Как найти соединительные гласные в тексте

Если корень обозначают дугой, суффикс – галочкой при морфемном разборе, то какое обозначение принято для обозначения соединительной гласной в сложном слове?

Например, в слове путепровод гласная е?

Выясним, как обозначается соединительная гласная в сложных словах. Корни часто оформляются в сложное слово с помощью соединительной гласной:

сам-о-лет;

каш-е-вар;

пят-и-том-ник;

сорок-а- ведер-ный

и др.

Соединительные гласные – это морфемы, которые обозначаются по-разному:

одной черточкой над буквой или под ней,

галочкой,

овалом или кружочком.

В морфемном разборе слов в некоторых источниках я видела, что соединительная гласная обозначается двумя параллельными черточками по бокам:

солнц|е|пёк;

чёрн|о|волосый;

шест|и|классник;

сорок|а|градусный.

В средней школе принято соединительную гласную подчеркивать снизу.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бабуш­ка Бэтме­на
[141K]

4 года назад 

В различных учебных заведениях существуют непохожие один на другой способы выделения соединительного гласного в сложном слове. Знаю это, поскольку являюсь бабушкой трёх внуков, которые обучаются в разных учебных заведениях (двух разных школах и лицее). Так вот, выделяют скобочками круглыми на письме букву, обозначающую соединительный гласный звук, обозначают его также “птичкой” (уголочком вниз), просто обводят другим цветом (учительница требует, чтобы обводили обязательно зелёным). Если соединительный гласный вызывает сомнения в том, как его писать, тогда дети объясняют орфограмму, ещё и подчёркивая его одной чертой снизу.

Лучше всего узнать, какие требования у вашего преподавателя, и делать так, как он хочет. Но вообще в обозначении соединительного гласного не принципиально, как вы это сделаете, тут самое главное то, что вы его вычленили, то бишь умеете выполнять морфологический анализ слова.

В русском языке, как и в ряде других языков, есть слова, которые называются сложными. Это такие слова, в состав которых входит два и более корня. Как правило, между корнями слова в составе сложного стоит гласная буква.

Эту букву называют соединительной гласной, а еще она имеет название интерфикс.

Чаще в русском языке встречаются соединительные гласные е и о.

Как мы знаем, при морфемном слов, принадлежащих к разным частям речи, соединительная гласная с сложных словах может быть обозначена разными способами:-

  • в скобках,
  • галочкой сверху,
  • подчеркиванием ( чертой ) сверху,
  • нижним подчеркиванием ( чертой снизу ),
  • кружочком.

Чаще в школе встречается вариант чертой снизу.

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Морфемным разбором называют разбор слова по составу, то есть выделение корня, приставки, суффикса и т.д. Соединительной гласной называют служебную морфему, которая имеет словообразовательный характер. Она встречается в сложных словах и объединяет две основы. Нередко соединительными гласными выступают: о, е, и.

Для соединительных гласных в сложных словах при морфемном разборе нет конкретного обозначения и чаще всего она совсем не выделяется. Ее захватывают вместе с основой слова, когда подчеркивают ее снизу. В школах нет традиции как-то обозначать соединительную гласную при морфемном разборе. Однако можно встретить вариант при котором ставится галочка сверху, соединительная гласная обводиться в кружок или выделяется палочками с двух сторон.

Например: газ|о|провод, каш|е|вар.

Соединительная гласная является такой же морфемой, как и остальные части слова, но следует помнить, что она выполняет исключительно связующую роль и поэтому при графическом разборе обычно не обозначается ничем. Ее просто выделяют отдельно от корней или приставок и суффиксов, но не ставят над ней никакого опознавательного значка. Хотя, иногда практикуется обозначение соединительной гласной специальным символом для облегчения понимания урока. Например можно поставить над ней галочку, как в предложенном разборе слова от Марины Галкиной. Соединительная гласная ни в коем случае не входит в состав иных морфем, но она обязательно входит в основу слова, ведь при его изменении она сохраняется.

Nelli­4ka
[114K]

5 лет назад 

Все зависит от конкретной школы. У нас, помнится, соединительную гласную вообще не выделяли, ничего не чертили ни над, ни под буквой.

Специально спросила детишек, которые учатся в школе, как сейчас у них заведено. Так вот, в одной школе соединительную гласную заключают в круглые скобки (“лес (о) парковая”, например), в другой под этой буквой проводят единичную черту.

Хотя на мой взгляд, проводить черту под соединительной гласной неудобно, ведь нужно еще основу выделять сплошной линией. А интерфикс (так еще называют соединительную гласную) должен входить в состав основы, получается, что придется делать некоторый отступ внизу, что неудобно.

владс­андро­вич
[766K]

5 лет назад 

Здесь в этом плане четких правил нет, так как при разборе слова, такую гласную по стандартной школьной программе, вообще выделять не нужно, так как она не является признанной в науке частью слова как например : суффикс, приставка или окончание, которые по академическим нормам являются теми частями слова, которые имеют строго определенные обозначения и обязательно должны быть выделины.

Тем не менее я знаю что в некоторых школах ее просто подчеркивают, а в некоторых берут в кружок и это конечно не запрещено, так как четких норм, по поводу такой гласной просто нет, а значить есть варианты для проявления индивидуального видени.

При формировании сложных слов используются соединительные гласные – чаще – “о” и “е”, реже – “и”.

При разборе таких слов я в учебниках видела несколько вариантов. Например, соединительную гласную некоторые вообще никак не выделяют. Просто отмечают корни, стоящие рядышком, и все.

Но все же соединительная гласная относится к морфемам и называют ее интерфиксом. И ее могут подчеркивать снизу, так мы подчеркиваем основу слова, обводить букву в кружок или делать какие-либо пометки сверху. Никакой из этих вариантов не будет ошибочным, поскольку единого утвержденного способа выделения соединительной гласной- нет.

morel­juba
[62.5K]

4 года назад 

Соединительная гласная при осуществлении морфемного анализа слов может обозначаться такими способами как:

1) Галочкой вверху;

2) В скобочках;

3) Кружком;

4) Нижним подчёркиванием или же верхним.

Морфемный анализ проводится для сложных слов, состоящих их двух и более корней.

Ninaa­rc
[481K]

5 лет назад 

Единого обозначения при морфемном анализе слова для соединительных гласных в сложных словах не существует. Такие соединительные гласные часто выделяют скобками, например: лед(о)кол, пеш(е)ход.

Хотя приходилось видеть, что соединительные гласные в некоторых учебных заведениях выделяют подчеркиванием, но черточку ставят над буквой. Иногда интерфиксы обводят кружочками, а иногда ставят над ними галочки.

Irina L
[161K]

8 лет назад 

По сложившийся школьной традиции, соединительную гласную при морфемном анализе просто подчёркивают одной чертой или обводят кружком.

Знаете ответ?

Понятие сложных слов и принципы сложения основ

Способы словообразования

Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.

Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.

  • приставочный способ;
  • суффиксация;
  • соединение полных основ;
  • приставочно-суффиксальный способ.

В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.

Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.

Соединительные гласные О и Е

Называются сложными те слова, которые состоят из 2 корней. Соединительные морфемы позволяют создать из двух отдельных слов одно. Причем звучит новообразованное существительное при этом более гармонично.

Примеры сложных существительных:

  • короед;
  • пешеход;
  • кровообращение;
  • благородство;
  • водопад;
  • бензопровод.

Правила выбора соединительной морфемы

Это те существительные, которые часто употребляются в речи. Каждое из них имеет две полноценные основы: водопад — -вод и -пад; короед — -кор и ед.

Понятие «пешеход» заменяет длинное словосочетание — пеший ход. В речи можно образовать новые конструкции. Сочетание основ не имеет границ. Совершение словообразования — это сложная тема. И здесь нужно упомянуть, что есть множество исключений из правил. Следует запомнить — агротехника, экстракласс, постскриптум пишутся без соединительной гласной.

Когда пишем О, а когда Е

Сложение полных основ с помощью соединительных гласных происходит согласно одному правилу. После мягких согласных пишется Е, а после твердых — О. После твердых звуков Ж, Ш, Ц писать необходимо Е — птицелов.

Подберем иные простые примеры:

  • Слово «грязелечение» состоит из двух основ — грязь и лечение. Звук З здесь мягкий. Поэтому использована морфема Е.
  • Лесостепь — в этом слове пишется О. Со слова лесостепь можно образовать прилагательное — лесостепной, и в нем также используется морфема О. Так как звук «с» глухой, твердый.

Соединительные гласные, исключения из этих правил

Выбор морфемы зависит именно от звучания стоящей впереди буквы. И в одних случаях может писаться Е, тогда как в других — О. Совершение слияния основ должно происходить гармонично, не нарушая общей динамики и благозвучности речи.

Если имеется два корня, и сложное существительное не является исключением, то используется одна из соединительных гласных.

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

Но бывает, что понятие только на первый взгляд состоит из двух корней. Иногда О является не вставным соединительным элементом, а частью иностранной приставки. Тогда это правило, естественно, выполняться не будет. Примеры таких приставок — авто-, психо-, аудио-, мото-, стерео-. Их много. Слова с этими приставками пишутся слитно. Без исключений.

Реже встречаются сложные слова, имеющие в своем составе 3 основы. Например: автомотоклуб, библиотековедение, хронобиология, вертолетостроение. Соединительные гласные в сложных словах с тремя основами пишутся по тем же правилам.

Встречаются существительные с двумя или тремя корнями, которые соединены без всякой гласной. Например, ветсанэкспертиза. Это нужно запомнить.

Чтобы точно знать, какие корни используются, школьнику можно заглядывать в орфографический словарь. Ведь его лексический запас еще мал.

Тренировка правописания

Чтобы выучить урок, касающийся слов с соединительной гласной, примеры можно взять в любой книге или стихотворении. В первых трех абзацах любого учебника хороший ученик быстро найдёт предложения со сложными существительными или прилагательными и сможет объяснить их правописание.

Однако работа по изучению этой темы будет еще более эффективной после выполнения упражнений по самостоятельному сложению простых слов в сложные.

Желательно выполнить такие упражнения:

  • птица и фабрика — птицефабрика;
  • нефть и провод — нефтепровод;
  • мысль и форма — мыслеформа;
  • пар и ход — пароход;
  • солнце и стояние — солнцестояние.

Соединительные гласные

Двухкорневую основу могут иметь как существительные, так и прилагательные. Такими прилагательными являются: солнцеликий, светлоглазый, слабохарактерный.

Произвести прилагательное просто — нужно только поменять окончание. Например, берем существительное «трудолюбие». Производим из него прилагательное. Какой человек — трудолюбивый. Чем больше основ входит, тем сложнее определить правописание.

Но если запомнить написание слова вибростойкий, к примеру, то и более сложное — ударовибростойкий — уже не пугает. Здесь ведь все то же самое, только добавлена еще одна основа.

Проверка основ

 Упражнения для усвоения правил

Для облегчения понимания сложения основ учителя помогают учащимся освоить разбор сложного слова. Они учат находить буквы между 2 основами и анализировать причины — почему стоит О, а не Е, или наоборот.

К сложному существительному иногда ставят приставки. При разборе такого сложносочинённого слова желательно подбирать проверочные слова. Подбирая однокоренные слова, определяют, сколько корней в слове и какие они. Тогда ясно — где первый корень, второй; где окончание и приставка.

Разбирая слово, необходимо выделить все основы, затем найти соединительную морфему. И только потом иные словообразующие компоненты — префиксы, суффиксы и другое. Соединительная гласная будет обозначаться квадратом при разборе.

Исключения из правил

Закрепление материала

Чтобы охарактеризовать личность, предмет или явление, всегда можно подыскать правильное сложное понятие в лексике. При этом используется либо слитное написание (с использованием морфем или без), либо дефисное.

Дефисное написание используется при таком приеме, как повторение основ. Морфемы О и Е уже понятно, как использовать. Но бывают случаи, когда правильно оценить написание сложно. В языке есть множество исключений.

Вот несколько таких примеров.

Есть в русском лексиконе несколько исключений, которые пишутся без использования указанных морфем.

  • летоисчисление;
  • времяпрепровождение;
  • семядоля;
  • себялюбие и другие.

Соединительные гласные в русском языке

Так как первый корень не сокращается, а в нем остается его собственная гласная, то дополнительная морфема не пишется. Все производные прилагательные из перечисленных существительных также будут иметь такое же написание.

Существительные «вертихвостка» и «сорвиголова» пишутся только с буквой И. Разбираем почему. Сорвиголова образуют два понятия — голова — существительное, а сорви — это глагол. Глагольная часть остается без изменений. Присоединяем вторую основу и более ничего не пишем.

Также в прилагательном «умалишенный» никаких дополнительных согласных нет. Поставить звук О или Е даже не получится. Там уже есть гласная а, и дополнительных букв не надо, это неправильно. Иначе слово неудобно даже произносить.

Если имеется приставка квази- или контр-, то все существительные с такими приставками пишутся слитно и без О или Е.

  • контр-адмирал;
  • контрразведка;
  • квазиэксперимент.

Мы не можем вписать дополнительный звук, это неверно. Контр — это не отдельный корень, а приставка. Поэтому учитель такие ошибки должен править.

Другое важное исключение. Те слова с двумя основами, в которых первым компонентом является числительное, пишутся слитно и без морфем: трехдневный, пятичасовый.

Суффикс -икация

При написании сложных имен существительных с иностранными приставками или суффиксами в русском языке необходимо пользоваться несколько иным правилом.

Важно знать, что существительные с суффиксом -икация хоть и являются сложными словами, но образованы суффиксальным способом. И, соответственно, правило на них не распространяется. Следует запомнить: спецификация, классификация, интенсификация — все понятия иностранного происхождения, и после буквы Ф всегда будет писаться И, а не Е.

Содержание

  1. Как обозначается при морфемном разборе соединит. гласная в сложных словах?
  2. Способы словообразования
  3. Соединительные гласные О и Е
  4. Когда пишем О, а когда Е
  5. Тренировка правописания
  6. Проверка основ
  7. Исключения из правил
  8. Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики
  9. Окончание
  10. Основа
  11. Корень
  12. Приставка
  13. Суффикс
  14. Постфикс
  15. Самая важная рекомендация
  16. Полезные материалы по теме
  17. Заключение

Как обозначается при морфемном разборе соединит. гласная в сложных словах?

Например, в слове путепровод гласная е?

В различных учебных заведениях существуют непохожие один на другой способы выделения соединительного гласного в сложном слове. Знаю это, поскольку являюсь бабушкой трёх внуков, которые обучаются в разных учебных заведениях (двух разных школах и лицее). Так вот, выделяют скобочками круглыми на письме букву, обозначающую соединительный гласный звук, обозначают его также «птичкой» (уголочком вниз), просто обводят другим цветом (учительница требует, чтобы обводили обязательно зелёным). Если соединительный гласный вызывает сомнения в том, как его писать, тогда дети объясняют орфограмму, ещё и подчёркивая его одной чертой снизу.

Лучше всего узнать, какие требования у вашего преподавателя, и делать так, как он хочет. Но вообще в обозначении соединительного гласного не принципиально, как вы это сделаете, тут самое главное то, что вы его вычленили, то бишь умеете выполнять морфологический анализ слова.

Выясним, как обозначается соединительная гласная в сложных словах. Корни часто оформляются в сложное слово с помощью соединительной гласной:

одной черточкой над буквой или под ней,

овалом или кружочком.

В морфемном разборе слов в некоторых источниках я видела, что соединительная гласная обозначается двумя параллельными черточками по бокам:

В средней школе принято соединительную гласную подчеркивать снизу.

В русском языке, как и в ряде других языков, есть слова, которые называются сложными. Это такие слова, в состав которых входит два и более корня. Как правило, между корнями слова в составе сложного стоит гласная буква.

Эту букву называют соединительной гласной, а еще она имеет название интерфикс.

Чаще в русском языке встречаются соединительные гласные е и о.

Как мы знаем, при морфемном слов, принадлежащих к разным частям речи, соединительная гласная с сложных словах может быть обозначена разными способами:-

Чаще в школе встречается вариант чертой снизу.

Соединительная гласная является такой же морфемой, как и остальные части слова, но следует помнить, что она выполняет исключительно связующую роль и поэтому при графическом разборе обычно не обозначается ничем. Ее просто выделяют отдельно от корней или приставок и суффиксов, но не ставят над ней никакого опознавательного значка. Хотя, иногда практикуется обозначение соединительной гласной специальным символом для облегчения понимания урока. Например можно поставить над ней галочку, как в предложенном разборе слова от Марины Галкиной. Соединительная гласная ни в коем случае не входит в состав иных морфем, но она обязательно входит в основу слова, ведь при его изменении она сохраняется.

Все зависит от конкретной школы. У нас, помнится, соединительную гласную вообще не выделяли, ничего не чертили ни над, ни под буквой.

Специально спросила детишек, которые учатся в школе, как сейчас у них заведено. Так вот, в одной школе соединительную гласную заключают в круглые скобки («лес (о) парковая», например), в другой под этой буквой проводят единичную черту.

Хотя на мой взгляд, проводить черту под соединительной гласной неудобно, ведь нужно еще основу выделять сплошной линией. А интерфикс (так еще называют соединительную гласную) должен входить в состав основы, получается, что придется делать некоторый отступ внизу, что неудобно.

Здесь в этом плане четких правил нет, так как при разборе слова, такую гласную по стандартной школьной программе, вообще выделять не нужно, так как она не является признанной в науке частью слова как например : суффикс, приставка или окончание, которые по академическим нормам являются теми частями слова, которые имеют строго определенные обозначения и обязательно должны быть выделины.

Тем не менее я знаю что в некоторых школах ее просто подчеркивают, а в некоторых берут в кружок и это конечно не запрещено, так как четких норм, по поводу такой гласной просто нет, а значить есть варианты для проявления индивидуального видени.

При разборе таких слов я в учебниках видела несколько вариантов. Например, соединительную гласную некоторые вообще никак не выделяют. Просто отмечают корни, стоящие рядышком, и все.

Но все же соединительная гласная относится к морфемам и называют ее интерфиксом. И ее могут подчеркивать снизу, так мы подчеркиваем основу слова, обводить букву в кружок или делать какие-либо пометки сверху. Никакой из этих вариантов не будет ошибочным, поскольку единого утвержденного способа выделения соединительной гласной- нет.

Соединительная гласная при осуществлении морфемного анализа слов может обозначаться такими способами как:

4) Нижним подчёркиванием или же верхним.

Морфемный анализ проводится для сложных слов, состоящих их двух и более корней.

Морфемным разбором называют разбор слова по составу, то есть выделение корня, приставки, суффикса и т.д. Соединительной гласной называют служебную морфему, которая имеет словообразовательный характер. Она встречается в сложных словах и объединяет две основы. Нередко соединительными гласными выступают: о, е, и.

Для соединительных гласных в сложных словах при морфемном разборе нет конкретного обозначения и чаще всего она совсем не выделяется. Ее захватывают вместе с основой слова, когда подчеркивают ее снизу. В школах нет традиции как-то обозначать соединительную гласную при морфемном разборе. Однако можно встретить вариант при котором ставится галочка сверху, соединительная гласная обводиться в кружок или выделяется палочками с двух сторон.

Например: газ|о|провод, каш|е|вар.

По сложившийся школьной традиции, соединительную гласную при морфемном анализе просто подчёркивают одной чертой или обводят кружком.

Единого обозначения при морфемном анализе слова для соединительных гласных в сложных словах не существует. Такие соединительные гласные часто выделяют скобками, например: лед(о)кол, пеш(е)ход.

Хотя приходилось видеть, что соединительные гласные в некоторых учебных заведениях выделяют подчеркиванием, но черточку ставят над буквой. Иногда интерфиксы обводят кружочками, а иногда ставят над ними галочки.

Получаем: БЛАГ-О-ВРЕМ-ЕНН-ЫЙ (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-окончание), основа слова: БЛАГОВРЕМЕНН-.

Существительное женского рода Благовоспитанность относится к третьему склонению и обладает нулевым окончанием: Благовоспитанность-Благовоспитанности-Благовоспитанностью.

Получаем: БЛАГ-О-ВОСПИТ-А-НН-ОСТЬ_ (корень-соединительная гласная-корень-суффикс-суффикс-суффикс-нулевое окончание), основа слова: БЛАГОВОСПИТАННОСТЬ.

Существительное мужского рода Авианосец относится ко второму склонению и обладает нулевым окончанием: Авианосец-Авианосца-Авианосцу-Авианосец-Авианосцем-Авианосце.

Однокоренными словами оказываются: Авианосец-Авианосный-Носитель-Носить.

Получаем: АВИА-НОС-ЕЦ_ (приставка-корень-суффикс-нулевое окончание), основа слова: АВИАНОСЕЦ.

Однокоренными словами оказываются: Абонентный-Абонентский-Абонент.

Следовательно корнем слова будет морфема АБОНЕНТ-.

Получаем: АБОНЕНТ-Н-ЫЙ (корень-суффикс-окончание), основа слова: АБОНЕНТН-.

Однокоренными словами оказываются: Абрикосовый-Абрикос.

Следовательно корнем слова будет морфема АБРИКОС-.

Получаем: АБРИКОС-ОВ-ЫЙ (корень-суффикс-окончание), основа слова: АБРИКОСОВ-.

Однокоренными словами оказываются: Марионеточный-Марионетка.

Следовательно корнем слова будет морфема МАРИОНЕТОЧ-, в которой происходит чередование согласных К/Ч и появляется беглая гласная О.

Получаем: МАРИОНЕТОЧ-Н-ЫЙ (корень-суффикс-окончание), основа слова: МАРИОНЕТОЧН-.

Однокоренными словами оказываются: Манерничать-Манерность-Манерный-Манера.

Следовательно корнем слова будет морфема МАНЕР-.

Получаем: МАНЕР-НИЧА-ТЬ (корень-суффикс-окончание), основа слова: МАНЕРНИЧА-.

Источник

Способы словообразования

Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.

Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.

В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.

Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.

Соединительные гласные О и Е

Называются сложными те слова, которые состоят из 2 корней. Соединительные морфемы позволяют создать из двух отдельных слов одно. Причем звучит новообразованное существительное при этом более гармонично.

Примеры сложных существительных:

Понятие «пешеход» заменяет длинное словосочетание — пеший ход. В речи можно образовать новые конструкции. Сочетание основ не имеет границ. Совершение словообразования — это сложная тема. И здесь нужно упомянуть, что есть множество исключений из правил. Следует запомнить — агротехника, экстракласс, постскриптум пишутся без соединительной гласной.

Когда пишем О, а когда Е

Сложение полных основ с помощью соединительных гласных происходит согласно одному правилу. После мягких согласных пишется Е, а после твердых — О. После твердых звуков Ж, Ш, Ц писать необходимо Е — птицелов.

Подберем иные простые примеры:

Выбор морфемы зависит именно от звучания стоящей впереди буквы. И в одних случаях может писаться Е, тогда как в других — О. Совершение слияния основ должно происходить гармонично, не нарушая общей динамики и благозвучности речи.

Если имеется два корня, и сложное существительное не является исключением, то используется одна из соединительных гласных.

Но бывает, что понятие только на первый взгляд состоит из двух корней. Иногда О является не вставным соединительным элементом, а частью иностранной приставки. Тогда это правило, естественно, выполняться не будет. Примеры таких приставок — авто-, психо-, аудио-, мото-, стерео-. Их много. Слова с этими приставками пишутся слитно. Без исключений.

Реже встречаются сложные слова, имеющие в своем составе 3 основы. Например: автомотоклуб, библиотековедение, хронобиология, вертолетостроение. Соединительные гласные в сложных словах с тремя основами пишутся по тем же правилам.

Встречаются существительные с двумя или тремя корнями, которые соединены без всякой гласной. Например, ветсанэкспертиза. Это нужно запомнить.

Чтобы точно знать, какие корни используются, школьнику можно заглядывать в орфографический словарь. Ведь его лексический запас еще мал.

Тренировка правописания

Чтобы выучить урок, касающийся слов с соединительной гласной, примеры можно взять в любой книге или стихотворении. В первых трех абзацах любого учебника хороший ученик быстро найдёт предложения со сложными существительными или прилагательными и сможет объяснить их правописание.

Однако работа по изучению этой темы будет еще более эффективной после выполнения упражнений по самостоятельному сложению простых слов в сложные.

Желательно выполнить такие упражнения:

Двухкорневую основу могут иметь как существительные, так и прилагательные. Такими прилагательными являются: солнцеликий, светлоглазый, слабохарактерный.

Произвести прилагательное просто — нужно только поменять окончание. Например, берем существительное «трудолюбие». Производим из него прилагательное. Какой человек — трудолюбивый. Чем больше основ входит, тем сложнее определить правописание.

Но если запомнить написание слова вибростойкий, к примеру, то и более сложное — ударовибростойкий — уже не пугает. Здесь ведь все то же самое, только добавлена еще одна основа.

Проверка основ

Для облегчения понимания сложения основ учителя помогают учащимся освоить разбор сложного слова. Они учат находить буквы между 2 основами и анализировать причины — почему стоит О, а не Е, или наоборот.

К сложному существительному иногда ставят приставки. При разборе такого сложносочинённого слова желательно подбирать проверочные слова. Подбирая однокоренные слова, определяют, сколько корней в слове и какие они. Тогда ясно — где первый корень, второй; где окончание и приставка.

Разбирая слово, необходимо выделить все основы, затем найти соединительную морфему. И только потом иные словообразующие компоненты — префиксы, суффиксы и другое. Соединительная гласная будет обозначаться квадратом при разборе.

Исключения из правил

Чтобы охарактеризовать личность, предмет или явление, всегда можно подыскать правильное сложное понятие в лексике. При этом используется либо слитное написание (с использованием морфем или без), либо дефисное.

Дефисное написание используется при таком приеме, как повторение основ. Морфемы О и Е уже понятно, как использовать. Но бывают случаи, когда правильно оценить написание сложно. В языке есть множество исключений.

Вот несколько таких примеров.

Есть в русском лексиконе несколько исключений, которые пишутся без использования указанных морфем.

Так как первый корень не сокращается, а в нем остается его собственная гласная, то дополнительная морфема не пишется. Все производные прилагательные из перечисленных существительных также будут иметь такое же написание.

Существительные «вертихвостка» и «сорвиголова» пишутся только с буквой И. Разбираем почему. Сорвиголова образуют два понятия — голова — существительное, а сорви — это глагол. Глагольная часть остается без изменений. Присоединяем вторую основу и более ничего не пишем.

Также в прилагательном «умалишенный» никаких дополнительных согласных нет. Поставить звук О или Е даже не получится. Там уже есть гласная а, и дополнительных букв не надо, это неправильно. Иначе слово неудобно даже произносить.

Если имеется приставка квази- или контр-, то все существительные с такими приставками пишутся слитно и без О или Е.

Мы не можем вписать дополнительный звук, это неверно. Контр — это не отдельный корень, а приставка. Поэтому учитель такие ошибки должен править.

Другое важное исключение. Те слова с двумя основами, в которых первым компонентом является числительное, пишутся слитно и без морфем: трехдневный, пятичасовый.

При написании сложных имен существительных с иностранными приставками или суффиксами в русском языке необходимо пользоваться несколько иным правилом.

Источник

Как разобрать слово по составу – объясняю порядок разбора и комментирую сложные случаи, на которых постоянно ошибаются ученики

Выделить окончание, потом основу, корень, приставку и суффиксы. На деле все сложнее, поэтому давайте разбираться.

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить все морфемы, которые в него входят. В теории это кажется очень простым, но на самом деле при разборе возникает куча трудностей. Я постараюсь описать порядок разбора и параллельно буду давать советы и рекомендации, которые помогут вам не ошибиться.

Вот на этой картинке я показал, как надо выделять каждую морфему: приставку (красным), корень (синим), суффиксы (желтым), окончание (коричневым), постфикс (розовым), основу (фиолетовым).

Запомните это и пойдем дальше – к процессу разбора.

Окончание

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Как запомнить, что «чь» – часть корня

Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.

То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.

Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.

Всё, с окончаниями закончили.

Основа

Сразу подчеркивайте все то, что остается после окончания, как основу.

Важный момент тут вот какой. Постфиксы «ся», «то», «либо», «нибудь» тоже входят в основу, хотя часто стоят после окончания. В этом случае вам надо основу прервать на окончании, а потом продолжить.

Больше с основой слова сложностей никаких не возникает, все просто.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Когда выделите корень, попробуйте поизменять его, например, по числам, падежам. И посмотрите, что будет «всплывать» у вас в голове.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Приставка

Это то, что всегда располагается перед корнем. Приставки почти всегда одинарные, но иногда бывают двойные, например: «перезаписать». Тут приставка «пере» и «за», корень – «запис».

Разделительный твердый знак всегда относится к приставке. Например, в слове «въезд» вы должны выделить приставку «въ».

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу.

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Постфикс

Он выделяется так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, стоит всегда после окончания. Чаще всего встречаются такие постфиксы как:

Самая важная рекомендация

Гуглите каждое слово. Пишите, например: «намурлыкаться морфемный разбор» – и смотрите, какие морфемы в слове. Это надо делать, потому что морфемику и словообразование дети в школе знают чудовищно плохо. Но если будете постоянно сверяться со справочниками и интернетом – вам будет проще запоминать основные морфемы и разбирать слова правильно.

И еще. Смотрите не только морфемы, но и способы словообразования. Выясняйте, как конкретное слово появилось в языке. Если запомните основные принципы словообразования – меньше будете делать ошибок в морфемном разборе.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Заключение

Я постарался объяснить вам, как разбирать слова по составу. Это бывает трудно, но надо регулярно практиковаться, чтобы делать меньше ошибок.

Напишите, пожалуйста, в комментарии, понравилась ли вам эта статья. Скажите мне о ее недостатках, чтобы я мог их оперативно подправить.

Я желаю вам удачи, хороших оценок и высоких баллов. Ну и просто счастья по жизни.

Источник

Соединительные гласные

Безударные беглые и соединительные гласные

При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о , а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е, напр.: звукорежиссёр, миро воззрение, сенокос, работодатель, фильмотека, диктофон, москворецкий, агрокомплекс, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, водоотталкивающий, самовоспламеняться; мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чае питие (ср. чай); грязеводолечебница, маслосыроваренный .

Ср. образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о: кровеносный и кровоподтёк, коне водство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение, шерстеобрабатывающий и шерстопрядильный, камне дробилка и камено ломня.

Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея, напр.: бактерионоситель (ср. бактерия), историография (история), религиоведение (религия), химиотерапия (химия), елеопомазание и елеосвящение (елей), трахео бронхит (трахея), музеология (музей), но: музееведение, музеефикация.

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

  • я – в словах с первыми частями себя : себялюбие, себялюбивый (но в себестоимость и себедовлеющий – буква е); время, напр.: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя, напр.: имятворчество, имяславие (общественно философское течение); семя, напр.: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но ср. именослов, семеноводство, семенохранилище , а также – с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
  • а – в словах умалишённый, сумасшедший, в словах с первыми частями сорока , полутора , полутораста , напр.: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст ); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто и сто пишется о, см. § 65);
  • и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать , а также тридцать, пятьдесят и т. п., напр.: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие ; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но ср. треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, напр.: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати поле (перечень таких слов см. § 119, п. 4); в сложных притяжательных прилагательных типа дяди Стёпин, тёти Валин;
  • ы – в таких же прилагательных типа бабы Дусин, Анны Петровнин (см. § 166).

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа (авиабаза, авианосец, авианесущий), аква (акванавт, акватехника), мега (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа (медиакомпания, медиахолдинг), макси (макси юбка), миди (миди платье), милли (миллиметр, миллиграмм), мини (мини турнир), санти (сантиметр), деци (дециметр), поли (поливитамины, политехнический), квази (квазиизлучение, квазинаучный ); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но ср. сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация ; но ср. теплофикация, радиофикация ); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан ); в словах центрифуга, агрикультура (но ср. агрокультура с другим значением).

Примечание 1. Проверкой написания букв на месте соединительных гласных могут служить только сложные существительные с ударными соединительными о, и перед -лог (тексто́лог, вулкано́лог), -граф (лексико́граф, карто́граф, сейсмо́граф), -метр (рентгено́метр, таксо́метр, калори́метр, дози́метр), -лиз (электро́лиз, гидро́лиз).

Примечание 2. В словах минерало́г (из первоначального «минералоло́г ») и минерало́гия перед -лог пишется буква а; то же в словах генеало́г, генеало́гия.

Соединительные гласные — правила и примеры образования сложных слов

Способы словообразования

Соединительные О и Е в сложных словах — тема простая. И здесь достаточно понять принцип. Образуется новое понятие из двух не связанных между собой слов. Два понятия — это два корня. Соединяет их гласная (морфема) О или Е.

Однако не следует путать сочетание основ с другими приемами словообразования, которые более сложные и запутанные. Существует 4 основных способа словообразования в русском языке. Их нужно уметь различать.

  • приставочный способ;
  • суффиксация;
  • соединение полных основ;
  • приставочно-суффиксальный способ.

В 5 классе рассматриваются все эти виды словообразования. И соединение основ — это самый простой способ. С него всегда и начинается изучение темы.

Корни существительного просто складываются. Буквы О или Е в этих случаях не несут смысловой нагрузки. Они только добавляют звук. Иначе слово неудобно читать и произносить. Такое выражение на письме будет выделяться своим неорганичным видом, а в речи мешает восприятию информации.

Соединительные гласные О и Е

Называются сложными те слова, которые состоят из 2 корней. Соединительные морфемы позволяют создать из двух отдельных слов одно. Причем звучит новообразованное существительное при этом более гармонично.

Примеры сложных существительных:

Это те существительные, которые часто употребляются в речи. Каждое из них имеет две полноценные основы: водопад — -вод и -пад; короед — -кор и ед.

Понятие «пешеход» заменяет длинное словосочетание — пеший ход. В речи можно образовать новые конструкции. Сочетание основ не имеет границ. Совершение словообразования — это сложная тема. И здесь нужно упомянуть, что есть множество исключений из правил. Следует запомнить — агротехника, экстракласс, постскриптум пишутся без соединительной гласной.

Когда пишем О, а когда Е

Сложение полных основ с помощью соединительных гласных происходит согласно одному правилу. После мягких согласных пишется Е, а после твердых — О. После твердых звуков Ж, Ш, Ц писать необходимо Е — птицелов.

Подберем иные простые примеры:

  • Слово «грязелечение» состоит из двух основ — грязь и лечение. Звук З здесь мягкий. Поэтому использована морфема Е.
  • Лесостепь — в этом слове пишется О. Со слова лесостепь можно образовать прилагательное — лесостепной, и в нем также используется морфема О. Так как звук «с» глухой, твердый.

Выбор морфемы зависит именно от звучания стоящей впереди буквы. И в одних случаях может писаться Е, тогда как в других — О. Совершение слияния основ должно происходить гармонично, не нарушая общей динамики и благозвучности речи.

Если имеется два корня, и сложное существительное не является исключением, то используется одна из соединительных гласных.

Но бывает, что понятие только на первый взгляд состоит из двух корней. Иногда О является не вставным соединительным элементом, а частью иностранной приставки. Тогда это правило, естественно, выполняться не будет. Примеры таких приставок — авто-, психо-, аудио-, мото-, стерео-. Их много. Слова с этими приставками пишутся слитно. Без исключений.

Реже встречаются сложные слова, имеющие в своем составе 3 основы. Например: автомотоклуб, библиотековедение, хронобиология, вертолетостроение. Соединительные гласные в сложных словах с тремя основами пишутся по тем же правилам.

Встречаются существительные с двумя или тремя корнями, которые соединены без всякой гласной. Например, ветсанэкспертиза. Это нужно запомнить.

Чтобы точно знать, какие корни используются, школьнику можно заглядывать в орфографический словарь. Ведь его лексический запас еще мал.

Тренировка правописания

Чтобы выучить урок, касающийся слов с соединительной гласной, примеры можно взять в любой книге или стихотворении. В первых трех абзацах любого учебника хороший ученик быстро найдёт предложения со сложными существительными или прилагательными и сможет объяснить их правописание.

Однако работа по изучению этой темы будет еще более эффективной после выполнения упражнений по самостоятельному сложению простых слов в сложные.

Желательно выполнить такие упражнения:

  • птица и фабрика — птицефабрика;
  • нефть и провод — нефтепровод;
  • мысль и форма — мыслеформа;
  • пар и ход — пароход;
  • солнце и стояние — солнцестояние.

Двухкорневую основу могут иметь как существительные, так и прилагательные. Такими прилагательными являются: солнцеликий, светлоглазый, слабохарактерный.

Произвести прилагательное просто — нужно только поменять окончание. Например, берем существительное «трудолюбие». Производим из него прилагательное. Какой человек — трудолюбивый. Чем больше основ входит, тем сложнее определить правописание.

Но если запомнить написание слова вибростойкий, к примеру, то и более сложное — ударовибростойкий — уже не пугает. Здесь ведь все то же самое, только добавлена еще одна основа.

Проверка основ

Для облегчения понимания сложения основ учителя помогают учащимся освоить разбор сложного слова. Они учат находить буквы между 2 основами и анализировать причины — почему стоит О, а не Е, или наоборот.

К сложному существительному иногда ставят приставки. При разборе такого сложносочинённого слова желательно подбирать проверочные слова. Подбирая однокоренные слова, определяют, сколько корней в слове и какие они. Тогда ясно — где первый корень, второй; где окончание и приставка.

Разбирая слово, необходимо выделить все основы, затем найти соединительную морфему. И только потом иные словообразующие компоненты — префиксы, суффиксы и другое. Соединительная гласная будет обозначаться квадратом при разборе.

Исключения из правил

Чтобы охарактеризовать личность, предмет или явление, всегда можно подыскать правильное сложное понятие в лексике. При этом используется либо слитное написание (с использованием морфем или без), либо дефисное.

Дефисное написание используется при таком приеме, как повторение основ. Морфемы О и Е уже понятно, как использовать. Но бывают случаи, когда правильно оценить написание сложно. В языке есть множество исключений.

Вот несколько таких примеров.

Есть в русском лексиконе несколько исключений, которые пишутся без использования указанных морфем.

  • летоисчисление;
  • времяпрепровождение;
  • семядоля;
  • себялюбие и другие.

Так как первый корень не сокращается, а в нем остается его собственная гласная, то дополнительная морфема не пишется. Все производные прилагательные из перечисленных существительных также будут иметь такое же написание.

Существительные «вертихвостка» и «сорвиголова» пишутся только с буквой И. Разбираем почему. Сорвиголова образуют два понятия — голова — существительное, а сорви — это глагол. Глагольная часть остается без изменений. Присоединяем вторую основу и более ничего не пишем.

Также в прилагательном «умалишенный» никаких дополнительных согласных нет. Поставить звук О или Е даже не получится. Там уже есть гласная а, и дополнительных букв не надо, это неправильно. Иначе слово неудобно даже произносить.

Если имеется приставка квази- или контр-, то все существительные с такими приставками пишутся слитно и без О или Е.

  • контр-адмирал;
  • контрразведка;
  • квазиэксперимент.

Мы не можем вписать дополнительный звук, это неверно. Контр — это не отдельный корень, а приставка. Поэтому учитель такие ошибки должен править.

Другое важное исключение. Те слова с двумя основами, в которых первым компонентом является числительное, пишутся слитно и без морфем: трехдневный, пятичасовый.

Суффикс -икация

При написании сложных имен существительных с иностранными приставками или суффиксами в русском языке необходимо пользоваться несколько иным правилом.

Важно знать, что существительные с суффиксом -икация хоть и являются сложными словами, но образованы суффиксальным способом. И, соответственно, правило на них не распространяется. Следует запомнить: спецификация, классификация, интенсификация — все понятия иностранного происхождения, и после буквы Ф всегда будет писаться И, а не Е.

Правописание соединительных гласных О и Е

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах. Вспомним, какие слова называются сложными. Узнаем, что основы таких слов могут соединяться как с помощью соединительных гласных, так и без них. Выучим правила использования соединительных гласных в сложных словах. Узнаем о написании похожих слов, не являющихся сложными.

источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/soedinitelny%D0%B5-glasny%D0%B5.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/orfografiya/pravopisanie-soedinitelnyh-glasnyh-o-i-e

Соединительные гласные, интерфиксы

В школьной программе среди частей слова выделяют соединительные гласные, в классах углублённого изучения русского языка и в университетах выделяют интерфиксы. Рассмотрим подробнее оба понятия.

Соединительные гласные

Морфемы могут соединяться особыми гласными, которые называют соединительными. Самые распространенные — -о- и -е-. Они считаются незначимыми частями слова, то есть не имеют значения и выполняют только связующую роль. Соединительные гласные стоят на стыке корней сложных слов: вод-о-лей, звер-о-лов, птиц-е-фабрика, мыш-е-ловка.

Как выделяют соединительные гласные -о- и -е- при разборе слова по составу? Какой статус они имеют? Вопрос неоднозначен. Разные ученые имеют разное мнение, но все склоняются к одному: эти соединительные гласные не примыкают ни к одному корню. В школьной практике их принято выделять подчеркиванием, скобкой сверху, обведением в кружочек или каким-либо другим значком, который практикуется именно в вашей школе, но это только для понимания изученного материала. Соединительные гласные включаются в основу, так как при изменении ее эта буква сохраняется.

В лингвистике такие гласные еще принято называть интерфиксами. Елена Андреевна Земская и в своих трудах более подробно описала данные случаи, выделив другие интерфиксы. Многие лингвисты поддержали ее в этом вопросе, когда как в школьной программе эти части слов относят к той или иной морфеме.

Интерфиксы

Интерфикс — это производный суффикс, образованный от переразложения. Интерфикс от латинского inter — «между» и fixus — «прикрепленный». Вопрос интерфиксов очень сложный и спорный. Не все лингвисты поддерживают его. Понятие интерфикса до сих пор не является общепризнанным. Его необходимость некоторыми учеными, Н.М. Шанским, Л.Г. Свердловым, ставится под сомнение. Они к интерфиксам относят только соединительные гласные -о-, -е-. Другие ученые, как В.В. Лопатин и И.С. Улуханов, признавая интерфиксы, значительно сужают их круг. Допустим, В.В. Лопаткин к интерфиксам относит все соединительные элементы сложных слов. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант к интерфиксам относят соединительные гласные -о-, -е- (пароход, коневод), -и-, -ух-, -ёх- (пятидневка, двухгодичный, трёхклассный).

В практике вуза обычно признаются следующие интерфиксы:

  • -о- и -е-: энергосистема, землепашец;
  • -у-: полугодие;
  • -и-: дозиметр; перекатиполе, горицвет (интерфикс совпадает с окончанием глагола в повелительном наклонении);
  • -и-, -ух-, -ёх-, -а-: трёхэтажный, двухдневный, сорокакилометровый (интерфиксы исторически восходят к окончаниям числительных, но в данных словах не имеют признаков окончаний).

Но есть другое мнение. Земская Е.А. относит -о- и -е- к соединительным гласным, а не к интерфиксам. Она говорит о том, что интерфикс не имеет самостоятельного значения и служит прокладкой между корнем и суффиксом в тех случаях, когда соединение затруднено или невозможно по морфологическим причинам. Проще говоря, интерфикс — склеиватель морфем. Е.А. Земская рассматривает интерфиксы в простых словах: ялтинец, американец, вчерашний, кофейник, дороговизна, певучий, матери, сыновья, писать, гореть. Благодаря интерфиксу удается избежать труднопроизносимых сочетаний фонем на морфемном шве.

Отличие от других частей слов

Нельзя смешивать с соединительными гласными окончания слов, вошедших в первую часть сложного слова: пятилетний, горицвет, сорокарублевый (в школе могут выделяться как окончания, а в ВУЗе могут рассматриваются как интерфиксы и выделяться как суффикс).

В случаях, когда первая часть сложного слова является наречием, выделяем суффикс: остродефицитный, легкораненый (сращение).

В случаях, когда первая часть сложного слова является мото-, вело-, микро-, био-, гео- и др., -о- входит в корень: мотогонки, велопробег, микробиолог.

Интерфиксы в сложных словах с числительным в школе можно выделить как окончания, в ВУЗе обычно выделяют как суффикс. Интерфиксы, которые рассматривает Е.А. Земская, в основном относят к суффиксу: ялтинец, американец, вчерашний, дороговизна и пр.

Добавить комментарий