Как найти спонсоров для библиотеки

Реализация библиотечного фандрайзинга разделяется на несколько этапов:

  • идентификация;
  • стратегия;
  • развитие;
  • ходатайство;
  • опекунство.

Идентификация

На этом этапе определяется источник финансирования. Это может быть любой из вышеперечисленных ресурсов: благотворительность или спонсорство. Также источником доходов может быть и плата за некоторые услуги библиотеки.

Для этого библиотеки проводят различные мероприятия: встречи с известными личностями, благотворительные акции, концерты и многое другое.

Также библиотеки определяют и изучают коммерческие цели, чтобы определить, как они подходят друг другу. Это необходимо для того, чтобы дальнейшее сотрудничество развивалось с взаимной выгодой.

Стратегия

Или создание имиджа и рекламной кампании. Важно понимать, что имидж — это прежде всего репутация библиотеки, которая складывается за долгие годы деятельности. Для привлечения внимания библиотека принимает участие в общественных мероприятиях или предлагает услуги для организации выставок.

Также для формирования общественного мнения будут полезны связи со СМИ. В этом случае библиотека может предоставить журналистам необходимую информацию для статей и репортажей. Таким образом, в сотрудничестве будут заинтересованы обе стороны.

Развитие

Библиотека подготавливает информационный материал для вручения потенциальному спонсору: письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, статьи из прессы и многое другое. Для каждого спонсора библиотеки нередко определяют индивидуальный дизайн предоставляемой информации.

Ходатайство

Просьба о помощи и ее получение. На этом этапе важно уметь правильно сформулировать просьбу и наиболее грамотно определить приоритеты. Чаще всего это происходит в форме письма-обращения, где объясняют суть проблемы и формулируют задачу проекта.

На этом этапе важна разумная настойчивость: редко кто из организаций сразу соглашается помочь библиотеке. Как правило, на 3–4 ходатайства только одно дает положительный результат и позволяет перейти к следующему и заключительному этапу — опекунству.

Опекунство

На последнем этапе со стороны библиотеки важно поддерживать отношения со своими спонсорами и их заинтересованность. Библиотека, как правило, регулярно поощряет тех, кто помогает ей: поздравляет спонсоров с праздниками, приглашает на мероприятия, публикует благодарственные заметки в местной периодической печати, вручает благодарственные письма.

Также не лишним будет информировать общественность о том, кто им помогает, таким образом формируя спонсору положительную репутацию. Можно разместить списки помощников в помещении библиотеки, на своем сайте. Нередко библиотеки оформляют Доску благотворителей, а также присваивают им звание «Почетный читатель».

Важно помнить, что от стратегии проведения последнего этапа зависит привлечение других помощников, партнеров и благотворителей.

Выездная программа «Культуры 2.0» — специального дискуссионного проекта Форума о технологиях в культуре — прошла в Нижнем Новгороде при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

В преддверии Общероссийского дня библиотек Открытый лекторий решил поднять один из самых актуальных вопросов: как библиотечным проектам привлекать коммерческих партнеров и как работать со спонсорами, чтобы обе стороны были довольны результатами? Рассказать о том, какие наработки и лучшие практики существуют сегодня в партнерских взаимоотношениях, а также показать, что конкретно могут внедрить у себя библиотеки, «Культура 2.0» пригласила известного эксперта с 12-летним опытом работы в области спонсорства Евгению Мальцеву (Москва). Евгения член Европейской спонсорской ассоциации (ESA) и основатель компании Sponsor Consulting подготовила свой мастер-класс «Партнерство и спонсорство проектов и программ в библиотеке» на предварительно собранных кейсах и вопросах от представителей библиотечного сообщества. Поэтому участники получили максимум пользы от ее выступления, а в дополнение презентацию, где все советы и примеры собраны в наглядном, понятном и удобном виде (ее можно скачать здесь).

Что важно понимать, чтобы выстроить успешное партнерство с компаниями и организациями? Правила универсальны: досконально знать свою аудиторию (и поэтому представлять, каким спонсорам она может быть интересна), прогнозировать, каких целей партнер может достичь благодаря сотрудничеству (то есть зачем оно ему) и понимать, как донести свои идеи до тех сотрудников, кто реально принимает решения.

Как это реализовать от самого первого шага поиска потенциального партнера и «продажи» идеи, до последнего отчетности по проекту, на что обращать внимание, какие тренды сейчас актуальны для коллабораций с коммерческими брендами и организациями об этом Евгения подробно рассказала на мастер-классе.

«Партнерство — это решение задач того, с кем вы начинаете сотрудничество,  подчеркнула Евгения.  В этом его отличие от меценатства: если меценатство — это благотворительная поддержка проектов, не требующая ничего взамен, то спонсорство — это всегда решение конкретных задач: маркетинговых, репутационных, социальных и других. То есть через ваш проект — территорию вашей организации, книжный фестиваль, творческую лабораторию и так далее — у партнера появляется возможность продвижения своих товаров и услуг, а также усиления эффекта от своих социальных программ, например, таких, как повышение доверия сотрудников к бренду работодателя — кстати, тема номер один сейчас».

Участники мастер-класса получили не только новые знания и познакомились с опытом системной работы по привлечению партнеров и спонсоров, разработки интеграций и подготовки отчетности, но и закрепили полученную информацию в процессе подробного разбора кейсов, которые эксперт получила от работников отрасли до мероприятия.

Видеозапись мастер-класса доступна в группе ВКонтакте и на сайте:

18 мая, в Международный день музеев, ведущие музейщики собрались на дискуссию «Музейное гостеприимство»чтобы поделиться опытом во внедрении технологий работы с посетителями и получить советы коллег. Гостеприимство традиционно ассоциируется со сферой туризма и гостиничным бизнесом, но музеям есть что позаимствовать из этой практики. Сейчас все больше музеев понимают, что одна из важнейших задач их работы (и залог роста посещаемости, что немаловажно) – формирование позитивных впечатлений и нового опыта у посетителей. А в этом, как известно, важна каждая деталь: от того, есть ли в музее пандусы для маломобильных групп населения, до таких прозаических вещей, как чистота в туалетах и наличие буфета. И музейное гостеприимство становится эффективной технологией, позволяющей поднять работу с аудиториями на качественно новый уровень. 

«Культурное наследие — основная ценность, которую хранит музей. Нам важно делиться наследием с нашим посетителем и сделать все для того, чтобы оно было доступно людям как можно дольше, рассказала о ключевых векторах сегодняшнего развития музея Марина Потанина, начальник отдела гостеприимства, сервиса и обслуживания посетителей музея-заповедника «Царицыно» (Москва). — Культура участия, партиципаторность, — это вектор, который помогает сделать так, чтобы в процессах, которые происходят в музее, принимали участие самые разные группы и сообщества людей. Именно это делает музей по-настоящему живым. Инклюзия — это философия и инструмент, который позволяет каждому принимать участие в жизни музея. Можно сказать, что благодаря инклюзии культура участия может быть реализована на практике в полной мере. В Царицыне мы понимаем инклюзию широко, не ограничиваясь работой с посетителями с разными формами инвалидности. И наконец, музей как место встречи очень разных людей должен предлагать не только инструменты, делающие комфортным пребывание этих разных групп, но и объединять их во взаимообогащающей коммуникации. Именно это объединение на базе интереса к общему культурному наследию развивает и музей, и посетителя, создавая модель устойчивого развития институции в целом».

«Для нас важно, чтобы все экспонаты можно было трогать,  поделился Сергей Несвицкий, руководитель отдела предоставления услуг Музея транспорта Москвы.  Мы приняли такое политическое решение. Инклюзивные программы у нас уже работают, и сейчас мы думаем о когнитивной доступности. Когнитивная доступность нужна для того, чтобы экспонаты или даже выставки были интуитивно понятны и интересны, даже если нет рядом смотрителя. У нас вот такая концепция».

«Как мы обозначили для себя гостеприимство нашего музея?  продолжила Марина Зацепина, руководитель отдела по связям с общественностью музея «Новый Иерусалим» (Москва).  Прежде всего, мы поняли, что люди не едут к нам на одну выставку — это далеко от Москвы и накладно. Как правило, к нам едут  на весь день, значит, нам нужно предоставить помимо основной выставки что-то еще. Поэтому у нас всегда есть сопутствующие выставочные проекты, концертная площадка, детский центр. Мы всегда заботимся, чтобы посетитель, приезжая к нам, этот день проводил с комфортом. Стараемся работать над комплексным впечатлением, создавать инфраструктуру. Помимо этого, мы работаем со своими сотрудниками: проводим курсы клиенториентированности, у нас существует отдел гостеприимства — сектор по работе с посетителями, созданный недавно. 42 человека из 200, работающих у нас, состоят в этом секторе. Удаленные музеи, которые не расположены в мегаполисах и где нет органической проходимости, в которые нужно ехать специально, — такие, как наш, — должны создавать железную мотивацию для посещения. Нужно четко транслировать, что у нас хорошо, комфортно, отслеживать отзывы, работать с ними, подчеркивать свои преимущества. Например, у нас хорошая парковка, и мы это подчеркиваем, потому что это важно для семейного посещения».     

Но гостеприимство это не вседозволенность. Как именно музеи дают понять, что нельзя делать в музее, как устанавливают границы?

«У нас есть подробно прописанные правила, которые в своей короткой версии, внутри входной группы, сопровождаются инфографикой, — поделилась Марина Потанина. — И мы предлагаем разные возможности, чтобы посетитель мог сам выбрать, как ему поступить». 

«Мы находимся на территории ВДНХ, где в прокате есть все, что движется, — например, самокаты,  сказал Сергей Несвицкий.  Внутрь нашего исторического павильона 1937-го года постройки их взять нельзя. Поэтому мы договорились об организации временной парковки и нарисовали очень вежливые, без запретов, указатели. Когда пишутся какие-то императивы, «нельзя» и так далее, это неправильная коммуникация. Можно же сказать не «проход запрещен», а, например, «пройдите слева, это будет удобнее для вас» . А еще мы подключились к большой программе московского транспорта, когда маломобильные граждане могут заказать себе сопровождение по горячей линии Центра обеспечения мобильности пассажиров, и сотрудники будут сопровождать их полностью весь путь до нашего музея и обратно».

«Для нас тоже важный момент — помочь людям добраться до музея, — поддержала Марина Зацепина. — Мы работаем с Яндексом, отслеживаем и актуализируем информацию, следим за правильностью геометок, часов работы — все это тоже формирует позитивный посетительский опыт».

Посмотреть видеозапись дискуссии можно в группе ВКонтакте и на сайте:

Не менее увлекательным и полезным стал паблик-ток «Быть библиотекарем классно!» – он состоялся в рамках «Культуры 2.0 Zoom», молодежного направления Открытого лектория. Наталья Сенаторова, заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов и программ Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, победитель конкурса «Лучший библиотекарь Москвы» 2021, рассказала, чем может вдохновить подростков профессия библиотекаря.

«Библиотека — то место, где можно быть счастливым, — уверена Наталья.  Это место, где, с одной стороны, ты можешь реализоваться, совсем не контактируя с людьми, а с другой — реализоваться в общении, коммуникации, помощи людям.

Библиотека — сложный организм, она вобрала в себя функционал очень многих культурных организаций: мы и досуговый центр, и музей, и коворкинг, да много что сейчас. И в этом много специальностей, которые дают самые востребованные в современном мире компетенции. Здесь целое поле возможностей: систематизация (тут работают каталогизаторы, социологи, специалисты по мониторингу), литературное мастерство (специалисты по редким коллекциям и изданиям, SMM-щики), выставочная деятельность (дизайнеры), экскурсии, культурные проекты, общение с людьми и помощь им (обслуживание читателей).

Библиотека — это как фантастический фильм. Даже библиотечные пространства строятся сейчас максимально футуристично. Все самые безумные идеи можно реализовать здесь».

Почему еще быть библиотекарем классно, можно узнать в видеозаписи паблик-тока в группе ВКонтакте и на сайте:

Фандрайзинг в некоммерческой организации: привлекаем деньги в архивы, музеи и библиотеки

Проблема финансового обеспечения бюджетных учреждений давно стала причиной хронической неудовлетворенности сотрудников архивов, музеев и библиотек. Превратить старую проблему в новую задачу можно с помощью фандрайзинга, который уже успел зарекомендовать себя как эффективный инструмент в борьбе с нехваткой денежных ресурсов.

Что такое фандрайзинг

В наиболее общем виде фандрайзинг (от англ. fundraising) представляет собой процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые необходимыми для реализации определенного проекта (проектный фандрайзинг) или обеспечения текущей деятельности организации (оперативный фандрайзинг).

Это относительно молодое направление работы для большинства некоммерческих организаций, привыкших существовать на деньги из государственного бюджета или вынужденные обходиться без них. Поскольку фандрайзинг является новым понятием в российской действительности, с ним связан ряд предубеждений, которые по большей части основаны на стереотипах советского мышления.

Первый аргумент сторонников «жить по старинке» основан на устойчивом заблуждении о том, что в такой стране, как Россия, с ее экономическими и политическими проблемами, нет денег на благотворительность, меценатство и спонсорство в пользу учреждений культуры и архивного дела. На самом деле в нашей стране существует немалое количество благотворительных организаций, некоммерческих фондов и частных компаний, готовых оказать в том числе финансовую поддержку социально ориентированным проектам. Разочарование руководства некоммерческих организаций в потенциальной эффективности фандрайзинга нередко связано с неправильным выбором методологии или ее некорректной реализацией (см. ниже).

Второе заблуждение отсылает к расхожему представлению о том, что работа государственных организаций должна финансироваться только из государственный казны. Такая ограниченность мышления становится причиной того, что в ожидании очередной милости со стороны государства архивы, музеи и библиотеки лишают себя возможности развиваться и обеспечивать первичные потребности.

Тем не менее, нельзя не отметить, что инструменты фандрайзинга уже были эффективно использованы в некоторых российских учреждениях культуры. В частности, после распада СССР активная кампания по привлечению внебюджетных средств развернулась в библиотечном секторе. Именно библиотекари оказались самым прогрессивным и мобильным сообществом, за которыми следует подтянуться музейным и архивным сотрудникам.

С чего начинается фандрайзинг

Фандрайзинг не является временной мерой по спасению, оторванной от программной деятельности организации. Работа по привлечению денежных средств неразрывно связана с миссией и генеральной линии развития учреждения. Поэтому такую деятельность необходимо рассматривать как продолжение основной стратегии по планированию и управлению. В этом случае она не будет противоречить сложившемуся социальному образу и репутации организации.

Разработка стратегии фандрайзинга

В основе правильного фандрайзинга лежит стратегический подход, который подразумевает следующие этапы:

  • Определение потребностей организации: анализ текущей деятельности и выявление приоритетных потребностей.
  • Формулировка предложения: для чего необходимы ресурсы.
  • Анализ потенциальных источников фандрайзинга: на данном этапе важно помнить о диверсификации источников (компании, частные лица, фонды, государственные органы). От грантоотдающих фондов можно получить большую сумму на целевой проект, но при этом процесс рассмотрения заявок занимает месяцы и не дает гарантированного результата. Частные доноры более скромны в финансировании, но для некоммерческой организации это возможность получить быстрые и нецелевые деньги, которые можно потратить по обстоятельствам.
  • Выбор необходимой методологии: в качестве способов привлечения денежных средств можно использовать систему членских взносов, письма спонсорам, заявки на гранты, массовые рассылки (директ-мэйл), прямой диалог, участие в партнерских проектах, социальные мероприятия и др.
  • Назначение ответственных лиц: при наличии отделов развития, методического отдела и отдела маркетинга в организации нет необходимости привлекать дополнительные кадры; в том случае если собственный кадровый потенциал не отвечает требованиям фандрайзинговой деятельности, целесообразно задействовать (на временной или постоянно основе) новых специалистов. Зачастую главным фандрайзером становится руководитель организации, который обладает наибольшим административным ресурсом и общественным авторитетом.
  • Установление промежуточных целей и реалистичных сроков: важный элемент стратегии – создание серии промежуточных результатов с предполагаемыми сроками выполнения.
  • Определение размера бюджета: бюджет может включать разовые расходы, выплату сотрудникам, затраты на покупку оборудования и материалов для проекта, публикации и иные специфические расходы.

Только на основе четко сформулированной стратегии возможно дальнейшее составление бизнес-плана проекта и других документов, которые адресованы потенциальным источникам финансирования (например, спонсорское предложение, заявка на грант и др.).

Основные области применения фандрайзинга в архивной отрасли

Пока российские некоммерческие организации привыкают к новому понятийному аппарату, наши коллеги из Великобритании активно занимаются разработкой фандрайзинговых стратегий и приоритетных направлений оказания финансовой поддержки. Несмотря на то, что в британских архивах все еще существуют значительные пробелы в этой сфере (по данным Национальных архивов, лишь треть архивных служб имеют оформленную стратегию фандрайзинга), архивное ведомство страны может похвастаться примерами успешного фандрайзинга.

Более того, Национальный совет по архивам Великобритании (National Council on Archives) готовит пособия для архивных служб и спонсирующих их организаций (фондов) со списком наиболее приоритетных направлений работы, которые в первую очередь нуждаются в финансировании. В соответствии с рекомендациями, опубликованными на сайте National Archives UK, в 2005-2010 годах ключевыми областями применения инструмента фандрайзинга должны были стать:

Обеспечение онлайн-доступа к архиву

  • разработка системы National Archives Network (включая перевод в электронный вид и проверку бумажного каталога с целью приведения старых каталогов к международным стандартам ISAD(G));
  • оцифровка архивных документов; продвижение электронного обучения.

Привлечение новых аудиторий

  • оказание социально ориентированных услуг;
  • создание архивов местных сообществ и групп (или налаживание партнерства с такими архивами);
  • инновационное использование архивных фондов для образовательных целей (формальное и неформальное образование);
  • улучшение механизмов маркетинга для продвижения архивных услуг;
  • изменение кадрового состава архива за счет привлечения ранее не охваченных групп (этнические меньшинств) и специалистов нового профиля.

Маркетинг как инструмент продвижения архивных услуг

Большинство архивов страдают от отсутствия средств на продвижение собственный услуг (маркетинг) и ограничиваются минимальным представлением в информационной среде: справочная литература и веб-сайт (в лучшем случае). И, к сожалению, простейшие инструменты маркетинга применительно к архивной службе оказываются недооцененными. Для популяризации архивов как важного социального института в Великобритании в 2004 году был запущен проект Archive Awareness Campaign в тесном сотрудничестве с BBC. В результате совместных усилий архивистов и медийщиков на свет появился документальный сериал Who Do You Think You Are (в русском переводе: «Родословная семьи»), в котором герои занимаются исследованием истории своей семьи. В 2010 году сериал был номинирован BAFTA Television Award в категории «Лучший документальный телесериал». Финансовую поддержку проекту оказали Ассоциация в области архивов и записей (Archives and Records Association) и Совет по музеям, библиотекам и архивам (Museums, Libraries and Archives Council).

Устойчивое развитие

  • развитие капитальных ресурсов архива (включая строительство новых объектов);
  • улучшение условий сохранности архивов;
  • разработка систем электронной сохранности архивов;
  • повышение квалификации сотрудников архива;
  • привлечение и обучение волонтеров;
  • долгосрочные проекты, способствующие развитию архивной отрасли в перспективе;
  • развитие коллекций.

Обеспечение доступа к архивным материалам

  • поддержка новых каталогов;
  • организация выставок высокого уровня.

Инновационные решения

  • развитие центров экспертизы;
  • поддержка межотраслевых проектов;
  • апробация новых идей.

Поощрение необычного проекта для детей

Travelling Archive – специальный архивный проект для детей. Учащимся начальной школы Hackney было дано задание сформировать сообщества и создать необходимый для каждого из них архив, который включал списки почетных членов, журналы, портреты участников, письма и сертификаты. После этого группы обменялись материалами и оформили их в архив с каталогом, к которому могли получить доступ друзья и родители.

Поиск спонсоров как один из способов привлечения средств

Поиск спонсоров (спонсорство) наряду с благотворительностью и меценатством является одним из самых распространенных видов фандрайзинга. При подготовке спонсорского предложения необходимо указать сферу деятельности организации (архив, музей, библиотека), ее приоритеты и, если требуется, изложить суть готовящегося проекта или мероприятия, а также его значимость как для организации, так и для целевых групп. Для создания атмосферы доверия в спонсорский пакет (документация для потенциального спонсора) можно включить информацию о других спонсорах – текущих и прошлых. Кроме того, важно четко сформулировать, какой эффект проект или мероприятие будет иметь для спонсора: привлечение новой аудитории, популяризация новых продуктов или услуг спонсорской организации, повышение узнаваемости и др.

Спортивная организация спонсирует архивный проект

Городской архив Вестминстера (City of Westminster Archives) при финансовой поддержке известного футбольного клуба «Челси» запустил образовательный проект (с использованием архивных материалов) для учащихся начальных школ. Программа Education Through Football была реализована в форме занятий по истории, грамоте, творческому письму (умению создавать тексты) и др. На семинары со школьниками были приглашены экс-игроки ФК «Челси» и офицеры в отставке Британской армии. Проект был организован при участии Вестминстерского совета (Westminster Council) и, помимо Chelsea Football Club , был спонсирован Национальным объединением в области грамотности (National Literacy Trust). При этом каждая из сторон получила свои выгоды: муниципальный архив познакомил учащихся с частью своих коллекций, футбольный клуб обрел новых болельщиков и, возможно, будущих игроков, а сотрудники объединений выполнили свою социальную миссию перед подрастающим поколением.

Частный бизнес оказывает незамедлительную помощь библиотеке

Некогда состояние старой витрины абонемента центральной библиотеки Москвы ЦБС № 3, которая располагается на Садовом кольце, оставляло желать лучшего: выбоины и щели по «живописности» могли сравниться с витринами метрополитена и психдиспансера. Директор учреждения Наталья Жадько обратилась к начальнику рекламного отдела издательского торгового дома «КноРус» с просьбой разместить на месте позора баннер. Через несколько дней библиотека получила макет «люблю читать»!, а затем и сам баннер. Личных связей с руководством компании у библиотеки не было.

Закон в помощь фандрайзингу?

В настоящее время действует Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», однако он требует серьезной доработки в контексте назревших проблем. Согласно статье 3, законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции, Гражданского кодекса РФ, Закона о благотворительности, иных федеральных законов и законов субъектов РФ. В ч. 3 ст. 39 Конституции определено, что «благотворительность поощряется», однако при этом пояснительная формулировка отсутствует: является ли поощрение прямой обязанностью, в чьи возможности или обязанности входит поощрение благотворительности? В этой связи некоторые эксперты сходятся во мнении, что для координации благотворительной деятельности необходимо создание нового органа государственной власти – Федеральной службы по благотворительности. Ранее вопросами передачи на постоянное место хранения культурных ценностей, выбывших из архивов, музеев, библиотек, а также переданных в дар меценатами или возвращенными из-за рубежами, занимались чиновники Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры), которое в 2011 году было упразднено с последующей передачей функций Министерству культуры РФ.

Проект долгожданного Федерального закона №164510-6 «О меценатской деятельности», принятый в первом чтении в апреле 2013 года, частично решает ряд нерешенных вопросов во взаимоотношениях благотворителей-меценатов и получателей пожертвований. Одним из основных положений документа является законодательное закрепление тезиса о том, что только государственные и муниципальные учреждения культуры могут выступать в качестве получателей меценатской поддержки. К сожалению, законопроект никак не регулирует вопросы, связанные с деятельностью иностранных меценатов и возможностью оказания меценатской поддержки анонимно. Несмотря на имеющиеся недоработки законопроекта, работники культуры считают, что он может стать чуть ли не единственным шансом привлечь благотворителей не только к известным музеям в Москве и Санкт-Петербурге, но и культурным учреждениям из провинций, которые не попадают в целевые программы поддержки культуры и искусства.

Как известно, основным стимулом развития фандрайзинговой деятельности являются меры налогового поощрения благотворителей (налоговые льготы). Российское законодательство не оказывает должной поддержки организациям-благотворителям. Согласно п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ, при определении размера налоговой базы налогоплательщик (физическое лицо) имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи, в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде. Для юридических лиц законодательство льгот не предусматривает: благотворительная помощь в виде денежных средств не относится к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Однако в пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что передача товаров (услуг, работ) юридическим лицом в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС.

Отметим также, что проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи принятием федерального закона «О меценатской деятельности» предлагает включить в Налоговый кодекс РФ нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности юридических и физических лиц. В частности, предлагается признать расходы на меценатскую поддержку в размере, не превышающем 2,5 % от налогооблагаемой прибыли за установленный налоговый период, а также освободить государственные и муниципальные учреждения в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении имущества, переданного в качестве меценатской поддержки.

Зарубежный опыт: закон на службе у фандрайзеров

5000 единиц хранения более тысячи авторов, 200 тысяч посетителей в год, две галереи, библиотека, конференц-зал, магазин и ресторан на территории парка и архитектурного комплекса – с таким «багажом» Музей современного искусства в Сан-Паулу работает последние несколько лет. Он является ярким примером успешного внедрения стратегии фандрайзинга в некоммерческой организации. Сегодня 80 процентов дохода (около 7 миллионов долларов ежегодно) составляют взносы и пожертвования со стороны частных компаний, крупнейшими из которых стали три банка (Bradesco, Itau и Santander) и крупнейший производитель стали на материке Gerdau.

Такое завидное вливание капитала оказалось возможным благодаря федеральному закону о стимулировании культуры, который был принят еще в 1991 году по инициативе министра культуры Бразилии. Согласно закону, компании и частные лица получают налоговый вычет в размере, пропорциональном инвестированным денежным средствам. Действие документа распространяется на музыку, исполнительские виды искусства, гуманитарные науки, визуальные искусства, аудивизуальное наследие и др. Помимо материальной выгоды, частные спонсоры получают прибыль к нематериальным активам – репутации как социально ориентированной компании.

Важное направление работы Музея современного искусства – сохранение лояльности и выстраивание долгосрочных отношений с ранее привлеченными спонсорами. На протяжении всего года музей поддерживает с ними коммуникацию посредством рассылки информационных писем (информирование о мероприятиях музея) и проведения специальных мероприятий для сотрудников компании-спонсора. Партнеры музея также могут использовать музейные конференц-зал и ресторан для проведения маркетинговых и PR-событий.

Стоит отметить, что в условиях обострения конкуренции со стороны других учреждений культуры руководство музея приняло решение нанять двух сотрудников, в компетенцию которых входит поиск новых спонсоров и поддержание связей с текущими партнерами, а также мониторинг правовых, административных и финансовых аспектов фандрайзинга.

Список литературы и источников:

  • М. Рутковская «PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг» 
  • Фандрайзинг по-русски. Библиотечное дело № 4 (28)’05 – Фандрайзинг 
  • Благотворительность в России: вчера, сегодня, завтра 
  • О фандрайзинге в Музее современного искусства в Сан-Паулу
  • Национальные архивы Великобритании. Фандрайзинг
  • Giving Value: Funding priorities for UK Archives 2005-2010. The National Council on Archives

Фото: www.ria.ru

НААР.РУ ©

Как НКО найти деньги на свой проект: 5 бесплатных краудфандинговых платформ

Российские краудфандинговые платформы помогают НКО развивать социальные проекты и искать тех, кто готов их поддержать

Благотворительные фонды обращаются к собственным и сторонним информационным ресурсам для освещения своей проектной деятельности, тем самым привлекая все больше людей к сбору пожертвований для подопечных. Эффективным онлайн-сервисом по финансированию проектов являются краудфандинговые платформы, где размещаются объявления о сборе средств. Краудфандинг для благотворительных фондов является инструментом не только для привлечения спонсоров, но и для продвижения социальных проектов на большую аудиторию. В России функционирует несколько краудфандинговых платформ, которые сотрудничают с благотворительными фондами и бесплатно размещают социальные проекты для сбора пожертвований.

Planeta.ru

На краудфандинговой платформе «Планета» регулярно размещаются проекты некоммерческих организаций в разделе «Благотворительность». «Планета» сотрудничает с проверенными благотворительными фондами, которые могут гарантировать, что собранные средства будут направлены на заявленные в проекте расходы.

Сотрудничество с благотворительными организациями осуществляется на специальных условиях: в отличие от авторов коммерческих проектов, которые получают средства спонсоров только в том случае, если проект собрал более 50% от заявленной суммы, благотворительным фондам перечисляется любой процент от целевой суммы. Кроме этого, с благотворительных проектов не взимается сервисный сбор.

Добро Mail.ru

Краудфандинговый проект сотрудников Mail.ru Group был создан для поддержки исключительно благотворительных проектов. Некоммерческие организации могут стать партнерами платформы после прохождения тщательной проверки службой безопасности Mail.Ru Group, фондом «Дорога вместе» и юристами, а также после успешного собеседования с командой проекта. Заявки на участие в проекте Добро Mail.ru принимаются ежегодно с 1 по 31 октября. После завершения проверки информация о проектах размещается на сайте, и любой желающий может поддержать подопечных фондов, перечислив средства, которые поступают на счета фондов-партеров без вычета комиссии.

Нужна помощь

Фонд «Нужна помощь» занимается сбором средств для социально ориентированных некоммерческих организаций при помощи портала «Такие дела» и сервиса волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем». Чтобы НКО могла приступить к сбору пожертвований, она должна пройти верификацию на сайте nuzhnapomosh.ru, заполнив форму регистрации. После проверки данных анкета организации будет добавлена в каталог проверенных организаций и сможет разместить свой проект на платформе «Пользуясь случаем» или на портале «Такие дела».

На сайте фонда «Нужна помощь» НКО также могут создать личный кабинет, в котором будут публиковать отчеты по проектной деятельности, отслеживать сбор средств и взаимодействовать со спонсорами.

Необходимо учитывать, что платформа не занимается сбором адресной помощи, а размещает на сайте работающие проекты, нуждающиеся в дополнительной финансовой поддержке.

Сделай!

Краудфандинговая платформа «Сделай» организовывает сбор пожертвований для фондов во время забегов. Платформа активно сотрудничает с организаторами спортивных мероприятий и рассказывает людям о возможности поддержать благотворительный фонд своим участием в забеге. Любой желающий может начать сбор средств в пользу социального проекта, размещенного на сайте sdelai.org, став благобегуном.  До начала забега благобегуны проводят информационную кампанию в социальных сетях, рассказывая о выбранных ими благотворительных проектах и призывая как можно больше людей участвовать в сборе средств. Для регистрации фонда на платформе необходимо заполнить анкету на сайте и прикрепить учредительные документы, которые пройдут проверку модераторов сайта, после чего учетная запись НКО будет активирована.

Сбербанк Вместе

Платформа «Сбербанк Вместе» занимается программой адресной помощи некоммерческим организациям. Все желающие могут поддержать конкретную историю на сайте https://today.sberbankvmeste.ru/all-stories, перечислив выбранную сумму, или оформить подписку на ежемесячный платеж на развитие деятельности одного из фондов.

Благотворительные организации могут подать заявку на включение в программу два раза в год: с 15 по 31 мая и с 15 по 31 октября. Для этого необходимо ознакомиться с требованиями к участникам, заполнить форму и отправить ее на электронную почту nko@sberbankvmeste.ru.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СПОНСОРОВ И СМИ

Где ещё библиотеке найти поддержку в проведении и освещении Забега?

К сожалению, нередко библиотеки ограничены в ресурсах для приобретения книг, сувениров или иного раздаточного материала для вручения респондентам во время Забега. Мы прекрасно это понимаем и стараемся помочь “книгобежцам”. Однако даже с учётом поддержки со стороны партнёров “Бегущей книги” обеспечить раздаточными материалами все библиотеки, проводящие акцию, объективно невозможно из-за их постоянно растущей численности. К примеру, в Весеннем забеге 2022 года участвовали 800 библиотек по всей России!

Поэтому многие библиотеки также ищут и находят спонсорскую поддержку в своём городе и регионе в лице издательств, книжных магазинов и магазинов канцелярских товаров, продавцов спорттоваров и сувенирной продукции, а также получают помощь других коммерческих компаний, государственных структур и общественных организаций, частных меценатов и даже авторов книг. Иногда подобное сотрудничество продолжается не один год!

Вот несколько примеров компаний, ставших партнёрами отдельных библиотек-участниц акции “Бегущая книга”:

Мы решили поделиться успешным опытом такого взаимодействия и подготовили для книгобежцев шаблон письма, которое можно использовать для начала коммуникации с потенциальными спонсорами или партнёрами.

Напомним, что организаторами акции “Бегущая книга” являются сами библиотеки, и книгобежцам в любом уголке страны не обойтись без информационной поддержки.

Накануне каждого Забега мы осуществляем рассылку анонса во все крупные федеральные СМИ. Однако привлечь внимание местных телеканалов, радиостанций, новостных интернет-порталов или печатных изданий к освещению Забега в конкретном населённом пункте – в силах только самих книгобежцев! И для таких СМИ участие здешней библиотеки во Всероссийском интеллектуальном забеге – привлекательный инфоповод и неординарное событие, о котором они захотят рассказать своей аудитории.

Среди библиотек-участниц “Бегущей книги” также немало примеров регулярного взаимодействия с городскими и региональными средствами массовой информации, благодаря которым об их участии в Забеге узнают местные жители. Вот лишь некоторые из таких СМИ:

А ведь чем лучше освещено участие библиотеки в “Бегущей книге”, тем больше интереса появляется к ней со стороны потенциальных спонсоров и партнёров!

Как библиотеке привлечь внимание местных СМИ к своему Забегу? Всё просто! Достаточно связаться с ними, сообщить о своём участии в акции и отправить пресс-релиз.

Добавить комментарий