, “Полька Дураков” на Мальорке. А в самой Польше эту пьесу называют “Котлетка” – так же, как и во Франции. В Мексике так и вообще “Маленькие обезьянки”. Но самое дурацкое название в Дании: “Фрикадельки убегают через забор”
С точки зрения хроматической системы (так называемого кварто-квинтового круга) Собачий Вальс исполняется в довольно сложной тональности – в Соль-бемоль-мажоре, которая имеет тонику в соль-бемоле и целых шесть бемолей – то есть шесть нот из семи в октаве понижаются на полтона Ликбез: значок бемоль на нотном стане, похожий на фасольку, обозначает понижение звука на пол-тона – то есть вместо изображённой ноты играется ближайшая соседняя левая. Поскольку чёрных клавиш, обозначающих полутона в октаве из семи нот всего пять, то музыкальный звукоряд получается неравномерным и, например, между ми и фа чёрной клавиши нет и расстояние между ними не один тон, а пол-тона. То же самое между си и до. Получается, что фа-бемоль это ми, а до-бемоль это си. Можно было бы так и писать, на нотном стане, но так не принято, ибо тональности затянуты в рамки гармонического кварто-квинтового круга со времён “Хорошо темперированного клавира” Иоганна Себастьяна Баха, даже раньше. Бах просто подытожил изыскания предшественников, музыкальных теоретиков средних веков, итальянцев и немцев, как правило.
Но это я вас зря напугал. коли вы не подготовлены. Играется Собачий Вальс очень просто. Первая фраза исключительно по чёрным клавишам, вторая фраза с заменой пары чёрных клавиш белыми
Интересно, что на видеоуроке ноты сверху написаны в тональности Ми-мажор. То есть четыре диеза (фа-до-соль-ре) повышают четыре ноты из семи на пол-тона. Это то, о чём я писал чуть выше. Это просто форма записи – фактически ноты написаны другие, но на фортепиано это будут те же самые ноты. Потому что фа-диез = соль-бемоль. Понизив на пол-тона соль мы нажмём ту же самую чёрную клавишу, что и если повысим на пол-тона фа. Такова особенность хроматической звуковой системы и потому кванто-квинтовый круг и называется кругом.
Правильно, конечно, записывать ноты Собачьего Вальса записывать в тональности Соль-бемоль-мажор. Тогда не придётся ставить дополнительные диезы в тактах и отменять существующие диезы бекарами в других местах
Ну да ладно, от теории вернёмся к истории. Было время, когда Собачий Вальс приписывали Шопену. Потом разобрались, что “Вальс маленьких собачек” им написанный, это совершенно другая мелодия и авторство Шопену приписали по недоразумению. Потом была ещё мистификация с неким композитором Фердинандом Ло, ноты пьесы которого якобы случайно нашли. Потом догадались, что F.Lho по немецки “блоха”, а в Германии эта пьеса и называется “Блошиный Вальс”.
Довольно странно, но профессионалы обратили внимание на эту знаменитую мелодию довольно поздно, да и то с выходом музыки на подмостки в качестве популярного искусства. В 1962 году британский композитор и пианист Расс Конвей наконец сделал богатую обработку и аранжировку для фортепиано с оркестром Собачьего Вальса в стиле рэгтайма и ритме рок-н-ролла и назвал всё это “Первый Урок”. И в самом деле, Собачий Вальс зачастую первая пьеса, которую учат играть начинающих пианистов, ибо он очень простой и наглядный с точки зрения полу-тонов. На видео играет автор
Группой крупнейших российских правообладателей авторских и смежных прав, а именно: ООО «НЦА», ООО «ЛенГрад», ООО «Креатив Медиа», ООО «Новый мир», ООО «Медиалайн», ООО «Диджитал Прожект» и другими, в рамках заключенных с ООО «АдвМьюзик» лицензионных соглашений, вэб-сайту https://lightaudio.ru предоставлены разрешения на использование музыкального контента, принадлежащего данным Правообладателям, способом доведения до всеобщего сведения в цифровой форме через Интернет.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.
По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support@advmusic.com.
По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на mail@lightaudio.ru
Собачий вальс — ноты для фортепиано
«Собачья полька», или как еще его называют, «Собачий вальс» это одно из тех произведений, которые начинающие играть на фортепиано учат первым. Благодаря своей простоте и незамысловатости, эта мелодия под разными названиями известна по всему миру.
При этом ни автор, ни даже страна в которой родилась «Полька» остаются неизвестны. В Японии мелодию знают под именем «Я наступил на кошку», в германоязычных странах ее часто называют «Блошиный вальс» за подвижность и игривость, мексиканцы – «Маленькие обезьянки», а в Швейцарии, Франции, Швейцарии в названиях преобладает тема котлет.
Тональность и особенности игры
Классическую «Собачью польку» играют в тональности фа-диез мажор, но при желании мелодия легко перекладывается в любую тональность, практически не теряя в простоте.
Ноты вальса собачек примечательны тем, что их может исполнить в две руки даже человек, далекий от знания музыки и нотной грамоты, на пианино или на синтезаторе.
Достаточно запомнить порядок и сочетание клавиш, и какими пальцами их нажимать. Некоторые пользуются этим, чтобы показать мастерство и произвести впечатление настоящего музыканта. В школах музыки обычно с «Польки» начинают знакомство с клавишными инструментами и фортепиано в частности.
Научиться играть собачий вальс достаточно просто. Желающие могут это сделать даже на детском пианино.
Схема игры ноты цифрами
Тем, кто хочет узнать как играть собачий вальс на пианино, можно запомнить последовательность игры для пианино по картинке ниже по цифрам.
В простом варианте «Собачьего танца» аккорды берут не больше двух нот за раз.
При этом правой рукой следует играть только единичные ноты за номером 1,2, а при аккордах – 4,7. Левой рукой играют ноты за номером 3,5,6,8,9,10. Цифры обозначают только порядок нот в мелодии.
- Клавишу 1 можно жать средним пальцем;
- 2 – указательным;
При аккордах:
- 4 – большим и мизинцем;
- 7 – большим и безымянным.
При желании пальцы можно поменять для большего удобства исполнения.
Используемые ноты при игре
Для тех, кто уже знает нотную грамоту, доступны ноты «Собачьего вальса» для начинающих
Вальс собачек, ноты для игры одной рукой, без аккомпанемента:
«Собачий вальс» на фортепиано для исполнения двумя руками:
Слушать «Собачий вальс» можно здесь:
Загрузка…