Как найти сов или несов

Чтобы определить вид глагола, к нему нужно задать вопрос «Что делает?» или «Что сделает?».

  • Глагол несовершенного вида отвечает на вопросы «Что делает?», «Что делаешь?», «Что будешь делать?». Такие глаголы обозначают действие, которое совершается на момент речи и не привязано ко времени. Пример: играет, купаемся, красите.
  • Глагол совершенного вида отвечает на вопросы «Что сделать?», «Что сделает?», «Что сделаешь?», «Что сделают?». Такие глаголы указывают, что действие уже свершилось, оно имеет конечный результат. Пример: нарисовать, написать, достигнуть.

Опубликовано 7 октября, 2019

Лучший ответ

Алиса Снежнова

Мастер

(1283)


13 лет назад

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос “что сделать” и обычно имеют приставку, а глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы “что делать” и приставки не имеют. Примеры: несов. вид – “Я мыл посуду. (что делал? ) мыл. Сов. вид – “я помыл посуду (что сделал? ) помыл.

Остальные ответы

Мария Фролова

Профи

(500)


13 лет назад

глагола?
задать вопрос.
например
играть (Что делать? -несов. вид)
положить (Что сделать? сов. вид)

Max

Мастер

(1943)


13 лет назад

По вопросу:
что сделал? нарисовал-совершенный вид
что делал? рисовал-несовершенный вид

Максим Петрачук

Ученик

(204)


13 лет назад

сов. вид отв. на вопрос-что сделать?, а несов. вид отв. на вопрос-что делать?

Алёна Венскель

Ученик

(183)


13 лет назад

задать вопрос: что сделал? – сов. или что делает? – несов. вид

Расимович

Знаток

(490)


7 лет назад

Задайте вопрос и все, легко ведь)
что сделал? спел-совершенный вид
что делал? пел-несовершенный вид

Даниил Шушунов

Ученик

(102)


5 лет назад

По вопросу:
что сделал? нарисовал-совершенный вид
что делал? рисовал-несовершенный вид

Alexandr Tsynbal

Ученик

(212)


4 года назад

сделать-есть с! с -совершенный
делал-нет с значит не совершенный)
все легко!

Русские глаголы совершенного и несовершенного вида

Сегодня мы разберем одну из самых сложных тем для изучающих русский как иностранный — аспекты (виды) глагола. В русском языке существует всего три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Благодаря видам: совершенному (perfective) и несовершенному (imperfective) — получается разнообразить обозначение действий.

курсы русского как иностранного онлайн

Что такое аспект глагола в русском языке

В английском языке, чтобы показать завершенность действия, используется время группы Perfect.

Сравните: Every day I read a book. / Каждый день я читаю книгу. — Today, I’ve read the book. / Сегодня я прочитал книгу.

.

В русском языке нет такой группы времен, и чтобы показать длительность, завершенность и другие нюансы действия, используются глаголы разного вида.

Я пою песни в душе по утрам.— I sing songs in the shower in the morning.

Я только что спел новую песню на прослушивании, и буду выступать на концерте. — I have just sung a new song at an audition, and I’ll be performing at the concert.

.

В первом предложении использован глагол несовершенного вида: говорящий подчеркивает процесс действия. Во втором предложении вы видите глагол совершенного вида, он передает результат.

Для удобства лучше учить глаголы русского языка в парах: несовершенный — совершенный. И самый простой способ понять, какой именно глагол перед вами, — задать вопрос. Если это «что делать?» — то глагол несовершенного вида, если «что сделать?» — то совершенного вида.

  • делать — сделать / to do;
  • говорить — сказать / to say;
  • брать — взять / to take;
  • помогать — помочь / to help;
  • смотреть — посмотреть / to see;
  • читать — прочитать / to read;
  • учить — выучить / to learn;
  • платить — заплатить / to pay;
  • ходить — сходить / to go;
  • идти — прийти / to go — to come;
  • давать — дать / to give;
  • думать — подумать / to think;
  • помнить — запомнить / to remember.

.

Обратите внимание, что часто глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставки.

Я плачу за квартиру каждый первый понедельник месяца (платить, несовершенный вид). — I pay my rent every first Monday of the month.

Я уже заплатил за квартиру в этом месяце (заплатить, совершенный вид). — I have already paid this month’s rent.

.

Также они могут различаться при помощи суффиксов: рассказывал (несов.) — рассказал (сов.). Или это могут вообще разные слова: искать (несов.) — найти (сов.).

Кроме того, у одного глагола несовершенного вида может быть не один парный глагол совершенного вида, а несколько: писать (несов.) — списать, написать, записать (сов.), думать (несов.) — подумать, задумать (сов.).

.

курсы русского как иностранного

курсы русского как иностранного онлайн

Когда используются глаголы совершенного и несовершенного вида

Главное различие в использовании глаголов разного вида: несовершенный вид (коротко — несов.) указывает на длительность действия, процесс, а совершенный (коротко — сов.) — на результат, конечность. Однако есть некоторые нюансы.

.

Обычно выбор между конкретным аспектом глагола делается на основании одного из следующих четырех критериев.

  •   Находится ли действие в процессе (несовершенный) или уже завершено (совершенный)?

Я целый месяц готовилась к сложному экзамену (несов., это длилось целый месяц). — I spent a whole month preparing for a difficult exam. (It lasted a whole month).

Я наконец-то подготовилась к сложному экзамену (сов., ура, это свершилось). — I finally prepared for a difficult exam (Great! It happened).

.

  • Повторяется ли ситуация (несовершенный) или это произошло только один раз (совершенный)?

Я до прошлого лета бегал каждое утро (несов., постоянное действие). — I was running every morning until last summer (a constant activity).

Вчера утром я впервые не побежал (сов., однократное действие). — Yesterday morning was the first time I didn’t run (one-time action).

.

  • Мы говорим об этом впервые (несовершенный) или мы уже обсуждали это раньше (совершенный)?

– Ты уже смотрел «Анчартед»? (несов., обсуждение первый раз). — Have you seen Ancharted already? (the first mention)

– Еще нет, но собираюсь. — Not yet, but I’m going to.

– Хорошо, поделись потом впечатлениями. — Good, share your impressions later.

Спустя некоторое время / In a little while:

Ну что, ты посмотрел «Анчартед»? (сов., уже говорили об этом фильме). Как тебе? — So, have you seen Ancharted? (discuss it before). What did you think of it?

.

  • Происходят ли действия одновременно (несовершенный) или одно за другим (совершенный)?

Я люблю есть и читать одновременно (несов., одновременные действия). — I like to eat and read at the same time (simultaneous actions).

Он приготовил ужин, написал письмо, составил план на завтра и лег спать (сов., действия совершаются последовательно). — He made dinner, wrote a letter, made a plan for tomorrow, and went to bed (the actions are performed sequentially).

.

Записывайте на бесплатный пробный урок и учите русский язык с нами

курсы русского как иностранного онлайн

Глаголы совершенного и несовершенного вида в разных временах

В прошедшем времени оба вида глаголов в русском языке ведут себя одинаково. Они оканчиваются на -л/-ла/-ло/-ли:

  • я прыгал — я выпрыгнул;
  • она хотела — она захотела;
  • оно падало — оно упало;
  • они мяли — они помяли.

.

Первый глагол в этих парах несовершенного вида, второй — совершенного.

В настоящем времени можно использовать только глаголы несовершенного вида, потому что мы используем настоящее время, чтобы сказать о том, что мы делаем прямо сейчас (процесс), или о том, что мы делаем регулярно (повторяющееся действие).

Мария звонит мне каждый вечер, чтобы рассказать о своих делах. — Mary calls me every night to tell me about her affairs.

.

В будущем времени употребляются глаголы и несовершенного вида, и совершенного. Но само образование будущего времени происходит по-разному. Будущее время глаголов совершенного вида формируется при помощи личных окончаний (таких же, как у глаголов несовершенного вида в настоящем времени):

  • готовит (наст. время, несов. вид от глагола готовить) — приготовит (буд. время, сов. вид от глагола приготовить);
  • показывают (наст. время, несов. вид от глагола показывать) — покажут (буд. время, сов. вид от глагола показать);
  • изменяю (наст. время, несов. вид от глагола изменять) — изменю (буд. время, сов. вид от глагола изменить).

.

Чтобы образовать будущее время от глаголов несовершенного вида, необходимо использовать конструкцию «быть + инфинитив глагола несов. вида». Личные окончания в данном случае получает только глагол «быть»:

  • буду готовить;
  • будет показывать;
  • будем изменять.

Он приготовит завтра вкусный ужин (сов. вид). — He’s going to make a delicious dinner tomorrow.

Я буду готовить завтра весь день (несов. вид). — I will cook all day tomorrow.

.

Подведем итоги. Основное, что нужно запомнить и понять: глаголы несовершенного вида обозначают процесс, совершенного — результат. У глаголов совершенного вида нет настоящего времени.

Если у вас остались вопросы и желание глубже разобраться в теме, ждем вас на уроках в школе русского как иностранного «Лидер»

Узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.

Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.

Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.


Определение

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.


Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:

  • что делает? рисует;
  • что сделал? нарисовал;
  • что сделает? нарисует.

Что такое вид глагола?

Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.


Определение

Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.


Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:

  • совершенный вид;
  • несовершенный вид.

виды глаголов

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют

  • действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
  • обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.

Например:

  • что сделать? родить, бросить, купить;
  • что сделать? обозначить, ответить, упростить.

В большинстве случаев значение совершенного вида связывается с достигнутым результатом действия.

Понаблюдаем:

  • (что сделать?) написать письмо;
  • (что сделать?) поймать рыбу.

Глаголы совершенного вида могут обозначать начало действия:

  • запеть песню;
  • заиграть на скрипке.

Некоторые глаголы с суффиксом -ну- выражают однократность законченного действия:

  • толкнуть в плечо;
  • крикнуть громко;
  • прыгнуть в реку.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают

  1. действие в протяженности, без указания на его предел;
  2. незаконченность действия.

Например:

  • что делать? учить, красить, бегать, капать;
  • что делать? нести, ползти. 

Среди глаголов несовершенного вида выделяется группа глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-, обозначающих многократные, регулярно повторяющиеся действия:

  • подбрасывать
  • покрикивать
  • прочитывать
  • подглядывать

Виды глаголов

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.


Примеры

летать, рисует, выбирали


Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.


Примеры

вернуться, напишет, пришли


Второй способ — слово «буду»

  • К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
  • К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:

(что сделать?) решить — (что делать?) решать.

Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:

1. суффиксами

  • бросить — бросать;
  • кончить — кончать;
  • встретить — встречать;
  • обидеть — обижать;
  • сосредоточить — сосредоточивать;
  • приурочить — приурочивать;
  • уполномочить — уполномочивать;
  • достигнуть — достигать;

2. приставками

  • готовить — приготовить;
  • брать — собрать;
  • гнать — выгнать;
  • звать — назвать;
  • работать — переработать;
  • морозить — подморозить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слушать послушать
читать прочитать
писать написать
пить выпить
готовить приготовить

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:

  • опоздать — опаздывать;
  • стереть — стирать:
  • вздохнуть — вздыхать;
  • изложить — излагать;
  • утомить — утомлять;
  • защитить — защищать;
  • упросить — упрашивать.

Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):

  • (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать (неверно: споймать);
  • положить — класть;
  • вкладывать — вложить;
  • накладывать — наложить (повязку);
  • брать — взять;
  • искать — найти. 

Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:

  • (что сделать?) грянуть, очутиться;
  • (что делать?) присутствовать, сожалеть.

Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:

  • ранить;
  • молвить;
  • крестить;
  • обещать;
  • воздействовать;
  • использовать;
  • атаковать и пр.

Видеоурок

Тест

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 154

Совершенный и несовершенный вид глагола

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.
  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.
  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, полз­ти.

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Второй способ — слово «буду»

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

1. суф­фик­са­ми

  • брос и ть — брос а ть;
  • конч и ть — конч а ть;
  • встрет и ть — встреч а ть;
  • обид е ть — обиж а ть;
  • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
  • при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
  • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
  • достиг ну ть — достиг а ть;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — при гото­вить;
  • брать — со брать;
  • гнать — вы гнать;
  • звать — на звать;
  • рабо­тать — пере рабо­тать;
  • моро­зить — под моро­зить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шать послу­шать
читать про­чи­тать
писать напи­сать
пить выпить
гото­вить при­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • оп о здать — оп а зды­вать;
  • ст е реть — ст и рать:
  • взд о хнуть — взд ы хать;
  • изл о жить — изл а гать;
  • уто м ить — уто мл ять;
  • защи т ить — защи щ ать;
  • упро с ить — упра ш ивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать ( невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти.

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

Видеоурок

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/glagoly-sovershennogo-nesovershennogo-vida.html

Совершенный и несовершенный глагол в русском языке. Примеры

Несовершенные глаголы или глаголы несовершенного вида указывают на продолжающееся, незавершенное действие. Отвечают на вопрос что делать?

Примеры несовершенных глаголов:

идти, бежать, думать, покупать, отвечать

Совершенные глаголы или глаголы совершенного вида указывают на законченное, завершенное действие. Отвечают на вопрос что сделать?

Примеры совершенных глаголов:

прийти, прибежать, придумать, купить, ответить

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: ходить, размышлять, читать, двигаться, любить, испытывать.

У некоторых глаголов есть лишь один вид.

Например, принадлежать и присутствовать — только несовершенный вид. Они обозначают незавершенное действие.

А очутиться, уцелеть или грянуть — только совершенный вид. Они всегда означают завершенное действие.

Что такое двухвидовые глаголы

Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме. Например, глаголы атаковать, воздействовать, завещать, казнить, обещать, ранить, использовать .

Такие глаголы называются двухвидовыми.

Примеры совершенных и несовершенных глаголов

Многие глаголы в русском языке составляют пары: совершенный и несовершенный вид.

Глаголы могут быть однокоренными и отличаться лишь суффиксами или приставками:
Что делать? Бросать. Рубить . Это глаголы несовершенного вида.
Что сделать? Бросить. Срубить . Это глаголы совершенного вида.
Встречать — встретить
Обижать — обидеть
Готовить — приготовить
Звать — позвать

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Разрез а́ ть — разр е́ зать
Засып а́ ть — зас ы́ пать

Также в корне могут чередоваться согласные или гласные:
Оп а здывать — оп о здать
Ст и рать — ст е реть
Взд ы хать — взд о хнуть
Изл а гать — изл о жить

Бывают видовые пары, которые отличаются корнями:
Ловить — поймать
Класть — положить
Брать — взять
Искать — найти

Как определить совершенные и несовершенные глаголы?

Представим, что в учебнике вам встретилось задание: «определите вид глагола — совершенный или несовершенный». Как это сделать?

Задать вопрос
Если к глаголу подходят вопросы что делать? что делает? что делали? — это несовершенный глагол. Летали, рисовали, танцевали .
Если к глаголу подходят вопросы что сделать? что сделает? что сделали? — это совершенный глагол. Прилететь, нарисует, потанцевали .

Добавить слово «буду»
Перед глаголом несовершенного вида можно поставить слово буду — буду играть, буду танцевать, буду радоваться .
К глаголам совершенного вида добавить это слово нельзя: буду сыграть, буду станцевать, буду порадоваться — это уже ошибка.
Вывод: если перед глаголом легко поставить слово буду , то это несовершенный глагол.

Времена глаголов совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени, а вот глаголы совершенного вида — только в прошедшем и будущем (форма настоящего времени у них отсутствует).

Разберем это на примере глаголов купить и покупать .

Формы времени глаголов несовершенного вида

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

Что делал? Покупал — прошедшее время. Возможно, действие повторялось несколько раз.

Что делаю? Покупаю — настоящее время. Действие длится, но неизвестно, давно ли оно началось и долго ли будет продолжаться.

Что буду делать? Буду покупать — будущее сложное время. Действие также может повторяться и непонятно, будет ли оно доведено до конца.

Формы времени глаголов совершенного вида

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время.

Что сделал? Купил — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз.

Что сделаю? Куплю — будущее простое время, действие будет завершено и не повторится.

Образовать настоящее время от глагола купить невозможно.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/110796256-sovershennyj-i-nesovershennyj-glagol-v-russkom-yazyke-primery/

Совершенный и несовершенный вид глагола – как определить, таблица, примеры

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глагол — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (дви­же­ние и пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, физи­че­ское и душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка, изме­не­ние состо­я­ния и пр.) и выра­жа­ю­щее это зна­че­ние при помо­щи кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Вид гла­го­ла — кате­го­рия, пока­зы­ва­ю­щая харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, выра­жа­ю­щая отно­ше­ние дей­ствия к его внут­рен­не­му пре­де­лу, огра­ни­чен­ность или неогра­ни­чен­ность дей­ствия.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.
  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  • дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  • неза­кон­чен­ность дей­ствия.
    • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
    • что делать? нести, полз­ти.

    Как определить вид глагола

    Первый способ — вопрос

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

    Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

    Второй способ — слово «буду»

    • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
    • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

    Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

    Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

    (что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

    Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

    1. суф­фик­са­ми

    • брос и ть — брос а ть;
    • конч и ть — конч а ть;
    • встрет и ть — встреч а ть;
    • обид е ть — обиж а ть;
    • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
    • при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
    • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
    • достиг ну ть — достиг а ть;

    2. при­став­ка­ми

    • гото­вить — при гото­вить;
    • брать — со брать;
    • гнать — вы гнать;
    • звать — на звать;
    • рабо­тать — пере рабо­тать;
    • моро­зить — под моро­зить.

    Таблица

    НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

    Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

    • разре́зать — разреза́ть;
    • засы́пать — засыпа́ть;
    • отре́зать — отреза́ть.

    При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

    • оп о здать — оп а зды­вать;
    • ст е реть — ст и рать:
    • взд о хнуть — взд ы хать;
    • изл о жить — изл а гать;
    • уто м ить — уто мл ять;
    • защи т ить — защи щ ать;
    • упро с ить — упра ш ивать.

    Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

    • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать ( невер­но: спой­мать);
    • поло­жить — класть;
    • вкла­ды­вать — вло­жить;
    • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
    • брать — взять;
    • искать — най­ти.

    Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

    Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

    Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45465-sovershennyj-i-nesovershennyj-vid-glagola-kak-opredelit-tablica-primery.html

  • Добавить комментарий