11 способов проявить сочувствие.
Существует множество способов проявить сочувствие к другому человеку. Некоторым людям может быть полезно почитать или послушать истории, в которых рассказывается о различных способах проявления сочувствия.
Другие могут найти утешение в том, чтобы провести время на природе или спокойно погулять. Все люди разные, поэтому то, что подходит одному человеку, может не подойти другому.
Самое главное — это выяснить, что лучше всего работает для вас, и использовать это в качестве руководства при проявлении сочувствия к другим.
Как вы можете проявить сочувствие к другому человеку?
1. Слушайте, чтобы понять
Когда вы хотите проявить сочувствие к кому-то, очень важно слушать. Это означает вникать в то, что говорит другой человек, и понимать его точку зрения. Когда вы это делаете, это может помочь установить более близкие отношения с этим человеком.
Вот несколько советов о том, как эффективно слушать:
- Молчите и сосредоточьтесь на собеседнике. Не пытайтесь сразу же отвечать на их вопросы или высказывать свое мнение. Позвольте им говорить без перебивания и дайте им время полностью высказаться.
- Не делайте предположений о мыслях или чувствах другого человека. Вместо этого спросите их прямо, что, по их мнению, происходит или что они думают по этому поводу. Это поможет вам лучше понять их точку зрения.
- Слушая других, обращайте внимание не только на слова, но и на язык тела.
2. Спрашивайте с искренним любопытством
Если задавать вопросы с искренним любопытством, это поможет развить эмпатию в другом человеке.
Это происходит потому, что любопытство означает желание понять, что чувствует и думает другой человек. Вы также демонстрируете, что вам не все равно и вы хотите помочь.
Вот несколько советов, как задавать вопросы, которые помогут вам развить эмпатию:
- Начните с утверждений, в которых задаются открытые вопросы. Например, “Что заставляет вас чувствовать себя самым счастливым?” или “Каким был ваш опыт до сих пор?”. Эти вопросы побуждают людей делиться своими мыслями и чувствами, не испытывая давления при ответе на конкретные вопросы.
- Убедитесь, что вы внимательно слушаете, когда другой человек отвечает. Обращайте внимание на выражение лица, язык тела и тон голоса. Это поможет вам лучше понять их эмоции и реакции.
3. Присутствуйте
Эмпатия — важнейший компонент успешного общения. Когда мы общаемся с другими людьми, нам необходимо присутствовать, чтобы понять их мысли и чувства.
Присутствие позволяет нам установить взаимопонимание и создать значимые отношения. Это также позволяет нам лучше понять точку зрения другого человека.
Когда мы присутствуем, мы сосредоточены на собеседнике и внимательно слушаем его. Это помогает нам быть эмоционально отзывчивыми и облегчает понимание.
Главное — не избегать эмоций, а позволить им течь естественно, чтобы обе стороны могли извлечь пользу из взаимодействия.
4. Отпустите свои предубеждения
Чтобы быть способным сопереживать кому-то, необходимо сначала осознать свои собственные предубеждения.
Это особенно важно, когда вы пытаетесь понять точку зрения человека, отличающегося от вас.
Как только вы осознаете свои собственные предубеждения, постарайтесь подвергнуть их сомнению и оспорить.
Это поможет вам глубже понять собеседника и сделать взаимодействие более сострадательным.
5. Воздержитесь от непрошеных советов
Когда дело доходит до дачи непрошеных советов, бывает трудно удержаться от ощущения, что вы навязываетесь.
Помните: давать непрошеные советы — это не лучшая идея. Это может показаться высокомерным и самонадеянным и принести больше вреда, чем пользы.
Вместо этого постарайтесь проявить сочувствие, внимательно выслушав собеседника и поняв, почему он может хотеть или нуждаться в совете.
А если вы все-таки предлагаете непрошеный совет, убедитесь, что вы дали человеку возможность отказаться, прежде чем продолжить.
6. Смотрите в глаза
Взгляд в глаза может стать мощным способом проявления сочувствия. Когда мы смотрим кому-то в глаза, мы полностью отдаем ему свое внимание.
Это позволяет нам понять человека и установить с ним связь на эмоциональном уровне. Это также может помочь установить доверие и общение.
Вот несколько советов, которые помогут вам смотреть кому-то в глаза:
- Убедитесь, что ваш взгляд ясен и сфокусирован на человеке, с которым вы пытаетесь установить контакт.
- Не отводите взгляд, если вам неловко или вы не знаете, что делать дальше.
- Отбросьте предвзятые представления о том, что должен или не должен делать или говорить другой человек.
- Будьте открыты для того, чтобы увидеть ситуацию с точки зрения другого человека, и не принимайте все близко к сердцу.
- Регулярно смотрите людям в глаза — со временем это станет проще и естественнее.
7. Признавайте их чувства
Один из способов — признание их чувств. Когда кто-то выражает свои эмоции, это помогает ему почувствовать, что его слышат и понимают.
Признавая их чувства, вы показываете, что вам небезразлично то, о чем они вам говорят.
Вы также можете попытаться понять, почему они чувствуют то, что чувствуют. Это поможет им почувствовать себя менее одинокими и более связанными с вами.
8. Расскажите о похожем опыте
Проблема сопереживания заключается в том, что мы часто не знаем, что с ним делать. Так как же мы можем рассказать о схожем опыте и помочь человеку почувствовать себя лучше?
- Найдите что-то общее. Чем больше у вас общего с человеком, тем легче вам будет открыться и сопереживать.
- Будьте искренними. Когда вы открываетесь, убедитесь, что ваши намерения чисты, а ваши эмоции не притворны, чтобы успокоить или угодить другому человеку.
- Слушайте внимательно. Вы должны обращать внимание на то, что и как говорит собеседник. Устанавливает ли он зрительный контакт? Расслаблена ли поза их тела?
- Не забывайте о своих чувствах и потребностях во время разговора.
9. Практикуйте осознанность
Практика осознанности может помочь вам быть более чутким по отношению к другим. Когда вы находитесь в состоянии осознанности, вы можете объективно наблюдать за своим окружением и мыслями. Это поможет вам лучше понять ситуацию и чувства другого человека.
- Каждый день уделяйте немного времени тому, чтобы сосредоточиться на своих мыслях и чувствах. Понаблюдайте, как реагирует ваш разум, когда вы пытаетесь обратить внимание на все, что происходит вокруг вас.
- Общаясь с другими людьми, старайтесь не принимать все близко к сердцу. Это значит не поддаваться желанию осуждать или критиковать их. Просто внимательно слушайте и дайте им возможность говорить не перебивая их.
- Заведите дневник, в котором вы будете записывать свои мысли и эмоции в течение дня.
10. Принимайте их мнение
Бывает ли так, что вы начинаете защищаться, когда кто-то имеет противоположную точку зрения? Это естественное желание — отстаивать свою точку зрения, но можете ли вы сделать это так, чтобы проявить уважение и сочувствие?
- Внимательно слушайте. Выслушайте собеседника и не спешите с выводами. Дайте им возможность говорить без прерывания.
- Не создавайте стереотипов и не обобщайте. Это относится как к говорящему, так и к слушающему. Избегайте делать предположения о том, что кто-то думает или чувствует, основываясь на его национальности, поле, религии и т.д.
- Используйте примеры из личного опыта, книг, статей или других источников, которые, как вы знаете, собеседник оценит и поймет. Это продемонстрирует, что вы потратили время на изучение вопроса, прежде чем высказаться.
11. Побудьте на место другого человека
Когда речь идет об эмпатии, просто “ощутить себя в чьей-то шкуре” может стать самым мощным способом установить с ним контакт. Взяв на себя роль всего на несколько минут, вы сможете оживить опыт другого человека и показать, насколько важна его жизнь.
- Начните с размышлений о ком-то, кого вы знаете, чья жизнь особенно сложна. Возможно, он стареет, имеет инвалидность переживать трудные перемены в своей семье или на работе. Узнайте как можно больше об этом человеке и его уникальных проблемах.
- Как только вы поймете, что делает жизнь этого человека трудной, попробуйте найти ситуации, с которыми он сталкивается ежедневно.
В заключение
В заключение хочу сказать, что понимание и сочувствие можно проявлять разными способами. Самое главное — быть искренним и честным с человеком, которому вы пытаетесь помочь.
Кроме того, рассмотрите возможность использования конкретных приемов, помогающих развить эмпатию, например, внимательно слушать, быть непредвзятым и задавать вопросы.
Наконец, не забудьте показать, что вам не безразличны человек и ситуация, в которой он находиться.
#самосовершенствование #личностныйрост #жизненныеуроки #мотивация #психологияжизни #психология #саморазвитиеличности #отношениемеждулюдьми #эмпатия
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Если вы хотите, чтобы другие были счастливы, научитесь сострадать и сочувствовать. Если вы хотите быть счастливым, научитесь сострадать и сочувствовать. ~ Далай-лама
Зачем нужно сострадание? Как ни удивительно, есть даже научные подтверждения тому, что сострадающие люди получают от этого определенную пользу, причем она носит физический характер.[1]
Кроме того, у сострадания много эмоциональных и духовных плюсов. Главный из них заключается в том, что сострадание делает и нас, и окружающих нас людей счастливее. Если мы согласимся, что каждый из нас стремится к счастью, то сострадание станет одним из основных способов его достичь. Соответственно, крайне важно научиться состраданию и проявлять его день за днем.
Как же это сделать? В этой статье мы приводим семь различных техник, с помощью которых вы сможете сделать сострадание и сочувствие ближним частью вашей повседневной жизни.
Шаги
-
1
Заведите своего рода утренний ритуал. Каждое утро начинайте с ритуала. С какого именно? Попробуйте вот этот, который предложил Далай-лама: «Сегодня мне посчастливилось проснуться. Я жив, я обладаю драгоценной жизнью и не растрачу ее понапрасну. Я приложу все силы, чтобы идти по пути саморазвития, чтобы открыть свое сердце другим, чтобы достичь просветления во благо всего сущего. Я буду добр со всеми, я не буду злиться или думать об окружающих плохо. Я постараюсь помогать людям, как только смогу». Когда вы сделаете это, можно переходить к техникам и практикам, перечисленным ниже.
-
2
Проявляйте эмпатию. Первый шаг на пути овладения искусством сострадания заключается в том, чтобы научиться проявлять эмпатию, то есть чувствовать эмоции окружающих вас людей… и свои собственные. Многие люди уверены, что обладают способностью к эмпатии, и в той или иной степени так оно и есть. Однако зачастую мы бываем эгоцентричны, и наша неиспользуемая эмпатия «ржавеет». Попробуйте следующую технику: представьте, что ваш любимый человек страдает, что с ним произошло нечто ужасное. Теперь попробуйте представить всю его боль, все его страдание — и чем ярче и красочнее вы это представите, тем лучше. Через несколько недель таких упражнений вы можете переходить к представлению страданий тех, кого вы знаете, но кто вам не так уж и близок. Это значит, что вы должны ощущать страдание и эмоции других людей так, словно это вы находитесь на их месте.
- Чтобы эмпатия не переросла в сочувствие, вам надо сосредоточиться на человеке, а не позволять своей эмпатии уводить внимание в сторону вашего же собственного опыта и воспоминаний о страданиях.[2]
- Чтобы эмпатия не переросла в сочувствие, вам надо сосредоточиться на человеке, а не позволять своей эмпатии уводить внимание в сторону вашего же собственного опыта и воспоминаний о страданиях.[2]
-
3
Чувствуйте общность. Вместо того чтобы обращать внимание на различия между вами и другими людьми, учитесь замечать, что есть у вас общего. В конце концов, все мы люди, всем нам нужна пища, кров, любовь. Мы жаждем внимания, признания, расположения и, превыше всего прочего, счастья. Так что сосредоточьтесь на этих общих чертах, которые вы делите со всеми другими людьми, и забудьте про различия! Одно из лучших упражнений на эту тему взято из издания Ode Magazine — оно состоит из пяти шагов, которые вы можете практиковать, общаясь с друзьями или незнакомцами. Выполняйте их тактично, не подавая виду, и старайтесь проходить все пять шагов с каждым. Итак, направьте внимание на другого человека и скажите себе:[3]
- Шаг 1: «Как и я, этот человек хочет быть счастливым».
- Шаг 2: «Как и я, этот человек не хочет страдать».
- Шаг 3: «Как и я, этот человек знает, что такое грусть, одиночество и отчаяние».
- Шаг 4 : «Как и я, этот человек хочет получить все, что ему необходимо».
- Шаг 5: «Как и я, этот человек постигает жизнь».
-
4
Практикуйте освобождение от страдания. Когда вы научитесь ощущать чувства другого человека, когда поймете его человеческую природу и страдание, следующим шагом для вас станет желание освободить этого человека от страдания. Собственно, в этом сама суть сострадания, само ее определение. Попробуйте следующее упражнение: представьте, что это вы страдаете. Подумайте о том, как сильно вы бы хотели положить этому конец, а также о том, как счастливы были бы вы, если бы другой человек захотел, чтобы вы прекратили страдать, и начал бы вам в этом помогать. Откройте ваше сердце тому человеку — и даже если вы ощутите лишь слабый намек на желание положить конец их страданиям, то сосредоточьтесь на этом желании (или намеке на желание). Вот это чувство вам и нужно развивать. Больше практики — и оно созреет в вашей душе и расцветет дивным цветом.
- Чем больше вы размышляете о сострадании, тем сильнее мозг настраивается на него.
-
5
Проявляйте доброту. Теперь, когда вы овладели четвертой техникой, пришла пора идти дальше. Теперь снова представьте страдание кого-то, кого вы знаете уже давно или же встретили лишь недавно. Представьте, что этот человек — вы, и что это вы страдаете. Теперь вообразите, что есть другой человек, который хочет, чтобы вы больше не страдали — может, ваша мать или любящий вас человек. Какое действие, нацеленное на прекращение вашего страдания, вы бы хотели увидеть от этого человека? А теперь поменяйтесь ролями: теперь вы — тот человек, который хочет, чтобы страдающий больше не страдал. Представьте, что вы сделали что-то, чтобы облегчить или вовсе прекратить страдания человека. Когда вы освоитесь с этим, начните ежедневно делать небольшие, но добрые дела, помогающие другим перестать страдать. Достаточно улыбки, или теплого слова, или помощи с каким-то мелким делом, или просто разговора о наболевшем. Такого рода добрые дела помогут облегчить страдания людей. Когда и это станет для вас привычным, заведите себе привычкой творить добро каждый день.
-
6
Сострадайте тем, кто относится к вам плохо. Последним этапом в овладении искусством сострадания, будет следующее: вам надо научить сострадать не только тем, кого вы любите, но и тем, кто не любит вас. Итак, когда вы столкнетесь с человеком, который ведет себя с вами плохо, не надо действовать сгоряча — отступите. Позже, успокоившись и отстранившись, подумайте о том человеке. Попробуйте представить его жизненную историю, то, чему его учили в детстве, его сложный день на работе и все то плохое, через что ему довелось пройти. Постарайтесь вообразить его настроение и даже умонастроение — то самое страдание, что заставило человека вести себя плохо по отношению к вам. Поймите, что те действия не были нацелены против вас. Они были просто вызваны тем, через что приходится пройти человеку. Теперь подумайте о страдании этого несчастного еще и еще. Подумайте, сможете ли вы положить конец его боли. Подумайте, что было бы, если бы вы сами вели себя с кем-то недостойно, а вам ответили добротой и состраданием. Заставило бы это вас вести себя с тем человек в следующий раз лучше? Стали бы вы добрее к этому человеку? Овладев этим мысленным упражнением в совершенстве, попробуйте действовать с пониманием и состраданием в следующий раз, когда с вами будут обращаться плохо. Начинать можно с малого, но помните: совершенство достигается лишь через практику.
- Конечно, уйдет немало времени на то, чтобы развить контроль над собственными эмоциями до той степени, когда вам откроется способность полного сострадания, но изложенные в этой статье советы вам помогут. Кроме того, учтите следующее: у сострадающих людей, что подтверждают исследования, вырабатывается в 2 раза больше гормона ДГЭА (надпочечникового андрогена), который замедляет процесс старения, а также на 23% меньше кортизола — «гормона стресса».
-
Прорыв: наблюдайте за своими чувствами, сфокусируйтесь на собственном сердце. Притворитесь, будто вы — это посторонний человек, дающий вам совет «Расслабься и не переживай». Представьте, как негативные чувства растворяются, поглощаются вашим сердцем. Это поможет вам изменить, а не подавить отрицательные эмоции.[4]
-
Сердечный засов: очистите разум, сфокусируйтесь на собственном сердце. Подумайте о чувствах, которые вы испытываете к кому-то или чему-то, что любите, и думайте об этом минут 10 или 15. Затем представьте, что вы дарите эти чувства остальным.[5]
-
Прорыв: наблюдайте за своими чувствами, сфокусируйтесь на собственном сердце. Притворитесь, будто вы — это посторонний человек, дающий вам совет «Расслабься и не переживай». Представьте, как негативные чувства растворяются, поглощаются вашим сердцем. Это поможет вам изменить, а не подавить отрицательные эмоции.[4]
- Возможно, вы захотите узнать о том, как прощать людей.
- Конечно, уйдет немало времени на то, чтобы развить контроль над собственными эмоциями до той степени, когда вам откроется способность полного сострадания, но изложенные в этой статье советы вам помогут. Кроме того, учтите следующее: у сострадающих людей, что подтверждают исследования, вырабатывается в 2 раза больше гормона ДГЭА (надпочечникового андрогена), который замедляет процесс старения, а также на 23% меньше кортизола — «гормона стресса».
-
7
Заведите своего рода вечерний ритуал. Очень рекомендуется завести привычку ежедневно перед сном думать о том, как прошел день. Подумайте о тех, кого вы встретили, с кем говорили. Подумайте о том, как вы вели себя друг с другом. Подумайте о цели, которую вы обозначили в ходе утреннего ритуала — сострадать другим. Получилось? Хорошо получилось? Может, завтра удастся лучше? Чему вы научились сегодня? И ,если у вас еще есть время, попробуйте одно из вышеописанных упражнений.
Реклама
Советы
- Эти упражнения по развитию сострадания можно выполнять где угодно и когда угодно. Дома, на работе, в дороге, в путешествии, в магазине, в гостях у родственников — везде! Поместив, так сказать, день в рамки между утренним и вечерним ритуалами, вы поможете себе стать сострадательнее. Практикуйтесь, и сострадание войдет и в ваши дни, и в вашу жизнь! А это, в свою очередь, и принесет счастье в вашу жизнь и в жизнь окружающих вас людей!
- Подумайте о том, чтобы распространить сострадание не только на людей. Цените природу, будьте добры к животным — это тоже поможет вам стать более добрым человеком.
Реклама
Что вам понадобится
- Здоровый рацион
Источники
Об этой статье
Эту страницу просматривали 18 289 раз.
Была ли эта статья полезной?
Download Article
Download Article
Even when you have the best interests of others at heart, showing compassion is not always easy. It’s a skill that takes time and effort to cultivate. One simple way to show your compassion for others is to listen and communicate with sincerity, empathy, and kindness. You can also show your compassion through actions, such as advocating for others or volunteering for good causes. In order to show true compassion, it’s important to cultivate a compassionate attitude.
-
1
Listen actively to others. While it may seem simple enough, listening actively and compassionately takes practice. When you’re listening to another person, give them your full attention. Put away your phone or other distractions and focus fully on what they are saying instead of thinking about how to respond. Don’t interrupt or try to offer advice unless they ask for it.[1]
- You can show the other person you’re listening by making eye contact, nodding, or using verbal cues, like “uh huh,” or “yeah.”
- To make sure you understand what the other person is saying, try rephrasing their words and asking for clarification. For example, “It sounds like you’re struggling at school and you feel like your teachers don’t want to give you the help you need. Is that right?”[2]
-
2
Offer a gentle touch if it’s appropriate. While physical touch isn’t always appropriate or wanted, it can be a very powerful tool for showing compassion and creating a human connection. If you’re talking with someone who is going through something difficult and you’re not sure whether they’d appreciate a supportive touch, ask them.[3]
- For example, you might say, “It sounds like you’re having a terrible day. Would you like a hug?” Or, “You seem really scared right now. Would it help if I held your hand?”
Tip: Even if a good hug or a pat on the shoulder always makes you feel better, be aware that even the most gentle and well-meaning forms of physical touch can make some people very uncomfortable.[4]
If somebody asks you not to touch them, don’t take it personally, and always respect their wishes!Advertisement
-
3
Give the person you’re talking to positive reinforcement. A few words of encouragement can go a long way towards making a difficult situation easier for someone. Show compassion by saying a few kind, supportive words to someone who needs them. Depending on the circumstances, you might focus on their strengths, their accomplishments, or their positive personality traits.[5]
- For example, if a friend is struggling to accomplish a goal, say something like, “I know it’s tough, but I’m so proud of how hard you’ve been working on this!”
-
4
Express your own emotions sincerely. If someone else is going through a tough time, showing your own emotions can help them understand that you really feel for them and care about what they are experiencing. Don’t be afraid to show how you are feeling with your facial expressions and reactions.[6]
- For example, if a loved one is talking to you about their grief over a recent loss, don’t be afraid to show your own sadness or let yourself shed a few tears. This will help them see that their sadness means something to you.
-
5
Validate the other person’s feelings. When someone is struggling with difficult emotions, denying or minimizing their feelings isn’t helpful. Even if you don’t agree with the other person’s reaction to a situation, let them know that you acknowledge their feelings and accept them as they are.[7]
- Don’t tell the other person to “get over it” or minimize their feelings by saying something like, “It’s not that bad!”
- Instead, simply reflect their feelings. For example, say something like, “I can see you’re really angry about this.”
-
6
Respect other people’s wishes and boundaries. Being respectful of others is an important part of compassion. If someone asks you to keep something in confidence, don’t share it with others.[8]
If they let you know that something you’ve said or done makes them uncomfortable, acknowledge it and avoid repeating the behavior.- Always use your best judgment, however—for example, if someone tells you they’re planning to hurt themselves or someone else, don’t hesitate to call emergency services or tell someone who can help. It’s okay to tell a secret if it’s necessary to keep someone safe.
-
7
Think about whether your words are compassionate before you speak. Your words can have a real impact on others, so it’s important to consider what you want to say before you express yourself.[9]
Take a few moments (or even more time, if necessary) to reflect on what you really want to say and what you hope to accomplish by saying it. Ask yourself if what you want to say follows the THINK guidelines. Is it:[10]
- True?
- Helpful?
- Inspiring?
- Necessary?
- Kind?
Advertisement
-
1
Treat others the way they’d like to be treated, when possible and reasonable. The Platinum Rule is one step beyond the Golden Rule—instead of treating someone how you’d want to be treated, treat them how they want to be treated. Different people have different attitudes, ideas, and desires than you do. Do your best to accommodate this.
- For example, maybe when you were 17, you couldn’t wait to move out of home and explore the world on your own. But if your 17-year-old son wants you to help him through the transition to adulthood because he’s overwhelmed, then you should give him extra support.
- The Platinum Rule won’t apply in every situation. You may not always know how someone wants to be treated. Or their expectations may be unreasonable or unhealthy. (For example, just because your two-year-old wants to be the boss of the household doesn’t mean she should be.) Use your best judgment.
-
2
Follow the Golden Rule if you can’t follow the Platinum Rule. One easy way to show compassion in your actions is to follow the Golden Rule—simply treat others the way you’d like them to treat you. It’s important to stick to this rule even with people you dislike or those who do not reciprocate your kindness.[11]
- For example, even if your coworker is consistently rude and inconsiderate to you, make an effort to be polite and civil to them at all times. Greet them politely, say “please” and “thank you,” and open the door for them if their hands are full.
-
3
Practice random acts of kindness. Truly compassionate action is something you do in order to help others without expecting any reward or recognition. Look for opportunities in your everyday life to perform kind and helpful acts without seeking approval from others.[12]
- For example, you might shovel a neighbor’s driveway, offer to help carry someone’s groceries, or give a stranger a sincere compliment.
- Your acts of compassion may inspire others to perform kind actions of their own.
-
4
Be an advocate for somebody in need. Standing up for someone who needs help is an important form of compassion. There are many ways to be an advocate, including speaking up when you see someone being mistreated or helping someone connect with resources that might not have been accessible to them.[13]
- For example, if you have a friend or family member who is dealing with a medical issue, you can be an advocate by going with them to doctor’s office visits, taking notes, and asking questions about their care.
- Connecting with your own humanity can really help you foster empathy for other people. Try to recognize that you are a human being among other human beings on this planet, and that we all have some shared experience of being human. Try to keep that on the forefront of your mind when you’re witnessing other people suffering or going through hard times.[14]
-
5
Volunteer for a cause you care about. Being compassionate isn’t always about helping people one-on-one. You can also show compassion by volunteering your time or resources for larger causes.[15]
Do an online search for volunteer opportunities in your area, or reach out to charitable organizations that you care about and ask how you can help.- For example, you might volunteer to mentor kids in your area who are dealing with hardship, or spend time helping out at your local animal shelter.
- Double-check an organization’s reputation before supporting it. Some organizations, like Susan G. Komen for the Cure and Autism Speaks, cause harm and don’t do as much good as you might think.
Tip: In addition to contacting individual organizations, you can also find volunteer opportunities through websites like VolunteerMatch and CreateTheGood.
-
6
Model compassionate behavior for others. Studies show that compassion is contagious.[16]
By performing kind acts in front of others, you can serve as an inspiration and a role model.[17]
Set a good example for the people in your life by treating them and others with kindness and respect.- If you have kids, treating them with love, kindness, and respect will help them form a compassionate mindset that can last a lifetime. You can also set a good example for your children by treating others compassionately in their presence.
- If you see other people in your life behaving compassionately, offer praise and encouragement. For example, “Lucy, I thought it was amazing how you stood up for Ben at school today. That took courage. I’m so proud of you.”
-
7
Do what you believe is right, even if others criticize you. Other people may not always agree with your compassionate choices. If someone else criticizes you for taking a compassionate action, don’t let it discourage you. You don’t need anyone else’s approval to do the right thing.[18]
- For example, if you offer to help a relative who’s struggling financially, someone else in the family may accuse you of coddling or enabling them. Say something like, “I understand your concerns, but everyone falls on hard times now and then. I think it’s really important to support Beth right now as she’s getting back on her feet.”
- Being compassionate takes courage, especially when others don’t agree with what you’re doing.
Advertisement
-
1
Develop self-compassion. In order to show compassion to others, you must first learn to be compassionate towards yourself. You can practice self-compassion by acknowledging and praising your strengths and accomplishments, accepting your flaws without judgment, and forgiving yourself for your mistakes.[19]
- If you struggle to treat yourself with compassion, think of the kindest person in your life. Strive to treat yourself the way they treat you.
- Self-care is an important component of self-compassion. Caring for yourself properly can mean many things, including sleeping well, eating well, getting exercise, and doing things you enjoy.
-
2
Accept others’ flaws and weaknesses. Being compassionate towards somebody doesn’t mean that you have to agree with everything they do. It is important, however, to both recognize their good qualities and accept their bad ones. Remember that all people have the potential for good, even if their actions don’t always meet that potential.[20]
- While it’s okay to be critical of other people’s actions, try to avoid judging them based on your own prejudices and assumptions. Try to put yourself in the other person’s shoes and recognize that they have their own struggles and challenges.[21]
- While it’s okay to be critical of other people’s actions, try to avoid judging them based on your own prejudices and assumptions. Try to put yourself in the other person’s shoes and recognize that they have their own struggles and challenges.[21]
-
3
Be patient with those who are struggling. It can be terribly frustrating to watch someone make mistakes or behave in self-destructive ways, especially if it’s someone you love. However, remind yourself that in order to be truly compassionate, it’s important to offer love and kindness even if the other person doesn’t respond to it the way you’d like or continues to behave in ways you don’t agree with.[22]
- This doesn’t mean you have to put up with abuse or stay with somebody whose behavior is harmful to you emotionally or physically. Instead, focus on maintaining a loving, empathetic attitude even if you have to build stronger boundaries or completely cut ties with the person.
-
4
Practice mindfulness to become more compassionately aware. Being mindful can help you become more patient and more aware of what’s going on within and around you. If you find yourself feeling frustrated or upset, stop what you’re doing, breathe deeply, and try to become aware of what’s happening in your body and mind without judgment. Practicing this kind of compassionate self-awareness will help you build the skills you need to be more compassionate with other people.[23]
Tip: Mindful meditation is a great way to build your mindfulness skills and increase your capacity for compassion. Compassion meditation is another great meditative practice for building up your compassion for yourself, your loved ones, and humanity in general.[24]
Advertisement
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
While helping others is an important part of compassion, it’s also vital that you care for yourself. Compassion shouldn’t be about people-pleasing or accepting unfair treatment from others. Don’t be afraid to say “no” if you feel that someone else’s behavior is unacceptable or that what they are asking is unreasonable (or just more than you can handle right now).[25]
Advertisement
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 36,060 times.
Did this article help you?
Письмо в редакцию:
Здравствуйте! У меня вопрос про то, как помочь близкому, но не в материальном смысле, а поддержать его по-человечески. Потому что с этим всегда что-то не то, как мне кажется. Вот, например, ты помог деньгами или еще что-то сделал, а что сказать, когда человеку просто плохо, когда он плачет или постоянно тебе жалуется? Как обычно говоришь «все будет хорошо» или «не плачь», но это как-то мимо, а что еще сказать, я просто не знаю — я же в душу не могу ему заглянуть, и я ему все-таки не мама или папа. Очень некомфортно себя чувствую в таких случаях, как будто я не оправдываю ожиданий человека, мне кажется, он начинает думать, что на самом деле мне нет дела до его проблем, хотя я честно хочу помочь. Что тут можно сделать?
Андрей, Выборг
На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко
Вы еще пожалеете. Как поддержать человека, чтобы ему не стало еще хуже
«Человек есть существо, страдающее в мире и сострадающее, раненное жалостью, в этом высота человеческой природы», — писал русский религиозный философ Николай Бердяев. Все мы время от времени переживаем горе сами или же горюем вместе с другими страдальцами, поддерживая их в трудную минуту. Но делаем это очень по-разному. Для одних людей сопереживание кажется естественным, как дыхание, они не испытывают серьезных трудностей при общении со страдающим человеком. Другие же вынуждены прилагать для этого серьезное усилие. Иногда настолько серьезное, что сил на сочувствие просто не хватает и человек вообще отказывается участвовать в чужой беде. Да и с принимающей сочувствие стороной тоже все не так просто, как может показаться.
Многим знакома ситуация, когда в трудную минуту тебя вдруг начинают «утешать» так настойчиво, что ты и про горе свое готов забыть, лишь бы избавиться поскорей от этой «помощи».
Но как бы ни были сложны и противоречивы варианты подобных отношений, а человек в них все же остается тем самым — страдающим и сострадающим существом, раненным жалостью. В этом — мера нашей человечности, необходимый ее минимум, опустившись ниже которого, человек просто перестает быть человеком. Поэтому для каждого из нас является насущной потребностью навык, которым, увы, далеко не все владеют — умение сострадать, не разрушаясь от чужой боли и не причиняя своей жалостью еще больших страданий другому.
Но прежде чем начать разговор об этом умении, необходимо сделать отступление на не менее важную тему — о личностных границах.
Тезис первый: Соблюдение личностных границ другого человека — необходимое условие любви в ее христианском понимании
Когда мы слышим слово «граница», то сразу же ассоциируем его с неким разделением, отгораживанием от чего-либо. Но это отнюдь не единственная функция границ. Как ни странно, именно они создают возможность межгосударственных отношений, договоров о взаимопомощи, торговле, сотрудничестве. Не будь границ между государствами, исчезли бы и сами государства как субъекты этих отношений. Точно так же и любые отношения между людьми возможны лишь там, где есть — я, есть — другой, и есть границы, определяющие — где заканчиваюсь я и где начинается другой. Там, где этих границ нет, отношения исчезают, уступая место неосознанному обслуживанию чужих чувств, потребностей, капризов и грехов, которые человек начинает воспринимать как свои собственные.
Парадоксальным образом личностные границы позволяют нам сохранять свободу, без которой даже любовь превращается в безликое слияние, когда один человек становится частью другого, теряя самостоятельное бытие.
Такую «любовь-пожирание» христианский писатель К. С. Льюис прямо называл бесовской. Вот как комментирует его мысли митрополит Сурожский Антоний: «…Когда мы говорим, что любим человека, что это на самом деле значит? Есть английский писатель Льюис, который написал книгу писем старого беса своему молодому племяннику… Это действительно о духовной жизни, только наизнанку; и вот этот старый черт дает профессиональные советы молодому чертенку, который в свет-то еще только выпущен, о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить…
И вот между прочим он говорит в одном из своих писем с недоумением: “Не могу понять… Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными. Как же совместить это?” И продолжает: “Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот, что я, — говорит старый черт, — называю любовью. А Христос, — говорит, — любит и отпускает на свободу…”»
Итак, соблюдение личностных границ другого человека — необходимое условие любви в ее христианском понимании. А значит, и проявлять христианское сострадание к ближнему мы можем, лишь с уважением относясь к чужим границам и не забывая о своих собственных.
Тезис второй: За просьбой о помощи могут скрываться совершенно разные потребности человека
Люди часто нуждаются в сострадании, иногда почти открытым текстом просят о нем. Однако за такой просьбой могут стоять очень разные потребности, о которых бы вкратце хотелось сказать, разделив их на несколько категорий.
1. Реальная нужда в эмоциональной поддержке.
Ее испытывают люди, попавшие в беду и чувствующие, что сами уже не справляются со своим горем. Описывать здесь подробно разные варианты тяжелых жизненных ситуаций, наверное, не имеет смысла. К тому же психологическая устойчивость к стрессу у людей разная. Кто-то способен мужественно переживать смерть близких, потерю здоровья, развод, предательство друзей. А для кого-то невыносимым испытанием может стать затянувшаяся ссора с родителями или плохая оценка в зачетной книжке. Поэтому, не конкретизируя, просто примем как факт, что к этой категории относятся все, кому сейчас очень плохо.
2. Неудовлетворенная потребность в общении.
Иногда человеку просто не хватает внимания. С ним некому поговорить, некому его выслушать, ему не с кем поделиться своими чувствами и мыслями. Почему так получилось — отдельный разговор, но — вот так уж у человека сложилась жизнь. В какой-то момент он усваивает простую истину: люди бывают гораздо щедрее на беседу именно с теми, кого им хочется пожалеть. И вот уже любая житейская проблема превращается для него едва ли не в катастрофу, недомогание — в начало страшной болезни, мимолетное огорчение — в депрессию. И каждый раз очередная «беда» становится убедительным поводом позвонить родным или близким, чтобы умирающим голосом известить их о том, как всё вокруг и внутри ужасно. Ну а далее можно будет позволить встревоженным собеседникам успокаивать себя, выслушивать их участливые ободряющие слова, и чувствовать, что ты все еще нужен, важен и интересен.
3. Откровенная манипуляция, позволяющая добиваться от людей желаемого, вопреки их воле.
Собственно, и предыдущую категорию можно отнести к манипуляциям с той лишь разницей, что ищущий общения и душевного тепла человек чаще всего манипулирует своими ближними неосознанно. Однако этот же принцип можно использовать, вполне отчетливо понимая, что именно и с какой целью ты сейчас делаешь. Например, начать разговор с описания собственных бед и страданий, вызвать у собеседника чувство вины за то, что он такой счастливый и благополучный в сравнении с тобой. А вслед за этим — аккуратненько выторговывать себе всевозможные преференции и бонусы в отношениях. Ведь навязанное чувство вины, подобно воровской отмычке, — один из главных инструментов, принуждающих человека сделать для тебя то, чего по своей воле он делать никак не собирался.
С первым пунктом все очевидно: человеку необходима помощь, значит, ее следует грамотно оказать. А вот с пунктами 2 и 3 дело обстоит несколько сложнее. Хотя, казалось бы, чего проще: манипуляция — дело недостойное, и, обнаружив ее в отношениях, следует тут же прекратить общение с такими людьми. Однако как быть, если манипуляторами вдруг оказались не какие-то привокзальные мошенники, промышляющие гаданием, а самые близкие тебе люди — мама, бабушка, выросшие дети или просто кто-то, чьим общением вы дорожите?
Тезис третий: Манипуляторов не обязательно нужно с негодованием исключить из числа людей, достойных сочувствия, жалости, сострадания
Им тоже бывает нужна помощь, просто другого рода. И здесь нужно уметь распознать подлинную их потребность, чтобы дать им именно то, чего они ждут. Так, например, испытывающего дефицит общения человека совсем не обязательно утешать или подбадривать, выслушивая все его стенания. Вместо участия в навязываемом вам спектакле про выдуманные горести куда продуктивней будет аккуратно перевести разговор на темы, которые действительно человеку интересны.
Ведь ему просто хочется поговорить, хочется, чтобы его выслушали, проявили внимание. Поэтому, оставив без реакции его выжимающий слезу рассказ о тщете бытия, можно расспросить его про уникальный рецепт бабушкиного борща, про то, на какую наживку лучше всего зимой идет окунь, или кто был вокалистом группы Deep Purple в 1975 году.
Разговор о том, что для человека интересно, в чем он преуспел и может поделиться своим опытом — лучший рецепт для таких случаев.
С очевидными манипуляторами ситуация примерно та же: пропустив «страдальческую» вводную часть разговора и выяснив, чего от вас хотят на самом деле, следует подумать — готов ли ты сейчас оказать человеку эту помощь. Если да, то открытым текстом можно сказать в ответ примерно следующее: «Я так понял, ты хочешь попросить, чтобы я подменил тебя на праздники и вышел работать в твою смену?» Здесь очень важно, чтобы человек сам озвучил или подтвердил истинное содержание своей просьбы. Тогда из манипуляции ваши отношения перейдут в нормальный разговор двух взрослых людей, каждый из которых берет на себя ответственность за свое поведение. Если же ожидаемую услугу вы оказать по каким-то причинам не можете или не желаете, точно так же следует сначала уточнить у собеседника, чего именно он от вас хочет. После чего спокойно и вежливо ему отказать.
Казалось бы, ничего общего с состраданием и жалостью к ближнему все это не имеет. Но, к сожалению, множество случаев, когда от нас ожидают сочувствия, на поверку оказывается обычными манипуляциями, где нас попросту собираются использовать «втемную» для удовлетворения своих нужд, при этом полностью игнорируя наши желания и возможности. Потакать в этом манипулятору — очевидный грех против ближнего, который, подобно люьисовскому бесу, стремится лишить свободы и сделать частью себя всех, кого он «любит».
Тезис четвертый: К христианскому состраданию нельзя принудить
Вот здесь и приходят на помощь личностные границы, позволяющие определить, где заканчиваются наши потребности и где начинаются потребности другого человека. Осознанно пожертвовать своим временем, душевными силами и другими ресурсами человек может лишь, когда ясно видит, что эти ресурсы принадлежат ему и он сам принимает решение поделиться ими. Но если вместо такой осознанности возникает смутное чувство вины, в котором ты уже не понимаешь, чью потребность собираешься удовлетворить — свою или чужую, — тогда смело можно говорить о том, что твои личностные границы взломаны манипулятором, умело руководящим твоими эмоциями и поведением.
В таком состоянии любые проявления твоего сострадания вряд ли возможно будет назвать исполнением христианской заповеди о милосердии: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал 6: 1–2). Ведь тяготы эти можно взять на себя добровольно, а можно просто вдруг обнаружить на шее чужую поклажу, которую туда пристраивают без твоего разрешения, попутно воркуя тебе в уши, что, мол, поклажа-то эта на самом деле — твоя, просто ты раньше был не в курсе.
Очевидно, что даже из благих побуждений не стоит участвовать в чужом обмане, пытающемся натянуть одежды сострадания на обычную человеческую слабость и безволие.
Иисус Христос, отдавая в жертву за отпавших от Бога людей Свою жизнь, сказал: Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин 10:18). Подобную власть — добровольно жертвовать собой ради других — каждый христианин получает в святом крещении. И это действительно — власть, которой нужно дорожить, не забывая о ее высоком происхождении. Христианское сострадание не может быть вынужденным, оно всегда — плод свободного выбора в пользу любви. Там же, где это сострадание пытаются выдавить обманом и манипуляциями, впору вспомнить, как фарисеи пытались обмануть Иисуса Христа, спрашивая у него духовного наставления. И как они в итоге получили это наставление, но лишь после гневных слов Учителя: Что искушаете Меня, лицемеры?
Тезис пятый: У сострадающих тоже могут быть различные мотивы, иногда имеющие мало общего с действительным участием в боли другого человека
Таковы, например побудительные причины к помощи у людей со слабыми личностными границами. Рядом с чужой бедой — подлинной или мнимой — они всегда чувствуют себя виноватыми и своим состраданием как бы стараются искупить эту вину, хотя ни в чем не провинились. Отсутствие личностных границ превращает душу такого человека в проходной двор, куда может вторгнуться кто угодно и вести себя как ему вздумается. Такие люди чаще других становятся жертвами манипуляторов, они никому не в силах отказать, потому что в случае отказа чувство вины может стать непереносимым.
Со стороны может показаться, что это и есть настоящая жертвенность. Но на самом деле люди этого типа через сострадание всего лишь обслуживают свою болезненную зависимость от чужого эмоционального состояния.
Главным признаком такого «неправильного» сострадания можно считать чувства самого помогающего после оказания помощи. Неуходящее ощущение вины, «втянутости» в чужую проблему настолько, что человек думает о ней все время, забывая о своих делах, а также вызванное всем этим легкое раздражение, которое постоянно приходится подавлять, — вот картина сострадания, способного вместо помощи другому разрушить самого сострадающего.
Тезис шестой: Нельзя под видом помощи и сострадания увлекаться реализацией своих амбиций
Другой вариант подмены мотивов — нереализованная жажда власти, контроля над другими людьми. Раздавленный горем человек бывает очень беззащитен. В этом состоянии он может ощущать себя как маленький ребенок, нуждающийся в помощи взрослого. И если у помогающего есть скрытое стремление управлять и властвовать, ему в такой ситуации следует быть очень внимательным к своим чувствам, чтобы под видом помощи и сострадания не увлечься реализацией своих амбиций.
Возможны и другие «плюшки», ради которых человек готов терпеть чужую боль, например — подтверждение собственной значимости или чувство нужности, востребованности.
Ничего ужасного в этом нет. Творить добро ради самого добра — дело людей совершенных и бесстрастных. А творить добро, имея в виду также и собственную пользу, — удел большинства из нас. Преподобный авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» пишет: «Трояким образом… можем мы угодить Богу — или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына».
И если вдруг мы обнаружим, что наше сострадание не совсем бескорыстно, это означает лишь, что в исполнении заповеди Христовой о милосердии мы пока еще подобны рабу или наемнику.
Но и такое сострадание, по слову аввы Дорофея, тоже угодно Богу. Важно лишь сознавать в себе эти свои «побочные» мотивы и стараться держать их под контролем, помня, что главная задача тут все же — удовлетворение потребностей человека, попавшего в беду.
Тезис седьмой: Одно из главных правил в общении с горюющим можно сформулировать так: если не знаешь, что сказать — лучше молчи
Цена пустому или необдуманному слову в кризисной ситуации многократно усиливается, вместо поддержки и утешения оно может нанести и без того страдающему человеку еще одну рану.
Хотя молчать рядом с чужим горем тоже ой как непросто. Ведь сострадание — это совместное страдание. И бывает так, что человек сначала искренне хочет помочь, поддержать ближнего в беде. Но, приблизившись к его боли, приняв ее часть на себя, не выдерживает и пытается любыми средствами от этой боли убежать. Совсем оставить горюющего вроде бы как совесть не позволяет (хотя бывает и такое: человек от страха вновь испытать в сострадании чужую боль просто перестает брать трубку телефона, не навещает, не отвечает на письма).
И тогда у него будто сами собой начинают вырываться, увы, ставшие уже традиционными формулы «утешения»: «Не плачь, другим еще хуже, чем тебе», «Теперь ему (умершему) лучше, чем нам», «Хорошо еще, что у вас не один ребенок». Все эти и подобные им фразы рождены отнюдь не состраданием, а прямо противоположным ему чувством — стремлением испуганного сердца обесценить чужую боль, и лишь после этого взять на себя часть такого «обезвреженного» страдания. Конечно же, эти попытки не приносят никакого облегчения горюющему, поскольку направлены на удовлетворение потребности напуганного «жалельщика».
Еще один способ ухода от чужой боли под личиной сочувствия — прямой запрет на горевание: «Ну что ты раскис? Приободрись, держи себя в руках», «Не горюй, все будет хорошо», «Ты должна выдержать, нужно жить дальше».
Ну и, наконец, самый «благородный» вариант — сравнение с собой-любимым: «Когда у меня мама умерла, я чуть с ума не сошла», «Я знаю, как тебе сейчас трудно, сам прошел через это».
Все эти вроде бы призванные утешать слова на самом деле выполняют лишь одну задачу — прекратить переживание человеком своего горя, ну или хотя бы уменьшить его силу. Потому что нам рядом с ним — больно. А мы хотим, чтобы нам больно не было.
Тезис восьмой: Горюющему человеку нужно помочь пройти все стадии горевания
Между тем у горюющего человека совсем другая потребность. Ему нужно непременно дать выход эмоциям, которые его сейчас буквально разрывают на части. Если их просто подавить (а именно это предполагают описанные выше варианты «жаления»), они впоследствии могут натворить много бед, став причиной неврозов и психосоматических заболеваний.
Поэтому горюющему человеку нужно прежде всего помочь пройти все стадии горевания, прочувствовать боль утраты, выплакаться, отгневаться, элементарно поныть-пожаловаться, поплакать на плече у тех, кто готов выслушивать все это, не разрушаясь и не прерывая этот жизненно важный процесс.
Когда-то в деревнях была такая специальная профессия — плакальщицы. Это были женщины, которых приглашали на похороны для создания скорбной атмосферы. Плакальщицы выступали в качестве своеобразного «детонатора» эмоций, которые у горюющих родственников могли быть подавлены шоком от свалившегося на них несчастья. Рядом с безутешно рыдающими плакальщицами, горюющему человеку было легче и самому, наконец, дать волю слезам и рыданиям, освобождаясь от грозных последствий неотработанного на телесном уровне стресса. Сегодня такой профессии нет, а плач даже в скорбных обстоятельствах многие люди считают для себя недопустимым.
Между тем это абсолютно естественное движение человеческой природы, и лучшее тому доказательство — слезы Иисуса Христа, встречающего плачущих родственников и друзей умершего Лазаря. Более того, у христиан есть прямая заповедь именно о такой помощи горюющим: …плачьте с плачущими (Рим 12:15).
Если же для этого нет душевных сил, можно вспомнить, как сострадали праведному Иову его друзья, пришедшие поддержать его в горе: …И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13). Далее Иов вдруг начинает гневаться и проклинать ночь своего зачатия, день своего появления на свет и всю свою жизнь. Он говорит долго и страстно, но друзья опять ни словом, ни жестом не мешают ему. Лишь когда Иов закончил свой гневный вопль, они очень деликатно вступают с ним в диалог: …если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? (Иов 4:2). Книга Иова очень древняя, событиям, описываемым в ней, более трех тысяч лет. Однако поведение друзей страдающего Иова и сегодня можно рассматривать как важную практическую рекомендацию для сострадающих. Они просто находились рядом, своей молчаливой поддержкой помогая страдальцу пройти две первые, очень тяжелые стадии горевания — шок от случившегося и последующий за этим гнев.
Тезис девятый: Определяющий признак правильного сострадания — осознанность, ясное понимание картины происходящего в собственной душе
Но тут еще раз нужно повторить, что быть рядом с чужими слезами и чужим гневом — дело совсем не простое. Осуществлять сострадание нам помогают два весьма отличающихся друг от друга психологических процесса — эмпатия и слияние. От того, какой из них мы используем, будет напрямую зависеть и практический результат наших действий.
При эмпатии мы сочувствуем другому человеку, то есть чувствуем вместе с ним, понимая, что с ним происходит, в чем он нуждается. Однако при этом мы продолжаем воспринимать также и свои чувства, понимаем, что и почему происходит в этот же момент и с нашей душой.
То есть речь снова идет о наличии личностных границ, позволяющих сострадать без отождествления себя с горюющим, оставаясь собой. Если же границ нет или они слишком размыты, мы тоже чувствуем вместе с другим человеком, но — как бы сливаемся с ним, «теряя» себя. Самые яркие признаки такого слияния — иррациональное чувство вины и ответственности за последствия чужих поступков. При слиянии выдерживать груз чужой боли неизмеримо труднее. Поэтому такое сострадание чаще всего заканчивается либо бегством от непосильной ноши, либо — быстрым истощением собственных ресурсов, когда помогающий уже и сам будет нуждаться в чьей-то поддержке.
Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг удивительно точно описал двойственность человеческого стремления к сочувствию: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их». Наверное, лишь с последней фразой Стефана Цвейга можно было бы поспорить: брать на себя то, что превышает твои силы, — дело все-таки рискованное в любом случае.
В остальном же здесь все верно как с христианской, так и с психологической точки зрения. Определяющий признак правильного сострадания — осознанность, ясное понимание картины происходящего в собственной душе, которая «знает, чего хочет».
Именно осознанное переживание чужой боли, желание помочь и готовность терпеть эту чужую боль позволяют человеку оставаться в сострадании и действовать на благо страдающего. Или, проще говоря, позволяют по апостольскому слову плакать с плачущими и, как говорил Бердяев, быть существом страдающим и сострадающим, раненным жалостью. То есть — человеком.
Коллажи Марии Ивановой
Три способа проявить искреннее сочувствие
В равных отношениях взрослых людей никто никого не спасает, не вытаскивает, не «подпитывает энергетически». Роль сочувствующего в таком контакте — создать условия, в которых человек, который остро переживает свое одиночество и чувствует себя потерянным, сможет лучше себя слышать и понимать.
Сопереживающий — личность, приходящая на встречу с другой личностью, чтобы быть рядом в горе и радости. «Сопереживание страдающему человеку исключает слияние с ним, когда «я — это ты, ты — это я», — предупреждает психолог Ольга Красникова, автор книги «Одиночество»*. — Слияние — путь к зависимости».
Вот несколько ориентиров, которые помогут найти золотую середину:
1. Просто быть рядом. Личностное присутствие иногда намного труднее, но и важнее, чем «объектная», предметная помощь.
2. Слушать и слышать. Слушать — значит настроиться на иную, не свою «волну». Слушать — значит быть внимательным и замечать не только слова другого, но и интонацию, взгляд и мимику, жест и позу, а также чувствовать контекст. Слышать — значит проникать в смысл, который собеседник вкладывает в свои слова.
Этот смысл не всегда ясно выражен, потому что не каждый хорошо формулирует свою мысль, умеет понятно объяснить. А бывает, что человек сам не до конца разобрался в том, чем хочет поделиться. Поэтому так важно, чтобы слушающий был максимально сосредоточен на разговоре, ведь любое слово может стать ключом к взаимопониманию.
Предоставить человеку возможность выговориться часто значит оказать ему неоценимую услугу
Умение слушать и слышать можно развивать. Для начала неплохо было бы научиться молчать, когда кто-то говорит, не пытаясь его перебить, подхватить, обязательно высказать/навязать свое мнение, прокомментировать, дать свою интерпретацию или оценку. Но как это бывает сложно — молча, внимательно, вникая в каждое слово и интонацию, выслушать то, что человек пытается до нас донести.
Кстати, иногда цель рассказчика заключается вовсе не в том, чтобы собеседник его понял, — ему важно самому себя лучше понять. Так что предоставить человеку возможность выговориться, быть выслушанным и услышанным часто значит оказать ему неоценимую услугу.
3. Понимать — значит принимать язык и смыслы другого. Формально мы пользуемся одним языком, однако реально говорим на разных языках. Наш язык наполнен личностными смыслами, отражающими личный опыт. Личный опыт — это контекст, определяющий дополнительные смыслы речи.
Важно признавать его право чувствовать сейчас то, что он чувствует, не пытаясь переубедить
Чтобы проникнуть в личностный смысл, то есть понять другого, нужно сделать усилие и вслушаться, научиться распознавать нюансы его речи. Для этого требуются внимание и время. Иногда понять — это и значит помочь.
Вы можете совсем не разделять чувства, которые переживает человек, например не видеть причин для его обиды или вины, даже считать, что он в чем-то не прав. Но важно признавать его право чувствовать сейчас то, что он чувствует, — обиду, вину, злость, горе, не пытаясь его переубедить, вразумить, не добиваясь торжества справедливости, не оценивая его и то, что с ним происходит.
Получив эмоциональную поддержку и принятие, человек скорее успокоится и сможет посмотреть на свою ситуацию более трезвым взглядом и, возможно, увидит, что ошибался. И главное — он не будет чувствовать себя одиноким.
* Ольга Красникова — психолог-консультант, руководитель психологического центра «Собеседник», автор книг «Опоздания и невыполненные обещания» (Никея, 2014) и «Одиночество» (Никея, планируется к выходу в октябре).