Во многих гитарных соло используются сложные технические навыки, для освоения которых требуется время. В этом уроке мы рассмотрим 10 простых гитарных соло для начинающих.
Эти простые гитарные соло помогут вам освоить такие техники, как бенды, слайды, легато, вибрато и многое другое. Каждое гитарное соло показано в формате Guitar TAB, и я объясню, как играть каждое из них.
Узнайте, как читать табулатуру в этом руководстве, чтобы извлечь максимальную пользу из этого урока.
Какой звук использовать при игре соло?
Если вы послушаете песни из этого урока, вы услышите совсем другие гитарные тона. В большинстве соло используется драйвовый тон, но вы услышите, что каждое звучит по-разному. Некоторые используют педали эффектов для усиления тона, такие как овердрайв или дисторшн.
Как практиковать гитарные соло
Способ отрабатывать гитарные соло, описанные в этом уроке, прост. Разбейте соло на небольшие части. Выберите самую простую на вид партию и медленно ее отрабатывайте. Постепенно прорабатывайте все партии в медленном темпе. Как только вы почувствуете уверенность, играя все партии в медленном темпе, постепенно повышайте темп
Вот несколько важных практических советов, которые помогут вам быстрее и проще освоить гитарные соло.
Практический совет 1: Не спешите!
Причина номер один, по которой ваши гитарные соло могут звучать плохо, – это спешка. Начинающие гитаристы и гитаристы среднего уровня, как правило, торопятся что-то выучить, а потом удивляются, почему это звучит плохо.
Если вы сможете избежать спешки, вы быстрее выучите соло и научитесь лучше контролировать ноты.
Практический совет 2: разбейте соло на небольшие части
Как упоминалось ранее, разбиение длинного соло на небольшие части поможет вам быстрее его выучить.
Вы можете разбить соло на разделы настолько маленькие, насколько вам нравится. Некоторые сложные партии вы можете разбить на группы из трех или четырех нот, в то время как более простые партии можно практиковать в длинных секциях.
Практический совет 3: изолируйте сложные приемы
Если вы сталкиваетесь с трудной техникой в гитарном соло, возможно, вам захочется выделить эту технику и потратить на нее больше времени. Найдите несколько упражнений, которые помогут вам работать над этой техникой, и вы обнаружите, что эти упражнения помогут вам быстрее освоить соло.
Например, в большинстве гитарных соло в этом уроке используются бенды и вибрато. Бенды часто являются сложной техникой для начинающих, поэтому вы можете выделить эту технику и потратить некоторое время на ее отработку.
Практический совет 4: потренируйтесь с метрономом или минусовкой
Используйте метроном или играйте вместе с аудио, предоставленными под каждой песней, или с программами такими как Guitar Pro , в ней вы сможете замедлить темп.
Если вы хотите, чтобы ваши гитарные соло звучали хорошо, вам нужно поработать над своими навыками ритма и чувства времени. Метроном, минусовка или Guitar Pro – это простой способ развить эти навыки.
Кукушка – Кино
Предельно простое соло. Играется на чистом звуке.
Can’t Stop – Red Hot Chilli Peppers
Короткое гитарное соло в Can’t Stop – одно из самых простых гитарных соло, которые вы можете выучить. Это до смешного простое в освоении гитарное соло, которое при правильном исполнении звучит впечатляюще.
Гитарный тон использует легкий овердрайв без каких-либо эффектов.
Ключ к хорошему звучанию этого соло – плавно контролировать бенды и следить за тем, чтобы они достигали правильной высоты тона. Если вы сможете исполнить эти ноты до идеальной высоты, они будут звучать фантастически. Если вы сделаете неправильный шаг, это будет звучать ужасно.
Лесник – Король и шут
Это не сложное соло известно каждому гитаристу. За первым разом соло играется приемом пиццикато, за вторым – открытым звуком, с использованием эффекта дисторшн.
Boulevard of Broken Dreams – Green Day
Это простое гитарное соло сильно отличается от других соло в этом уроке. Играть его очень легко, как только вы научитесь играть октавы, которые там используются.
Это гитарное соло – отличный пример того, насколько важны ритм и мелодия. Если у вас сильный ритм и четкая мелодия, даже такое простое соло, как это, может звучать великолепно.
Smells Like Teen Spirit – Nirvana
Это невероятно простое соло, которое дает новичкам отличную практику в перемещении по грифу и воспроизведении нескольких простых бендов и вибрато.
Используйте искаженный гитарный тон с педалью хорус, если вы хотите соответствовать звуку, который вы слышите в песне.
Sweet Child O’ Mine – Guns N’ Roses
Хотя в этой песне длинное и трудное для разучивания соло, есть пара более коротких и легких соло, которые может выучить любой новичок.
Самое замечательное в этой песне то, что новичок может начать с изучения основного риффа и первых двух соло, а затем постепенно работать над последним соло позже.
Вот первое короткое соло в песне:
Seven Nation Army – The White Stripes
Главный рифф этой песни – один из самых простых риффов, которые вы можете выучить на гитаре. Соло более сложное, но при достаточной практике им может овладеть любой новичок.
Волнистые линии выше представляют вибрато. Вибрато – это техника, которую многим новичкам поначалу будет трудно освоить, поэтому вы можете игнорировать ее при разучивании этого соло.
Wish You Were Here – Pink Floyd
Это соло исполняется на акустической гитаре, но вы можете сыграть его и на электрогитаре, и оно будет звучать нормально, если придерживаться чистого тона.
Хотя это медленное соло, оно сочетает в себе несколько техник, к которым новичку потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть.
Nothing else matters – Metallica
Это апофеоз гитарных соло для начинающших. Любой гитарист возжелал разобрать это соло. Опять же, камень преткновения в этом соло являются бенды. Старайтесь играть их аккуратно и точно по звуковысотности.
Часто задаваемые вопросы о простых гитарных соло
Вот несколько общих вопросов, которые могут возникнуть у вас по поводу этих соло или гитарных соло в целом. Если у вас есть вопрос о гитарных соло, на который нет ответа ниже, задайте его здесь.
Как я могу стать лучше в гитарных соло?
Лучший способ стать лучше в гитарных соло – это выучить больше соло из разных песен. Каждое новое гитарное соло, которое вы узнаете, научит вас чему-то новому и поможет вам улучшить свои навыки соло. Испытайте себя, чтобы выучить более сложные гитарные соло, и заставьте себя выучить соло из музыкальных стилей, которые вы обычно не слушаете.
Почему мои соло звучат плохо?
Самая распространенная причина, по которой чьи-то соло могут звучать плохо, связана с спешкой. Если вы не уделите время медленной практике соло, вы не научитесь правильному контролю. Если вы чувствуете, что вам трудно угнаться за соло, это признак того, что вы торопитесь, и это будет звучать плохо. Сбавьте скорость и поработайте над своим контролем, прежде чем снова ускорять соло.
Что такое хорошее гитарное соло для изучения?
Хорошее гитарное соло для изучения – это то, которое заставляет вас развивать свои навыки дальше, но не беритесь сразу за сложное, чтобы не расстраиваться. Правильное соло, которое вы можете выучить прямо сейчас, зависит от вашего текущего уровня мастерства и от того, какой стиль музыки вы хотите играть.
Даже если вас не интересуют песни, рассмотренные в этом уроке, я рекомендую вам научиться играть их, так как это не сложные соло для гитары. Это отличные гитарные соло, которые стоит разучить новичку, потому что они учат вас важным навыкам и техникам.
Как вы запоминаете гитарные соло?
Вы запоминаете гитарные соло, разбивая их на небольшие фрагменты и играя эти фрагменты снова и снова. Если вы будете практиковать соло достаточно регулярно, вы их запомните. Некоторые гитарные соло легче запомнить, чем другие, но все гитарные соло можно запомнить с помощью повторения и практики.
Как вы начинаете изучать гитарные соло?
Чтобы начать разучивать гитарное соло, разделите соло на небольшие части. Сначала поработайте над самыми легкими партиями, затем постепенно переходите к более сложным. Медленно соединяйте части вместе, пока не сможете сыграть все соло от начала до конца.
Хорошо ли учить гитарные соло?
Изучение гитарных соло – отличный способ стать лучшим гитаристом. Изучение гитарных соло научит вас новым техникам, улучшит ваши навыки и даст вам новый способ выразить себя на гитаре. Даже если вы считаете себя ритм-гитаристом, а не соло-гитаристом, будет полезно выучить гитарные соло.
Какое самое простое гитарное соло?
Гитарные соло в этом уроке – одни из самых простых, которые вы можете выучить. Хотя существуют более простые соло, вы узнаете больше, практикуясь в этих соло.
Не зацикливайтесь слишком сильно на поиске самых простых гитарных соло. Даже если некоторые из этих гитарных соло кажутся вам слишком сложными, испытайте себя и попробуйте выучить их. Не торопитесь, разделите соло на небольшие части, а затем постепенно прорабатывайте эти части. Вы можете выучить все гитарные соло из этого руководства, если будете достаточно усердно работать.
4 852
Придумать «соляк» для ритма гитары, это приблизительно, то же самое, что и написать мелодию для вокала, по заранее известной аккордовой последовательности.
Соло, как и мелодия, должны иметь вступление, развитие, кульминацию и завершение. В отличие от мелодии для вокала, сольная партия инструмента допускает широкие скачки (свыше октавы) от одной ноты к другой. Это самые необходимые знание для понимания структуры соло.
Существует несколько способов построения соло партий:
Позиционный
Ладовый,
Внутриаккордовый (обыгрывание)
Контрапунктный
И др.
Давайте возьмём, самый простой способ – позиционный.
Суть данного способа очень проста. Вы берёте все аккорды, которые используются в песне, и помещаете их в одну позицию (в пределах 4-5 ладов), всех разом. На картинке отчётливо видно, что я, взяв последовательность аккордов из песни «Jingle Bells»:
G – C – G – A7 – D7
G – C – G – D7 – G
просто разместил их в одной удобной позиции №2.
Накладывая аккорды на аккорд, можно заметить, что некоторые ноты повторяются и сливаются в гармонию. Эти ноты мы и будем играть в нашем соло.
Не забудьте !!! только в начале каждого аккорда лучше начинать соло с основной ноты: для G (соль), для С (до), для D7 (ре) и для A7 (ля).
Всё. Теперь только вдохновение поможет создать шедевр.
Репетируйте, развивайтесь и совершенствуйтесь!
На чтение 10 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано 27.03.2023
Наверняка каждый человек, который когда-либо слышал композицию, исполняемую на гитаре, не мог не обратить внимание на тот факт, что обязательно в момент кульминации музыканты играют красивое соло. Наличие такой части в песне делает ее намного ярче и разнообразнее, создавая акцент на исполнителе сольной партии. Кроме того, исполнить сольно фрагмент композиции весьма непросто как в техническом, так и моральном плане, ведь все взоры будут обращены исключительно на музыканта.
Содержание
- Как играть соло на гитаре с чего начать
- В каком месте песни играется соло
- Нужна ли теория или сразу переходить к практике
- Мажорная и минорная гамма
- Что нужно чтобы научиться играть соло
- Как строится сольная партия
- Виды соло
- Можно ли играть соло на акустической гитаре
- Список песен с простыми соло для начинающих
- Популярные приемы игры соло
- Бэнд
- Вибрато
- Тэппинг
- Легато
- Межструнные скачки
- Глиссандо
- Хроматика
- Упражнения для развития техники
- Боксы пентатоники и гаммы
- Игра под аккорды
- Работа над техникой
- Учим простое соло
- Как самостоятельно придумать гитарное соло
Как играть соло на гитаре с чего начать
В первую очередь, перед тем, как музыкант решит для себя исполнять сольную партию, он должен понимать, что это требует высокого уровня не только практической части, но и знания теории.
Любителям достаточно будет базовых знаний, с помощью которых они смогут играть уже описанные сольные партии по табам или нотам.
Но вот для выступлений на публике такого уровня будет недостаточно. Исполнение соло с профессиональной точки зрения требует знания инструмента, строения его, а также гамм, аккордов, боксов и музыкальных цепочек.
В каком месте песни играется соло
Чаще всего соло можно встретить между 2 и 3 куплетами песни, так как такая партия является кульминацией всей композиции. Нередко с помощью соло дальнейшая часть произведения меняет свою тональность или манеру исполнения: с энергичной и живой на более грустную или наоборот, с печальной на веселую и жизнерадостную.
Иногда встречается несколько сольных партий в одной композиции, а бывает так, что музыканты решают обойтись и без нее. В любом случае выбор остается только за композитором, который, сочиняя произведение, придает ему определенную концепцию.
Нужна ли теория или сразу переходить к практике
С профессиональной точки зрения для исполнения соло знание теории просто необходимо. Это обусловлено тем, что сочинять и строить партии без знания музыкальной теории нецелесообразно — грамотной структуры при этом построить не получится.
При этом новичкам или исполнителям только дома можно опираться на уже сочиненные и описанные сольные партии. В этом случае музыканту понадобятся теоретические знания только приемов игры и расположения нот на ладах. Остальное упирается только в практику.
Мажорная и минорная гамма
Если углубиться в теорию, то произведения строятся на 2 ладах: мажорном и минорном. Соответственно, сольные партии также играются либо в том, либо в другом ладу. Выбор наклонения зависит от общего характера и настроения песни.
Строение мажорного и минорного лада в любых тональностях строится по одной и той же схеме:
тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон — для мажора
и тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон — для минора.
Интервалы между нотами строго соблюдаются и изменению не подлежат.
Что нужно чтобы научиться играть соло
Прежде чем начать практиковаться играть соло или начать их сочинять, стоит разобраться непосредственно в том, что это из себя представляет, как правильно его исполнять, а также уместным ли будет наличие соло в том или ином произведении.
Как строится сольная партия
Самое главное — понять, как строится сольная партия внутри композиции.
Являясь частью произведения, соло может выполнять сразу несколько функций: дополнять основную партию, быть полной ее противоположностью, а также раскрывать мелодию совершенно с иной стороны.
Если разбить соло на части, то можно понять, что оно состоит из нескольких фраз, которые имеют названия «лики».
Чем выше профессиональный уровень гитариста, тем сложнее и разнообразнее лики в соло.
Кроме того, новичкам разучивать соло, разбив его на фразу будет намного удобнее и проще.
Виды соло
Несмотря на многообразие и непохожесть сольных партий одна на другую, условно можно все соло разделить на следующие группы:
- Мелодичные. Исходя из названия становится понятно, что такие соло призваны дополнить основную тему произведения и носят спокойный и лирический характер.
- Атональные. Данный тип призван создать некий диссонанс произведению путем использования нетипичных интервалов и ладов. Используется чаще всего в экстремальных музыкальных стилях из-за своей агрессивности и импульсивности.
- Пассажи. Используются нечасто, в основном в роковой музыке. Суть заключается в быстрой игре пассажей, хотя на первый взгляд этот тип можно принять просто за набор случайных нот, но в общей концепции композиции это будет звучать вполне лаконично.
- Драйвовые. Уже по названию понятно, что такие соло составляют часть мажорных песен, создавая энергичную атмосферу.
Можно ли играть соло на акустической гитаре
Конечно, чаще всего для исполнения сольных партий используется именно электрогитара, так как дополнительные примочки позволяют создавать уникальные звуковые эффекты, а также выделять инструмент на общем фоне.
Но этот факт далеко не является основополагающим в выборе инструмента для исполнения соло. Некоторые музыканты играли соло именно на акустической гитаре, при этом звучание было отличным.
Например, группы Kiss, Nirvana, Pearl Jam в концертах представили свои композиции в акустических версиях, использовав для игры соответствующие инструменты.
В российском роке наиболее ярким считается исполнение соло гитариста группы Ария в песне «Кровь за кровь».
Список песен с простыми соло для начинающих
Чтобы научиться играть соло, можно начать с исполнения уже написанным и всем знакомых партий. В этом списке всем известные песни, которые имеют сольные партии. Именно с их исполнения можно новичкам начать знакомиться с соло, а также оттачивать навыки его игры. Некоторые из них можно исполнять на акустике, но также имеет место исполнение на электрогитаре для начинающих музыкантов.
- Кино – Спокойная ночь
- Red Hot Chili Peppers – Scar Tissue
- ДДТ – Что такое осень
- Van Halen – Ain’t Talkin’ ‘Bout Love
- Red Hot Chili Peppers – Californication
- Greenday – Holiday
- White Stripes – Seven Nation Army
- Би-2 – Полковнику никто не пишет
- Nirvana – Smells Like Teen Spirit
- Агата Кристи – Сказочная тайга.
Популярные приемы игры соло
Соло значительно выделяется среди общего фона композиции. Это в основном связано с тем, что в этой части произведения используются специальные приемы, которые вносят разнообразие и придают уникальное звучание.
Бэнд
Под бэндом понимается подтяжка струны пальцем с дальнейшим изменением высоты ноты. Это наиболее распространенный прием среди соло-исполнителей.
Техника простая — при ударе правой рукой по струне берется изначально одна нота, затем, пока еще идет звук, палец правой руки резко меняет свое положение, при этом звучание меняется в рамках одного удара по струне.
Бэнд музыканты всегда делают только на слух. Поэтому во избежание фальши используется тюнер.
Вибрато
Колебание струны, созданное искусственным путем, называется вибрато. Многие считают этот прием очень легким, но это не так. Основная задача не только создать колебание, но полностью держать его под контролем.
Чтобы правильно сделать вибрато, нужно сыграть ноту, а пальцем левой руки при этом раскачивать струну, создавая вибрацию. При этом высота ноты немного меняется.
Тэппинг
Данный прием исполняется путем стука пальца по струнам.
Например, зажимается один лад на струне пальцами левой руки, а пальцем правой руки ударяется струна на другом ладу, а после удара палец левой руки сдергивает струну.
При одноголосом тэппинге звуки правой и левой рукой извлекаются по очереди.
Легато
Еще один весьма распространенный прием — легато. Бывает восходящим (хаммер он) и нисходящим (пулл-офф).
Под легато понимается плавный переход от одной ноты к другой.
В случае восходящего легато принцип исполнения следующий: берется нота на грифе, играется левой рукой, и пока эта нота еще звучит, быстро зажимается другая, более высокая, ноты на этой струне, но при этом струну необходимо ударить пальцем левой руки, чтобы звук не плавно съехал, а именно поменял свое звучание.
При нисходящем легато техника исполнения идентична, только звук меняется на более низкий, а пальцем струна не бьется — он просто сдергивается со струны.
Межструнные скачки
Суть данного приема в скачках между струн. Музыкант намеренно играет ноты таким образом, чтобы их звучание создавало скачущий эффект, или эффект галопа. Высота нот при этом должна быть сильно заметна.
Глиссандо
Этот прием исполняется путем скольжения по ладам от ноты к ноте, не отрывая пальца от грифа. При этом звук может двигаться как вверх, так и вниз. Главное, создать плавность движения.
Хроматика
Данный прием получил свое название от одноименной гаммы, интервалы между нотами которой составляют пол тона. Это означает, что и при использовании хроматики между нотами соблюдается именно такой интервал.
Упражнения для развития техники
Боксы пентатоники и гаммы
На основе простейшей из гамм строится большинство сольных партий. Поэтому обучение и отработка пентатоники каждого аккорда, а также игра гамм существенно поможет подготовиться к исполнению как уже известных сольных партий, так и к созданию собственных.
Для мажора и минора существует по 5 основных боксов пентатоники. Их знание и умение обыгрывать позволит исполнять соло на гитаре.
Игра под аккорды
Данное упражнение направлено на развитие слуха и механики действий. Принцип заключается в том, что ставится бэкинг — трек с аккордами, а под них гитарист играет соответствующие гаммы, самостоятельно определяя временные интервалы, позиции пальцев и длительность нот.
Работа над техникой
Это, пожалуй, самое важное в тренировках, так как сольная партия всегда привлекает очень много внимания и требует идеального исполнения.
Чтобы правильно развить технику, нужно соблюдать несколько правил:
- заниматься строго с использованием метронома.
- Начинать изучение с очень медленного темпа. Оптимальным считается 60 ударов в минуту, однако, можно попробовать еще медленнее. Каждый музыкант должен ориентироваться только на себя.
- Важно не научиться играть быстро, а играть чисто. Все ноты и приемы должны четко исполняться.
- Темп увеличивать стоит только по мере освоения и чистой игры. Не стоит увеличивать темп, если качество игры еще не достигло максимума.
Учим простое соло
После того как все приемы и гаммы отработаны, можно начать разучивать гитарные соло для начинающих. Лучше выбирать те, которые содержат приемы, получающиеся лучше всего, а не состоят их всех возможных техник.
Как самостоятельно придумать гитарное соло
Механизм создания соло не так прост и под силу далеко не каждому опытному музыканту. В первую очередь, это связано с тем, что создание музыки требует наличия большого багажа теоретических знаний, а во-вторых, техника исполнения музыки также должна быть на высочайшем уровне. Третьим фактором служит то, что создатели сольных партий должны тонко чувствовать музыку и иметь достаточно яркие творческие способности.
При наличии всех достаточных факторов, необходимых для создания соло, следует придерживаться такого алгоритма:
- Установить тональность
- Определить часть песни, где будет играться сольная партия и ее гармонию.
- Установить базовые ноты и гармонию сольной части, которую необходимо сочинить.
- Разделить на фразы, добавив лики и переходы между ними.
- Разнообразить техническими приемами, подходящими по смыслу. Не стоит использовать в одной партии сразу все приемы.
Гитарное соло – это кульминация песни, момент наивысшего напряжения в ее композиционной структуре. Оно усиливает основную идею произведения, украшает гармонию и акцентирует внимание на общем настроении трека.
При игре соло гитарист помимо решения творческих задач демонстрирует свой уровень владения инструментом. Поэтому умение сыграть соло отличает хорошего музыканта от обычного.
Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?
Многие начинающие гитаристы задают себе вопрос: нужно ли тратить время на изучение теоретических основ игры на гитаре или лучше уделить больше внимания практическим навыкам?
Однозначного ответа нет. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.
Если вы хотите просто вечерами играть соло из любимых песен, то теория вам не нужна. Ищите табулатуры и разучивайте их.
Если же вы хотите заняться творчеством и сочинять собственные сольные партии, то теория необходима. Вы должны не только оттачивать технические приемы, но и учить лады, гаммы, обращения аккордов и многое другое.
Как строится и из чего состоит сольная партия
Фактически гитарное соло — это композиция внутри композиции. Оно может дополнять основную мелодию, рассказывать ее по-другому или вообще противостоять ей.
Соло состоит из набора музыкальных фраз. Эти фразы называются ликами (англ. Lick). В качестве примера — «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin. Кружками выделены лики.
Сложность гитарного соло зависит от уровня гитариста и творческих задач.
СОВЕТ! О подходе к обучению.
Когда вы будете учить свое первое соло, старайтесь разбить его на фразы. Это как учить стихи. Вы учите по строчкам, а не пытаетесь запомнить все произведение сразу.
В какой части произведения обычно играется соло?
Соло не имеет четко обозначенного места в структуре песни. Кроме того, в композиции может быть несколько гитарных соло. Особенно, если в группе 2 гитариста.
Например, песня «Devil man» группы Blues Pills начинается с гитарного соло. Но это редкий случай. Чаще всего соло встречается во второй половине песни перед повторением последнего припева. Также нередко соло завершает композицию. Как в песне К. Никольского «Мой друг художник и поэт».
Какие виды соло бывают? Популярные примеры
Все гитарные соло можно условно поделить на 3 большие группы:
- Мелодичные. Такие партии повторяют основную тему песни или обыгрывают ее. Чаще всего встречаются в лиричных композициях. Яркими примерами таких соло являются «Я свободен» группы Кипелов, «Спокойная ночь» Кино, «Nothing else matters» Metallica.
- Атональные. Такие партии характерны для экстремальных стилей рок-музыки (блэк-метал, грайндкор, краст и т. д.). В них используются нетипичные лады и интервалы. Атональное соло усиливает агрессию трека. Послушайте, например, Juno Bloodlust – «The Lord of Obsession».
- «Драйвовые». Такой вид гитарного соло встречается в быстрых мажорных композициях. Его основная задача — добавить песне энергии. Например, «Paranoid» Black Sabbath, «Whole Lotta Rosie» AC/DC, «Rock’n’Roll» Led Zeppelin.
- Пассажи. Этот вид часто встречается в композициях прогрессивного рока. Гитарные партии строятся на быстрой игре пассажей. Неподготовленный человек может принять их за набор нот, хотя это не так. Для примера можете послушать композиции Джо Сатриани, Пола Гилберта, Стива Вая и групп Opeth, Dream Theater.
Бывает и так, что в одной гитарной партии комбинируются несколько из перечисленных видов соло. Например, «Orion» группы Metallica или «Siberian Khatru» группы Yes.
Мажорная и минорная гамма
ВНИМАНИЕ! О теории.
В этой главе музыкальная теория представлена в минимальном объеме для общего понимания принципов построения гамм.
Гитарные лики, из которых состоит соло, строятся на основе гамм. Гаммы бывают мажорными и минорными.
Мажорный звукоряд строится по схеме: тон — тон- полутон — тон — тон — тон — полутон. Например, гамма до-мажор выглядит следующим образом: до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до.
Минорная гамма строится по схеме: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон.
Гамма до-минор выглядит так: до — ре — ми-бемоль — фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль.
При игре соло вы должны учитывать общее настроение композиции и подбирать соответствующую гамму.
Популярные приемы игры
Гитарное соло будет скучным, если его сыграть как обычную мелодию. Для украшения партии гитаристы используют специальные технические приемы. Они не оказывают никакого влияния на гармонию. Ноты остаются те же.
Бэнд
Прием №1 в арсенале любого гитариста. Бэнд — это подтяжка струны пальцем. При этом изменяется высота звучащей ноты. Конечно, вместо бэнда можно сыграть подряд две ноты. Но тембральная окраска музыкальной фразы изменится.
Возьмите гитару в руки и сыграйте ноту Фа на 3 струне (10 лад). Пока звучит нота, не отрывая палец от грифа, подтяните струну вверх к 4 струне. Звучащая нота стала выше.
Бэнд всегда делается на слух. Отрабатывать его необходимо под тюнер, чтобы не фальшивить.
Настоящим мастером бэндов является Джефф Бэк. Послушайте его исполнение песни «Cause We’ve Ended as Lovers».
Межструнные скачки
Данный прием заключается в том, что гитарист играет ноты через 1 или даже 2 струны. Это создает эффект «качелей» или «галопа», поскольку сильно ощущается разница в высоте звучания нот.
Глиссандо
Этот прием иногда еще называют «скольжением». Гитарист играет две ноты не отдельно, а скользит от одной к другой.
Зажмите 3 струну на 5 ладу (нота До) средним пальцем. Не отрывая палец от грифа, переместите его на 12 лад (нота Соль). Сделайте это одним быстрым движением.
Глиссандо может играться как вверх, так и вниз. Примером сольной партии с этим приемом может служить «Perry Mason» от Ozzy Osbourne.
Кстати, если соло начинается из-за такта, то почти всегда гитарист применяет глиссандо.
Восходящее и нисходящее легато
Легато — это прием игры на гитаре с плавным переходом от одной ноты к другой. Легато может быть восходящим (от низкой ноты к высокой) и нисходящим (от высокой ноты к низкой).
Восходящее легато среди гитаристов называется хаммером (от англ. hammer on). Играется следующим образом.
Сыграйте 3 струну на 12 ладу. Пока звучит нота (Соль) , быстро зажмите средним пальцем левой руки по 3 струну на 14 ладу. Прозвучит нота Ля. Обратите внимание, вам нужно не просто зажимать струну средним пальцем, а именно ударить по ней.
Нисходящее легато среди гитаристов называется пулл-оффом (от англ. pull off). Если суть хаммера заключалась в ударе пальцем по струне, то при игре пулл-оффа вы должны сдернуть палец со струны.
Опять зажмите 3 струну на 12 ладу указательным пальцем. Средним пальцем зажмите эту же струну на 14 ладу. Резким движением сдерните средний палец вниз со струн. Прозвучит нота Соль, но с характерным призвуком от ноты Ля. Обратите внимание, что 1 и 2 струны при игре пулл-оффа звучать не должны.
Вибрато
Этот прием является визитной карточкой любого гитариста. Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является очень сложным техническим приемом. Его суть заключается в том, чтобы создавать искусственное колебание струны и контролировать его.
Играется следующим образом. Сыграйте 3 струну на 12 ладу, а затем раскачайте ее рукой вверх-вниз. Высота ноты меняется. Фактически вы играете микробэнды.
Хроматика
Хроматика — это прием игры на гитаре, при котором интервал между сыгранными нотами составляет полтона.
Сыграйте следующий квадрат под 4 счета. В скобках указано, как долго должна звучать каждая нота.
G (4/4) – F (4/4) – E (4/4) – E (I) – Eb (I) – D (I) – Db (I).
Последовательность E – Eb – D – Db и есть хроматика.
Одноголосный тэппинг
Тэппинг — это прием игры на гитаре, при котором гитарист стучит пальцами по струнам на грифе.
Зажмите 3 струну на 5 ладу. Средним пальцем правой руки резко стукните по этой же струне на 12 ладу. Затем сдерните ее пальцем левой руки. Это и есть тэппинг.
Одноголосый тэппинг — это извлечение звуков по очереди правой и левой рукой.
Популяризовал тэппинг Эдди Ван Хален.
Упражнения для развития техники
Следующие упражнения вы можете выполнять вместе с изучением гитарных техник и разбором своего первого соло.
Боксы пентатоники, гаммы
Простейшей гаммой является пентатоника. На пентатонике построены 90% гитарных соло в роке. Пентатонические гаммы объединяются в боксы. Всего есть 5 боксов пентатоники. Этими боксами можно обыграть любой аккорд. Но для этого нужно знать расположение нот на гитарном грифе.
На рисунках ниже представлены схемы всех 5 боксов для минора и мажора. Белым кружком обозначаются ноты, которые нужно играть в гамме. Черным кружком обозначается нота тоники. Для до-мажор — это нота До, для ми-минора — нота Ми и т. д.
Ваша задача — на основе этих схем самостоятельно подобрать боксы пентатоники для каждой тональности. Обязательно выучите их все.
Играем под аккорды
Отрабатывать выученные гаммы лучше всего под бэкинг-трек. Суть упражнения проста: вы включаете дорожку из последовательности аккордов (или даже одного аккорда) и играете под нее гаммы. При этом вы сами определяете длину нот, интервалы, позиции и т. д.
Цель такого упражнения — понять основной принцип построения сольной партии и отработать гаммы.
Много бэкинг-треков есть на Youtube по запросу «guitar backing track». Также вы можете записать собственный бэкинг-трек и играть под него.
Ниже приведены примеры бэкинг-треков. Попробуйте сыграть под них уже изученные вами боксы пентатоники.
Работа над техникой
- Всегда занимайтесь под метроном. Скачайте себе приложение на телефон или установите программу на компьютер.
- Начинайте с 60 bpm или даже меньше.
- Увеличивайте темп постепенно.
- Следите за чистотой игры.
- Отрабатывайте прием до тех пор, пока он не будет звучать идеально. Если вы будете недотягивать бэнды, криво делать вибрато, то вы испортите всю партию.
Выучите простое соло
Лучшее упражнение — это выучить соло. Помните, что вы отрабатываете легато, тэппинг и другие приемы, чтобы использовать их в игре, а не просто так. Поэтому среди ваших любимых песен выберите одну с простой сольной партией и начните ее учить.
Список песен с простыми соло для начинающих
Чтобы научиться играть соло, нужно больше практиковаться, играть как можно больше мелодий и отдельных ликов.
Начните обучение с простых соло, которые играются всего на нескольких нотах или на 1 струне. Добейтесь того, чтобы сыгранная вами мелодия звучала красиво, четко, ровно и без лишних призвуков.
Постепенно повышайте уровень сложности. Главное, следите за чистотой исполнения. Лучше сыграть чисто и ровно 3 ноты, чем выдать кашу из скрипов, обертонов и недотянутых бэндов.
10 песен с простыми соло:
- Кино – «Спокойная ночь»
- Red Hot Chili Peppers – «Scar Tissue»
- ДДТ – «Что такое осень»
- Van Halen – «Ain’t Talkin’ ‘Bout Love»
- Red Hot Chili Peppers – «Californication»
- Greenday – «Holiday»
- White Stripes – «Seven Nation Army»
- Би-2 – «Полковнику никто не пишет»
- Nirvana – «Smells Like Teen Spirit»
- Агата Кристи – «Сказочная тайга»
Как самостоятельно придумать гитарное соло?
Придумать гитарное соло — достаточно сложная задача. В этом деле все зависит от ваших творческих способностей и вашего технического арсенала. Чтобы развить и то и другое, вы должны как можно больше играть на гитаре и слушать много разной музыки.
Если подойти к сочинению сольной партии только с технической стороны, то алгоритм будет такой:
- Определите тональность песни;
- Определите гармонию той части композиции, под которую вы будете придумывать свою сольную партию;
- Придумайте гармонию своего будущего соло. Определите базовые ноты;
- Добавьте лики и переходы;
- «Украсьте» соло техническими приемами (бэндами, вибрато, легато и т.д.)
ВАЖНО! О техническом арсенале
Не пытайтесь уложить в одно соло все известные вам технические приемы. Помните, что они призваны украсить придуманную мелодию соло, а не заменить ее.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Соло на акустической гитаре не является чем-то необычным. Эрик Клэптон играл классическое соло к своей песне «Layla» на акустической гитаре. В серии концертов MTV Unplugged свои песни в акустических версиях представили группы Kiss, Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam. Гитаристы этих команд исполнили свои партии без электрогитар.
Самое знаменитое соло на акустической гитаре в российской рок-музыке сыграл Сергей Маврин в песне группы Ария «Кровь за Кровь».
Советы начинающим
- Учите больше мелодий. Чем больше вы играете, тем быстрее ваши пальцы перемещаются по грифу.
- Оттачивайте технику. Бэнды и вибрато – важные составляющие красивого соло. Отрабатывайте эти и другие приемы.
- Следите за чистотой исполнения. Не допускайте «грязи» и лишних нот. Соло всегда звучит на переднем плане. Вы не сможете спрятать технические огрехи за другими инструментами. Все услышат вашу фальшь.
- Не гонитесь за высоким темпом. Повышайте скорость постепенно и только тогда, когда играете чисто и без ошибок. Если вы не можете сыграть пассаж медленно, вы не сыграете его быстро.
- Играйте больше ликов. Гитарное соло в рок-музыке – это набор клишированных фраз. Чем больше вы их знаете, тем более разнообразными будут ваши соло.
- Будьте последовательны. Не пытайтесь через месяц занятий начать разучивать шедевры Джона Петруччи. С большой долей вероятности у вас ничего не получится. Вы напрасно потратите время и силы. Идите от простого к сложному.
- Не забывайте о теории. Учите гаммы и лады. Полученные знания вы сможете применить при сочинении собственного соло.
Учимся просто и эффективно начинать гитарное соло.
Сегодня мы поговорим о том, с чего начать гитарное соло в собственных композициях. Для рассмотрения пяти эффективных отправных точек мы будем использовать самую простую и доступную гамму — Ми-минорную пентатонику. Несмотря на то, что примеры используют ноты этой гаммы, постарайтесь предварительно немного потренироваться.
Примеры сыграны в темпе 72 удара в минуту и на первый взгляд могут показаться несколько скучными. Не забывайте, что играть их можно в любом темпе и в музыке любого стиля.
Схема Ми-минорной пентатоники:
Схемы аккордов, используемых в примерах:
Мы подготовили специальный минус, под который можно тренировать свои навыки:
Бенды в духе Закка Уайлда
Тяни струну и пусть она ревет!
Знаменитый викинг из Black Label Society Закк Уайлд начинает подобным образом соло-партию в композиции ‘Concrete Jungle’. Закк делает невероятно длинные и тянучие бенды, используя на гитаре эффект толкбокса.
Зажмите струну на втором ладу и медленно тяните ее до тех пор, пока струна не начнет звучать так, будто бы зажата на четвертом ладу. Подтяжка дополнена двумя нотами и проездом медиатором (прием pick scrape) по приглушенным струнам от 12 лада.
Во время игры подобного соло стоит использовать педаль дисторшна для добавления дополнительного сустейна и плотности звуку.
Начало в духе легенд
Тяни струну и дополняй ее гаммой
Сразу отвечаем, почему это начало в духе легенд. Дело в том, что простая и эффективная формула «Бенд + гамма» была использована в превеликом множестве классических гитарных соло. Просто послушайте соло в таких песнях, как Led Zeppelin — Stairway To Heaven, Dire Straits — Sultans of Swing и Cream — White Room.
Начните соло с простой подтяжки, а затем перейдите в минорную пентатонику, движущуюся вверх или вниз. Наш пример начинается с высокого звука, поэтому дальнейшее развитие музыкальной идеи идет вниз, но эксперименты никто не отменял. Попробуйте разные вариации, чтобы найти подходящее начало для собственного соло.
Ниже, еще ниже
Басовые ноты в качестве мелодии
Когда мы говорим «гитарное соло», у большинства людей в голове появляются ассоциации с ревущими бендами и невероятно быстрыми, практически зубодробительными запилами. При этом подразумевает использование очень высоких звуков.
Использование басовых струн в качестве открывающих звуков соло может быть не таким ярким по звучанию, но зачастую такой ход является прекрасным и запоминающимся решением представления слушателю новой секции композиции. К примеру, Ангус Янг прибегает к помощи такого хода в композиции ‘Back In Black’, а Джими Хендрикс начинает соло с прохода по басовым струнам в небезызвестной ‘Hey Joe’.
В нашем примере соло начинается со слайда вниз на шестой струне, который переходит в небольшую мелодическую идею, состоящую из прочих низких звуков.
Аккордовая основа
Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента
Использование нот, входящих в аккорды аккомпанемента, может стать хорошей альтернативной минорной пентатонике. Помимо этого, такой ход на все 100% гарантирует попадание в партию аккомпанемента. Подобный ход можно услышать у Дэвида Гилмора в композиции Pink Floyd ‘Comfortably Numb’, где Гилмор начинает соло на тех же звуках, сыгранных на октаву выше.
Не переживайте о какой-либо теории или музыкальной эстетике. Следуйте нашей табулатуре и вы заметите, что каждый звук в примере соотносится с аккордами аккомпанемента.
Вверх-вниз
Сначала спуститься по гамме, затем подняться
Эту идею мы подсмотрели у блюз-рокового гитариста Эрика Гейлса.
Суть заключается в том, чтобы начать играть минорную пентатонику на высоких звуках, а затем постепенно опускаться ниже. В приведенном примере соло начинается на первой струне, а затем плавно движется к четвертой.
Чтобы мелодическая идея выглядела законченной, повторите все тоже самое в обратном порядке. То есть, в зависимости от того, в какую сторону было первоначальное движение, в продолжении соло двигайтесь в обратном направлении.
Такой ход является отличной отправной точкой для любого соло, а также хорошо совмещается с остальными примерами, о которых мы говорили выше — просто попробуйте начать соло с подтяжки, а затем перейти в движение «вверх-вниз», или используйте проезд медиатором по струнам в самом начале.
Также разнообразить практически любое соло помогут 8 блюзовых приемов, о которых многие почему-то забывают.