Как найти спонсора для своего фильма

Вопросы, как собрать деньги на фильм, где найти спонсоров, и как реализовать замыслы в киноиндустрии, интересуют начинающих режиссеров. Но обилие идей в голове и желание их реализовать — только 50% процентов успеха. Без стабильного финансирования рассчитывать на ожидаемый результат и известность трудно. Ниже поговорим, в чем нюансы привлечения инвестиций в киноиндустрии, как и где быстро найти спонсоров для воплощения замысла в реальность.

Где найти деньги на съемку фильма?

Лучшее решение на начальном этапе — снять видеоролик, клип или короткометражное кино. Некоторые новички планируют сразу снять шедевр, заработать мировое признание и миллионы долларов. Реальный пример — Морган Сперлок, который добился успеха с помощью спонсоров. Сборы его картины составили 1,8 миллиона долларов (при минимальных расхода на начальном этапе). Как ему удалось собрать деньги на фильм?

сперлок

Причин несколько:

  • Харизма Моргана Сперлока. У людей, которые его знали, возникало непреодолимое желание начать сотрудничество.
  • Идея фильма оригинальна и не затерта, поэтому инвесторы проявляли спортивный интерес к проекту — «выгорит» или нет.
  • Активность и настойчивость. Морган постоянно действовал — он обзванивал людей, которые могли дать деньги и не останавливался, когда в ответ на просьбу слышал однозначное «Нет».
  • Презентации. Чтобы продвинуть проект и реализовать задуманное, идею важно правильно преподнести. Сперлок умело выставлял выгоды картины, показывал ее с лучшей стороны.
  • Консультации. Морган постоянно находился в режиме обучения. Он консультировался с такими известными людьми, как Тарантино, Трамп и другие.

Если следовать приведенным рекомендациям, собрать деньги на фильм и реализовать давнюю мечту проще. Но начинающий кинолюбитель должен помнить, что на начальном этапе высок риск ошибки. Кроме того, гарантии привлечения спонсоров также отсутствуют. Часто складываются ситуации, когда проект никто не желает финансировать, и автору приходится отказаться от затеи.

Что учесть перед тем, как собирать деньги на съемки кино?

Чтобы привлечь инвестора, автору важно знать, что он хочет получить, и какой будет аудитория. Если не разобраться в этих вопросах, поиск спонсора — бесполезная трата времени. Люди, которые вкладывают деньги в кино, инвестируют в массовое проекты. Важно, чтобы кино заинтересовало миллионы людей и принесло значительную прибыль. Новичку получить аудиторию и заслужить лестные отзывы трудно — популярность не падает с неба.

Чтобы добиться успеха, важно решить следующие задачи:

  • Кому новое кино интересно?
  • Сколько денег потребуется на съемку и продвижение проекта?
  • Будут ли актеры, и кого вы планируете привлечь?
  • Как планируется продвижение фильма после завершения работы?
  • Кто будет снимать, заниматься звуком, монтажом и прочими вопросами?

Это только небольшой список ,требующий решения. На практике вопросов больше.

создание фильма

Можно ли снять фильм и не собирать на него деньги?

Бытует мнение, что появление спонсора на горизонте — гарантия успеха картины. Это не так. Причины две:

  • За дело берется новичок, поэтому проколы неизбежны.
  • Высок риск того, что работа не понравится людям.

Здесь снова напрашивается пример Моргана, о котором упоминалось выше. Ему удалось снять кино за 65 тысяч долларов, что практические бесплатно (по меркам Голливуда). Итоговые сборы картины составили 28 миллионов долларов. Теоретически для съемки фильма деньги вообще не нужны (при наличии оборудования). Получить Оскар за такую картину не получится, но вот сделать презентацию и привлечь спонсоров для реализации более крупных проектов в будущем — вполне. При съемке первого фильма часто ставится задача разбогатеть. Этот подход ошибочный. Главная цель — привлечь внимание общества, заявить о себе, как о талантливом режиссере.

Как собрать деньги на фильм — ТОП-3 способа

Перейдем к следующему вопросу — где найти источник финансирования, чтобы приступить к съемкам. Здесь имеется три пути:

  1. Воспользоваться одной из площадок для краудфандинга. В Сети работают десятки платформ, доступных для размещения проектов и привлечения финансирования на разные нужды, в том числе и съемку кино. Популярные варианты — Планета, Бумстартер, Кикстартер и другие. Набирает популярности новый ресурс Sbordeneg.com, где отсутствуют комиссии и ограничения по типу размещаемых проектов. Принцип привлечения инвестиций прост. От автора требуется создать проект, снять презентационный видеоролик (по желанию) и продвигать ссылку в Интернете для привлечения максимального числа читателей (потенциальных инвесторов).
  2. Оформить заявку на питчинг. Здесь для раскрутки кинокартины требуется ее представить и заняться поиском инвесторов для проекта. Минус питчнгов в том, что они проводятся в «закрытом» формате и получить доступ трудно. Чтобы не упустить шанс, важно периодически узнавать о возможности подать заявку. Даже при отрицательном результате не стоит отчаиваться. Наличие критики от экспертов — не трагедия, ведь вы получаете неоценимый опыт и знакомства. К слову, для участия в питчинге «Кинотавра» требуется подтверждение трети финансирования. Для начинающих режиссеров такое условие невыполнимо.
  3. Использовать знакомства. Чтобы собрать деньги на фильм, вспомните друзей и знакомых, которые могут быть полезны в вопросе продвижения проекта. Возможно, коллега по работе раньше работал операторам или звукорежиссером. Кроме того, существует вероятность, что в ваше любимое кафе посещает опытный продюсер. Все, что остается — привлечь его внимание. «Правило трех  рукопожатий», позволяющее выйти через знакомых на любого человека, работает. Главное — задействовать возможности на 100% и верить в успех.

съемка кино

Как действовать начинающему режиссеру?

Перед тем как собрать деньги на фильм и приступить к съемкам, важно проанализировать все «за» и «против», после чего принимать решение. Рассмотренные выше рекомендации работают на практике,  но не гарантируют успех. Каждый новичок идет к цели по персональному сценарию, который пишет самостоятельно.

Что касается Моргана Сперлока, один из его проектов потерпел фиаско. Инвесторы ожидали прибыль в  размере более 10 миллионов долларов, но на практике он собрал только 0,6 миллиона. Несмотря на неудачу, автор не расстроился, ведь замыслы он успешно изложил в фильме. Причина низкой популярности заключается в нереализованности многих идей. Ряд важных моментов автору не удалось донести до пользователей.

В завершение выделим еще ряд советов:

  • При создании первого фильма лучше не тратить время на привлечение крупных спонсоров. Оптимальное решение — собрать деньги самостоятельно или использовать краудфандинговые площадки.
  •  Верьте в успех и не отступайте от поставленной цели.
  • Направьте намерение на успех, но будьте готовый к риску потерпеть неудачу. Главное — не «сломаться» и продолжить движение к цели.
  • Помните о зрителе, ведь  именно он дает главную оценку картины.
  • Базовая цель — снять дешевле и продать дороже.

Воспользуйтесь площадкой Sbordeneg.com, чтобы привлечь финансирование и реализовать любые цели, будь это съемка фильма, путешествие за границу, открытие бизнеса или другое.

Ни для кого не секрет, что киноиндустрия — одно из самых затратных направлений креативного бизнеса. Вместе с идеей фильма у режиссера сразу возникает внушительная статья расходов: оплата работы актеров, съемочной команды, их транспортировка и проживание, если съемки планируются где-то далеко, создание декораций и подготовка локаций, продакшн и постпродакшн, реклама, организация пресс-показа. Сделать все это своими силами практически нереально, и вопрос сбора средств выходит на первый план.

Как собрать деньги на фильм — способы и полезные рекомендации

Какой бы инструмент привлечения финансирования вы ни выбрали, чтобы он сработал, вам придется плотно взаимодействовать с потенциальными инвесторами, партнерами или сотрудниками банка, если вы попробуете взять кредит. Чтобы взаимодействие было успешным, необходимо правильное позиционирование. При этом важно не только красиво представить свой проект, но и доказать его значимость и перспективность. Здесь не обойтись без питч-дека — емкой и лаконичной презентации, в которой должны быть следующие пункты:

  • подробное, детальное описание проекта,
  • информация о его создателях и других членах команды — потенциальным инвесторам важно, кто за этим стоит, какой уровень профессионализма и бэкграунд у этих людей,
  • цель, миссия проекта — чем он интересен в социальном, познавательном или культурологическом плане,
  • бизнес-план с указанием целевой аудитории и ее объема, с полной статьей расходов, в которой учтена каждая деталь, этапы реализации проекта.

Когда презентация готова и вы находитесь на низком старте, можно начинать действовать.

Где найти деньги на съемку фильма?

На каком бы уровне развития вы ни находились, этот вопрос будет оставаться актуальным. Конечно, уровень вашего профессионализма, наличие уже реализованных проектов в портфолио, которые вы можете представить, повышают кредит доверия. Однако, если вы в самом начале пути, не стоит заранее ставить себе препятствия и ограничивать себя: и инвесторы, и рекламодатели интересуются не только представителями кинопроизводства с именем, им интересны и молодые инфлюэнсеры, если проект, который они предлагают, перспективен, а их аудитория — в случае с рекламодателями — совпадает с потенциальной клиентской базой. Поэтому стоит говорить о себе, знакомиться и общаться с людьми, которые могут быть вам потенциально полезны в привлечении инвестиций.

Что учесть перед тем, как начать привлекать инвестиции?

Самое главное — просчитать все финансовые риски. Привлекая инвестиции, вы должны помнить, что, скорее всего, если речь не идет о краудфандинге или меценатстве, средства придется отдавать. Поэтому имеет смысл составить для себя четкий и реалистичный прогноз возврата средств с учетом того, что проект может по различным причинам не окупиться, либо начать приносить доход позже, чем вы ожидаете.

Можно ли снять фильм, не собирая деньги?

Да, если речь идет об очень специфическом, арт-хаусном кино, либо экспериментальном видео, снятом на телефон. Но даже в этом случае вам понадобится хотя бы минимальный монтаж. Конечно, и его можно сделать «на коленке», но качество будет оставлять желать лучшего. Есть малобюджетное кино, которое тем не менее становится популярным, например, «Место встречи» Паоло Дженовезе, где действие происходит в одном кафе, планы почти не меняются, а героев не так много. Однако и в этом случае работали актеры, команда, нужно было арендовать помещение. Поэтому, говоря о полноценном кинопроекте, сделать его бесплатно не получится.

ТОП-5 способов собрать средства на съемку фильма

Мы выстроили рейтинг по нарастающей. От самого компромиссного к самому выгодному варианту.

  • Банковский кредит. На первый взгляд, этот вариант кажется самым очевидным, он понятен и прозрачен по своей схеме. Минус в том, что банки неохотно кредитуют творческие проекты, а если все-таки получить средства удастся, возникают риски, связанные с процентной ставкой.
  • Долг. Вы можете одолжить деньги у знакомых. Если получится это сделать — отлично, но здесь все же есть риск испортить репутацию и отношения, если вы по каким-то причинам не сможете вернуть средства в срок, да и суммы на реализацию кинопроекта обычно таковы, что вам, скорее всего, придется собирать их по частям.
  • Меценатство. Случается и такое, что финансово обеспеченные люди помогают своим любимым креаторам, однако при таких отношениях «покровитель» может претендовать на вмешательство в творческий процесс.
  • Краудфандинг. На сегодняшний день самый популярный способ привлечения финансирования для креаторов, когда автор проекта запускает кампанию на онлайн-платформе, а все желающие «донатят», жертвуют ему любую сумму. Минусы этого способа в том, что, если вы пока не в первом эшелоне популярности, средства очень сложно собрать. При этом в случае успешного завершения кампании в благодарность вы обязаны сделать каждому, кто поучаствовал в ней, какой-то подарок. По опыту многих креаторов затраты на такие подарки как правило автоматически «съедают» часть бюджета, собранного на проект.
  • Краудлендинг — это удобный инструмент привлечения финансирования. Он чем-то похож на банковское кредитование, но кредиторами выступают частные инвесторы. Все документы подписываются онлайн, а деньги на счет после сбора поступают очень быстро. К тому же вам понадобится меньше документов, чем в случае с банком. Минусы этого способа в том, что средства, в отличие от краудфандинга, придется отдавать, а процентная ставка колеблется от 11 до 30%, что выше, чем при обычном кредитовании.

Краудлендинг на Ко-Фи как способ привлечь инвестиции на съемку кино или сериала

Краудлендинговая платформа Ко-Фи создана специально для инвестиций в креативные индустрии. В том числе на нашей площадке успешно проводится сбор средств на съемки фильмов, клипов, их постпродакшн. Для того, чтобы привлечь финансирование на реализацию проекта, вам нужно зарегистрироваться на сайте — эта опция доступна для всех резидентов РФ 18+, затем заполнить подробную заявку со всеми пунктами, указанными выше в описании питч-дека, также добавив прогноз сбора средств и приложив все необходимые документы. В случае с ИП понадобится загрузить только скан паспорта, с ООО — паспортные данные руководителя, устав, сведения о персональном составе органов управления, указать систему налогообложения, состав учредителей и сведения о бенефициарных владельцах.

Вы сами определяете в заявке сумму займа, процентную ставку, срок возврата и объект залога, если вам необходимо более 300 000 рублей. Это могут быть права на интеллектуальную собственность, которая уже приносит доход. Средняя процентная ставка на Ко-Фи составляет 20%. После того, как заявка пройдет модерацию, она окажется на витрине проектов. С этого момента вы в любой момент открываете раунд финансирования, который может длиться 2, 7 или 30 дней. Мы рекомендуем не торопиться и подождать какое-то время, пока потенциальные инвесторы изучат вашу заявку, поставят лайки. Получив такой фидбэк, можно уверенно стартовать. Если средства собраны в обозначенное время, в вашем личном кабинете автоматически появятся договора с инвесторами. Вы подписываете их онлайн, получаете деньги, начинаете реализацию своего проекта, возвращая средства равными ежемесячными платежами с процентами.

Как действовать начинающему режиссеру?

Самое главное — отнестись к своему проекту как к серьезной бизнес-идее, реализация которой требует внимания, подготовки и максимально ответственного отношения к созданию продукта. Такой подход поможет вам как можно раньше вступить во «взрослые» отношения с финансами, партнерами, инвесторами, рекламодателями, в конечном счете — своими зрителями и добиться карьерного роста. И не бойтесь заявлять о себе. Каждый профессионал, селебрити когда-то с чего-то начинал.

Где взять деньги на съемки фильма

Время чтения статьи – 2,5 минуты

Или я вращаюсь в такой среде, или сейчас действительно все хотят снять свой фильм. Энтузиасты берут телефон и идут снимать с помощью друзей. Остальные тормозят, так как осознают, что на фильм нужны деньги. Часто своих денег нет или недостаточно, потому что кино стоит дорого. Так где же взять деньги, если уже есть сценарий?

Способов целая куча. Я перечислю лишь малую часть:

1️⃣ Найти частного инвестора. Это может быть человек из любого бизнеса, у которого есть творческие амбиции или желание запечатлеть свое имя в титрах. Есть много случаев, когда бизнесмены дарят фильм жене, любовнице или ребенку.

Недостатки: если инвестор не очень адекватный, он будет воспринимать вас (создателя) как нечто, что он купил с потрохами, и вносить свои ценные комментарии в каждый этап работы.

2️⃣ Отправить заявку и сценарий продюсерам и редакторам студий и кинокомпаний. Есть шанс, что материал заинтересует и проект запустят.

Недостатки: надо быть очень настойчивым, чтобы сценарий прочитали.

3️⃣ Подать сценарий на конкурс – государственный или частный. В России ежегодно проводятся конкурсы в Фонде кино и Минкульте на поддержку фильмов. Также есть куча конкурсов от кинокомпаний, европейских фондов и т.д.

Недостатки: много волокиты, необходимость открыть компанию и найти часть финансирования.

4️⃣ Краудфандинг – сбор денег с миру по нитке. Фильм «28 панфиловцев» так собрал половину бюджета.

Недостатки: много времени на сбор денег, необходимость выделиться среди сотен проектов, ищущих финансирование.

Если вы опытный киношник и у вас есть команды, которые могут поддержать вас оборудованием, услугами, работой, найти деньги будет гораздо проще. Чем больше упакован проект, тем проще его продать.

А если сценарий хороший, его и так оторвут с руками. Потому что хороших сценариев сейчас мало, а людей, готовых вложить в них деньги – много. Так что пишите классную историю, и возможности ее снять обязательно появятся 😉

Ранее мы разбирались, сколько стоит снять фильм.

Интересно ли вам узнать, почему кино стоит дорого?

Если да, пишите в комментариях, я распишу подробно, куда тратятся такие деньжища.

Величайший фильмПриветствую Вас, дорогой читатель! Сегодня я подготовил для вас интересную статью. А интересна она будет особенно тем, кто снимает или только планирует снять собственный фильм.

Причиной для написания новой статьи стал повторно просмотренный «Величайший из всех когда-либо проданных фильмов» 2011 года. Если не смотрели, то после прочтения статьи можете это исправить. Ну а теперь к теме.

Как вы думаете, что отличает обычное кино от блокбастера? И почему вообще некоторые из них становятся таковыми?

Блокбастер — это популярный фильм, которому удалось сорвать большой куш в прокате. Таким образом, блокбастерам характерен коммерческий успех. При этом затраты на производство самого фильма могут быть незначительными по сравнению с прибылью.

Как вы думаете, почему работы новичков выглядят довольно посредственно?

В них редко встретишь известных актёров, съёмки в дорогих ресторанах, погони на спортивных автомобилях. Ответ прост – финансирование фильма. Это, пожалуй, один из важнейших этапов кинопроизводства. Причём, вопрос финансирования поднимается первым на подготовительном этапе.

Кратко о финансировании кино

Существует целая индустрия, которая штампует блокбастеры.
Это Сo-promotion. В большинстве случаев она проявляется в интеграции широко известных брендов. Достаточно посмотреть на кадры ниже, как всё сразу станет понятным.

реклама в кино

реклама в кино

И всё это дополнительные миллионы долларов на производство.

Как это работает? Если вкратце, то выглядит это следующим образом. Режиссёр предлагает спонсору выгодные условия, от которых он просто не сможет отказаться, и тем самым добивается финансирования на производство всего фильма. Вот и всё. Но за этим стоит огромная работа, которую проделывают создатели картины, прежде чем получить доллар.

Как вы думаете, что особенного может предложить создатель фильма крупным брендам?
Помните, что представляла собой реклама лет 10 назад? Раньше, если хотели что-нибудь продать, делали старый добрый 30-ти секундный ролик на ТВ. Но со временем, всё меньше людей стали досматривать рекламу до конца. Она стала слишком навязчивой и повсеместной. Не спас ситуацию даже Андрей Малахов своей знаменитой фразой «Не переключайтесь!» 🙂 У нас уже выработался рефлекс — чуть реклама, сразу за пульт. Как тогда выживать большим компаниям в таких условиях?

И вот однажды, кучка гениальных маркетологов собрались вместе, и пришли к единому мнению: «Надо что-то менять». Спустя час решение было найдено. Они поняли, что единственное, на что нормальный человек может смотреть часами – это кино! Именно тогда они почувствовали запах денег, найдя новый, невиданный по своим размерам, рынок сбыта товаров и услуг. И понеслась!

Я, конечно, утрирую, но мне кажется, что так всё и было на самом деле 🙂

Так вот, возвращаясь к вопросу: «Что особенного может предложить создатель фильма крупным брендам?». Огромную аудиторию – вот, что предлагают создатели крупным брендам. Внимание огромного числа людей – вот, от чего текут слюнки у больших спонсоров!

При этом каждая из сторон получает ощутимые выгоды. Спонсор даёт Вам деньги, а Вы спонсору аудиторию. Вы за эти деньги снимаете классное кино, а спонсор добивается ненавязчивой рекламы.

Но это ещё не всё. Как я уже говорил, co-promotion – это целая индустрия по производству блокбастеров. А всё благодаря тому, что всё та же кучка гениальных маркетологов пошла гораздо дальше. Они задали себе вопрос: «Кому ещё будет выгодно участие в фильме?». И через час они снова нашли решение. Звёзды шоу-бизнеса – ещё одна гениальная находка для киноиндустрии.

Также как и в первом случае обе стороны получают огромные выгоды. Отличия только заключаются в том, что кинокартина и известная личность получают мощный рост популярности вокруг себя. Популярность звёзд возрастала прямо пропорционально росту числа зрителей фильма. А росту числа зрителей способствовало именно присутствие в фильме известной личности. Вот так всё просто оказывается. И это ещё раз доказывает, что просто так ничего никто делать не будет. В редких случаях это, конечно, возможно, но на то он и редкий случай.

Сотрудничество с большой звездой, интеграция с крупными брендами – всё это делает из обычного кино блокбастер.

Как найти спонсоров? 

Не все новички решают сначала снять простой фильм. Многие из них намерены снять сразу киношедевр, причём с внушительным бюджетом. Это одна из причин, из-за которой они тратят уйму времени на вопросы типа «где найти спонсора?», «где взять денег на съёмки?» и так далее.

Что ж, если так сильно хочется, то почему бы и нет? Давайте разберёмся, где и как можно найти хорошего спонсора.

Если Вы посмотрите «Величайший из всех когда-либо проданных фильмов», то заметите, насколько неординарной личностью был его создатель, он же главное действующее лицо.

Здесь Морган Сперлок рассказывает о рекламе и брендах, благодаря которым его и снял. В итоге ему удалось получить готовый документальный фильм, бюджет в 1 800 000 $ на его производство и раскрыть завесу тайны рекламы в кино. То есть задумка была воплощена в жизнь.

Как ему это удалось? Вот, что я заметил:

1) сам по себе Сперлок харизматичная личность. С ним приятно работать. Он умеет вызвать доверие. Это сразу заметно, когда смотришь фильм. Если вы слышали про такую американскую передачу как «Давай на спор» (I Bet You Will, MTV), так знайте, именно Сперлок её создатель;

2) его идея была новой и уникальной, а поэтому многие хотели с ним работать ради любопытства;

3) Морган звонил всем потенциальным спонсорам, которых ему удавалось найти. Прежде чем он нашёл нужных партнёров, ему десятки раз приходилось слушать «Нет», «Вы нам не подходите», «Не думаю, что это хорошая идея» и так далее. Иными  словами, режиссёр обладает полезным качеством как настойчивость. Количество переросло в качество;

4) во время встреч с потенциальными спонсорами он эффектно проводил презентации своего будущего фильма, наглядно демонстрируя свои идеи. Морган умело показывал, какие выгоды получит спонсор, выделив средства на производство его картины;

5) плюс ко всему Сперлок брал консультации у знаменитых профессионалов в сфере маркетинга и киноиндустрии, среди которых были Квентин Тарантино и Дональд Трамп.

Достаточно повторить то, что сделал Морган и можно получить похожие результаты.

Но есть один нюанс. Повторить нужно то, что сделал Морган до того, как снял этот фильм. Иными словами, новичку не избежать своих первых «кривых» фильмов точно также как и не избежать отсутствия хоть каких-либо спонсоров. Конечно, я никогда не исключаю возможность, что новоиспечённому режиссёру выпадет шанс поработать с маститыми мастерами своего дела. Я бы не отказался. Жизнь – непредсказуемая штука. Но если быть объективными, то до таких результатов нужно немало поработать над собой.

Представим, что Вы только собираетесь снять свой первый фильм. Даже если Вам удастся добиться встречи с потенциальным спонсором, чем Вы будете его заманивать? Ведь первым его вопросом будет: «На какую аудиторию Вы рассчитываете? ». Каким будет Ваш ответ?

Поэтому прежде чем начинать поиски спонсора, найдите свою аудиторию. В противном случае Вы рискуете потерять зря время.
Те, кто сейчас спонсирует производство фильмов, в первую очередь видят в них средство массовой информации и большинству посрать на искусство. Как бы это ни звучало, но это так.

Ну а чтобы собрать вокруг себя большую аудиторию, нужно сперва её завоевать. Именно поэтому те, кто в прошлом был новичком, а их творчество – неизвестной для многих территорией, сейчас первые лица в киноиндустрии. Всё, что они делали – занимались любимым делом, пытаясь быть лучше, чем вчера.

Можно ли снять кино без денег?

Позвольте мне развеять миф. Многие уверены, что получив согласие спонсора на финансирование фильма, их гарантированно ждёт успех, а фильм бешеная популярность. Во-первых, для новичка это слишком трудная задача, а во-вторых, перечитайте это предложение ещё раз. Но как я уже отмечал выше, что всё может быть. Опять же приведу в пример Моргана. Зачем далеко ходить. Первый его фильм, с которым он «выстрелил», заявив о себе, стала документалка «Двойная порция». Бюджет кино составлял 65 000 $. По меркам западного кино это 0. Как вы думаете, сколько принёс ему этот скандальный фильм? Не угадали, 28 миллионов тех самых долларов!!! Вот такие вот бывают чудеса.

Но новичку пока рано думать о миллионах. У него голова болит от другого – на фильм не хватает несколько тысяч. И здесь многие заблуждаются. Фильм вообще можно снять без копейки. Как правило, это именно первый фильм.

Но неужели только co-promotion может сделать фильм блокбастером? В большинстве случаев да. К счастью, у нас не стоит цель превратить первую работу в блокбастер. Задача состоит в другом – заявить о себе, как об авторе. Только потом мы собираем вокруг себя зрителей, постепенно увеличивая их ряды, и уже затем радуем их более качественным кино.

О том, как решить проблему нехватки денег во время работы над проектом, я также подробно рассказал здесь.

Что же делать новичку?

Первое, что я хотел бы порекомендовать новичку – несколько раз подумать, стоит ли вообще искать спонсоров для своего первого фильма. Я сам далеко не профессионал, но во многих вещах стал разбираться гораздо лучше, с тех пор как увлёкся видеопроизводством. Всё, о чём я рассказал выше – это идеальный сценарий. Но не всегда на деле получается так, как запланировано изначально.

К примеру, уже полюбившийся нам Морган Сперлок так и не оправдал надежд спонсоров, профинансировавших «Величайший из всех когда-либо проданных фильмов». Самый крупный спонсор этого фильма выдвинул следующие условия, прежде чем он выделит 1 миллион баксов:

— фильм должны скачать 500 000 раз;
— показать в 250 кинотеатрах;
— должно увидеть более 600 миллионов человек;
— собрать более 10 миллионов долларов в прокате.

Зайдя на Кинопоиск, видим, что сборы в прокате составляют чуть более 600 тысяч $, количество кинотеатров 141.

Уже только эти два показателя говорят о том, что крупный бренд не получил нужной ему отдачи от фильма. Не думаю, что Морган страдал по этому поводу. Работа сделана,  роль рекламы в кино раскрыта.

Посмотрев внимательно фильм, Вы и сами поймёте, откуда такие результаты. Несмотря на то, что подавляющая часть сценария по задумке автора и должна быть рекламой, всё же многие моменты были реализованы не так, как этого хотел Морган. Это и не удивительно. Можно было заметить, как после каждой встречи с крупным брендом, который вот-вот и даст миллион, Сперлок терял контроль над фильмом. Несколько его идей так и остались нереализованными. Причиной тому стали интересы самих спонсоров. Но как истинный режиссёр, автор отстаивал то, что будет в его фильме. И, на мой взгляд, ему это удалось.

Поэтому второй моей рекомендацией для новичков будет следующее. Если Вы хотите получить первый фильм таким, каким Вы его представляете изначально, откажитесь от внешнего финансирования. Это позволит лучше контролировать ситуацию и придаст больше уверенности в собственных действиях.

Помните о тех рисках, о которых я говорил выше, и не берите за установку обязательный поиск спонсора. Как только Ваш бренд будет на слуху, и как только Вы найдёте в себе привлекательные для спонсоров стороны, тогда можно всерьёз заниматься этим вопросом.

На тот случай, если у Вас не найдётся свободного времени на просмотр «Величайшего из всех когда-либо проданных фильмов», я в виде тезисного плана выделил основные его моменты:

1) Крупные бренды – источник финансирования фильма
2) Интеграция брендов может навредить, а может и превратить фильм в блокбастер
3) Помните о зрителе. Насколько ему всё это понравится?
4) «На какую аудиторию Вы рассчитываете?»
5) Лишний спонсор – повод, чтобы потерять контроль над фильмом
6) Создать шумиху, чтобы продать больше билетов
7) Зритель – это уже партнёр
8) Продажность – значит дойти до черты, когда ты уступаешь своим принципам
9) Главное – снять подешевле и продать подороже

Готовый фильм и его зритель – вот к чему нужно стремиться.

В течение всего года в редакцию Moviestart поступало очень много вопросов о том, где можно найти финансирование на создание короткометражного фильма. Действительно, данная тема уже долгое время остается одной из самых актуальных. К завершению Всероссийской акции «День короткометражного кино» мы подготовили обзорный материал об источниках финансирования короткого метра в России. Спойлер: их много и практически под каждый проект можно найти что-то подходящее.

Субсидии Министерства культуры РФ

Министр культуры РФ Ольга Любимова

Министерство культуры РФ оказывает значимую поддержку кинопроизводителям и кинопрокатчикам в нашей стране. Ежегодно субсидии на производство и прокат получают несколько десятков дебютных, авторских экспериментальных, семейных и детских картин, документальных и анимационных фильмов.

Отдельной поддержки для производства короткометражных фильмов пока, к сожалению, не предусмотрено. Однако, вы можете объединиться с другими авторами короткометражек и подать свой проект на участие в конкурсе на господдержку в качестве тематического полнометражного альманаха. Такие проекты из нескольких короткометражек не раз получали поддержку в Минкульте и становились значимым культурным событием в мире кино.

Среди фильмов-альманахов недавних лет можно отметить: игровой фильм «Это не навсегда» (2019), в котором представлены четыре истории о воспитанниках детского дома; альманах к 100-летию революции  «20:17» (2017), который состоит из трех фильмов длительностью ровно 20 минут и 17 секунд, связанных между собой отрывками дебютного анимационного фильма Юрия Норштейна «25-е, первый день»; семейный фильм с двумя переплетенными сюжетами «Команда мечты» (2019). В этом году Министерство культуры поддержало альманах режиссера Ивана Соснина «Далекие близкие», роад-муви о путешествии отца и сына в автодоме с Дальнего Востока в Москву.

Конкурс достаточно серьёзный. Он проводится среди юридических лиц — кинокомпаний в 3 этапа. На первом этапе в срок, утверждённый приказом Минкульта, вы собираете и подаёте большой пакет документов, включающий сведения о кинокомпании и создателях проекта, сценарий, синопсис, режиссёрскую экспликацию, смету, календарно-постановочный план, письма поддержки. Верно оформленный пакет документов позволяет вам перейти на второй этап, на котором происходит независимая экспертная оценка художественной ценности проекта. Если эксперты выбирают проект, он допускается на очный питчинг, в ходе которого комиссия голосует за понравившиеся проекты, которые и получают государственное финансирование. 

Питчинг – самый важный этап. Именно здесь вы можете ярко представить свой проект и убедить совет в том, что именно он должен быть реализован. В этом вам помогут советы по защите на питчинге от министра культуры Ольги Любимовой. 

Всероссийский питчинг дебютантов

В России в настоящее время проводится множество разных питчингов в рамках крупных фестивалей, киношкол, кинокомпаний: в среднем, раз в месяц объявляется прием заявок на тот или иной конкурс. Питчинг представляет собой публичную защиту проекта перед экспертами и потенциальными инвесторами и помогает авторам не только получить финансирование на свое кино, но и услышать профессиональную оценку проекта, а также завести полезные знакомства, что порой намного дороже денег.

Всероссийский питчинг дебютантов – один из крупнейших индустриальных проектов для молодых кинематографистов, организаторами которого выступают Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Создан по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России в 2013 году. В этом году проект вошел в «Топ-100» Фонда президентских грантов.

Призовой фонд питчинга в 2020 году составил 12,5 миллионов рублей. Проектам-победителям вручается 500 тысяч рублей на реализацию. Авторы могут подать заявки в следующих направлениях: «игровое полнометражное кино», «игровое короткометражное кино», «документальное кино», «телесериалы», «веб-сериалы», «work-in-progress». Питчинг проводится в разных регионах по всей России и в нем могут принять участие не только «местные» дебютанты, но и представители других регионов, в том числе, Москвы и Санкт-Петербурга, желающие снимать кино в том регионе, где проводится питчинг. Помимо самих конкурсов, на которых распределяются денежные средства, а также тренингов для молодых кинематографистов, в рамках питчинга проходит знакомство представителей ведущих продюсерских компаний с локациями, техническими возможностями и кадровым потенциалом региона. Во Всероссийском питчинге дебютантов могут принять участие авторы до 35 лет или сценаристы и режиссеры свыше этого возраста но в соавторстве с дебютантом до 35 лет.

За прошедшие годы состоялось 14 московских и более 60 региональных питчингов, в которых приняло участие более 6000 проектов. 
По итогам прошедших питчингов снято более 100 фильмов, среди них участники ММКФ, «Кинотавра», «Короче», Всероссийской акции «День короткометражного кино» и других престижных проектов. Среди лауреатов Всероссийского питчинга дебютантов – короткометражные фильмы «Взятка», «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!», собравшие миллионы просмотров в сети.

В 2020 году было реализовано несколько короткометражных проектов-участников Всероссийского питчинга дебютантов, которые стали победителями и лауреатами престижных фестивалей. Так, картина Натальи Беляевой  «Соня любит, Соня не любит» победила на кинофестивале «Будем жить» и стала лауреатом Всероссийской акции «День короткометражного кино», а фильм «Спасибо!» Марии Шульгиной получил Гран-при Международного фестиваля «Видение» и стал лауреатом международного смотра «Лучезарный ангел». Документальный фильм «Жизнь-это кайф», посвященный знаменитому педагогу Владимиру Фенченко, стал номинантом «Национальной молодежной кинопремии», а игровой фильм «Хандра» Алексея Камынина вошел в программу «Кинотавра» и вышел в федеральный кинопрокат.

Узнать новости проекта «Всероссийский питчинг дебютантов» и подать заявку на участие можно здесь. Также мы подготовили для вас лайфхаки по участию во Всероссийском питчинге дебютантов, которые помогут ярко представить свой проект.

Институт развития интернета

Один из самых результативных конкурсов этого года – конкурс на создание социально значимого контента для молодежной аудитории Института развития интернета. АНО «ИРИ» функционирует с 2015 года, с 2020-го является оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи. Финансирование проектов осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура». Распорядителем бюджетных средств выступает Росмолодежь. Всего за год ИРИ провел два конкурсных и два внеконкурсных отбора. В результате реализовано 211 интернет-проектов.

В 2021 году Институт развития интернета продолжает прием заявок на создание контента. Заявки принимаются на постоянной основе, но, чем позже подан проект, тем меньше времени у создателей на его реализацию. 

Прием заявок разделен на сессии и победителей объявляют ориентировочно раз в три месяца.

Первая сессия проходила до 23 ноября 2020 года, а проекты-победители станут известны до конца февраля 2021 года. Всего на конкурс поступило 443 проекта, большинство из них категории «видеоконтент» (66%). 

Вторая сессия приема идет в настоящее время, завершится 29 января, а ее победители станут известны ориентировочно в апреле. 

Процедура отбора проектов осталась прежней: сначала заявки проходят валидацию по формальным критериям, после этого их оценивают независимые эксперты от индустрии и эксперты АНО «ИРИ»; далее, исходя из минимального проходного балла, формируется короткий список проектов, который оценивает Конкурсный комитет. На последнем этапе список победителей, сформированный Конкурсным комитетом, утверждает Наблюдательный совет.

Темы конкурсного отбора: «Россия ХХI века», «Будь собой», «Мы вместе», «Делай добро», «Гордимся», «Действуй!». Они дают широкий простор для творческого самовыражения и посвящены будущему России и проблемам молодежи, волонтерству и благотворительности, достижениям в разных областях, профориентированию, культуре и туризму, науке и образованию и т.д.

Направления производства контента: «Видеоконтент», «Контент в блогосфере», «Программный продукт», «Мультиформатный проект». 

При подаче заявки необходимо четко рассчитать ключевой показатель эффективности. Заявленная стоимость проекта в категории «Видеоконтент» должна относиться к заявленному КПЭ проекта как 8 к 1 (из расчета на 8 рублей финансирования – 1 просмотр). 

Просмотры, прослушивания, скачивания, которые выступают в качестве ключевого показателя эффективности проекта, главное основание для оплаты по договору. 

Команда АНО «ИРИ» также оказывает поддержку участникам конкурсного отбора в рамках специальной обучающей онлайн-программы. Она поможет подробно разобраться в конкурсной документации, грамотно составить заявку, рассчитать бизнес-план, определить целевую аудиторию проекта и получить ответы на возникающие вопросы. В программе можно увидеть примеры уже реализованных проектов.

Изучать материалы можно дистанционно в любое удобное время, закрепить знания помогут тесты. Все, кто успешно выполнит задания, получают доступ к ментор-сессии с продюсером АНО «ИРИ». Это возможность задать интересующие вопросы, получить предварительную экспертную оценку своего проекта и рекомендации по его доработке.

Авторы короткометражных проектов могут также подавать свои заявки на участие. За время проведения конкурса реализовано уже множество короткометражек-победителей. Например, проект: «Великая Отечественная: про людей и про войну» представляет собой цикл короткометражных новелл, созданных петербургской киностудией Artel Film Production и основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Герои сюжетов — молодые люди, у которых были мечты, планы, любовь, счастье. Новеллу «Циркач» посмотрели 20 млн. раз во всех соцсетах за 2 месяца с момента выхода.

Фонд президентских грантов

Уже несколько лет Фонд президентских грантов помогает отличным проектам реализоваться. Очень много инициатив, поддержанных фондом, связаны с кино, например, Всероссийский питчинг дебютантов и Всероссийская акция «День короткометражного кино». 

Фонд поддерживает также и создателей фильмов. Конечно, получить деньги на экспериментальную или провокационную короткометражку здесь будет затруднительно, но если у вас, к примеру, важный документальный проект, направленный на сохранение культурного наследия России или духовно-нравственных ценностей ее граждан и вы искренне верите в то, что делаете, у вас есть все шансы. В среднем, можно рассчитывать на сумму около 2 млн. рублей.

Для получения финансирования от Фонда президентских грантов заявку необходимо подать от общественной или некоммерческой организации, официально зарегистрированной не менее, чем за полгода до подачи заявки. В личном кабинете онлайн заполняется многоступенчатая заявка. Фонд разработал очень понятные и полезные видеоуроки, посмотрев которые, вы обязательно все заполните верно.

Национальный фонд поддержки правообладателей

Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП), созданный для финансирования благотворительных проектов и программ, оказывает материальную помощь талантливым молодым кинематографистам – направляет средства на съемки их дебютных фильмов. Чтобы получить поддержку, автор кинопроекта – режиссер, сценарист, продюсер – должен предоставить всю необходимую информацию о себе и о своем фильме, выслав заявку на info@cfund.ru. Заявка должна содержать такие сведения, как полное название фильма, его жанр, описание, синопсис. Следует приложить к заявке смету предстоящих расходов на съемки, указать запрашиваемую сумму финансирования. Кроме того, предоставляется творческая биография автора, ссылки на его предыдущие работы (если есть). Каждую заявку рассматривает Творческий совет НФПП, в состав которого входят опытные кинематографисты: режиссеры Владимир Котт, Сергей Урсуляк, Александр Муратов, Елена Чавчавадзе, сценарист Аркадий Инин. Фонд не может помочь всем желающим, поэтому задача членов Творческого совета – выбрать те проекты, которые, по их мнению, заслуживают наибольшего внимания. При поддержке НФПП снято уже более 30 фильмов молодых авторов – не считая кинокартин, созданные с участием грантов НФПП для победителей кинофестивалей.

Росмолодежь 

Гранты Федерального агентства по делам молодежи вручаются на конкурсной основе, в том числе, на создание короткометражных фильмов. Размер гранта – до 3 миллионов рублей.

Конкурс проходит в следующих форматах: заочный конкурс для граждан РФ от 14 до 30 лет и публичная зашита проектов граждан РФ от 18 до 30 лет в рамках молодежных образовательных форумов, например, Таврида. Так, на Тавриде грант на съемки фильма «Ваш Ваня» получила Анастасия Меркулова. Она успешно реализовала историю 13-летнего немецкого мальчика, которого война заставила взять в руки оружие, и его встречи с советским солдатом, проявившим снисходительность к маленькому противнику. Фильм вошел в шорт-лист Национальной молодежной кинопремии, а также получил награду за лучший дебют на международном кинофестивале «Лучезарный ангел» в 2020 году.

В производстве находится и другой короткометражный проект о войне – победитель конкурса в рамках форума «Таврида». Это фильм «Сашка. Дневник солдата». В августе этого года проект получил 1 млн. рублей на реализацию. Фильм снимается по повести «Сашка» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Эта книга в 2013 году была включена в список 100 книг, рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Над картиной с января 2020 года работает команда в лице Кирилла Зайцева, Валентины Зайцевой и Анны Мелкумовой. Фильм снимали в уникальной северной деревне Кучепалда Архангельской области и на территории комплекса выдающихся исторических сооружений Павловской слободы в Подмосковье.

Подробнее о грантах Росмолодежи можно узнать здесь.

Фонд «Пример интонации» Александра Сокурова

Фонд «Пример интонации», созданный в 2013 году режиссером и педагогом Александром Николаевичем Сокуровым, ориентирован, в первую очередь на поиск и реализацию проектов талантливых дебютантов. 

При поддержке Фонда и его партнеров уже снято несколько полнометражных фильмов, например:

«Мальчик русский», 2019, реж. Александр Золотухин. Фильм принимал участие в Берлинском международном кинофестивале, получил за лучший дебют Премию Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» (2019).

«Глубокие реки», 2018, реж. Владимир Битоков. Фильм получил Диплом за лучший дебют на фестивале Кинотавр.

«Теснота», 2017, режиссер Кантемир Балагов. На Каннском международном кинофестивале фильм одержал победу в номинации «Лучший дебют», получил «Приз гильдии киноведов и кинокритиков» (ФИПРЕССИ) и был номинирован на «Главный приз» кинофестиваля.

В 2021 году Фонд объявил конкурс среди документальных короткометражных проектов. Важным условием участия проекта в конкурсе было соответствие теме – региональное кино России. Конкурсные проекты должны раскрывать особенности жизни в нашей стране. К участию были приглашены начинающие режиссёры в возрасте от 18 до 35 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации.  На данном этапе прием заявок завершен. От 3 до 5 лучших работ будут сняты при полной финансовой и административной поддержке Фонда «Пример интонации» и собраны в альманах. 

За дальнейшими конкурсами Фонда можно следить на сайте.

Сотрудничество с брендами

Некоторые компании предпочитают не тратить миллионы рублей на создание рекламных роликов, а вкладываются в создание короткометражных фильмов, отражающих их ценности. Пожалуй, одна из самых известных коллабораций бренда и молодых творцов – кинопроект «Иваны, помнящие родство», профинансированный брендом «Дядя Ваня». Проект реализуется с конца 2017 года российским производителем консервированной продукции «Дядя Ваня» и екатеринбургским креативным агентством Red Pepper Film. Вместо классической рекламы бренда создаются «душевные» короткометражные фильмы со счастливым финалом. Короткометражки собирают миллионы просмотров и выигрывают призы престижных кинофестивалей.

На данный момент снято уже 10 картин, режиссером которых выступил Иван Соснин. Причем одна из них, «Интервью», в 2019 году получила премию «Золотой Орел» за лучший короткий метр, а картина «Большая восьмерка» в этом году выиграла главный приз Всемирного фестиваля уличного кино.

Все фильмы проекта можно посмотреть здесь.

Еще один яркий и результативный проект бренда – Medialab от Яндекс.Такси. В рамках уже двух проведенных конкурсов участники присылали и реализовывали свои истории, которые происходили в такси. Также был создан мини-сериал «Алиса» из пяти эпизодов, номинант конкурса пилотных серий фестиваля SXSW. По сюжету пятеро водителей такси попадают в смешные, трогательные и жуткие истории в компании бортового компьютера «Алисы».  

DreamApp

На новом онлайн-шоу Тимура Бекмамбетова DreamApp инвесторы дают реальные деньги за контент. Правила шоу просты: у участника есть две минуты, чтобы представить инвестору свой проект. Инвесторы должны решить, вложиться в проект или отказать. Продать проект помогают пушеры – звёздные гости и успешные блогеры.

Проекты должны быть ориентированы, в первую очередь, на Интернет-аудиторию. Это могут быть экспериментальные короткометражки, провокационные веб-сериалы, интерактивные истории и многое другое.

Если у вас есть проект, который может стать новым онлайн-хитом, собрать лайки и просмотры, подавайте заявку и станьте участником шоу. В среднем, на реализацию проекта можно получить от 1 до 3 миллионов рублей. Подать заявку можно здесь.

Краудфандинг

Старый и проверенный способ поиска средств на короткометражное кино – краудфандинг. Краудфандинг – сбор средств на свой проект в Интернете. Вы рассказываете о будущем фильме, а люди переводят вам деньги на его создание просто так или за небольшие подарки, имеющие отношение к проекту. 

Сбор средств проходит на специальных платформах. Крупнейшая российская краудфандинговая платформа – Planeta, один из первых в Рунете сервисов для коллективного финансирования проектов. Вы заключаете договор с платформой, создаете на ней страницу своего проекта и запускаете краудфандинговую кампанию, которая, как правило, длится несколько месяцев. Важно помнить, что сбор средств на платформе – каждодневный труд по привлечению аудитории к своему проекту. Все успешные проекты имеют высокую степень проработки. Редко бывает так, что проект запустился и сам по себе собрал нужную сумму. Подробнее о том, как продвигать краудфандинговый проект можно узнать в специальном разделе сервиса а также, познакомившись с историями успеха на Planeta.

В целом, существует довольно много успешных короткометражных фильмов, которые были реализованы на краудфандинговые средства. В разные годы при помощи краудфандинга были сняты нашумевшие и собравшие немало фестивальных призов картины – «Петух» Алексея Нужного», «Рыба моя» Таи Зубовой, «Еду как хочу» Дениса Филюкова. А из последних примеров — картина Александра Королева «Курчатов» в 2019 году успешно собрала более 800 тысяч рублей на реализацию. Фильм был снят и его премьера состоялась в этом году на кинофестивале «Амурская осень». «Курчатов» продолжает шествие по фестивалям – его международная премьера прошла совсем недавно на Каирском международном кинофестивале.

Конкурс «Быстрый старт»

Онлайн-платформы сейчас активно вкладываются в создание оригинального контента, в том числе, короткометражного. Ярким подтверждением этой тенденции стал конкурс «Быстрый старт», организованный видесервисом START и продюсерским центром Potential.

Конкурс проводился с целью поиска проектов для запуска в производство и привлечения новых авторов к сотрудничеству с платформой START. Сценарные заявки принимались с 6 августа по 7 сентября 2020 года; авторы не были ограничены в жанрах, но могли подавать заявку только при условии, что у них в фильмографии есть хотя бы одна игровая картина. Из сформированного шорт-листа на питчинге были выбраны 7 проектов, каждый получил финансирование в размере 1 млн. рублей. Жанры выбранных проектов абсолютно разные: от черной комедии до психологической драмы. Темы тоже довольно смелые и острые. В ближайшее время проекты будут сняты и размещены на видеосервисе START в линейке оригинальных фильмов.

Питчинг конкурса можно посмотреть здесь. 

Еще больше конкурсов и питчингов с денежными призами можно найти в постоянно обновляемом разделе «Конкурсы» портала Moviestart. Если же по каким-то причинам ничего из вышеперечисленного вам не подошло, уверены, что вы откроете свой, ни на что не похожий путь и обязательно снимете кино мечты. Очень надеемся, что вам в этом поможет наша книга «Сними свой первый фильм», в которой профессионалы индустрии рассказывают о своем опыте создания картины от идеи до фестивального успеха. 

Обзор подготовила Юлия Волкова

Добавить комментарий